Денежное довольствие

Денежное довольствие военнослужащих
Возмещение расходов, связанных со служебными командировками и полевыми выходами
Денежная компенсация расходов по найму жилых помещений
Заработная плата гражданского персонала
Банковское обслуживание военнослужащих и гражданского персонала
Куда обратиться по вопросам финансового обеспечения

Денежное довольствие военнослужащих

Денежное довольствие – совокупность выплат, исчисляемых в денежной форме, которыми обеспечиваются военнослужащие, резервисты, суворовцы, воспитанники воинских частей и военнообязанные, призванные на военные (специальные) сборы, в зависимости от занимаемой должности, воинского звания, квалификации, продолжительности и условий военной службы, качества и результатов служебной деятельности, особенностей воинского труда, служебного и правового положения.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из основных и добавочных видов.

Основные виды денежного довольствия – основные ежемесячные выплаты, которыми обеспечивается военнослужащий в соответствии с занимаемой должностью и воинским званием, а также с учетом особенностей его правового положения. Основными видами денежного довольствия являются должностной оклад и оклад по воинскому званию.

Добавочные виды денежного довольствия – дополнительные выплаты, носящие характер материального стимулирования либо компенсаций и гарантий, устанавливаемые в зависимости от специфики прохождения военной службы, которые не учитываются в окладах денежного содержания.

Добавочные виды денежного довольствия делятся на ежемесячные и единовременные.

Ежемесячные добавочные виды денежного довольствия – добавочные виды денежного довольствия, право на которые возникает и длится весь период действия условий, определяемых с учетом специфики прохождения военной службы либо правового положения военнослужащего.

Единовременные добавочные виды денежного довольствия – добавочные виды денежного довольствия, с выплатой которых право на них является реализованным и для получения их вновь необходимо возникновение данного права.

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием и иными, предусмотренными законодательством, выплатами соответствующими финансовыми органами.

Денежное довольствие выплачивается военнослужащим 21-го числа данного месяца. Если 21-е число приходится на выходные либо праздничные дни, выплата денежного довольствия осуществляется накануне.

Обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в безналичном порядке посредством зачисления денежных средств на банковские счета, открытые военнослужащими в ОАО «АСБ Беларусбанк». В исключительных случаях выплата денежного довольствия может осуществляться наличными денежными средствами через кассу воинской части.

Ежемесячно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и офицеров по призыву, выдаются расчетные листки в электронном виде посредством использования системы дистанционного банковского обслуживания ОАО «АСБ Беларусбанк».

Размеры, порядок и условия начисления и выплаты денежного довольствия изложены в следующих правовых актах, с которыми военнослужащие могут ознакомиться в несекретном делопроизводстве или финансовом органе воинской части:

Инструкция о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденная приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054;

Положение о порядке и условиях премирования военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденное приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054;

Положение о порядке и условиях выплаты единовременного пособия на оздоровление военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденное приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054;

Положение о порядке и условиях оказания материальной помощи военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденное приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054;

Положение об условиях и порядке выплаты военнослужащим отдельных добавочных видов денежного довольствия, утвержденное приказом Министра обороны Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. № 1100;

Положение о порядке выплаты, расчета и возмещения единовременного денежного вознаграждения при заключении контракта о прохождении военной службы, утвержденное приказом Министра обороны Республики Беларусь от 13 ноября 2015. г. № 1459.

Возмещение расходов, связанных со служебными командировками и полевыми выходами

Служебная командировка – поездка военнослужащего или работника по приказу командира воинской части (руководителя органа военного управления) для выполнения служебного задания на определенный срок в местность, расположенную вне пункта постоянной дислокации (места постоянной работы).

Командированным возмещаются следующие расходы:

по проезду к месту командировки и обратно;

по найму жилого помещения;

за проживание вне места жительства (суточные);

иные произведенные с разрешения или ведома командира воинской части (руководителя органа военного управления) расходы.

Порядок возмещения командировочных расходов определен в Положении о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

Этим же постановлением определены и размеры возмещения расходов при служебных командировках как в пределах Республики Беларусь, так при командировках за границу.

Полевой выход – участие личного состава подразделений (команд) воинской части (органа военного управления) вне постоянного расквартирования воинской части (органа военного управления), в том числе за пределами Республики Беларусь, в занятиях, тренировках, лагерных сборах, боевых стрельбах (пусках), учениях, проводимых по планам подготовки органов военного управления и войск (сил) на учебных объектах и полях полигонов, объектах учебно-практических занятий транспортных войск, а также в иных мероприятиях, связанных с выполнением боевых и других задач в соответствии с предназначением, осуществляемых в полевых условиях.

Полевые – выплата, предназначенная для компенсации личному составу неудобств, связанных с нахождением в полевых условиях.

Размеры и порядок выплаты военнослужащим полевых изложены в:

постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 436 «О нормах и порядке обеспечения полевыми военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований»;

Инструкции о порядке выплаты полевых военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил и транспортных войск, утвержденная приказом Министра обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1060.

С указанными правовыми актами военнослужащие могут ознакомиться в несекретном делопроизводстве или финансовом органе воинской части.

Денежная компенсация расходов по найму жилых помещений

Военнослужащим, пользующимся жилыми помещениями по договорам найма, предусмотрена выплата денежной компенсации расходов по найму жилых помещений.

Правовые акты по вопросам предоставления указанной денежной компенсации военнослужащим:

Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей, прокурорских работников и должностных лиц таможенных органов»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2008 г. № 1385 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 195»;

Инструкция о порядке предоставления денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, проживанию в гостиницах военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорским работникам, должностным лицам таможенных органов, пользующимся жилыми помещениями по договору найма, проживающим в гостиницах, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 695.

Военнослужащим, являющимся нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда, выплачивается денежная компенсация по найму жилых помещений в следующих размерах в зависимости от местонахождения занимаемых жилых помещений и состава семьи:

Местонахождение жилого помещения

Размер денежной компенсации (базовых величин)

Республика Беларусь:

на военнослужащего

на каждого члена семьи

г. Минск

7,2

2,2

областные центры

4,3

1,4

районные центры

2,9

0,7

другие населенные пункты

1,4

0,4

иностранные государства

3,6

Заработная плата гражданского персонала Вооруженных Сил

Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Заработная плата гражданского персонала является совокупностью отдельных выплат, к которым относятся: тарифная ставка (оклад), повышения, надбавки, доплаты, премии и материальная помощь.

Оплата труда гражданского персонала Вооруженных Сил организована в соответствии с действующим в республике трудовым законодательством и нормативными правовыми актами по оплате труда в бюджетной сфере.

Выплата заработной платы производится два раза в месяц – 21 и 10 числа каждого месяца. Если на указанные числа приходятся выходные либо праздничные дни, выплата заработной платы осуществляется накануне.

Выплата заработной платы гражданскому персоналу осуществляется путем зачисления причитающихся к выплате сумм на текущие банковские счета, открытые работникам в ОАО «АСБ Беларусбанк». В исключительных случаях по решению нанимателя допускается выплата заработной платы наличными денежными средствами через кассу воинской части.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ), с 1 января 2020 г. будет осуществлен переход на новые условия оплаты труда работников бюджетных организаций. Нормы данного Указа распространяются и на гражданский персонал органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Реформа в сфере оплаты труда предполагает совершенствование оплаты труда работников бюджетных организаций, а также четкое определение полномочий и задач в сфере оплаты труда на уровне Главы государства, Правительства, государственных органов и руководителей организаций.

Основная цель изменений в оплате труда с 2020 г. – устранение недостатков действующей системы оплаты труда и построение четкой, прозрачной и понятной структуры заработной платы работников бюджетных организаций.

Основными изменениями в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 января будущего года станут:

1. Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников вводится 18-разрядная тарифная сетка. В принятой тарифной сетке предусмотрена равномерная межразрядная дифференциация тарифных коэффициентов, а распределение работников по профессионально-квалификационным группам произведено в соответствии с выполняемыми ими трудовыми функциями и квалификационными требованиями, предъявляемыми к занятию должностей.

2. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, которая будет являться элементом заработной платы. Она станет основным экономическим инструментом для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. С 1 января 2020 г. базовая ставка определена в размере 185 рублей.

Таким образом, действующая в настоящее время 27-разрядная Единая тарифная сетка работников и тарифная ставка первого разряда с 1 января 2020 г. утратят силу и применяться в оплате труда не будут.

3. Упростится структура заработной платы. Так, из состава заработной платы работников бюджетных организаций исключаются различного вида повышающие и корректирующие коэффициенты, повышения тарифной ставки (оклада) и значительное количество иных выплат.

С 2020 г. заработная плата будет состоять из оклада, стимулирующих выплат (надбавки и премии) и компенсирующих выплат (доплаты).

Кроме того, права руководителей государственных органов и бюджетных организаций с 1 января 2020 г. существенно расширятся. Так, им предоставляются полномочия по установлению тарификации должностей с учетом отраслевых особенностей, порядка, условий и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат.

В связи с этим издан приказ Министра обороны Республики Беларусь от 6 июня 2019 г. № 799 «Об оплате труда работников бюджетных организаций Вооруженных Сил и транспортных войск» (вступает в силу с 1 января 2020 г.). Данным приказом утверждены примерные положения о премировании, осуществления единовременной выплаты на оздоровление и оказания материальной помощи работникам бюджетной организации Вооруженных Сил.

Также, Министром обороны Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством финансов утвержден перечень стимулирующих (надбавки) и компенсирующих (доплаты) выплат, устанавливаемых гражданскому персоналу Вооруженных Сил с 2020 г. Так, стимулирующими выплатами будут являться надбавки: за сложность и напряженность труда служащим, за характер труда рабочим, за высокие достижения в труде и выполнение особо важных (срочных) работ. Компенсирующей выплатой станет доплата за особые условия труда.

Кроме того, гражданскому персоналу Вооруженных Сил могут устанавливаться стимулирующие и компенсирующие выплаты, применяемые в соответствующих отраслях деятельности (здравоохранение, спорт, образование, информация, культура).

Следует отметить, что Указом предусмотрена норма о недопущении снижения размеров начисленной заработной платы работников (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда. Изменение системы оплаты труда будет осуществляться в пределах выделенных на эти цели средств с сохранением сложившегося уровня заработной платы конкретного работника.

Банковское обслуживание военнослужащих и гражданского персонала

С 29 марта 2019 г. стали доступны к получению кобрендинговые карточки ОАО «АСБ Беларусбанк» БЕЛКАРТ-Стандарт со специальным дизайном, содержащим эмблему Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Название «кобрендинговая» обозначает, что банковская карточка выпущена в обращение банком по договору с юридическим лицом (в данном случае с Министерством обороны), предусматривающему предоставление держателю карточки (т.е. военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил) дополнительных услуг. На кобрендинговую карточку нанесено изображение эмблемы Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Держателям таких карточек предоставляется следующий перечень дополнительных сервисов:

1. Перевод денежных средств на карточки «Вооруженные Силы» с любых карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» без взимания вознаграждения.

Как это работает.

При переводе посредством мобильного банкинга или иным способом с одной карточки ОАО «АСБ Беларусбанк» на другую карточку ОАО «АСБ Беларусбанк» 150 рублей отправитель заплатит комиссию в размере 1,5 % от перевода, что составит 2 рубля 25 копеек.

При переводе же аналогичной суммы с карточки ОАО «АСБ Беларусбанк» на карточку «Вооруженные Силы» комиссия не взимается.

2. Бесплатные SMS-оповещения о приходных операциях.

Как это работает.

Например, 21 числа каждого месяца ожидаешь зачисления на карточку денежного довольствия.

Работники финансового органа воинской части информацией о конкретном времени зачисления денежных средств обладать не могут, поскольку перевод осуществляет банковское учреждение.

Позволить себе тратить время на многократные проверки поступления денег на карточку в банкомате или инфокиоске может далеко не каждый.

Стоимость услуги SMS-оповещения о приходных операциях для держателей карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» составляет 1 рубль 50 копеек в месяц.

Для пользователей карточкой «Вооруженные Силы» данная услуга предоставляется бесплатно.

Проводится работа по подключению карточки «Вооруженные Силы» к участию в дисконтных программах организаций торговли и сервиса.

Как это работает.

Являясь держателем карточки «Вооруженные Силы» по мере подключения ее к дисконтным программам в той, либо иной торговой сети, можно будет получать скидки и различные бонусы.

С перечнем таких организаций можно ознакомиться на официальном сайте ОАО «АСБ Беларусбанк».

Выдача военнослужащим и гражданскому персоналу карточки «Вооруженные Силы» является бесплатной.

Выпуск карточки «Вооруженные Силы» может осуществляться к действующему счету, что предоставляет возможность пользоваться деньгами на счете при помощи разных карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» в зависимости от ситуации.

Оформление карточки «Вооруженные Силы» может осуществляться с нанесением информации о держателе (в левом нижнем углу указывается имя и фамилия держателя), так и без нанесения таковой информации.

Учитывая избирательность держателей карточки «Вооруженные Силы» для ее оформления в удобном для Вас отделении ОАО «АСБ Беларусбанк» вместе с паспортом необходимо предъявить документ, подтверждающий, что заявитель является военнослужащим или работником Вооруженных Сил (служебное удостоверение, военный билет, контракт, трудовой договор, копия (выписка) трудовой книжки или иные документы).

Куда обратиться по вопросам выплаты денежного довольствия (заработной платы) и обеспечения иными выплатами?

В случае необходимости получить ответы на вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих (гражданского персонала) денежным довольствием (заработной платой) и иными выплатами военнослужащий (работник) имеет право обратиться к начальнику финансового органа воинской части за разъяснением.

В соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах и транспортных войсках, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 1158, начальник финансового органа воинской части обязан разъяснять военнослужащим и гражданскому персоналу законодательство Республики Беларусь по вопросам финансового и социального обеспечения.

Также военнослужащий (работник) может обратиться к должностному лицу финансового органа, который непосредственно осуществляет расчет денежного довольствия (заработной платы), по номеру телефона, который указывается в электронном расчетном листке, доведенном посредством использования системы дистанционного банковского обслуживания ОАО «АСБ Беларусбанк».

В случаях отказа начальника финансового органа воинской части дать разъяснения военнослужащему (работнику) по интересующим его вопросам финансового обеспечения, неудовлетворенности полученным ответом, проявления со стороны начальника финансового органа в отношении военнослужащего (работника) грубости или неуважения военнослужащий (работник) имеет право в установленном порядке обратиться к командиру воинской части.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах и транспортных войсках, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 1158, командир воинской части обязан своевременно и правильно разрешать обращения военнослужащих (работников) по вопросам финансового обеспечения.

При невозможности по каким-либо причинам дать ответ военнослужащему (работнику) на интересующий его вопрос финансового обеспечения командование воинской части в установленном порядке обращается в вышестоящий орган военного управления за разъяснениями.

Кроме того, военнослужащий (работник), как гражданин Республики Беларусь, имеет право на обращения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В случае невыполнения соответствующими должностными лицами воинской части своих обязанностей по разъяснению военнослужащим (работникам) порядка обеспечения денежным довольствием (заработной платой) и иными выплатами, не рассмотрения их обращений по указанным вопросам, несвоевременности осуществления выплат или осуществлении выплат в меньших, чем установлено размерах, военнослужащему (работнику) следует сообщить об этом в главное финансово-экономического управления Министерства обороны по телефонам (017) 297-11-73, (017) 297-11-52.

1. Выплачивается систематически (ежемесячно) за любую работу, выполняемую в рамках трудовой функции, а вознаграждение по гражданским договорам, связанным с трудом, оплачивается разово как цена общественного результата труда.

2. Делится на основную и дополнительную части, каждая из которых имеет свои функции. Такое распределение отсутствует в вознаграждении по гражданским договорам.

3. Имеет определенную правовую организацию, отсутствует в гражданских договорах.

4. Работник заранее знает, как может быть повышена или, наоборот, снижена его заработная плата, и это стимулирует его труд, чего нет при оплате труда по гражданским договорам.

5. Для заработной платы установлена ​​его государственный минимум, чего нет при оплате по гражданским договорам.

По своей структуре заработная плата состоит из:

Основной — вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда ( нормы времени , выработки, обслуживания , должностные обязанности )

Дополнительной- вознаграждения за труд сверх установленных норм , за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда (доплаты , надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты , предусмотренные действующим законод., премии, связанные с выполнением производственных задач и функций ), а также с поощрительных и компенсационных выплат — вознаграждения по итогам работы за год , премии по специальным системам и положениями , компенсационных и других денежных и материальных выплат , которые не предусмотрены актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных этими актами норм .

Заработная плата как вознаграждение за труд по трудовому праву отличается от гарантийных и компенсационных выплат.

Работник при наличии обстоятельств, предусмотренных в законе, получает гарантийные выплаты, доплаты и компенсационные выплаты.

Гарантийныевыплаты носят специфический характер. Они не являются вознаграждением за труд по той причине, что не соизмеря­ются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение — предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей. Рабочие и служащие получают их в случаях, когда освобождаются от работы.

Иногда гарантийные выплаты ограничиваются установленным за­конодательством пределом. Ограничение может выражаться в установ­лении периода времени, за который работник вправе получить средний заработок (например, это относится к выходному пособию).

Компенсационные выплаты производятся в предусмотренных за­коном случаях для возмещения рабочим и служащим расходов, поне­сенных ими в связи с выполнением трудовых обязанностей или в связи с необходимостью прибыть на работу в другую местность. К ним отно­сятся: выплаты при командировках, переводе, приеме, направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадле­жащего работнику, за невыданную спецодежду и спецобувь и др.

Компенсационные выплаты должны способствовать возмещению затрат работника в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. Они играют большую роль в перераспределении рабочей силы при переезде работника, при направлении его в служебные командировки. Эти компенсации являются возмещением затрат работника на средства его индивидуальной защиты, в том случае, когда они необходимы для выполнения его трудовых обязанностей, а само предприятие, на котором работает работник, не предоставляет их ему.

51 Мінімальна заробітна плата

Минимальная заработная плата есть государственной социальной гарантией, обязательные на всей территории Украина для предприятий всех форм собственности и хозяйствования. Статья 3 Закона Украины «О оплату труда «определяет ее как законодательно установлен размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого НЕ может проводиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ).

К минимальной заработной платы НЕ включаются доплаты за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья я, а также премии к юбилейных дат, за изобретения и рационализаторские предложения, материальная помощь.

Закон Украина » О оплату труда » в сферы государственного регулирования относит также установления гарантий для работников: при оплате ежегодных отпусков, времени, в течение которого работник выполнял государственные обязанности вязки, при начислениях лицам, направляются на повышение квалификации и на обследования к медицинского заведения, при переводе работника за состоянию здоровья я на легкую ниже оплачиваемую работу, при временных переводах на другую работу, не обусловленную трудовым договору, для беременных женщин и женщин, имеют детей к трех лет, переведенных на легкую работу, при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучение другим специальностям, для доноров, а также в случае переезда на работу к другой местности, направлении в служебные командировки и при работе в полевых условиях.

Договорное регулирования заработной платы осуществляется на основе системы соглашений, заключаемых на государственном (генеральное соглашение), отраслевом, региональном и производственном (коллективный договор) уровнях.

Статья 8 Закона Украины «О коллективных договоры и соглашения «предусматривает, что генеральной соглашением устанавливаются гарантии труда, минимальные социальные гарантии оплаты труда, обеспечивали бы достаточный уровень жизни наемных работников. Этой же соглашением определяются тарифные ставки рабочих 1 — го разряда, а также условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда.

В генеральных соглашениях стороны, как правило, предусматривают перечень доплат и надбавок к тарифных ставок и должностных окладов, что имеют межотраслевой характер.

Отраслевые соглашения регулирующих нормирования труда, минимальные гарантии заработной платы, минимальные размеры доплат и надбавок с учетом специфики конкретной отрасли, условия рост фондов оплаты труда, межквалификационные (междолжностные) соотношение в оплате труда т.д.. При этом отраслевая соглашение НЕ может ухудшать условия оплаты труда работников сравнению с генеральной соглашением.

Соглашения на региональном уровне регулирующих нормы социального защиты наемных работников предприятий, включают высшие сравнительно с генеральной соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.

Одним с важнейших регуляторов отношений заработной платы есть коллективный договор. Именно в нем конкретизируются правовые нормы более высокого уровня, установленных коллективными соглашениями и законодательством. Расширение круга отношений заработной платы, которые подлежат установлению сторонами на производственном уровне, является свидетельством децентрализации правового регулирования заработной платы. Правовая модель договорного регулирования требует от суб объектов трудовых правоотношений более глубоких знаний НЕ только трудового законодательства, а и правовой культуры, которая предусматривает умение применять, конкретизировать централизованные нормы на определенном предприятии, знать все возможны варианты правового решаемой конкретных вопросам оплаты труда, установления дополнительных социальных льгот и гарантий в этой сфере.

52 Тарифна система та її елементи

Тарифная система оплаты труда — это совокупность нормативных актов, принимаемых в централизованном и локальном порядке и обеспечивают дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности (квалификации) труда, условий труда (тяжести, вредности, климатических условий), характера и значения труда.

Основными элементами тарифной системы являются:

— тарифные сетки,

— тарифные разряды,

— тарифные ставки,

— схемы должностных окладов

— тарифно-квалификационные характеристики (справочники).

Тарифная сетка предст. шкалу, которая включает совокупность действующих в данной отрасли производства тарифных разрядов и соотв. им тарифных коэффициентов. Тарифная сетка как средство организации оплаты труда способствует установлению необходимых соотношений в уровне оплаты труда между различными работами. С ее помощью осуществляется дифференциация оплаты труда на основании их квалификации.

Тарифная сетка формируется на основе:

— Тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы;

— Квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов), устанавливаемые в размерах, не ниже, чем определенные генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями (ст. 96 КЗоТ Украины).

Тарифный разряд — это показатель степени сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.

Следует обратить внимание на то, что отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалиф-ых разрядов рабочим производятся собственником или уполномоченным им орг. согласно тарифно-квалиф-ым справочником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Квалиф-ые разряды повышаются прежде всего работникам, кот. успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Право на повышение разряда имеют рабочие, успешно выполняют работы более высокого разряда не менее 3х месяцев и сдали квалиф-ый экз. Восстановление разряда производится в общем порядке, но не ранее чем через три месяца после его снижения.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени (час, день, месяц) или единицу выпускаемой продукции. Тарифные ставки дифференцируются по размеру в зависимости от величины тарифного (квалиф-го) разряда, условий труда и систем зар. платы.

Схемы должностных окладов применяются для оплаты труда руководящих, инженерно-технических работников и служащих. Схема должностных окладов — это перечень всех должностей, существующих в той или иной отрасли хозяйства с определением месячного должностного оклада. Должностные оклады устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах, утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных окладов на соответствующей должности.

Тарифно-квалификационный справочник — это сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий работников, которые сгруппированы в разделы по видам производства и работ. Они разрабатываются Министерством труда и социальной политики Украины. Квалификационные характеристики включают положение о том, что должен знать, уметь работник, его задачи и обязанности, квалификационные требования, предъявляемые к нему (образование, стаж работы и т.п.).

53 Система заробітної плати

Система оплаты труда — это совокупность правил, определяющих соотношение между мерой труда и мерой вознаграждения работников. Под сист. заработной платы понимается как средство установления соотношения между затраченным работником трудом, измеряется согласно определенным показателям, и размером заработной платы, начисляемой ему.

При повременной системе размер заработной платы работника определяется в основном в зависимости от продолжительности отработанного времени. Следует отметить, что в зависимости от способа отработанного времени почасовая система оплаты труда делится на почасовую, поденную и помесячную.

При почасовой оплате заработок работника опред. по твердым месячным, дневным или часовым тар. ставкам в соответствии с фактически отработанным временем. Повременная система бывает: почасовой, поденной, помесячной. Размер зп работника при почасовой оп зависит от фактически отработанных часов. При поденной оплате размер заработка работника зависит от числа фактически отработанных им за расчетный период раб. дней и величины дневной тарифной повременной ставки, соотв-ей присвоенному работнику разряду. При помесячнойоплате месячный зар. работника опред. твердой месячной ставке (окладу). В этом случае заработок не зависит от кол-ва раб. дней по календарю или графику работы. В случае, если работник не отработал полный расчетный период, оплата производится пропорционально фактически отработанному времени. Более распростр. явл. помесячная ОТ.

При сдельной системе оплаты труда размер оплаты труда работника определяется количеством единиц произведенной им продукции (или объемом выполненной работы) соответствующего качества с учетом квалификации и условий труда.

Труд рабочих-сдельщиков оплачивается по сдельным расценкам и зависит от уровня выполнения норм выработки или норм времени. Учет выработки и начисления заработной платы работникам-сдельщикам осуществляются на основании сдельного наряда, который выдается работнику (или бригаде работников) мастером до начала работы. К этому документу вносятся следующие записи: дата и номер наряда, фамилию и табельный номер работника, изменение и цех, в котором выполняется работа, точное название работы и ее объем, норма выработки (норма времени) и сдельная расценка на выполняемую работу.

Различные способы организации труда рабочих-сдельщиков и условия их работы, а также широкая производственная сфера применения сдельной системы заработной платы обусловливают ее дифференциацию.

Существуют следующие формы сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, аккордно-сдельная, косвенно-сдельная.

При прямой сдельной системе труд оплачивается по одинаковым сдельным расценкам независимо от уровня выполнения норм выработки. Заработок в этом случае всегда пропорционален норме выработки.

Сдельно-прогрессивная система зар. платы предусм. дополнит. поощрение работников-сдельщиков к изготовлению продукции сверх установленной нормы. При этом произведенная в пределах нормы продукция оплачивается по основным, неизменными сдельным расценкам, а произведенная сверх нормы из-за прогрессивно нарастающими расценкам.

При аккордной-сдельной системе зар. платы размер оплаты труда устанавливается исходя из действующих норм выработки (времени) и сдельных расценок, а при их отсутствии — исходя из норм и расценок на аналогичные работы за весь комплекс работ в целом.

Косвенно-сдельная система зар. платы применяется для оплаты труда вспомогательных и подсобных рабочих, обслуживающих основных рабочих-сдельщиков производственных участков или цехов.

Труд рабочих-сдельщиков, на которых распространяется косвенно-сдельная система, оплачивается по результатам работы работников-сдельщиков, которых они обслуживают, или по конечным результатам работы. Основной заработок работников, труд которых оплачивается по предварительной сдельной системе, повышается пропорционально уровню выполнения норм выработки (времени) или плановых заданий работниками.

54 Сфери регулювання оплати праці

Согласно с ЗУ Об оплате труда выжел. 2 сферы:

1. Гос. регулирование. формы:

— установление размера миним. зар. платы. (см. вопрос 51)

— установление гос. норм и миним. гарантии в сфере оплаты труда

— установление условий и размеры оплаты труда руководителей субъектов хозяйствования гос. и коммун. форм властности

— устанавливают условия и размеры оплаты труда работников юр. лиц, кот. финансируются или датируются с бюджета (согл. ст. 98 «Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета» Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров, в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов.)

Среди др. важных направлений влияние гос. на сферу ОТ это: установление единых правовых основ ОТ; установление правил организации ОТ; определение форм и способов защиты прав работника на ОТ; осущ. гос. контроля и надзора за соблюдения зак-ва о труде.

На государственном уровне установлены гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях.

На государственном уровне установлены гарантии для работников по оплате ежегодных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей, для тех, которые направляются для повышения квалификации, на обследование в медицинское учреждение, для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в течение двух недель, для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу, при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям, для доноров.

2. Договорное регулир. Предметом дог-го регулир. в отрасле ОТ на нац. ур-не (генеральное соглаш.) выступают осн. принципы и нормы реализации соц. эконом. политики и труд. отношений. Необходимо отметить, что согласно законодательству (ст. 8 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях») соглашением на государственном уровне регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в области оплаты труда, в частности: минимальные социальные гарантии оплаты пращей и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни, размер прожиточного минимума, минимальных нормативов, условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда.

Соглашением на отраслевом уровне по оплате труда регулируются отраслевые нормы, в частности: нормирование и оплата труда, установления для предприятий отрасли (подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией на основе единой тарифной сетки по минимальной границе и минимальных размеров доплат и надбавок с учетом специфики, условий пращей отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли), условия роста фондов оплаты труда, установление квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.

ЗУ Об оплате труда допускает как исключения для преодоления работодателем фин. трудностей временно но не больше чем на мес. в колл. дог-ах предусматривать договорные миним. гарантии. Но не ниже от гос. норм и гарантий в ОТ.

55 Право працівників на оплату праці та їх захист

Работник имеет право на оплату своего труда в соответствии с актами законодательства и коллективного договора на основании заключенного трудового договора. Владелец при заключении трудового договора обязан сообщить работнику все условия оплаты труда, ее размеры, порядок и сроки выплаты.
Размер заработной платы может быть ниже установленного трудовым договором и минимального размера заработной платы в случае невыполнения норм выработки, изготовления продукции, оказавшейся браком , и по другим причинам, предусмотренным действующим законодательством, которые имели место по вине работника.

Субъекты организации оплаты труда не имеют права в одностороннем порядке ухудшать положение работника в оплате труда по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, соглашениями, коллективными договорами.
Запрещается любым способом ограничивать права работника свободно распоряжаться своей зарплатой. Поэтому не допускаются случаи получения заработной платы, причитающейся работнику, членами его семьи, другими лицами без специально оформленной доверенности. Закон запрещает отчисления из зарплаты, целью которых является прямая или косвенная уплата собственнику или любому посреднику за получение или сохранение места работы.
Удержания из зарплаты могут производиться только в случаях, предусмотренных законом. В частности, согласно ст. 127 КЗоТ по приказу (распоряжению) владельца могут быть проведены отчисления для:
1) возврата аванса, выданного в счет зарплаты или для служебной командировки;
2) для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок;
3) для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса , выданного на служебную командировку или перевод в другую местность;
4) на хозяйственные нужды.

Во всех указанных случаях отчисления могут производиться, если работник не оспаривает основания и размер отчисления. Иными словами, необходимо получить согласие работника на такое отчисление. Если согласие получено, приказ представляется не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса или со дня выплаты неправильно исчисленной суммы.
Удержания из зарплаты также могут производиться в случае увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже использовал ежегодный отпуск, за неотработанные дни отпуска. При этом нужно помнить, что закон не позволяет проводить такие отчисления при увольнении по основаниям, не связанным с увольнением по собственному желанию.

В зак-ве предусмотрен механизм защиты зарплаты в условиях стихии рыночных цен.

Индексация — это установленный законами и иными нормативно-правовыми актами механизм повышения денежных доходов граждан, который дает возможность частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Для индексации используется индекс потребительских цен и тарифов, который вычисляется на основе статистических наблюдений за уменьшением цен в розничной торговле, на рынках, и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.

56 Премії і винагороди за підсумками роботи за рік

Премирование осуществляется в двух формах :

премирование , предусмотренное системой оплаты труда;

премирование как вид поощрения ( вне системы оплаты труда).

В тех случаях , когда для работников предусмотрена выплата премии за достижение заранее установленных производственных по показателей , входящих в систему оплаты труда , имеет место повременно- премиальная или сдельно — премиальная система .

При введении таких систем на предприятии принимаются локальные положения о премировании , которые утверждаются собственником по согласованию с профкомом. В положениях устанавливаются ются ​​конкретные показатели , условия премирования , круг работников , которые должны получить премию , размер премии ( обычно конкретный процент к должностному окладу ) , основания для снижения и лишения премии .

По целевому назначению премии в рамках системы оплаты труда делятся на два вида : премии за основные результаты хозяйственной деятельности и премии за улучшение отдельных сторон производственной деятельности (специальные системы премирования — за внедрение новой техники , технологии , за экономию энергоресурсов и т.д. . ) .

Снижение (лишение ) премии производится на специальных основаниях , а именно : за нарушение производственной , технологической дисциплины ; возврат продукции вследствие неудовлетворительного качества ; прогул ; появление на работе в нетрезвом состоянии ; хищения на работе.

По премиальной системы оплаты труда работник имеет субъективное право требовать выплаты премии при достижении запланированных показателей , а собственник обязан выплатить сумму премии .

Единовременное поощрение осуществляется без установления показ ников. Оно полностью зависит от субъективного волеизъявления собственника или уполномоченного им органа. В работника нет субъективного права на такое поощрение .

Вознаграждение по итогам работы за год — особый вид премирования , установлен 1965 с целью повысить матери альной заинтересованности работников в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции , а также закрепить кадры на производстве ( см. Рекомендации: Утв . Пост . Госком труда СССР и ВЦСПС от 10 августа 1983 г. / / БюллетеньГоскомтруда СССР. — 1983 . — № 11).

Условия и размеры вознаграждения устанавливаются в специальном положении . В размере премии учитывается стаж работы в дан м предприятии . В полном размере такая премия выплачивается работникам , которые работали весь календарный год. Вознаграждение выплачивается после подведения итогов хозяйственной деятельности предприятия за год на собрании трудового коллектива . По избавления премии производится за конкретные упущения в работе , перечень которых устанавливается в локальном положении .

На Западе премирование широко применяется , причем по показатели включают не выполнение нормы труда (это обеспечивается самой организацией труда) , а внедрение нововведений . По стосовуеться система » отложенных премий» , которые могут выплачиваться и через 5 лет в зависимости от » поведения » продукции на рынке сбыта .

57 Поняття та види гарантійних виплат та доплат

Гарантийные выплаты — это денежные выплаты, сохраняют работнику заработную плату (полностью или частично) время, когда работник с уважительных причин, в соответствии к закона, освобождается от выполнения трудовых обязанностей, но за ним сохраняется место работы. Они установлены законом в целях сохранения работнику за это время среднего заработка. Следовательно, такие гарантированные выплаты охраняют заработную плату работника от ее снижения, если он по уважительной, указанной в законодательстве причины не работает, отвлекаясь для выполнения гос. или общественных обязанностей. Основное значение этих выплат — сохранение работнику его уровня.

Виды гарантийных выплат:

1) Гар. выплаты за час осущ. политических прав и свобод, выполнения гос. и обществ. обяз., классифицир.:

— Статья 119. Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей

— гар. выплаты лицам, кот. приним. участие в колл. переговорах и в подготовке проекта колл. дога

— ст. 252 Гар. для работников предпр., учрежд., орган., избранных в профсоюзные органы

— ст. 223 организация комиссий по трудовым спорам

2) гар. выплаты связ. с реализ. и защитой права на труд:

— выходное пособие

— гар. выплата за час вынужденного прогула

— гар. выплата на период отстранения от работы

— выплата зароботка во время простоя не освободил работника и в случае перевода работника на другое место

— выплаты, связ. с осущ. правв на образование о подготовке и повышения квалиф. (ст.122, 126, 201)

— выплаты, вяз. с реализ. прав на отдых и охрану личного и общественного порядка.

Наряду с гарантийными выплатами, по сути представляют собой сохранение среднего заработка за период отсутствия на работе по уважительным причинам, законодательство предусматривает гарантийные доплаты, выплачиваемые работнику в случае снижения заработка. Гарантийные доплаты — это суммы, кот. выплачиваются работнику более зар. плату при сокращении раб. времени или переводе на др. работу в устан. законом случаях для сохранения работнику средней заработной платы. К основным видам доплат можно отнести:

а) доплаты. несовершеннолетним работникам (работникам моложе 18 лет гарантируется доплата за время, на которое им сокращен рабочий день и рабочая неделя) (ст. 51 КЗоТ У.);

б) доплаты при переводе работника на другую работу.Н: при временном переводе в связи с простоем работнику, выполняет нормы выработки, гарантируется доплата до среднего заработка. При переводе по производственной необходимости доплата до среднего заработка осуществляется всем работникам.

+

Виды доплат:

— за совмещению профессии (должностей) ст. 105 КЗоТ

— за выполнению работ временно отсутствующего работника ст. 108 КЗоТ

— за работе в ночное время 108 КЗоТ

— за ученое звание (Н: профессор)

— за научную степень (Н: кандид. наук)

— за ненормированный раб. день и др.

Доплаты гарантируются работникам, переведенным на др. постоянную нижеоплачиваемую работу (ст. 114 КЗоТ Украины); беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, при переводе на более легкую работу (ст. 178 КЗоТ Укр.) и в других случаях.

58 Поняття та види компенсаційних виплат

Компенсационные выплаты — это суммы, которые выплачиваются работникам сверх оплаты за труд для компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих трудовых обязанности ‘связей, а также расходов в связи с переездом при приеме на работу в другую местность.

Виды:

1. В случае служебной командировки

2. При переезде на работу в другую местность

3. За использование личных легковых автомобилей для служебных поездок

4. В связи нарушением сроков выплаты заработной платы

5. За амортизацию инструментов, принадлежащих работнику

6. При работах в нольових умных

7. На проезд в пассажирском транспорте для служебных поездок

8. При видвишенни квалификации на производстве

1. Компенсационные выплаты — это денежные выплаты, производимые в предусмотренных законом случаях для возмещения работникам дополнительных расходов, понесенных в связи: с выполнением трудовых обязанностей или переводом на работу в другую местность, особым характером работы и др.. К ним относятся выплаты при командировках, переводе, приеме, направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадлежащего работнику, за неизданные спецодежду и спецобувь и др. (ст. 125 КЗоТ Украины и др.)..

Денежное довольствие военнослужащим (курсантам) выплачивается на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» и приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

До заключения контракта обучающиеся (курсанты) относятся к категории военнослужащих по призыву и их денежное довольствие составляет 2000 рублей. Дополнительное ежемесячное пособие военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей составляет 1085 рублей.

Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года — не позднее последнего рабочего дня месяца. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки.

Размер денежного довольствия, причитающегося военнослужащему за неполный месяц, определяется пропорционально количеству прослуженных календарных дней в данном месяце.

После заключения контракта обучающиеся (курсанты) относятся к категории военнослужащих по контракту и их денежное довольствие состоит из:

  • оклад по воинскому званию (рядовой) (ОВЗ) – 5424,00;
  • оклад по воинской должности (ОВД) -7594,00;
  • ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет (ПНВЛ) (от ОВЗ+ОВД) при выслуге от 2-5 лет – 10% при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (от ОВД) имеющим только отличные оценки до 25%, имеющим только хорошие и отличные оценки до 15%, имеющим удовлетворительные оценки до 5%;

Ежемесячная надбавка за особые достижения в службе

  • за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта, а именно:
  • выполнившим (подтвердившим) второй квалификационный уровень физической подготовленности -15% от ОВД;
  • выполнившим (подтвердившим) первый квалификационный уровень физической подготовленности -30% от ОВД;
  • выполнившим (подтвердившим) высший квалификационный уровень физической подготовленности -70% от ОВД;
  • выполнившим (подтвердившим) первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта-80% от ОВД разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта-90% от ОВД;
  • имеющим спортивные звания «заслуженный мастер спорта российской Федерации», «мастер спорта Российской Федерации» по одному из военно-прикладных видов спорта-100% от ОВД;

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну до 20% от ОВД (в зависимости от формы допуска)

Ежегодная материальная помощь в размере (ОВЗ и ОВД) — 13018,00

Максимальный размер денежного довольствия может составлять 27446,50 рублей.

Дополнительно курсантам за отличную учебу и научных исследованиях могут быть установлены стипендии:

  • Президента Российской Федерации – 7000 рублей
  • Правительства Российской Федерации- 5000 рублей
  • Министра обороны Российской Федерации 1500 рублей

Единовременное денежное пособие

Курсантам из числа детей-сирот в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2017 года №266 «Об установлении Порядка выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и размера, указанного пособия» раз в год выплачивается единовременное денежное пособие в размере оклада по воинской должности (ОВД 7594 рубля в год).

О должностях и денежном довольствии

На вопросы читателей «Полиции России» отвечает начальник Управления нормирования оплаты труда и социальных гарантий Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий полковник внутренней службы Николай СУЛЕЙМАНОВ.

Каков порядок установления ежемесячных поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам, замещающим должность заместителя начальника отдела и выше?

Е. Николаев, Приморский край

В соответствии с абзацем «е» подпункта 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1258 (далее – Порядок), сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях управления и обеспечения, не входящих в состав полиции и подразделений предварительного следствия, устанавливаются поощрительные выплаты в размере 20 процентов от должностного оклада.

При этом Порядок не привязывает слова «равные» и «выше» к категориям должностей (они привязаны к подразделениям управления и обес­печения).

При определении соотношения уровня должностей для установления поощрительной выплаты следует исходить из положений частей 2 и 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для неё предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад. Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для неё предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

С учётом формулировки абзаца «е» подпункта 4.6 Порядка полагаем, что при определении соотношения уровня должностей в целях установления ежемесячных поощрительных выплат за особые достижения в службе необходимыми условиями являются наличие в конкретном территориальном органе МВД России на районном уровне структурного подразделения – отдел, а также замещение сотрудником должности заместитель начальника отдела, равной ей должности или выше.

Подлежат ли индексации с 1 января 2018 года сохранённые оклады по замещаемым сотрудниками должностям?

И. Абиев, Республика Ингушетия

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее – должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона № 247-ФЗ размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учётом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 1598 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» (далее – Постановление) с 1 января 2018 года размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации повышены в 1,04 раза.

Исходя из анализа вышеуказанных норм повышению подлежат оклады по замещаемым сотрудниками должностям.

На основании части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, переведённому на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктами 1,3 или 5 части 7 этой статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность.

Данной нормой переведённому сотруднику гарантируется сохранение должностного оклада по последней замещаемой им должности до перемещения на нижестоящую должность.

Выплата сохранённого должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

В этой связи размеры должностных окладов сотрудников, переведённых на нижестоящую должность до 1 января 2018 года с сохранением должностных окладов, увеличению, предусмотренному Постановлением, не подлежат.

В случае если размер сохранённого должностного оклада превышает размер оклада по замещаемой сотрудником штатной должности, увеличенного в соответствии с Постановлением, то дополнительные выплаты сотруднику исчисляются из более высокого (сохранённого) должностного оклада.

При превышении размера оклада по замещаемой штатной должности вследствие его повышения в установленном порядке по отношению к размеру сохранённого должностного оклада денежное довольствие исчисляется из оклада по замещаемой должности.

admin