Денежно кредитное регулирование

Основные меры денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование это совокупность мероприятий, проводимых центральным банком, направленных на изменение параметров денежной массы, для достижения целей, поставленных перед денежно-кредитной политикой, при этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать: удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота; защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота; уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг; создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте; формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций; развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений; расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
совершенствование системы безналичных расчетов. Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования. В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают: · спрос на деньги и предложение денег; объем и структура денежной массы, находящейся в обороте; скорость оборота денег; объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе; коэффициенты денежной (банковской) мультипликации; объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота; курс национальной денежной единицы.

Система денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти. Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом); экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения. Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

В число основных мер денежно-кредитного регулирования, осуществляемого ЦБ РФ, входят следующие:

— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— управление наличной денежной массой;
— резервирование денег коммерческих банков путем Депонирования в ЦБРФ;
— банковский надзор и регулирование.

Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке имеется ввиду купляпродажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов.
Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.
При осуществлении этих операций Центральный Банк не только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредита коммерческим банкам.Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.
Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ исходя из задач кредитно денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.
Участниками аукциона являются Центральный банк РФ с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.

Ломбардный кредит — это форма рефинансирования, при которой ЦБРФ предоставляет ссуды под залог. Предметом залога выступают, в первую очередь, надежные ценные бумаги, конвертируемые на бирже.

Валютное регулирование. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. Основными режимами валютных курсов являются следующие:
— фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);
— плавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты);
— смешанный.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов, основными из которых являются: состояние платежного баланса, состояние экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП), экономическая и политическая ситуации и др.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту.

Управление наличной денежной массой (агрегатом МО), которое представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Резервирование денег коммерческих банков. Размер резервных требований по депонированию коммерческими банками ресурсов устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком. При закрытии коммерческого банка зарезервированные суммы ему возвращаются.
Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк РФ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Банковский надзор и регулирование. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства и нормативных актов Банка России. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Как орган банковского надзора Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций.

Денежно-кредитное регулирование как особый механизм государственного регулирования экономики

Исаева Патимат  Гаджиевна

канд. эк. наук, доцент Дагестанского государственного университета, г.Махачкала

Гаитбекова М.К.

студентка Дагестанского государственного университета,

г.Махачкала

Политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятостинаселении, роста реального объема производства и улучшения экономической ситуации в обществе представляет собой денежно-кредитную политику.

 Основными экономическими проблемами для большинства стран являются инфляция, безработица и возможность экономического спада. На решении данных проблем и сконцентрированы усилия правительства. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Центральный банк.

Совокупность мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, объема кредитов и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов представляет собой денежно-кредитное регулирование экономики.

Мировой финансовый кризис выявил мно­жество методологических и прикладных проблем формирования и реализации денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России. Результатом этого стала активизация научной дискуссии, посвящен­ной анализу целей и функций Банка России, их роли в процессах макроэкономической стабилизации. Основную роль в процессе современных дебатов занимают проблемы реализации антикризисных программ в большинстве стран мира, затронутых кризисом, новые нетрадиционные формы взаимо­действия Банка России и правительства.

Возросла потребность в разработке и реали­зации эффективной ДКП, способной снизить для экономических агентов неопределенность внешней среды и обеспечить ее относительную стабиль­ность, необходимую для принятия долгосрочных инвестиционных решений.

Денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризуется отсутствием единой мето­дологии, что выразилось:

1) в нечеткой постановке задач политики процен­тной ставки;

2) в отсутствии методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;

3) в неэффективном управлении золотовалютны­ми резервами;

4) в отсутствии единых мероприятий по формиро­ванию в России международного финансового центра;

5) в недостаточной согласованности ДКП с со­стоянием финансового рынка и банковского сектора.

Методологию разработки и реализации ДКП определяют направления интеграции внутри фи­нансового рынка. Развитие производных финансо­вых инструментов, одновременно обращающихся на двух и более сегментах финансового рынка, обусловило модернизацию институтов рыночного регулирования и создание в ряде стран (Австралия, Великобритания, Швеция, Япония) мегарегуляторов, функционирующих параллельно с центральным банком. Одновременно в банковской сфере проходила интенсивная секьюритизация активов. Сложилась ситуация, при которой новые кредиты обеспечивались ценными бумагами, эмитирован­ными под ранее выданные кредиты, что создавало риск обесценения залога. В случае отказа заемщика увеличить залог коммерческий банк мог прибегнуть к продаже ценных бумаг, тем самым повысив их предложение на рынке.

Состояние финансово-банковского сектора экономики, уровень развития и качество монетар­ных процессов оказывают сильное воздействие на реальный сектор экономики, на выбор и обосно­вание целей, принципов, инструментарных мер, решений, действий в области денежно-кредитной политики, направленных на реализацию концепту­альных ценностных идей в рамках существующей экономической политики России.

Достижение поставленной цели экономической политики России заключается в переходе к инно­вационному экономическому росту и обусловлено действием многих факторов, среди которых модер­низированная единая ДКП занимает приоритетное место, поскольку устойчивость финансово-банков­ского сектора во многом зависит от управленческих мер, решений и действий государства в области ДКП на различных фазах экономического цикла.

Современная экономика России характеризу­ется рядом структурных экономических и финан­совых диспропорций, накопленных в период фор­сированного экономического роста в 2004—2008 гг. и углубившихся под воздействием финансово-эко­номического кризиса. Можно отметить следующие отклонения показателей российской экономики от среднемировых значений по сопоставимым ценам, в том числе в денежной сфере:

  • по уровню монетизации национальной эконо­мики (занижен);
  • по объему инвестиций (занижен);
  • по доле накопления к ВВП (занижена);
  • по отношению вывезенных из страны инвести­ций к привлеченным иностранным инвестици­ям (завышено);
  • по коэффициенту банковской денежно-кредит­ной мультипликации (занижен);
  • по структуре денежной массы (не сбалансиро­вана).

Эти диспропорции развития экономики России могут быть в значительной степени устранены в процессе модернизации ДКП как специфического направления экономической политики, имеющего особые объекты и субъекты, однако их устранение не гарантирует эффективного перехода к иннова­ционному росту.

Денежно-кредитная политика должна рассмат­риваться в системе основных условий перехода России к инновационному развитию.

В настоящий момент экономике России нужна единая монетарная политика, единый государс­твенный план (прогноз), учитывающий и коорди­нирующий формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов. Банк России в качестве промежуточных целей ДКП использует показатели инфляции, рассматривая достижение ее прогнозных ориентиров как лучший вклад банка в достижение устойчивого экономи­ческого роста. Но эта цель в условиях умеренной инфляции в основном немонетарного характера «не работает» на достижение стратегической цели государственной экономической политики. Цель ДКП должна определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать обществен­ным интересам, т. е. интересам как можно большего числа экономических агентов.

В настоящий момент можно констатировать низкую эффективность использования монетарных методов стимулирования роста экономики и подавления инфляции. При этом важна установка на проведение дис­креционной ДКП, предполагающей свободу дейс­твий органов денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика должна допускать возможность реакции Банка России на временные изменения экономической конъюнктуры. Промежу­точные цели достигаются в данном случае по спе­циальным целевым ориентирам, по специальным («дискреционным») показателям в рамках особых правительственных экономических мероприятий (например таргетирование процентных ставок для стимулирования экономического развития или их дифференциация). В этом случае можно говорить о специальной дискреционной ДКП.

Таким образом, важнейшим условием успешного развития экономики является наличие и отлаженность механизма передачи (трансмиссионного механизма) решений денежно-кредитной политики в реальную экономику. У подобного механизма есть несколько каналов: кредитный канал и канал валютного курса. Однако под влиянием мирового финансового кризиса в 2008 г. действие этих каналов ослабло. К концу 2013 года девальвация рубля, повышение кредитных рисков, изменение условий внешнеэкономической деятельности и другие факторы отчасти заблокировали трансмиссионный механизм. На наш взгляд постепенное восстановление кредитного канала, возможно, лишь при условии: повышения ликвидности банковской системы, эффективного применения мер валютного регулирования, снижения стоимости кредитных ресурсов и роста объема кредитования, а также  увеличения доли предприятий, ориентированных на внутренний рынок.

Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены  за ним законодательно. В Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» (статья 35) определены основные инструменты и методы ДКП Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);

7) прямые количественные ограничения;

8) выпуск от своего имени облигаций.

Сущность и порядок применения перечисленных инструментов будут нами рассмотрены ниже. Однако комплексное их использование как неотъемлемой части механизма действия денежно-кредитной политики может быть представлено следующей схемой.

Как показано на схеме 1. воздействие Центрального банка на денежную массу осуществляется путем проведения процентной политики и политики ликвидности. Процентная политика предполагает установление ставки рефинансирования, учетной ставки и других ставок по операциям центрального банка. Политика ликвидности означает использование ряда инструментов ДКП с целью воздействия на ликвидность банковской системы.

Механизм действия денежно-кредитной политики

Процентная политика

Политика ликвидности

Ставка рефинансирования

Рефинансирование

Учетная ставка               

Минимальные резервы

Ставки по операциям на открытом рынке

Валютная политика

Депозитные ставки

Ломбардные ставки

Спрос на кредиты

Ликвидность кредитных институтов   (в каком объеме они могут выдавать кредиты)

О б ъ е м           к р е д и т о в а н и я

Д е н е ж н а я          м а с с а

Схема 1. Механизм влияния денежно-кредитной политики на экономику

Устанавливая процентные ставки, Центральный банк регулирует спрос на кредиты: чем выше уровень ставок, тем меньше кредитов берут коммерческие банки. При использовании таких инструментов ДКП, как рефинансирование, минимальные резервы, валютное регулирование, центральный банк уменьшает или увеличивает ликвидность банков, т.е. их возможности выдавать кредиты экономике. Таким образом, состояние ликвидности кредитных институтов непосредственно влияет на предложение кредитов экономике. В свою очередь, спрос на кредиты и их предложение определяют объем кредитования предприятий реального сектора. Наконец, прямая зависимость существует между объемом кредитования и величиной денежной массы в обращении.

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей:

— конечные цели ДКП – это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса;

— промежуточные цели (ориентиры) ДКП – более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Они являются средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс;

— инструменты ДКП – совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и другие).

Перечисленные показатели образуют своего рода иерархическую структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо поставить и решить промежуточные задачи с помощью применения тех или иных инструментов денежно-кредитной политики.

Промежуточные цели обычно объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях центрального банка и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

Промежуточные цели могут устанавливаться по количественному или качественному принципу. В первом случае целью Центрального банка становится постоянство темпов роста денежной массы (кредита) или ВНП, во втором – уровень процентных ставок или валютный курс национальной денежной единицы, постоянство уровня цен.

При установлении промежуточной цели по количественному принципу применяются такие инструменты, как изменение ставок по операциям центрального банка, и нормативов обязательных резервов, проводятся операции на открытом рынке. Все эти инструменты непосредственно влияют на объем денежной массы. Если рост денежной массы превосходит установленный целевой ориентир, следует увеличить процентные ставки и нормативы обязательного резервирования, расширить операции на открытом рынке. В том случае, когда рост денежной массы находится на уровне ниже целевого ориентира, действие инструментов ДКП будет обратным.

Если промежуточная цель устанавливается по качественному принципу, предпочтительнее становится использование валютных интервенций, установление режима валютного курса, изменение процентных ставок. Например, процентные ставки и валютные интервенции повышают, если валютный курс ниже целевого ориентира, и понижают, если он выше.

В основе рыночных методов регулирования денежно-кредитных отношений лежат две модели:

— неокейнсианская модель, основанная на необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов;

— неоклассические модели, связанные с признанием саморегуляции экономической системы на основе естественно-рыночных процессов (монетаристский подход).

В монетаристском подходе основное правило денежно-кредитной политики – постоянство темпов роста денежной массы в качестве цели избранной ДКП. Ведущим регулирующим институтом здесь является Центральный банк, хотя денежно-кредитное регулирование с его стороны имеет свои объективные границы. Так, Центральный банк не может по своему усмотрению определять рыночную норму процента, объем кредитных операций и другие показатели, характеризующие состояние рынка ссудных капиталов. Однако, в современных условиях возможности Центрального банка как органа, осуществляющего денежно-кредитное регулирование, весьма значительны.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования большинства центральных банков является денежная масса. Дело в том, что этот показатель непосредственно влияет на основные конечные цели ДКП – уровень инфляции и объем национального продукта.

В соответствии с количественной теорией денег (монетаристская теория) соотношение между этими величинами определяется по формуле:

МV=РY,  где:

М – величина денежной массы (целевой ориентир роста денежной массы);

V – скорость ее обращения в экономике

Р – текущие цены (конечный целевой ориентир по инфляции);

Y – реальный объем производства (предполагаемые темпы экономического роста).

Таким образом, М=РY/V.

Понятие денежной массы в практике денежно-кредитного регулирования тесно связано с понятием «денежное предложение», которое означает общий объем доступных платежных средств в стране. Органы денежно-кредитного регулирования сосредоточивают свое внимание на поведении денежного предложения, т.к. соотношение между общим объемом средств платежа и физическим объемом существующих товаров и услуг в стране является определяющим фактором уровня инфляции и оказывает влияние на другие важные экономические явления.

Учитывая сложность точного определения количества денег, центральные банки обычно отслеживают и пытаются контролировать эволюцию нескольких различных количественных показателей денежной массы, которые получили название агрегатов денежного предложения (денежной массы).

Определение каждого агрегата варьируется по странам, и только собственный опыт каждой страны может подсказать органам денежно-кредитного регулирования, какой агрегат более соответствует в каждый заданный период совокупному объему денежных средств платежа в обращении.

Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

В качестве целевых ориентиров устанавливаются верхние и нижние пределы динамики денежной массы. По сути, они означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы. Во многих странах Центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, в связи с этим такая практика получила название «денежное таргетирование». Целевые ориентиры на прирост денежной массы стали широко применяться в мире в 70-е годы в связи с усилением инфляционных процессов и введением режима плавающих валютных курсов. Порядок регулирования денежной массы с помощью целевых ориентиров в разных странах различается. Так, во Франции они устанавливаются в виде контрольных цифр, в США и в России – в виде диапазона («вилки»), в Японии – в виде прогноза.

71 Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

Способы таргетирования различаются также в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов.

Впервые публикацию целевых показателей денежных агрегатов начала в 1974 г. ФРГ. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы были установлены в США, в 1976 г. – во Франции, в 1977 г. – в Великобритании и Японии. Активную роль в распространении практики целевого ориентирования сыграл МВФ, разрабатывавший рекомендации по его внедрению. В настоящее время целевые ориентиры публикуются во многих странах, накоплен значительный опыт их использования для регулирования денежного обращения.

Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет определить период, требующий вмешательства регулирующих органов. Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от состояния денежной сферы страны, задач, стоящих перед центральным банком, методов регулирования. Очевидно одно: регулирующие органы должны стремиться к выполнению намеченных ориентиров или к минимизации отклонений от них.

Как свидетельствует 20-летний период таргетирования центральными банками разных стран, использование целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности системы денежного регулирования.

Таким образом, регулирование денежной массы путем таргетирования имеет своей целью:

  • достижение стабильных темпов прироста денежной массы, т.к. это одно из важных условий экономического роста (в соответствии с монетаристской концепцией);
  • обеспечение умеренных темпов прироста денежной массы; в этом случае целью является достижение соответствия динамики денежной массы и реального ВНП, что является предпосылкой безинфляционного развития экономики;
  • снижение темпов прироста денежной массы с целью борьбы с инфляцией;
  • ограничение краткосрочных колебаний денежной массы для защиты экономики от кризисных, шоковых явлений.

статья 35 дополнена пунктом 8 в соответствии с Федеральным законом от 28.04.97 № 70-ФЗ. действовала по 31.12.99 включительно.

Поиск Лекций

Инструменты денежно-кредитного регулирования

Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков;
  • депозитные операции;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Данный метод предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

1) ставка учетного процента: условия на которых ЦБ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у других банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;

2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Данный кредит, как правило является краткосрочным (3-6 месяцев); объектом регулирования в данном случае является не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение данного инструмента состоит в следующем:

— регулируя уровень процентных ставок по своим операциям центральный банк влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;

— официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклонятся от рыночных в ту или иную сторону.

  • Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций.

Часть 3. Банки

Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

,

где М – банковский мультипликатор;

R – норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

,

где Е – избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод, регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.

В зарубежной практике данные операции проводятся с краткосрочными и долгосрочными обязательствами казначейства и государственных корпораций, облигациями торгово-промышленных фирм и банков, коммерческими векселями, учитываемыми ЦБ.

Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Целью является привлечение банков, как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов с ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ.

ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

При проведении операций на открытом рынке в зарубежной практике широко используются перекупочные изменения или сделки РЕПО.

Сделка РЕПО – это соглашения о продаже ценных бумаг с совершением через некоторое время обратной сделки. Данные сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Последние обязуются через определенное время осуществить обратную сделку.

Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

— цена покупки;

— цена обратной продажи;

— временной лаг между прямой и обратной сделками.

С целью сделать данную сделку привлекательной для коммерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели; 2-6 месяцев). Перекупочные соглашения широко используются Федеральной Резервной Системой США. Сделки, как правило, проводятся регулярно в определенные дни недели. В этом случае механизм воздействия данных сделок на свободные резервы коммерческих банков состоит в следующем. Если объем обратной продажи больше, чем объем покупки новых партий ценных бумаг – происходит ограничение кредитных резервов банковской системы, так как возрастают вложения в ценные бумаги и наоборот.

Особое значение в данном случае имеет развитие практики выпуска государственных облигаций, казначейских векселей. Стабильно развивается на сегодняшний день рынок государственных ценных бумаг является базой для применения Банком России операции на открытом рынке как наиболее гибкого инструмента денежно-кредитного регулирования.

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

  • ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
  • внутридневные кредиты – предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;
  • однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») – предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты – под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

а) «американским», при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

б) «голландским», при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем – задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки – на 1 – 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот – некст», «спот – 1 неделя», «спот — 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели и 1 месяц.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель — дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500 – 6100 руб., на конец года – 5750 — 6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели — предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуютвторостепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Вследствие низких доходов населения развитие потребитель­ского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевыхденег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении. Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

admin