Денежно кредитная политика Японии

Содержание

В годы второй мировой войны значительно усилился государственно-монополистический контроль над экономикой. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных банков не менее 75% прироста своих депозитов. Также в годы войны были созданы «ассоциации народных сбережений», в рамках которых из заработной платы рабочих и служащих и крестьян в принудительном порядке делались отчисления для размещения облигаций военных займов. За счет этих сбережений было профинансировано не менее 40% военных государственных займов.

    1. Развитие денежно-кредитных отношений после второй мировой войны до середины XX века

    Исходное положение послевоенной японской экономики было исключительно сложным и неблагоприятным. В первую очередь это повлияло на нестабильность национальной валюты.

    Инфляция приняла невиданный размах. Промышленное производство находилось в состоянии упадка. В условиях товарного голода спрос на товары превышал предложение и стимулировал рост цен. Масса денег в обращении выросла в 15 раз.

    С целью ограничения роста инфляции, послевоенное эмиссионное законодательство Японии предусматривает определенные ограничения выпуска банкнот. В действительности же при необходимости бюджетного финансирования правительство пересматривало эмиссию по установленным лимитам. В частности с целью финансирования бюджетного дефицита.

    Инфляция оказывала дезорганизующее влияние на всю экономику Японии.

    Денежная реформа 1946 года, проведенная в условиях хозяйственной разрухи и растущих бюджетных расходов, успеха не имела.

    В 1947 году впервые был создан государственный финансовый институт, название которого можно перевести как Фонд финансирования восстановления хозяйства (Фукко кинъю кинко).

    Приоритетными объектами кредитования стали угольная и сталелитейная промышленность, производство удобрений, электроэнергетика, которые рассматривались как ключевые для подъема экономики. Фонд обеспечивал 33%, в 1948 г. — 15% всех кредитов отраслям.

    Японское правительство разработало рекомендации, или ориентиры для кредитных институтов. Все отрасли были расставлены по степени важности в специальной Таблице приоритетов кредитования. В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства». Банк Японии взял на себя роль организатора кредитов, предоставляемых совместно целыми группами банков, которые активно использовали различные кредитные ресурсы.

    Особенностью развития денежно-кредитных отношений на данном этапе стало образование финансово-промышленных групп, во главе которых стоял тот или иной крупный коммерческий банк.

    Сложилась специфическая японская система кредитования и корпоративного управления, когда крупнейшие банки Японии превратились в центры финансово-монополистических групп, появились специализированные кредитные институты, обеспечивающие долгосрочное кредитование и проведение трастовых операций.

    Стали активно создаваться региональные банки по принципу: «одна префектура – один банк», которые осуществляли финансирование регионов.

    Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности мелких и средних предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды.

    Параллельно стали создаваться государственные специализированные банки и финансово-кредитные институты.

    Кредит приобрел особое значение как инструмент бурного индустриального развития Японии.

      1. Японское экономическое чудо

      В результате целенаправленной политики по обеспечению финансирования возрождающейся промышленности Япония смогла не только восстановить послевоенное разрушенное хозяйство страны, но и занять место одного из лидеров мировой экономики, стать высокотехнологичной индустриальной державой.

      Основными предпринятыми мерами в части денежно-кредитной отношений стали следующие:

      —  разработка мер по поощрению сбережения во всех секторах экономики — в домашних хозяйствах, на предприятиях, в правительственном секторе;

      — создание механизма, кредитования и инвестирования средств в экономику через проведение Банком Японии политики низких процентных ставок, чтобы предприятия имели доступ к дешевым финансовым ресурсам для развития;

      — создание банковской системы, обеспечивающей долгосрочное финансирование (банки долгосрочного кредитования); 

      — разработка программы государственного кредитования экономики, через специальную программу государственных займов и инвестиций, получившую название "второго бюджета" для осуществления финансирования малого и среднего бизнеса, сельского, лесного и рыбного хозяйства, жилищное строительство и экономической инфраструктуры;

      — разработка мер по поддержанию курса национальной валюты для привлечения иностранного капитала поддержание доверия со стороны внешнего мира;

      -создание системы поощрения экспорта для поддержания экономического роста;

      — создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и  экспансии японского капитала за границу;

      — развитие финансового рынка Японии, как крупнейшего мирового финансового центра для увеличения операции с иеной на международном финансовом рынке.

      Послевоенные реформы и изменение внешнеполитического курса заложили долгосрочную базу стремительного развития экономики Японии. Средний ежегодный прирост ВВП  в 60-х -70-х годах прошлого столетия составлял 10%, что называют японским экономическим чудом. Результатом стала сильная экономика и мощная банковская система Японии, которая позволила привлекать инвестиции не только внутри страны, но и со всего мира под низкие процентные ставки.

        1. Экономика «мыльного пузыря»

        Обратной стороной экономического роста Японии стало развитие таких процессов в экономики, как дефляция и стагнация потребления.

        Сочетание крайне низких процентных ставок и замедление роста ВВП привело к росту наличности на руках у населения. Снижение процентных ставок банковского кредита (примерно в три раза) породило «дешевые деньги». Большая часть прироста денежной массы оказалась не связанной с нуждами производства товаров и услуг, и ее излишки нашли применение в «мыльном пузыре». Реальная отдача на единицу капитальных вложений упала вопреки рыночным ожиданиям. Произошло насыщение потребительского спроса и замедление роста ВВП. Это позволило говорить о том, что Япония попала в «ликвидную ловушку».

         Экономика «мыльного пузыря» разрушила налаженный хозяйственный механизм Японии и вылилась в рецессию, продолжавшуюся все 90-е годы XX века. Сами японцы назвали кризисные годы «потерянным десятилетием».

        Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение денежно-кредитного регулирования экономикой, направленного на стимулирование потребления и инвестиций.

        Одной из первых акций правительства Японии стала реформа финансовой системы страны, получившей название "Биг бэнг" или "Большой взрыв". Главными принципами работы новой системы были "свобода", "справедливость" и "глобальность". Реформе подверглись институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

        Основными направлениями реформы стали: либерализация международных финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов; создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг; повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.

        1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

        ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ

        Ситуация в экономике и на финансовом рынке Японии ставит перед денежно-кредитной политикой Банка Японии непростые задачи.

        Последние десятилетия для экономики Японии характерны падение потребительских цен и стагнация роста ВВП. По статистическим данным Японии индекс промышленного производства (ИПП) в 2013 году составил 96,4% (для сравнения  в 2012 году ИПП составлял 100,3%). Показатели уровня дефляции в начале 2013 года колебались в пределах  (- 0,3%) – (- 0,9%), однако к концу 2013 года наблюдалась инфляция в размере 1,3%. Индекс потребительских цен в 2013 году составил 100 %, увеличившись на 0,4% по сравнению с показателем 2012 года (99,6%).

        Ежегодный рост государственного долга оказывает негативное влияние на уверенность инвесторов в стабильности государственных финансов Японии. Правительством страны предпринимаются меры по обеспечению дополнительного стимулирования экономики путем увеличения расходов. В результате для погашения дефицита бюджета осуществляется реализации государственных облигаций. Из-за низких процентных ставок, доходность по облигациям является одной из самых низких в мире. Пропорции государственного долга по отношению к ВВП страны постоянно растут. В 2013 году государственный долг вырос на 7,1 % с 211,7 % до 218,8 % к ВВП и достиг рекордных 1025 трлн. иен (10 трлн. долларов).

        Начиная с 2011 года, третий год подряд, Япония сводит торговый баланс со знаком «минус». Стоимость импорта превысила совокупную стоимость экспорта, и торговый дефицит по итогам 2013 года достиг рекордной суммы в 112 млрд. долларов, увеличившись на 65% по сравнению с уровнем 2012 года.

        Современная денежно-кредитная политика Японии является экспансионистской денежно-кредитной политикой, ориентированной на оживлении потребительского, инвестиционного и внешнеторгового спроса. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы и увеличении предложения денег.

        По официальным данным Банка Японии основным ориентиром при проведении денежно-кредитной политики является поддержание ценовой стабильности, поскольку именно она обеспечивает основу для экономической деятельности страны.

        Ценовая стабильность подразумевает достижение и поддержание высоких темпов роста потребительских цен. В борьбе с дефляцией Банк Японии принимает беспрецедентные меры для «взбадривания» экономики путем стимулирования инфляции, надеясь, что эта мера будет способствовать деловой активности хозяйствующих субъектов.

        В качестве целевого параметра для решения этой задачи Банк Японии определил повышение уровня инфляции в размере 2-х%.

        С целью достижения заданных показателей по инфляции Банк Японии осуществляет крупные денежные вливания на национальном рынке. Для этого Банк Японии проводит политику низких процентных ставок, осуществляет покупку государственных ценных бумаг, снижает норму резервирования, осуществляет денежную эмиссию и проводит другие мероприятия.

        В конце 2013 года денежная масса Японии составляла около двух триллионов долларов. Учётная ставка Банка Японии в 2013 году составляла 0 %, а межбанковская ссудная ставка — 0,15%, оставаясь одной из самых низких в мире.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Доступность финансовых ресурсов Японии по причине низких кредитных ставок, делает японскую экономику конкурентоспособной, но дефляционные процессы, с которыми борется Банк Японии последние десятилетия, сдерживают экспансивные возможности денежно-кредитной политики.

        Особенности денежно-кредитной политики Японии

        В условиях сложной экономической ситуации, падения потребительского спроса, конкуренции с экономиками Китая и США, ростом государственного долга, снижением экспорта, как никогда важно четко осознавать ориентиры для денежно-кредитного регулирования с целью поддержания стабильности национальной экономики.

        Индикаторами  эффективности проведения денежно-кредитной политики Японии являются показатели, отражающие состояние социально-экономического развития, такие как объем ВВП, уровень инфляции и уровень безработицы.

        В 2013 году объем ВВП страны увеличился на 60 млрд. долларов, темп роста ВВП составил 2%, годовая инфляция составила 1,3%, уровень безработицы в среднем по стране колебался в пределах 3,7-4,3%.

        Неизвестно, удастся ли Японии в дальнейшем сохранить экономический рост, преодолеть дефляцию, удержать позиции на внешних рынках, сократить долговое бремя, но сегодня экономика Японии по прежнему принадлежит к числу самых развитых экономик мира, занимая 3-е место по объёму промышленного производства и ВВП.

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Катасонов В.Ю. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров / Под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова — М.: Издательство Юрайт, 2014.-575с.;

        1. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник / О.И. Лаврушин –М.: Издательство Кнорус, 2012. – 560 с.;

        1. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Рудый –М.: Новое издание, 2004. – 400 с.;

        1. Романовский М.В. Финансы: учебник для бакалавров / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – 4-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2013.-599 с.;

        Денежно-кредитное регулирование Центрального Банка Японии

        Цели и методы денежно-кредитного регулирования в любой из стран обусловлены состоянием экономики государства и направлением ее развития. Возникновением Банка Японии следует считать 1882 г., когда было принято решение выбрать из всех государственных банков один, выполняющий функции эмиссионного центра.

        Банк Японии является самостоятельным юридическим лицом. Уставный капитал банка определен в сто миллионов иен и принадлежит правительству (согласно закону, не менее 55 млн. иен) и неправительственным лицам.

        Возглавляет Банк Японии политический совет, состоящий из девяти членов, избираемых на пять лет. Совет в своей деятельности консультируется с правительственными структурами, но представители правительства не могут влиять на его решения. Как правило, решения совета носят характер консенсуса

        В настоящее время организационная структура банка выглядит следующим образом:

        секретариат политического совета;

        отделы — внутреннего аудита, политического планирования, финансовой и платежной систем, бюджета и управления;

        департаменты — финансовых рынков, исследований и статистики, банковского надзора, международный, эмиссионный, операционный, информационных систем, общественных связей, кадровый, административный.

        При банке также функционирует Институт денежно-кредитных и экономических исследований.

        В соответствии с Законом, принятым в 1942 г., Банк Японии находился вплоть до 1998 г. под жестким правительственным контролем. Министерство Финансов имело право активно вмешиваться в его деятельность.

        Согласно японскому законодательству, Банк Японии обеспечивает стабильность финансовой системы страны, создает основу для устойчивого экономического развития.

        Основными функциями Банка Японии являются:

        — выпуск в обращение денежных знаков национальной валюты;

        — денежно-кредитное регулирование.

        Для выполнения своей главной функции Банк Японии осуществляет следующие виды деятельности:

        — обеспечение защиты денежных купюр от подделок

        — предоставление расчетных услуг и гарантирование стабильности финансовой системы

        — а) предоставление и обеспечение расчетов между банками страны

        — б) мониторинг и проверка финансового состояния и управленческих кондиций финансовых институтов

        — в) функция последнего кредитора

        — операции с казначейскими и правительственными бумагами

        — международные операции

        — а) международные финансовые транзакции и операции

        — б) интервенции на валютном рынке

        — в) международные контакты

        — в качестве правительственного института Банк Японии ведет счета и правительственных ведомств. Через него проходят налоговые поступления в бюджет и платежи по реализации крупных социально значимых проектов, а также деньги государственных пенсионных фондов. Банк Японии обслуживает государственные ценные бумаги: их выпуск, регистрацию, выплаты процентов и погашение.

        — публикация сводных экономических показателей, экономические обзоры и исследования экономических процессов.

        — Государство и Банк Японии регулируют деятельность банков через лицензии, установление минимального размера капитала, стандарты офисной сети, через обязанность выдерживать определенные финансовые показатели, а также правила ведения бухгалтерского учета.

        Денежно-кредитное регулирование в послевоенное время. Денежно-кредитное регулирование в каждой из стран во многом объясняется историей ее экономического развития. С этой точки зрения Японию следует рассматривать как страну с уникальным опытом.

        Когда говорят о «японской модели», имеют в виду ту систему, которавя была построена в стране, начиная со времен реставрации Мэйдзи (1868). В течение менее 70-ти лет до Второй мировой войны Япония смогла создать свою тяжелую индустрию, урбанизировать страну, сформировать многочисленный средний класс.

        После Второй Мировой войны экономика Японии начала развиваться практически с нуля. Несмотря на то, что структура банковской системы сохранилась, высокая послевоенная инфляция практически парализовала всю денежно-кредитную систему, Япония имела большой дефицит госбюджета и высокий уровень безработицы.

        Поэтому в первые послевоенные десятилетия в Японии Центральный банк проводил денежно-кредитную экспансию (искусственно занижались процентные ставки) в совокупности с прямым количественным ограничением кредита, что в совокупности с прочими факторами благоприятно сказалось на быстром экономическом росте.

        Уже к началу 60-х гг. темпы роста японской экономики достигли 9-10% в год. Основными факторами такого бурного экономического роста явились рост населения страны в период с 1945 по 1970 гг. на 45%, расширение внутреннего спроса, денежная и натуральная помощь США в период с 1945 по 1952 год (2,4 млрд. долларов, или 4,5% ВВП Японии в тот период), война США в Корее (в период с 1949 по 1951 год объем заказов США на производство потребительских и военных товаров в Японии составлял до 6,2% ВВП того времени).

        Энергетический и экономический кризисы 70-х гг. замедлили рост японской экономики вдвое. Так, по данным Банка Японии, реальный экономический рост Японии в 70-е гг.

        Доклад по денежно-кредитной политике Банка Японии

        составлял всего 5,2%. В 80-е гг. он снизился уже до 3,8%, а в 90-е, после очередного экономического кризиса, составил всего 1,1%.

        После кризиса 70-х годов в Японии началась либерализация финансовой отрасли. Правительство Японии решило ориентировать экономику на расширение внутреннего спроса. Для этого оно предприняло попытки стимулировать внутренний спрос и инвестиции, увеличивая бюджетные расходы (34,6% роста с 1984 г. до 1990 г.) и снижая процентную ставку до нулевого уровня.

        Одновременно Банк Японии ослабил контроль над деятельностью банков. Банки перешли к потребительскому кредитованию, сделкам с недвижимостью, кредитованию строительства и торговли.

        В этот период при проведении денежно-кредитной политики использовались такие традиционные инструменты, как установление официальной процентной ставки, определение норм обязательного резервирования, покупка и продажа государственных ценных бумаг, валютные интервенции.

        Период высокого роста японской экономики продолжался вплоть до 90-х годов. К 1990 г. внутренний рынок был перенасыщен. В тот же период США и Западная Европа потребовали сократить японский импорт.

        Кроме того, традиционные особенности японской культуры хозяйствования привели к высоким рискам в банковской сфере. Как правило, японские кредитные институты имели доступ к крупным сбережениям промышленных компаний, поскольку создавались в рамках финансово-промышленных групп. Власти также снабжали кредитные институты ликвидностью и при необходимости вмешивались в их деятельность. В условиях высоких темпов развития экономики недостатки кредитной системы не были заметны. В период с 70-х по 90-е годы банки активно кредитовали экономику под залог стремительно увеличивающихся в цене недвижимости, земли, ценных бумаг.

        Все это привело в начале 1990-х годов к глубокому кризису кредитной системы Японии: стоимость активов стала падать и многие заемщики не смоги вернуть кредиты. В этот период японские банки столкнулись с кризисом неплатежей и ростом проблемной задолженности.

        Длительный застой и спад, пережитый экономикой Японии в 1990–2003 гг., нередко называют «Великой рецессией». Экономический спад был результатом ошибок бюджетной, финансовой и денежной политики, а также следствием несоответствия японских традиций хозяйствования условиям глобализации. Для преодоления финансового кризиса Банк Японии вновь вернулся к жесткому денежно-кредитному регулированию.

        Денежно-кредитное регулирование в Японии на современном этапе.Суть денежно-кредитной политики Банка Японии в настоящее время состоит в сохранении низких ставок, в том числе и для снижения стоимости обслуживания государственного долга. Но это не цель политики Банка, а следствие того, что у него мало эффективных инструментов для воздействия на финансовую ситуацию в стране. Целью же является преодоление таких отрицательных для экономики последствий дефляции, как торможение потребительского и инвестиционного спроса.

        Политика процентных ставок.Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка Японии является величина дисконтной ставки (discount rate). В начале 90-х годов 20 века она составляла 6% годовых. Затем вследствие экономического спада 90-х годов началось снижение уровня цен: до настоящего времени экономике Японии характерна дефляция.

        В Японии дефляция составляла в 2002 г. 0,9%, в 2003 г. — 0,5, в 2005 г. — 1,6%.

        В связи с этим Банк Японии начал проводить политику «практически нулевых процентных ставок».

        Осуществление такой политики должно стимулировать перевод средств из срочных финансовых инструментов в наличные деньги, а следовательно должен повыситься спрос на товары и услуги.

        Поэтому величина ставки в Японии начиная с 2001 г. и по 2006 г. была практически на нулевом уровне (0,1%), в 2006 г. в связи с некоторым улучшением экономической ситуации ставка рефинансирования была поднята до 0,25%. до 0,25 процента, а с 21 февраля 2007 – до 0,5%. Решение об изменении процентных ставок принимает Управляющий Совет Банка Японии (Policy Board of BoJ) на заседаниях по вопросам денежной политики (Monetary Policy Meetings). Результат становится известен по окончанию заседания в этот же день.

        Чтобы остановить процесс дефляции, японское правительство проводило политику «количественного смягчения». В 2006 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках порядка 250-300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объем беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнет постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.

        Операции на открытом рынке.В силу огромного значения экспорта для экономики страны подорожание йены против остальных мировых валют, и особенно доллара, является крайне нежелательным. Экспортная составляющая валового внутреннего продукта (ВВП) Японии имеет тенденцию к устойчивому росту. Так, если в период до 1990-х гг. она составляла около 10%, то в 2006-м выросла до 15%. Вклад экспорта в прирост ВВП увеличился с 30% в середине 90-х гг. до 60% в XXI веке.

        В отсутствие возможности использовать такой инструмент, как процентная ставка, непосредственное влияние на курс своей валюты Банк Японии оказывает путем проведения вербальных (словесных) и реальных интервенций (угроза или реальные покупки/ продажи национальной валюты на мировых рынках с целью изменения курса). Банк Японии, в отличие от центральных банков других крупнейших мировых держав, осуществляет реальные интервенции достаточно часто. В течение 2002-2003 гг. можно было отметить как минимум десять подтвержденных интервенций. В результате Япония обладает вторыми в мире золотовалютными резервами после Китая. На начало 2008 г. международные резервы Японии превысили триллион долларов США. В структуре японских резервов преобладает иностранная валюта (доллар, евро, британский фунт) в размере 979 миллиардов долларов, остальное размещено в золоте и облигациях Международного валютного фонда.

        Постоянно действующие механизмы денежно-кредитного регулирования. С начала 70-х годов для краткосрочного регулирования рынка наличных денег распространение получили трехмесячные векселя, а для долгосрочного — облигации Банка Японии. С 1978 года стали проводиться аукционы с использованием облигаций. Резервные требования к банкам (обязанность хранить некоторую сумму денег на счетах Банка Японии), согласно соответствующему закону, стали применяться с 1957 года. Власти Японии практикуют также «оконное руководство», подразумевающее неформальные договоренности с банками. В истории японской банковской системы практиковались также иные методы регулирования, например, ограничения по займам для «городских» банков, то есть Банк Японии ограничивал выдачу им наличности на «льготных условиях».

        Денежный рынок, ставки на котором не регулируются, традиционно включает в себя рынок онкольных (краткосрочных) межбанковских кредитов. Срок их действия от полудня до семи дней, но в некоторых случаях он может автоматически продлеваться. На рынке учетных векселей вращаются коммерческие бумаги, а также бумаги первоклассных заемщиков или финансовых институтов. Ряд ставок по векселям регулируется дилерами банковского рынка. Существует также рынок гэн саки, на котором вращаются облигации государственных и муниципальных организаций, крупнейших корпораций, а также дебентуры. Срок их действия от 1 до 6 месяцев. На свободном рынке используются также оборотные депозитные сертификаты.

        Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 561;

        Федеральное агентство по образованию

        Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

        Кафедра Мировой экономики

        ДОКЛАД

        По дисциплине:

        «Валютно-экспортный контроль»

        Валютное регулирование в Японии

        Исполнитель Э.А. Алексеева

        МЭК-06-03

        Руководитель Л.Д. Хамаганова канд. хим.н., ведущий доцент

        Иркутск — 2010

        ВВЕДЕНИЕ 3

        История развития валютного регулирования в Японии. 4

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

        ВВЕДЕНИЕ

        Япония, официальное название «Нихон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположена на четырех крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя де факто столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире. Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

        Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

        Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики Японии, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

        Осуществление экспортного контроля имеет важное значение для успешного выполнения международных обязательств Японии и проведения

        эффективной внешней политики. В стране значительно усилился контроль за экспортом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения. Усиление экспортного контроля в основном было вызвано интернационализацией движения капитала, которая, в свою очередь, привела к распространению отмывания денег в международном масштабе.

        Таким образом, в настоящее время наряду с осуществлением валютного и экспортного контроля основными задачами являются выявление, расследование и пресечение незаконных финансовых операций, связанных с организацией преступных доходов.

        Механизм валютного и экспортного контроля в Японии исторически складывался с учетом специфических условий развития страны. Вследствие этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного и экспортного контроля.

        История развития валютного регулирования в Японии.

        Иена – национальная денежная единица Японии. Формальные обязательства по статье VIII (раздела 2,3 и 4) Устава МВФ приняты страной 1 апреля 1964 г. Финансовые органы не устанавливают ограничений на проведение валютных операций. Валютный курс определяется на основе спроса и предложения на валютных рынках. При необходимости центральный банк страны проводит валютные интервенции. Основной валютой интервенции выступает доллар США.

        Уполномоченные японские банки свободно осуществляют валютные операции со своими клиентами, с банками-нерезидентами и между собой. Срочные сделки могут заключается с любыми валютами, котируемыми на Токийском валютном рынке и на других ведущих международных валютных рынках. Отсутствуют какие-либо официально установленные курсы на форвардном рынке. Срочные сделки заключаются на основе свободных рыночных ставок. Покупка или продажа иностранной валюты производится без налогов и субсидий.

        Контроль за валютными и внешнеторговыми операциями осуществляют в основном Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ) и Банк Японии как агент правительства. Основную роль в проведении расчетов играют уполномоченные банки. Контроль за экспортно-импортными операциями возложен на МИТИ.

        Платежи во все страны и поступления из-за границы осуществляются в любой валюте, включая иену. Нерезидентам открываются счета в иенах в любых уполномоченных банках Японии. Отсутствуют ограничения по операциям, проводимым по таким счетам и остатки свободно конвертируются. Однако во избежание резких колебаний курса иены могут быть ограничены выплаты процентов по указанным счетам.

        Импорт товаров в Японии осуществляется свободно за исключением ввоза запрещенных товаров или импорта из некоторых стран. В Японии ограничен ввоз товаров 77 наименований, подпадающих под систему импортных ограничений и связанных с монополией государственной торговли, национальной безопасностью, здравоохранением и т.п. Для ввоза этих товаров в Японию импортеры получают сертификат импортной квоты, что позволяет им приобрести импортную лицензию у уполномоченного валютного банка автоматически при предоставлении заявления. Для импорта ряда товаров из некоторых государств, в частности, из Югославии, Ирака и Ливии, требуется предварительное разрешение МИТИ. А для платежей в эти страны необходимо согласие Минфина. Соответствующее одобрение МИТИ требуется при расчетах по открытым счетам или если платежи производятся спустя два года после получения импортной декларации или отгрузки.

        Ограничения по экспорту вводятся в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях и Распоряжением о контроле за экспортом, изданным в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. Такие ограничения могут вводиться в целом для всех стран или в отношении определенных государств и включают в себя ограничения по объему экспорта, по экспортным ценам и т.п. В конце 1993 г. добровольные ограничения были введены на экспорт из Японии в США и ЕС ряда текстильных товаров, на экспорт в США легковых автомобилей и грузовых автомобилей в страны ЕС. Кроме того, контролируется экспорт в страны ЕС некоторых марок и видеомагнитофонов.

        На конец 1993 г. в Японии в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях действовали 27 экспортных картелей. Товары 228 наименований подлежали лицензированию в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, для контроля за их экспертом в некоторые страны, в связи с нехваткой на внутреннем рынке (например, никель) или затем, чтобы определить введение импортных ограничений другими странами на ввоз ими некоторых видов текстильной продукции. Требуется одобрение МИТИ для экспорта товаров на переработку или на экспорт тех товаров, расчеты по которым осуществляются по формам, указанным выше.

        Индивидуальному лицензированию подлежат некоторые сырьевые товары, вывозимые для дальнейшей их переработки за рубежом или реимпорт. На экспорт в Югославию, Ирак и Ливию требуется разрешение МИТИ.

        Поступления по невидимым операциям в основном осуществляются без лицензии. Резиденты и нерезиденты могут свободно ввозить валюту любой страны на неограниченную сумму. Платежи по невидимым операциям производятся в основном без ограничений. Но юридически и физическим лицам, кроме государственных учреждений, необходимо получить одобрение Банка Японии для перевода за границу даров и пожертвований (кроме государственных учреждений) нерезидентам (за исключением родственников за рубежом) на сумму свыше 5 млн. иен. Переводы родственникам за границу, а также другие виды переводов и платежей по невидимым операциям (например, покупка валюты для зарубежной поездки) производятся без ограничений. Но требуется одобрение Банка Японии на вывоз национальной валюты на сумму свыше 5 млн. иен.

        Для осуществления расчетов по невидимым операциям с Югославией, Ираком и Ливией требуется согласие МИТИ.

        Операции, связанные с движением капитала, в основном осуществляются свободно. Но иногда требуется выполнить ряд условий:

        Во-первых, получить предварительное разрешение;

        Во-вторых, подать предварительное уведомление с определенным периодом ожидания, в течение которого Минфин или МИТИ могут потребовать отложить сделку или изменить отдельные детали контракта; в-третьих, например предварительное уведомление без периода ожидания.

        Приобретение ценных бумаг осуществляется практически без ограничений, если он ведется через компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами, а валютные банки и уполномоченные инвесторы могут свободно производить портфельные инвестиции. Однако приобретение таких ценных бумаг через компании, не уполномоченные вести операции с ценными бумагами, и кредитов, предоставляемых резидентами, требуют предварительного уведомления без периода ожидания. Предварительное одобрение на проведение операций, связанных с движением капитала, требуется в тех случаях, когда это связано с определенными обстоятельствами: ухудшение состояния платежного баланса Японии; значительные колебания валютного курса иены; международное движение капиталов в таких крупных размерах, которые достаточны чтобы оказать негативное влияние на денежный рынок и на рынок капитала Японии.

        В Японии делают различия между прямыми инвестициями и другими операциями, связанными с движением капитала. Кроме владения основной долей капитала предприятий или образования филиалов, прямыми считают следующие виды инвестиций:

        • любое приобретение акций компаний, не котируемых на фондовой бирже;

        • покупка иностранными инвесторами акций компаний, котируемых на

        фондовой бирже, доля которых в капитале превышает 10% (включая владение акциями родственников);

        • получение кредитов на срок более одного года или приобретение ценных бумаг, частным образом размещенных в Японии, при определенных условиях.

        Любое изменение сферы деятельности компании, 1/3 капитал (или более) которой принадлежит иностранным инвесторам, подпадает под контроль за прямыми инвестициями. Требования по прекращению проведения операций, связанных с движением капитала, или изменению условий могут быть выдвинуты соответствующими министерствами, если такие операции оказывают негативное воздействие на национальную безопасность, общественный порядок Японии и т.п.

        В апреле 1991 г. были внесены изменения в Закон об иностранных прямых инвестициях. Иностранные инвестиции подлежат уведомлению только после их осуществления, если это не затрагивает интересы национальной безопасности страны, за исключением четырех отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, горнодобывающая и нефтяная промышленность и производство кожи и изделий из нее).

        Вывоз резидентами инвестиций в виде кредитов, эмиссий облигаций за рубежом, выпуска нерезидентами облигаций в самой Японии и прямые зарубежные инвестиции требуют предварительного уведомления с периодом ожидания в 20 дней. Минфин может потребовать приостановить такие инвестиции или изменить их условия, если, по его мнению, они неблагоприятно отразятся на положении на международных финансовых рынках или на международной кредитоспособности Японии, отрицательно воздействуют на внутреннее состояние страны и на рынке капиталов, снизят деловую активность отдельных отраслей японской промышленности или поставят под вопрос возможность выполнения Японией международных соглашений, поддержания мира, безопасности и общественного порядка. Минфин может сократить период ожидания.

        Другие операции могут осуществляться нерезидентами свободно. Возможно предварительное одобрение, когда речь идет о зарубежных депозитах резидентов, о займах и кредитах в инвалюте в отношениях между резидентами (за исключением уполномоченных банков) и о размещении нерезидентами за рубежом облигаций в иенах.

        Прочие внешние операции резидентов обычно могут производиться без

        ограничений, но требуется предварительное одобрение Минфина на эмиссию

        резидентами ценных бумаг или долговых обязательств за границей или таковых в иностранной валюте в самой Японии. Валютные кредиты уполномоченных японских банков легально подлежат предварительному уведомлению с учетом периода ожидания. Но в большинстве случаев разрешение предоставляется свободно. Банки без ограничений выдают долгосрочные кредиты в иенах иностранным заемщикам, могут принимать валютные депозиты от резидентов и нерезидентов и предоставлять валютные ссуды резидентам. На валютные и йеновые депозиты резидентов и нерезидентов распространяются требования об обязательных минимальных нормах резервов, устанавливаемых Банком Японии.

        Страницы: следующая →

        12Смотреть все

        Похожие страницы:

        1. Валютные ценности,валютноерегулирование

          Доклад >> Экономика

          3. Денежно-кредитная политика Банка Японии

          15,3 Франция 5,0 4,5 4,3 4,1 5,1 4,9 4,7 4,7 Япония 6,6 6,1 5,8 5,4 5,2 5,2 5,1 4,7 Внешнеторговый баланс, … Валютноерегулирование реализуется через механизм валютного контроля. Список литературы Федеральный закон "О валютномрегулировании и валютном

        2. Валютный контроль и валютноерегулирование в России

          Курсовая работа >> Экономика

          валютногорегулирования и пути их преодоления. Глава 1. Теория валютногорегулирования и валютного контроля 1.1 Понятие и необходимость валютногорегулирования и валютного контроля Система валютногорегулирова­ния и валютного

        3. Валютный дилинг

          Дипломная работа >> Банковское дело

          … 9 октября 1992 года № 3615-1 “О валютномрегулировании и валютном контроле”. Под валютнымрегулированием понимается степень вмешательства органов … . Мировая экономика. Краткая характеристика. Экономика Японии. Экономика США. Экономика Еврозоны. Экономика …

        4. Валютный рынок и валютные операции (6)

          Реферат >> Экономика

          … для Ирана и рекомендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой … прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была повышена в … № 3615-1 «О валютномрегулировании и валютном контроле» установил, что валютные ценности в Российской Федерации …

        5. Особенности и направления валютногорегулирования и контроля в РФ

          Реферат >> Банковское дело

          … США, стран зоны евро и Японии на международном финансовом рынке; … направления валютногорегулирования и контроля в РФ 2.1. Эволюция системы валютногорегулирования и валютного контроля России В эволюции системы валютногорегулирования и валютного контроля …

        Хочу больше похожих работ…

        admin