День возврата из командировки

Работник вернулся из командировки в выходной

Специалисты Минтруда России в письме от 13.10.2017 № 14-2/В-921 разъяснили, как бухгалтеру следует оплатить день возврата работника из командировки в выходной. Подробности — в нашем комментарии.

Трудовое ведомство рассмотрело следующую ситуацию. В организации установлена пятидневная рабочая неделя (40 часов). Работник возвращается из командировки в выходной день. Как следует произвести ему оплату дня возврата из служебной поездки?

Командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Особенности направления работников в служебные командировки установлены в постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение о командировках). Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации (п. 9 Положения о командировках). Но если командированный работник привлекался к труду в выходные или нерабочие праздничные дни, то оплата производится в соответствии с трудовым законодательством (п. 5 Положения о командировках).

Выходные дни являются временем отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (ст. 106, 107 ТК РФ). В статье 153 ТК РФ сказано, что работа в выходной день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Проанализировав указанные нормы трудового законодательства, специалисты Минтруда России пришли к выводу, что если работник возвращается из служебной поездки в выходной день, то это следует рассматривать как привлечение к работе в выходной день. Поэтому этот день подлежит оплате не менее чем в двойном размере по правилам ст. 153 ТК РФ. К аналогичной точке зрения Минтруд России приходил и ранее (см., например, письма от 25.12.2013 № 14-2-337, от 05.09.2013 № 14-2/3044898-4415).

Трудовое ведомство также указало, что данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного суда РФ от 20.06.2002 № ГКПИ2002-663. В нем сказано, что по смыслу ст. 106, 107 и 166 ТК РФ выезд, приезд или нахождение командированного работника в пути в выходной или нерабочий праздничный день по распоряжению работодателя относятся к случаям привлечения работника к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Эту правовую позицию взяли на вооружение нижестоящие суды (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2012 по делу № 11-14545/2012, Кассационное определение Томского областного суда от 20.01.2012 по делу № 33-10/2012).

Обратите внимание: в комментируемом письме специалисты Минтруда России не уточнили, сколько именно часов должен оплатить работодатель. В статье 153 ТК РФ сказано, что оплата в повышенном размере производится за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Поэтому логично предположить, что в двойном размере должен быть оплачен не весь выходной день, в котором работник вернулся из командировки, а только время до его прибытия к месту назначения.

Если сотрудник вернулся из командировки в два часа ночи и этот день является его нерабочим днем, то необходимо оплатить этот день полностью или только фактически отработанное время?
Как подтвердить время (для оплаты), затраченное на получение багажа, и путь от аэропорта до дома?

1 ноября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Необходимо оплатить только фактически затраченное работником время в пути; за каждый час ночного времени работнику также полагается доплата в размере не менее 20% оклада. Время в пути увеличивается на время, затраченное на путь от аэропорта до места жительства работника, если аэропорт находится за чертой населенного пункта. Документами подтверждающими такое время, могут быть: квитанция, выданная водителем такси, с указанием времени вызова такси и прибытия в пункт назначения; проездной документ на общественный транспорт и служебная записка с указанием затраченного времени исходя из расстояния и средней скорости транспортного средства.

Обоснование позиции:
При решении вопроса об оплате выходных дней, приходящихся на время командировки, следует руководствоваться нормами ТК РФ и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение).
Из п. 5 и п. 9 Положения следует, что за выходные дни в командировке, в течение которых работник не отдыхал, а привлекался к выполнению служебного поручения, производится оплата не в виде среднего заработка, а по правилам, установленным ст. 153 ТК РФ. В соответствии с п. 4 Положения дни нахождения в пути к месту командировки и обратно включаются в период командировки. При этом вопрос об оплате выходных дней, которые работник провел в пути, в том числе дня отъезда и дня возвращения в выходной, Положением специально не урегулирован. Тем не менее сложилась практика, что по правилам ст. 153 ТК РФ оплачиваются не только выпадающие на выходные дни командировки, когда работник выполнял служебное поручение в месте командирования, но и другие выходные дни, которые работник не может использовать по своему усмотрению в связи с командировкой (день отъезда, день приезда, дни нахождения в пути)*(1).
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. При этом законодательство не содержит указания о том, сколько часов, приходящихся на исполнение служебного поручения в выходной, следует оплатить в повышенном размере — только фактически затраченные часы или весь день, независимо от количества часов, которые работник затратил на исполнение служебного поручения. Вместе с тем заработная плата каждого работника зависит, в частности, от количества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ). За выходные и праздники выплачивается, как мы уже выяснили, не средний заработок, а заработная плата в двойном размере. Когда речь идет о выплате заработной платы за исполнение работником трудовых обязанностей, оплачивать необходимо только фактически отработанные сотрудником часы. Поэтому полагаем, что в двойном размере надо оплачивать каждый час в пути. Такой подход, на наш взгляд, в полной мере соответствует и положениям части третьей ст. 153 ТК РФ, согласно которой оплата в повышенном размере производится только за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной приходится часть рабочего дня, в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной день (от 0 часов до 24 часов)*(2). Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации по правилам ст. 153 ТК РФ необходимо оплатить только фактически затраченное работником время в пути*(3).
Согласно части первой ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов. Порядок оплаты ночного времени, используемого работником при прибытии из командировки в его выходной день, законодательством специально не урегулирован. Из буквального толкования части первой ст. 154 ТК РФ повышенной оплате подлежит именно работа в ночное время. Представляется, что, находясь в пути к месту командирования и обратно, работник как таковой работы не выполняет. В то же время для целей предоставления гарантий командированному работнику за время нахождения в пути понятие «работа» в правоприменительной практике толкуется расширительно. Подтверждением этому является приведенная позиция судов и Минтруда России, в соответствии с которой время нахождения работника в пути, пришедшееся на его выходной день, должно быть оплачено по правилам ст. 153 ТК РФ, хотя данная статья формально также устанавливает необходимость компенсации работникам именно работы в выходной день. Полагаем, что аналогичный подход следует применять и при решении вопроса о необходимости выплаты работнику за время нахождения в пути компенсации, предусмотренной ст. 154 ТК РФ. Соответственно, за каждый час ночного времени, используемого работником при возвращении из командировки в его выходной день, ему полагается доплата в размере не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада)*(4). С порядком расчета часовой ставки исходя из оклада можно ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Доплата за работу в ночное время.
Из п. 4 Положения следует, что при определении продолжительности командировки дополнительно ко времени отправления и прибытия транспортного средства, на котором работник отправляется в командировку, следует присоединить время, необходимое для того, чтобы добраться до (от) аэропорта, но только если аэропорт находится за чертой населенного пункта. Норм, предусматривающих учет затраченного на получение багажа времени при определении продолжительности командировки, законодательство в любом случае не содержит.
Перечень документов, подтверждающих, в частности, время, затраченное на дорогу от находящегося за чертой населенного пункта аэропорта до места жительства работника, на законодательном уровне не установлен. Соответствующих разъяснений компетентных органов нами, к сожалению, не обнаружено. Полагаем, что если, например, работник добирался на такси, то в этом случае таким документом может быть квитанция, выданная водителем такси, с указанием времени вызова такси и прибытия в пункт назначения. Если работник добирался на общественном транспорте, таким документом может быть билет и служебная записка с указанием затраченного на дорогу времени. Если работник добирался на личном транспорте, на наш взгляд, он также может предоставить служебную записку с указанием затраченного времени исходя из расстояния и средней скорости транспортного средства. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 N 09АП-65616/16 суд исходил из примерной продолжительности времени, необходимого для прибытия к месту назначения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

10 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите решение Верховного Суда РФ в от 20.06.2002 N ГКПИ02-663, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 12.04.2017 по делу N 33-1728/2017, определение Иркутского областного суда от 16.07.2015 N 33-5998/2015, а также письма Минтруда России от 05.09.2013 N 14-2/3044898-4415 и от 25.12.2013 N 14-2-337.
*(2) В правоприменительной практике существует позиция, согласно которой время пути, приходящееся на выходные дни, нужно оплачивать по двойной дневной ставке от оклада за каждый выходной без учета проведенных часов в дороге (кассационное определение Саратовского областного суда от 14.07.2011 N 33-3776/11, апелляционное определение Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-7832).
*(3) Аналогичное мнение встречается и в консультациях с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»(смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 и вопрос-ответ 3).
*(4) Подчеркнем, такая позиция является нашим экспертным мнением. В профессиональной литературе встречается противоположная точка зрения по данному вопросу (смотрите, например, следующие материалы: журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2017 г.; журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 4, апрель 2016 г.; вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Обратный билет на день позже окончания командировки

Цитата (Письмо Минфина России от 01.04.2009 г. № 03-04-06-01/74 ): Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций сумм возмещения организацией расходов работника по проезду из места командировки в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с отметкой о дне выбытия в командировочном удостоверении, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
Пунктом 3 ст. 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
В абз. 10 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Как указывается в рассматриваемом письме, отметка о дне выбытия в командировочном удостоверении работника не совпадает с датой возвращения из командировки, указанной в билете.
Днями начала и окончания командировки работника следует считать дни, обозначенные в приказе о направлении работника в командировку (с учетом времени нахождения в пути).
При необходимости приказом руководителя организации командировка может быть продлена.
Если работник возвращается из командировки позднее даты, указанной в приказе о командировании, используя выходные дни, оплата его проезда от места нахождения в эти дни до места работы, по нашему мнению, не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.
В этом случае имеет место получение предусмотренной ст. 41 Кодекса экономической выгоды работником в виде оплаты организацией проезда от места проведения отпуска или иного свободного от работы времени до места работы. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) в его интересах относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Пунктом 1 ст. 211 Кодекса определено, что при получении налогоплательщиком доходов от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Таким образом, оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, является его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит налогообложению в соответствии с положениями ст. 211 Кодекса.
2. Налог на прибыль организаций.
Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
По нашему мнению, при отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения.
Таким образом, вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, если дата выбытия работника из места командировки к месту постоянной работы совпадает с датой, на которую приобретен вышеуказанный проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.
В случае продления срока командировки приказом по организации суммы возмещения расходов работника на проезд освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса и учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, указанных в пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Возвращение из командировки ночью

Работодатель обязан выплатить работнику суточные <п. 11, 25 Положения, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 N 749, Письмо Минтруда от 05.09.2013 N 14-2/3044898-4415> за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также дни, проведенные в пути, в том числе время вынужденной остановки;

Для расчета суточных необходимо определить продолжительность командировки.

Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки – дата прибытия указанного транспорта в место постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее – последующие сутки.

В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта <п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 N 749>.

Аэропорты практически всегда расположены за городом. Поэтому в описанной вами ситуации следует взять в расчет время, которое потребовалось сотруднику для того, чтобы добраться до аэропорта. Аналогично определяется и день приезда работника к месту постоянной работы.

Данное правило необходимо учитывать при издании приказа о направлении сотрудника в командировку.

Например: Самолет вылетает в Новосибирск 31 мая в 00.10, а работник выехал в аэропорт Шереметьево, расположенный за пределами Москвы, где находится место постоянной работы (жительства), 30 мая вечером. Значит, днем начала командировки будет считаться 30 мая, несмотря на то, что в билете указано 31 мая.

Самолет прилетает из Новосибирска в аэропорт Шереметьево 2 июня в 23.55. Соответственно, домой или на работу командированный сотрудник попадет лишь 3 июня.

Таким образом, суточные ему положены за период с 30 мая по 3 июня включительно.

Очевидно, что работник должен документально подтвердить свое отбытие в командировку накануне дня самой командировки. Подтверждением будет, к примеру, билет на электропоезд до аэропорта или обратно либо квитанция такси, в которых указаны дата и место прибытия.

admin