Декларация о доходах депутатов местных советов

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 251-ФЗ) внесены изменения, которыми установлены особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (далее — депутаты).

К таким особенностям относятся:

1) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

2) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ). В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат обязан сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В связи с указанными изменениями, внесенными в Федеральный закон № 273-ФЗ, субъектам Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этими изменениями.

При корректировке своих нормативных правовых актов органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно исходить из следующего.

1. Представление кандидатом на должность депутата представительного органа сельского поселения сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить сведения, предусмотренные частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.

Указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

При представлении сведений в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:

— сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по
31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

— сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.

2. Сведения, представляемые в связи с совершением сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, должны представляться в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом совершения указанных сделок (таким образом, впервые указанные сведения в соответствии с новым порядком могут представляться не ранее 2020 года). При этом к указанным сделкам не относятся:

— сделки, совершенные супругой (супругом) данного лица до вступления с ним в брак;?

— сделки, совершенные лицом до замещения муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения на непостоянной основе, притом что лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ.

В случае совершения сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, депутат представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются за год, предшествующий году представления сведений, т.е. за год, в котором совершены указанные сделки.

Например, депутат в ноябре 2019 года совершил сделку, предусмотренную частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ. В этой связи, такому депутату необходимо будет представить в 2020 году сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, т.е. за год, предшествующий году представления сведений.

В случае, если в течение года, предшествующего году представления сведений (отчетного периода), сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались, депутат сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем направления соответствующего уведомления (рекомендуемая форма уведомления прилагается). Данное уведомление целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), второй возвращается депутату, направившему такое уведомление, с отметкой о регистрации. Уведомление может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи.

Уведомление об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Уведомление от » ___ » ___________ 20 __ г.

Сообщаю о том, что в течение _______ года мною, моей супругой и (или) несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Лицо, представившее

уведомление ________ ___________________ «__» ___ 20__ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Лицо, принявшее

уведомление ________ ___________________ «__» ___ 20__ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установлено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Кроме того, порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления данных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ.

Также введена возможность применения иных мер ответственности, кроме досрочного прекращения полномочий, в случае если, муниципальный депутат или глава муниципалитета предоставил недостоверные или неполные сведения о доходах.

Такие меры ответственности применяются в случае, если искажение представленных сведений о доходах носит несущественный характер.

Соответствующие изменения внесены в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области». Такой законопроект был подготовлен правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Областной закон сразу в двух чтениях принят на прошедшей 25 сентября сессии областного Собрания.

30 сентября областной закон подписан губернатором области Игорем Орловым.

Областной закон опубликован на официальном портале правовой информации 2 октября и вступил в силу.

Такие изменения стали возможны после вступления в силу 6 августа 2019 года двух федеральных законов – от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ и № 251-ФЗ.

Представить сведения о доходах сельским депутатам станет проще

Главное условие – депутат представительного органа сельского поселения осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Но закон полностью не освобождает таких сельских депутатов от обязанности предоставлять сведения о доходах. Они должны их представить в течение четырех месяцев со дня их избрания. В областном законе конкретизирован данный срок – это день дня голосования на выборах в представительный орган сельского поселения, в который он избран депутатом.

Например, депутаты представительных органов сельских поселений, избранные 8 сентября 2019 года, до 9 января 2020 года обязаны представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения должны быть представлены всеми избранными сельскими депутатами, независимо от того, что отдельными сельскими депутатами ранее до 30 апреля 2019 года такие сведения представлялись за предшествующий отчетный период.

Также такая обязанность возникает в течение четырех месяцев со дня:

  • передачи вакантного депутатского мандата – это день принятия избирательной комиссией, организующей выборы в представительный орган сельского поселения, решения о передаче вакантного депутатского мандата;
  • прекращения осуществления ими полномочий на постоянной основе – это день, указанный в решении представительного органа сельского поселения о прекращении осуществления полномочий депутата представительного органа сельского поселения на постоянной основе.

Информация о таких сведениях о доходах не публикуется.

В областном законе раскрывается объем сведений о доходах, которые представляют сельские депутаты в указанных случаях.

Сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году его избрания, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе. Сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера – по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения полномочий на постоянной основе.

После избрания и передачи мандата депутат раздел «Сведения о расходах справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» не заполняет.

В дальнейшем сведения подаются только в случае совершения в течение отчетного периода сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих этому периоду.

При отсутствии таких сделок сельский депутат ежегодно не позднее 30 апреля должен сообщить об этом Губернатору Архангельской области.

Областной закон утвердил форму такого заявления.

Областной закон содержит процедуру проверки достоверности таких заявлений по такому же порядку, как и проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Игорь Андреечев, указанные изменения отражают предложения, которые постоянно вносились в части освобождения или упрощения предоставления депутатами сельских поселений сведений о доходах и имуществе.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера все депутаты представительных органов, в том числе сельских, представляют с 2016 года.

Декларационная кампания в этом году для депутатов муниципалитетов проходила уже четвертый раз, два из них – сведения сдавались в представительные органы (за 2015 и 2016 годы), два – губернатору области (за 2017-й и сейчас – за 2018 год).

На территории области проведен комплекс мероприятий по разъяснению федерального закона – это видеоконференции, круглые столы, семинары, выездные мероприятия в муниципальных образованиях, направление методических материалов и информационных писем.

В результате такой работы всё меньше допускается нарушений депутатами представительных органов порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Количество депутатов представительных органов, не представивших указанные сведения, постоянно уменьшается. Если в 2016 году это было 266 из 2116 депутатов (12,57 процента), в 2017 году – 86 из 2084 депутатов (4,12 процента), то в 2018 году – уже 46 из 2055 депутатов (2,24 процента). В этом году сведения о доходах не предоставили 24 из 1986 депутатов муниципальных представительных органов.

Более мягкие меры ответственности

Областной закон предусматривает дифференциацию ответственности за незначительные коррупционные правонарушения, совершенные лицами, замещающими муниципальные должности.

До последнего времени федеральный закон предусматривал только одну меру ответственности за совершение коррупционных правонарушений (предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах) – досрочное прекращение полномочий.

Федеральный закон предусмотрел ряд более мягких мер ответственности в случае несущественного искажения сведений о доходах.

В областном законе раскрывается система данных мер ответственности, условия и порядок их применения.

К депутатам представительного органа и главе муниципального образования, исполняющему обязанности председателя представительного органа, могут быть применены следующие меры ответственности:

  • предупреждение;
  • освобождение от должности в представительном органе с лишением права занимать должности в данном органе до прекращения срока их полномочий;
  • освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий;
  • запрет занимать должности в представительном органе до прекращения срока их полномочий;
  • запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий.

К главе муниципалитета, возглавляющему местную администрацию, может быть применена мера ответственности в виде предупреждения.

Как отметил Игорь Андреечев, такая практика фактически уже была предусмотрена областным законом и применялась. В областном законе уже был введён механизм дифференциации ответственности депутатов муниципальных представительных органов за совершение коррупционных правонарушений, учитывающий малозначительность и смягчающие обстоятельства в каждом конкретном случае.

Так, учитывается характер таких правонарушений, их тяжесть, обстоятельства, при которых они совершены, соблюдение депутатами других ограничений и запретов, предшествующие результаты исполнения ими своих должностных обязанностей, а также критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, установленные Минтрудом России.

Решение о применении таких мер ответственности принимается в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом в соответствии с областным законом. Правовой департамент уже готовит рекомендации к таким муниципальным актам.

Областной закон позволит муниципалитетам установить порядок применения указанных мер ответственности.

Прежде чем применять конкретную меру ответственности, каждый факт выявленных нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера будет проверен и рассмотрен областным президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции. В случае несущественного искажения сведений будет направлено заявление о применении к нарушителю одной из указанных мер ответственности.

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА 2019 ГОД
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА)

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА 2018 ГОД
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА)

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА 2017 ГОД
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА)

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА 2016 ГОД
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА)

СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА 2015 ГОД
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА)

Для сведения пользователей

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Законом Новосибирской области от 29 марта 2012 года № 203-ОЗ » О комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области» установлен порядок создания комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области (далее — комиссия по контролю), порядок проведения комиссией по контролю проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области (далее — депутаты Законодательного Собрания), соблюдения депутатами Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также порядок размещения представляемых депутатами Законодательного Собрания сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата Законодательного Собрания и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка), на официальном сайте Законодательного Собрания Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт Законодательного Собрания) и порядок предоставления указанных сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами.

Перечень правовых актов,
регламентирующих представление депутатами сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, обработку, размещение на сайте, а также проверку

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

4. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

5. Закон Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 81-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Новосибирской области».

6. Закон Новосибирской области от 29 марта 2012 года № 203-ОЗ «О комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области».

7. Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 29 октября 2015 года № 39 «О создании комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области».

8. Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.01.2016 № 15 «О порядке организации деятельности комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области».

Несколько тысяч сельских депутатов Татарстана перестанут отчитываться о своих заработках перед населением, в том числе те избранники, которые занимаются бизнесом с многомиллионной прибылью. Соответствующий законопроект, предложенный «Единой Россией», вчера одобрила Госдума. Ранее освободить деревенских депутатов от «бюрократических форм работы» призывал спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Однако против инициативы выступало антикоррупционное управление президента республики. Глава совета муниципальных образований Татарстана Экзам Губайдуллин заявил «Ъ”, что от декларирования доходов необходимо избавить не только депутатов, но и глав поселений. Он считает, что их работа «находится на серьезном общественном контроле».

Госдума одобрила в первом чтении проект изменений в федеральный закон «О противодействии коррупции». Поправками предлагается упростить порядок декларирования доходов депутатами сельских поселений, которые работают на непостоянной основе, то есть не получают зарплату из бюджета. Согласно законопроекту, такие депутаты больше не будут заполнять антикоррупционные декларации, если в прошедшем году они не делали крупных покупок на сумму, превышающую доход их семьи за три последних года. В этом случае депутаты будут обязаны лишь сообщить главе региона, что подобных сделок они не совершали. Эти правила не будут распространяться на районных и городских депутатов. По-прежнему о своих доходах будут отчитываться депутаты Госсовета Татарстана.

Напомним, обязанность сельских депутатов отчитываться о своих доходах была прописана в российском законодательстве в конце 2015 года. Реформа коснулась нескольких сот тысяч человек, избранных примерно в 18 тыс. местных советов. О доходах стали отчитываться в том числе более 7 тыс. муниципальных депутатов Татарстана. Однако эта новация вызвала недовольство на местах. Уже летом 2016 года заксобрание Оренбургской области внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену деклараций для всех сельских депутатов. Инициатива была отклонена.

В Татарстане также активно выступали за отмену декларации для депутатов сельских советов. Спикер Госсовета республики, лидер региональных единороссов Фарид Мухаметшин называл это «больным вопросом». «В деревнях все друг друга знают, зачем заполнять декларации, использовать чиновничьи бюрократические формы работы?» — выступал он на съезде «Единой России» в декабре 2018 года. На проблему с заполнением деклараций жаловались члены районных партячеек в республики.

Новую инициативу внес секретарь генсовета «Единой России», член Совета федерации Андрей Турчак, пояснив, что просьбы об этом «неоднократно звучали на встречах с сельскими депутатами во время поездок в регионы». «В основном это учителя, врачи, социальные работники, которые получают единственный доход по основному месту работы, выполняя обязанности депутата на общественных началах. И для них сбор всех необходимых для декларации справок зачастую достаточно трудоемкий процесс: нужно отпрашиваться с работы, ехать за сотни километров от своего села за необходимыми документами»,— считает господин Турчак. В соавторы к сенатору записались несколько десятков депутатов Госдумы, в том числе парламентарии от Татарстана. Депутаты от республики также голосовали на сессии Думы за этот законопроект. Ожидается, что окончательно закон будет принят до конца весенней сессии.

В совете муниципальных образований Татарстана думский законопроект тоже поддержали. «Отмена отчетности для сельских депутатов, работающих на неосвобожденной основе,— это точка роста местного самоуправления»,— заявил «Ъ” глава совета Экзам Губайдуллин, напомнив, что на местах «этот вопрос неоднократно поднимался». В то же время он считает, что «сдачу отчетности только в случае совершения крупных сделок было бы рациональным применить и в отношении глав сельских поселений». «Ведь их работа находится на серьезном общественном контроле»,— сказал господин Губайдуллин.

Депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев считает, что декларация доходов на поселенческом уровне «имитировала борьбу с коррупцией». «К нам обращался муниципальный служащий, который забыл указать сарайчик и его за это уволили. Разве этот коррупционер? Там, где происходят миллиардные хищения, никто не реагирует».

Однако законопроект единороссов ранее не поддерживали в управлении президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики. «Представление сведений о доходах является одним из действенных механизмов профилактики коррупции»,— говорил представитель управления Айрат Хайруллин, отмечая, что законопроект является «попыткой не предоставлять сведения о доходах». «Это затруднит антикоррупционный мониторинг. Наше управление его не поддерживает»,— указывал он.

Сельские депутаты далеко не всегда имеют скромные заработки. Нередко в советы избирают крупных бизнесменов, которые декларируют многомиллионные доходы. Так, например, в Спасском районе фермер и депутат Никольского сельского поселения Александр Планин по итогам 2018 года заработал 70,5 млн руб. Депутат Столбищенского поселения в Лаишевском районе, член Общественной палаты Татарстана Рашид Сафин задекларировал 53,6 млн руб. В этом же поселении депутатом является бизнесмен Николай Патранин с доходом 38,9 млн руб. Некоторые сельские депутаты имеют большие земельные участки, несколько квартир и домов, дорогие автомобили.

Кирилл Антонов

admin