Дефицит платежного баланса

Дефицит платежного баланса и его ликвидация.

Движение капиталов и кредитов отнесено к балансирующим статьям платежного баланса. Таким образом ,понятия излишка или дефицита следует относить к конкретному компоненту платежного баланса. Традиционно для погашения дефицита платежного баланса используются иностранные кредиты и ввоз капиталов. Это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты, дивиденды и основную сумму займа. Привлечение иностранных кредитов для покрытия пассивного сальдо платежного баланса порождает проблему урегулирования внешней задолженности. В мировой практике существуют рациональные пути ликвидации излишка или дефицита платежного баланса:

  • Изменение потоков торговли и капитала (применение тарифов или пошлин, специальных сборов, квот, стандартов, лицензирование, субсидии, административные ограничения и др.);
  • Корректировка внутренних экономических перекосов;
  • Принудительное или разрешительное изменение курса валюты.

Второй из названных путей восстановления равновесия – устранение перекосов во внутренней экономике – связан прежде всего с антиинфляционными мерами. Темп роста инфляции можно снизить посредством жесткой денежной и финансовой политики, высоких процентных ставок, контроля над заработной платой и ценами. Но такой подход чреват экономическим застоем и безработицей, ведущими к политической нестабильности. Можно разнообразить экспорт путем перераспределения ресурсов на производство продукции ,более конкурентоспособной на внешних рынках. Можно поощрять производство продукции, способной конкурировать с импортируемой, в интересах развития собственной экономики.

Вспомогательным средством покрытия пассивного сальждо платежного баланса может быть продажа иностранных и национальных ценных бумаг за рубеж. Нельзя также исключать возможности изменения валютного курса в целях восстановления равновесия в платежном балансе.

Дефицит платежного баланса определенной страны в отношениях с другой страной ведет к снижения курса валюты первой страны в валюте второй. Соответственно растет курс национальной валюты второй в валюте первой ввиду того, что дефицит платежного баланса одной страны означает положительное сальдо платежного баланса другой страны. Вместе с тем любая страна в одно и то же время может иметь с некоторыми государствами положительный платежный баланс, а с другими – отрицательный.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат следующие базовые составляющие:

  • Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы страны;
  • Национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет;
  • Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капитала, кредитора, гаранта, заемщика;
  • Законодательная регламентация и контроль внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно принимают меры, стимулирующие экспорт товаров и ввоз иностранных капиталов, сдерживающие импорт товаров и ограничивающие вывоз капиталов.

В число таких мер входят:

  • Дефляционная политика – ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы и др.
  • Девальвация – в целях стимулирования экспорта и сдерживания импорта товаров. Но такое воздействие на национальную экономику возможно только при наличии в стране высокого экспортного потенциала, конкурентоспособных товаров и услуг, а также благоприятной ситуации на мировом рынке. В противном случае, вызывая удорожание импорта, девальвация может привести к росту издержек производства от использования импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью временных конкурентных преимуществ на внешних рынках;
  • Введение валютных ограничений в виде блокирования иностранной валютной выручки экспортеров, лицензирования, продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточения валютных операций в уполномоченных банках и др.;
  • Финансовая и денежно-кредитная политика выделения бюджетных субсидий экспортерам, повышения пошлин на импортные товары.

Для регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • Ограничение нормы вывоза валюты туристами из страны;
  • Прямое или косвенное участие государства в создании инфраструктуры туризма и привлечении в страну иностранных туристов;
  • Увеличение государственных расходов на НИОКР в целях повышения объемов поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
  • Регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов за рубеж доходов иностранных рабочих и специалистов.

В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращение, но и само производство экспортных товаров. Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет им целевые экспортные кредиты, страхует от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет и иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательства выполнять определенную экспортную программу.

Теории валютного курса.

1. Теория паритета покупательской способности.

Основоположником данной теории является Густав Кассель. Была предложена после I Мировой войны. В основе данной теории лежит утверждение, что валютные курсы должны быть связаны с уровнем внутренних цен. Рассматриваемая теория предполагает прямое влияние уровня внутренних цен на валютные курсы, а также обратное воздействие курсов на внутренние цены.

Теория паритета покупательной способности признает реальную базу курса валют и отрицает стоимостную основу курса, идеализирует роль рыночного механизма, как регулятора цен и переоценивает государственные методы регулирования курсовых соотношений.

2. Теория регулируемой валюты.

Основоположниками данной теории является М. Фишер, Дж. М. Кейнс.

110. Дефицит платежного баланса и способы его финансирования

Возникла под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. Она выступает в противовес теории паритета покупательской способности, которая допускает автоматическое выравнивание валютного курса. Данная теория представлена двумя направлениями:

1) Теория подвижных паритетов (маневрируемого стандарта). Предполагает стабилизировать покупательную способность денег путем маневрирования золотым паритетом денежной единицы (М. Фишер). Кейнс отстаивал эластичные паритеты применительно к неразменным кредитным и денежным деньгам, так как считал золотой стандарт пережитком прошлого.

2) Теория курсов равновесия (нейтральных курсов). Нейтральным является валютный курс, соответствующий состоянию равновесия национальной экономики. В этой теории подчеркиваются значения таких курсообразующих факторов, как валютная спекуляция, протекционистская политика, движение «горячих» денег (это денежный капитал, стихийно перемещающийся из одной страны в другую в поисках получения сверхприбыли или надежного убежища), политические и другие факторы, не поддающиеся количественному измерению.

3. Теория ключевых валют.

Основоположниками данной теории являются Дж. Вильямс, А. Хансен, Р. Хоутрин, Ф. Грэхем. Данная теория заключается в следующем. Валюты делятся на ключевые, твердые и мягкие. К ключевым валютам относятся доллар и фунт стерлингов; к твердым – валюты остальных стран группы 10; к мягким валютам – валюты, которые не играют активной роли в международных отношениях. Эта теория ориентирует государства на проведение валютной политики, стержнем которой является поддержание доллара как резервной валюты, которая якобы выполняет функцию золота.

4. Теория фиксированных паритетов и курсов.

Основоположники – Дж. Робинсон, Дж. Бикердайк, А. Браун, Ф. Грэхем. Сторонники настаивали на режиме фиксированных паритетов, изменение которых допускалось только при фундаментальном неравновесии платежного баланса. В качестве аргумента выдвигался довод, что курсовые соотношения слабо воздействуют на уровень мировых цен и, как следствие, не являются эффективным средством регулирования платежного баланса.

5. Теория плавающих валютных курсов.

Основоположники – М. Фридман, Ф. Махлуп, А. Линдбек, Г. Джонсон. Настаивают на использовании режима плавающих курсов, которые по сравнению с фиксированными имеют следующие преимущества:

1) Автоматическое выравнивание платежного баланса.

2) Свободное формирование национальной экономической политики.

3) Сдерживание валютной спекуляции, т.к. в условиях плавающих курсов, она лишается экономической основы.

4) Стимулирование мировой торговли.

5) Более эффективное в сравнении с государственным рыночное курсообразование.

По мнению представителей данной теории рыночный курс должен формироваться под воздействием рынка без вмешательства государства.

6. Нормативная теория валютного курса.

Основоположники – Дж. Мид, Р. Манделл. Считают, что валютная политика, проводимая одной страной, может оказывать негативное воздействие на экономику других стран, поэтому валютный курс должен быть гибким, и устанавливаться международными органами, т.е. оставаясь на позициях концепции плавающих валютных курсов, они склоняются при этом к коллективному руководству плаванием курсов национальных валют.

Специальные права заимствования. Назначение и функции. Мировые валютные системы

Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.

Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.

Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания: преодоление парадокса Триффина в рамках Бреттон-Вудской валютной системы — противоречия между международным характером использования и национальной природой валют.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.

Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины SDR.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Предполагается расширить базовую валютную корзину. В перспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ появился евро.

Методы устранения дефицита платежного баланса.

Платежный баланс издавна является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Это обусловлено следующими при­чинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешен­ность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, по­крывая дефицит текущих операций платежного баланса нацио­нальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в дру­гие страны, созданию избытка долларов в международном оборо­те, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных го­сударственных мероприятий.

В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей по­высилось значение платежного баланса в системе государствен­ного регулирования экономики. Задача его уравновешивания вхо­дит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживани­ем инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса слу­жат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) не­посредственное участие государства в международных экономичес­ких отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с по­мощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнива­ния платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международ­ных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную полити­ку, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит пла­тежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступа­ли с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с ак­тивным балансом ослабили таможенные и иные ограничения им­порта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также по­крытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно пред­принимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностран­ных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджет­ных расходов преимущественно на гражданские цели, заморажива­ние цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструмен­тов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установле­ние пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неис­пользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и гро­зит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты на­правлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутст­вующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного по­тенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влия­ния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализа­ции страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издер­жек производства отечественных товаров, повышению цен в стра­не и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраня­ет причины дефицита платежного баланса. Для получения жела­емого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчиты­вала. Некоторые страны периодически практикуют множествен­ность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экс­портируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обес­печения эффективности девальвации многие страны, особенно раз­вивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты им­портерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его при­тока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, приме­рно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, от­мена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного воздействия на пла­тежный баланс в ходе формирования его основных статей — тор­гового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охваты­вает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экс­портерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного кур­са и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспор­теров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от эконо­мических и политических рисков, вводит льготный режим амор­тизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять опреде­ленную экспортную программу.

В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимули­рует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принима­ются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощ­ряется расширение сбыта машин и оборудования.

Дефицит платежного баланса и его ликвидация.

Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное про­изводство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более ком­плексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, ор­ганизационные формы поддержки экспортеров, в том числе ре­кламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограниче­ния, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограни­чении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мекси­кой, Бразилией в 80-х годах).

В целях регулирования платежей и поступлений по «невиди­мым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или косвенное участие государства в создании тури­стической инфраструктуры в целях привлечения иностранных ту­ристов;

• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных расходов на научно-исследова­тельские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы.

В частности, ограни­чение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностран­ных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной сторо­ны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации наци­ональных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государ­ства как экспортера капиталов, создающая благоприятные усло­вия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Пра­вительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхо­вание коммерческого и политического риска.

Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства» капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важ­ным методом пресечения «бегства» капитала является эффектив­ный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера вывоза его и требова­ние своевременной репатриации дивидендов и процентов.

В мировой практике сдерживания «бегства» капитала применя­ется сочетание законодательных норм с мерами административного и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и инфор­мируют государственные органы о подозрительных переводах на­личных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Со­здание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер — таможня — банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытия) способствует ограничению масштабов «бегства» капита­ла. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффек­тивный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха является межведомственное разграничение функций, полно­мочий и ответственности контролирующих органов. Важный фак­тор сдерживания «бегства» капитала — международное сотруд­ничество, соглашения со странами, где оседают «беглые» капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для «беглого» капи­тала в целях стимулирования его репатриации.

При активном платежном балансе государственное регулиро­вание направлено на устранение нежелательного чрезмерного ак­тивного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения им­порта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платеж­ного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограниче­ния, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществ­ляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

ТНК и их роль.

Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на активы зарубежом которой приходится около 25-30 % их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.

Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, возможно, был первым транснациональным финансовым учреждением, когда в1135 году начал заниматься банковским делом. Первой транснациональной компанией была Британская Ост-Индская компания, основанная в 1600 году. Голландская Ост-Индская компания, основанная двумя годами позднее, была первой акционерной компанией и самой крупной из ранних международных компаний. Кроме того, она, вероятно, была первой в миремегакорпорацией, обладая квази-государственными полномочиями, в том числе имея возможность вести войну, участвовать в политических спорах, чеканить монету, а также создавать колонии.

ТНК часто делятся на три больших группы:

§ Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

§ Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

§ Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.



12.4. Дефицит платежного баланса, пути его ликвидации

admin