Дефектолог в саду

Приводя своего ребенка на занятия к дефектологу, родители спрашивают: «Что делает дефектолог?» «Чем занимается? Зачем нужен дефектолог?»

Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Кто такой дефектолог? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом и (или) психическом развитии.

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:

1.Вызвать желание учиться посредством мотивации.

2.Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей; усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.

Занятия строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.

  • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на сопровождении.

Функции учителя-дефектолога:

  • Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  • Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  • Развивает коммуникативные способности детей.
  • Развивает ведущий вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на учебную деятельность.

Организационные принципы:

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения ребенка специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с учителем-дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий учитываются возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей и педагогов. За каждым ребенком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития ребенка.

Мифы о работе учителя-дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что учитель-дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

1. Общие положения

1.1. Приведенная должностная инструкция учителя-дефектолога в ДОУ составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31 мая 2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности руководством дошкольного образовательного учреждения.

1.3. На должность учителя-дефектолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прохождение учителем-дефектологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Учитель-дефектолог находится в прямом подчинении у заведующего ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – у ее руководителя.

1.6. Учитель-дефектолог выполняет обязанности согласно:

  • должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Декларации о правах и свободах человека;
  • Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Гражданского и Трудового кодекса РФ;
  • решений Правительства Российской Федерации;
  • порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
  • Уставу ДОУ;
  • локально-правовым актам детского сада;
  • правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения;
  • правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:

  • законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
  • законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
  • правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха;
  • региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога);
  • теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями слуха, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями слуха;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
  • клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра;
  • сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • содержание и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов);
  • современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями слуха;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, специальными сурдотехническими средствами, дидактическими материалами;
  • особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха;
  • основы возрастной дефектологии, общей психологии, дошкольной специальной педагогики и педиатрии;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • психофизиологические особенности ребёнка;
  • образовательную программу дошкольного образовательного учреждения с учетом требований ФГОС ДО;
  • способы простой диагностики интеллектуального развития детей;
  • новейшие методики и приемы по предоставлению разных видов дефектологической помощи;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • способы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом и нервно-психологическом развитии детей;
  • нормативную и методическую документацию по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими определенные отклонения в развитии;
  • современные достижения дефектологической и педагогической наук;
  • педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости воспитанников;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • педагогические условия организации развивающей среды;
  • должностную инструкцию, правила по охране труда и пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей;
  • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.

1.8. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:

  • планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы;
  • определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
  • формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • организовывать деятельность обучающихся с нарушениями слуха по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
  • разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями)индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии применения стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, беспроводной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов в процессе обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной работы с обучающимся, имеющими нарушения слуха с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
  • применять в образовательном процессе современные образовательные технологии, включая информационные ресурсы;
  • применять сурдопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями слуха;
  • использовать сурдопедагогические технологии формирования и развития словесной речи в устной и письменной форме в образовательном процессе при использовании соотношения разных форм речи – словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с нарушенным слухом, их индивидуальных особенностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, восприятия неречевых звучаний окружающего мира, включая музыку, произносительной стороны речи в процессе обучения и воспитания разных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • применять сурдопедагогические технологии сопровождения лиц с нарушениями слуха в системе комплексной реабилитации при кохлеарной имплантации;
  • планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии формирования у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение обучающимися планируемых результатов образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, определять дальнейшие траектории образования с учетом возраста, особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями слуха, их индивидуальных особенностей;
  • применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и их слышащих сверстников;
  • взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение обучающегося с нарушенным слухом в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
  • взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями слуха, их семьям;
  • осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

1.9. Педагог-дефектолог должен строго соблюдать должностную инструкцию учителя-дефектолога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Конвенцию ООН о правах ребенка и Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Должностные обязанности

Для эффективного выполнения возложенных функций учитель-дефектолог должен:

2.1. Осуществлять:

  • обследование детей с целью выявления особенностей речевого развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития;
  • комплектацию групп для занятий, учитывая психофизическое состояние детей;
  • работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в развитии;
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психологических отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции и формирования связанной повествовательной речи у детей дошкольного возраста;
  • посещение занятий воспитанников детского сада;
  • наблюдение за динамикой детей, прошедших курс коррекционных занятий с помощью периодических обследований воспитанников.

2.2. Реализовывать образовательные программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, соблюдать права и свободы воспитанников.

2.3. Изучать индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности детей для создания условий обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС ДО, Федеральным государственным требованиям.

2.4. Проводить занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

2.6. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.

2.7. Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические учреждения.

2.8. Делать заключение по результатам логопедического обследования и сообщать об этом родителям и педагогам в разрешенном объеме с целью их ориентации в проблемах развития ребенка.

2.9. Разрабатывать и применять:

  • корректирующие (опробованные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на ликвидацию у дошкольников именно речевых расстройств, нарушений произношения, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих исправлению;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей;
  • рекомендации по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения при наличии отставаний и пробелов в познавательной деятельности и при подготовке воспитанников к школе;
  • рекомендации по социально-психологической подготовке воспитанников к школьному обучению;
  • рекомендации по организации помощи детям с нарушениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.

2.10. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развивать навыки речевой культуры у детей, применяя русскую детскую классическую литературу и устное народное творчество.

2.11. Проводить консультации всех участников воспитательно-образовательного процесса в целях профилактики речевых отклонений и выбора техник логопедической помощи детям, по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.12. Участвовать:

  • в заседаниях Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения;
  • в заседаниях Совета психолого-педагогической службы, методических советах;
  • в родительских собраниях и круглых столах;
  • в работе по проведению оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.13. Иметь необходимые наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающих работ с ними.

2.14. Систематически вести:

  • требуемую документацию по установленной форме, применять ее по назначению;
  • методическую и аналитико-статистическую деятельность.

2.15. Обеспечить выполнение настоящей должностной инструкции учителя-дефектолога в ДОУ (детском саду), инструкции по охране жизни и здоровья детей, соблюдение правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований.

2.16. Выполнять квалификационные требования в соответствии с Порядком аттестации педагогических сотрудников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

3. Права

Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет полное право:

3.1. Участвовать при разработке:

  • стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
  • соответствующих локальных нормативных документов;
  • управленческих решений, вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
  • положений о функциях настоящей службы, компетенции, обязанностях и ответственности;
  • образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения в соответствии.

3.2. Принимать участие в деятельности творческих групп, в работе органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

3.3. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.

3.4. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.

3.5. Формировать от имени детского образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, развивающими свою деятельность в данном направлении.

3.6. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с поступающими жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.7. Информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств.

3.8. Периодически повышать свою квалификацию.

3.9. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.

4. Ответственность

4.1. Педагог-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.

4.2. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил в ходе обучения учитель-дефектолог в детском саду привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

4.4. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-дефектолог ДОУ:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.

5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.

5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.

5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.

5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.

5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.

5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Дефектолог в детском саду.

Учитель-тифлопедагог (дефектолог), работает с детьми, имеющими проблемы со зрением. Основным специалистом в коррекционной группе является педагог-дефектолог, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых:
Дефектолог 3 раза в год (сентябрь, январь, май) проводит диагностическое обследование каждого ребенка, его познавательного и социального развития, в процессе которого выявляются способности ребенка к обучению и к игре, что помогает учителю-тифлопедагогу организовать работу с ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные проблемы развития.
При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, руководитель музыки, воспитатели.
Во-вторых:
Дефектолог проводит коррекционные занятия, направленные на повышение остроты зрения в сочетании с повышением общего уровня развития детей (сенсорной сферы, представлений об окружающем мире, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве и на плоскости, развитие моторики руки, обучение восприятию сюжетного изображения). Занятия бывают подгрупповыми 3-4 человека, индивидуальными (для детей инвалидов по зрению, либо с детьми, испытывающими трудности в усвоении материала), комплексные (обобщающие знания по лексическим темам, проводятся в конце каждого месяца для закрепления пройденного материала) и индивидуальные занятия по подготовке детей к лечению на аппаратах.
Каждое занятие, которое проводит педагог — дефектолог в детском саду, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики. На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, компьютер и много разнообразного дидактического материала.
В-третьих:
Дефектолог является связующим звеном между врачом-офтальмологом и другими специалистами и воспитателями детского сада. На основании назначений врача дефектолог осуществляет посадку детей на различных занятиях, подбирает пособия и игровой материал, дает рекомендации воспитателям по использованию дидактического материала (подставки ,фоны. образец) в совместной деятельности с детьми.
Кроме занятий с ребенком и работы с воспитателями группы, дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Учитель-дефектолог наблюдает за лечебными мероприятиями, поэтому с вопросами относительно своих детей вы в первую очередь должны обращаться к нему.
Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

admin