Дедуктивный метод познания

Дедукция как метод исследования, противоположный индукции, употребляется там, где исследователь распространяет общее знание (правило, закон) на отдельный, частный конкретный случай, на единичное явление.

Теория дедукции

Это такая форма знания, при котором осуществляется переход от знания большей общности к новому знанию, меньшей общности. Переход от общего знания к частному, следовательно, осуществляется через особенное знание (знание законов, теорий, гипотез).

 

Дедукция – это частный случай умозаключений. В широком смысле умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение – заключение (вывод, следствие).

В дедуктивном умозаключении заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что от истинных посылок оно всегда ведет к истинному заключению.

Примеры дедуктивных умозаключений:

1. Все жидкости упруги; вода жидкость; значит вода упруга.

2. Если идет дождь, земля становится мокрой; идет дождь, следовательно, земля мокрая.

Во всех дедуктивных умозаключениях истинность посылок гарантирует истинность заключения. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п. Дедукция дает стопроцентную гарантию успеха, а не просто обеспечивает ту или иную – быть может, и высокую – вероятность истинного заключения.

Общая схема дедуктивного умозаключения:

а) если А, то В; А; следовательно В, где А и В – высказывания.

б) если А, то В; неверно В; значит неверно А.

Дедуктивный метод познания позволяет путем различных логических и математических преобразований получать большое множество следствий из относительно небольшого числа основных положений и законов данной теории.

Ценность дедукции состоит, во-первых, в том, что она дает во всех своих формах всегда достоверные, необходимые выводы. Во-вторых, дедуктивным способом можно оперировать информацией любого рода, выражать все богатство содержания нашего мышления. К дедукции можно свести все другие способы логического рассуждения. Умение рассуждать дедуктивным способом является фундаментальным свойством логического мышления. В-третьих, дедукция является основным способом построения доказательств, ведения споров, дискуссий.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Сущность дедукции и индукции. Основы дедуктивной логики, исследование Аристотеля. Описание и формирование доказательств бытия Бога на основе дедуктивного метода. Характеристика гипотетико-дедуктивного метода, специфика метода Р. Декарта и абдукции.

  • 1. Воззрения Рене Декарта

    Характеристика рационалистического метода познания. Правила дедуктивного метода. Принцип сомнения. Cogito, ergo sum. Значение картезианского наследия. Дедукция и "универсальная математика". Правила метода Р. Декарта. Моральные установки картезианства.

    реферат, добавлен 21.05.2013

  • 2. Дедукция как форма мысли

    Понятие термина "дедукция". Дедукция как переход от общего к частному.

    Дедукция как метод исследования

    Роль дедуктивного метода в математике. Теория дедукции. Индукция и дедукция как две неразрывные стороны единого процесса познания. Дедуктивное рассуждение и дедуктивная аргументация.

    реферат, добавлен 06.06.2011

  • 3. Понятие о дедуктивных умозаключениях, их роль в познании

    Понятие такого частного случая умозаключения как дедукция. Обычные дедукции и их познавательная роль. Особенности дедуктивной аргументации. Характеристика умозаключения как формы мышления. Значение дедуктивного мышления (силлогизмов) для развития логики.

    контрольная работа, добавлен 24.05.2015

  • 4. Роль Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г. Галилея в становлении эмпирических и теоретических основ научной рациональности

    Философия рационализма, влияние на его возникновение научной революции XVI–XVII вв. Особенности философского учения Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода, взаимосвязь интуиции и дедукции. Вклад Ф. Бэкона в развитие научной рациональности.

    реферат, добавлен 25.12.2013

  • 5. Теоретические методы исследования, их характеристика

    Абстракция и конкретизация. Изучение познавательной роли индукции и дедукции. Исследование процедуры мысленного разделения объекта. Виды анализа как метода научного познания. Фасетный метод классификации. Форма синтеза как метода научного исследования.

    доклад, добавлен 20.01.2016

  • 6. Индуктивное умозаключение

    Характеристика индукции как метода научного познания. Виды индуктивных умозаключений. Методы установления причинных связей между явлениями. Соединенный метод сходства и различия. Познавательная роль элиминативной индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции.

    реферат, добавлен 20.05.2018

  • 7. Философская система Р. Декарта

    Жизненный путь и сфера деятельности представителя материалистов-философов и родоначальника рационального познания Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода рационализма Декарта. Характеристика и структура учения о сомнении и его преодолении.

    реферат, добавлен 18.04.2013

  • 8. Метод сомнения Рене Декарта

    Понятие, сущность и история становления рационализма как философско-мировоззренческой установки. Суть рационалистического метода и характеристика принципов исходного сомнения Декарта. Основные правила научного метода. Анализ проблем философии Р. Декарта.

    реферат, добавлен 30.01.2018

  • 9. Дедуктивное умозаключение и его роль в познании

    Рассмотрение логических подходов в определении дедукции. Раскрытие содержания дедуктивного и непосредственного умозаключения, их особенностей, обусловленных количественной и качественной характеристиками суждения. Описание примера дедуктивного заключения.

    реферат, добавлен 01.12.2015

  • 10. Познание, его возможности и границы

    Изучение структуры и динамики процесса познания. Исследование видов человеческого познания: чувственного и рационального. Характеристика основных типов метода познания: сравнительно–исторического, анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции.

    реферат, добавлен 15.11.2010

  • К. ф. н. Тягнибедина О.С.

    Луганский национальный педагогический университет

    имени Тараса Шевченко, Украина

    ДЕДУКТИВНЫЙ И ИНДУКТИВНЫЙМЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

    Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивныйи индуктивныйметоды. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранееполученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.

    Цель нашей работы– на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого.

    Раскроем сущность этих методов познания.

    Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знанияо некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим. Заметим, что дедукция может осуществляться такжеот частного к частному или от общего к общему. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.

    Индукция (от лат. inductio– наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.

    В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой.

    Осуществим небольшой экскурс в историю философии.

    Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель (364 – 322 гг. до н.э.). Он разработал первую теорию дедуктивных умозаключений (категорических силлогизмов), в которых заключение (следствие) получается из посылок по логическимправилам и имеет достоверный характер. Эта теория названа силлогистикой. На ее основепостроена теория доказательства.

    Логические сочинения (трактаты) Аристотеля объединены позднее под названием «Органон» (инструмент, орудие познания действительности). Аристотель явно отдавал предпочтение именно дедукции, поэтому «Органон» обычно отождествляется с дедуктивным методом познания. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Он называл их диалектическими и противопоставлял аналитическим (дедуктивным)умозаключениям силлогистики.

    Английский философ и естествоиспытатель Ф.Бэкон (1561 – 1626) разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который был направлен против «Органона» Аристотеля. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их.

    4 Методы теоретического исследования

    По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Абсолютизация роли индукции в процессе познания привела к ослаблениюинтереса к дедуктивному познанию.

    Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. возродили интерес к дедукции. Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р.Декарт (1596 – 1650) и немецкий философ, математик, логик Г.В.Лейбниц (1646 – 1716).

    Р.Декарт считал, что дедукция ведет к открытию новых истин, если она выводит следствие из положений достоверных и очевидных, какими являются аксиомы математики и математического естествознания. В работе «Рассуждение о методе для хорошего направления разума иотыскания истины в науках» он сформулировал четыре основные правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено, доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному; 4) исследовать предмет всесторонне,во всех деталях.

    Г.В.Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. В этих целях он стремился изобрести универсальный символический язык,с помощью которого можно былобы рационализировать любуюэмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики.

    Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

    Литература:

    1. Демидов И.В. Логика. – М., 2004.

    2.     Иванов Е.А. Логика. – М., 1996.

    3.     Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

    4.     Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М., 1997.

    5.     Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

    Кто разработал дедуктивный метод познания

    Кто разработал дедуктивный метод познания

    Скачать файл — Кто разработал дедуктивный метод познания

    Луганский национальный педагогический университет. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания. Цель нашей работы — на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого. Раскроем сущность этих методов познания. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Иными словами, — это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания — получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, то есть при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой. Осуществим небольшой экскурс в историю философии. Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель — гг. Эта теория названа силлогистикой. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их. По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в.

    7.2. Индукция и дедукция

    Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р. Декарт — и немецкий философ, математик, логик Г. Лейбниц — Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики. Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

    Философия Нового времени

    Три вида социальных норм

    Что делатьесли пишет ошибка торрента

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    Скачать игру need

    Схема инвертора xtender xtm

    Эдуард асадов стихио родителях

    Приемник ssb своими руками таурас 40

    Обидина Н.Г. Дедукция

    Как правильно написать заявление на возврат телефона

    Причины зуда под кожей

    Лечение кашля комаровский

    Предмет и структура методологии

    Пирожки из готового бездрожжевого теста

    Карты игральные с индивидуальным дизайном

    Идеи гардеробной комнаты своими руками

    admin