Что проверяют в карауле?

Опубликовано в 2016, Выпуск Ноябрь 2016, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Колодовский А.А.1, Эрастов А.Е.2, Грек А.Д.3, Яковлев А.Ю.4, Тюриков В.И.5

1Начальник кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук, 2преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки кандидат педагогических наук, 3ORCID: 0000-0003-4027-616X преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки, 4старший преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки, 5ORCID: 0000-0001-8345-0266 курсант 5 курса,

Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ И КАРАУЛА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация

В данной статье авторами проведен анализ деятельности дежурной смены и караула по охране исправительного учреждения, затронуты аспекты материально-технического оснащения данных подразделений, их правовая регламентация и истории данных подразделений. Отдельно проведен анализ должностных обязанностей некоторых лиц, заступающих в наряд по обеспечению надзора и охраны, проведено их историческое сравнение. Авторами вынесены некоторые предложения, связанные с повышением надзора и охраны в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: исправительное учреждение, дежурная смена, надзор, режим, караул.

Kolodovsky A.A.1, Erastov A.E.2, Greek A.D.3, Yakovlev A.Yu.4, Turikov V.I.5

Pskov branch of Academy of law and administration of Federal service of execution of punishments

Abstract

Keywords: correctional facility, duty, supervision, mode, guard.

Сегодня следует обратить особое внимание на правовые и организационные вопросы деятельности дежурных смен исправительного учреждения по надзору и охране, а также более всесторонне исследовать вопросы, связанные с правовым и материально-техническим оснащением данных подразделений ИУ. В ст. 82 уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено следующие определение понятия «режим»: что под режимом понимается установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, который призван обеспечить охрану, изоляцию, а также постоянный надзор за осужденными.

В теории исполнения наказания существуют режим отбывания наказания и режим исполнения наказания. Первый определяет права, обязанности, ограничения осужденных, которые возложены на них законом. Второй устанавливается для администрации исправительного учреждения, которая в свою очередь, обязана реализовать комплекс ограничений, возложенных судом на осужденного.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблемы обеспечения надзора и охраны исследованы не в полном объеме, а в практической области имеются значительные проблемы. В настоящее время, требуется усовершенствовать комплекс мер, связанных с обеспечением охраны и надзора в исправительном учреждении, что не позволяет своевременно и адекватно отвечать на вызовы криминального мира.

Одной из главных задач дежурной смены и службы охраны является обеспечения безопасности в исправительном учреждении ФСИН России. Безопасность достигается путем взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения, но приоритетное значение имеют отделы безопасности и охраны.

Отдел безопасности имеет своей главной целью поддержание установленного порядка внутри исправительного учреждения, отдел охраны, в свою очередь, обеспечивает безопасность снаружи, то есть по периметру исправительного учреждения как от побега осужденных и организации пропускного режима, так и до отражения вооруженного нападения с внешней стороны.

Если обратиться к истории данных подразделений, то мы можем проследить их целостное становление к концу XIX века. Так, главной задачей надзирателей являлось обеспечение внутреннего порядка в местах лишения свободы, что предполагало содержание арестантов в запертых камерах, отсутствие в камерах запрещенных вещей, предотвращение самовольного перехода арестантов из камеры в камеру, надзор за перемещением групп арестантов в отхожие места, на прогулку и т. п.

Часть надзирателей должна была находиться с заряженным оружием на постах, часть в так называемой «сборной», соединенной с постами сигнальными звонками. Задачей последних было воспрепятствовать беспорядкам среди арестантов. Отдыхающие в «сборной» надзиратели могли быть на короткое время определены в помощь дежурным надзирателям, при обходах и осмотрах тюремных зданий. В 1915 г. была отпечатана и роздана надзирателям небольшая памятка, с которой надзиратели могли сверяться относительно исполнения своих обязанностей.

Начальник тюрьмы должен был заблаговременно составлять надзирателям наряд на службу, с указанием, кто и когда может остаться в «сборной» или отлучиться из тюрьмы, кто в какой день заменяется запасным надзирателем и т. д.

Рекомендовалось чередовать надзирателей при несении ими обязанностей.

Запрещалось употреблять надзирателей для выполнения несвойственных им функций: для письменных работ в конторе, в качестве вестовых при начальнике, дворников, водовозов, конвоирования арестантов в присутственные места и т. п.

В то же время одобрялось совмещение надзирателями своих функций с должностью мастера при тюремных мастерских, фельдшера при больницах, если это не препятствовало им нести службу.

Следует учитывать то, что совершенствование системы надзора в пенитенциарных учреждениях совпало как с реформированием самой пенитенциарной системы, испытывающей хроническое недофинансирование, так и с ростом революционных настроений в обществе, выражающихся в открытых социальных протестах и индивидуальном терроре и, как следствие росте профессиональной преступности.

Главное тюремное управление находилось в весьма непростой ситуации, когда, с одной стороны, надо было постоянно увеличивать численность тюремной стражи, с другой не только не допустить снижения ее качественных характеристик, но и повысить их. В современной деятельности исправительного учреждения осуществление надзора является обязанностью всех работников, но специальные задачи возлагаются на дежурную смену. Состав дежурной смены утверждает начальник исправительного учреждения.

Сегодня дежурная смена назначается на 12 или 24 часа исходя из обстановки в исправительном учреждении и состоит из следующих сотрудников и должностных лиц: оперативного дежурного, который является начальником смены, помощник оперативного дежурного, инспектор – дежурный по жилой зоне, инспектор – дежурный по производственной зоне. Данные лица являются аттестованными сотрудниками из числа офицерского состава.

Далее по должностной лестнице следуют младшие инспекторы. Кроме того, к составу дежурной смены относят оперативную группу, группу по патрулированию в районе расположения исправительного учреждения, работников колонии, закрепленных за объектами, на которых работают осужденные, работников, назначенных ответственными за осуществление надзора, дежурного водителя и других должностных лиц исправительного учреждения. В современных условиях все более массово внедряются и используются инженерно-технические средства охраны и надзора.

В обязанности современной дежурной смены входят следующие мероприятия: осуществление надлежащего пропускного режима между жилой и производственной зонами, проведение проверок наличия осужденных в дневное и ночное время суток, проведение обысковых мероприятий на территории исправительного учреждения, контроль за поведение осужденных, досмотр посылок, передач и бандеролей их проверка и последующая выдача осужденным, досмотр посылок, передач и бандеролей отправляемых осужденными, и другие мероприятия, направленные на поддержание установленного режима отбывания наказания.

Отдельно следует отметить, что оперативный дежурный организует взаимодействие с начальником караула, а во время отсутствия начальника колонии и его заместителей, а также начальника отдела безопасности, является старшим должностным лицом в исправительном учреждении.

К некоторым обязанностям оперативного дежурного относятся: инструктаж заступающей смены, пресечение бесконтрольного выхода осужденных, организация надзора и проведение проверок наличия осужденных и многое другое. Результаты несения службы оперативный дежурный отражает в суточной ведомости надзора.

Необходимо подчеркнуть также, что сотрудники дежурной смены в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе применять физическую силу и специальные средства. Наличие и ношение огнестрельного оружия в местах несения службы дежурной сменой по режиму запрещено. Именно поэтому в распоряжении у персонала имеются только средства индивидуальной защиты и активной обороны. Чаще всего это шлем защитный типа «СШ», бронежилеты, палки резиновые (ПР-73), наручники (изделие «БР»), средство типа «Сирень – 10», системы видео – и фото фиксации типа «Дозор» и носимые радиостанции, как правило, типа «Vertex Standard».

Считаем, что в современной ситуации лиц, состоящих в дежурной смене было бы уместно снабдить электрошоковыми устройствами, это значительно облегчило бы задержание осужденных, оказывающих физическое сопротивление, и служило бы некоторым гарантом безопасности для сотрудников колонии, осуществляющих надзор. На вооружении дежурных смен данные устройства сегодня отсутствуют, а постоянное ношение при себе ПР-73 в условиях гумманизации не допускается.

Главная задача караула исправительного учреждения в современных условиях заключается в недопущении побега осужденных, совершения ими преступлений, проникновения нарушителей и запрещенных предметов на объекты, отражении возможного нападения.

Согласно ведомственным приказам ФСИН России под караулом понимается группа вооруженных сотрудников, которая предназначена для охраны объектов, на которых содержатся осужденные, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, или конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Количество личного состава караула определяется в зависимости от количества постов, но оно всегда не менее трех сотрудников. Караулы как дежурная смена по надзору несет службу по 12-часовому или 24-часовому варианту.

В состав караула входят начальник караула и его помощник, помощник по кинологической службе, разводящие караульные, группа досмотра транспортных средств на КПП, специалист – кинолог с служебной собакой и другие лица. Кроме того при карауле создается резервная группа.

Важно учитывать то, караул – это вооруженный огнестрельным оружием наряд. Для вызова караула начальник подает команду: «Караул в ружье!». При отсутствии руководства исправительного учреждения начальник караула подчиняется оперативному дежурному

Современный сотрудник отдела охраны, заступающий в караул должен обладать высокими показателями в сфере физической подготовки. По линии охраны размещены специальные знаки, указывающие время до прибытия караула в случае тревоги, так как от своевременности прибытия данного подразделения в нужный сектор зачастую зависят нормальная деятельность, жизнь персонала исправительного учреждения, граждан и осужденных.

Следует подчеркнуть, что огнестрельное оружие применяется только в крайних случаях, установленных законом. В связи с этим сотрудник должен в совершенстве владеть боевыми приемами борьбы и задержания. Данные приемы персонал УИС осваивает при поступлении на службу, но во многих случаях это носит формальный характер, что, по нашему мнению, является не допустимым. В силу этого мы предлагаем введение большего количества часов для занятий по служебно-боевой подготовке, которые будет проводить сотрудник, имеющий специальное образование в области физической подготовки.

В дореволюционной России основная работа по охране возлагалась на надзирателей. Снабжение тюремной стражи оружием и боеприпасами производилось из армейских складов.

Надзиратели имели следующее вооружение: шашка с темляком армейского образца на плечевой портупее из черной юфтевой кожи (шашку носили только старшие надзиратели, вахтеры и ключники), револьверы системы Смита и Вессона, которые было положено носить в кобуре из черной юфтевой кожи и шерстяного темно-синего шнура.

Следует отметить, что револьверы выдавались старшим и младшим надзирателям и стражникам только при отправлении на службу, вместе с поясным ремнем из черной юфтевой кожи, медной бляхой для ношения револьвера в кобуре и патронташа.

В настоящее время, на вооружении караулов сегодня состоят средства индивидуальной защиты (шлем защитный и бронежилет), радиостанции, наручники, пистолеты Макарова (ПМ), автоматы и пулеметы Калашникова (чаще всего АК-74). Заряжание огнестрельного оружия производится перед непосредственным выходом на посты в присутствии начальника караула или его помощника. Разряжание производится при выходе с поста перед караульным помещением в месте, где установлен специальный по типу оружия пулеулавливатель, при его отсутствии – в специальном месте, со стволом, направленным вверх в сторону от жилых и служебных помещений.

В настоящее время поступают предложения вооружить часовых снайперскими винтовками Драгунова с ПСО-1 для снижения смертности и получения тяжких увечий осужденными при попытках преодоления линии охраны.

Считаем, в свою очередь, замену АК на СВД трудновыполнимой в экономическом аспекте, а также в связи со сферой применения данного вида стрелкового оружия, так как при попытке массового побега автомат своей огневой мощью и скорострельностью полностью соответствует данному условию, в отличии от винтовки, у которой темп стрельбы значительно ниже.

Кроме того, уйдет значительное время для обучения часовых правилам обращения и использования данного вида оружия, так как оно относится к классу снайперских винтовок, а не к классу знакомых для многих автоматов.

На наш взгляд, если рассматривать, аспект гумманизации в сфере применения огнестрельного оружия, то более реалистичным будет оснащение семейства АК снайперскими прицелами, что в экономическом плане дешевле чем полная смена АК на СВД, но все равно это потребует затрат на обучение сотрудников отдела охрана правилам обращения с данным видом прицелов.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что современная организация службы дежурной смены по надзору и караулу в глобальном смысле мало чем изменилась со времени становления. И в настоящее время на сотрудников дежурной смены и караула в принципе возлагаются те же задачи что и более ста лет назад. Что касается технического оснащения и вооружения, то в этом плане имеются некоторые проблемы. Реализация предлагаемых нами предложений, будет способствовать, повышению эффективности выполнения сотрудниками служебных обязанностей в сфере обеспечения режима, надзора и охраны исправительного учреждения.

Список литературы / References

  1. Раськевич Р.А. Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях / Р.А. Раськевич // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007 Т.8. – № 41 2007 – С. 97-105.
  2. Саат А.А. Тюрьма: Краткое руководство для лиц, желающих поступить на тюремную службу / А.А. Саат. – Ревель, 1912.
  3. Коковцов В.Н. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. / В.Н. Коковцов, С.В. Рухлов – СПб. – 1894. С. 123-124.
  4. Свод Законов Российской империи. Т. XIV. Устав о содержащихся под стражею – СПб. –1906. № 3210;
  5. Российская Федерация. Приказы. Приказ Минюста России от 23 июня 2005 года № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях федеральной службы исполнения наказаний».
  6. Меры безопасности при обращении с оружием / URL: http://boepodgotovka.ucoz.ru/index/mery_bezopasnosti_pri_obrashhenii_s _oruzhiem/0-58 (дата обращения: 21.10.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

и. п. опар заместитель начальника отдела территориального конвоирования

УОК ФСИН России, полковник внутренней службы

Организация контроля службы караулов по конвоированию

В 2014 году от специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию были назначены:

• караулы по маршрутам:

— железнодорожным — 5 407 (АППГ — 5 631, снижение на 4 %),

— автодорожным — 24 436 (АППГ — 24 937, снижение на 2 %),

— воздушным — 356 (АППГ — 383, снижение на 7,5 %);

• особые караулы — 590 (АППГ — 515, увеличение на 13 %);

• встречные караулы — 26 527 (АППГ -26 652, снижение на 0,4 %);

• всего 57 316 караулов (АППГ — 58 118, снижение на 1,3 %).

При этом, несмотря на сокращение количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС, число караулов, назначаемых ежегодно для перевозки названной категории граждан, на протяжении последних лет существенно не меняется. С учетом нормативов проверки караулов и специфики службы в среднем каждый караул по конвоированию проверяется три и более раз. Таким образом, контролю ежегодно подвергаются свыше 170 тысяч караулов. Большая часть проверок осуществляется сотрудниками старшего и среднего начальствующего состава специальных подразделений по конвоированию, штатная численность которых наряду с другими службами была сокращена в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы.

Названные обстоятельства требуют от руководителей всех уровней активизации работы по обеспечению эффективного контроля службы караулов по конвоированию, поиску и внедрению новых форм и методов этой работы.

Юридический словарь дает определение термина контроль (франц. controle — проверка) как составной части управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами.

Данная правовая трактовка очень близка практическим основам организации контроля в процессе управления службой конвоирования. Например, алгоритм работы начальника по организации служебной деятельности по конвоированию, изложенный в Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция), включает организацию контроля службы.

В широком понимании контроль охватывает различные стороны служебной деятельности управлений и самостоятельных отделов по конвоированию. Вместе с тем содержание названной функции в первую очередь составляет осуществление контроля службы караулов по конвоированию, направленного на обеспечение ключевых показателей служебной деятельности по конвоированию — надежности охраны и качества несения службы.

Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются: соответствие перспективным и текущим планам деятельности подразделения по конвоированию, эффективность, объективность, оперативность, гибкость и экономичность.

Вопросы организации контроля службы караулов отражаются в решениях соответствующих начальников об организации служебной деятельности по конвоированию на полугодие, квартал, месяц, сутки, а также в решениях на

организация служебной деятельности

выполнение служебных задач. При этом должна обеспечиваться вертикальная детализация и взаимосвязь планируемых мероприятий.

Например, начальник территориального органа ФСИН России в решении на полугодие определяет общие направления организации контроля, такие как объем проверок (согласно п. 82 Инструкции), вопросы взаимодействия подведомственных учреждений при осуществлении проверок, нормы проверок караулов соответствующими должностными лицами и другие необходимые вопросы. В свою очередь, начальник специального подразделения по конвоированию в решении на квартал и на сутки конкретизирует задачи, поставленные вышестоящим руководителем, и определяет задачи непосредственным исполнителям.

Контроль службы караулов по конвоированию может осуществляться методом непосредственных проверок, проводимых уполномоченными сотрудниками, а также удаленно с помощью различных технических средств, включая стационарные системы видеонаблюдения, системы мониторинга движения транспортных средств (удаленные проверки), и другими способами.

Исходя из опыта практической деятельности, контроль можно условно разделить на предварительный (предупредительный), текущий (непосредственный) и заключительный.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе подготовки и перед убытием караула из подразделения. Согласно Инструкции обеспеченность караулов, убывающих на службу, проверяется заместителем начальника управления (самостоятельного отдела) по конвоированию, курирующим тыловые вопросы, или иным уполномоченным им лицом. Исправность специального оборудования, ИТСО, средств связи, транспортных средств, выделенных караулу, знание старшими машин и водителями обязанностей и маршрутов движения проверяются дежурным по караулам во время развода караулов. По результатам контроля указанные должностные лица должны принять меры по устранению выявленных недостатков. На практике реализация данного алгоритма далека от совершенства, о чем свидетельствуют недостатки в материально-техническом обеспечении, выявляемые в пути следования караулов. Наиболее характерными недостатками в 2015 году являлись:

— неисправности ИТСО, средств надзора и контроля (освещения камер, сигнализации, видеорегистраторов), отсутствие навесных замков и др.;

— отсутствие либо изношенность элементов экипировки резервных групп караулов, культур-но-досугового и столово-кухонного имущества;

— нарушение правил ношения формы одежды.

Указанные факты свидетельствует о ненадлежащем исполнении конкретными сотрудниками контрольных функций на предварительном этапе.

Этап текущего (непосредственного) контроля является наиболее объемным, важным и информативным, поэтому с лицами, назначенными для проверки караулов, проводится инструктаж и им выдается служебное задание. При планировании проверок учитываются особенности службы различных видов караулов (удаленность от подразделения, продолжительность стоянки поезда, время суток и др.). Эти факторы необходимо отражать в служебном задании и доводить в период инструктажа до лиц, проверяющих службу. Проверяющие сотрудники в обязательном порядке должны быть проинструктированы по вопросам проведения воспитательной работы в карауле, а также морально-психологического обеспечения, особенно в части проведения визуальной диагностики личного состава в целях определения признаков деструктивного поведения.

Основные вопросы, подлежащие проверке в караулах по конвоированию, изложены в Инструкции. При этом проверяется соответствие фактического состояния (действий сотрудников) требованиям нормативных документов по направлениям служебной деятельности (организация и несение службы, тыловое, техническое, медицинское обеспечение) в части, касающейся караула. При проверке материально-технического обеспечения следует руководствоваться положениями методического пособия ФСИН России «Нормы обеспечения караулов по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, служебных нарядов, привлекаемых для выполнения служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств» 2010 года, а выполнение начальником караула обязанностей по оценке службы сотрудников проверяется в рамках методического пособия ФСИН России «Оценка

службы сотрудника караула и караула по конвоированию» 2008 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что ключевая роль в осуществлении контроля службы караулов в пункте дислокации подразделения по конвоированию отводится дежурному по караулам, который назначается от подразделения по конвоированию. Как правило, дежурный по караулам назначается на сутки, но, исходя из объема и специфики служебных задач конвоирования, возможно назначение дежурного на более короткие периоды времени. При этом необходимо обязательно учитывать график движения караулов других территориальных органов ФСИН России, проходящих через пункт дислокации подразделения по конвоированию. Следует отметить, что данное решение должно быть соответствующим образом оформлено (приказом территориального органа ФСИН России).

На дежурного по караулам Инструкцией возложена двуединая задача — руководство службой караулов по конвоированию и проверка несения ими службы. В период смены дежурный по караулам обязан делать запись в книге приема и сдачи дежурства обо всех выявленных при проверке службы недостатках и мерах, принятых для их устранения. Начальник подразделения по конвоированию в свою очередь принимает решение о смене и выставляет оценку дежурному по караулам.

Отдельно следует остановиться на организации обучения должностных лиц, назначаемых для непосредственной проверки службы караулов по конвоированию. Ведомственными нормативными правовыми документами порядок этой работы не установлен. Вместе с тем очевидно, что в целях обеспечения надлежащего уровня подготовки проверяющих, формирования единых подходов к проведению проверок обучение сотрудников, осуществляющих проверку караулов, постоянно должно находиться в поле зрения руководителя. Периодичность мероприятий, формы и методы их проведения могут быть самыми разнообразными.

Показателен пример УФСИН России по Республике Башкортостан, где ежегодно с офицерами Управления по конвоированию, выполняющими служебные задачи в качестве дежурных по караулам, а также с сотрудниками аппарата управления территориального органа, привлекаемыми к проверкам службы, проводятся инструктивные, показательные и методические занятия.

В ходе занятий изучаются положения нормативных документов, методика и особенности проверки различных видов караулов, доводятся до сведения поступившие распоряжения по службе конвоирования, разбираются характерные недостатки, напоминаются меры безопасности в период проведения проверок. По итогам занятий издается приказ ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Башкортостан» о допуске сотрудников подразделения к несению службы в качестве дежурных по караулам.

Развитие на современном этапе технических средств существенно расширило возможности контроля. В настоящее время для получения объективной информации о службе караулов активно применяются стационарные системы видеонаблюдения, мобильные видеорегистраторы. Территориальными органами ФСИН России установлен порядок сбора и анализа такой информации.

Например, в УФСИН России по Смоленской области определена обязанность должностных лиц по осуществлению просмотра видеоматериалов, отснятых в караулах по конвоированию, по их возвращении в пункт постоянной дислокации с отметкой в книге приема видеоматериала у начальников караулов и предоставлением рапорта о результатах просмотра.

Использование систем электронного мониторинга движения транспортных средств позволяет дежурному по подразделению (территориальному органу) осуществлять контроль параметров движения специальных транспортных средств (местоположение, скорость движения, прохождение контрольных точек и др.).

Поддержание непрерывного взаимодействия с подразделениями по конвоированию, расположенными по маршрутам движения плановых караулов, дает возможность начальнику управления (самостоятельного отдела) по конвоированию территориального органа ФСИН России оперативно получать информацию об обстановке в караулах. Многими территориальными органами ФСИН России осуществляется взаимодействие с органами внутренних дел на маршрутах, в рамках которого производится взаимный обмен фото-, видеоматериалами, полученными в ходе негласных проверок службы караулов ФСИН России и конвоев МВД России при осуществлении приема (сдачи) конвоируемых лиц на обменных пунктах.

Заключительный контроль осуществляется по прибытии караула в подразделение. Основ-

организация служебной деятельности

ной задачей этапа является проверка действий должностных лиц караула в период разряжа-ния оружия и его сдачи в места хранения. Опыт службы показывает, что вследствие накопившейся у сотрудников усталости и потери концентрации внимания именно в это время случаются происшествия, связанные с нарушением мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами. Для их профилактики было подготовлено указание ФСИН России об оборудовании в 2014 году мест для заряжания (разряжания) оружия караулов по конвоированию территориальных органов УИС видеокамерами с функцией документирования информации и выводом видеосигнала на пост оперативного дежурного по управлению (самостоятельному отделу) по конвоированию (территориальному органу ФСИН России).

Действенным средством получения информации о наличии недостатков в службе караулов является аналитическая работа подразделений организации службы управления (самостоятельного отдела) по конвоированию по изучению документов караулов после прибытия их в подразделение (путевых (постовых) ведомостей, путевых журналов, квитанционных книжек, различных актов, материалов жалоб и др.). Указанный метод позволяет получать значительный пласт опосредованных сведений о выполнении караулом требований к проведению обыска, размещению конвоируемых лиц, осмотру транспортных средств, соблюдению законности и др. В последующем указанная информация позволяет принимать соответствующие управленческие решения по профилактике нарушений.

В условиях оптимизации служебной деятельности и сокращения штатной численности подразделений работа начальников подразделений различных уровней по повышению эффективности и качества контроля службы караулов по конвоированию приобретает приоритетное значение. Анализ современного состояния службы конвоирования позволяет наметить основные направления этой деятельности:

1. Совершенствование системы планирования, особенно в части обеспечения:

— внезапности проверок караулов;

— комплексного подхода, когда проверяющему в ограниченный промежуток времени назначается для проверки несколько караулов по конвоированию;

— дифференцированного подхода путем увеличения количества проверок караулов, имевших существенные недостатки в службе, и сокращения проверок караулов, чья работа не вызывает нареканий.

2. Исключение формального отношения к составлению служебных заданий и проведению инструктажей проверяющих (особенно важно учитывать особенности караулов, уровень подготовки проверяющих, а также соответствие времени, отводимого на проверку, объему проверяемых вопросов).

3. Повышение качества подготовки лиц, назначаемых для проверки караулов, использование при этом наиболее эффективных форм обучения (показательные, инструктивные занятия в местах несения службы, на транспортных средствах, обмен опытом проверяющих по выявлению недостатков).

4. Широкое использование технических средств контроля, а также возможностей выявления косвенных признаков нарушений на службе по результатам анализа документов караулов по конвоированию.

5. Поддержание постоянного взаимодействия, включающего обмен информацией, с органами и учреждениями УИС, органами внутренних дел на маршрутах конвоирования.

6. Совершенствование системы негласных проверок караулов, в том числе с использованием средств фото-, видеосъемки.

7. Поощрение лучших проверяющих и повышение требований к сотрудникам, не выявляющим недостатков и не делающим соответствующих отметок в документах караула; сочетание при этом методов морального и материального стимулирования. Важно формировать у сотрудников понимание, что при профессиональном и объективном подходе к проверкам упущения того или иного характера в службе караулов обнаружить можно всегда. При этом излишне жестких подходов к разборам недостатков в службе караула по прибытии личного состава в подразделение следует избегать, а разборы в период несения службы караула исключить.

Описанные меры, несомненно, не являются панацеей от всех недостатков в службе караулов, но их реализация позволяет значительно поднять уровень информированности руководителя и, соответственно, повысить эффективность влияния на служебную обстановку. ^

Об утверждении Положения о проведении смотра-конкурса на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 18 сентября 2006 года N 619
Об утверждении Положения о проведении смотра-конкурса на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию

(с изменениями на 16 августа 2010 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359.
____________________________________________________________________

В целях повышения уровня профессионального мастерства начальников караулов специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выявления лучших и распространения их передового опыта

приказываю:

1. Утвердить Положение о проведении смотра-конкурса на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию согласно приложению.

2. Начальнику управления охраны и конвоирования ФСИН России, начальникам территориальных органов и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию ежегодно организовывать и проводить смотры-конкурсы служебного мастерства на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (пункт в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359.

3. Пункт утратил силу — приказ ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359..

4. Федеральному бюджетному учреждению «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» (В.П.Банников) обеспечить изготовление кубков и дипломов для поощрения победителей третьего этапа смотра-конкурса на первенство ФСИН России (пункт в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359.

5. Пункт утратил силу — приказ ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359..

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний генерал-майора внутренней службы В.П.Большакова (пункт в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359.

Директор
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.Калинин

Приложение. Положение о проведении смотра-конкурса на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию

Приложение
к приказу
ФСИН России
от 18 сентября 2006 года N 619

(с изменениями на 16 августа 2010 года)

Общие положения

Смотр-конкурс на лучшего начальника караула специальных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) по конвоированию проводится ежегодно с целью повышения уровня профессионального мастерства начальников караулов, выявления лучших и распространения их передового опыта.
Смотр-конкурс проводится в три этапа (абзац в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359.
На первом этапе приказами территориальных органов ФСИН России определяются: место и сроки проведения смотра-конкурса, состав судейской комиссии, порядок подведения итогов, награждения участников и другие организационные вопросы (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359).
Территориальные органы ФСИН России, на базе которых будут проводиться второй и третий этапы смотра-конкурса, и сроки их проведения определяются распоряжением ФСИН России (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359).
На втором и третьем этапах начальники территориальных органов ФСИН России на основании указанного распоряжения издают приказы, в которых определяют вопросы организации и проведения второго и третьего этапов смотра-конкурса (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359).
Председателями судейских комиссий по проведению этапов смотра-конкурса назначаются (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359):
первого и второго этапов — заместители начальников территориальных органов ФСИН России (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359);
третьего этапа — представитель управления охраны и конвоирования ФСИН России (абзац дополнительно включен приказом ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359).
Основанием для участия команды в смотре-конкурсе является заявка, представленная в судейскую комиссию за 10 дней до начала проведения смотра-конкурса.
Смотр-конкурс проводится по специальной, огневой, строевой и физической подготовке. Итоги смотра-конкурса подводятся на каждом этапе.

Этапы проведения смотра-конкурса и состав команд

(раздел в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359 —
см. предыдущую редакцию)

2. Этапы проведения смотра-конкурса и состав команд
Этапы смотра-конкурса:
первый этап — до 20 сентября, на личное первенство специального подразделения территориального органа ФСИН России по конвоированию;
второй этап — до 1 ноября, на личное первенство среди территориальных органов ФСИН России, находящихся в границах федеральных округов;
третий этап — до 1 декабря, на личное первенство ФСИН России.
Состав участников смотра-конкурса:
первого этапа: все начальники караулов специальных подразделений территориальных органов ФСИН России по конвоированию согласно спискам;
второго этапа: начальники караулов специальных подразделений территориальных органов ФСИН России по конвоированию, занявшие первые места на первом этапе;
третьего этапа: начальники караулов специальных подразделений территориальных органов ФСИН России по конвоированию, занявшие первые и вторые места на втором этапе.

Начальники караулов специальных подразделений территориальных органов ФСИН России по конвоированию, допустившие в год проведения смотра-конкурса побег конвоируемых лиц либо имеющие на день проведения смотра-конкурса дисциплинарное взыскание, к участию в смотре-конкурсе не допускаются.

Порядок проведения смотра-конкурса

Специальная подготовка является основной дисциплиной. Для приема зачета по специальной подготовке и обмена положительным опытом организации службы конвоирования начальником караула выделяется 70% времени, отведенного на смотр-конкурс.
Приему зачетов по специальной подготовке предшествует выступление участников смотра-конкурса по обмену положительным опытом, выполнение начальником караула своих должностных обязанностей. Выступление оценивается по десятибалльной системе и не должно превышать 8 минут.
Зачеты принимаются по билетам. Билет должен состоять из трех вопросов, один из которых практический. Теоретические вопросы формируются из требований приказов, распоряжений и указаний Минюста России, ФСИН России, регламентирующих служебную деятельность начальников караулов по конвоированию, и оцениваются по десятибалльной системе. Практические вопросы включают в себя отработку вводных задач, а также нормативов, определенных в приказе ФСИН России от 2 августа 2005 года N 693 «Об утверждении Программы обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава подразделений охраны и специальных подразделений по конвоированию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», и оцениваются по пятибалльной системе.
Огневая подготовка. Зачет по огневой подготовке сдается участником смотра-конкурса из того вида оружия, с которым он выполняет служебные обязанности в карауле, и оценивается в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 26 февраля 2006 года N 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». Включает в себя выполнение одного спортивного упражнения из автомата Калашникова или пистолета Макарова.
За нарушение мер безопасности при обращении с оружием участник смотра-конкурса получает «неудовлетворительную» оценку и отстраняется от дальнейшего выполнения упражнения.
Строевая подготовка. Зачет по строевой подготовке проводится на строевом плацу в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации в полевой форме одежды. Включает в себя оценку: внешнего вида; знаний требований Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и навыков одиночной строевой подготовки. Оценка производится по пятибалльной системе за каждый раздел. Максимальное количество баллов — 15.
Физическая подготовка. Зачет по физической подготовке проводится и оценивается в соответствии с требованиями «Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы», утвержденными приказом Минюста России от 12 ноября 2001 года N 301. Включает в себя сдачу зачетных упражнений: кросса на 1000 м, подтягивания в висе, выполнения боевых приемов борьбы, форма одежды участников смотра-конкурса — полевая.
Победитель смотра-конкурса определяется судейской комиссией по наибольшему количеству набранных баллов. При равенстве итоговых баллов преимущество имеют начальники караулов, получившие наибольшее количество баллов по специальной подготовке. В случае равенства и этого показателя во внимание берется последовательное (по Программе) сравнение результатов выполнения каждого зачета и норматива, до первого нарушения баланса. Результаты смотра-конкурса оформляются протоколом.

Подведение итогов смотра-конкурса

(раздел в редакции приказа ФСИН России от 16 августа 2010 года N 359 —
см. предыдущую редакцию)

Итоги первого и второго этапов смотра-конкурса объявляются приказами территориальных органов ФСИН России, победители и призеры поощряются. При количестве участников смотра-конкурса пять и менее человек поощряется только начальник караула, занявший первое место.
Начальники территориальных органов ФСИН России, на базе которых проводился второй этап смотра-конкурса, до 10 ноября докладывают в управление охраны и конвоирования ФСИН России о результатах второго этапа смотра-конкурса и представляют заявки для участия в третьем этапе смотра-конкурса.
Управление охраны и конвоирования ФСИН России проводит личное первенство ФСИН России.
Итоги третьего этапа смотра-конкурса объявляются приказом ФСИН России; победитель, призеры, отличившиеся участники, организаторы смотра-конкурса поощряются.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Глава 7. ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК В КАРАУЛАХ 247. Никто из состава караула не имеет права оставлять караульное помещение без разрешения начальника караула. 248. В караульном помещении должны соблюдаться тишина и порядок. Запрещается петь и играть на музыкальных инструментах. Разрешается слушать радиотрансляцию через головные телефоны, читать, писать, играть в шахматы и шашки. Курение и чистка обуви разрешаются только в отведенных для этого местах. В караульном помещении караулов, личный состав которых несет службу в карауле через 1 — 2 суток, разрешается устанавливать телевизор и смотреть телепрограммы в определяемое инструкцией начальнику караула время, не мешая выполнению задачи караулом и сну отдыхающей смены. 249. Автоматы и пулеметы ставятся в пирамиды без магазинов, с затворами в переднем положении, карабины ставятся в пирамиды незаряженными, со спущенными курками. Пирамиды в караульном помещении на замок не закрываются. Сумки со снаряженными магазинами к автоматам (обоймами к карабинам) и ножны со штыком-ножом с поясных ремней не снимаются. Начальники караулов, вооруженные пистолетами, в караульном помещении их не снимают. Магазины к пулеметам хранятся в специальном ящике пирамиды, закрытом на замок, ключ от которого находится у начальника караула. Пистолеты караульных контрольно-пропускных постов хранятся заряженными в кобурах в металлическом ящике (сейфе), закрытом на замок, ключ от которого находится у начальника караула, а при убытии его из караульного помещения и на период отдыха передается помощнику начальника караула. Пистолеты выдаются караульным перед заступлением на пост по специальным карточкам. Оружие из пирамиды берется только с разрешения начальника караула или его помощника. Чистка оружия производится без разборки под руководством начальника караула или его помощника. 250. Личному составу караула разрешается в караульном помещении быть без головных уборов и шинелей (полушубков, полевых утепленных курток), но при снаряжении. Снятые шинели (полушубки, полевые утепленные куртки) и головные уборы должны быть на вешалке. 251. Личному составу караула, за исключением начальника караула и его помощника, запрещается вступать в разговоры с прибывшими в караульное помещение; разрешается только отвечать на вопросы лиц, проверяющих караул. 252. Разрешается отдыхать лежа (спать) без обуви, не снимая снаряжения и не раздеваясь, а только расстегнув воротник и ослабив поясной ремень: — начальнику караула — 4 часа в определяемое инструкцией дневное (при гауптвахте — в ночное) время; — помощнику начальника караула, помощнику начальника караула (оператору) по техническим средствам охраны — 4 часа каждому с разрешения начальника караула; — помощнику начальника караула по службе караульных собак, разводящим, выводным (конвойным) и водителям транспортных средств — в свободное от исполнения обязанностей время с разрешения начальника караула; — составу одной смены караульных — перед заступлением на посты, после того как возвратится в караульное помещение сменившаяся с постов другая смена и караулу будет произведен боевой расчет; — смене караульных, которые несут охрану объектов только ночью, — по возвращении их в караульное помещение до отправления вновь на посты; — караульным контрольно-охранной группы — поочередно, по 4 часа с разрешения начальника караула. 253. При вызове караула «в ружье» личный состав караула, находящийся в караульном помещении, в том числе и отдыхающая смена, надевает головные уборы, берет свое оружие и выстраивается внутри караульного помещения в порядке своих номеров. Шинели (полушубки, полевые утепленные куртки) надеваются по особому указанию начальника караула. Во всех случаях вывода караула из караульного помещения (кроме пожара или стихийного бедствия) в нем остается помощник начальника караула или один из разводящих, а в караулах, где их нет, — один из караульных. 254. В гарнизонные караулы, а также во внутренние караулы, находящиеся вне расположения воинской части, доставка пищи организуется командирами подразделений, от которых они назначены, или дежурным по воинской части. Пища личному составу караула, расположенного на территории воинской части, доставляется по приказу начальника караула караульными бодрствующей смены. 255. Содержание в чистоте и порядке караульного помещения и прилегающей к нему территории, а также топка печей возлагаются на состав караула. Наблюдение за выполнением этих обязанностей караулом, а также за сохранностью оборудования, имущества и инвентаря возлагается на помощника начальника караула, а в тех караулах, где он не назначается, — на начальника караула. 256. Кроме ежедневной уборки не реже одного раза в неделю в дни, установленные военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части), по приказанию начальника медицинской службы гарнизона (воинской части) производится профилактическая дезинфекция караульного помещения. 257. Караульное помещение в холодное время года проветривается не реже четырех раз в сутки. В теплое время форточки или окна держатся открытыми с одной стороны помещения. Зимой температура воздуха в караульном помещении должна быть не ниже +18 град. С. Топка печей оканчивается не позже установленного начальником гарнизона времени. Топку плиты для подогрева пищи составу караула и печи в сушилке начальник караула разрешает по мере необходимости. Горячий чай должен быть постоянно. С наступлением темноты в караульном помещении, в коридорах и туалете должно быть полное освещение, а в комнате для отдыхающей смены — дежурное освещение. В караульном помещении, находящемся вне военного городка, окна в ночное время закрываются ставнями изнутри. 258. Для охраны караульного помещения караулов, расположенных вне военного городка и имеющих в своем составе не менее пяти трехсменных постов, у входа в караульное помещение выставляется часовой из числа караульных бодрствующей смены. В караулах, охраняющих особо важные объекты и имеющих в своем составе менее пяти трехсменных постов, дополнительно для охраны караульного помещения могут назначаться караульные. Входные двери караульного помещения оборудуются смотровым окном и всегда должны быть заперты изнутри.

admin