Что проверяет прокуратура в школе?

Общие положения по прокурорской проверке

Если к вам пришла прокурорская проверка, то для начала, самое главное — не паниковать и не нервничать. Перед проверкой прокурор и его помощники должны обязательно предъявить свои удостоверения и другие документы, дающие им право на проведение проверки. Также работники прокуратуры должны сообщить причину проверки (проверки бывают плановые и внеплановые). Если проверка внеплановая, то она является следствием получения прокуратурой информации о нарушениях (жалобы, сообщения в СМИ). Как правило, прокуратура предупреждает образовательное учреждение заранее о проведении проверки. Однако проверка может быть и внезапной, но для этого нужны веские причины.

Помните, что прокурор вправе требовать документы, связанные только с предметом проверки. Обязательно подготовьте комплект документов по контентной фильтрации заранее. При проверке, касающейся фильтрации интернета в школе, вам будут необходимы следующие документы:

  • Регламент, правила или положение о контентной фильтрации в образовательном заведении,
  • Актуальная копия федерального списка экстремистских материалов Министерства юстиции,
  • Копии региональных законов и положений о контентной фильтрации и защите детей в интернет,
  • Договор с ООО «СкайДНС».

Дополнительно у вас могут быть отдельно оформлены:

  • Журнал контроля контентной фильтрации,
  • Акты о проверке контентной фильтрации,
  • Приказ о назначении ответственного за контентную фильтрацию в образовательном заведении,
  • Правила пользования интернетом в школе.

Тем самым вы покажете, что относитесь серьезно к исполнению норм законодательства. Ни в коем случае не препятствуйте получению прокурором необходимых документов, это повлечет за собой возбуждение уголовного дела. Статьей 294 УК РФ предусмотрена ответственность за вмешательство в деятельность прокурора. Также, если сотрудник прокуратуры намеревается забрать оригиналы каких-либо документов, необходимо составить список этих документов и передать их под его расписку.

Как проходит проверка?

Часто проверка в школе касается компьютерного оборудования и Согласно законам «Об образовании» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (436-ФЗ) администрация школы должна обеспечить запрет доступа к экстремистским ресурсам, внесенным в список Министерства Юстиции РФ (http://minjust.ru/ru/extremist-materials). В ходе подобной проверки помощник прокурора в течение некоторого времени пытается найти запрещенные ресурсы через поисковые запросы в браузере на школьном компьютере. Если ему удастся зайти на такую страницу или найти в интернете текст, связанный с экстремизмом, то школе будет записано нарушение.

Что делать, если проверка выявила нарушения?

В случае обнаружения проверяющим доступа к запрещенной информации, вы должны обязательно выполнить все требуемые при этом процедуры. Во-первых, вы должны потребовать от проверяющего описание того, что было найдено и какие федеральные или местные законы оно нарушает, причем в письменном виде, с указанием даты и времени нахождения материала. Во-вторых учитель обязан закрыть данный ресурс и препятствовать любым попыткам учащихся зайти на него. Далее действуйте согласно положениям регламента. Также вы можете включить ресурс в список блокировки прямо при проверяющих. При этом обязательно убедитесь в том, что браузер был перезагружен для очистки локального кэша.

Вот например выдержка из регламента в Свердловской области:

4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, Учитель должен предпринять следующие шаги:

4.1. записать адрес ресурса, дату и время его обнаружения;

4.2. закрыть данный ресурс и препятствовать дальнейшим попыткам учащихся зайти на него;

4.3. сообщить информацию о ресурсе в служебной записке на имя Зам. руководителя ОУ по ИПК для блокирования доступа к нему;

Результатом проверки может стать выявление тех или иных нарушений В любом случае, вы должны отреагировать на результат прокурорской проверки, каким бы он ни был. Если вы согласны с выявленными нарушениями — исправьте их в течение месяца и сообщите о проведенной работе в прокуратуру. Если результаты проверки кажутся вам необъективными, и вы не согласны с решением прокурора — обжалуйте решение через вышестоящего прокурора или обратитесь в суд (заявление подается в течение трех месяцев с момента получения решения). Также обязательно отправьте копию претензии прокуратуры в службу технической поддержки SkyDNS, чтобы мы проверили правильность проверки и выявленных нарушений и выдали вам официальное письмо для передачи в прокуратуру. В большинстве случаев претензии к школе после нашего письма снимаются.

Наиболее экономичным, простым и удобным вариантом успешно пройти прокурорскую проверку станет установка облачного контент-фильтра для блокировки доступа к запрещенным сайтам. Специальное решение для школ — SkyDNS.Школа является надежной гарантией успешного прохождения проверки прокуратуры. По доступной стоимости вы получите не только средство управления доступом к интернету, но и целый набор дополнительных функций, таких как блокировка рекламы, безопасный режим на YouTube, режим работы по «белому списку» и многое другое. Нашей системой контент-фильтрации уже пользуются более 6000 учебных заведений в России и странах ближнего зарубежья. Установить и настроить контент-фильтр в школе легко — с этим справится любой учитель информатики.

Узнайте подробнее о специальном решении SkyDNS для школ и других образовательных учреждений!

Юридические факультеты – непременный атрибут почти каждого вуза. Рынок труда уже настолько перенасыщен знатоками права, что найти работу выпускникам не так просто. Если же абитуриент наметил в будущем стать сотрудником государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законности, то нужно иметь за плечами узкопрофильное образование, а специализированных учебных заведений – институтов прокуратуры – в России немного.

Список вузов прокуратуры РФ

Получить образование, соответствующее выбранному направлению, можно не только в столице, но и во многих регионах страны. Список вузов прокуратуры в РФ не слишком длинный, профильные учебные заведения:

  1. Университет прокуратуры РФ (создан в соответствии с приказом Генпрокурора страны).
  2. Российский государственный университет правосудия (имеет филиалы в Казани и Ростове).
  3. Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
  4. Уральский государственный юридический университет.
  5. Саратовская государственная юридическая академия СГЮА (плюс филиал в Астрахани).
  6. Кемеровский государственный университет.
  7. Тульский государственный университет.
  8. Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
  9. Алтайский государственный университет.
  10. Омский государственный университет им Ф. М. Достоевского.
  11. Омская юридическая академия.
  12. Пятигорский государственный университет.
  13. Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова.

Подготовка прокурорских работников ведется в большинстве случаев государственными вузами. В число частных учреждений входят только Омская юридическая академия и Международный юридический институт.

Распределение по регионам представлено на диаграмме.

Больше всего высших учебных заведений прокуратуры сосредоточено в Москве.

Факультеты, специальности

Вузы предлагают несколько программ подготовки, так или иначе связанных с прокурорской деятельностью. На юридических факультетах абитуриенты могут выбрать разные специальности:

  • судебная и прокурорская деятельность;
  • правовое обеспечение национальной безопасности;
  • государственное и муниципальное управление;
  • юриспруденция;
  • судебная экспертиза.

Если планируется работать именно в надзорных органах, больше всего для получения образования подходит «судебная и прокурорская деятельность» (40.05.04).

Выучиться на прокурора можно как очно, так и заочно. Уровни образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура.

Правила приема

Чтобы попасть на бюджетное место в выбранном вузе, необходимо обеспечить себе достаточное для прохождения конкурса количество баллов на ЕГЭ. Любой вуз прокуратуры вправе устанавливать собственные правила приема, но они не противоречат действующему законодательству.

Например, чтобы попасть в Университет прокуратуры РФ, нужно обязательно заручиться направлением из региональных органов прокуратуры. Абитуриенты, наметившие этот вуз для обучения, должны обратиться в отдел кадров учреждения по месту жительства и записать заявление на имя руководителя. Для поступления потребуется внушительный пакет документов:

  • заполненная форма заявки (находится в открытом доступе на сайте вуза);
  • оригинал и дубликат паспорта;
  • документ, подтверждающий имеющийся уровень образования и его ксерокопия;
  • если абитуриент менял фамилию, имя или отчество, потребуется документ, подтверждающий это (оригинальный и отсканированный вариант);
  • справки их наркологического и психологического диспансеров;
  • фото на документы;
  • автобиография;
  • результаты ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию;
  • справка о состоянии здоровья установленной формы;
  • свидетельства, подтверждающие личные достижения, дающие привилегии на поступление (при наличии);
  • характеристика, выданная по месту работы, обучения или военной службы.

Порядок приема в Университет прокуратуры РФ.

Перечень сопроводительных документов, сроки их подачи и правила оформления нужно уточнять в приемных комиссиях или на официальных сайтах университетов.

Поступать в институт прокуратуры можно в рамках общего конкурса и на квотированные места по целевому направлению. Чтобы получить его, надо обратиться в местные органы прокуратуры и после отбора заключить договор о подготовке и последующем трудоустройстве.

Как правило, кандидаты на поступление в вуз прокуратуры проходят психологическое тестирование и дополнительное вступительное испытание по обществознанию. Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по 3 предметам:

  • русский;
  • история;
  • обществознание.

Без экзаменов в институты прокуратуры принимают победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, а также членов сборных национальных команд, сформированных для участия в международных олимпиадах по праву или обществознанию.

Право на 100 баллов по обществознанию при поступлении в вузы прокуратуры имеют призеры и победители олимпиад по соответствующему профилю из перечня Минобрнауки. Как правило, учитываются результаты участия в следующих соревнованиях.

Без ЕГЭ, только по результатам вступительных испытаний, которые вузы проводят самостоятельно, в институты прокуратуры могут поступать выпускники юридических колледжей и абитуриенты, сдававшие в 11 классе ГВЭ. Если полученных оценок не хватило, чтобы пройти на бюджетное место, студентом вуза можно стать на договорной основе – для контрактников проходные баллы значительно ниже.

Проходные баллы

В таблице представлены проходные баллы для зачисления на бакалавриат или специалитет на бесплатной основе в ведущие институты прокуратуры РФ.

Название вуза Проходной балл
Университет прокуратуры РФ 241
МГЮА 258
КемГУ 253
Тульский государственный университет 250
Белгородский государственный национальный исследовательский университет 237
Уральский государственный юридический университет 248
Российский государственный университет правосудия 256
Пятигорский государственный университет 110

Алтайский государственный университет, Омская юридическая академия, ОмГУ им Ф. М. Достоевского не представлены в списке, так как в них обучение по направлению «Судебная и прокурорская деятельность» осуществляется только платно. Контрактных мест в ОмЮА, например, довольно много – 150 на дневном отделении, 200 – на вечернем и 250 – на заочном. Стоимость учебы за один год – 115 000, 47 500 и 41 700 рублей соответственно.

Где работают выпускники

Очевидные должности, на которые могут трудоустроиться выпускники института прокуратуры, – судья и прокурор.

Также бывшие студенты могут быть:

  • следователями и занимать другие должности государственной и муниципальной службы;
  • юрисконсультами;
  • адвокатами;
  • сотрудниками юридических отделов предприятий любых форм собственности.

Тем, кто поступал на учебу по направлениям, после выпуска гарантировано трудоустройство в органах, направивших на учебу.

Как и остальные организации надзорного характера, Прокуратура РФ вправе производить как плановые, так и внеплановые проверки. Как будет проходить проверка, если приехала прокуратура? План проверок организаций на 2017 год что в себя включает? Учреждения какой направленности, как правило, проверяются? На эти и иные не менее важные вопросы можно отыскать ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие положения

Что проверяет прокуратура в организации? До сегодняшнего дня государственными органами власти были приняты определенные нормативные акты, которые и по сей день регламентируют процедуру различного рода проверок. Необходимо отметить, что в их число включаются и нормативные акты, относящиеся ко всем юридическим лицам. Ярким примером данному положению может послужить Федеральный закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Кстати, в эту совокупность включены и специальные акты, к примеру, Федеральный закон «Об объединениях общественного типа» или Федеральный законодательный акт «Об организациях некоммерческого типа».

Чем же отличается проверка организации прокуратурой? Ключевой отличительной чертой приведенного рода проверок выступает на сегодняшний день абсолютное отсутствие четкого регулирования со стороны правовой (юридической) категории. Как необходимо это понимать? Сюда целесообразным будет отнести следующие пункты:

  • Какой график?
  • Проверка прокуратуры организаций производится каким должностным лицом?
  • Какая документация должна быть предъявлена при проверке прокуратуры?
  • Каков предмет проверки?
  • Как часто может проверять прокуратура организацию? Сроки проведения непосредственно мероприятия.
  • Каков порядок рассмотрения материалов?

Четких ответов на данные вопросы на сегодняшний день никто дать не может. Важно отметить, что на приведенное отсутствие строгого регулирования рассматриваемого типа проверок со стороны категории права уже обращал пристальное внимание российский Конституционный суд. Так, было высказано следующее мнение: «На сегодняшний день законодательным образом не закреплены ни процедура проверки, ни сроки, ни порядок проверки организации прокуратурой». С того времени, как было принято данное Постановление российского Конституционного суда, прошло уже более десяти лет, однако так ничего и не изменилось.

Именно в соответствии с приведенной причиной не остается ничего другого, как давать рекомендации организациям некоммерческого типа в процессе защиты собственных прав руководствоваться положениями российского Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые носят общий характер, а также разъяснениями со стороны российского Конституционного суда и актами Генеральной прокуратуры, являющимися нормативно-правовыми.

Прокурорская проверка и ее особенности

Что представляет собой прокурорская проверка, и что проверяет прокуратура в организации? Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны государственных органов, их должностных лиц, организаций коммерческого и некоммерческого типа. Важно дополнить, что проведение рассматриваемого мероприятия осуществляется посредством органов прокуратуры.

Насколько серьезными могут быть основания для проверки прокуратурой организаций? Как правило, ключевым из них является сведения по поводу фактов нарушения законов и иных законодательных актов, которые так или иначе требуют принятия определенных мер со стороны прокурора. Так, поводом для осуществления мероприятия по проверке могут послужить сообщения в средствах массовой информации, прямые обращения граждан, а также материалы уголовных, гражданских и административных дел.

Полномочия прокурора и предмет проверки

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре». Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Дополнительные нюансы

Допустим, прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации. Это предполагает то, что в процессе осуществления мероприятия прокуроры руководствовались исключительно порядком, определенным для подобных ситуаций законодательным образом, по вопросам, на которые так или иначе распространяется активизация законов о налоговой, банковской и другой тайне.

Важно отметить, что в процессе проведения проверочных мероприятий как планового, так и внепланового характера целесообразным является исключение случаев требования лишней информации, документов и материалов, которые могут получить прокуроры непосредственно в процессе проверки при выходе на место. Необходимо дополнить, что проверка прокуратурой медицинской организации или иного учреждения ни в коем случае не допускает факты, связанные с возложением на структуры и их должностных лиц обязанности предоставить в органы прокуратуры информацию, которая никаким образом не касается предмета проверки либо выходит за всякие рамки. Кстати, сюда же относятся и просьбы о предоставлении не предусмотренной посредством законодательства статистической отчетности.

Основные нюансы актуальной в статье темы в полной мере рассмотрены. Остается лишь два вопроса, которые не урегулированы. К ним относятся сроки предоставления документации, а также форма и порядок запроса отдельных бумаг. Важно отметить, что и в данном случае правило является общим. Оно так или иначе относится ко всем требованиям и правилам представителей государства. Так, сроки проверки прокуратурой образовательных организаций и иных учреждения должны быть абсолютно разумными, а требования – понятными и четкими.

Кстати, оглашение требований допускается на сегодняшний день в устной форме, что делает общую процедуру гораздо удобнее. Заключительным нюансом данной главы является то, что в качестве прокуроров, которые наделяются правом проведения проверок и реализации предоставленных им полномочий, могут выступать как заместители, так и помощники непосредственно прокурора.

Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры

Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт. Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры. Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.

Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее. Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней. Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры – не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.

Ознакомление с информацией

После того как заявление прокуратуру (проверки организации, к примеру, образовательного типа) было подано, осуществляется непосредственно само мероприятие. Как же происходит ознакомление с актуальными материалами после осуществления мероприятия? Кратко и предельно ясно соответствующее положение описано в Приказе Генеральной Прокуратуры от 07.12.2007. Там представлена следующая цитата: «Прокурорский надзор должен осуществляться гласным образом». Необходимо дополнить, что гласность в данном случае предполагает открытость.

Обязательно следует отметить, что часть вторая статьи пятой Федерального законодательного акта «О прокуратуре» ранее позволяла давать отказ прокуратуре в плане ознакомления с материалами проверки, однако Постановление российского Конституционного суда от 18.02.2000 признало ее несоответствие российской Конституции. Почему? Постольку, поскольку в соответствии со смыслом, придаваемым ему со стороны правоприменительной практики, так или иначе, он приводит к отказу со стороны органов прокуратуры в плане предоставления гражданину или должностному лицу необходимых материалов для ознакомления, которые непосредственным образом затрагивают его свободы и права. Другими словами, отдельные граждане, а также их объединения, куда относятся и организации некоммерческого типа, наделены абсолютным правом ознакомления с материалами проверки. Следует дополнить, что исключение в данном случае составляет документация, обладающая особым статусом (к примеру, государственная тайна).

Итоги проведения проверки прокуратурой

Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:

  • Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
  • Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
  • Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.

Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.

Полезные советы

Проверки организаций на 2017 год прокуратура устанавливает достаточно часто. Именно поэтому всегда необходимо быть начеку. Конечно же, дать советы применительно к абсолютно всем жизненным ситуациям невозможно. Существуют люди, которые не приемлют никаких нарушений со стороны чиновников. Так или иначе, они готовы «биться на смерть». А существуют те, кто в любом случае готов «подставить даже вторую щеку». Поэтому целесообразным будет предложить несколько вариантов в соответствии с любыми предпочтениями.

Итак, прокурор или его помощник заходит в офис. Так или иначе он обязуется предоставить удостоверение, а также подробным образом разъяснить суть и предмет проверки. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, это связаться с адвокатом или юристом и пригласить его для принятия участия в проверочной процедуре. Во-вторых, помимо удостоверения и предмета проверки, необходимо попросить предъявить письменную бумагу, которая является подтверждением проведения проверки. Ею может служить жалоба, поручение непосредственно прокурора и так далее. При отказе следует письменным образом запросить эту бумагу, ссылаясь на решение Конституционного суда, о котором упоминалось выше. Помимо этого, необходимо обеспечить аудио- и видеозапись самого процесса в офисе.

Актуальная документация при проверке

Необходимо отметить, что в процессе произведения проверки прокурор наделен абсолютным правом требовать предъявления ему документации в соответствии с оглашенным предметом проверки. Тогда, когда он запрашивает бумаги, не относящиеся к сути мероприятия или непосредственно его компетенции, то необходимо пойти одним из следующих путей:

  • Предоставить данную документацию, после чего обжаловать соответствующие действия в суд или вышестоящему прокурору.
  • Отказать в предоставлении бумаг, а после того как будет возбуждено дело по поводу административного правонарушения (то есть, неисполнения законных требований со стороны прокурора), доказать незаконность представленных требований.
  • Насильственным образом не препятствовать предоставлению документации прокурору, так как это может привести к возбуждению уголовного дела.

Тогда, когда проверяющий изъявляет желание проанализировать документацию «за три года», необходимо руководствоваться одним из следующих положений:

  • Предоставить данную документацию, после чего думать по поводу необходимости обжалования данного требования в судебных органах.
  • Отказать в просьбе и потребовать конкретизации перечня запрашиваемых бумаг. Важно отметить, что требования представителя государственной власти так или иначе должны быть исполнимы и понятны. Здесь можно оформить отказ с обязательным указанием причин в письменном виде, после чего направить его в прокуратуру, разъяснив, что по конкретизации списка необходимые бумаги будут предоставлены в обязательном порядке.

Опрос сотрудников

Если же прокурор желает опросить всех сотрудников объединения, следует руководствоваться следующим советами:

  • Хотеть совершенно не вредно, однако статью пятьдесят первую Конституции никто не отменял: «Ни один человек не обязуется свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких людей».
  • Попросить дать объяснения.
  • Проконсультироваться с адвокатом.

Рамиль Ахметгалиев, Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора», по просьбе HRO.org комментирует ситуацию с массированным рейдом сотрудников прокуратуры в общественные организации: «Некоммерческие организации заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов и, наверное, проще перечислить органы, которые не имеют права проверять их. Но вопрос с прокурорскими проверками действительно непростой.»

Что это такое?

В последние годы государство приняло некоторые нормативные акты, регламентирующие процедуру проверок госорганами. Это в том числе и общие нормативные акты, касающиеся всех юридических лиц: ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе и специальные — Федеральный закон «О НКО», ФЗ «Об общественных объединениях».

Главной отличительной особенностью прокурорских проверок остается на сегодняшний день отсутствие четкого правового регулирования: кто проводит проверки, какие документы должны предъявить при проверке, предмет проверки, ее сроки, порядок ознакомления с материалами и т.д. На это обстоятельство уже обращал внимание Конституционный суд России — «в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора». 1 С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 10 лет, но ничего не изменилось.

По этой причине не остается ничего иного, как рекомендовать НКО руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Что такое прокурорская проверка2

Проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимая органами прокуратуры. 3

Основания и повод для проведения проверки4

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Повод для проведения проверки — обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Предмет проверки и полномочия прокурора5

Предмет проверки — что проверяют и за какой период.

Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

Применительно к НКО это говорит о том, что прокуратура не вправе проверять все те вопросы, которые не отнесены к компетенции Минюста РФ, налоговых органов и т.д., например, проверять соответствие устава законодательству, отчетность перед органами юстиции и налоговыми органами и т.д.

В случае, если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях, допущенных НКО в определенной сфере, в которой контролирующие функции осуществляет другой госорган, первая обязана передать такое сообщение второму по подведомственности.

В качестве примера, возможной прокурорской проверки в НКО можно провести нарушение последней ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности». В данном нормативном акте предусмотрены полномочия прокурора по контролю за общественными объединениями.

Проверяемый период законодательно не установлен, но следует руководствоваться принципом разумности и справедливости.

Полномочия прокурора, практически все они перечислены в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре»:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций,
  • иметь доступ к их документам и материалам,
  • требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов,
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

К этому можно лишь добавить несколько штрихов.

При проведении проверки прокуроры по вопросам, «на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на … организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных».6

Остаются два не урегулированных вопроса — сроки предоставления документов, а также, в какой форме и как должны запрашиваться документы.

Опять же правило общее, относящееся ко всем требованиям представителей государства — сроки должны быть разумными, а требование четким и понятным, возможно и в устной форме.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и реализовывать предоставленные им полномочия, понимаются прокуроры, его заместители и помощники7.

Сроки

Сроки проверки ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не установлены, на что и Конституционный суд РФ обращал внимание, но эти сроки установлены ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200).

Как уже было сказано выше, основанием для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т.д. Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней, в необходимых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней. То есть срок прокурорской проверки НКО — это срок, отведенный федеральным законом для рассмотрения обращения гражданина, должностного лица о фактах нарушения законов НКО.

Ознакомление с материалами проверки

Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 — «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.

Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».

Иными словами, граждане и их объединения к коим относятся и НКО, вправе знакомится с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты проверки8

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в деятельности организаций.

В случае выявления нарушений прокурор вправе:

  • внести представление с требованием устранить нарушение;
  • внести предостережение о недопустимости нарушений;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

В случае, если в ходе проверки прокурор выявит иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то он будет действовать в рамках этих кодексов. Если такие нарушения отнесены к компетенции другого органа, например, налогового, то прокурор обязан передать материалы в такой орган.

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры и его заместители. Помощник прокурора вправе вынести только постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 9

Что делать?

Советы на все случаи жизни дать невозможно. Есть люди, не приемлющие никакого нарушения со стороны чиновника и готовые биться на смерть. А есть и готовые «подставить и вторую щеку».

Поэтому предлагаю различные варианты — на любой вкус.

Прокурор (его помощник) пришел в офис. Он обязан предъявить удостоверение и разъяснить предмет проверки. Разъяснение может быть и устным.

Совет 1: свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.

Совет 2: попросите предъявить документ и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т.д.), в случае отказа письменно запросите этот документ со ссылкой на вышеупомянутое решение КС РФ.

Совет 3: обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:

Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать10 эти действия вышестоящему прокурору или в суд.

Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.

Совет 4: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить «все документы за три года».

Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.

Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.

Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)

Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.

Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)

Вариант 2: дать объяснения.

Совет 5: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.

Вариант 1: отвечать на них.

Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса

Совет 6: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).

Совет 7: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ с компьютерным базам

Вариант 1: предоставить такой доступ.

Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.

Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.

Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.

Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.

Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке ст. 254 ГПК РФ, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Об авторе: Рамиль Ахметгалиев,
адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора»

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П

2 В данном случае идет о прокурорской проверке, мной не затрагиваются вопросы реализации своих полномочий прокурором в рамках того или иного процесса, регламентированного специальными нормативными актами, например, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.

3ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»

4 ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре»; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», ч. 3 ст. 8 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

7 ст. 54 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»

8 ФЗ РФ «О прокуратуре», ФЗ РФ «Об общественных объединениях», ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности».

9 ст. 54 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»

10 О судебном обжаловании см. ниже

Комиссии очень внимательны в вопросах питания: педагогу могут «срезать» зарплату за лишние порции; а еще за то, что он провел урок и забыл отметить его в журнале.

Все школы будут проверены межведомственной группой до конца года: как рассказала Sputnik белорусская учительница, в школах к «рейду» уже готовятся, хотя официального объявления ждут только в понедельник.

Группа представителей разных ведомств (Минобразования, Минздрава, МЧС, КГК и не только) проверит все школы Беларуси в ноябре-декабре. Специалисты намерены выяснить, обеспечены ли соответствующие госстандартам условия пребывания детей в школах: речь о состоянии систем отопления, вентиляции, водоснабжения, соблюдении санитарных норм и правил, требований безопасности и не только.

Побеседовали о проверках с опытным учителем одной из белорусских школ: какие абсурдные обвинения приходится слышать во время таких «рейдов», и почему все педагоги их терпеть не могут.

Во время школьных проверок весь город стоит на ушах

Ирина Александровна (имя героини изменено) не один десяток лет преподает в младших классах; все эти годы женщина трудится в одной и той же школе не самого большого города в стране.

«Проверок в школе миллион, чуть ли не раз в неделю. Одна из них у нас только-только закончилась: была плановая, очень серьезная. Такие проверки проходят раз в пять лет, причем проверяется все управление по образованию целиком и, конечно, школьная администрация, педагогический состав», – поясняет собеседница.

Есть схожие областные, районные, городские проверки учреждений образования. Обычно комиссия смотрит и оценивает, как в школе ведется учебная, методическая, воспитательная работа.

«Это очень выбивает из колеи! Весь город стоит на ушах: все думают – в какую школу нагрянет эта проверка, что будут смотреть… А смотрят все подряд: учительские журналы, тетради, планы, еще и по урокам ходят. Конечно, учителя к ним стараются подготовиться по максимуму.

Вот скажите, могу ли я – учитель начальных классов – готовить по пять уроков (и классный час еще) каждый день в таком виде, в котором хотела бы показать? Чтобы полноценные, интересные, с игровыми вставками? Это физически невозможно, вот учителя и еле шевелятся», – сетует учительница.

Учитывая, что все, проверяемое комиссией, должно соответствовать требованиям круглогодично, вполне можно было бы предупреждать учебное заведение о грядущем визите, считает педагог. К тому же, не в каждый класс объективно стоит идти с проверкой.

«Вот одну из школ вчера проверяли: пошли на урок к учителю в первый класс. Вы представьте себе просто, как ведут себя первоклашки в ноябре! Их за парту не усадить, а тут – проверяющие», – качает головой Ирина Александровна.

Абсурд! Про прокурорские проверки

«Параллельно с плановыми проверками могут идти прокурорские, нацеленные на обеспечение безопасности. У нас еще не были, зато проверили местный детский сад: велели убрать отовсюду клей ПВА. Говорят, можно один только флакон, который хранится у воспитателя. На вопрос «чем клеить?» сказали, мол, крахмал заваривайте», – цитирует жалобы коллег собеседница агентства.

По мнению учительницы, следить за безопасностью, безусловно, необходимо, ведь только в рамках этого мероприятия специалисты проверяют исправность вытяжек или, например, должное оснащение мест общего пользования.

Однако это не повод плодить абсурдные запреты в стиле «детям разрешено рисовать только мелками; чтобы снизить риск опасности травмироваться карандашом, в классе можно хранить всего один карандаш» (и, естественно, только у учителя).

Ирина Александровна рассказывает, что о грядущей масштабной проверке всех школ, для которой собирают межведомственные рабочие группы, наслышана. Среди ее коллег бытует мнение, что процесс запустился после ЧП в барановичской школе.

«У нас в понедельник экстренное совещание – ждем, что нас будут стращать очередной проверкой. Говорят, министерское указание пришло после ЧП в школьном бассейне в Барановичах – надо, мол, «встряхнуть» все школы и детсады, проверить, обеспечена ли безопасность жизни и здоровья детей», – поясняет она.

Вычитают 1,57 рубля за лишнюю порцию в столовой

Учительница младших классов рассказывает: есть и другие проверки – в том числе финансовые, когда городское и областное управления проверяют экономическую деятельность учебного заведения. Особенно внимательны они в вопросах организации питания.

«Мы ведем рабочий журнал: в нем ставим отметки и фиксируем пропуски учащихся. В столовой лежит еще один, где мы пишем – «5 ноября в 4 «Б» питалось 25 человек (из 28)». Чтобы точно записать: трое не ели. Кроме того, мы ведем электронный журнал, где ставим «энки» и плюсы по питанию каждому ученику; в конце месяца еще ведомость заполняем.

А потом приезжает проверка, берет у учителя журнал, ведомость – и сверяют. Если количество порций и людей не совпадает, начинается настоящее разбирательство. В итоге 1,57 рубля (за комплекс) вычитают из зарплаты учителя. Здесь даже не столько денег жалко, сколько оскорбительно – злость берет!» – возмущается учительница.

Ирина Александровна поясняет: ведь ребенок может отсутствовать (и, соответственно, получить «энку») на первом уроке – быть у врача, сдавать анализы, проспать, в конце концов, – а потом прийти.

«Вот и получается, что по бумагам его нет, а физически – есть. И что же мне теперь, не кормить его? Причем учителя комиссия не спрашивает, с администрацией общается; мы только приказ потом видим», – сетует она.

Изучает финансовая проверка и записи в так называемых журналах учета рабочего времени.

«Придя в школу, мы должны зайти в учительскую и записать время своего прихода; во второй половине дня – зафиксировать, во сколько ушли. А в своем журнале учитель отмечает все проведенные уроки: к примеру, четыре учебных занятия, факультатив и час воспитательной работы. Нет записи – не было и урока; значит, учитель недополучит денег. И никому ничего не докажешь», – возмущается Ирина Александровна.

Она убеждена: несправедливо наказывать педагога за то, что он забыл расписаться в папке, будучи вовлеченным в учебный процесс.

«Порой ведь просто не успеваешь: идешь впритык и не хочешь детей одних оставлять после звонка; или спешишь подготовиться к уроку. А когда учитель идет домой, голова у него неизбежно гудит! За этим журналом удается следить должным образом разве что в каникулярное время», – делится учительница.

Родители не хотят сдавать на ремонт и идут в прокуратуру

Сдача денег на ремонт школы (иными словами, добровольные пожертвования родителей) планово никак не проверяются, делится героиня. Зато активно проверяются по требованию.

«Всякое бывает. Зачастую в родительском комитете есть человек, который выступает против любых пожертвований, он запросто может пойти в прокуратуру с жалобой – тогда те начинают заниматься этим вопросом. Опытные педагоги теперь не прикасаются к деньгами – родители сами переводят их на специальный счет; категорически – никаких наличных», – резюмирует она.

Наказывают рублем, могут сделать выговор

Периодичность у всех проверок разная, так что и учителя, и администрация буквально живут в подвешенном состоянии, говорит наша героиня. Образовательные проверки реже неожиданных финансовых. Просто они волнительные и ответственные – в школе повисает огромное напряжение, да и подготовиться к ним толком невозможно.

«У учителей в соседней школе начали шкафы проверять – мол, что у них там и в каком виде. Признаться, я сомневаюсь, что у членов комиссии есть право лезть в эти шкафы. Раньше это делали с целью проверить состояние бумаг – ведомостей, методической литературы, раздаточных пособий.

Но сейчас у каждого дома компьютер. Я набираю детей раз в четыре года, не вижу никакого смысла хранить макулатуру – программа меняется, материал устаревает. В моем шкафу только тетради, зачем тогда его проверять и насколько это вообще корректно?» – задается вопросом педагог.

Наказывают в основном рублем, говорит она: вычитают отдельные суммы, депремируют. Могут и выговор сделать. Ирина Александровна добавляет: и сами проверяющие в комиссиях могут быть ну очень разными.

«К нам в последний раз приходили очень доброжелательные проверяющие: ходили по урокам, им все понравилось – захвалили; если замечания и делали, то очень корректно. Но бывало и наоборот – сплошное хамство.

Учителя и администрация эти проверки терпеть не могут потому, что у них нет четкого плана – для достойной подготовки», – уверена учительница младших классов.

admin