Что после конкурсного производства?

По тем или иным причинам банкротство должника может быть прекращено. Каковы основания, порядок и последствия прекращения банкротного дела, как возразить на прекращение банкротства, Вы узнаете из данного материала.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по банкротным делам поможет взыскателю или должнику в процедуре прекращения конкурсного производства: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня и мы начнем решать Вашу проблему!!!

Основания прекращения банкротного дела

Перечень оснований, по которым судом может быть прекращено банкротство, указан в статье 57 ФЗ № 127 от 26.10.2002, а именно, дело прекращается в следующих случаях:

  • если в отношении должника была введена процедура финансового оздоровления, в результате которой восстановилась его платежеспособность;
  • если в отношении должника была введения процедура внешнего управления, которая привела к восстановлению платежеспособности должника;
  • если было заключено мировое соглашение;
  • если в ходе процедуры наблюдения требования заявителя, на основании которых было возбуждено дело о банкротстве, признаны необоснованными;
  • если все кредиторы в деле о банкротстве отказались от своих требований или отказались от требования, чтобы должника признали банкротом;
  • если все требования кредиторов, которые были включены в реестр требований, удовлетворены в ходе любой процедуры в деле о банкротстве;
  • если положения должника настолько плачевное, что у него нет денег, чтобы возместить судебные расходы на проведение процедур в деле о банкротстве, в том числе расходов, связанных с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему.

Также законом предусмотрены иные случая для прекращения банкротства должника.

ПОЛЕЗНО: наш адвокат участвует не только в процедуре банкротсва граждан, но и поможет обонкротить юридическое лицо, попавшее в сложную финансовую ситуацию

Порядок завершения конкурсного производства

  1. Конкурсный управляющий по результатам своей деятельности составляет соответствующий отчет, в котором содержится различная информация, согласно типовой форме отчета, в том числе, о ходе реализации имущества, о реестре требований кредиторов и т.д. Соответствующий отчет конкурсный управляющий предоставляет в суд, рассматривающий банкротное дело.
  2. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства и выносит определение о завершение конкурсного производства (в отдельных случаях о прекращении производства).
  3. Определение суда о завершении процедуры подлежит немедленному исполнению.
  4. По истечении 30 дней после вынесения определения о завершении, суд должен направить соответствующее определение в налоговую, которая занимается регистрацией юрлиц.
  5. На основании определения о завершении конкурсного производства вносится запись в ЕГРЮЛ о том, что должник ликвидирован. Запись должна быть внесена в течение 5 дней после получения определения суда.

ВНИМАНИЕ: определение суда о завершении процедуры может быть обжаловано пока не внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника, в этом случае приостанавливается исполнение определения. Конкурсное производство считается завершенным с даты, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации должника.

Возражение на ходатайство арбитражного управляющего об окончании банкротного дела

Если арбитражный управляющий вдруг ходатайствует об окончании банкротства в отношении должника, взыскателю это, как правило, невыгодно, в связи с чем он вправе предоставить возражения в суд относительно ходатайства арбитражного управляющего.

ВАЖНО: по возможности возражения лучше предоставить в письменном виде с правовым обоснованием.

Суть возражений кредитора будет зависеть от оснований, по которым арбитражный управляющий просит окончить дело о банкротстве.

Арбитражный управляющий может, например, обратиться с рассматриваемым ходатайством, если у должника недостаточно имущества для процедурных расходов.

В этом случае, возможно, у кредитора будет иметься иная информация об имущественном положении должника. Для предоставления соответствующей информации кредитор вправе попросить суд отложить рассмотрение ходатайства, при условии, что ему не было заблаговременно известно о ходатайстве управляющего или же он не имел возможности по объективным причинам подготовить необходимые доказательства в опровержение доводов арбитражного управляющего.

Обжалование определения суда об окончании конкурсного производства

При вынесении судом определения об окончании конкурсного производства, которым завершается соответствующая процедура, заинтересованные лица вправе его обжаловать.

ВНИМАНИЕ: рассматриваемое определение может быть обжаловано в течение 10 дней. В случае пропуска срока на обжалование жалоба будет возвращена заявителю.

Жалоба подается в вышестоящий апелляционный суд через суд первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд либо удовлетворит жалобу и с учетом требований заявителя отменит обжалованное определение, либо откажет в удовлетворении жалобы.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео об обжаловании определения суда, а также читайте подробную информацию по вопросу по ссылке

Защита банкрота в случае отказа в прекращения производства

Если суд откажет в удовлетворении ходатайства о прекращении производства, в защиту прав банкрота можно обжаловать такое определение суда в вышестоящий суд.

Кроме того, если процедура банкротства продолжится, должнику будет необходима защита, поскольку в рамках дела о банкротстве возможно оспаривание сделок, привлечение руководителя должника к субсидиарной ответственности и т.д.

Защита банкрота с учетом документов должна строиться таким образом, чтобы опровергнуть доводы арбитражного или конкурсного управляющего в части оспаривания сделок, признания их недействительными и.т.п.

Одним из важных моментов в защите должника является оценка правомерности включения требований в реестр кредиторов, так как чем больше требований кредиторов включено в реестр, тем больше задолженность должника, которая подлежит погашению за счет конкурсной массы.

Конкретная тактика защиты зависит от существа требований, от обстоятельств дела.

Последствия завершения конкурсного производства

Одним из последствий при завершении конкурсного производства является ликвидация должника.

Также при завершении конкурсного производства должник фактически освобождается от исполнения неисполненных обязательств. В то же время руководитель юрлица при определенных условиях, предусмотренных законом, может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Таким образом, завершение конкурсного производства прекращает деятельность юрлица, но не свидетельствует о том, что руководителю ликвидированной организации не могут быть предъявлены требования о задолженности юрлица, которая не была погашена в рамках дела о банкротстве.

Сама по себе процедура банкротства является сложной для лиц, не владеющих определенными знаниями законодательства, регулирующего сферу банкротства, в том числе, вопросы прекращения процедуры банкротства. Наши адвокаты являются компетентными в вопросах банкротства и всегда готовы выслушать, изучить документы, разъяснить положения законодательства и непосредственно оказать юридическую помощь в решении вопросов, связанных с банкротством.

Отзыв о нашем участие в банкротном деле

писание имущества с должника осуществляется на основании мотивированного заключения конкурсного управляющего, подлежащего включению в отчет конкурсного управляющего.

Списание имущества с должника в порядке, установленном настоящим пунктом, может быть осуществлено также в отношении имущества, не выявленного конкурсным управляющим, при условии, что конкурсным управляющим приняты меры, направленные на обнаружение указанного имущества.

4. Заявление собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о намерении получить непроданное имущество или оставшееся имущество направляется в письменной форме конкурсному управляющему в течение одного месяца со дня направления им уведомления о праве на получение такого имущества или включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве объявления в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и включает в себя:

1) сведения о собственнике имущества должника — унитарного предприятия, об учредителе (участнике) должника;

2) фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, почтовый адрес для направления корреспонденции, реквизиты банковского счета (при его наличии) для перечисления денежных средств (для физического лица);

3) наименование, место нахождения, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (для юридического лица);

4) указание на то, что заявитель является собственником имущества должника — унитарного предприятия или учредителем (участником) должника, и волеизъявление на получение непроданного имущества или оставшегося имущества.

5. К заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о намерении получить непроданное имущество или оставшееся имущество прилагаются копии документов, надлежащим образом заверенные и подтверждающие право заявителя на получение такого имущества.

6. Конкурсный управляющий рассматривает заявление собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о намерении получить непроданное имущество или оставшееся имущество в течение десяти рабочих дней со дня получения этого заявления. По результатам рассмотрения этого заявления конкурсный управляющий направляет уведомление заявителю о размере доли в таком имуществе, подлежащей передаче собственнику имущества должника — унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника. В случае, если по состоянию на дату рассмотрения этого заявления заявитель не является собственником имущества должника — унитарного предприятия или учредителем (участником) должника, конкурсный управляющий направляет заявителю уведомление об отказе в передаче такого имущества.

Непроданное имущество или оставшееся имущество может быть передано собственнику имущества должника — унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника, направившим заявление в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в общую долевую собственность.

7. Возражения собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника в отношении отказа в передаче им непроданного имущества или оставшегося имущества могут быть заявлены в арбитражный суд в течение пяти рабочих дней со дня получения собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника уведомления конкурсного управляющего об отказе в передаче такого имущества.

Возражения собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

8. При отсутствии заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество или оставшееся имущество либо невозможности передачи собственнику имущества должника — унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника такого имущества конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Имущество должника, которое в силу федерального закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.

9. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимает указанное в пункте 8 настоящей статьи имущество и несет все расходы на его содержание.

10. При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

11. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

12. При рассмотрении указанного в пункте 11 настоящей статьи заявления арбитражный суд определяет условия передачи имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления или Российской Федерации.

13. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 10 и 11 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

С даты вынесения определения арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного управляющего расходы на содержание имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, производятся за счет соответствующих бюджетов.

14. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, указанных в пунктах 10 и 11 настоящей статьи, подлежит немедленному исполнению.

Неисполнение или несвоевременное исполнение указанного определения арбитражного суда не является основанием для отказа в вынесении арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

15. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, указанных в пунктах 10 и 11 настоящей статьи, может быть обжаловано.

16. При наличии оставшегося имущества, стоимость которого составляет не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного законодательством Российской Федерации для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы, орган управления должника, уполномоченный на принятие решения о его ликвидации, вправе принять решение об обращении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством о прекращении производства по делу о банкротстве в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

Статья 149. Завершение конкурсного производства

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Глава VIII. Мировое соглашение

Статья 150. Общие положения о заключении мирового соглашения

1. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

2. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности либо в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, ином документе. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

Решение о заключении мирового соглашения со стороны гражданина принимается гражданином, со стороны должника — юридического лица принимается руководителем должника, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

3. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

4. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

5. Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

6. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Статья 151. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения

1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником, руководителем должника — юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом.

2. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию (одобрению) с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

3. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим.

4. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, временному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

5. Положения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

6. При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Статья 152. Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления

1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника — юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя.

2. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования.

3. Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим.

4. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, административному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

5. Положения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

6. При заключении мирового соглашения в ходе финансового оздоровления мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Статья 153. Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления

1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.

2. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

3. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, внешнему управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

4. При заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

5. Положения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

Статья 154. Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства

1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим.

2. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

3. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

4. При

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, — ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.

Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:

Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка №1)
Заметка №2 о требованиях к банкроту

Конкурсное производство: общая характеристика требований к банкроту; текущие требования (заметка 2.1)
Конкурсное производство: порядок предъявления реестровых (зареестровых) требований (заметка 2.2)
Заметка №3 о формировании конкурсной массы:

Конкурсное производство: сбор информации о должнике (заметка 3.1)
Конкурсное производство: алгоритм работы с долгами банкрота (заметка 3.2)
Конкурсное производство: оспаривание сделок должника (заметка 3.3)
Конкурсное производство: взыскание убытков с лиц, имеющих право/возможность определять поведение должника (заметка 3.4)
Конкурсное производство: привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (заметка 3.5)
Конкурсное производство: счета должника, инвентаризация и оценка имущества (заметка 3.6)

Заметка №4 о реализации имущества должника:

Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)
Конкурсное производство: реализация имущества должника без проведения торгов (заметка 4.2)

Конкурсное производство: отдельные вопросы реализации имущества должника (заметка 4.3)
Заметка №5 о расчетах с кредиторами:

Конкурсное производство: расчеты с кредиторами (заметка 5)

Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:

Конкурсное производство: контроль за деятельностью арбитражного управляющего. Отстранение, освобождение от исполнения обязанностей (заметка 6.1)

Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6.2)

Конкурсное производство: персональный контроль кредитора за конкурсным управляющим (заметка 6.3)

Конкурсное производство: судебный контроль за конкурсным управляющим и процедурой через рассмотрение отчетов и жалоб на него; отстранение/освобождение управляющего (заметка 6.4)

Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:

Конкурсное производство: прекращение / завершение конкурсного производства (заметка 7)

Стандартное примечание: седьмая заметка, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.

Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.

План.

I. Соотношение прекращения производства по делу о банкротстве и завершения конкурсного производства

II. Основания, порядок и последствия прекращения производства по делу о банкротстве

III. Основания, порядок и последствия завершения конкурсного производства.

Эта заметка является завершающей для всего цикла. Она посвящена заключительным мероприятиям, необходимым для завершения конкурсного производства, и самой процедуре завершения процедуры. Также рассматриваются вопросы прекращения производства по делу о банкротстве. Соотношение завершения конкурсного производства с прекращением прекращения дела о банкротстве.

I. Соотношение прекращения производства по делу о банкротстве и завершения конкурсного производства

Разница между завершением процедуры и прекращением производства по делу в следующем. В первом случае необходимо выполнение всех мероприятий, которые должны быть выполнены в ходе конкурсного производства (например, формирование конкурсной массы, расчеты с кредиторами (если есть за счет чего), сдача документов в архив, сдача ликвидационного баланса и т.п.). Если все эти мероприятия выполнены, но погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в полном объеме не произошло, то процедура подлежит завершению, а должник исключению из ЕГРЮЛ.

Если же имеются основания, предусмотренные п. 1 ст. 57, ст. 125 ЗоБ:

заключение мирового соглашения;

признание в ходе конкурсного производства необоснованными требований заявителя, являющихся единственными (по аналогии с наблюдением);

отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

исполнение обязательств должника его участниками либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве;

иные предусмотренные ЗоБ основания

то производство по делу о банкротстве подлежит прекращению, а должник остается существовать как субъект права. В случае установления факта, что в ходе конкурсного производства все необходимые мероприятия выполнены, но отсутствуют средства на финансирование процедуры, то суд вправе вынести определение о завершении конкурсного производства, поскольку отсутствие финансирования не препятствует этому (п. 28 Постановления Пленуму ВАС РФ №60 от 23.07.2009г.).

Если же есть иные основания для прекращения производства по делу (мировое соглашение, отказ всех кредиторов и прочее) то должно применяться именно прекращение производства.

Арбитражный суд принял к производству заявление конкурсного кредитора о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Через несколько дней после этого конкурсное производство в отношении должника было завершено, в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности должника в связи с его ликвидацией (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. № 305-ЭС18-15765).

Суд, учтя ликвидацию должника, пришел к выводу, что нет оснований для рассмотрения заявления конкурсного кредитора в рамках дела о банкротстве и прекратил производство по заявлению. При этом суд указал на возможность подачи такого заявления в общеисковом порядке. Суд апелляционной инстанции отменил определение о прекращении производства, но суд округа не согласился с ним и поддержал выводы суда первой инстанции о том, что с момента завершения конкурсного производства рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве невозможно.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции, указав, что согласно законодательству конкурсные кредиторы вправе обратиться с заявлением о привлечении лица к субсидиарной ответственности в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также вне рамок дела о банкротстве в порядке искового производства. Рассмотрение заявления вне рамок дела о банкротстве осуществляется, если после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве лицу, которое имеет право на подачу заявления и требования которого не были удовлетворены в полном объеме, станет известно о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

В данном споре конкурсный кредитор обратился с заявлением о привлечении к ответственности контролирующих лиц менее чем через полгода после признания должника банкротом, заявление принято судом к рассмотрению до завершения процедуры конкурсного производства.

При таких обстоятельствах последующее завершение дела о банкротстве и внесение записи об исключении должника из ЕГРЮЛ не препятствовало рассмотрению данного заявления по существу, учитывая, что контролирующие должника лица правоспособность сохранили.

Материал подготовил юрист ЮФ»Логос»
Иванов Евгений

Завершение конкурсного производства представляет собой одну из форм окончания данной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, предусмотренную Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Закона о банкротстве, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 Закона о банкротстве — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Вынесение такого определения, согласно пункту 3 указанной статьи Закона о банкротстве, является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Толкование указанного выше положения Закона о банкротстве позволяет придти к выводу о том, что вопрос о возможности завершения конкурсного производства может быть разрешен арбитражным судом только после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 14 августа 2003 г. № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» предусматривает необходимость указания конкурсным управляющим в отчете, в том числе, сведений о расходах на проведение конкурсного производства. Согласно п.11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299 к отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение. Суды при оценке отчетов о результатах конкурсного производства исходят из того, что незначительные недостатки отчета конкурсного управляющего не препятствуют завершению конкурсного производства. Продление сроков конкурсного производства возможно только в случаях, когда такие недостатки свидетельствуют о нарушении прав кредитора, а восстановление его прав возможно только при продлении процедуры – см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 г. по делу N А56-20932/2010 (с учетом Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2013 г. по тому же делу). Отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства должен не только отвечать формальным требованиям, но и отражать проведение конкурсным управляющим в полном объеме мероприятий конкурсного производства: опубликование предусмотренных Законом о банкротстве сведений, формирование реестра конкурсных кредиторов, проведение инвентаризации имущества должника. Формирование конкурсной массы и расчеты с кредиторами.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве, конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Очевидно, что выполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей должно быть подчинено цели конкурсного производства и не может носить исключительно формальный характер. Такой вывод подтверждается и существующей судебной практикой.
При рассмотрении вопроса о возможности завершения процедуры конкурсного производства суды исходят из того, что
• не является целью конкурсного производства возмещение судебных расходов и выплата вознаграждения арбитражному управляющему (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 февраля 2012 г. по делу № N А56-35986/2011, от 05 апреля 2012 г. по делу N А56-54157/2011, от 22 февраля 2012 г. по делу N А26-6502/2011, от 4 октября 2012 г. по делу N А44-6573/2011, от 19 декабря 2012 г. по делу N А56-31937/2012);
• не является целью конкурсного производства реализация имущества должника (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2012 г. по делу N А56-70676/2009, от 23 августа 2012 г. по делу N А56-42634/2011).

В любом случае, оценка полноты проведенной конкурсным управляющим работы требует наличии знаний в области законодательства о банкротстве и опыта участия в подобных делах.

admin