Что может делать зубной врач по закону?

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Каспрук Л.И. 1 Жакупова Г.Т. 1 Снасапова Д.М. 1 1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России В настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование. 225 KB зубной врач стоматология переподготовка усовершенствование анкетирование профессиональная пригодность сельское население мониторинг. 1. Алимский А.В. Усиление негативных тенденций в развитии стоматологической службы страны // Стоматолог. – 2007. – № 10. – С. 3–4. 2. Алимский А.В. Кого волнует в нашей стране судьба зубных врачей // Экономика и менеджмент в стоматологии. – Москва, 2010. – № 2 (31). – С. 15-18. 3. Гланц С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. – М.: Практика, 1999. – 459 с. 4. Каспрук Л.И. Сестринский медицинский персонал в условиях реструктуризации здравоохранения в субъекте Российской Федерации // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории медицины. – Москва, 2010. – № 6. – С. 31-33. 5. Решетников А.В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (Часть IV) // Социология медицины. – Москва, 2011. – № 2. – С. 3-10.

На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием (в том числе по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая»).

В нашей стране существует такое понятие, как «врачи стоматологического профиля», в состав которых, помимо стоматологов, входят зубные врачи. Они работают во всех регионах, причем чаще всего в наименее престижных местах, в том числе на селе. Из 65 тыс. врачей стоматологического профиля, имеющихся в Российской Федерации, 29 тыс. чел. составляют зубные врачи. Ими комплектуются сельские врачебные участки, стоматологические кабинеты учебных заведений, промышленных предприятий и т.д. Зубные врачи вносят значительный вклад в обеспечение населения всеми видами стоматологической помощи .

В 2008 г. приказом № 184 Минобрнауки «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования» квалификация «зубной врач» по специальности «стоматология» исключена из перечня специальностей среднего профессионального образования. В настоящее время в Оренбургской области закрыты все зубоврачебные отделения медицинских учреждений среднего образования, выпуск зубных врачей прекращен. Однако, по данным многих авторов , очевидно, что без помощи зубных врачей невозможно осуществлять стоматологическое обслуживание населения, особенно в труднодоступных и сельских регионах страны.

Цель: проведение мониторинга переподготовки зубных врачей на примере Оренбургской области; выявить наиболее характерные тенденции и обосновать необходимость изменений в кадровой политике по среднему медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Объект исследования – средние медицинские работники (зубные врачи) Оренбургской области, предмет исследования – комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского образования и улучшение качества переподготовки зубных врачей в Оренбургской области. Изучаемые явления – система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения. Предпринято комплексное социологическое исследование. Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений .

Результаты и обсуждение. Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. человек, из которых 1202,4 тыс. человек – городские жители (60,0 %), а 80,9 тыс. человек – сельские жители (40,0 %). При этом в Российской Федерации на 1 января 2014 г. численность постоянного населения составила 143,7 млн человек, из которых 106,5 млн человек (74,1 %) – городские жители, а 37,1 млн человек – сельские жители. Учитывая, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей, нам представляется, нецелесообразно, так как работают они в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В настоящее время в структуре врачебных кадров стоматологического профиля России из 65 тыс. чел. зубные врачи составляют 29 тыс. чел.(44,6 %). В основном они работают на селе.

В настоящее время не оспаривается факт наличия таких проблем в современной отечественной стоматологии, как недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии. Многие школьные стоматологические кабинеты ликвидированы. Остаются нерешенными многочисленные вопросы в организации работы гигиениста стоматологического. На этом фоне использования потенциала зубных врачей может помочь исправить сложившееся положение .

В 2013 г. число зубных врачей (физических лиц) в Оренбургской области составляло 574 человека, в 2014 г. – 643 человека, в 2015 г. – 594 человека. При этом число зубных врачей в городах региона в течение всего периода незначительно превосходило таковое в сельской местности: 2 % – 2013 г., 4 % – 2014 г., 10,2 % – 2015 г. (рисунок).

Численность зубных врачей в Оренбургской области в городской и сельской местности за период 2013–2015 гг.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводит циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа).

Учебная программа цикла «Стоматологическая помощь населению» предназначена для реализации требований к специалисту, выполняющему должностные обязанности зубного врача. Целью программы является повышение качества теоретических знаний и практических навыков зубных врачей. Основными задачами обучения являются: ознакомление с современными технологиями диагностики и лечения стоматологических заболеваний; формирование представлений о пациенте как личности, соблюдение требований этики и деонтологии, а также вопросы профилактики занимают значительное место в деятельности зубного врача, в том числе: стоматологическая профилактика, гигиеническое обучение и воспитание населения. В программу обучения включены важнейшие аспекты терапевтической стоматологии, восстановительной стоматологии, хирургической и ортопедической стоматологии, а также зубоврачебная помощь детям и ортодонтия.

Накопленный опыт развития зубоврачевания и подготовки кадров по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая» представляет несомненный интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, а также в современных условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

По приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» присутствуют:

— зубной врач;

— гигиенист стоматологический;

— зубной техник.

Зубной врач осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Зубной техник изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Гигиенист стоматологический осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению». При этом в 2013–2014 гг. – повышение квалификации прошли 152 человека, в 2014–2015 гг. – 203 чел., в 2015–2016гг. – 137 чел. (6 циклов), что меньше по сравнению с предыдущим годом на 33 %. Уменьшение численности слушателей связано с уменьшением количества заявок.

В настоящее время важное место уделяется удовлетворению потребностей в современном образовании и комплексной модернизации профессионального образования. Необходимо повышение доступности и качества профессионального медицинского образования, его инновационное развитие, совершенствование образовательных программ и технологий.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению» направлена на повышение профессионального уровня зубного врача в рамках имеющейся квалификации по видам профессиональной деятельности.

Из 212 часов учебного плана на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 177 часов (83 %), на медицину катастроф и неотложную доврачебную помощь – 27 часов (13 %) всего учебного времени.

Раздел «Профессиональная деятельность зубного врача» программы включает темы:

— система и политика здравоохранения в РФ;

-оказание стоматологической помощи в условиях медицинского страхования;

— организация работы стоматологического отделения, (кабинета). Охрана труда. Техника безопасности;

— этические, психологические и правовые аспекты в деятельности зубного врача;

— инфекционная безопасность и инфекционный контроль в стоматологии;

— общие вопросы анатомии, физиологии, гистологии органов полости рта. Возрастные особенности;

— современные методы обследования стоматологических пациентов. Современные методы диагностики в зубоврачевании;

— клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в стоматологии. Обезболивание в стоматологии;

— современные физиотерапевтические методы в стоматологической практике;

— стоматологическая профилактика. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности зубного врача;

— терапевтическая стоматология;

— восстановительная стоматология. Современные стоматологические пломбировочные материалы;

— хирургическая стоматология;

— ортопедическая стоматология;

— зубоврачебная помощь детям. Ортодонтия.

При анкетировании и интервьюировании 49 зубных врачей со стажем работы более 10 лет (100 %) выявлено следующее:

— 98 % (48 чел.) зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, при этом все они (100 %) имеют необходимую квалификацию;

— 70 % (34 чел.) анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности, которые требуют квалификации специалиста со средним медицинским образованием, – гигиенистов стоматологических. Из них – 100 % (34 чел.) респондентов при этом указывают, что перевод зубных врачей на новые должности должен осуществляться только с добровольного согласия и без ущемления в заработной плате;

— 80 % (39 чел.) респондентов полагают, что зубным врачам, которые хотят продолжать работать по специальности, можно было бы предоставить право на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). При этом в учебном плане на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 83 % учебного времени. Однако за последние 3 года отмечается уменьшение численности слушателей на 33 % в связи с уменьшением количества заявок.

Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Библиографическая ссылка

Каспрук Л.И., Жакупова Г.Т., Снасапова Д.М. К ВОПРОСУ О ЗУБНЫХ ВРАЧАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25946 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В быту мы часто пользуемся этими терминами как синонимами, и многие считают, что никакой принципиальной разницы межу ними нет. Ведь называем же мы специалиста по болезни глаза и офтальмологом, и окулистом. В действительности же это разные специальности – по требованиям к образованию и кругу обязанностей.

Давайте разбираться.

Дантист

Интересно, что в западных странах и Америке дантист – врач, имеющий высшее медицинское образование, однако у нас такой специалист называется стоматолог. А дантистом считается специалист со средним образованием, окончивший техникум или колледж и прошедший трехгодичную практику под руководством врача-стоматолога.

Дантист может быть зубным техником или зубным фельдшером. Последний помогает специалисту-стоматологу. В обязанности техника входит изготовление коронок, различных протезов, изделий ортодонтии. Это очень сложная и тонкая работа. Протезы и коронки делают по слепкам, отливают модель в воске, затем – в требуемом материале (металл, металлокерамика), шлифуют и полируют. Интересно, что в Германии зубные техники не считаются медицинскими работниками. Их относят к специалистам точной механики, как, например, ювелиров.

Зубной врач

Этот специалист также имеет среднее специальное образование. Обучают зубных врачей в медицинском колледже.

Зубной врач обычно работает ассистентом стоматолога, а может вести прием пациентов самостоятельно. Но он не имеет права выполнять сложные виды лечения, такие как осложненный кариес, например, или протезирование.

В компетенцию этого специалиста входят осмотр, обследование, обнаружение проблемных зубов, зубных отложений, патологий прикуса, предложение плана лечения. Он может проводить лечение простых видов кариеса, работать в качестве гигиениста – выполнить профессиональную чистку зубов, помочь пациенту с выбором средств для гигиены зубов.

Однако на практике бывает так, что зубному врачу приходится браться и за сложные случаи, если другие специалисты просто отсутствуют, а человеку требуется помощь. Такое случается в небольших поселках, откуда быстро добраться до специалиста-стоматолога бывает нелегко. И нередко зубной врач с большим стажем прекрасно справляется с этими обязанностями.

Стоматолог

Специальность «врач-стоматолог» предполагает обязательное пятилетнее обучение в вузе (базовое), а затем специализацию, после которой врач может работать по следующим направлениям:

  • терапия;
  • хирургия;
  • ортопедия;
  • ортодонтия;
  • гигиена и пр.

Терапия стоматологическая. Это широкая специализация. Врач стоматолог-терапевт проводит лечение заболеваний зубов, десен, полости рта (кариес, периодонтит, гингивит, пульпит, стоматит чрезмерная чувствительность зубной ткани – гиперестезия зубов, дурной запах изо рта – галитоз, нарушения эмали, воспаление слизистой языка, бруксизм и пр.).

Хирургия стоматологическая. Всем известно, что специалисты этого профиля занимаются удалением больных зубов, но не только. Хирург-стоматолог выполняет также другие операции: имплантацию, наращивание на челюсти костной ткани, пластику десен и пр.

Ортопедия. В сферу деятельности специалиста-ортопеда входят протезирование при отсутствии зубов и их восстановление. Когда корни повреждены, необходима установка съемных и несъемных протезов или имплантация. Если с корнем все в порядке, зуб можно восстановить, поставив коронку, вкладку или винир.

Ортодонтия. Некоторые путают специалистов ортодонта и ортопеда, так как эти названия схожи, но это совершенно разные специальности. К обязанностям ортодонта относятся исправление прикуса и коррекция неправильного расположения зубов. Для этих целей используют различные брекет-системы, ортодонтические пластинки, трейнеры.

Гигиена ротовой полости. Это еще одна специализация в стоматологии. Врач-гигиенист выполняет профессиональную чистку зубов, убирая зубные камни и зубной налет. После этой процедуры зубы становятся светлее, эмаль приобретает гладкость и блеск. Но чистка зубов направлена не на улучшение внешнего вида, это, скорее «побочное действие» процедуры. Основная цель – профилактика заболеваний зубов и полости рта.

Вопрос, чем же отличается зубной врач от стоматолога, конечно, очень непростой и интересный. Казалось бы, ничем. Но это только кажется. Зубной врач и стоматолог – в чем разница? Узнаем об этом прямо сейчас.

Многие в ответ на вопрос о разнице между зубным врачом и стоматологом, точно скажут, что различий никаких нет. И мало кто задумается, а так ли оно на самом деле. «Умное» слово стоматолог в разговорной речи часто заменяется на «зубной» или даже «зубник». «Надо сходить к зубному», — эту фразу можно часто услышать из уст даже самых образованных и интеллигентных людей.

Не говоря уж о том, что до недавнего времени и вовсе никто не задумывался, как оно правильно и есть ли разница между зубным врачом и врачом-стоматологом. Оказывается, есть. И «зубной врач» это вовсе не простонародное, разговорное словосочетание на замену правильному «стоматолог». Хотя, спроси любого – ответят, что это одно и то же.

Зубной врач и стоматолог – в чем разница?

Чем отличается зубной врач от стоматолога? На самом деле, первый является специалистом, имеющим среднее медицинское образование. Он закончил медицинский колледж, получил диплом и может работать только с твердыми зубными тканями — эмалью и дентином. Зубной врач не может помочь пациенту, который обратился с острой зубной болью, потому что в таком случае чаще всего поражена пульпа (нерв зуба), не сможет он лечить и такое заболевание, сопряженное с острой болью, как периодонтит. Зубной врач поможет лишь в случае, если пациенту необходимо вылечить обычный кариес без осложнений. Таким образом, очевидно, что разница между зубным врачом и стоматологом весьма существенна.

Чем еще отличается зубной врач от стоматолога?

Сфера деятельности зубного врача несколько ограничена. Он не сможет занимать руководящие административные должности в государственных больницах и поликлиниках, такие как главный врач, заведующий отделением и т.п. Не может зубной врач самостоятельно оказывать ортопедические и ортодонтические услуги. Такой специалист считается медицинским работником со средним специальным медицинским образованием, что существенно отражается на уровне заработной платы.

Врач-стоматолог – это специалист с высшим медицинским образованием, он закончил стоматологический факультет медицинского вуза и имеет общую лечебную специализацию, он прошел обязательное для врача обучение в интернатуре по специализации Стоматология.

В работе стоматолога также есть различные специализации: стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед и так далее. Все это осваивается врачом в ходе обучения и дальнейшей практической работы. Но, вне зависимости от выбранной специализации, все врачи имеют общую подготовку по специальности Лечебное дело, они осваивают это в вузе в течение 6 лет и благодаря этому имеют гораздо более высокую квалификацию, чем зубные врачи.

Теперь стало гораздо более понятно о профессиях зубной врач и стоматолог, в чем разница между этими наименованиями, казалось бы, одной профессии.

Для чего же нужна профессия зубной врач? Ведь этот специалист довольно ограничен в имеющихся правах и возможностях лечения пациентов? В крупных городах достаточно квалифицированных стоматологов, человек скорее пойдет к врачу-стоматологу, чем к зубному врачу. Возможностей устроиться на работу для него не так уж много, ведь и стоматологов хватает и поле деятельности зубного ограничено и все его функции легко может выполнить дипломированный врач.

Но в маленьких городках и поселках квалифицированных специалистов-медиков не хватает и прием чаще всего ведет именно зубной врач. И именно он помогает людям со всеми их стоматологическими проблемами. Зачастую такой опытный зубной врач является разносторонним специалистом и может делать свою работу не хуже дипломированных стоматологов.

Зубной врач и стоматолог – какую профессию выбрать?

Итак, зубной врач и стоматолог, на кого же учиться, если есть возможность выбрать? Конечно же, стоит выбирать специальность врача-стоматолога. Его квалификация не только позволит решить сиюминутные проблемы с больным зубом или кариесом, но и позволит поставить точный диагноз, выявить возможные будущие проблемы со здоровьем полости рта на раннем этапе, предупредить осложнения, назначить адекватное медикаментозное лечение. Также, заработная плата врача, разумеется, значительно выше, чем у специалиста со средним образованием. Это и есть то, чем отличается зубной врач от стоматолога.

Как стать зубным врачом и стоматологом?

Для обучения на стоматолога, необходимо поступать в медицинский вуз на факультет Стоматологии. Чтобы стать зубным врачом, в российских ссузах (колледжи, техникумы, училища), согласно классификатору специальностей, имеются следующие фельдшерские стоматологические специальности: зубной врач, зубной техник, стоматологический гигиенист.

Квалификация и возможности у зубного врача и врача-стоматолога разные, но каждый из них может стать отличным специалистом. При выборе учебного заведения стоит учитывать, кроме всего прочего, и то, кем вы хотите стать, какие у вас долгосрочные карьерные планы. Ссуз может оказаться приоритетнее вуза или наоборот, вам решать.

Эстетика — aistaheticos — от греческого чувственность, чувственный. Жизнь человека основывается на возможности чувствовать, осязать. Отсутствие чувств означает депрессию. Если тело и ум потеряли способность чувствовать — человек поворачивается спиной к жизни, спиной к людям. Говорить об эстетике можно только тогда, когда все наши пять органов чувств открыты для восприятия иного. Наука эстетики помогает научиться чувствовать другого человека, а значит жить.

Двое смотрят вниз.
Один видит лужу,
другой звезды.
Александр Довженко

Понятие «эстетика» ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен в 1750 году. Эстетика — это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, наука о сущности и формах творчества по законам красоты. Непреходящей задачей эстетики является выяснение связи выразительных форм с мировоззрением, потому что оценка красоты всегда субъективна. Воспитание в самом себе восприятия прекрасного, то есть эстетичного — единственный путь развития личности. Часто предмет, созданный с математической точностью, редко наблюдаемой в повседневной жизни, выглядит искусственно. Созданное природой эстетично, потому что оно живое, естественное. Даже если нам кажется, что природа создала, на первый взгляд, что-то некрасивое, — мы можем заблуждаться. Главный талант мастера — уловить грань между естественным и совершенным. Для врача очень важно понимать это и не брать на себя чрезмерных обязательств по улучшению природного.

По сути, эстетика — это здоровье, значит и здоровье стоматологическое! Во всех эпохах быть здоровым означает быть успешным. С изменением качества жизни меняются требования пациентов, стоматологические услуги становятся все более качественными и направленными на самый лучший результат. С улучшением стоматологического здоровья улучшается качество жизни человека и кардинально меняется его судьба. Широкая, белозубая, гармоничная улыбка означает благосостояние, молодость и здоровье, способствует карьерному росту, да и просто успеху в жизни! Вмешиваясь в столь интимную субстанцию, мы должны помнить об этом, быть готовыми к той ответственности, которую пациент на нас возлагает. Ведь зубы — это не только минерализованный орган. Проблемы зубов гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, и связаны они с самовосприятием человека и восприятием его другими людьми. И в наших руках умение изменить жизнь человека, сделать ее лучше.

Отношения между людьми и окружающим миром — взаимосвязанная единая система. Рассматривая систему стоматологической клиники, нельзя останавливаться отдельно на персонах «врач», «ассистент», «администратор», «пациент» и т.д. Человек является единицей этой системы, которая подчиняется законам, действующим в окружающем мире в целом. Часто люди, которые строят эти отношения, исходят из постулата о «правильности» собственного мнения и «странности» или «неприемлемости» других мнений. Деление людей на «правильных» и «неправильных» вызвано разногласием во мнениях, разными взглядами на жизнь. Если мы ставим свои подходы и способы решения проблем в центр мироздания, тогда автоматически все прочие воспринимаются как отклонение от этого единственно верного пути.

Надо стараться воспринимать других людей такими же «нормальными», какими мы считаем себя. Различия между людьми делают мир многограннее. Поддержание внутренней культуры, душевной гармонии, чистоты помыслов очень важны не только для врача, но и для любого человека. Потеряв возможность сорадоваться, человек отбивает положительную энергию успеха, как мячик теннисной ракеткой. Позитивное отношение, энтузиазм и доверие — вот то, что характеризует гармоничные отношения в коллективе. Поддержка другого человека возвращается к нам положительной энергией, энергией процветания. Люди с позитивным отношением проводят свою жизнь в поисках возможностей изменить мир к лучшему. Не противопоставляйте себя миру, и мир не будет противопоставлять себя Вам.

Личность — это то, что определяет уникальность каждого человека (по латыни PERSONA — маска). Масок может быть великое множество, они помогают подстраиваться под существующие обстоятельства. Общественное и внутреннее Я можно рассматривать как составляющие личности. Общественное Я может совпадать или нет с Я внут% ренним. Для разных групп, с которыми мы взаимодействуем, будут существовать наши разные Я — врач, пациент, муж, жена, брат, сестра, сосед, покупатель, пациент, обвиняемый и т.д. Человеку важно, как его воспринимают окружающие. Важно для самоуважения. Но важно сохранить и внутреннее Я — эту живую искорку души, наш внутренний стержень, делающий человека самим собой.

Чтобы легче воспринимать сложную структуру человеческой психики, можно представить ее в виде матрешки. Самая маленькая матрешка — это общечеловеческие моральные ценности: любовь, счастье, дружба, уважение. Матрешка, которая покрывает ее, — набор ценностей, сформировавшихся в данной цивилизации, нормы, принятые в конкретном обществе. Еще большая матрешка — это набор социокультурных ценностей. Например, отношение ко времени (человек все планирует или решает в зависимости от того, что мгновенье предлагает), пространству (любит тесноту или дистанцию), формальным/неформальным факторам (ближе атмосфера семейная или чужаков). Самая большая матрешка выражает профессиональные ценности: клятву Гиппократа, правовой регламент и т.д. Для адекватных взаимоотношений нужно стараться находить точки соприкосновения этих норм и не зацикливаться на особенностях. В отношениях важен каждый миг, потому что «мысль — идея — образ» этого момента закладывает развитие будущего.

Многие стоматологические клиники могут найти только очень давние и лояльные пациенты

Правильно поставленные цели помогают человеку двигаться вперед и самосовершенствоваться. Создавая в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, мы помогаем ему появиться в реальности. И чем выше эти цели, тем выше реализация личности. Наше будущее зависит от того, что мы принесем в нашу жизнь, какие мысли и устремления наполняют нашу душу.

Как это должно быть: удобный подъезд, парковка возле клиники, красивая и информативная вывеска

Социокультурные различия

Представление о социокультурных различиях помогает нам понять и принять философию жизни других людей. Есть общеизвестные различия темпераментов: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматичный тип психики. Существует масса рекомендаций для взаимодействия людей разных темпераментов, составления профессиональных диад «врач — ассистент», «врач — пациент» с учетом этих особенностей. Но для наилучшего сотрудничества нужно учитывать еще и различия в социальных культурах мира. Ричард Льюис в работе «Деловые культуры в международном бизнесе» (Москва, 1999 г.) структурировал эти различия:

  • представители моноактивных культур планируют свою жизнь, составляют расписание, занимаются только одним делом (например, немцы, латыши, швейцарцы);
  • представители полиактивных культур делают много дел сразу, планируют очередность дел по степени относительной привлекательности (итальянцы, арабы, латиноамериканцы);
  • представители реактивных культур придают наибольшее значение вежливости и уважению, ритуалам, осторожно реагируют на предложения другой стороны (китайцы, японцы, финны).

Отношение ко времени также у всех людей разное. Существует два основных типа восприятия времени:

  • западное (линейное) время — «время это деньги»: время привязано к часам и календарю, оно умозрительно и разбито для нашего удобства, измерения и распоряжения;
  • восточное (циклическое) время — «когда Бог создал время, он создал его достаточно»: время вращается по кругу, с теми же возможностями, рисками и опасностями. Люди уже несколько дней, недель или месяцев мудрее.

Надо стараться сохранить золотую середину между этими подходами. Очень важно учитывать восприятие времени других людей. Особенно если планируется общая работа и отношения. Это поможет сэкономить свое время и сохранит стабильность нервной системы. Проведя минимальный анализ этих особенностей, которые можно обнаружить, общаясь с пациентом, фиксируйте это в индивидуальной карточке пациента. Таким образом закладывается фундамент долгосрочных отношений пациента с Вашей клиникой. Рабочий процесс более эффективен, если мы используем дифференциальный подход к распределению обязанностей и решению конфликтных ситуаций.

Ответственность за происходящее в клинике несут все участники процесса. Коллектив образуется из множества отношений — диад, триад и т.д. Диада «врач/ассистент» превращается в триаду «врач/пациент/ассистент» или тетраду «врач/пациент/подстраховка друг друга». Хуже, если врач пытается подняться над ситуацией в глазах пациента, указывая на неточность ассистента, окружающих или коллег их других клиник. Конечно же, для стоматологической группы лидером является врач. Он несет наибольшую ответственность за происходящее. Но, отстраняясь от остальных участников процесса, он может весьма серьезно снижать энтузиазм всей команды и репутацию между коллегами. Новый специалист должен свою репутацию создавать и сохранять умением взять ответственность за происходящее на себя, а также использовать опыт коллектива. Отношения «пациент/врач» — это превращение взаимосвязанной единой системы. Потребитель, а в данном случае пациент, должен получить то, что он хочет, и в той форме, в которой он хочет. Стремление удовлетворить ожидания пациента — самое малое, что мы можем сделать.

Наша задача — превзойти его надежды; нежелательно, чтобы в этой системе были удовлетворены только врачи, а не пациенты. Врачи, настроенные на долгосрочное сотрудничество с пациентами, должны понимать, что в этих отношениях они будут развиваться, расти профессионально и социально. Профессионалу не избежать определенного психологического дискомфорта, груза ответственности за происходящее. Отношения «пациент/врач» складываются в клинике, но отношения с клиникой начинаются раньше. Общение с клиникой пациент начнет задолго до того, как попадет в ее стены. В отношениях «пациент/клиника» можно выделить три этапа:

  • доклиническое взаимодействие пациента с клиникой (общественное мнение, отзывы других пациентов, сайт в Интернете и др.). Руководствуясь отзывами знакомых или рекламой, он обдумывает возможность принять решение лечиться именно у Вас;
  • взаимодействие с клиникой (приемная, лечебный прием, расчет).

Именно на этом этапе мнение пациента зависит от того, что он слышит и видит, от первых нескольких минут его пребывания рядом с клиникой и при заходе в нее. Этот этап не зависит от опыта и компетентности врача. 100% успех не зависит также и от красоты вывески на клинике, но это не малозначимо. Посмотрите на свою клинику и вывеску глазами пациента. Легко ли Вас найти, есть ли удобная парковка, аккуратный ли фасад здания, в котором находится клиника? Вот те звоночки, которые улавливает подсознание пациента и трансформирует в «хочу» или «не хочу» лечиться именно здесь;

— период отсроченного взаимодействия (обратная связь, сотрудничество, получение информации).

Роль администратора

Администратор-регистратор обычно первый непосредственно или по телефону общается с пациентом. Впечатление, сформировавшееся под влиянием администратора, закладывает 90% успеха для дальнейшего лечения. От его интонации при ознакомлении пациента с предложениями клиники зависит, попадет ли пациент к вам на прием. Администратор должен информировать, используя доверительные интонации, силу убеждения, участие в судьбе пациента, поддерживать престиж клиники, побуждать желание лечиться именно в этой клинике.

Роль ассистента стоматолога

Ассистент поддерживает стоматолога, демонстрируя радушие, внимание, сработанность, профессиональный имидж. Ассистент должен быть лоялен к стоматологу, разряжать обстановку в отношениях с пациентом. Опытный ассистент помогает «растопить лед» первого контакта с пациентом, заполнить паузу в общении стоматолога и пациента. Ассистент и стоматолог словно создают семейную атмосферу, от их сработанности, партнерства зависит успех всего лечения и психологическая удовлетворенность пациента. Зачастую существует опасность давления авторитета более опытного ассистента на молодого врача или наоборот. Нужно избегать таких отношений. Но соблюдение определенной иерархии — субординации и поддержание статуса врача лежит на плечах ассистента.

Роль стоматолога

Стоматолог должен показать профессионализм, создать позитивное впечатление о взаимоотношениях в клинике, оправдать стоимость лечения. Стоматолог определяет проблему пациента, адекватно оценивает клиническую картину. Необходимо помнить, что сбор информации нужен для успешного сотрудничества стоматолога и пациента:

  • полная оценка показателей здоровья пациента (зависит качество лечения, фактор юридической защиты);
  • жалобы и объективные данные осмотра (этиология, прогноз, план лечения);
  • предыдущий стоматологический опыт и требования, ожидания пациента (для успешного контакта с сознанием пациента).

Заранее нужно подготовить визуальные средства, которые при анализе ситуации облегчат воздействие на зрительный анализатор пациента. Достаточное количество муляжей, наглядных пособий, брошюр, памяток поможет пациенту сориентироваться в сложных процессах, происходящих в его организме. Особо можно остановиться на использовании внутриротовой фото- и видеосъемки при проведении консультации и лечения. Изображение можно заархивировать и использовать через длительный промежуток времени. То есть, стоматолог заботится не только о самом процессе лечения, но и о том, как донести человеку, не являющемуся специалистом в стоматологии, механизм возникновения заболевания, принципы лечения, возможный прогноз и меры профилактики.

Врач должен узнать, что пациент хочет получить за те деньги, которые платит, и объяснить ситуацию с возможными «скрытыми» доплатами. Успех стоматолога в разъяснениях! Нужно обращать внимание пациента на «невидимые» признаки качества работы. Объяснять прогноз лечения: при следовании рекомендациям врача — положительный результат, если не следовать — результат отрицательный. Назначать меры профилактики в контексте данной клинической ситуации. Предупреждать о действиях персонала в случае дискомфорта пациента. Необходима четкая фиксация врачебных мероприятий в документации для избежания юридических коллизий. Самолюбование членов стоматологической команды всегда идет в ущерб рабочему процессу. Пациент должен чувствовать заинтересованность и участие всех участников рабочего процесса.

Отношения пациент/стоматолог

Отношения пациент/стоматолог формируются, с одной стороны, действиями стоматолога, который несет юридическую ответственность, а с другой — пациента, на которого эти действия влияют. Можно выделить три вида отношений между стоматологом и пациентом:

  • гиппократические — роль пациента пассивная, роль стоматолога действенно профессиональная;
  • договорные — пациент сам требует определенного вида лечения, стоматолог определяет, какой способ лечения подходит пациенту;
  • партнерские — стоматолог—эксперт, пациент принимает участие в лечении и ответственность за результат.

Стоматолог может корректировать отношения с пациентом, учитывая различия психоэмоционального восприятия окружающего мира. Возможен вариант выбора удобных «для себя» пациентов (совместимость типов восприятия), но за этим следует «застой» развития.

Те, кто желает избежать ненужных коллизий, конфликтов, финансовых и морально-психологических издержек по причине собственного невежества, должны анализировать разные аспекты использования времени, пространства, структуры принятия решений. Зачастую мы слабо представляем, где окажемся в конце нашего пути. Но, закладывая кирпичики нашего будущего уже сегодня, развиваясь, стремясь понять Правила, по которым существуем, мы добиваемся успеха. У наших поступков бывает много энергии или мало, мы чувствуем их силу или слабость. И сила, вызванная поступками человека, позднее возвращается обратно. Мысли, действия во благо себя, близких, окружающего мира — добавляют положительную энергию, неэкологические — отбирают. На Востоке это обозначено одним словом — карма. Впитывай, осознавай и используй все богатство мира, который окружает тебя! Только тогда ты начнешь замечать, как весь мир помогает тебе достичь того, чего ты хочешь. Секрет удачи в том, что, пробуя с первого раза, нельзя достичь вершины мастерства, потому что мастерства можно достичь трудолюбием, требовательностью, настойчивостью, опытом и талантом! Удачи в нашей совместной работе, чтобы мир стал ЭСТЕТИЧЕН!

admin