Что грозит директору фирмы однодневки?

01 марта 2012

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

За регистрацию и использование фирм-однодневок (номинальных контор, «Ромашек») с декабря 2011 года введена уголовная ответственность

19 декабря 2011 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые ввели уголовную ответственность за регистрацию фирм на подставных лиц и незаконное использование документов при создании компаний. В связи с таким нововведением возникли опасения в том, что у правоохранительных органов появился достаточно мощный рычаг воздействия на бизнес. Формулировки статей весьма размыты и неконкретны, и с учетом популярности среди российского бизнеса «номинальных» схем под новую статью попадает очень широкий круг лиц.

Ранее в Уголовном кодексе РФ существовала статья 173 о лжепредпринимательстве, которая предусматривала уголовную ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, но с целью противоправных действий, последствием которых было причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству. В 2010 году эта статья была исключена из Уголовного кодекса, и вместо нее в конце 2011 года были приняты поправки в виде статей 173.1 и 173.2.

Статья 173.1 Уголовного Кодекса РФ признает преступлением образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц и предусматривает максимальное наказание за это в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Под подставными лицами при этом понимаются учредители (участники) или органы управления юридического лица, образованного путем введения данных субъектов в заблуждение.

Похожие статьи на «Ответственность за создание фирм-однодневок»

Принципиальное значение имеет то, что преступлением теперь считается сам факт создания фирмы-однодневки вне зависимости от фактических целей ее регистрации. Даже если фирма с номинальным учредителем (директором) не использовалась, например, для обмана контрагентов, незаконного получения кредитов, уклонения от уплаты налогов, «слива» активов, одни только действия по ее созданию теперь все равно считаются преступными.

Кроме того закон не уточняет, в отношении чего именно должны быть введены в заблуждение учредители или директор юрлица, чтобы они могли быть признаны «подставными».

Статья 173.1 Уголовного кодекса РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»

1. Преступление: образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц.

Наказание: штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

2. Преступление: те же деяния, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц по предварительному сговору.

Наказание: штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Статья 173.2 Уголовного Кодекса РФ признает уголовно наказуемым предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами.

Статья 173.2 Уголовного кодекса РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»

1. Преступление: предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Наказание: штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет.

2. Преступление: приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Наказание: штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Давайте рассмотрим, что могут повлечь эти уголовно-правовые новеллы для российского бизнеса.

Работа через фирмы-однодневки

Если вы в своей работе используете уже действующую фирму, оформленную на лицо, фактически не имеющее никакого отношения к ее деятельности (неважно, номинал ли это, рядовой сотрудник вашей компании или, может, ваш родственник), вы ставите себя под удар.

После принятия поправок в Уголовный кодекс повсеместно в России стали возникать ситуации, когда номинальные директора обращаются в налоговые органы и пишут заявления о своей непричастности к деятельности компаний, где они числятся директорами, о том, что они потеряли паспорт, или их паспортом незаконно завладели, ввели их в заблуждение и заставили подписать ряд документов… Продолжать можно долго.

По большому счету не так важно, что напишет номинальный директор в заявлении в налоговую инспекцию. Важно другое: любое подобное заявление теперь может спровоцировать не просто блокировку расчетного счета организации, но и пристальное внимание правоохранительных органов к ней и, как следствие, возбуждение уголовного дела в отношении лиц, ведущих реальную деятельность по данной компании.

«Брошенные фирмы» и «слив компаний»

На первый взгляд, процедура смены директора и учредителя на «номинальных лиц» не попадает под новые статьи Уголовного Кодекса РФ, ведь здесь нет ни создания нового общества, ни его реорганизации. Но рекомендуем подумать, захотите ли вы это доказывать в рамках возбужденного против вас уголовного дела. А любая работа с номинальными директорами и учредителями в настоящих условиях не исключает такой возможности. Поэтому не рекомендуем начинать какие-либо действия с участием номинальных лиц. Кроме того, продажа доли номинальному лицу и назначение директором номинального лица не имеет никакого смысла. Назначение нового директора не освобождает от ответственности прежнее руководство компании за уже совершенные действия, а если так, то зачем легальную компанию переводить в околокриминальную сферу?

Похожие статьи на «Ответственность за создание фирм-однодневок»

Игра против вас

Не исключено, что данные поправки уголовного законодательства будут сильным инструментом при сборе фактов, показаний, сведений, свидетельствующих против вас. Номинальный директор либо рядовой сотрудник вашей фирмы, назначенный директором, но фактически им не являющийся, расскажет и подпишет что угодно под угрозой уголовной ответственности.

В свете всего сказанного, мы рекомендуем провести ревизию вашего бизнеса, избавиться от балласта в виде «фирм-однодневок», хорошо подумать, кто стоит у руля ваших компаний. При наличии подобных фирм советуем рассмотреть законные варианты выхода из создавшейся ситуации, например, легальную ликвидацию или смену номинальных участников и директоров на реальных.

Подводя итог, хотелось бы отметить следующее: ввиду непроработанности принятых поправок, скорее всего, довести дело до суда и обвинительного приговора по этим статьям правоохранительным органам будет весьма сложно, а может, и невозможно. Но давайте не забывать, что порой тяжелым последствием для вас и вашего бизнеса может стать не только обвинительный приговор, но и сам факт расследования, вмешательства в текущие дела компании, а порой, и приостановка ее деятельности.

– Вам не нужен председатель? – спросил Фунт.
– Какой председатель? – воскликнул Бендер.
– Официальный. Одним словом, глава учреждения.
– Я сам глава.
– Значит, вы собираетесь отсиживать сами? Так бы сразу сказали. Зачем же вы морочите мне голову уже два часа?

Старик в пасхальных брюках разозлился, но паузы между фразами не уменьшились.

– Я – Фунт, – повторил он с чувством. – Мне девяносто лет. Я всю жизнь сидел за других. Такая моя профессия – страдать за других.
– Ах, вы подставное лицо?
– Да, – сказал старик, с достоинством тряся головой. – Я – зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом».

И старик медленно загибал пальцы, считая царей.

– При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при нэпе. Как я сидел при нэпе! Это были лучшие дни моей жизни. За четыре года я провел на свободе не больше трех месяцев.

Илья Ильф и Евгений Петров. Золотой теленок. 1931 г.

Статья опубликована в журнале National Business, март 2012, с. 66-67 и в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС», №19/2012

акционерные общества, корпоративное право, налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, полицейские проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, уголовное право, экономические преступления

В статье рассматриваются вопросы противодействия регистрации фирм-однодневок, анализируются факторы, которые способствуют созданию фирм-однодневок, предлагаются меры по совершенствованию законодательства и практики государственных органов в целях борьбы с фирмами-однодневками.

Ключевые слова: фирма-однодневка, регистрация юридических лиц, преступления, связанные с использованием фирм-однодневок, защита персональных данных.

Позиционируя себя как правовое государство в соответствии с положениями Конституции РФ, Российская Федерация принимает на себя соответствующие обязательства по защите прав в сфере экономической деятельности и предпринимательских отношений, защите ее субъектов от попыток вторжения в область их интересов и возникновению различного рода проблем в связи с наличием определенных пробелов в действующем законодательстве, выявляемых при рассмотрении гражданско-правовых аспектов противодействия созданию фиктивных юридических лиц, подрывающих состояние экономики государства, в том числе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Не имея многовековой истории строительства корпоративных отношений, отечественный правопорядок столкнулся с созданием недобросовестными участниками оборота в целях получения необоснованной налоговой выгоды, различных коррупционных схем, используя так называемые фирмы-«однодневки». При отсутствии надлежащего гражданско-правового механизма противодействия такому явлению, как фирмы-«однодневки», оно существенно активизировалось, став определенной угрозой национальной экономике.

Фирмы-однодневки (подставные, фиктивные фирмы и т.п.) используются для совершения целого ряда противоправных действий, связанных с движением безналичных денежных средств и их обналичиванием: различных форм хищений, уклонения от уплаты налогов, взяточничества, легализации преступных доходов, неправомерного участия в предпринимательской деятельности, фиктивного банкротства и т.д.

Кроме того, деятельность фирм-однодневок направлена на незаконное освоение бюджетных расходов, имущественных и финансовых активов компаний, в том числе с государственным участием, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, оборонного, строительного комплексов.

Например, хищение бюджетных средств в жилищно-коммунальной сфере совершается посредством сложных схем с использованием фирм-однодневок. Бюджетные деньги переводятся на счета фирм-однодневок на основании фиктивных договоров, в том числе путем предоставления аффилированным лицам займов на длительный срок и под низкий процент, приобретения у них необеспеченных векселей или иных ценных бумаг. Со счетов фирм-однодневок по фиктивным контрактам денежные средства переводятся из России на банковские счета фирм, зарегистрированных за рубежом, в том числе в оффшорных зонах .

В большинстве своем учредительные документы фирм-однодневок оформляются по поддельным или утерянным паспортам, подставные лица или сотрудники юридических консультаций выступают учредителями, номинальными директорами регистрируемых фирм. Уставный капитал фирмы-однодневки формируется в минимальных размерах, перечень видов деятельности в учредительных документах составляется формально, без указания основного вида деятельности. Производственная или торговая деятельность фирмами-однодневками обычно не осуществляется. Для создания видимости хозяйственной деятельности подставные фирмы обслуживаются аудиторскими организациями, которые ведут их документацию, составляют фиктивные бухгалтерские документы. Платежные документы передаются номинальным директорам, которые их подписывают, не вникая в деятельность организации. На документах проставляется печать подставной фирмы, которая также хранится у аудитора, обеспечивающего доставку документации в банк. Нотариусы заверяют фальсифицированные доверенности, подписи подставных лиц. Удостоверение таких документов зачастую не фиксируется в нотариальном реестре.

Для указания юридического адреса используются фиктивные договоры аренды, совместной деятельности, предоставления помещения. Сотрудники таких фирм, как правило, набираются только для создания видимости работы. Зарегистрированная подставная фирма заключает различные договоры банковского счета в одном или в нескольких банках. Ежедневный оборот таких фирм может достигать 1 млрд. руб. В одной из нелегальных схем использовалось более 300 фирм-однодневок, которые за год переводили и обналичивали до 100 млрд. руб. своих заказчиков, получив доход более 157 млн.

Таким образом, созданию фирм-однодневок способствует несовершенство законодательства о регистрации юридических лиц, коррупционные проявления, слабая защита персональных данных, отсутствие единых баз данных государственных органов.

В п. 2.1 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года) указано, что действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве. В этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с созданием фирм-однодневок для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложением на них ответственности по обязательствам, уклонением от уплаты налогов и т.п. Действующее законодательство не устанавливает принципа достоверности данных государственного реестра юридических лиц. В настоящее время регистрирующий орган не обладает полномочиями по проведению содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству), что снижает эффективность противодействия регистрации фирм-однодневок.

Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает необходимость представления в регистрирующий орган документов, которые подтверждают местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах. Отсутствие такого требования позволяет учредителям указывать любое местонахождение, что приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в необходимых случаях. Фирмы, которые специализируются на регистрации юридических лиц, фактически осуществляют торговлю юридическими адресами. Это ведет к ситуациям, когда в одном помещении регистрируются десятки фирм. 66,4% опрошенных прокурорских работников также рассматривают несовершенство законодательства о регистрации юридических лиц в качестве фактора, способствующего регистрации фирм-однодневок .

Федеральная налоговая служба принимает меры, направленные на предупреждение регистрации фирм-однодневок. Регистрирующий орган требует предоставления заявителем документов, которые подтверждают право на занятие помещения, указанное в качестве юридического адреса. Также производит проверку сведений, которые содержатся в документах, представляемых регистрируемой фирмой для государственной регистрации. Однако данная деятельность не регламентирована в законодательстве, что ведет к возможности оспаривания требований.

Регистрации фирм-однодневок способствуют коррупционные проявления, связанные с получением взяток за нарушение процедуры регистрации. По данным экспертов Левада-центра, число россиян, которым приходилось давать взятки за регистрацию фирмы, оформление разрешений на деятельность, за последние пять лет существенно выросло (с 19,2% до 92,3% от общего числа опрошенных) . Задача противодействия фирмам-однодневкам закреплена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, где указано, что важными факторами стимулирования конкуренции является снятие барьеров для выхода на рынок – упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность регистрации предприятия через сеть Интернет, при исключении возможности создания фирм-однодневок.

Профилактика регистрации фирм-однодневок должна включать комплекс правовых и организационных мер, направленных на предупреждение регистрации фирм на подставных лиц, использование утерянных или похищенных документов. Представляется необходимым внесение изменений в федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части предоставления регистрирующему органу полномочий по проведению более детальной проверки достоверности представляемых для регистрации сведений, при этом обязать учредителей лично являться в регистрирующий орган и давать подписку о законности намерений.

Для облегчения составления учредительных документов и их проверки возможно предусмотреть регистрацию устава на основе одного из утвержденных типовых уставов наиболее распространенных видов юридических лиц, внесение в устав изменений из набора возможных наиболее типичных изменений указанного устава либо по выбору учредителей регистрацию оригинальных документов. Возможно также увеличить размер уставного капитала, необходимого для регистрации организации, при этом установив порядок контроля внесения уставного капитала, ответственность за неисполнение требований закона о его формировании.

До настоящего времени не выработано эффективных мер борьбы с фирмами-однодневками и «мертвыми» юридическими лицами: государство и участники гражданского оборота продолжают страдать от недобросовестных действий при внесении недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. В связи с этим 2 октября 2014 года в Государственную Думу был внесен законопроект №613254-6, который, по мнению его авторов, позволит обеспечить достоверность сведений в ЕГРЮЛ.

Большая часть поправок коснется федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одновременно предлагается внести изменения в КоАП РФ и УК РФ.

В случае одобрения законопроекта у государства и добросовестных участников гражданского оборота появятся новые механизмы борьбы с фирмами-однодневками. Так, у регистрирующего органа будет возможность вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений в отношении юридических лиц.

Такая запись может быть внесена либо на основании подтвержденной информации о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, либо на основании письменного заявления физического лица в регистрирующий орган о недостоверности данных о нем как об учредителе или о руководителе. В случае обнаружения налоговым органом недостоверных сведений в ЕГРЮЛ он в течение пяти дней обязан уведомить об этом как само юридическое лицо, так и его учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать без доверенности. В течение 30 дней с момента направления такого уведомления юридическое лицо обязано либо подтвердить достоверность имеющихся в ЕГРЮЛ данных, либо представить достоверную информацию в налоговый орган.

Безусловно, подобное нововведение позволит участникам гражданского оборота получать реальную информацию о своих контрагентах. Вместе с тем механизм реализации данной нормы вызывает больше вопросов, чем ответов. Каким образом будет осуществляться проверка достоверности сведений, пока неясно даже для разработчиков законопроекта. В этом вопросе они делают отсылку к акту Правительства РФ.

Нельзя не отметить, что подобные изменения могут негативно отразиться и на добросовестных компаниях, которые не смогут по независящим от себя обстоятельствам получить такие уведомления и/или своевременно представить в регистрирующий орган необходимую информацию. Кроме того, у налоговых органов появится возможность признавать недостоверными сведения по формальным основаниям, например в отношении компаний, своевременно не исправивших явные технические ошибки в адресе, и т.п. В результате множество фирм может быть занесено в разряд недостоверных, что отрицательным образом скажется на их деловой репутации, вызовет новые судебные споры .

Кардинальным образом пересмотрена процедура изменения адреса юридического лица. Авторы законопроекта предлагают установить запрет на быстрое изменение компанией своего юридического адреса, для чего вводят обязанность компании в течение трех рабочих дней с даты принятия решения сначала уведомить регистрирующий орган о том, что лицо находится в процессе изменения адреса. Затем указанные сведения подлежат включению в ЕГРЮЛ. И только по истечении 20 дней с указанной даты компания вправе представить документы для государственной регистрации изменения адреса.

Тем самым любое лицо сможет своевременно узнать о намерении своего контрагента изменить юридический адрес. Насколько эта норма поможет бизнесу в борьбе с недобросовестными контрагентами, сейчас сказать сложно.

Кроме того, юридическое лицо должно будет представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие права пользования недвижимостью по новому адресу. Данная норма, полагаем, не страхует от недобросовестных юридических лиц. Так, в настоящее время распространена ситуация, когда юридические адреса и почтовое обслуживание предоставляются за плату и заявитель без проблем может представить все документы в регистрирующий орган, однако компания по понятным причинам не будет реально там находиться.

Предложенные поправки не коснутся случаев, когда юридический адрес меняется на адрес, являющийся местом жительства директора или учредителя юридического лица. Также предлагается ввести запрет на представление в налоговый орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторов, вступления в законную силу решения суда (в случае предъявления к ликвидируемому лицу иска и принятия его судом), окончания налоговой проверки и вручения по ней итогового документа. Поправки позволят бороться со случаями, когда недобросовестные компании скрывают реальные данные о своих кредиторах и проводят процедуру ликвидации, несмотря на наличие судебных споров, при этом зная о существующей задолженности .

Важным нововведением является трехлетний запрет на регистрацию компаний в случае, если учредителем или лицом, имеющим право действовать без доверенности, выступает физическое лицо, компания которого была исключена из реестра как недействующая и имела долг перед бюджетом, либо в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности указанных по ней сведений. Данное положение применяется лишь к тем лицам, которые владели более 50% долей в уставном капитале ООО (акционерные общества остались не затронуты) или являлись лицом, имеющим право действовать без доверенности.

Для обеспечения достоверности сведений предлагается ввести уголовную ответственность для лиц, виновных в предоставлении в регистрирующий орган заведомо ложных сведений (новая ч. 1.1 ст. 170.1 УК РФ). Однако Верховный Суд российской Федерации не поддержал идею криминализировать действия вне зависимости от цели. В случае принятия поправок виновным грозит наказание в виде штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или лишение свободы до полутора лет.

Одновременно предлагается внести поправки в ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, касающиеся фирм-однодневок, и уточнить определение «подставные лица». К ним дополнительно отнесены те лица, чьи данные были использованы без их ведома или кто реально не участвует в деятельности компании. Предлагаемые поправки должны позволить привлекать к уголовной ответственности лиц, предоставляющих за плату согласие на регистрацию юридических лиц на их имя. Однако новое определение требует большей ясности .

Изменения в КоАП РФ предполагают, что к должностным лицам будут отнесены учредители юридического лица, являющиеся заявителями при регистрации, а срок давности за правонарушения в сфере государственной регистрации необходимо увеличить до одного года.

В целом представленный законопроект должен помочь в борьбе с внесением недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, хотя многие его положения требуют проверки временем.

Список литературы:

В предыдущей статье мы рассмотрели внутренние и внешние признаки, по которым законопослушная компания может вычислить фирму-однодневку. Теперь разберемся, как устроена призрачная деятельность такого бизнеса и к каким опасным схемам он прибегает, чтобы уйти от налогов.

Налоговики против фирм-однодневок

В 2012 году остро встал вопрос доказательства реальности сделки по налогу на прибыль организаций. Это привело к налоговым проверкам, которые осуществлялись с нарушениями, и, как следствие, доначислению налогов только по формальным основаниям.

Ст. 54.1 НК РФ, которая вступила в силу в августе 2017 года, должна была решить несколько проблем: подвести итоги судебной практики и защитить добросовестных налогоплательщиков от формальных претензий, повысить качество налоговых проверок и помочь налоговым органам правильно определять конечного приобретателя выгоды.

Теперь налоговые органы при сборе доказательной базы не употребляют такие термины, как необоснованная налоговая выгода, должная осмотрительность, фирма-однодневка. Вместо них используются понятия «получение налоговой экономии» и «агрессивные механизмы налоговой оптимизации».

Ст. 54.1 НК РФ в качестве основных критериев законности сделки определяет следующее:

  • Основная цель сделки — это не неуплата налога.
  • Сведения о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения не искажаются.
  • Обязательство по сделке исполнено лицом, с которым налогоплательщик заключил договор.

Следовательно, чтобы признать сделку незаконной, налоговый орган должен доказать:

  • Нереальность сделки. Нужно продемонстрировать, что сделка исполнена самим налогоплательщиком либо не тем лицом, которое заявлено в первичных документах.
  • Присутствие умысла.
  • Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Как образуется зона для налоговой выгоды

Начинается все с того, что заказчик сам или через подставных лиц создает фирму-однодневку. Нередко такие предприятия регистрируются по утерянным паспортам или с помощью опытных мошенников.

У заказчика есть реквизиты расчетного счета, куда нужно перевести деньги. Деньги перегоняются через ряд однодневок — от шести и больше — и либо возвращаются на расчетный счет проверяемой фирмы, либо обналичиваются и возвращаются заказчику.

В то же время готовятся первичные документы — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договоры с налогоплательщиком, путевые листы, акты выполненных работ и оказанных услуг. Движение товаров осуществляется только на бумаге, сама сделка нереальна, так как ее никто не исполняет.

Объект налогообложения возникает у фирмы-однодневки формально. Она что-то продала или поставила заказчику и с этой суммы должна доначислить НДС и налог на прибыль к уплате в бюджет.

Фирма-однодневка заявляет, как правило, минимальные суммы налога к уплате. Чаще всего ее расходы составляют до 99 % в налоговой отчетности, она не исполняет обязательства перед бюджетом, заказчик минимизирует расходы и вычеты по НДС, удваивает или искусственно создает расходы по налогу на прибыль организаций.

Такая схема используется несколько десятков лет. Первое определение ее было дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, где вводились косвенное понятие фирмы-однодневки и понятия должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды.

Постепенно схема усложнилась. Сейчас налогоплательщики указывают на то, что отсутствие трудовых ресурсов и материально-производственных мощностей можно компенсировать арендой транспорта и помещения, а также привлечением подрядчиков, что не является поводом для отказа в вычетах.

В качестве примеров искажения сведений о фактах хозяйственной жизни можно назвать:

  • схемы дробления бизнеса;
  • неправомерное применение пониженных ставок и льгот;
  • неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки;
  • неотражение дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • недостоверное ведение регистров бухгалтерского и налогового учета.

Формальность документооборота, фиктивность и подконтрольность подразумевают операции с фирмами-однодневками. Такие сделки считаются незаконными и неблагонадежными и приводят к негативным имущественным и репутационным последствиям.

Штрафные санкции, которые действуют в этих случаях, указаны в ст. 122 НК РФ: 20 % от суммы неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов), а при доказывании умысла — 40 %.

Как доказывается умысел?

Теперь умысел доказывают не следственные органы и органы внутренних дел, а налоговые органы.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (п.2 ст. 100 НК РФ).

Важно, участвовали ли должностные лица в сделке с участием фирмы-однодневки. В этом случае вероятность получить повышенный штраф возрастает в разы.

Согласно Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (содержит методические рекомендации, разработанные совместно со Следственным комитетом), критериями умысла можно считать:

  • Согласованность действий группы лиц (в том числе и юридических).

Для этого нужно доказать, что денежные средства, расходуемые на совершение сделки, вернулись к проверяемому налогоплательщику.

  • Подконтрольность фирмы-однодневки (использование техники и работников проверяемого налогоплательщика, совпадение IP-адресов).

Совпадение IP-адресов и подконтрольность становится очевидной, когда отчетность фирм-однодневок и проверяемого налогоплательщика отправляется с одного и того же IP-адреса и директор однодневки является сотрудником проверяемой фирмы.

  • Обнаружение печатей и документации фирмы-однодневки в помещении проверяемого налогоплательщика, обналичивание денежных средств.
  • Ведение черной бухгалтерии (очень важная улика).

Имитация реальной экономической деятельности подставных лиц и создание искусственных договорных отношений — пример умышленного налогового правонарушения, которое влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Следственные и налоговые органы обязаны бросить все силы на доказательство умысла и определить круг должностных лиц (Постановление ФАС ПО от 01.06.12 №А-12-16620/2011) – директора, главного бухгалтера либо бухгалтера, исполняющего обязанности директора.

Иногда директору фирмы удается доказать, что он был введен в заблуждение. Такой случай описывается в Постановлении ФАС Поволжского округа 2012 года, когда директору удалось доказать, что его ввел в заблуждение менеджер организации, и ему отменили доначисление налога согласно п. 3 ст. 122 НК РФ.

Примеры судебных решений

Налоговые органы исходят не из формальных претензий к контрагентам, а из выявленных фактов, опровергающих реальность совершения спорных сделок.

Ниже рассматриваются два дела, в которых хорошо раскрыты критерии доказывания умысла. В обоих случаях речь идет о крупных оспариваемых суммах, обе налоговые проверки были завершены в переходный период, оба налогоплательщика получили штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Дело № 1: оспариваемая сумма — более 211 млн руб.

Документ — Постановление АС МО от 12.02.2019 по делу №А40-48726/2018.

Предмет сделки — поставка химических реагентов и выполнение услуг по сопровождению буровых растворов. Налогоплательщик работал непосредственно с крупными организациями. Заказчиками были Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь.

Какие доказательства принял суд

  • Контрагенты имели признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.

В совокупности доказательной базы суд принял не в пользу налогоплательщика среднесписочную численность, обналичивание денежных средств, транзитный характер, минимальные суммы налогов к уплате.

  • Установлены реальные поставщики товаров/факт выполнения работ иными лицами либо самим налогоплательщиком.

С помощью товарно-денежного баланса и через запросы генеральным поставщикам было доказано, что химические реагенты поставляли иные лица, а буровые растворы сопровождал еще и сам налогоплательщик.

  • Установлена взаимосвязь и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов.

Одним из подрядчиков был проверяемый налогоплательщик. Цепочка субподрядных организаций должна была согласовываться с генеральным заказчиком, но сами Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь не подтвердили факт согласования и допуск к работам в качестве субподрядных однодневок.

  • В ходе выемки обнаружены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности контрагентов, и ежедневники с описанием схем уклонения от налогообложения.

Среди документов были папки с копиями уставов, трудовая книжка одного из директоров однодневки в здании проверяемого налогоплательщика, ежедневники с описанием схем уклонения от налогов, полностью проработанная цепочка движения денежных средств.

  • Вывод денежных средств на счета руководителя либо сотрудников проверяемого налогоплательщика и совпадение IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика.

Было видно, что денежные средства вернулись на расчетный счет руководителя, либо выводились через сотрудников проверяемого налогоплательщика. Совпали IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика. Вся отчетность отправлялась из одной точки.

  • Представители контрагентов — сотрудники проверяемой организации.
  • Первичные документы подписывались неуполномоченным лицом.

Дело № 2: оспариваемая сумма — более 135 млн руб.

Документ — Постановление АС ВВО от 23.10.2018 по делу № А28-3393/2017.

Дело касается поставок угля и щебня.

  • Неполное представление документов (отсутствие товарно-транспортных накладных, сертификатов качества).
  • У контрагентов признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.
  • Установлена взаимозависимость и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов (совпадение IP-адресов, руководители контрагентов подчинялись по должностному положению проверяемому налогоплательщику либо его отцу, обналичивание денежных средств через сотрудника взаимозависимой организации).
  • Установлен факт поставки товара самим налогоплательщиком.
  • Обналичивание не через сотрудников проверяемого налогоплательщика, а через сотрудников взаимозависимой организации.

К чему приводит выездная проверка и доначисление значительных сумм

Выявление агрессивных схем налоговой оптимизации может привести к серьезным последствиям. В частности, к возбуждению уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по результатам выездной или камеральной проверки можно обжаловать. Если оно вступает в силу, у налогового органа есть 20 дней на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки (ст. 70 НК РФ). Если не выплатить эту сумму в течение двух месяцев, налоговые органы обязаны направить материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела в течение 10 рабочих дней (ст. 32 НК РФ).

Налоговые преступления определяются исходя из суммы неуплаченных налогов, без учета пени и штрафов (ст. 198-199 УК РФ).

Последствия за уклонение от уплаты налогов в крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 100 до 300 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • лишение свободы на срок до 2-х лет;
  • арест до 6 месяцев.
  • штраф в размере от 100 до 300 000 руб. или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 1 года.
Крупным размером считается сумма более 5 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 25 % или больше 15 млн руб. без учета доли. Крупным размером считается сумма до 900 000 руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 10 % или более 2,7 млн руб. без учета доли.

Последствия за уклонение от уплаты налогов по сговору в особо крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 200 до 500 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет.
  • штраф в размере от 200 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за 1,5-3 года
  • принудительные работы на срок до 3 лет
  • лишение свободы до 3 лет
Особо крупным размером считается сумма более 15 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 50 % или более 45 млн руб. Особо крупным размером считается сумма более 4,5 млн руб. за три финансовых года с долей неоплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 20 % или более 30 млн руб. без учета доли.

Под физическими лицами подразумеваются не только ИП, но и обычные физлица. Если параллельно будут установлены факты незаконного применения предпринимательской деятельности, если налоговые органы докажут умысел и найдут в офисе печати фирм-однодневок, налогоплательщика также могут привлечь по ст. 327 УК РФ, связанной с подделкой документов.

Как избежать уголовного дела

Если вас оштрафовали и возбудили в отношении вас уголовное дело, вы обязаны возмещать ущерб бюджетной системе РФ, выплачивая пени и штрафы в полном размере. В этом случае иск подает прокуратура РФ, а налоговые органы выступают третьей стороной.

Согласно поправкам 2017 года, есть шанс избежать уголовного дела, если оно заводится впервые и вы успеете до первого заседания суда полностью уплатить недоимку по налогам, пеням и штрафам.

Чтобы избежать претензий от налоговых органов, нужно правильно проверять контрагентов. То есть перед заключением сделки или при знакомстве с контрагентом собрать о нем информацию в общедоступных электронных сервисах и запросить документы или заверенные копии.

Документы, которые нужно запросить у контрагента

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с датой запроса
  • устав и (или) учредительный договор в полном объеме и в актуальной редакции
  • копия свидетельства о госрегистрации (свидетельство ОГРН)
  • копия свидетельства ИНН
  • копия протокола о назначении генерального директора
  • копия доверенности, если договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности
  • копия лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения сделки
  • копия свидетельства о допуске к работам, членство в СРО (при необходимости)
  • копия документов, подтверждающих право на нахождение по месту регистрации юрлица или по месту фактического адреса (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды или субаренды)
  • копия паспорта (разворот, прописка), заверенная основной печатью и подписью

В предоставлении некоторых документов вам могут отказать, так как они содержат персональные данные, которые можно связать с коммерческой и налоговой тайной. Но зато при необходимости вы сможете показать налоговой, что пытались их запросить и проверить.

Доказывание умысла

Налоговики руководствуются методическими рекомендациями, которые сформулировали в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@.

При проверке руководителям и сотрудникам могут задавать такие вопросы:

  • Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе?
  • Одобрение того или иного контрагента — единоличное или коллегиальное решение?
  • Существуют ли в организации какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
  • Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

Предпринимателю нужно определить механизм поиска контрагентов, назначить соответствующих должностных лиц и закрепить процесс регламентирующими документами. Для этого ему понадобятся внутренние локальные нормативные акты:

  • положение о договорной работе;
  • положение о проверке и мониторинге контрагентов;
  • должностные инструкции сотрудников;
  • запрос потенциальному контрагенту о представлении документов;
  • карточка контрагента.

Обратите внимание на то, что положение о проверке и мониторинге контрагентов должно закреплять не только ответственных лиц и порядок процесса проверки и мониторинга, но и комплекс мер и действий, оформление результатов и внесение их в учетную систему, список используемых интернет-сервисов, перечень документов, подлежащих запросу у юридических лиц и ИП, перечень документов и фактов, доказывающих ведение контрагентом хозяйственной деятельности, а также отчет о проведении переговоров.

Заниматься сегодня бизнесом действительно сложно и рискованно. Существует много мошеннических схем, в которые, как в ловушку, могут попасть честные предприниматели.

В первую очередь, нужно осторожно и внимательно выбирать партнеров по бизнесу. Сегодня в деловых кругах очень распространено такое понятие как «фирма-однодневка». Как правило, они создаются для сокрытия налогов, но часто их деятельность не ограничивается одним нарушением налогового законодательства, а представляет собой самое настоящее мошенничество. Сотрудничество с такими фирмами может запятнать вашу репутацию как порядочного предпринимателя и налогоплательщика. С мошенниками ведется борьба, но на смену одним приходят другие, и даже просуществовав всего несколько лет, фирма-однодневка может обмануть своих клиентов, партнеров и государство на миллионы.

Обращайте внимание на признаки, которые помогут распознать компания-однодневку среди других легальных и порядочных фирм:

— Налоги фирмой не оплачиваются и не ведется отчетность либо создается видимость деятельности для того, чтобы платить чисто символические налоги.

— Обычно у компании нет офисов и сотрудников, что позволяет избегать запросов из налоговой инспекции.

— Фирма имеет юридический адрес, по которому уже существуют десятки других зарегистрированных фирм.

— Компания может быть зарегистрирована на кого-то, кто даже не подозревает о том, что он стал учредителем или руководителем фирмы.

— В заявлении на регистрацию показывается недействительный ИНН руководителя или собственника.

— Заявитель и глава фирмы одно и то же физическое лицо.

— На заявителя зарегистрировано много фирм, и многие из них имеют признаки ненадежности.

— Заявление на регистрацию заверено у нотариуса, который уже не работает.

— Когда фирма ставится на учет в налоговой инспекции, то может быть выявлено, что адрес регистрации не приспособлен для деятельности фирмы.

— Компания не сдает необходимую отчетность в налоговую инспекцию.

— Фирма пользуется услугой бухгалтерского обслуживания при отсутствии деятельности.

— Компания может приобретать недвижимость, акции, транспорт, при этом на лицевых счетах компании нет никаких оборотов.

— Отсутствие лицензии на деятельность, которая требует приобретения таковой.

— Бизнес фирмы ведется с нерегулярной периодичностью.

— Фирма может использоваться несколько лет, затем она закрывается на законных основаниях или просто бросается.

— Сумма кредитов превышает величину выручки от оборота фирмы.

Как видите, признаков достаточно много, не все из них сами по себе могут служить для определения недобросовестной компании: бывает, что деятельность фирмы нерегулярна (например, сезонная) или что она закрывается по естественной причине, но прочие признаки должны вас насторожить, особенно если вы заметили сразу несколько. Кстати, имейте в виду, что при путанице в документах, подаваемых в налоговую инспекцию, в ряды подозрительных компаний может попасть и ваша, ошибку исправят, а репутация может необратимо пострадать, поэтому периодически прибегайте к услуге налогового консалтинга, чтобы убедиться, что все в порядке.

Для чего же служат фирмы-однодневки? Обычно их создают для проведения крупных разовых сделок. После получения необходимой суммы, компания закрывается и это дает возможность укрыться от налогов. Так как и директор, и учредитель подставные люди, найти потом такую фирму и ее организаторов очень сложно.

Схемы работы фирм-однодневок могут быть следующие:

1. Заключается фиктивный договор на услугу или поставку. После оплаты определенной суммы при условии, что сделка не будет совершена, оформляются некоторые первичные документы. Эти документы якобы подтверждают сделку, и заказчик может получить свои деньги обратно за вычетом «комиссионных», но уже наличными. Это позволяет уйти от уплаты налогов и обналичить деньги.

2. Существует схема для увеличения добавленной стоимости товара и это дает возможность уменьшить налоги, которые оплачивает компания. Схема работает при реализации товаров с низкой себестоимостью. Производитель продает товар по себестоимости фирме-однодневке. Затем она перепродает товар такой же фирме, но по более высокой цене. А та уже продает с завышенной стоимостью фирме с чистой репутацией, которая реализует продукцию конечному потребителю по очень завышенной цене.

Какие последствия могут ждать от сотрудничества с такой фирмой?

Даже если вы честный предприниматель и ведете законную деятельность, может оказаться, что среди ваших партнеров есть те, которые работают через фирмы-однодневки. Не так страшно, если это ваш покупатель, главное, не работать без предоплаты. Гораздо хуже будет, если такой фирмой окажется ваш поставщик. Налоговые органы, скорее всего, захотят удостовериться в правомерности совершенной сделки с вашей стороны. Оспаривать проблемы и вопросы можно в суде, надо буд писать заявление в арбитраж и так далее. Это очень длительный и трудоемкий процесс.

Постарайтесь заранее выявлять фирмы-однодневки и не сотрудничать с ними. Как уже говорилось, присутствие одного-двух признаков еще не показатель нестабильности вашего партнера. Если вы заключаете новый договор, то следует обратить внимание на следующие вещи: смогли ли вы встретиться с директором, увидели ли офис фирмы, насколько тщательно проверяли ваши документы в офисе партнеров, а обнаружив там ошибки, попросили ли их исправить, а также насколько надежен банк, где зарегистрирован расчетный счет контрагента. Проявите бдительность при выборе партнеров для сотрудничества, работайте с надежными и проверенными фирмами и людьми, и ваш бизнес будет защищен.

admin