Членская организация

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков.

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Выводы

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

И. В. Бондарчук*

Объединение граждан как юридическая категория: судебно-конституционный опыт стран СНГ и современные перспективы законодательства

Аннотация. Настоящая статья посвящена сравнительно-правовому анализу межотраслевого понятия «объединение граждан» в практике стран СНГ. Основное внимание в статье уделяется конституционному содержанию указанного понятия во взаимосвязи с международным принципом свободы ассоциаций. Выявлено, что в рамках стран СНГ, с одной стороны, в конституционном тексте наблюдается воспроизведение международных стандартов и принципов, согласно которым каждый имеет право на объединение в целях совместной деятельности в сфере, представляющей взаимный интерес. Однако, с другой стороны, уже последующие конституционные положения, направленные на развитие понятия «объединение граждан», конкретизируют и весьма ограничивают действие права на объединение. Автор статьи отстаивает позицию, что понятие «объединение граждан» и правовой статус общественного объединения в странах СНГ с учетом материалов конституционного судопроизводства в области применения международного принципа свободы ассоциаций нуждается в существенной законодательной доработке.

Ключевые слова: объединение граждан, свобода объединений, конституционное судопроизводство, Европейский Суд по правам человека, политические партии, общественные объединения, гражданское общество, свобода самовыражения, судебная практика.

001: 10.17803/1994-1471.2017.77.4.182-190

Объединение граждан как юридическая категория представляет собой весьма эклектичное понятие, сочетающее положения различных отраслей права, таких как конституционное, административное, трудовое, гражданское. Например, в доктрине конституционного права понятие «объединение граждан» включает прежде всего политические партии, массовые общественно-политические движения, избирательные объединения

и организации. В трудовом праве «объединение граждан» — ключ к пониманию правовой природы профессиональных союзов, объединений и ассоциаций работодателей. С позиций административного права «объединение граждан» — это процесс, который дает возможность понять сущность правовых отношений, возникающих по поводу приобретения официального статуса коллективного субъекта: политической партии, общественной организации,

© Бондарчук И. В., 2017

* Бондарчук Илья Владимирович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия, руководитель секретариата Комитета Государственного Совета Республики Крым по законодательству, член научного совета по правотворчеству при Председателе Государственного Совета Республики Крым bondoc@ukr.net

295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 18

религиозного объединения. В свою очередь, в гражданско-правовых аспектах «объединение граждан» рассматривается как любая форма неправительственной организации, способствующая развитию в государстве гражданских инициатив и реализации частного интереса (от благотворительного фонда до коммерческой организации).

Традиционно для стран СНГ понятие «объединение граждан» трактуется во взаимосвязи с нормами конституционного права, являясь неизменным спутником реализации коллективных политических прав.

Так, сегодня довольно распространенной для основных законов стран СНГ (Казахстан, Кыргызстан, Украина, Молдова, Таджикистан, Узбекистан) является употребление конституционного тезиса о том, что право объединяться имеют граждане. К примеру, согласно ст. 28 Республики Таджикистан гражданин вправе участвовать в создании политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений1. В свою очередь, согласно Конституции Республики Узбекистан граждане имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях2. Практически аналогичная норма содержится в ст. 41 Конституции Республики Молдова, в соответствии с которой граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно-политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом3.

Таким образом, в подавляющем большинстве стран СНГ на конституционном уровне выделяется узконаправленный политический концепт категории «объединение». При этом в специальном законодательстве используется родовое понятие «объединение граждан», которое включает такие виды, как общественные организации, партии и иные общественно-политические организации.

В международно-правовой практике категория «объединение граждан» (в терминологии международно-правовых документов — ассоциация) понимается довольно широко благодаря решениям Европейского Суда по правам человека в делах о защите принципа свободы ассоциаций (freedom of association) как базовой ценности общества4.

Термин «ассоциация», являющийся, по сути, международным аналогом словосочетания «объединение граждан», происходит от латинского слова association — соединение, связь. Как указывал Е. Ефремов, составитель одного из первых словарей иностранных слов, вошедших в русский язык, ассоциация есть «свободное соединение многих лиц капиталом или трудом, для достижения общей цели — промышленной, потребительской, просветительской или любой другой»5. Иначе говоря, юридический термин «ассоциация» непосредственно связан с идеей соединения, а действия лиц по объединению требуют соблюдения двух обязательных условий: с одной стороны, это добровольность объединения — свобода волеизъявления, а с другой — наличие специальной общей цели, вокруг которой и происходит объединение.

Например, в соответствии с постановлением Европейского Суда по правам человека от 1 февраля 2007 г. по делу «Рамазанова (Ramazanova) и другие против Азербайджана», «Возможность создания юридического лица с целью совместной деятельности в сфере, представляющей взаимный интерес, является одним из важнейших аспектов свободы объединения с другими, без которого данное право было бы лишено всякого значения» (Информация о постановлении ЕСПЧ от 1 февраля 2007 г. по делу «Рамазанова и другие (Ramazanova and Others) против Азербайджана» (жалоба № 44363/02) // СПС «КонсультантПлюс»).

Новый полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык / сост. Е. Ефремов ; под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртене. М., 1911. С. 46.

Из приведенной позиции следует, что понятие «ассоциация» охватывает фактически все разновидности негосударственных объединений граждан. При этом реализация права на объединение (свободы ассоциаций) не ограничивается лишь деятельностью политических партий или других видов общественных объединений, а предполагает как можно больше юридических форм воплощения усилий физических и юридических лиц по отношению к их общим интересам.

Именно такая трактовка категории «объединение граждан» (ассоциация) следует из содержания конституций таких государств, как США, Канада, Швейцария, Япония, где право на свободу объединения в политические партии и общественные организации вообще четко не выражено. В вышеуказанных странах на уровне Основного закона закрепляется только общая концепция «свободы ассоциаций» среди других форм «свободы выражения мнений». Например, ст. 21 Конституции Японии гарантирует свободу собраний и объединений, а также свободу слова, печати и всех иных форм выражения мнений6. При этом статей о праве на свободу объединения в политические партии и общественные организации в тексте Конституции Японии нет.

Концептуально иначе строится конституционная практика европейских стран и стран СНГ, для которых выделение на конституционном уровне статуса политических партий и общественных организаций было главным образом обусловлено исторически.

Согласимся с Д. Валадесом в том, что после Второй мировой войны для стран континентальной Европы процесс конституционализа-ции статуса политических партий связывается с закреплением положения об ответственности политических организаций за демократизм внутрипартийной деятельности7. Например, конституции некоторых стран, в частности

Франции (ст. 4), Италии (ст. 49), закрепляют общее правило для политических партий и объединений придерживаться принципов демократии или действовать демократическим путем.

Требования других конституций более конкретные. Например, ст. 21 Основного закона Германии гарантирует свободу создания политических партий, но предусматривает, что «их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам»8; ст. 6 Конституции Хорватии закрепляет, что внутренняя организация политических партий должна соответствовать основным конституционным демократическим принципам9. Сходным образом ст. 6 Конституции Испании устанавливает обязанность политических партий иметь демократическую внутреннюю структуру и соответственно функционировать10. В Португалии внутрипартийная демократия также защищается на конституционном уровне — в ч. 5 ст. 51 предусматривается, что «политические партии должны руководствоваться принципами открытости, демократичности организации и управления, а также участием всех его членов»11 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напомним, что в условиях стран СНГ на конституционном уровне принципиально важным моментом являлся отказ от руководящей роли в общественной и государственной жизни одной политической партии. В этой связи на первый план выдвигаются соответствующие конституционные положения о равенстве перед законом: общественных объединений (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ); всех объединений граждан (ч. 5 ст. 36 Конституции Украины), партий и других общественно-политических организаций (ч. 2 ст. 41 Конституции Республики Молдова).

В исторической ретроспективе это были вполне оправданные попытки на конституционном уровне стран СНГ установить правовое единство права на объединение для общественных организаций и политических партий, предполагающее взаимосвязь и равноправие

6 См.: Конституции зарубежных стран : сб. / сост. В. Н. Дубровин. М., 2008. С 433.

7 ВаладесД. Конституционные проблемы правового государства / пер. с исп. М., 2009. С. 137.

8 См.: Конституции зарубежных стран : сб. С. 135.

9 Цит. по: МильчаковаО. В. Конституционная юстиция в Хорватии: становление, развитие, основы организации. М., 2013. С. 55.

10 См.: Конституции зарубежных стран: сб. С. 203.

механизма конституционно-правового регулирования их правового статуса через организационно-правовое закрепление таких обобщающих понятий, как «общественное объединение», «объединение граждан», «общественно-политическая организация».

Вместе с тем в конституционных реалиях государств — участников СНГ необычайно высокое воздействие как на текст основного закона в целом, так и, особенно, на прописывание основных прав и свобод человека, оказывает международно-правовая практика.

Так, конституции Российской Федерации (ст. 30), Республики Беларусь (ст. 36), Республики Армения (ст. 28), Азербайджанской Республики (ст. 58) практически дословно восприняли положения Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных и региональных актов о правах человека. В частности, в указанных странах на конституционном уровне предусматривается, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Для сравнения отметим, что во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу объединения» (в терминологии ст. 20 Декларации — «право на свободу ассоциаций»). Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает право каждого на свободу объединения с другими лицами. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в части провозглашения указанного права почти дословно воспроизводит норму ст. 11 Европейской конвенции, но в отличие от положений Декларации и Конвенции, право на свободу ассоциаций размещает в отдельной от права на свободу мирных собраний статье. В соответствии со ст. 22 Пакта «каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».

Следует обратить внимание, что, с одной стороны, в конституционном тексте отдельных стран — участниц СНГ применяются междуна-

родные стандарты, согласно которым каждый имеет право на объединение. Однако, с другой стороны, актуальным остается вопрос об объеме соотношения содержания таких категорий, как «общественное объединение», «объединение граждан», «общественно-политическая организация», которые также используются в конституционно-правовом поле изучаемых стран и одновременно претендуют на статус обобщающего, собирательного понятия.

Например, Конституция Российской Федерации в статье, посвященной закреплению конституционного права каждого на объединение, провозглашает свободу деятельности общественных объединений (п. 2 ч. 1 ст. 30). Согласно Конституции Армении исключительно законами устанавливается правовой статус общественных объединений (п. 10 ст. 83.5). В Республике Беларусь Основной закон устанавливает, что общественные объединения наряду с политическими партиями в рамках Конституции и законов Республики Беларусь содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. А в соответствии с Конституцией Республики Азербайджан каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе общественное объединение.

В этом контексте австрийский ученый Б. Ви-зер ставит совершенно справедливый вопрос: «Идентичны ли эти термины?»12 Попробуем в этом разобраться с помощью накопленного материала конституционного судопроизводства по применению конституционного права на объединение.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации понятие «объединение граждан» рассматривает довольно широко. Согласно его правовой позиции, высказанной в постановлении от 8 апреля 2014 г. № 10-П, «традиционными формами реализации конституционного права каждого на объединение являются создание и деятельность политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов, а также иных объединений, посредством которых граждане получают возможность на основе общих идей и взглядов совместными усилиями добиваться

12 Визер Б. К методике интерпретации Конституции России: новый немецко-русский комментарий к Конституции РФ 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 78.

тех или иных социально-экономических, политических, культурных, научных, природоохранных и других целей»13 .

Следовательно, такие формы объединений, как религиозные и кооперативные организации, коммерческие объединения граждан, органы местного самоуправления, уличные, квартальные, сельские, поселковые советы и комитеты микрорайонов, домов, органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т.д.) априори подпадают под общее понятие «объединение граждан».

Данному суждению соответствуют и иные правовые позиции Конституционного Суда РФ. Например, в своем постановлении от 24 октября 1996 г. Суд приравнял юридические лица к объединениям граждан, правомочных подавать конституционную жалобу14. В постановлении от 29 марта 2011 г. Конституционный Суд РФ рассматривает муниципальное образование в качестве объединения граждан15 .

Конституционный Суд Украины, с учетом существовавших тенденций украинского законодательства в сфере развития институтов гражданского общества в 2001 г., высказался также весьма последовательно по обозначенному вопросу. Так, придерживаясь расширительного толкования понятия «объединение граждан», Суд указал, что иные (не являющиеся наиболее общими) вопросы реализации права на свободу объединения в гражданском

обществе не подлежат государственному регулированию и должны решаться на свободное усмотрение его членов. Речь идет о решении Конституционного Суда Украины от 13 декабря 2001 г. № 18-рп/2001, в котором Суд сформулировал правовую позицию о возможности фактического объединения граждан в иные формы объединений, но вне государственного регулирования исключительно на основании реализации гражданами права на свободу объединения, т.е. на основе их свободного во-леизъявления16

В указанном решении Конституционный Суд Украины признал неконституционным законодательное регулирование, а по сути — легализацию статуса отдельно взятого общественного объединения, объединяющего большинство официально существующих в стране молодежных и детских общественных организаций. Таким образом, можно констатировать, что Конституционный Суд Украины, рассмотрев обращение народных депутатов Украины, пересмотрел позицию, изложенную не только в отраслевом законодательстве, но и в тексте самой Конституции, интерпретировав категорию «объединение граждан» более широко — с точки зрения закрепления свободы ассоциаций в международно-правовых документах, поскольку в Основном законе Украины более общее право — право на свободу объединения представлено в его ограниченном виде.

13 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л. Г. Кузьминой, С. М. Смиренского и В. П. Юке-чева» // СПС «КонсультантПлюс».

14 Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации ‘Об акцизах'»» // СПС «КонсультантПлюс».

15 Постановление Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования — городского округа «Город Чита»» // СПС «КонсультантПлюс».

16 Ршення Конституцшного Суду УкраТни у справi за конституцшним поданням народних депуталв УкраТни щодо вщповщносп Конституци УкраТни (конституцшносл) положень абзацу четвертого статт 2, частини другоТ статт 6, частин першоТ, другоТ статт 10 Закону УкраТни «Про молодiжнi та дитячi громадськ оргашзацп» (справа про молодiжнi оргашзацп) вщ 13 грудня 2001 року № 1-43/2001 // Офщшний вкник УкраТни. 2002. № 51. Ст. 2310. Стр. 466.

Заметим, что в ст. 36 Конституции Украины это право конкретизировано правом граждан на свободу объединения в политические партии и общественные организации17. В этой связи некоторыми украинскими учеными высказывались даже предположения о формальном признании на уровне Конституции существования объединений граждан только лишь в двух формах: политических партиях и общественных организациях18.

Подобные конституционные формулировки весьма ограничивают понимание рамок действия конституционного права на объединение, которое лежит в основе понимания юридического термина «объединение граждан». Однако решениями Конституционного Суда Украины, непосредственно затрагивающими законодательство Украины об объединениях граждан, интерпретация законодателем права на объединение в ограниченном виде была существенным образом скорректирована и расширена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно, что впоследствии толчком для украинского законодателя в реформировании законодательства об объединениях граждан послужила не собственная конституционно-судебная практика, а решения наднациональных судов, в частности решение Европейского Суда по правам человека от 03.04.2008 № 40269/02 по делу «Корецкий и другие против Украины». Согласно позиции ЕСПЧ положения Закона «Об объединениях граждан» 1992 г., регулирующие регистрацию общественных организаций, носили слишком неопределенный характер и не были достаточно «предсказуемыми», а также предоставляли властям чрезвычайно широкую свободу по своему усмотрению принимать решение о возможности регистрации определенной общественной организации19 .

И уже в действующей редакции ст. 1 нового Закона Украины от 22.03.2012 № 4572^1 «Об общественных объединениях» общественное объединение определяется как добровольное объединение физических лиц и/или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных (экономических, социальных, культурных, экологических и др.) интересов20.

При этом действующее законодательство Украины до сих пор содержит весьма спорную с точки зрения Конституции Украины и Гражданского кодекса Украины легальную дефиницию «политическая партия». В статье 2 Закона Украины от 05.04.2001 № 2365-Ш «О политических партиях в Украине» определено: политическая партия — это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан — сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях21

Для сравнения обратимся к более распространенному в странах СНГ законодательному определению специального вида объединений граждан — политической партии на примере Таджикистана. В статье 2 Закона Республики от 13 ноября 1998 г. № 680 «О политических партиях» под политической партией понимается общественное объединение, главной задачей которого является участие в политической жизни общества посредством формирования политической воли граждан, а также осуществления власти через своих представителей22.

В свою очередь, «перекос» украинского законодательства в формулировке понятия «политическая партия», состоит в отрицании

17 Конститущя УкраТни вщ 28 червня 1996 року // Вщомосп Верховно! Ради УкраТни. 1996. № 30. Ст. 141.

18 См.: Дод’1на £. £. Адмшктративно-правовий статус громадських оргашзацш в УкраТш : дис. … канд. юрид. наук . Одеса, 2001. С. 37.

20 Закон УкраТни вщ 22 березня 2012 р. № 4572-VI «Про громадськ об’еднання» // Офщшний вкник УкраТни. 2012. № 30. Ст. 26.

21 Закон УкраТни вщ 5 кв^ня 2001 р. № 2365—111 «Про пол^ичш партп в УкраТш» // Вщомосп ВерховноТ Ради УкраТни. 2001. № 23. Ст. 118.

22 URL: http:// www.parliament.am/library/Political%20parties/tatjikistan.pdf (дата обращения: 15.07.2016).

на законодательном уровне того, что общим определяющим признаком общественных объединений и политических партий, как представляется, является выражение или представление интереса отдельной группы людей — части общества, а особенностью объединения граждан в политические партии выступает цель такого объединения — выявление у разных социальных групп общенационального интереса для его воплощения на общегосударственном уровне как интереса всего общества, что важно отражать и в легальных дефинициях.

Иначе, по мнению А. В. Курочкина, может сложиться впечатление, что граждане, которые не поддерживают деятельность Президента и Правительства Украины, т.е. не согласны с общенациональной программой общественного развития, не имеют права объединяться в политические партии. При этом согласно утверждению автора о том, что в политической партии находит выражение точка зрения консолидированных групп граждан, являющихся сторонниками общенациональной программы общественного развития, может означать также, что в создании политической партии могут участвовать лишь граждане, поддерживающие официальный политический курс руководства Украины, поскольку только оно занимается формированием общенациональной программы общественного развития страны23 .

В этой связи примечательна позиция Конституционного Суда Республики Беларусь, высказанная по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений в республике: «Политические партии являются особым видом общественных объединений граждан. Основное отличие общественного объединения от политической партии заключается в том, что общественное объединение — это объединение граждан, объединившихся

на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей, а политическая партия — добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах»24 .

Если говорить об общих тенденциях консти-туционализации более общего понятия «объединение» в странах СНГ, то следует согласиться с мнением, высказанным Ю. А. Юдиным о том, что выделение из общего права на объединение права на образование политических партий обусловлено главным образом историческим опытом. И не случайно, что именно конституции большинства стран, которые покончили с тоталитаризмом, содержат специальные положения о свободе образования и деятельности политических партий25. Конституции стран СНГ отделяют правовой статус политических партий от правового статуса других объединений граждан, следовательно, партия является особым видом объединения граждан.

Заметим, что на первых этапах становления и формирования постсоветского законодательства об объединениях граждан было характерно для всех стран СНГ использование в тексте специальных законов общего для политической партии и общественной организации понятия — «общественное объединение», что было обусловлено необходимостью преодолеть административные установки, заложенные советским законодателем в исследования организации деятельности и компетенции добровольных объединений граждан, которые раскрывали у них качества субъекта власти, «носителей властных полномочий»26. Позже такая трактовка уже переросла в научную традицию и все меньше предусматривалась нормами отраслевого законодательства.

23 КурочкинА. В. Правовая институционализация политических партий в Российской Федерации. Казань, 2014. С. 191.

24 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2013 г. № Р-848/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений». URL: www.kc.gov.by/main.aspx?guid=32243 (дата обращения: 04.08.2016) .

25 Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 63.

Исходя из вышесказанного можем с определенной долей уверенности констатировать, что в законодательстве стран СНГ содержание термина «объединение граждан» и термина «общественное объединение» в большинстве случаев тождественно. При этом, если быть методологически более точным, следуя традиции трактовки понятия «ассоциация» (association) западной юриспруденцией, под законодательным термином «общественное объединение» необходимо понимать не любые объединения, а только те, целью деятельности которых является публично-общественный интерес.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что современную систему законодательства об объединениях граждан в большей части стран СНГ, как правило, составляют нормы конституции, специальный закон об общественных объединениях. В некоторых государствах помимо этого либо вместо специального закона принимается общий закон о некоммерческих объединениях, являющийся специальным по отношению к гражданскому кодексу. Отдельные вопросы государственной регистрации общественных объединений и порядок приобретения ими статуса юридического лица конкретизируются и устанавливаются также в отраслевом законодательстве о государственной регистрации юридических лиц. В той или иной степени в каждом государстве понятие и при-

знаки общественного объединения регулируются нормами гражданского права, динамика развития и влияние которого на рассмотренную юридическую категорию закономерно усиливается с каждым годом. Следует обратить внимание, что на такие перспективы развития законодательства в сфере реализации права на объединение (свободы ассоциаций — по терминологии международных документов) ориентирует и прецедентная практика ЕСПЧ.

В завершение необходимо отметить, что современные проблемы правоприменения конституционного понятия «объединение граждан» в странах СНГ имеют своим происхождением попытки сохранить административное влияние на развитие институтов гражданского общества. В этих условиях важное значение приобретает практика органов конституционного правосудия этих государств, призванная стать для национального законодателя эффективным средством нормоконтроля.

Таким образом, представляется, что понятие «объединение граждан» и правовой статус общественного объединения в законодательстве стран СНГ нуждаются в доработке, как в части его институциональной и функциональной составляющих, так и в отношении концептуального понимания данного термина и правового статуса общественного объединения на современном этапе развития гражданского общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . ВаладесД. Конституционные проблемы правового государства / пер. с исп. — М., — 2009. — 168 с.

2 . Визер Б. К методике интерпретации Конституции России: Новый немецко-русский комментарий

к Конституции РФ 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 7. — С. 76—78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 . Курочкин А. В. Правовая институционализация политических партий в Российской Федерации. — Ка-

зань, 2014. — 256 с.

5 . Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. — М., 1998. — 288 с.

6 . Ямпольская Ц. А. Общественные организации в СССР: некоторые политические и организационно-

Материал поступил в редакцию 12 октября 2016 г.

295000, Russia, Crimea, Simferopol, Marksa Street, 18

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Valades D. Konstitucionnye problemy pravovogo gosudarstva; Per. s isp. M., 2009. 168 s.

2 . Vizer B. K metodike interpretacii Konstitucii Rossii: Novyj nemecko-russkij kommentarij k Konstitucii RF

1993 g. // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2015. № 7. S. 76—78.

3 . Dodina £. £. Administrativno-pravovij status gromads’kih organizacij v Ukraini: dis. … kand. jurid. nauk.

Odesa, 2001. 174 s.

Товарно-денежные отношения, эффективность которых определяет успешность любого бизнеса, подразумевают четкое разделение форм ведения дела на коммерцию и некоммерческое производство. Умение понимать, что такое предприятие, где установлена коммерческая основа, позволяет избежать ошибок и достичь нужных результатов с минимумом плохих последствий.

Три признака коммерции

Вести деятельность сугубо на коммерческой основе значит выполнять платную работу, где плата намеренно превышает вложенные затраты. Но только получение прибыли не является показателем того, что предприятие именно рыночное. Полученная прибыль для этого должна нести характер свободного дохода, предназначенного для распределения между участниками дела. Соответственно, владельцы бизнеса должны иметь все полномочия для распоряжения текущими активами.

В совокупности эти признаки складываются в четкое определение рыночного статуса торговых действий в России:

  • объект преследует цель получения именно дохода;
  • прибыль по договоренности делится между участниками процесса;
  • предприятие имеет форму юридического лица, которое (учредители) единолично владеет активами на праве собственности, вещного права или аренды.

А вот некоммерческая основа – это деятельность, главной целью которой является не достижение максимального дохода, а выполнение конкретных, назначенных функций. Прибыль здесь играет роль инструмента для осуществления работы, а не обогащения, и используется только на нужды организации. Более того — она вообще не принадлежит исполнителям.

Основные виды современной коммерции

К 2020 году сложился ряд направлений, устойчиво представляющих основные виды коммерческой деятельности на потребительском рынке.

Это:

  1. Поставка и сбыт потребителю товаров, продовольствия наивысшего спроса.
  2. Поставка современных, востребованных услуг.
  3. Посредничество в торговых отношениях.
  4. Закупка ресурсов и сырья для создания дальнейшей продукции.

Отсюда формируется вся масса рыночных предприятий – любые заводы, фабрики, артели, мастерские, создающие материальный продукт, почти вся транспортная сфера и связь, индустрия развлечений, бытовых услуг, рынок ценных бумаг, простая и электронная торговля. По сути, любое индивидуальное предпринимательство, основанное для получения прибыли с любых сделок купли-продаж, уже по факту коммерция.

К некоммерческой сфере большинством можно отнести здравоохранение, образование, где соотношение расходов и доходов умещается в установленные законодательством налоговые нормы. Налоговое право конкретно описывает долю наценки для таких организаций, которую разрешается включать в себестоимость без потери статуса некоммерческого лица. Вместе с тем, часть представителей этой сферы работают совмещенно – то есть, какую-то долю работы выполняют безвозмездно, какую-то – платно. Однако права на прибыль у них все равно весьма ограниченны.

Задачи, решаемые коммерческими объединениями

Официальная деятельность на коммерческой основе означает, что ее учредителю предстоит решать следующие задачи:

  • подбор и закупка наиболее качественного для работы сырья;
  • то же, в отношении оргтехники и/или оборудования для работников;
  • развитие экономического обеспечения дела;
  • поддержание нужного уровня материально-технической базы;
  • широкий маркетинг, изучение рынков спроса потребителей;
  • расчет и закупка должного количества товара для поддержания рабочего товарооборота;
  • сбыт продукции в промышленных и/или розничных сферах;
  • налаживание выгодных связей, прибыльное посредничество, взаимовыгодные контракты между изготовителями и реализаторами и так далее.

Первостепенной целью всегда будет выступать реализация товара и получение максимальной прибыли после этого. Лишь такое управление бизнесом кладется в фундамент успеха и является наглядным показателем того, что такое коммерческая основа затеянной деятельности.

Субъекты коммерции

Отдельного понятия «коммерсант» в России не существует. Есть юридические лица на КО, а также индивидуальные предприниматели, определенные ГК РФ как самостоятельные деятели, осуществляющие получение прибыли на свой страх и риск без образования юрлица. Это ИП, кооперативы, хозобщества, госунитарные предприятия и прочее. Но одно условие должно быть выполнено всегда – государственная регистрация.

Получение статуса коммерсанта обязывает:

  • соблюдать специальный режим ответственности за сделки по закону (ГК РФ);
  • принимать особые обязательства в виде, например, публикации сведений о себе в ЕГРЮЛ;
  • изучать и исполнять действующие и только введенные законодательные акты в отношении коммерцлиц.

Последний пункт имеет особенно важное значение, поскольку на 2020 год работа коммерсантов регламентирована слабее остальных сфер. А предприятия на совмещенной основе регулируются законом еще меньше. Это вызывает постоянное внимание правительства РФ, которое регулярно пытается ввести новые нормативы по этой теме.

Некоммерческие организации

Прямые цели предприятия, где установлена некоммерческая основа, это:

  • социальные и/или государственные услуги;
  • обслуживание культурной и научной сферы;
  • благотворительность;
  • охрана здоровья;
  • образование;
  • управление;
  • юрпомощь и решение споров.

Подобные цели не подразумевают, что здесь не может идти речи о получении прибыли. Она тоже идет. Однако, как было упомянуто выше, отличие от объектов, где принята коммерческая основа – это способ распоряжения этой прибылью. Она для некоммерсантов доступна только как ресурс внутреннего расходования. Кроме того, источник дохода тоже носит подконтрольный характер и строго определяется государством.

Объект на КО волен воспользоваться полученным доходом полностью на свое усмотрение, это его главный стимул. Некоммерсанту важнее выполнить возложенные на него обязательства по предоставлению конкретных услуг, даже если это убыточно.

Нюансы для разных видов предпринимательской деятельности

К 2020 году в России действуют 3 основных коммерц-сферы:

  1. Производство.
  2. Инновации.
  3. Фермерство.

Работа рыночного производства:

  • выпуск означенных товаров;
  • духовно-интеллектуальные услуги;
  • использование высококачественных ресурсов, включая специалистов-сотрудников;
  • современно оборудованная материальная база.

Особенности инновационного предпринимательства:

  • использование только высоких технологий;
  • привлечение электронных торговых площадок и инструментов;
  • применение передовых способов увеличения эффективности труда.

Фермерское индивидуальное предпринимательство отличается:

  • наличием семейственности;
  • отсутствием юрбазы;
  • узкопрофильностью;
  • обязательной регистрацией имущества;
  • наличием земучастка с длительным периодом владения;
  • особой организацией трудовых ресурсов;
  • зависимостью от согласия членов семейства на создание фермерского предпринимательства.

Нередко возникает вопрос, а можно ли назвать ИП арендодателя жилья? Да, найм жилплощади тоже считается сферой коммерции, несмотря на отсутствие в законодательстве РФ конкретного определения «торговой сдачи жилья». Получение прибыли здесь подразумевается по умолчанию, а значит сделка априори является коммерческой. Единственное, что такому коммерсанту не нужно отдельно регистрировать ИП для признания сделки законной. Но налоги платить надо.

Работа предприятия коммерческой сферы – это сложный процесс, требующий глубокого изучения и анализа рабочих процессов. Успех здесь определяют использованные общенаучные и специальные методы исследования, которому крупные предприниматели уделяют все свое основное время. И это приносит очень серьезные плоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательно закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ указано, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

– потребительский кооператив;

– общественные или религиозные организации (объединения);

– учреждения;

– благотворительные и иные фонды;

– другие формы, предусмотренные законом.

В п. 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ дан следующий перечень форм некоммерческих организаций:

– общественные или религиозные организации (объединения);

– общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– некоммерческие партнерства, учреждения;

– автономные некоммерческие организации;

– социальные, благотворительные и иные фонды;

– ассоциации и союзы;

– другие формы, предусмотренные законом.

Следовательно, законодательно закреплен не исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Поэтому в Российской Федерации допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приведен в Законе № 7-ФЗ. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Приведенный перечень также не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных или подобных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но общая цель всегда одна, и ее можно смело назвать социальной.

Важно заметить, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Остановимся подробнее на некоторых формах некоммерческих юридических лиц и разберемся, на что следует обратить внимание при их сравнительной характеристике.

В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив не предполагает обязательного личного участия в его делах. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно, не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.

Согласно ГК РФ особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – жилищный и жилищно-строительный кооператив, сельскохозяйственная и иная кооперация (см. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»). Поэтому в ГК РФ содержатся лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов.

Помимо общих положений и условий устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки (в случае их возникновения) путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Причем члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.

Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.

В соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вступившего в силу с 15 декабря 2007 г., специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций не распространяется на потребительские кооперативы; товарищества собственников жилья; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Таким образом, государственная регистрация данных форм некоммерческих юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации (подробнее см. письмо ФНС России от 13 декабря 2007 г. № СК-6-09/963@ «Об изменении порядка регистрации товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»).

В соответствии с п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они также являются некоммерческими юридическими лицами и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей статуса таких объединений, включая их внутреннюю организацию и структуру управления.

Под общественным объединений понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие, которые также являются общественными объединениями. И граждане, и юридические лица имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер – оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности;

– политическая партия.

Гражданское законодательство регламентирует следующие основные положения правового статуса всех форм общественных и религиозных организаций (объединений).

1. Участники данных организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество этих организаций. Таким образом, граждане как члены общественных и религиозных организаций не приобретают никаких имущественных доходов и выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного ими таким организациям.

2. Общественные и религиозные организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов. Также последние ни в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по долгам созданных ими организаций.

3. Юридическими лицами и собственниками своего имущества в соответствии с законом и уставами общественных и религиозных организаций могут признаваться как отдельные звенья этих организаций (например, территориальные), так и сами организации (объединения) в целом. ГК РФ допускает альтернативное решение этого вопроса в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и уставами этих организаций.

4. Данные организации как собственники имущества участвуют в имущественном обороте исключительно для достижения своих основных уставных задач, т. е. имеют строго целевую правоспособность. Причем деятельность общественных и религиозных организаций должна не только служить достижению уставных целей, но и соответствовать им. Например, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью (типографии, газеты, телестудии), но не может стать участником автомобильного комплекса либо страховой компании.

Фонды – это относительно новый вид некоммерческих юридических лиц, успевший широко распространиться в имущественном обороте современного российского общества.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Особенностью фонда и его отличительной чертой является то, что он не основан на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности и поэтому лишены возможности прямо управлять его делами. Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества. В целях же исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, обязательное создание попечительского совета, контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц, во-вторых, обязанность публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями. Например, имущество благотворительной организации (благотворительного фонда), оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда помимо общих для всех видов юридических лиц сведений должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд»; сведения о целях фонда; указания об органах, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения; указание на место нахождения фонда; описание судьбы имущества фонда в случае его ликвидации.

Важное положение, касающееся внесения изменений в устав фонда и его ликвидации, закреплено в ст. 119 ГК РФ. Органы фонда могут принять решение об изменении его устава, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе его учредителями, а основания ликвидации фонда определены исчерпывающим образом. Если возможность внесения изменений в устав не предусмотрена учредительными документами, то такое право предоставлено только суду.

Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать в отсутствие членских взносов (как и в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам, как и другим некоммерческим юридическим лицам, участвовать в предпринимательской деятельности непосредственно или через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Предпринимательская деятельность фонда должна соответствовать общественно полезным целям, т. е. его основным уставным задачам, носить строго целевой характер, соответствующий его специальной правоспособности, и подвергаться тем же ограничениям, что и участие в имущественном обороте общественных и религиозных организаций.

Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (оно закреплено за учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ)). Оно представляет собой «остатки» прежней экономической системы, что, в принципе, не свойственно развитому товарному обороту.

Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной (субсидиарной) ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам. Данное положение неоднократно подтверждалось материалами судебной практики (например, см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. по делу № А43-26483/2007-8-697, на основании которого иск о взыскании задолженности по оплате работ, выполненных для муниципального учреждения, правомерно удовлетворен за счет казны муниципального образования, являющегося собственником данного имущества).

С учетом этого закон не определяет даже наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, таки общее положение об организациях данного вида либо положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса, как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять их статус.

Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления либо орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации.

Ассоциации и союзы – это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя создаваться они могут как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Анализ ст. 121 ГК РФ показывает, что не допускается одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций.

Ассоциации и союзы как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах.

Подобное объединение, как некоммерческая организация, не вправе участвовать в предпринимательской деятельности, но оно может создать хозяйственное общество либо участвовать в нем, однако полученные доходы должны использоваться на нужды ассоциации и не могут распределяться между ее участниками. Если же участники ассоциации возлагают на нее ведение какой-либо предпринимательской деятельности, то она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся члены ассоциации (п. 1 ст. 121 ГК РФ).

Ассоциации и союзы – собственники имущества, переданного учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества, которое может использоваться только для достижения уставных задач в строгом соответствии с целевой правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся в случае ее ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между учредителями, поскольку они не имеют права на имущество ассоциации.

Ассоциация не несет ответственности по долгам своих участников, но последние обязаны нести такую ответственность по ее обязательствам. Характер и пределы такой ответственности должны определяться в уставе, в том числе с учетом особенностей положения юридических лиц – несобственников, которые могут быть участниками ассоциации. Наличие данной дополнительной ответственности исключает возможность признания данного вида некоммерческого юридического лица банкротом.

Субсидиарная ответственность члена ассоциации по долгам такого объединения сохраняется даже в случае выхода или исключения участника из ассоциации пропорционально его взносу в течение двух лет с момента выхода.

Рассматриваемая форма некоммерческих организаций действует в отличие от остальных форм некоммерческих организаций на основании двух учредительных документов – учредительного договора и устава, в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов ее управления и порядок их формирования, условия и порядок ее реорганизации и ликвидации.

ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций и союзов, поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

admin