Чем сбор отличается от пошлины?

В законодательстве РФ закреплены понятия сбора и пошлины. В чем их особенности?

Что такое сбор?

Под сбором в законодательстве РФ понимается фиксированный платеж, взимаемый с компаний или граждан в счет оплаты ими неких услуг. Например, тех, что оказываются каким-либо субъектом — частной или государственной организацией. Предположим, это может быть сбор за продажу авиабилета.

Как правило, величина сбора определяется непосредственно субъектом, который его взимает. То есть размеры соответствующих платежей, если речь не идет об услугах, предоставляемых государственным органом, обычно не регулируются законодательством. Также на свое усмотрение субъект, оказывающий услуги, может устанавливать льготы на уплату сбора для тех или иных категорий граждан или фирм.

Что такое пошлина?

Пошлина — это разновидность сбора, которая уплачивается компанией или гражданином за оказание услуг конкретно государственным или муниципальным органом власти. Например, это может быть пошлина за государственную регистрацию юрлица в ФНС.

В отличие от сбора, величина платежей, о которых идет речь, в общем случае определяется законодательно. Или, по крайней мере, утверждается субъектом предоставления услуг в соответствии с регламентами, зафиксированными на уровне нормативных актов.

Реклама

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, некоторые категории граждан могут быть освобождены от уплаты пошлин. Если это так, то требование государственного органа, в который обращается человек, об уплате пошлины будет незаконным.

Сравнение

Главное отличие сбора от пошлины в том, что платежи первого типа могут взимать как частные, так и государственные организации. Пошлины, в свою очередь, в большинстве случаев взимают только госорганы и муниципальные структуры.

Можно отметить, что сборы, взимаемые государственными органами, чаще всего берутся за услуги, по факту оказания которых гражданин или организация получают некоторую привилегию — например, оформляют ту же лицензию на осуществление какой-либо деятельности. Пошлина, в свою очередь, чаще всего взимается органами, оказывающими услуги, которые представляют собой юридически значимые действия. Это может быть та же регистрация юрлица.

Определив, в чем разница между сбором и пошлиной, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

Сбор Пошлина
Что общего между ними?
Пошлина — разновидность сбора, представляющего собой разовый платеж гражданина или организации за услугу, оказываемую частной фирмой, государственным или муниципальным органом
В чем разница между ними?
Может взиматься как частными, так и государственными или муниципальными организациями Чаще всего взимается только госорганами и муниципальными структурами
В случае если взимается госструктурами — платится за услугу, предполагающую предоставление гражданину или организации какой-либо привилегии Как правило, платится за услугу, предполагающую осуществление государственным или муниципальным органом юридически значимых действий
Размер сбора не всегда строго регулируется законодательно В большинстве случаев размер пошлины устанавливается законодательно
Льготы по уплате сборов могут устанавливать субъекты оказания услуг Льготы по уплате пошлин чаще всего определяются законодательно

Налог — обязательный индивидуально безвозмездный платеж с организаций и физлиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) — обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение действий госорганами.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Косвенные налоги — НДС и акцизы.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка (ставки);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты.

Объект налогообложения — обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс РБ, таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства (ст 28 НК). Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст.41 НК).
Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Отчетный период — период времени, по результатам которого плательщики (иные обязанные лица) обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) и (или) другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются НК РБ или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок исчисления — кто исчисляет (плательщик, налоговый агент, иное лицо) исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.44 НК)

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются НК РБ, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Порядок уплаты — уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), пени либо в ином порядке. Уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях. Днем уплаты считается день направления банку платежных инструкций; день исполнения банком платежных инструкций — если ранее они были не исполнены по причине отсутствия денег на расчетном счете; день списания с карточки; день внесения денежных средств через кассу банк, отделения белпочты; день расчета по ЕРИП; день зачета по заявлению плательщика.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК РБ и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  1. НДС;
  2. акцизы;
  3. налог на прибыль;
  4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. налог на недвижимость;
  7. земельный налог;
  8. экологический налог;
  9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  10. сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  11. оффшорный сбор;
  12. гербовый сбор;
  13. консульский сбор;
  14. таможенные пошлины;
  15. таможенные сборы;
  16. утилизационный сбор;
  17. сбор на финансирование государственных расходов;
  18. государственная пошлина;
  19. патентные пошлины

ИТОГО 9 налогов, 7 сборов, 3 пошлины

К местным налогам и сборам относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков (ст. 11 НК РБ):

  1. налога при упрощенной системе налогообложения;
  2. единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  3. единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  4. налога на игорный бизнес;
  5. налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  6. налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  7. сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  8. сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  9. единого налога на вмененный доход.

admin