Чем отличается референдум от выборов?

Главная / О Палате представителей / Регламентирующие документы / Раздел III. Избирательная система. Референдум

ГЛАВА 1.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 64. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.

Статья 65. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.

Статья 66. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.

Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 67. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Статья 68. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Статья 69. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.

Статья 70. Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Статья 71. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.

Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.

Статья 72. Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.

Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Основания и порядок отзыва членов Совета Республики устанавливаются законом.

ГЛАВА 2.

РЕФЕРЕНДУМ

(НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ)

Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

В чем заключается отличие между референдумом и выборами?

В современном правовом мире у гражданина имеются обязательства и возможность выражения своей воли, что касаемо и относительно вопросов государственного управления. Избрание главы государства и формирование составов органов власти выступают основными способами выражения конституционных прав избирателей на участие в политической жизни государства.

Право избираться, избирать членов власти в органы местного самоуправления и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, имеющему государственное значение, человеку дано конституционным правом Российской Федерации, и именуется избирательным правом. Оно выражается в форме выборов и референдума.

Что такое референдум?

Референдум является выражением непосредственной демократии. Он считается особым видом пользования избирательными правами граждан, когда объектом голосования выступает не определённый претендент на пост, а учитывается мнение всех референтов страны по определенному интересующему вопросу.

Соблюдение процедуры и условий референдума регулируется законодательством. Организация референдума производится по мере необходимости. Инициатива может исходить как от государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений и граждан. Таким образом, референдум выступает инструментом прямой демократии, когда люди самостоятельно делают выбор по конкретной проблеме, выставленной на голосование.

Такой метод принятия значимых политических решений имеет существенные недочёты. Среди них можно отметить наиболее главные. Большое число людей не участвует в референдумах. Решение по вопросу выносится при незначительном большинстве голосов. Всегда есть нюансы, которые не учитываются при принятии решения.

Что представляют собой выборы?

Выборы — это избрание представителей властей путем голосования. Они проводятся для утверждения в должности какого-либо лица, представленного для избрания в состав органов управления. Выборы могут проводиться на различных уровнях государственной организации, начиная с выборов президента страны и заканчивая выбором управляющего предприятием. Отсюда следует, что выборы являются механизмом представительной демократии.

Выборы производятся на основе базовых принципов:

  • тайность голосования и анонимность предполагают, что никто не имеет права и возможности повлиять на выбор избирателей;
  • равноправие и наличие альтернативных кандидатов;
  • здравая оценка и всенародная огласка СМИ хода подготовки, непосредственно самого процесса выборов и порядка избрания кандидатов;
  • всеобщность выборов даёт гарантию каждому гражданину, достигшему избирательного возраста (18 лет), независимо от его социального статуса, вероисповедания, национальности, пола, уровня образования, фактического места жительства, на возможность принятия участия в выборах в качестве избирателя. Исключением выступают лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными;
  • равенство голосов подразумевает, что каждый избиратель имеет возможность отдать свой голос только за одного кандидата.

Основные отличия данных понятий

Сравнение способов выражения избирательного права позволяет выделить определенное сходство между этими двумя видами волеизъявления граждан. И референдумы, и выборы проводятся на разных уровнях государственного устройства. Последовательность их организации и особенности назначения регламентируются законодательной базой страны и, соответственно, беспрекословно соблюдаются. Однако, выборы предполагают голосование «против» или «за» кандидатов и представителей партий на определенные места в органах законодательной и исполнительной власти.

Обсуждение на референдуме предполагает решение совершенно разных проблем, касающихся, например принятия поправок к конституции, изменения формы правления или формы государственного устройства, принятия либо отмены законов. Немаловажное значение имеет решение таких вопросов как вступление страны в международную организацию или сообщество, а также присоединение к международному соглашению и ряд других вопросов.

Участники референдума отдают голос либо «за» или «против» конкретного решения поставленного вопроса, либо выбирают один из предложенных альтернативных вариантов. Решения, по вопросам, рассматриваемым на референдуме, имеют высшую силу и распространяют своё действие бессрочно, до того момента, пока не будет нового референдуам касательно этого же вопроса.

Результатом выборов при этом будет являться легитимность власти. То есть, при истечении определённого срока избранные на выборах должностные лица либо переизбираются на новый срок или же уступают своё место приемникам.

Истинная демократия заключается в том, что народ принимает самое непосредственное участие в собственной судьбе и решает серьёзные вопросы самостоятельно. Для выражения волеизъявления граждан существуют такие формы прямой демократии, как выборы и референдум. Наличие подобных институтов управления говорит о высоком уровне развития общества. Формы волеизъявления народа серьёзно отличаются друг от друга, хотя механизм их проведения во многом схож.

Выборы – процесс формирования органов исполнительной и законодательной власти путём сбора голосов за участников. Это могут быть представители общественных движений, партии, самовыдвиженцы. Выборы бывают местными (формирование местного совета депутатов, кресло губернатора), а также всеобщими (парламент, президент). Это самый демократичный способ формирования органов власти, но лишь в том случае, когда правила их проведения неукоснительно соблюдаются всеми участниками события.

Референдум – форма народного управления, при которой граждане высказывают своё мнение по самым значимым для государства вопросам: принятие конституции, отмена смертной казни, строительство атомной станции и т.д. Плебисцит может быть общегосударственным, а также региональным и местным. Данная форма волеизъявления граждан организуется по мере необходимости: как по инициативе государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений, граждан.

Сравнение

Как выборы, так и референдумы могут проводиться на различном уровне: местном, региональном, общегосударственном. Порядок их назначения и особенности организации прописаны в законодательстве и должны неукоснительно соблюдаться. Однако на выборах круг вопросов заведомо ограничен: это голосование «за» и «против» конкретных кандидатов и партий. На референдуме могут обсуждаться качественно иные проблемы. Это вопросы национализации имущества, отказа от смертной казни или ядерного оружия, наделение независимостью определённой административной единицы. Участник либо голосует «за» или «против», либо выбирает определённый вариант из предложенных альтернатив.

При этом результат выборов – легитимность власти, то есть мандата участника. Как только истечёт срок действия полномочий, они должны будут уступить своё место преемникам. Это касается президентов, депутатов, губернаторов. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно – до их отмены на аналогичном плебисците.

Выводы TheDifference.ru

  1. Периодичность проведения. Референдум назначается по мере возникновения вопросов, требующих народного волеизъявления. Выборы президента, парламента, а также иных органов власти проводятся один раз в 3-6 лет либо досрочно.
  2. Круг решаемых вопросов. На выборах гражданам нужно ответить, какую партию или каких людей они хотят видеть на постах государственных органов. На референдуме высказывается мнение о возможности принятия новой конституции, разоружении, отказе от атомной энергии.
  3. Результат. Референдум придаёт легитимность конкретному вопросу, а выборы – мандату их участника.
  4. Цель. Выборы необходимы для формирования органов власти, референдумы – для определения условий дальнейшего развития общества.
  5. Срок действия. Лица, получившие власть после выборов, пользуются ею в пределах заранее отведённого интервала. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно.

admin