Чем отличается осмотр от досмотра личных вещей?

Согласно статье 31 Закона Украины «О национальной полиции» поверхностная проверка и осмотр являются превентивными полицейскими мерами. При проведении этих мер полиция обязана сообщить лицу о причинах их применения к нему, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры.

В соответствии со статьей 34 ЗУ «О Национальной полиции» поверхностная проверка заключается в визуальном осмотре лица, вещи или транспортного средства.

Обратите внимание — визуальном. То есть в случае осуществления поверхностной проверки лица, работник полиции не прощупывает различные участки тела, не опускает свою руку в Ваш карман, а проводит по поверхности одежды рукой или специальным прибором. Полицейский не имеет права лично перебирать Ваши вещи. Он только осматривает предметы, которые Вы показываете самостоятельно.

Такая проверка осуществляется, если существует достаточно оснований полагать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещен или ограничен, или которая представляет угрозу жизни или здоровью людей. Поверхностная проверка осуществляется полицейским соответствующего с Вами пола. В неотложных случаях поверхностную проверку может осуществить любой полицейский только с использованием специального прибора или средства.

Согласно части 4 статьи 34 ЗУ «О Национальной полиции» полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:

1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;

2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;

3) если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и / или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Таким образом, я рекомендую Вам обязательно требовать от полицейского оглашения оснований осуществления поверхностной проверки.

Еще раз обращаю Ваше внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 34 ЗУ «О Национальной полиции» при поверхностной проверке вещи или транспортного средства лицо должно самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства.

В свою очередь, статья 264 КУоАП предусматривает, что личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами Службы безопасности Украины, органов Национальной полиции, органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможни и органов пограничной службы.

Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах полиции, утвержденная Приказом МВД от 06.11.2015 года № 1376 предусматривает, что досмотр вещей, ручной клади и других предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. В неотложных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух свидетелей (понятых) при отсутствии собственника (владельца).

Протокол личного досмотра и досмотра вещей подписывают лицо, которое было подвергнуто досмотру и у которого досматривали вещи, понятые и должностное лицо органа полиции, которое его составило.

При поступлении от задержанного во время проведения личного досмотра, досмотра вещей жалоб или замечаний в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись с указанием их сути (п. 13 раздела III Инструкции, утв. Приказом МВД № 1376).

Существенным отличием поверхностной проверки от личного досмотра является способ совершения проверки, а именно визуальный осмотр. То есть при поверхностной проверке тактильный контакт полицейского с Вами отсутствует. Полицейский осматривает лишь то, что видит, либо вещи, которые Вы показываете самостоятельно.

Кроме этого, отличительной особенностью досмотра от поверхностной проверки является то, что о личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. То есть в данном случае речь идет о том, что Вас подозревают в совершении административного правонарушения.

Если у Вас есть вопросы — можете написать мне личное сообщение в Facebook.

Будьте грамотными!

Дмитро Удачін

Правозахисник

Зачастую граждане не видят разницы между двумя понятиями «осмотр» и «досмотр», но ознакомившись с данной информацией, вы увидите, что это два разных понятия, и вам необходимо знать между ними различие.
Осмотр транспортного средства
Кодекс об административных правонарушениях не содержит другого понятия осмотра, кроме как технического.
Это понятие фигурирует в Административном регламенте, согласно которому осмотр транспортного средства (ТС) и груза — это их обследование (п. 149 Регламента). Существуют следующие основания для осмотра:
— ориентировки, иная информация об использовании ТС или груза в противоправных целях;
— необходимость сверки маркировочных обозначений ТС с записями в регистрационных документах;
— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз.
Ранее Административный регламент предусматривал, что в случаях отказа водителя от проведения осмотра, а также при выявлении соответствующих оснований производится досмотр ТС. Однако Верховный Суд РФ указал, что данные положения Административного регламента МВД противоречат действующему законодательству (Решение Верховного Суда РФ от 27.03.2012 N АКПИ12-245).
Кроме того, ВС РФ признал, что положение Регламента, согласно которому процессуальные документы о проведении осмотра ТС и груза не составляются, также не подлежит применению.
Таким образом, отказ водителя от проведения осмотра ТС не может служить основанием для проведения досмотра.
Если же осмотр состоялся, то инспектор обязан составить акт осмотра (п. 153.1 Регламента).
Досмотр транспортного средства
Досмотр автомобиля — это его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности автомобиля для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ).
Основанием для досмотра ТС являются (п. 155 Регламента):
— проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в ТС или следов административного правонарушения на нем;
— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
— задержание, административное задержание лица, находившегося в ТС.
Таким образом, процедуры досмотра и осмотра существенно отличаются друг от друга. Процедура досмотра не предполагает в отличие от осмотра отказа водителя от данной процедуры. При проведении осмотра фактически происходит визуальный обзор транспортного средства (в основном для сверки маркировочных обозначений) и груза с согласия водителя, а досмотр предполагает проверку содержимого автомобиля. Основания для проведения осмотра и досмотра существенно отличаются друг от друга. Кроме того, досмотр транспортного средства, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, чем и обусловлены более веские для его проведения основания (ст. 27.1 КоАП РФ).
Досмотр автомобиля должен быть проведен в строгом соответствии с законодательством. Инспектор должен аргументировать необходимость досмотра автомобиля. Досмотр проводится при наличии административного нарушения или подозрении водителя в использовании каких-либо средств в противоправных целях в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (п. 155 Регламента; ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
Также досмотр должен быть проведен в присутствии владельца автомобиля. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть проведен в его отсутствие (п. 157 Регламента).
Помните, что в общем случае при остановке автомобиля инспектором ДПС вы имеете право не выходить из автомобиля, но если инспектор предложит вам покинуть автомобиль для проведения досмотра, следует согласиться (п. п. 160, 70 Регламента).
Досмотр автомобиля является процессуальным действием, поэтому инспектор должен оформить протокол досмотра, в который вносятся: дата, место и время его оформления, сведения об инспекторе, его оформившем; указываются автомобиль, который был досмотрен, Ф.И.О. владельца, результаты досмотра, данные понятых и их подписи; в случае применения, видеозаписи делается соответствующая запись и материалы видеозаписи прилагаются к протоколу (п. 163 Регламента; ч. 2, 6 ст. 25.7 КоАП РФ).
Досмотр автомобиля без протокола и без понятых либо без применения видеозаписи для фиксации процессуальных действий квалифицируется как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ). Копия протокола вручается лицу, в отношении которого ведется административное расследование, либо владельцу автомобиля, который ставит свою подпись в протоколе. В случае отказа от подписи в протоколе делается соответствующая запись (ч. 8 ст. 27.9 КоАП РФ).

УДК 343.1:351.74

В. В. Ткаченко, А. И. Никулин

Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции

В статье рассматриваются правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции Российской Федерации. На основании проведенного анализа нормативных правовых актов делается вывод о недостаточной гарантии личной безопасности сотрудников полиции при проведении наружного досмотра доставляемых в территориальные органы МВД России физических лиц. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, дающие право сотрудникам полиции проводить наружный досмотр, и нет регламента его проведения. Предлагается закрепить правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра доставляемых лиц в п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

Ключевые слова: доставление физических лиц, наружный досмотр, личный досмотр, личная безопасность сотрудника полиции.

Key words: conveyance of natural persons, external inspection, personal inspection, personal safety of a policeman.

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и

© Ткаченко В. В., Никулин А. И., 2018

обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т. д.

Исполняя своё прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств .

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст. 13 ФЗ «О полиции», в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение . Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ «О полиции» и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В последнее время участились случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и с применением предметов, используемых в качестве оружия. В практике известны случаи, когда правонарушители подчиняются требованиям сотрудников полиции и прекращают противоправное поведение, но при доставлении в отдел полиции, нападают на полицейских, используют для нападения всевозможные предметы и создают реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как «наружный досмотр» и «наружный осмотр», а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции», в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения, полицейские имеют право в порядке ст. 27.7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых. Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

В исключительных случаях, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо может иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр (досмотр вещей), находящихся при физическом лице, может быть осуществлен без понятых .

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе «О полиции» нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

В соответствии с п. 18 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право осуществлять «в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру, не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места» . В таком случае у граждан есть право выбора: подвергаться личному осмотру или нет, но тогда будет отсутствовать право прохода в конкретное общественное место. И граждане подвергаются личному осмотру добровольно, а ведь они не совершали никаких правонарушений.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право «требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр

находящихся при них вещей» . И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

В п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции говорится о проведении досмотра как о мере направленной на обеспечение безопасности сотрудников полиции: «…в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются» .

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Однако и для сотрудников полиции данное положение представляется размытым. В Уставе ППСП само определение понятия наружного досмотра отсутствует, а также не прописаны условия его проведения. Сотрудникам полиции предлагается проводить наружный досмотр путем похлопывания, прощупывания элементов одежды физических лиц. Но в ходе такого наружного досмотра, во-первых, не всегда возможно обнаружить предметы, которые могут быть использованы досматриваемым лицом в качестве оружия, а во-вторых, часто возникают вопросы со стороны досматриваемых лиц по поводу законности и обоснованности действий сотрудников полиции. Гражданам незнакомо само понятие «наружный досмотр», они понимают его как «личный досмотр» и требуют соблюдение законности со стороны сотрудников полиции, обязательного присутствия понятых и составления протокола. Зачастую и сами сотрудники полиции путаются в понятиях «наружный досмотр», «наружный осмотр», «личный досмотр», «личный обыск». Не совсем понятен порядок проведения наружного досмотра физического лица, при котором будут обнаружены предметы, подлежащие изъятию.

Вызывает сомнение правомерность положения Устава ППСП о немедленном изъятии оружия и предметов при проведении досмотра без понятых:

«. обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются» .

В п. 4 ст. 27.7. КоАП РФ есть упоминание об исключительных случаях проведения личного досмотра без понятых: «. при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых» . Не совсем ясна процедура приобщения к материалам дела оружия, которое изымается при наружном досмотре. Ни в одном нормативном правовом акте не регламентирована процедура перехода наружного досмотра в личный досмотр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые, на первый взгляд, не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

В таких случаях необходимо привлекать понятых и проводить личный досмотр физического лица, но возникает вопрос, как потом это все оформлять процессуально и доказывать законность действий сотрудников полиции, если это досмотренное физическое лицо будет обжаловать все происходившее в органах прокуратуры. Иногда проведение наружного досмотра физических лиц помогает оперативно установить личность, своевременно оказать помощь пострадавшим лицам, но правовых оснований проведения наружного досмотра этих лиц в Федеральном законе «О полиции» нет. Например: физическое лицо оказалось в состоянии, при котором не способно сообщить о себе сведения, а его необходимо отправить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, установить адрес проживания, сообщить близким лицам. Сотрудники полиции проводят наружный досмотр лица, находящегося в бессознательном состоянии, с целью обнаружения документов, удостоверяющих личность. А иногда проведение наружного досмотра позволяет обнаружить и изъять предметы, которые могут быть использованы во вред медицинским работникам.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» п. 15.1 следующего содержания:

«Осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе» .

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

А. В. Равнюшкин (Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ) предлагает внести изменения в ст. 24 ФЗ «О полиции», изложив ее в следующей редакции: «В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица. Наружный досмотр — мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых соответственно в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости — с применением специальных технических средств» .

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ «О полиции» менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п. 266 Устава ППСП изложив его в следующей редакции: «Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки

со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра. Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона «О полиции»» .

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции», изложив его в следующей редакции: «доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан, в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ), проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7.КоАП РФ)».

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим дополнением: «наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7. КоАП РФ)».

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ «О полиции» правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения. Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать

неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Список литературы

2. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 // Бюлл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. — 07.07.2008. — № 27.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 07.01.2002. — № 1. — Ст. 1.

5. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. — 14.02.2011. — № 7. — Ст. 900.

6. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учеб. / под ред.

B.В. Гордиенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 463 с.

admin