Чем грозит субсидия

Управдом проверит мужа

«Они будут самостоятельно декларировать состав семьи», — говорится в комментарии к документу на официальном сайте правительства.

Напомним, субсидия на ЖКХ — отдельная компенсация от государства, которая делает коммунальные платежи вдвое дешевле для определенных категорий граждан. Всего в России, по экспертным оценкам, около 2,6 миллиона семей имеют льготников, которым причитаются субсидии по оплате услуг ЖКХ. Это военные, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты, ветераны труда. Также выплаты гарантированы тем, чьи расходы за «коммуналку» в среднем превышают 22 процента от общей суммы дохода семьи. Например, если официальный месячный заработок двух членов семьи — жены и мужа — составляет 30 тысяч рублей, а за услуги ЖКХ приходится платить 7 тысяч, то положена субсидия. Однако в регионах процент оплаты устанавливается индивидуально, и иногда процентный лимит расходов снижается.

Есть причины, по которым государство может отказать в получении субсидии, например, долги по оплате услуг ЖКХ, несоответствие региональным стандартам жилой площади, ошибки в заполнении заявлений. Чтобы получить субсидию, надо предоставить порядка восьми справок, но теперь пакет документов стал проще — исключена справка о составе семьи.

«Чем меньше бюрократизма, тем лучше. Тем более сейчас вопросы управления многоквартирными домами все больше носят саморегулируемый характер со стороны собственников жилья, — говорит профессор кафедры труда и соцполитики Института госслужбы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. — Управляющие компании сами смогут определить достоверность информации». Поскольку люди сейчас платят не госструктурам, а управляющим компаниям, то последним просто невыгодно упускать из-под контроля сведения о составе семьи. Это грозит потерей средств, говорит Александр Щербаков. Кроме того, отмена необходимости сбора справок экономит расходы на работу госаппарата. В постановлении также отмечается, что уполномоченные органы смогут проводить выборочные проверки по достоверности представленных гражданином сведений, в том числе направлять запросы в управляющие компании.

Субсидия-2019: чем грозят монетизация и выплаты наличными

Выплаты субсидии “живыми” деньгами могут стать как козырем в борьбе за электорат, так и привести к негативным последствиям.

Правительство изменило свои планы по монетизации субсидий. В марте 2019 года 6 млн украинцев получат примерно по 1,5 тыс грн наличными.

По официальной версии, Кабмин решил провести эксперимент: выплатить украинцам субсидии “живыми” деньгами, чтобы стимулировать их к экономии энергоресурсов и понять, насколько дисциплинированно граждане потратят полученные средства на оплату коммунальных услуг.

Проблема в том, что украинцы получат наличные накануне выборов президента – 31 марта. Такое “совпадение” разделил экспертную среду на сторонников и противников нового подхода.

В сторону правительства стали звучать обвинения в неприкрытом подкупе избирателей.

Планы правительства по выплате субсидий вызвали возмущение и в банковском секторе – банкиры обвиняют министра социальной политики Андрея Реву в нарушении конкурентного законодательства.

Что вызвало негативную реакцию финансового сектора и к каким последствиям может привести выплата субсидий наличными?

Изменение курса

Монетизация субсидий планировалась давно и стартовала 1 января. Она предусматривала, что деньги субсидиантам будут начисляться на спецсчет в Ощадбанке, с которого потребители будут оплачивать коммунальные услуги.

Если после завершения отопительного сезона на счету останутся средства, их можно будет использовать по своему усмотрению. Средства с этого счета можно потратить только на оплату коммунальных услуг, на другие цели банк перечислить их не сможет.

Однако позже в Минсоцполитики изменили свои планы и решили выплачивать субсидии еще и наличными.

В 2019 году в Украине будут параллельно действовать два механизма монетизации субсидий: безналичный и наличный. ЭП вместе с Минсоцполитики уже разъясняла, как будет работать безналичный вариант.

Наличный механизм выплаты субсидий пока не утвержден. Как сообщил ЭП министр социальной политики Андрей Рева, Кабмин может принять решение 30 января. Что он предусматривает?

“75% тех, кто получает субсидию, – это пенсионеры. Соответственно, выплата им субсидий будет осуществляться через Пенсионный фонд одновременно с выплатой пенсий и тем способом, с помощью которого они получают пенсию.

То есть если пенсионер получает пенсию через банковский счет, то наличная субсидия будет начисляться ему на счет в том банке, где он получает пенсию. Если пенсию доставляет “Укрпочта”, то “Укрпочта” будет одновременно доставлять и субсидию”, – отмечает министр.

По словам финансового директора “Укрпочты” Артура Муравицкого, на “Укрпочту” придется около одного миллиона субсидиантив, точные цифры будут известны позже.

Те субсидианты, которые не являются пенсионерами, смогут предъявить паспорт и получить субсидию в Ощадбанке.

В пресс-службе Ощадбанка уточнили: механизм выплаты субсидий наличными пока обсуждается и все разъяснения своим клиентам банк даст после того, как механизм окончательно утвердят.

“Не исключено, что выплаты будут производиться в том числе и через систему срочных переводов “Быстрая копейка” Ощадбанка”, – сообщили ЭП в пресс-службе банка.

У “Укрпочты” имеются свои идеи о механизме выплаты субсидий. “Мы предлагаем использовать и нашу систему денежных переводов для выплаты субсидий непенсионерам”, – сообщил Муравицкий.

По его словам, речь идет о лицах с ограниченными возможностями для передвижения, о гражданах, проживающих в небольших отдаленных селах.

По словам Ревы, выплата субсидий наличными не требует увеличения расходов – все будет происходить в рамках запланированных ресурсов. Согласование с МВФ также не требуется, поскольку увеличение расходов и усиление фискальных рисков не предвидится.

Тем не менее, по информации ЭП в фонде обратили внимание на действия правительства. Монетизация остается важной для кредитора, но теперь появилось новое основание для беспокойств: важно, чтобы выделенные на оплату комуслуг наличные поступили по назначению.

Противоречивые последствия

Планы правительства по выплате субсидий могут стать как козырем в борьбе за электорат и инструментом стимулирования украинцев к энергоэффективности, так и привести к негативным последствиям.

Последствие первое – клинч с банкирами. По информации источников ЭП, Независимая ассоциация банков Украины обвинила правительство в нарушении конкурентного законодательства.

В распоряжении ЭП оказалось письмо ассоциации к премьер-министру Владимиру Гройсману.

“Введение механизма выплаты субсидий населению исключительно через один банк заставляет получателей субсидий, управляющих объединений и исполнителей коммунальных услуг открывать текущие счета в этом банке.

Установленные правила монетизации лишают всех этих лиц права выбора банковского учреждения и создают неравные условия конкуренции среди банков”, – говорится в письме.

Минфин регулярно выбирает банки для выплаты пенсий, пособий и зарплат работникам бюджетных учреждений. Сейчас уполномоченными являются 39 банков.

“75% субсидиантов – это пенсионеры. Половина из них получают пенсию через разные банки. Те банки, которые выплачивают людям пенсию, будут выплачивать и субсидию. Это при наличном варианте.

Что касается безналичного, то я не исключаю, что в будущем мы отберем банки на конкурсной основе и они также смогут выплачивать субсидии”, – заявил ЭП Рева.

Сейчас, добавил он, правительство интересует именно тестовый режим и отрабатывать его сразу на многих банках нет смысла.

Последствие второе – потеря контроля за расходованием средств украинцами. Наличный механизм не позволит правительству увидеть, как субсидианты используют полученную помощь.

Как ни парадоксально, Рева это осознает, но перекладывает ответственность за этот риск на президента.

“Контроль за средствами – ключевой вопрос, который стимулировал нас разработать безналичный вариант. Я как министр вижу риски, люди могут не направить средства на коммунальные услуги…

Президент спросил нас, почему мы не хотим попробовать наличный вариант, как этого требует общество. Почему мы не доверяем людям? Я сказал ему, что вижу риски.

Президент заверил, что правительство располагает его политической поддержкой по этому варианту”, – так Рева описал процесс переговоров с Петром Порошенко.

В течение трех месяцев правительство планирует выплачивать субсидии наличными, а затем недобросовестных получателей может перевести на безналичный вариант, а добросовестные останутся на наличном.

Последствие третье – возможно снижение платежной дисциплины.

По данным Госстата, на 1 ноября 2018 года долг населения по оплате за газ, отопление и горячую воду составлял 35,7 млрд грн. Уровень оплаты коммунальных услуг за газ и отопление – 78,3% и 91,1% соответственно.

При отсутствии контроля со стороны государства нет никаких гарантий, что украинцы направят полученную наличность на оплату повышенных тарифов или начнут экономить энергоресурсы.

Галина Калачова

Законодательное регулирование

Субсидирование граждан для компенсации оплаты коммунальных платежей осуществляется Правительством РФ с 2005 года на основании Постановления № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Данный документ был утвержден в целях реализации ряда статей Жилищного кодекса РФ, прежде всего, из-за необходимости социальной поддержки малоимущих в отношении оплаты коммунальных платежей (ст. 159).

Законодательно установлена норма, согласно которой расходы на оплату ЖКУ одной семьи не должны превышать 22% из дохода всех членов семьи. Если средний доход окажется даже ниже, чем величина прожиточного минимума, размер максимальной суммы расходов снижается с помощью специального поправочного коэффициента. Определение субсидии происходит на основании доходов семьи и площади жилья.

Каждый год происходят изменения в порядке и условиях начисления субсидии. С 2016 года будет учитываться плата за капитальный ремонт, а список документов для предоставления помощи может быть сокращен за счет получения информации из единой электронной базы данных.

Кто может воспользоваться

Данный вид помощи может предоставляться :

  • владельцам жилой недвижимости;
  • членам жилищных кооперативов;
  • арендаторам жилья на основании официальных договорных отношений;
  • лицам, пользующимся государственным или муниципальным жильем.

В 2016 году субсидия может быть рассчитана пенсионерам. для чего следует обратиться в отдел социальной защиты.

Кроме того, существует перечень лиц, субсидии для которых могут предоставляться в порядке, отличающемся от общепринятого. Речь идет о военных-контрактниках, служащих в России и за ее пределами, военных пенсионерах, жителях закрытых военных объектов и др. Расходы на предоставление субсидии им финансируются из средств федерального бюджета.

Даже если определенное лицо подходит по всем параметрам для получения субсидии, оформить ее будет невозможно. если:

  • у гражданина есть долги по оплате ЖКУ и нет специального соглашения с управляющей компанией об их погашении;
  • претендент имеет гражданство иностранного государства, с которым у РФ нет соглашения о возможности предоставления субсидии;
  • гражданин является ссудополучателем по договору безвозмездного пользования;
  • гражданин проживает в частной жилой собственности по договору найма или поднайма;
  • сроки подачи документов на субсидию не соблюдены;
  • документы для предоставления такого вида помощи содержат ошибки, неточности, искаженные или неверные сведения.

Подробную информацию о том, кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг. можно найти здесь.
Формула и правила расчета такой государственной помощи рассмотрены в данном материале .
Правила получения налогового вычета при покупке квартиры изложены в этой статье .

Порядок оформления

Для получения помощи на оплату ЖКХ необходимо обратиться территориальный отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания. Это можно сделать самостоятельно, через представителя, по почте или электронным сообщением через портал госуслуг или МФЦ.

Сотрудник жилищного органа проверяет полученные документы и отмечает их принятие. Заявка на субсидию рассматривается в течение 10 дней, в это время осуществляется тщательная проверка документов и данных. После принятия документов формируется личное дело заявителя.

В случае необходимости гражданин предоставляет недостающую информацию по запросу в течение месяца. В случае положительного решения гражданину в течение 10 дней высылается соответствующее уведомление.

Государственная субсидия предоставляется. если подать документы до 15 числа месяца – с начала текущего месяца, с 16 числа – с начала следующего месяца.

Формами помощи по квартплате являются: денежная (самая популярная) и в виде бесплатных коммунальных услуг.

Документы. которые необходимо предоставить для получения субсидии:

  • соответствующее заявление;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, гражданство РФ или гражданство страны, имеющей с РФ договоренности для получения субсидии по коммуналке (паспорта, свидетельства о рождении);
  • данные о составе семьи (если необходимо – судебные решения о признании граждан членами семьи заявителя);
  • правоустанавливающие документы на жилье (договор купли-продажи, свидетельство на право собственности, договор наследования, договор приватизации);
  • справки о доходах членов семьи за полгода (справки о пенсии, пособии по безработице, получении стипендии, налоговые декларации формы 3-НДФЛ);
  • выписки из лицевых счетов по оплате ЖКУ об отсутствии задолженности;
  • справка БТИ;
  • квитанции и чеки, подтверждающие коммунальные платежи (за полгода);
  • документы, подтверждающие льготы заявителя и его родственников;
  • реквизиты счета для перечисления субсидии.

Порядок и сроки выдачи

Субсидия предоставляется гражданину на фиксированный срок – 6 месяцев. Ее выплата осуществляется за счет регионального бюджета, а также федеральной дотации. Деньги поступают на индивидуальные счета получателей (не облагаются НДФЛ), но могут быть выданы на почте или доставлены домой, если граждане ограничены в физической активности по состоянию здоровья. С помощью субсидии допустима оплата любых счетов по жилищно-коммунальным услугам.

Случаи, при которых выплата субсидий прекращается :

  • смена места жительства получателем помощи;
  • потеря гражданином права на получение помощи вследствие изменения гражданства, условий проживания, уровня доходов, состава семьи;
  • выявление фиктивных данных в документах получателя;
  • неуплата текущих коммунальных платежей в течение хотя бы 2 месяцев;
  • нарушение договора по выплате задолженностей.

Выплата субсидии прекращается сроком на один месяц. В случае имеющихся у гражданина уважительных причин для ее приостановления (смерть родственника, лечение заявителя в стационаре, задержка зарплаты и др.), выплаты возобновляются. При отсутствии уважительных причин, получатель должен будет выполнить всех необходимые для продолжения выплаты субсидии условия.

Нуждающийся гражданин и его семья имеют право получать помощь от государства для оплаты коммунальных услуг только в течение 6 месяцев. После этого для продолжения получения субсидии следует сформировать и подать новый комплект необходимых документов не позднее 10 дней с момента истечения срока выдачи государственной помощи. Таким же образом можно осуществить и перерасчет субсидии.

О том, что такое субсидия на оплату ЖКУ, и как правильно ее оформить, смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (812) 309-71-83 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Cубсидия на квартплату: какие доходы учитываются

В получении социальной помощи от государства нуждаются многие семьи. Но часто возникает множество вопросов, связанных не только с оформлением документов, но и необходимой информацией по поводу того, какие доходы учитываются при начислении субсидии.

От зарплаты до пенсии

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 (в ред. от 01.12.2007 г.) “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи” доходы, которые учитывают при начислении субсидии по квартплате, включают в себя все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, а также компенсации, выплачиваемые государственным органом за время исполнения государственных или общественных обязанностей, и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении или сокращении, компенсация при выходе в отставку.

Также следует знать, что для определения размера субсидии важны и социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, стипендии.

Подавая заявление о получение помощи для оплаты квартплаты, Вы должны иметь в виду, что учитываются также доходы, полученные в качестве пособия по безработице, материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, а также выплат несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах. В эту категорию входят также пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Учитываются также ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также ежемесячное пособие супругам военнослужащих или неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Социальные выплаты и страховка

Доходами считаются ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

От сдачи квартиры до наследства

Кроме этого другими доходами, которые обязательно учитывают при определении размера субсидии для помощи при оплате квартиры, являются:

  • доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных средств
  • доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства
  • материальная помощь, оказываемая работодателями работникам
  • доходы от занятий предпринимательской деятельностью
  • алименты, получаемые членами семьи
  • проценты по банковским вкладам
  • наследуемые и подаренные денежные средства.

Новая программа действует с 1 мая 2017 года. На основе изменений органы соцзащиты населения рассчитают размеры помощи на новый отопительный сезон

В связи с этим в Департаменте информации и коммуникаций с общественностью Секретариата Кабинета министров Украины дали разъяснения относительно изменений в программе субсидий.

Нужно ли повторно подавать заявление и декларацию о доходах? Повторно подавать документы на оформление субсидии необходимо лишь тем, кто арендует жилье, и у кого произошли изменения в составе семьи. Для остальных субсидиантов перерасчет проведут автоматически, без повторного обращения.

Увеличивается социальная норма для нетрудоспособных. Если в квартире проживают один-два нетрудоспособных человека, социальная норма, по которой им будет считаться размер пособия, увеличивается с 49 кв. м до 75 кв. г.

Субсидия на дачу. Оформить ее можно так же, как и на квартиру или дом. Для этого необходимо подать в местное управление социальной защиты населения заявление и декларацию о доходах. Решением Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при управлениях соцзащиты, субсидия на дачу будет финансироваться за счет местных бюджетов.

Изменения в отопительный период. Если раньше субсидия на отопительный сезон назначалась с 1 октября до 30 апреля и пересчитывалась в соответствии с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти о дате начала и окончания отопительного сезона, то в 2017-2018гг. для пользователей централизованного отопления остается привязка к соответствующим решениям органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, а для тех, у кого индивидуальное отопление, субсидия начисляется с 15 октября до 15 апреля.

Покупка в 50 тыс. грн не всегда влияет на субсидию. Основной критерий, по которому жилищная субсидия не назначается, является одноразовая покупка, которая превышает 50 тысяч гривень. Однако и здесь есть исключения. В частности, оплата дорогостоящего лечения любого из членов семьи, длительное накопление средств на покупку квартиры или оплата обучения ребенка.

Если, к примеру, семья 10 лет собирала средства, чтобы приобрести себе жилье. Покупка квартиры превысила 50 тысяч гривень, и у семьи нет другого жилья – такие люди имеют возможность подать документы для оформления жилищной субсидии на рассмотрение Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при каждой райгосадминистрации или органе местного самоуправления. Аналогичная ситуация и с оплатой обучения ребенка.

Если семья совершила покупку, которая превышает 50 тыс. грн в период получения субсидии, безвозвратную государственную помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг ей НЕ прекратят оказывать. Факт такой покупки влияет на право назначения субсидии на следующий срок.

На оформление субсидии НЕ влияет также стоимость имущества, полученного в наследство или в подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не берется во внимание при расчете размера субсидии. Наличие в собственности двух жилых помещений, двух автомобилей также НЕ влияет на право получения субсидии. Учитывается официальный доход, который приносит это имущество.

Если семья приобрела квартиру в кредит, то при определении ее права на субсидию учитывается сумма первого взноса. Если эта сумма превышает 50 тыс. гривень, субсидия может быть назначена по решению комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий проживания.

Задолженность за коммуналку. Текущая задолженность, то есть не уплаченные коммунальные услуги в марте, мае и июне, не влияет на процесс переназначения жилищных субсидий на новый период. Принимается во внимание задолженность, накопленная субсидиантом до февраля 2017 года.

Основным требованием для получателя субсидии является оплата коммунальных услуг с учетом назначенной помощи. То есть, в период получения субсидии задолженности не может возникать вообще. Поэтому очевидно, что это задолженность, которую домохозяйство накопило к моменту оформления субсидии.

Государство, предоставляя субсидию, дает возможность семье в течение года решить вопрос с накопленной в прошлом задолженностью за коммунальные услуги. Если этого не сделано, государство опять же идет навстречу гражданам и дает возможность оформить договор реструктуризации долга с поставщиком услуг для автоматического продолжения субсидии на следующий год (2017-2018гг.). Небольшие долги – 100-500 грн – могут быть уплачены в течение двух месяцев.

В ситуации, когда граждане не согласны с задолженностью, они могут ее обжаловать. На основании решения суда об аннулировании долга действие жилищной субсидии возобновляется с момента приостановления, то есть с мая 2017 года. Новых субсидиантов это не касается.

За какой период учитывают доходы. Если раньше при расчете размера субсидии учитывались доходы за прошлый календарный год – с января до декабря прошлого года, то с 1 мая 2017 года учитываются за последние 4 квартала, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия.

То есть, в мае-июне в процессе переназначения украинцам субсидий на новый период – 2017-2018 – субсидиантам учтут их доходы не за весь 2016-й год, а за три квартала 2016 года и один квартал 2017 года. Новым субсидиантам учтут доходы за предыдущие четыре квартала с момента оформления заявления и декларации.

Что это дает людям? Гражданин, например, весь прошлый год работал и получал высокую заработную плату. В этом году по тем или иным причинам уволился с работы и нуждается в помощи в оплате коммуналки по объективным причинам. Социально несправедливо брать во внимание его прошлогодние доходы, когда он мог самостоятельно оплачивать счета за тепло, электроэнергию и воду. Поэтому правительство идет навстречу таким людям, адаптируя их социальное положение к дате назначения субсидии.

О чем необходимо сообщать в органы соцзащиты? Если помощь назначена, в течение месяца субсидианты обязаны сообщать (по телефону или лично) органы социальной защиты населения о следующих изменениях:

– составе зарегистрированных в жилье: кто-то выписался или прописался;

– социальном статусе членов семьи: кто-то уволился или устроился на работу, стал пенсионером;

– об осуществлении единовременной покупки, которая превышает 50 тысяч гривень;

– наборе коммунальных услуг: отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальное или наоборот.

Монетизация части сэкономленных субсидий. Выплата «живых» денег осуществляется правительством впервые за годы украинской независимости. Это первый шаг к полной монетизации льгот и субсидий.

Монетизации по результатам предыдущего отопительного сезона подлежит экономия электроэнергии, если она использовалась для отопления, в эквиваленте стоимости 150 кВт и природного газа – 100 кубометров. Максимальная сумма средств, которые может получить гражданин – 135 грн за сэкономленную электроэнергию и около 700 грн – за сэкономленный объем газа.

Под монетизацию подпадают около 2 млн домохозяйств. Граждане, которые сэкономили ресурсы, должны до 1 сентября текущего года обратиться в органы социальной защиты с соответствующим заявлением и указать реквизиты банковского счета или почтового отделения, куда можно перечислить средства. Выплата средств будет проходить в сентябре-октябре этого года.

Если гражданин имеет сэкономленную субсидию на газ или электроэнергию, используемые для отопления, но по каким-то причинам не был включен в соответствующий список на монетизацию, он может обратиться к предприятию с просьбой включить его в дополнительный список. Или же нужно предоставить информацию органа социальной защиты населения о наличии сэкономленной субсидии, что часто видно из платежки. И на основании этого управление соцзащиты имеет право спросить представителя услуги – почему такого гражданина не включили в соответствующие списки.

Учет депозитов при предоставлении субсидии заставит вкладчиков их прятать

Учет депозитов при предоставлении субсидии не просто может привести к оттоку средств из банковской системы, а ударит по наименее незащищенным гражданам. Так оценил заявление главы минсоцполитики об учете депозитов сверх 50 тыс. грн. при выделении субсидии на коммуналку, главный аналитики ООО «РА «Эксперт-рейтинг» Виталий Шафран, пишет UBR.ua.

«Это удар, в первую очередь, по мелким вкладчикам. Если у человека вклад на 50 тыс. грн (2 тыс. долларов) и он не сможет получить субсидию, потому что у него есть вклад, то конечно же он заберет и положит деньги дома или, в крайнем случае, в ячейку», – сказал он.

Это не замедлит сказаться на депозитном рынке, уверены и в Банке Кредит Днепр. Ведь человеку предстоит просчитать более выгодный вариант: снизить ежемесячную плату за коммунальные услуги за счет госпомощи (не показывая средств на депозитах) или получать проценты от вкладов, которые покроют стоимость коммунальных услуг.

«Не думаю, что будут массово забирать средства из банков. Но и на рост депозитной базы финучреждений за счет льготных категорий клиентов, которых достаточно много в каждом учреждении, не стоит дальше рассчитывать», – подчеркнул директор по юридическим вопросам Банка Кредит Днепр Максим Гринченко.

Юрист не исключает, что для упреждения возможного оттока депозитных средств, банки могут выходить со специальными льготными или акционными предложениями исключительно для данного клиентского сегмента, предлагая им более выгодные условия сбережения средств или оплату коммунальных услуг, которая входит в доходность по депозиту или предложить иные услуги. Но, подчеркивают банкиры и аналитики, это не должно стать очередной проблемой только банковской системы. И все возможные негативные процессы, и инструменты их упреждения должны быть учтены инициаторами новаций – кабмином.

Депозиты все-таки будут считать доходом при назначении субсидий

Ведь во многом, будущее поведение вкладчиков определится тем, какую схему проверок и какие суммы для проверок введет минсоцполитики. С точки зрения экспертов, запускать учет депозитов при расчете коммуналки можно только после того, как будет просчитан экономически и социально обоснованный порог по депозитам, который не будут учитывать для субсидии. И эта сумма никак не должна быть на уровне в 50 тыс. грн., озвученном министром соцполитики.

«Идею с 50 тыс. гривен надо зарубить. Но сумму ограничения можно и нужно дискутировать. Понятно, что, если ты живешь в хрущевке, получаешь официально 1300 грн., просишь субсидию, но при этом имеешь депозит на 100 тыс. долларов, это – неправильно. Необходим обоснованный подход с учетом социальных моментов, но никак не грести всех подряд», – уверен Виталий Шапран.

Обоснованный подход должен учитывать виды депозитов (зачисление зарплат на дебетовую карту с начисление минимальных процентов на остатки – тоже депозит), происхождение депозитов (например, продажа трехкомнатной квартиры с последующей заменой на однокомнатную и оформление остатка на вклад), предназначение депозита (на учебу ребенку по достижении 18-ти лет, семьи могут откладывать последние копейки, ограничивая текущие потребности), официальные источники доходов.

А минимально допустимые суммы должны широко обсуждаться если не со всем обществом, то хотя бы экспертной средой. Обществу необходимо донести кому и почему решили помочь бюджетными ресурсами (налогами и тех, кому в субсидии отказали). В то время, как необоснованные заявления, подобно словам о том, что просто «правильно включать депозиты в расчет, потому что их можно считать доходами, особенно проценты» и констатация того, «мы сейчас этих доходов не видим», могут только насторожить собственников депозитов.

Кабмин добавил еще одно условие прекращения выплат субсидий

«Думаю, даже руководствуясь этим заявлением, некоторые вкладчики могут пересмотреть отношение к банковским депозитам. Хотя и не ожидаем, что давление на ликвидность банковской системы Украины будет очень существенным», – сказал начальник отдела рыночных исследований РА IBI-Rating Виктор Шулик.

Смирение банкиров

Непосредственных участников будущей системы оповещения о суммах депозитов – банковских работников, инициативы минсоцполитики пока не сильно тревожат. О системе учета и подтверждения наличия/отсутствия у граждан банковских счетов и ее разработке слышат с начала 2016 г., но об конкретном механизме предоставления информации со стороны банков пока не знают сами. Он остается непонятным.

С одной стороны, как напоминает Виктор Шулик, сложность практической реализации связана с тем, что вклады, вроде как, защищены банковской тайной и финучреждения не заинтересованы в добровольной передаче такой информации.

Особенно, когда идет раскрытие данных непросто более широкому кругу лиц, а раскрытие сведенных воедино полных сумм с депозитов по конкретным лицам. Это существенно отличается от данных, передаваемых в налоговую только по суммам налоговых переводов с начисленных процентов.

С другой стороны, признает Максим Гринченко, с юридической точки зрения такое нововведение не станет нарушением прав клиентов, так как будет происходить на основании действующего законодательства Украины. Как объяснил юрист, согласно части второй статьи 32 Конституции Украины сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия запрещен, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека.

«Думаю, информация будет подаваться в ответ на запрос компетентного органа по конкретному лицу. Список лиц, при этом, достаточно широкий. Это все физические лица, у которых есть право на получение социальных льгот», – отметил Максим Гринченко.

Список клиентов банков, претендующих на любые соцвыплаты, субсидии, пенсии и прочую помощь, осуществляемую за счет средств государственного и местного бюджетов, Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, будет остаточно объемен. И это, действительно, значительная часть банковских клиентов, признает Максим Гринченко.

Богатым тоже платят: может ли собственник нескольких квартир получить субсидию

Раскрытие информации по такому широкому кругу лиц может значительно увеличить нагрузку на банки, по сравнению с текущим годом. «На сегодня запросов в отношении физических лиц не очень много, но с принятием обсуждаемых новаций, существенно расширится круг лиц, по которым банки вынуждены будут отчитываться. А это и время, и человеческий и финансовый ресурс», – отмечает эксперт.

Бюджету надо

Учитывать депозиты при решении о предоставлении субсидии – обосновано с точки зрения минимизации нагрузки на бюджет. Власти готовы экономить, на чем только можно. Учитывая, что в условиях исторически низкого уровня прозрачности экономики, отследить реальный уровень доходов граждан проблематично, депозиты оказались наиболее понятным и доступным индикатором того, достаточно или нет доходов физического лица для формирования накоплений, констатировал Виктор Шулик.

И это, ведет к тому, что депозиты становятся объектом повышенного внимания контролирующих органов, которые трактуют их как излишки средств, и стремящихся превратить вклады в инструмент коррекции финансовых потоков (как налог с доходов с депозитов). Но сегодня в условиях крайне низкого притока денег на счета банков, неопределенности с очередной партией банкротств банков, отсутствия доверия к системе, данный подход не пригоден для финансового рынка.

«У нас очень скромный приток депозитов. Сегодня надо делать все, чтобы стимулировать приток средств в систему, а не их отвлечению. Надеюсь, НБУ будет против этой меры», – резюмировал Виталий Шапран.

admin