Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Разъяснение

Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Виды бюджетных ассигнований определены в ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

— оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

— социальное обеспечение населения;

— предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

— предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

— предоставление межбюджетных трансфертов;

— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

— обслуживание государственного (муниципального) долга;

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Особенности видов бюджетных ассигнований и связанных с их выделением вопросов определены в статьях Бюджетного кодекса РФ:

Статья 69.1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

— обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

— предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

— предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

— осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

— закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

— оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

— разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

— закупки товаров в государственный материальный резерв.

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг;

— предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 70. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

— оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

— закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Статья 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Статья 78.1. Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Статья 78.2. Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 ст. 78.2. БК РФ.

Статья 78.3. Предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям

В федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям:

1) в виде имущественного взноса Российской Федерации, в том числе на цели, указанные в подпункте 3;

2) на осуществление государственных полномочий (функций), возложенных на них федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, предусматривающими создание государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и на оказание государственных услуг, включая субсидии на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, переданными (подлежащими передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

3) на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества;

4) на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 79 БК РФ.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Налогообложение бюджетных ассигнований

Законодательством предусмотрены льготы для получателей бюджетных ассигнований.

Бюджетные ассигнования — это… Виды бюджетных ассигнований

По налогу на прибыль организаций:

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

По НДС:

Не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации(пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ).

Дополнительно

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджетное ассигнование — ст 6 БК. Это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Речь идет об исполнении тех расходных обязательств, которые подлежат исполнению в соответствующем фин году (бюджетных обязательств). С т.з. доктрины предлагается разделять термины «бюджетное ассигнование» и «форма расходов бюджета» (используется в ст 69 БК). Мы исходим из того, что виды бюджетных ассигнований, которые перечислены в ст 69 БК, это не то же самое, что форма расходов. Но с учетом того определения, что есть в БК, бюджетное ассигнование можно определить как денежные средства, распределяемые между участниками бюджетного процесса соответственно объему предоставляемых им бюджетных полномочий на распоряжение средствами казны в целях принятия и исполнения расходных обязательств ППО. Понятие «форма расходов»- доктринальное, так что вполне возможно, что в разных учебниках будут разные подходы. Но Килинкарова говорит, что отождествлять с бюджетными ассигнованиями не надо.

Формы расходов:

1- Финансирование закупок товаров, работ и услуг для гос нужд;

2- Финансирование соц обеспечения населения;

3- Субсидирование государственных, муниципальных услуг;

4- Субсидирование иной некоммерческой деятельности;

5- Субсидирование производства, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг организациями, ИП и физ лицами;

6- Финансирование грантов (тут тоже без субсидий не обошлось);

7- Бюджетные инвестиции в объекты государственной, муниципальной собственности;

8- Бюджетные инвестиции юр лицам, не являющимся госмун учреждениями, унитарными предприятиями;

9- Межбюджетные трансферты. В рамках трансфертов можно говорить о формах расходов — субвенциях, субсидиях, дотациях и иных трансфертах.

Термин «субсидия» означает как минимум два принципиально разных явления с т з бюджетного права. Первое- есть субсидии в рамках соответствующих расходов, когда речь идет о предоставлении средств организациям, ИП и физ лицам. Второе- отдельно есть субсидия- межбюджетный трансферт.

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений.

Финансовое обеспечение казенных учреждений (они не самостоятельные экономические субъекты) финансируется в рамках ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений. Финансирование выполнения функций казенных учреждений более детально определено в ст 70 БК. Там определено, на какие цели направляется соответствующее финансирование (финансирование выплат в рамках трудового законодательства, законодательства о госмун службе- по сути, речь об оплате труда тех, кто работает в этих учреждениях, …. И т д, см статью, сил нет это писать). Это финансирование текущей деятельности, короче говоря.

Бюджетные ассигнования

Хоть это учреждение и государственное, но налоги платить надо. Поэтому еще осуществляется финансирование уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности. Казенное учреждение полноценно финансируется со стороны ППО.

Кроме казенных учреждений гос услуги могут оказывать бюджетные и автономные учреждения. Если в отношении казенных учреждений предусмотрено полноценное финансирование, то применительно к бюджетным и автономным учреждениям в настоящее время предусмотрено только предоставление им субсидий. При этом субсидии, которые им предоставляются, достаточно многообразны. В т.ч. это субсидии на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями госмун задания. Тут государство не ставит перед собой задачу полностью обеспечить деятельность учреждения. Кроме бюджетных и автономных учреждений к деятельности по оказанию услуг могут привлекаться и иные некоммерческие организации.

Внимание надо обратить на то, что в данном случае речь идет о бюджетных ассигнованиях на оказание гос услуг, т е предполагается, что соответствующее финансирование должно быть связано с выполнением услуг. К бюджетным ассигнованиям на оказание госмун услуг также относятся бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты госмун собственности.

Ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Речь идет о закупке, в которую не включается закупка, осуществляемая казенными учреждениями.

Государственное задание. Определение — ст.6 БК. Гос задание- документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему оказываемых гос услуг. Показатели государственного задания используются как при составлении проектов бюджета, так и при исполнении. Естественно, показатели гос задания имеют значение для планирования предельных объемов денежных средств. Именно показатели гос задания будут использоваться при составлении бюджетной сметы казенного учреждения. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетов бюджетной системы. Порядок формирования гос задания устанавливается в зависимости от уровня бюджета.

Читайте также:

admin