Бюджетное регулирование

Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики. 1. Бюджетное регулирование экономики страны

План:

1. Бюджетное регулирование экономики страны.

2. Налоги и налоговая система. Виды налогов. Формирование налоговой системы Казахстана.

Вопрос 1

Нам необходимо выяснить что собой представляет государственный бюджет, в чём заключается бюджетная политика, что представляет собой бюджетная система страны.

  • Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Он представляет собой подлежащую перераспределению часть национального дохода и составляется в виде баланса доходов и расходов на отчётный период.

В зависимости от административно-территориального устройства управления конкретной страны бюджеты бывают центральными, провинциальными и местными. Между ними существуют довольно сложные отношения в части разделения доходов по видам поступлений и доле в них отдельных бюджетов, по задачам финансирования, на них возложенным, а также в связи с перераспределительными функциями центрального бюджета.

Значение бюджета проявляется в его важнейших функциях:

а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства, в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;

б) обеспечение содержания государства с его институтами, через которые реализуют функции управления;

в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;

г) социальная защита беднейших слоёв населения, пенсионеров, детей

Государство проводит бюджетную политику, т.е. регулирует уровень государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия, стимулирования отдельных сфер национальной экономики. Объем доходов в Государственный бюджет РК, по оперативным данным Министерства финансов РК, на 1 января 2007 г. составил 2338 млрд. тенге, что на 11,4 % больше, чем на 1 января 2006 г., затраты – 2150,6 млрд.тенге (на 10,5 %).

Таким образом, бюджетная политика – это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.

Госбюджет есть концентрированное выражение экономической политики. Рассмотрим основные понятия, используемые в бюджетной политике.

Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней. Структура госбюджета отражает структуру доходов и расходов бюджета.

  • Бюджетные доходы – поступления в государственную казну. Они формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений.
  • Налоговые поступления – это различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий.
  • Неналоговые поступления в бюджет – поступления от использования государственной собственности и госимущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации госимущества, от государственных займов, роялти и прочее.
  • Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и прочее.

Функции бюджетных расходов

К основным функциям бюджетных расходов относятся: политические, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и прочее.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и прочее).

Экономические функции состоят в:

ü формировании конкурентной рыночной среды в экономике

ü структурной перестройке экономики путём поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

ü содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок

ü выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга

Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочетания различных функций.

Перейдём к проблеме сбалансированности госбюджета. Идеальный случай, когда имеет место полное покрытие государственных расходов доходами, а ещё лучше наличие остатка (профицита) госбюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рассматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны государства.

В соответствии с монетаристской концепцией дефицит бюджета – это величайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с которыми надо всеми мерами бороться.

Способы покрытия дефицита бюджета:

ü внутренние государственные займы (продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов);

ü внешние госзаймы. Это займы у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

ü эмиссия госзнаков

  • Государственный займ – получение государством на возвратной основе и на определённый срок денежных средств.

Важное значение в сфере регулирования процессов на финансовом рынке имеет Государственный долг. Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных государств. На начало 2007 г. Согласно Закона РК «О республиканском бюджете на 2007 г.» лимит правительственного долга составил 782000000 тысяч тенге.

  • Государственный долг – сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.
  • Внутренний долг – это долг государства своему населению, а также внебюджетным фондам, пенсионному, фонду страхования и другим.

Предметом особого внимания является внешний долг. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, для того, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей.

1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных

резервов. Как правило, это путь исключён для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдалённое будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов.

Существует такое понятие как «обслуживание долга» — т.е. включается механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. В 1998 г. на выплату прямого гарантированного долга планировалось изыскать 539,7 млн. долларов – 25 процентов от всего экспорта республики.

Рассмотрим порядок разработки и принятия госбюджета. Здесь существует законодательно установленная процедура формирования доходов и расходов государства.

При составлении бюджета его разработчики исходят из определённых экзогенно-заданных условий. В качестве таковых выступают: цели социально-экономического развития, внутренние и внешние экономические ограничения на развитие национальной экономики.

Разработка госбюджета включает:

А. Цели социально-экономического развития

  • помощь отдельным гражданам населения
  • содержание социальной сферы
  • селективная поддержка производителей
  • поддержка научного и оборонного потенциала

Б. Внешнеэкономические ограничения на развитие экономики:

  • экспортные возможности
  • импортные возможности

В. Внутренние ограничения

  • на развитие производства
  • увеличение доходов
  • уровень ставок, тарифов, акцизов

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госбюджета, относятся: Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство финансов, Министерство индустрии и торговли, Главное управление казначейства, счётная палата, законодательные органы власти.

Вопрос 2

Основным источником доходов государства являются налоги. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Внимание к налогам остаётся вполне оправданным на протяжении последних двух тысячелетий, поскольку налоги – это

1) вычеты из доходов налогоплательщиков;

2) основной источник доходов современного государства;

3) эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с бюджетными и денежно-кредитными инструментами)

Таким образом, дадим следующее определение.

  • Налог – это изъятие в пользу государства заранее определённой и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформировал А.Смит. На основе его взглядов сложились до настоящего времени две крупные концепции налогообложения.

1-я основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством ( пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).

2-я концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

ü Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов

ü Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени

ü Равнонапряжённость, т.е. взимание налогов по идентичной для всех налогоплательщиков ставке

ü Обязательность

ü Принудительность, т.е. неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога

  • Налоговая система есть совокупность налогов (сборов), а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, границы налогообложения.

Виды налоговых систем: (основное различие состоит в способах налогообложения прибыли корпораций).

— классическая система двойного налогообложения;

— система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога;

— система снижения налогообложения на уровне акционеров.

Четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая.

Принципы построения налоговой системы:

Налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих во всём мире. К их числу относятся гласность и открытость, простота исчисления и взимания, гибкость налоговой системы, неотвратимость налоговых платежей, стабильность налоговой системы.

Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.

Направления совершенствования налоговой системы:

— построение стабильной, понятной и единой налоговой системы

— создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов;

— развитие региональной и местной налоговой системы

— повышение действенности налогового законодательства, формирование единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшение налогового администрирования.

Различают прямые и косвенные налоги. Прямые взимаются с доходов конкретного физического или юридического лица. Подразделяются на реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся земельный, сбор за ценные бумаги.

Личные: подоходный налог с граждан, взимаемые у источника дохода или по декларации, налог на прибыль, наследство, дарение, поимущественный и т.д.

Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара (услуги), тарифа. Бывают 3-х видов: акцизы, НДС, налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины.

В Казахстане введение Налогового Кодекса с 2001 г. ознаменовало новый этап реформирования налоговой системы. Это означало внедрение международных принципов в казахстанское налогообложение, сделало налоговое законодательство страны ясным, понятным и простым.

Одними из нововведений стали упрощенные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, а именно:

  • специальный налоговый режим на основе разового талона;
  • специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации;

В данном случае предпринимателю предоставлено право самостоятельно выбирать один из порядков исчисления и уплаты налогов, не исключая возможности осуществления деятельности в общеустановленном порядке.

Установлены ограничения по применению специальных

налоговых режимов для:

  • Юридических лиц, имеющих филиалы, представительства;
  • Филиалов, представительств;
  • Дочерних организаций юридических лиц и зависимых акционерных обществ;
  • Налогоплательщиков, имеющих иные обособленные структурные подразделения в разных населённых пунктах.

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Что собой представляет госбюджет и каковы его важнейшие функции? Каковы условия разработки госбюджета.

2. Какие цели ставит государство, проводя бюджетную политику?

Глава 13. Бюджетное регулирование экономики страны

Назовите функции бюджетных расходов

4. В чём состоит проблема управления государственным долгом.

5. Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

6. Назовите основные функции налогов.

7. В чём заключается суть концепции налогообложения.

8. По каким принципам строится налоговая система.

9. Расскажите о реформировании налоговой системы Казахстана.

Date: 2016-02-19; view: 129; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики

Владимир Леонтьев

Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

— дотация;

— трансферт (нормативно-долевая дотация);

— субвенция, в том числе обусловленная субвенция;

— субсидия;

— бюджетная ссуда;

— взаимные расчеты;

— бюджетная компенсация.

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация — это современная форма бюджет­ного регулирования (трансферт), когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

— фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

— фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым администра­тивно-территориальным образованиям; средства на содержание объек­тов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в об­щей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по еди­ным для всех участников правилам.

Субвенция — это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходова­ния не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которо­го была получена.

Обусловленная субвенция — она выдается также на определен­ный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов или затрат.

Страницы раздела: 12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940

Бюджетное регулирование

Инструменты государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели штрафы, — это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты —  это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. По завершении финансового года, полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей
аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры — сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из — за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов — регулирующая.

Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.

Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списаниеосновного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов.

Бюджетное регулирование экономики

От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно — государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная
прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen” , частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

admin