Бюджетное послание президента

Бюджетное послание президента. Порядок составления проекта бюджета. Порядок его внесения для рассмотрения. Утверждение законов или решений о бюджете.

БК РФ детально регламентирует процесс составления рассмотрения или утверждения федерального бюджета. Общее руководство по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Правительство РФ. Его непосредственной разработкой занимается Министерство Финансов. При разработке оно руководствуется бюджетным посланием Президента Федеральному Собранию (направляется не позднее марта предшествующего очередному финансовому году). В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и соответствующие плановые периоды. Само внесение проекта закона о федеральном бюджете в правительство осуществляется Министерством Финансов не позднее 15 дней со дня внесения этих проектов в государственную Думу.

Ст. 184.1 БК РФ определяет основные характеристики бюджета, которые должны быть обозначены в ФЗ.

Вместе с проектом закона вносятся соответствующие документы и материалы. Регулирование их – ст. 184.2 БК РФ. Например, итоги социально-экономического развития РФ за истекший финансовый год и ожидаемый год.

В соответствии с ст.184, а так же положение о разработке перспективного финансового плана и проекта ФЗ о федеральном финансовом бюджете, установлено, что перспективный финансовый план и проект ФЗ о федеральном бюджете разрабатываются исходя из условий функционирования экономики страны и прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Перспективный финансовый план разрабатывается в 3 этапа:

1. одобряются основные направления налоговой и таможенной политики

2. разрабатываются и утверждаются основные показатели плана и направление долговой политики

3. разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана

На Министерство Финансов возложена обязанность по организации разработок:

1. проектировка основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

2. проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Формирование федерального бюджета.

На 1 этапе идет разработка федеральными органами исполнительной власти, а также выбор Правительством РФ плана прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год. Он сдержит основные макроэкономические показатели. После этого на основании выбранного плана прогноза Министерство Финансов осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета, а также распределение расходов на очередной финансовый год. Одновременно с этим Правительство РФ рассматривает предложение о соотношении между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии, пособий и других социальных обязательных выплат, а также предложение о порядке индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и государственных пенсиях на период очередного финансового года и на среднесрочную перспективу. После этого принятые Правительством РФ основные характеристики основного бюджета и распределение расходов бюджета по запросам палат Федерального Собрания могут быть представлены в виде информации. Министерство Финансов в течение 14 дней осуществляет:

Бюджетное послание Президента РФ.

Основным документом, в котором отражаются и стратегические и тактические планы бюджетной политики государства, является Бюджетное послание Президента РФ. С этим посланием Президент РФ должен выступать перед федеральным собранием в марте года, предшествующего очередному финансовому году.

Первое Бюджетное послание после вступления в должность Президента РФ содержит стратегические цели и задачи, а все остальные – содержат тактические цели и задачи на следующий финансовый год.

Следует отличать Бюджетное послание от другого важного документа — Послания Президента РФ Федеральному собранию – ежегодного документа, в котором определяются цели и задачи политического, экономического и социального характера.

Структура Бюджетного послания обычно включает:

характеристику сложившейся ситуации в экономике, определение результатов прошлого периода;

2) задачи в области формирования доходов бюджетов (налоговых и неналоговых доходов);

3) задачи в области расходов, определение приоритетных направлений;

4)задачи в области финансирования дефицита бюджета и в области обслуживания государственного долга;

6) задачи в области межбюджетных отношений;

6) задачи в области бюджетного администрирования.

Бюджетное послание получает свою конкретизацию в следующих документах:

Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на определённый период. Например, основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу определены:

1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение параметров развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;

6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на определённый период (являются основой для планирования доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трёхлетний период, что формирует стабильность и определённость условий ведения экономической деятельности на территории РФ)

Основные направления долговой политики Российской Федерации на определённый период (определяют цели и задачи в области управления государственными заимствованиями и государственным долгом).

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на определённый период – (документ, принимаемый совместно Правительством РФ и ЦБ РФ, в котором определены количественные ориентиры и инструменты денежно-кредитной политики, нацеленные на снижение инфляции, сглаживание колебаний валютного курса, совершенствования национальной платёжной системы, регулирование финансовых рынков).

36. Доходы бюджета: понятие, классификация, порядок распределения в бюджетной системе РФ.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Можно выделить следующие виды доходов бюджетов:

1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);

2) безвозмездные поступления;

3) неналоговые: доходы от предпринимательской и иной деятельности государства.

К налоговым доходам относят НДС, акцизы, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, налог на рекламу, земельный налог.

Государство выполняет следующие три функции общественного сектора:

1. Стабилизационная, т.е. поддержание макроэкономического равновесия, она не подлежит децентрализации.

2. Аллокация ресурсов, т.е. общественный сектор распределяет ресурсы в форме доходов/расходов между субъектами и производит общественные блага, которые не могут быть произведены рынком. Эта функция подлежит децентрализации.

3. Распределение расходов между гражданами, т.е. происходит перераспределение доходов от богатых к бедным, за счет чего увеличивается платежеспособный спрос населения. Эта функция не подлежит децентрализации.

Некоторые налоги выполняют стабилизационную функцию, так как они не подлежат децентрализации и поступают в федеральный бюджет (или федеральные внебюджетные фонды), т.е. это федеральные налоги. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территорииДругие налоги осуществляют аллокативную функцию, т.е. могут быть децентрализованы. Это налоги региональных и местных бюджетов. Налоги субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

Налоги местных бюджетов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих административных едениц.

Важна и регулирующая роль налогов. Так, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствуют повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, могут снижаться темпы экономического роста.

К безвозмездным поступлениям относят: • поступления от нерезидентов; • поступления от бюджетов других уровней; • дотации; • субвенции; • средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; • трансферты; • прочие безвозмездные поступления, в том числе:

— поступления от негосударственных организаций; — поступления от государственных организаций; — поступления от наднациональных организаций. К неналоговым доходам относят:

1) доходы от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, деятельности; 2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 3) доходы от предпринимательской деятельности; 4) доходы от реализации государственных запасов; 5) доходы от продажи земли и нематериальных активов; 6) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 7) административные платежи и сборы; 8) штрафные санкции, возмещение ущерба;

9) доходы от внешнеэкономической деятельности: — поступление средств от централизованного экспорта; — прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; 10) прочие неналоговые доходы.

Распределение доходов между бюджетами – распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов.

Бюджетное послание президента

Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).

37. Расходы бюджета: понятие, виды и принципы распределения в бюджетной системе.

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6).

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов):

1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.).

2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ).

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.).

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.).

5) жилищно-коммунальное хозяйство.

6) охрана окружающей среды.

7) образование.

8) культура, кинематография, средства массовой информации.

9) здравоохранение, физическая культура и спорт.

10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения). 11) межбюджетные трансферты.

При формировании расходов бюджетов всех уровней учитываются расходные обязательства РФ, субъектов Федерации и МО. Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, МО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соот. бюджета. Конкретизирующим это понятие применительно к бюджету на опр. фин. год выступает термин «бюджетные обязательства».

Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов:

1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете;

2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений;

3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества;

4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.

Капитальные и текущие расходы бюджета.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 32; Нарушение авторских прав

35. Бюджетное послание Президента рф.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы должны содержать  объяснение основных целей, задач и  ориентиров бюджетной политики, обоснование  государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую  информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все  регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном  и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько  средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершается. Предлагаю Правительству  Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать  новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения  эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 "О  бюджетной политике в 2013 — 2015 годах"

В послании, обращенном к  Федеральному собранию и органам  государственной власти, Президентом  РФ дана оценка основным результатам  целенаправленных действий в сфере  бюджетной политики, основной целью  которых являлось, в частности, восстановление экономики страны после мирового кризиса, выполнение принятых государством социальных обязательств, а также  обозначен ряд нерешенных задач.

С учетом стоящих перед  государством задач в сфере социально-экономической  политики особое внимание обращено на остроту существующих проблем, требующую  кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Указано, в частности, что  в целях повышения эффективности  расходов необходимо разработать и  внедрить систему ежегодного анализа  эффективности расходов по каждому  направлению, в том числе анализа  динамики показателей эффективности. При этом систематический анализ эффективности расходов должен дополнять  систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление.

Одновременно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной  системы Российской Федерации должна увеличиваться.

В послании говорится также  о необходимости перехода к формированию и исполнению "программного бюджета", который должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной  информационной системы управления общественными финансами "Электронный  бюджет", что должно позволить  перейти на качественно новый  уровень управления государственными финансами, а также обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса.

В целях повышения качества предоставляемых населению государственных  и муниципальных услуг прежде всего в таких сферах, как образование, здравоохранение и культура, предлагается отказаться от неэффективной системы материального и морального стимулирования работников бюджетной сферы (когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников). В этой связи предлагается осуществить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости при планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть  за пятилетний период с ежегодным  увеличением расчетного периода  на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов  при базовой цене более чем  на один процент валового внутреннего  продукта.

Предлагается при подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учесть вероятность неблагоприятного для Российской Федерации развития внешнеэкономической ситуации. С  этой целью сообщается о необходимости  предусмотреть в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения.

Особое внимание в послании уделено дальнейшему развитию пенсионной системы, которое должно обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений  в структуре населения.

Налоговая политика государства  должна быть направлена на улучшение, в том числе качества инвестиционного  климата, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Процедуры налогового администрирования  должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков.

Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года.

Кроме того, ключевой задачей  в среднесрочной перспективе  будет являться также расширение самостоятельности и ответственности  регионов.

Наряду с этим в послании отмечено, что возросшая волатильность  рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, к более разнообразным  стратегиям инвестирования средств  суверенных фондов. Решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового  агентства — принципиально новой  структуры, призванной реализовывать  на финансовых рынках политику государства  в сфере управления суверенными  фондами и долговыми обязательствами

Страницы:← предыдущая123

admin