Биолог в КДЛ

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ. Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990″ лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Врач-лаборант – это медик, который исследует кровь, лимфу, другие биологические жидкости человека, продуктов его жизнедеятельности, тканей из очага поражения. Лаборант определят тип микроорганизмов, вызвавших болезнь, их чувствительность к лекарственным препаратам.

Основная задача врача-лаборанта – точная диагностика патологии для назначения адекватной терапии пациенту.

Врач-лаборант занимается не только диагностикой, но и научными исследованиями, проводит клинические испытания вакцин, лекарственных препаратов, оформляет данные исследований.

Врач-лаборант не лечит пациентов, но от точности его диагноза зависит жизнь человека. Кроме того, он помогает контролировать эффективность терапии.

Самым важным биоматериалом для исследования является кровь. В зависимости от вида анализов, есть деление лабораторий на клинические, профильные и специализированные.


Специалисты проводят точную диагностику для назначения наиболее эффективного лечения

Специализации врачей-лаборантов

Клинические лаборатории и лаборанты есть в любой медицинской организации, такие врачи еще называются специалистами по клиническим исследованиям (Clinical Research Assistant = CRA).

Клинический врач-лаборант делает следующие исследования:

  • ОАК, ОАМ;
  • гематологический анализ;
  • биохимический анализ;
  • иммунологическое тестирование;
  • цитологию;
  • серологические исследования;
  • микробиологический анализ.

Лаборанты клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) работают при профильных лабораториях, которые есть при диспансерах, женских консультациях, санаториях.

Специализированные лаборатории делятся на несколько разновидностей, в них работают врачи-лаборанты узких специальностей:

  • лаборант-бактериолог (микробиолог) занимается бакпосевами, бакдиагностикой, определением чувствительности высеянных микробов к антибиотикам;
  • лаборант-вирусолог диагностирует вирусные заболевания, разрабатывает вакцины, сыворотки, противовирусные средства;
  • лаборант-паразитолог выявляет глистные и другие инвазии;
  • лаборант-цитолог изучает материал из очага поражения (биоптат);
  • лаборант-иммунолог исследует взаимодействие антигенов, выявляет возбудителей болезней;
  • лаборант-гематолог определяет изменившуюся структуру клеток крови;
  • лаборант молекулярной лаборатории проводит диагностику по клеткам ДНК;
  • лаборант-токсиколог выявляет яды, токсины;
  • лаборант-биохимик определяет концентрацию белка в сыворотке крови, нормы глюкозы в моче и крови;
  • лаборант-генетик проводит генетические тестирования, определяет хромосомные аномалии, FISH-анализ;
  • лаборант-судмедэксперт собирает биологические доказательства преступлений;
  • лаборант-патологоанатом устанавливает причину смерти пациента на уровне посмертного исследования тканей очага поражения;
  • врач-лаборант СЭС исследует состояние окружающей среды, в том числе внутрибольничной.


Данная специальность востребована в любом медицинском учреждении и делится на узкие направления

Также есть ветеринарные врачи-лаборанты, которые диагностируют заболевания животных с помощью объективных методов исследования.

Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта

Врач-лаборант Фельдшер-лаборант
Имеет высшее медицинское образование Имеет среднее медицинское образование
Проводит все виды диагностических исследований Проводит под наблюдением врача только общеклинические анализы: ОАК, ОАМ, посев или микроскопирование мокроты, самостоятельно готовит аппаратуру и реактивы для проведения анализов
Расшифровывает полученные результаты Не расшифровывает анализы, только оформляет результаты
Руководит работой фельдшера Следит за санитарно-гигиеническим состоянием рабочего места и лабораторного помещения

Профессия врача-лаборанта подразумевает тесный контакт с коллегами всех специальностей, которые направляют пациентов на лабораторную диагностику: терапевтами, хирургами, педиатрами, инфекционистами, фтизиатрами, пульмонологами, ревматологами, иммунологами, эпидемиологами, дерматологами, венерологами, урологами, нефрологами и многими другими.

Места работы

Должность врача-лаборанта есть в каждой многопрофильной медицинской организации, специализированном диспансере, ЦРБ, НИИ, на клинических кафедрах мединститутов, санаториях, в аграрных холдингах, фермерских хозяйствах, отделах стандартизации СЭС.

В крупных медицинских организациях есть лаборатории, оснащенные автоматическими анализаторами, что позволяет сократить штат лаборантов.

История профессии

Первые лаборанты появились в Италии и Австрии в Средние века, их обязанностями была подготовка аудиторий для приема студентов медицинских факультетов: штативы, пробирки, инструменты для препарирования лягушек, материал для исследований. Античность утвердила «должность» лаборанта при каждом великом ученом-естественнике в качестве младшего помощника. Без их помощи проведение опытов и подведение итогов в полном объеме было просто невозможно.

Современная лабораторная медицина имеет множество направлений. Среди них основными являются исследования полимерных цепочек ДНК-диагностики (ПЦР), электронная микроскопия возбудителей, создание лабораторных биомаркеров для оценки риска заболевания и профилактики. Кроме того, судебно-медицинские лаборанты получили инновационные методики идентификации биоматериалов, позволяющих однозначно установить виновника преступления.

Работает направление космической лабораторной диагностики, выполняемой на орбите космического корабля.


Так выглядели лаборатории в начале прошлого века

Обязанности врача-лаборанта

Основные должностные обязанности врача-лаборанта следующие:

  • исследование биологических жидкостей и продуктов жизнедеятельности организма;
  • экспресс-диагностика заболеваний;
  • тестирование физических, химических характеристик, состава, структуры исследуемого материала;
  • проведение клинических испытаний, экспериментов;
  • контроль срока годности и качества реактивов, аппаратуры;
  • обучение медперсонала правилам работы в лаборатории, методикам диагностики;
  • участие в выездных обследованиях, диспансеризации;
  • участие в разработке вакцин, диагностических маркеров, внедрение их в практику.

Требования к врачу-лаборанту

Базовые требования к врачу-лаборанту включают в себя:

  • высшее медицинское образование, действующий аккредитационный лист по лабораторному делу;
  • умение проводить экспресс-диагностику в амбулаторных условиях;
  • опыт микроскопирования материала;
  • навыки проведения бактериологических посевов на питательные среды с определением чувствительности микробов к антибиотикам;
  • владение компьютером.


Лаборанты должны ежегодно подтверждать свою профпригодность, иначе право на медицинскую практику может быть утеряно

Как стать врачом-лаборантом

Чтобы стать врачом-лаборантом, необходимо:

  • Окончить медицинскую академию, университет или училище, получив диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  • Пройти аккредитацию, сдав экзамен специальной экспертной комиссии, по итогам которого выдается аттестационный лист, дающий право на амбулаторный прием пациентов.
  • Узкая специализация возможна не ранее, чем через год практики и только после поступления в двухгодичную ординатуру по специальности «Лабораторное дело». Туда можно попасть на бесплатной основе (конкурсно или по целевому направлению работодателя) или платно (здесь конкурс небольшой и достаточно 50 стандартных аттестационных баллов).

Профессионализм врачи должны подтверждать ежегодно, набирая специальные баллы – не менее 50 в год. Баллы дают за повышение квалификации на спецкурсах (36 баллов), посещение научно-практических конференций, в том числе и выездных (от 10 баллов), публикацию статей в научных журналах, написание монографий, защиту диссертации. Если количество набранных за год баллов больше 50-ти, врач продолжает деятельность, если нет – теряет право на медицинскую практику.

Опыт, качество работы врача дополнительно оценивается врачебной комиссией, которая присваивает ему одну из трех квалификационных категорий:

  • вторую – после трех лет практики;
  • первую – после 7 лет;
  • высшую – после 10 лет профессиональной деятельности.

Категория предполагает приоритет на право занятия высокой должности, надбавку к окладу, уважение коллег, доверие пациентов. Отказ от квалификации ограничивает карьерные возможности и не позволяет занимать некоторые должности, особенно в государственных и научных организациях.

Зарплата врача-лаборанта

Общий диапазон доходов таков: врачи-лаборанты зарабатывают от 11 500 до 100 000 рублей в месяц. Самое большое число вакансий открыто в Московской, Ленинградской, Ростовской области. Минимальный оклад у врачей-лаборантов мы обнаружили в Мичуринске: 11 500 рублей в месяц, максимальный – в Ростове-на-Дону: 100 000 рублей в месяц.

Средняя зарплата врача-лаборанта – около 31 000 рублей ежемесячно.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Медицинский университет инноваций и развития приглашает вас пройти дистанционные курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению «Клиническая лабораторная диагностика» с получением диплома или сертификата государственного образца. Обучение длится от 16 до 2700 часов, в зависимости от программы и вашего уровня подготовки.

Должностная инструкция лаборанта кабинета биологии

1. Общие положения должностной инструкции лаборанта кабинета биологии.
1.1. Данная должностная инструкция лаборанта кабинета биологии в школе разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Лаборант кабинета биологии назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности лаборанта кабинета биологии его должностные обязанности могут быть возложены на других лаборантов или учителя биологии, который несет ответственность за помещение.
1.3. Лаборант кабинета биологии в обязательном порядке должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, а также специальную подготовку по установленной программе и минимальный стаж работы по профилю два года.
Лицо, которое не обладает специальной подготовкой и необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, может качественно и в полном объеме выполнять возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено на должность лаборанта кабинета биологии.
1.4. При поступлении на работу лаборант знакомится с должностной инструкцией лаборанта кабинета биологии в школе, выполняет работу под руководством учителя биологии, или другого сотрудника образовательного учреждения, который ответственен за кабинет биологии.
1.5. В своей профессиональной деятельности лаборант кабинета биологии руководствуется Конституцией Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике своей работы.
1.6. Лаборант кабинета биологии также руководствуется Уставом и локальными актами учреждения, настоящей должностной инструкцией лаборанта по биологии в школе, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения, трудовым договором.
Лаборант кабинета биологии всегда неукоснительно соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7. Лаборант кабинета биологии должен знать:

  • решения органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;
  • организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования по биологии и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);
  • специфику требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования в рамках предмета биологии;
  • свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения со всеми видами ТСО, используемыми в кабинете биологии.
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов биологии и подсобных помещений.
  • порядок снабжения кабинета биологии учебным оборудованием и реактивами. Прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов.
  • порядок размещения учебного оборудования и реактивов в кабинете биологии, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, реактивов;
  • основные требования к самооборудованию кабинета (к самодельным средствам обучения, наглядным пособиям, наборам для лабораторных работ, наборам раздаточного материала и др.); порядок проведения профилактического и текущего ремонта учебного оборудования;
  • порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по биологии;
  • основы трудового законодательства, инструкцию по охране труда лаборанта биологии;
  • правила охраны труда, санитарии, гигиены, пожарной безопасности;
  • лаборант строго соблюдает инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии.

1.8. Лаборант должен строго соблюдать инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии, быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
2. Функции лаборанта кабинета биологии.
Основными функциями, выполняемыми лаборантом кабинета биологии, являются следующие:
2.1. Наладка и поддержание имеющегося лабораторного оборудования и ТСО кабинета биологии в исправном состоянии.
2.2. Осуществление подготовки лабораторного оборудования и технических средств обучения к их использованию при проведении практических, демонстрационных и лабораторных работ в кабинете биологии.
2.3. Правильное хранение и рациональное использование химических реактивов и препаратов в кабинете биологии и лаборантской.

3. Должностные обязанности лаборанта кабинета биологии
Лаборант кабинета биологии выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Занимается анализом результатов использования лабораторного оборудования и ТСО, наличия ТСО и перспективных возможностей технического оснащения своего рабочего места для максимального повышения эффективности работы.
3.2. Вносит различные предложения по своевременной корректировке существующих инструкций по охране труда и технике безопасности и по выполнению лабораторных и практических работ, по совершенствованию технической оснащенности своего непосредственного рабочего места.
3.3. Координирует деятельность учеников образовательной организации при выполнении лабораторных и практических работ по биологии, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.4. Соблюдает требования данной должностной инструкции лаборанта кабинета биологии школы, инструкций по охране труда и пожарной безопасности в кабинете биологии.
3.5. Контролирует:

  • исправность ученических рабочих мест, имеющихся розеток и освещения;
  • исправность лабораторного оборудования кабинета биологии;
  • безопасность используемых в кабинете биологии приборов, технических и наглядных средств обучения, оборудования, реактивов и препаратов;
  • наличие и исправное состояние индивидуальных средств защиты;
  • соблюдение учениками образовательного заведения установленных правил поведения в кабинете биологии;
  • следование учащихся правилам техники безопасности и инструкций по выполнению практических и лабораторных работ, по использованию ТСО, имеющихся реактивов и препаратов;
  • наличие необходимых медикаментов в аптечке.

3.6. Проводит корректировку хода выполнения практических и лабораторных работ в соответствии с существующими инструкциями, правильности использования ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.7. Лаборант кабинета биологии принимает участие:

  • в разработке необходимых инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии;
  • в формировании заказа на техническое оснащение рабочего места;
  • в сборе и обработке материалов, которые получены в процессе проведения различных исследований в соответствии с утвержденной программой работ;
  • в проведении учебных экспериментов;
  • в составлении и соответствующем оформлении документации по выполняемой работе.

3.8. Консультирует учащихся школы во время выполнения ими лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов.
3.9. Лаборант кабинета биологии занимается обеспечением:

  • правильности хранения применяемого лабораторного оборудования и препаратов;
  • правильности маркировки и хранения имеющихся реактивов;
  • правильности утилизации реактивов и препаратов, которые уже были использованы;
  • подготовки, проверки и простой регулировки применяемого оборудования (приборов, аппаратуры, технических средств обучения) к проведению экспериментов согласно имеющейся документации по эксплуатации;
  • работающих лиц в кабинете биологии и учащихся образовательной организации необходимым лабораторным оборудованием, реактивами, препаратами и тому подобное.
  • сбора по окончании лабораторных работ используемого лабораторного оборудования, химических реактивов, раздаточного материала, проверки его количества и исправности.
  • приведения в надлежащий порядок имеющегося лабораторного оборудования после проведения лабораторных, практических, а также демонстрационных работ;
  • мойки и тщательной чистки лабораторного оборудования и приборов с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации;
  • помещения отработанного материала и химических реактивов в специальную тару для отходов и по необходимости их безопасную нейтрализацию.

3.10. Лаборант кабинета биологии выполняет:

  • тщательную подготовку используемых приборов, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов к проведению лабораторных и практических работ по биологии;
  • осуществление систематического контроля исправности, регулировки и необходимой настройки имеющегося лабораторного оборудования и ТСО;
  • учет расходования применяемых реактивов и препаратов;
  • учет, обработку, систематизацию и оформление в соответствии с существующими методическими рекомендациями результатов проводимых испытаний и экспериментов;
  • работу с различной литературой в соответствии с установленным заданием;
  • вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми исследованиями и экспериментами.


скачать: пакет Инструкций для кабинета Биологии
32 инструкции с учетом законов на 20 марта 2020 г
4. Права лаборанта кабинета биологии.
Лаборант кабинета биологии имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения ученикам школы во время проведения практических и лабораторных работ по биологии, при использовании ТСО, имеющегося лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности учащихся общеобразовательного учреждения за нарушение техники безопасности и утвержденных инструкций по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии, а также за проступки, которые каким-либо образом дезорганизуют учебно-воспитательную деятельность, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.3. Принимать активное участие в разработке различных инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии.
4.4. Непосредственно участвовать в разработке изменения технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ в кабинете биологии.
4.5. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности своего рабочего места, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ в кабинете биологии.
4.6. Получать от руководства и использовать информационные материалы и существующие нормативно-правовые документы, которые нужны для исполнения своих должностных обязанностей.
4.7. Требовать от учеников школы соблюдения утвержденных Правил поведения для учащихся, выполнения Устава учебного заведения, Правил поведения и требований техники безопасности в кабинете биологии.
4.8. Периодически повышать свою квалификацию.

5. Ответственность лаборанта кабинета биологии.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы, его заместителей и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции лаборанта по биологии, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются данной инструкцией, приведшее к серьезной дезорганизации образовательной деятельности, лаборант кабинета биологии несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение своих трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, установленных санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности лаборант кабинета биологии привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены существующим административным законодательством.
5.3. За виновное причинение учебной организации или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих непосредственных должностных обязанностей, а также прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией лаборанта в кабинете биологии, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, лаборант кабинета биологии освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».


скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Лаборант кабинета биологии:
6.1. Осуществляет работу по утвержденному директором общеобразовательного учреждения графику, исходя из 40-часовой рабочей недели, соблюдает свою должностную инструкцию лаборанта по биологии в школе.
6.2. Планирует свою профессиональную деятельность на каждый учебный год и каждую четверть под руководством преподавателя биологии, план деятельности представляет на утверждение директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, внимательно знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически проводит обмен информацией по вопросам, которые входят в его компетенцию, с учителями биологии и другими сотрудниками школы.
6.6. Занимается исполнением должностных обязанностей других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их временного вынужденного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение данных профессиональных обязанностей осуществляется в соответствии с существующим законодательством о труде и Уставом на основании приказа директора общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию лаборанта по биологии разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

В связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н внесены изменения в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, в части отнесения к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал» должности «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» по следующим основаниям.

Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 286, предусмотрено, что подготовка специалистов с квалификацией «Фельдшер-лаборант» ведется до перехода на обучение по программе для «Медицинского лабораторного техника».

Подготовка работников по специальностям среднего профессионального образования по квалификации «Медицинский лабораторный техник» начата с введением в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 июня 1997 г. N 1216.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» в целях совершенствования деятельности службы клинической лабораторной диагностики, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации было поручено привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с указанным приказом.

Указанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 утверждено Положение о медицинском лабораторном технике (Приложение N 6), согласно которому на должность «Медицинского лабораторного техника» назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и квалификацию «Медицинский лабораторный техник» («Фельдшер-лаборант»).

Таким образом, это одна должность с двойным наименованием и в рамках приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 должность «Фельдшер-лаборант» была ошибочно отнесена к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».

В соответствии с ранее действовавшими «Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (Приложение N 2), утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43, по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» требованиями к квалификации предусмотрено среднее медицинское образование по специальности «Лабораторное дело», с установлением размеров должностных окладов по 8-11 разряду Единой тарифной сетки.

Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», в соответствии с которым должности, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки.

Требованиями к квалификации, установленными Квалификационными характеристиками, включенными в Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (далее — Справочник), по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» предусмотрено наличие среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

По должности фельдшер, отнесенной к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», требуется среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело».

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Лечебное дело» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» составляет 3 года 10 месяцев.

В то же время в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» составляет 2 года 10 месяцев.

Кроме того, в соответствии с указанным Справочником, оказание фельдшером лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов, оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, прием нормальных родов, организация и проведение противоэпидемических мероприятий, организация и проведение диспансерного наблюдения за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями), организация и проведение профилактических прививок детям и взрослым, экспертиза временной нетрудоспособности и др. или выполняемые операционной медицинской сестрой, медицинской сестрой — анестезистом и др., также отнесенных к 4 квалификационному уровню, таких функций, как например, участие в хирургических операциях, осуществление раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактика послеоперационных осложнений в ходе и после операций, являются более сложными по сравнению с проведением химических макро- и микроскопических исследований биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопического исследования, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований, осуществляемыми «Фельдшером-лаборантом (медицинским лабораторным техником)».

Таким образом, исходя из требований к образованию и сложности трудовой функции, должность «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» отнесена к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал», а такие должности как акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, медицинская сестра — анестезист и др. — к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526.

Учитывая изложенное, поскольку в ранее действовавших Номенклатурах, других нормативных правовых актах, а также действующей в настоящее время Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 декабря 2012 г. N 1183н, предусмотрено двойное наименование должности, для включения (сохранения) в штатном расписании медицинской организации должности «Фельдшер-лаборант» оснований не имеется.

При составлении штатного расписания медицинской организации необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

Предложенное Министерством здравоохранения Российской Федерации изменение в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, обсуждалось на совещании, которое состоялось в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации 25 мая 2016 года с участием представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Национальной медицинской палаты.

С учетом состоявшегося обсуждения была достигнута договоренность о внесении вышеуказанного изменения.

Таким образом, в случае установления размеров должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в системах оплаты труда размер должностного оклада для работников, занимающих должность «Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)» устанавливается по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».

Для медицинских работников клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был установлен по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал), возможно либо сохранение прежних размеров должностных окладов в рамках длящихся правоотношений, либо компенсирование разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заработная плата работника# работников включает тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии (статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми полномочиями для повышения оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, и вышеуказанный приказ не является ограничением при установлении размеров оплаты труда.

Кроме того, следует отметить, что при повышении оплаты труда медицинских работников в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предлагается органам власти всех уровней проводить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников.

И.Н. Каграманян

admin