Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних

Содержание

Основы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в саратовской области

Михайлин А.А., инспектор по особым поручениям отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУМВД России по Саратовской области.

Перепелова Е.А., начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ГУМВД России по Саратовской области.

На территории Саратовской области субъекты государственной системы профилактики на протяжении многих лет уделяют первостепенное внимание предупреждению беспризорности и правонарушений в подростковой среде. Координирующую роль в данной работе осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Саратовской области под председательством заместителя Председателя Правительства Саратовской области.

Заседания комиссии проводятся один раз в 2 — 3 месяца, на них рассматриваются проблемные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, положительный опыт работы в данном направлении и т.п.

В Саратовской области разработаны технологии межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяющие оказывать своевременную помощь детям, попавшим в социально опасное положение. Они регламентируются следующими документами. Это:

  1. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  2. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
  3. Положение о системе мер органов, учреждений исполнительной власти области, органов местного самоуправления по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Саратовской области.
  4. Порядок взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
  5. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов и учреждений, а также общественных объединений по организации досуговой занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Во всех муниципальных районах Саратовской области составляются межведомственные программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении, налажен информационный обмен о подростках данной категории между заинтересованными ведомствами, реализуются комплексные реабилитационные программы "Принцип равноправия", "Путь к себе" и другие — всего более пятидесяти целевых программ, направленных на профилактику отклоняющегося поведения подростков, их ресоциализацию. Специалистами проводится комплексное изучение жилищно-бытовых условий и психологического внутрисемейного климата, разрабатываются программы социальной реабилитации и определяются меры социальной помощи подростку и родителям, в том числе по организации трудовой и досуговой занятости.

На региональном уровне межведомственное взаимодействие между органами управления образованием и органами внутренних дел по профилактике подростковой преступности строится в соответствии с Приказом от 30 июля 2009 г. N 831/1320 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ГУВД по Саратовской области и Министерства образования Саратовской области по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся, защите их прав и законных интересов" и Памяткой о первичных признаках проявления интереса к употреблению подростками наркотиков и действиях педагогов по оказанию своевременной помощи этим учащимся, утвержденной министрами образования, здравоохранения и начальником ГУМВД России по Саратовской области.

Вопрос эффективности работы по профилактике преступности несовершеннолетних, формированию у подрастающего поколения основ здорового образа жизни ежегодно в течение последних десяти лет рассматривается на заседаниях коллегии Минобразования Саратовской области с обязательным участием представителей правоохранительных органов, что позволяет составлять на каждый год план конкретных действий по профилактике асоциального поведения учащихся, отслеживать ход его исполнения, вносить необходимые коррективы в работу.

Во всех районах Саратовской области имеется сеть амбулаторных кабинетов для взрослого и детского населения, в том числе кабинеты социально-психологической помощи лицам с наркологическими проблемами и членам их семей. Таким образом, обеспечивается достаточная доступность наркологической помощи детско-подростковому населению. Прием детей и подростков с расстройствами наркологического профиля организован в каждом районе. В муниципальных образованиях Саратовской области организованы медицинские осмотры несовершеннолетних из семей социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с действующим законодательством учреждения социального обслуживания семьи и детей являются одним из основных звеньев системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты данных учреждений осуществляют в тесном взаимодействии с сотрудниками полиции следующую работу:

  • обеспечивают раннее выявление семей, попавших в социально опасное положение, в том числе во время целевых межведомственных акций, рейдов, подворных обходов;
  • обеспечивают жизнеустройство и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации;
  • организуют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, госучреждений к местам постоянного проживания;
  • проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, имеющими проблемы с законом;
  • осуществляют в рамках программ социальной реабилитации предоставление социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических услуг семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.

Ежегодно специалисты учреждений социальной защиты Саратовской области выявляют свыше 10 тысяч семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Стационарные услуги несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют 9 учреждений социальной защиты. Работа учреждений организована по зональному принципу, который позволяет обеспечить доступность получения социальных услуг семьям с детьми, попавшим в социально опасное положение или трудную жизненную ситуацию. В условиях стационарных отделений курс социальной реабилитации проходят более 2,5 тыс. социально дезадаптированных детей и подростков, из которых свыше 70% — возвращаются в биологические либо замещающие семьи.

В Саратовской области разработана Инструкция о порядке взаимодействия ГУМВД по Саратовской области и Минсоцразвития Саратовской области по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденная совместным Приказом от 30 сентября 2009 г. N 1031/874.

В регионе насчитывается свыше 380 тыс. семей и более 435 тыс. детей, из которых 107,8 тыс. семей и 137,5 тыс. детей состоят на социальном обслуживании в учреждениях социальной помощи семье и детям. Это: 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 7 центров социальной помощи семье и детям "Семья"; 68 отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения.

В целях социального сопровождения семей, воспитывающих детей, проживающих в сельской местности и других удаленных районах, в том числе стоящих на учете в полиции, в деятельность учреждений социальной защиты внедрены разнообразные технологии. Это: выездные бригады, мобильные консультативные пункты, общественные приемные, уличная социальная работа (организация занятости неорганизованных групп несовершеннолетних во внешкольное время), интерактивные мероприятия (межведомственные рейды, операции "Подросток", "Лидер", акции, тематические "горячие линии" в службах экстренной помощи по "телефону доверия").

Реализация указанных мероприятий осуществляется с участием инспекторов по делам несовершеннолетних в плановом режиме. Например, выездные бригады посещают сельские семьи не реже одного раза в месяц. Так, в 2011 г. осуществлено предоставление социальных услуг более чем 3,3 тыс. семей, из которых 12% (320 семей) — семьи с детьми, имеющими девиантное и делинквентное поведение.

III. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза увеличилась доля семей, получивших социальные услуги по месту фактического проживания.

Разработка межведомственных программ социальной реабилитации осуществляется на межведомственном консилиуме, функционирующем в большинстве случаев на базе учреждений социальной защиты. В работе межведомственного консилиума принимают участие представители всех учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. С учетом их предложений по организации социального сопровождения семьи формируется межведомственная программа реабилитации. Контроль эффективности ее реализации осуществляют члены межведомственного консилиума.

В учреждениях социальной защиты Саратовской области применяются нестационарные формы социального обслуживания детей, позволяющие обеспечить социальной реабилитацией детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без изъятия из семьи. В 2011 г. в отделениях дневного пребывания социальные, психолого-педагогические, социально-медицинские, правовые услуги получил 381 ребенок.

Социальная работа в условиях уличной среды является результативным инструментом воздействия на неформальные группы несовершеннолетних. В ходе работы специалисты учреждений проводят мероприятия с детскими подростковыми сообществами по месту жительства. Программы профилактики безнадзорности и правонарушений через уличную работу с неформальными детскими коллективами реализуются сегодня в Балаковском, Пугачевском, Озинском и Энгельсском районах Саратовской области. К работе с детскими неформальными группами привлекаются волонтеры. Данной формой работы охвачены более 2 тыс. несовершеннолетних.

Программно-целевой подход при социальном сопровождении семей с детьми позволил обеспечить комплексное решение проблем и снизить количество семей, оказавшихся в социально опасном положении. В областном межведомственном банке данных в 2010 г. таких семей состояло на учете 2614, в 2011 г. — 2394, что в конечном счете оказало существенное влияние на уровень преступности несовершеннолетних в регионе и количество подростков, их совершивших.

Так, в 2011 г. в Саратовской области проведено более двадцати оперативно-профилактических мероприятий по пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принятые меры позволили снизить криминальную активность несовершеннолетних. Лицами данной возрастной категории совершено 1056 преступлений (-11,8% к аналогичному периоду прошлого года), их удельный вес в общей структуре преступности составил 5,4 (в 2010 г. — 6,1). Отмечено значительное (на 8,1% и 29,2% соответственно) снижение числа тяжких (с 308 до 283) и особо тяжких (с 24 до 17) преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет. Отмечается положительная тенденция в профилактике и снижение числа таких преступлений, как: причинение тяжкого вреда здоровью — с 15 до 9 (-40,0%), средней тяжести вреда здоровью — с 14 до 8 (-42,9%), легкого вреда здоровью — с 21 до 14 (-33,3%), побоев — с 36 до 28 (-22,2%), кражи — с 629 до 615 (-2,2%), разбои — с 37 до 22 (-40,5%), грабежи — со 179 до 153 (-14,5%), угроза убийством — с 7 до 4 (-42,9%), мошенничество — с 27 до 19 (-29,6%), изнасилования — с 3 до 2 (-33,3%), компьютерные преступления — с 60 до 1 (-98,3%). Снижено количество преступлений, совершенных подростками, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — с 33 до 21 (-36,4%), а также в нетрезвом состоянии — с 156 до 100 (-35,9%). Участниками преступлений в 2011 году стал 931 подросток, что на 8,5% ниже уровня прошлого года, из них 684 человека — учащиеся учебных учреждений (-18,4%) и 16 студентов (-27,3%).

В целом вышеизложенное позволяет сделать вывод о положительной динамике в развитии основных направлений и результатов взаимодействия учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Саратовской области. Однако это не исключает необходимости постоянного обобщения, оценки и продуманного использования накопившегося опыта, а также устранения недостатков в сфере профилактической работы.

Введение………………………………………………………….……….

1. причины и условия Безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………………………………………..

Заключение…….……………………………….……………………….

Список использованной литературы…………………………

Введение

Одними из наиболее значимых социально-опасных проблем современности, угрожающими социальной безопасности государства и общества, являются детская беспризорность и безнадзорность. Именно поэтому исключение данных явлений обозначено Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей, поставленной перед государственными органами власти и управления1. Инструментом решения указанной задачи выступает социальная защита населения, в рамках которой реализуются меры, направленные на оказание помощи и реабилитации выявленных безнадзорных и беспризорных детей, наряду с мерами, ограждающими детей и семьи от воздействия факторов, способствующих возникновению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних – мерами профилактики.

В современных условиях на федеральные и региональные органы власти возлагается основная нагрузка по преодолению и профилактике безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений — система социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактической работы среди школьной молодежи очевидна.

1. причины и условия Безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни2.

Основные причины происхождения детской безнадзорности и беспризорности приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Классификация причин возникновения
детской безнадзорности и беспризорности в современной России

Группа факторов

Причины возникновения безнадзорности и беспризорности

1

2

Дисфункциональность семьи

Материальное неблагополучие:

низкий доход членов семьи

потеря кормильца

безработица члена (членов) семьи

неполная семья

многодетная семья

невостребованность детей и подростков при поиске и найме на работу

Семейное социальное неблагополучие:

пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей

длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)

семейные конфликты

социальное сиротство

алкоголизм

наркомания

насилие и жестокое обращение в семье

Факторы социальной среды, кроме семейной

1

Дисфункциональность учреждений для семьи и детей:

недоступность или отсутствие учреждений для досуга, спорта, культуры и отдыха

2

утрата школой воспитательных функций

неудовлетворительные условия содержания детей в специализированных учреждениях

Воздействие асоциальной среды:

отверженье детей сверстниками

криминализация детей и подростков

вовлечение детей в алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, проституцию

торговля несовершеннолетними

Личностные особенности детей

Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость

Классификацию возглавляет совокупность негативных условий, воздействующих на семью и ее членов, и вызывающих ее ненормальное функционирование — дисфункциональность семьи, что объясняет необходимость развития профилактических мер, ориентированных на охрану и защиту семей, имеющих детей, сохранение детей в семье, ее поддержку, укрепление и адаптацию к условиям рынка.

Соответственно, меры по социальной защите безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, в том числе и меры профилактического характера, в понимании автора, являются неотъемлемой частью социальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей заключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушения межличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактика должна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплекса условий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и ее развитию.

Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключения явлений, вызывающих безнадзорность и беспризорность — их профилактики, составляющий систему социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей, является основным объектом управления3.

Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно.

14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные «вспышки» локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних4.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Анализируя материалы научных работ и тематику диссертационных исследований в период после принятия в РФ базового федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», начиная с 2000 года, можно выявить следующие тенденции:

1. Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях — неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые ее реализуют.

2. Профилактическая работа организуется в отношении определенных групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребенка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

3. Рассматривая вопросы профилактики, большинство исследователей ориентировано на изучение условий, особенностей или составляющих профилактической работы, но практически не затрагивают технологический аспект реализации сущности профилактики.

4. Сложный характер профилактической работы выражен в двух аспектах. С одной стороны – правовое поле, регулирующее работу с детьми в социально опасном положении. Основной технологией работы в законодательстве закреплена индивидуальная профилактическая работа. С другой стороны – поле педагогической деятельности, которое формируется специалистами практиками, непосредственно работающими с детьми и исследователями, отражающими и развивающими опыт поддержки детей групп риска. Сопоставляя два этих аспекта, можно отметить, что базовые нормы законодательства не используются в науке как рамки, с которыми необходимо работать.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. … партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетнихправонарушителей

    Дипломная работа >> Социология

    … деятельности органов и учреждений системы профилактики, устранения причин и условий, способствующих безнадзорностинесовершеннолетних, из них : в прокуратуру — 4. КДН …

  2. Пути и средства социальной адаптации несовершеннолетнихправонарушителей

    Дипломная работа >> Социология

    … Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений срединесовершеннолетних. Киев, 1987. Ангуладзе Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетнихправонарушителей: Автореф …

  3. Особенности личности несовершеннолетнихправонарушителей

    Курсовая работа >> Психология

    … Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона). М., 2004. Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетнимиправонарушителями : Некоторые …

  4. Социальная работа и профилактика преступности среди детей и подростков

    Курсовая работа >> Социология

    … преступности. Так, срединесовершеннолетнихправонарушителей заметно (на … Профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в крае эффективной системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  5. Формы и методы работы социального педагога по профилактике агрессии и жестоколсти детей младшего

    Реферат >> Педагогика

    … , причинив страдания слабому. Установлено, что срединесовершеннолетнихправонарушителей, … профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)) и региональных программ по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Хочу больше похожих работ…

Правовые основы соц. профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Общие положения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Функции органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1 – правовая основа:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120 ФЗ (об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних). В редакции от 23.07.2008. основные понятия и категории закона:

  • Несовершеннолетний – лицо не достигшее 18 лет.
  • Безнадзорное – несовершеннолетний, контроль поведения которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения по воспитанию, обучению, содержанию обязанностей родителей или лицами их заменяющей.
  • Несовершеннолетние находящиеся в соц. опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке опасной для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
  • Антиобщественные действия – систематическое употребление наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, пива, занятия проституцией, бродяжничество, попрошайничество.

Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1. Предупреждение (безнадзорности, беспризорности, правонарушения несовершеннолетних; устранение причин и условий.)

2. Обеспеченье защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Соц. педагогическая реабилитация несовершеннолетних находящихся в соц. опасном положении.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы профилактической деятельности:

1. Законность.

2. Демократизм.

3. Гуманное обращение с несовершеннолетними.

4. Поддержка семьи и взаимодействие с ней.

5. Индивидуальный подход к несовершеннолетним.

6. Соблюдение конфиденциальности полученной информации.

7. Государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений.

8. Обеспеченье ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Система органов:

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).

2. Органы управления соц. защиты населения.

3. Органы управления образованием.

4. Органы опеки и попечительства.

5. Органы по делам молодёжи.

6. Органы управления здравоохранением.

7. Органы службы занятости.

8. Органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних — ИДН).

Работа с подростками:

1. Безнадзорные или беспризорные.

2. Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством.

3. Содержащиеся в реабилитационных центрах для несовершеннолетних, соц. приютах, в центрах помощи детям, иных учебно-воспитательных учреждений.

4. Употребляющие наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача.

5. Совершившие правонарушения повлекшие применение мер административного взыскания.

6. Совершившие правонарушения до достижения возраста с которого наступает административная ответственность.

7. Освобождённые от уголовной ответственности в следствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки или когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без привлечения к уголовной ответственности.

8. Совершившие общественно опасные деяния, но неподлежащие привлечению к ответственности в связи с не достижением возраста.

Обвиняемые или подозреваемые незаключённые под стражу.

10. Условно досрочно освобождённые от отбывания наказания.

11. Получившие отсрочку исполнения приговора.

12. Условно осуждённые.

13. Освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением наказания.

Основания для профилактической работы:

1. Заявление несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей.

2. Приговор, определение или постановление суда.

3. Документы определённые федеральным законом, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики.

4. Заключение утверждённое руководителем, органом системы образования, профилактики безнадзорности по результатам проведённой проверки.

2 – КДН занимаются:

1. Выявление и установление причин и условий.

2. Координация усилий всех служб по соблюдению условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних.

3. Подготовка материалов для направления в суд, по вопросам содержания несовершеннолетних в специально учебно-воспитательных учреждениях.

4. Рассмотрение вопроса исключения несовершеннолетних из общеобразовательных учреждений.

5. Оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы.

6. Применение мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям.

Органы управления соц. защитой:

1. Индивидуальная профилактика.

2. Контроль специализированных учреждений.

3. Оказание соц. услуг несовершеннолетним и их родителям.

Учреждения соц. обслуживания:

  • Территориальные центры помощи семьи и детям.
  • Центры психолого-педагогической помощи.
  • Центры экстренной психологической помощи.

Специализированные учреждения:

  • Социально-реабилитационные центры.
  • Соц. приюты для детей (временное проживание + соц. реабилитация).
  • Центры помощи детям.

Органы опеки и попечительства.

Органы службы занятости – трудоустройство.

Органы внутренних дел:

  • Обеспечивают круглосуточный приём и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
  • Ведут индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними.
  • Доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, осуществляют меры по дальнейшему устройству несовершеннолетних содержащихся в указанных учреждения.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(с изменениями от 13 января 2001 г.)

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 — 25)
Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (ст.ст. 26 — 31)
Глава IV. Заключительные положения (ст.ст. 32 — 33)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:
уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;
гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
3. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
4. Перечисление прав, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
1.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.
3. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

admin