Без образования юридического лица

В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

Пример: Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.

Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией

Контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.

Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

  • такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

  • такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

  • такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

  • такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

  • такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Уведомление в ИФНС

Организации и физические лица — налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

  • об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

  • о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн. руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

«Данный законопроект позволит маленьким общественным объединениям, а речь идет, например, о различных союзах пешеходов, велосипедистов и прочее, «легализовать» свою деятельность и при этом не нести финансовые затраты, связанные с регистрацией юрлица, — пояснила «РГ» адвокат Виктория Данильченко. — При этом у властей появится дополнительный механизм воздействия на данные объединения».

Как рассказывают в минюсте, инициатива обязывает общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, размещать в сети «Интернет» уведомление о создании и сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок таких уведомлений будет установлен минюстом.

«Реализация предполагаемых мер позволит систематизировать и актуализировать сведения об общественных объединениях, не являющихся юридическими лицами, необходимых для защиты прав граждан и юридических лиц», — подчеркивают в ведомстве.

Проще говоря, появятся официальные списки таких небольших союзов. Причем самим гражданам, решившим объединиться, не надо будет получать особых разрешений и где-то регистрироваться. Достаточно будет просто заявить о себе.

В минюсте обращают внимание, что из-за отсутствия актуальных, систематизированных сведений о таких общественных объединениях, негде взять нужные данные для подачи заявлений в суд о возмещении причиненного вреда такими организациями или внесения заявления о запрете деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Действительно, на кого именно жаловаться? Негде узнать ни полное наименование организации, ни данных о руководителях и месте нахождения союза.

Между тем, как говорят представители ведомства, данные объединения пользуются определенными правами и несут предусмотренные законодательством обязанности. Помимо прочего проект предполагает введение процедуры приостановления деятельности таких общественных объединений по решению Генпрокурора или прокурора соответствующего региона.

«Теперь в случае малейшего нарушения такими организациями норм, прописанных в новом законе, будет реальная возможность приостановить деятельность таких организаций, — говорит Виктория Данильченко. — С какой-то стороны это можно рассматривать как ужесточение контроля за деятельностью организаций. Чем может обернуться принятие инициативы, покажет время».

По словам заместителя руководителя департамента правового и налогового консалтинга юридической компании Глеба Шевченко, данная норма вводится исключительно с целью контроля за деятельностью общественных объединений на территории страны.

«Обязательный уведомительный характер создания общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, позволит составить качественный реестр подобных общественных организаций и оперативно выявлять допущенные последними нарушения, — говорит Глеб Шевченко. — За последние годы минюст активно приводит в порядок деятельность некоммерческих организаций, ужесточает требования, предъявляемые к государственной регистрации, а также приводит в порядок уже существующие НКО путем обязательного внесения изменений в уставы обществ. Инициатива сама по себе носит положительный характер, но ее исполнение со стороны общественников вызовет дискомфорт ввиду необходимости подавать дополнительные уведомления».

Эксперт поясняет, что создание общественной организации без образования юридического лица требует лишь принятия решения на общем собрании, после чего допустимо осуществлять общественную деятельность. «В большинстве случаев это некрупные организации политического или общественно-полезного характера, — говорит Глеб Шевченко. — Серьезные общественные структуры предпочитают регистрировать свои организации в качестве юридических лиц».

Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ГК РФ любой гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или же создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

По мнению английского профессора А. Хоскинга, индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Согласно российскому законодательству индивидуальными предпринимателями могут быть:

  • • граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в установленном федеральном законом порядке в своей дееспособности:
    • – совершеннолетние, дееспособные граждане Российской Федерации;
    • – несовершеннолетние граждане Российской Федерации (при наличии согласия родителей, попечителей; вступившие в брак; при принятии судом либо органом опеки решения о дееспособности);
  • • граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в соответствии с требованиями, установленными законом.

Коллективными формами деятельности индивидуальных предпринимателей являются:

  • • полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное), создаваемое путем заключения договора о совместной деятельности между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями;
  • • производственный кооператив.

Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность от своего имени и на свой риск.

Следует отметить, что деятельность индивидуального предпринимателя регламентируется теми же положениями ГК РФ и НК РФ, которые применяются для юридических лиц.

Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя приравнивается к деятельности юридических лиц, которые являются коммерческими организациями.

Индивидуальные предприниматели осуществляют различные виды деятельности, не запрещенные законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Кроме того, есть виды деятельности, требующие дополнительного разрешения и согласования с органами надзора (санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС и т.д.). Например, для осуществления розничной торговли в Москве требуется разрешение районной управы.

К запрещенным для индивидуального предпринимателя видам деятельности относится производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство лекарственных средств и др.

В табл. 2.4 представлены наиболее распространенные виды деятельности индивидуальных предпринимателей.

Таблица 2.4

Виды деятельности индивидуальных предпринимателей

Сфера деятельности

Виды деятельности

Производственная деятельность

  • • Пошив одежды;
  • • изготовление головных уборов;
  • • выпечка хлебобулочных изделий;
  • • изготовление штучной мебели;
  • • народные художественные промыслы (производство художественных изделий);
  • • строительные работы;
  • • издательская и полиграфическая деятельность

Услуги населению

  • • Чистка обуви;
  • • ремонт одежды;
  • • ремонт бытовых приборов;
  • • парикмахерские услуги;
  • • ремонт мебели;
  • • фотоуслуги;
  • • сдача в аренду недвижимости;
  • • риэлторские услуги;
  • • прокат бытовой техники и предметов личного пользования и пр.

Услуги предприятиям

  • • Юридические;
  • • бухгалтерские;
  • • консалтинговые;
  • • бытовые (мойка окон, уборка офисов цехов, мастерских и пр.);
  • • переводческие (переводы с иностранных языков);
  • • секретарские;
  • • рекламный агент;
  • • программирование;
  • • ксерокопирование;
  • • переплетные работы и пр.;
  • • перевозки автомобильным транспортом (кроме грузовых свыше 3,5 т)

Образовательные услуги

  • • Репетиторство;
  • • частные курсы, школы;
  • • обучение танцам;
  • • обучение плаванию и пр.

Организация досуга

  • • Организация отдыха населения – экскурсии, аттракционы и пр.;
  • • служба знакомств;
  • • организация шоу и т.д.

Торговля

  • • Оптовая и розничная торговля (с дополнительным разрешением);
  • • разъездная торговля;
  • • посредническая деятельность;
  • • продажа газет и журналов и пр.

По данным Росстата, в 2011 г. в Российской Федерации фактически действовало 2487,2 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности за этот же период составил 7 826 530 млн руб.

Прежде чем окончательно принять решение о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо изучить все его достоинства и недостатки.

К достоинствам осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) можно отнести:

  • • минимальный пакет документов для регистрации, так как отсутствует необходимость в разработке учредительных документов;
  • • достаточно простую процедуру регистрации ИП, которая не занимает много времени и средств;
  • • осуществление регистрации ИП по месту жительства, поэтому юридический адрес не нужен;
  • • упрощенный порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования;
  • • упрощенную систему налогообложения, которая освобождает от уплаты нескольких налогов;
  • • хозяйственную самостоятельность (от своего имени он заключает хозяйственные договоры, совершает сделки с физическими и юридическими лицами);
  • • упрощенный порядок принятия решений, так как не требуется проводить собрания и протоколировать их постановления и пр.;
  • • взыскивание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке;
  • • легкость ликвидации ИП.

Кроме того, индивидуальный предприниматель в ряде случаев приравнивается по своему статусу к юридическому лицу в сфере потребительского рынка и услуг. Он вправе иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, подписывать договоры и получать банковский кредит.

К основному недостатку индивидуального предпринимателя относится то, что он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Кроме этого, можно отметить следующие недостатки:

  • • существующее ограничение на некоторые виды деятельности;
  • • сложности сотрудничества с крупными компаниями (как показала практика, большинство крупных компаний отказываются работать с ИП);
  • • не подходит для совместного ведения дела, так как индивидуальный предприниматель регистрирует бизнес только на себя;
  • • нельзя продать или купить;
  • • требуется постоянное личное участие предпринимателя из-за отсутствия возможности назначить директора (индивидуальный предприниматель нс является организацией);
  • • повышение страховых взносов в ПФР и их обязательная уплата, независимо от качества осуществления предпринимательской деятельности;
  • • отсутствие возможности участвовать во многих тендерах и конкурсах;
  • • недостаточная правовая защищенность при временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя и пр.

Государственную регистрацию индивидуального предпринимателя осуществляет ФНС России. Предприниматель регистрируется в районной налоговой по месту прописки, в Москве – МИ ФНС России № 46.

Можно пройти регистрацию самостоятельно или обратиться в юридическую компанию и возложить регистрацию на профессионалов. Зарегистрировать ИП самостоятельно обойдется примерно в 2500 руб., а при помощи юридической компании от 2500 до 7500 руб. в зависимости от объема оказываемых услуг (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Пример стоимости регистрации ИП в Москве

Наименование услуги

Срок исполнения, рабочих дней

Стоимость,

руб.

«Стандарт», включает:

  • – подготовку комплекта документов для регистрации ИП в Москве;
  • – сопровождение клиента в налоговую;
  • – получение документов

по регистрации из налоговой, в том числе коды статистики

2500 Дополнительно оплачивается: – госпошлина 800 руб.

«Под ключ», включает:

  • – подготовку комплекта документов для регистрации ИП в Москве;
  • – сопровождение клиента в налоговую;
  • – получение документов

по регистрации из налоговой, в том числе коды ОКВЭД;

  • – сопровождение процедуры по открытию расчетного счета;
  • – уведомление налоговой

и фондов об открытии расчетного счета

5500*

Дополнительно

оплачивается: – госпошлина 800 руб.

* Включая печать на ручной оснастке.

При самостоятельной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему необходимо пройти следующие этапы.

Этап 1. Выбор кода деятельности ИП (по ОКВЭД). Перед регистрацией ИП необходимо выбрать коды в соответствии с осуществляемыми видами деятельности. В основном выбирают не более 20 кодов. Необходимо сразу определиться с выбором кодов, так как их дополнительная регистрация обойдется дороже.

Этап 2. Оплата государственной пошлины. В 2010–2013 гг. оплата госпошлины регистрации ИП составляла 800 руб.

Реквизиты для оплаты регистрации ИП можно узнать в отделении налоговой, где будет проходить регистрация.

Этап 3. Переход на упрощенную систему налогообложения (при желании). Вновь регистрируемый ИП может сразу перейти на УСН, для чего необходимо заполнить заявление (форма 2621) в 2 экземплярах.

Этап 4. Подача документов в налоговую инспекцию на регистрацию ИП. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, в котором указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Для регистрации ИП необходимо подготовить следующие документы:

  • • заявление в 1 экз. о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, составленное по установленной форме (Форма Р21001 предоставляется в налоговой инспекции);
  • • копию паспорта с пропиской на одном листе (некоторые налоговые требуют копию всех страниц паспорта);
  • • копию ИНН;
  • • квитанцию об оплате госпошлины регистрации индивидуального предпринимателя;
  • • заявление о переходе на УСН (если необходимо перейти).

Если ИП открывают иностранные граждане либо лица без гражданства, они должны предоставить:

  • • перевод паспорта иностранного гражданина на русский язык, заверенный в нотариальной конторе;
  • • копию документа, который подтверждает право данного гражданина на пребывание на территории РФ (временное или постоянное);
  • • справку с места регистрации (выписка из домовой книги) – предоставляется дополнительно по требованию.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или отправляются но почте ценным письмом с описью вложения. Если документы отправляют по почте, то обратно они вернутся из налогового органа тоже по почте.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, которое обращается за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если документы подаются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, ему выдается расписка с указанием перечня и даты их получения.

Этап 5. Получение документов о регистрации ИП. Срок регистрации составляет не более пяти рабочих дней. После чего регистрирующий орган должен выдать следующие документы:

  • 1) свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Отказ в государственной регистрации может быть по причине:

  • • предоставления неполного комплекта документов;
  • • предоставления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • • лишения нрава заниматься предпринимательской деятельностью по приговору суда, причем срок этого запрета еще не истек.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю с уведомлением о вручении. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Регистрация индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет, которая осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.

Этап 6. Постановка на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонде социального страхования (ФСС), федеральной службе государственной статистики. С 1 января 2004 г. регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц производится налоговыми органами в режиме «одного окна».

Регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в вышеуказанных фондах производится на основании сведений, представляемых налоговыми органами из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, в пятидневный срок с момента их получения в электронном виде в порядке, установленном Правительством РФ.

Как показывает практика, индивидуальным предпринимателям (ИП) часто приходиться самим становится на учет в вышеуказанные фонды (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Уполномоченные органы государственных внебюджетных социальных фондов

Наименование органа

Индивидуальный предприниматель

Пенсионный фонд Российской Федерации

Постановка на учет осуществляется автоматически после регистрации в ИФНС.

При заключении договоров с работниками ИП осуществляется самостоятельная постановка на учет в качестве плательщика страховых взносов за работников

Фонд социального страхования

Постановка на учет обязательна, только если ИП нанимает работников. Осуществляется ИП самостоятельно после заключения договора с первым работником.

Если ИП не имеет наемных работников – постановка на учет осуществляется самостоятельно в добровольном порядке

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Постановка на учет обязательна

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Постановка на учет обязательна только в том случае, если ИП нанимает работников. Осуществляется ИП самостоятельно после заключения договора с первым работником.

Если ИП не имеет наемных работников – постановка на учет осуществляется самостоятельно в добровольном порядке

Федеральная служба государствен ной статистики

Сведения об ИП обязательно направляются регистрирующим органом для статистического учета. Уведомление о постановке на учет можно получить при необходимости (например, в целях открытия расчетного счета)

Пенсионный фонд России. Примерный перечень документов, при предъявлении которых происходит выдача уведомления о регистрации в пенсионном фонде:

  • • копия ИНН;
  • • копия паспорта с пропиской на одном листе;
  • • копия ОГРН;
  • • копия ЕГРИП;
  • • свидетельство о государственной регистрации ИП (нотариально заверенная копия);
  • • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия).

После получения уведомления о регистрации индивидуальный предприниматель обязан отчислять фиксированный платеж в ПФР, независимо от того, ведется предпринимательская деятельность или нет. В 2013 г. произошло изменение тарифов для ИП (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Взносы ИП в государственные внебюджетные социальные фонды

Таблица 2.8

Сумма фиксированных взносов ИП

ИП уплачивают взносы в фиксированном размере только за самих себя. С выплат физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам уплачиваются страховые взносы на обязательное страхование, которые рассчитываются исходя из начисленных выплат в пользу этих лиц.

Фонд обязательного медицинского страхования. Для получения свидетельства необходимо предоставить копию паспорта и ИНН. Затем в любой страховой медицинской компании нужно заключить договор и получить медицинский полис.

Взносы платятся по следующей схеме:

  • • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3185,46 руб. (5205 руб. × 5,1% × 12 мес.);
  • • Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (в 2013 г. взносы не платятся).

Фонд социального страхования. Индивидуальный предприниматель вправе не регистрироваться в качестве страхователя, а значит, не исчислять и не уплачивать страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что делается только в добровольном порядке (ч. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Если индивидуальный предприниматель нанимает работников на основании трудового договора, то необходима их регистрация в ФСС в срок нс позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.

Страхователи – физические лица обязаны уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, па основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора. Если ИП производят выплаты физическим лицам, исчисление и уплата страховых взносов осуществляются в общем порядке на основании подп. 1 и. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ.

Тарифы для ИП в 2012–2013 гг. (ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), выступающих в качестве работодателей (за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ) представлены в табл. 2.9.

Увеличение страховых взносов с 14 до 34% привело к тому, что с рынка ушло 300 тыс. индивидуальных предпринимателей. Послабления для бизнеса по ставкам страховых взносов были введены в 2012 г. Для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий ставка страховых вносов была снижена до 30%, а для ограниченного круга предприятий производственной и социальной сфер до 20%. Срок действия льготы заканчивается в конце 2013 г.

Федеральная служба государственной статистики. Для получения уведомления с кодами статистики необходимо представить в Федеральную службу следующие документы: оригинал и копию Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, копию ИНН, копию паспорта с пропиской на одном листе, копию ЕГРИП.

Примерный перечень документов, при предъявлении которых происходит выдача извещения о регистрации:

  • • свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия);
  • • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия);
  • • письмо о присвоении кодов статистики;
  • • банковские реквизиты (в случае если у организации открыт расчетный счет);
  • • уведомление о применении упрощенной системы налогообложения (в случае ее применения).

Таблица 2.9

Тарифы страховых взносов

Страховой взнос

Тариф, %

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

5,1

После получения всех документов при желании индивидуальный предприниматель может приобрести печать и открыть расчетный счет в банке, что обязывает его предоставить в десятидневный срок сведения о нем в налоговые органы.

При ведении с клиентами наличных денежных расчетов индивидуальному предпринимателю необходимо приобрести кассовый аппарат, зарегистрировать который необходимо в налоговой службе по месту его прописки.

  • Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 2006.
  • Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 46 (МИФНС). Адрес: г. Москва, Походный проезд, владение 3, корн. 1.
  • Стоимость регистрации ИП в Москве на 29.01.2013 г. по данным аудиторской компании «Консенсус» URL: k-aydit.ru
  • ИФНС – Инспекция федеральной налоговой службы.
  • В 2013 г. взносы не платятся.
  • ОГРН – основной государственный регистрационный номер записи в едином государственном реестре ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • URL: wiki.klerk.ru
  • URL: wiki.klerk.ru
  • Там же
  • Организации и ИП, являющиеся плательщиками Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По материалам журнала «Акционерный вестник»

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
  • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

  • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
  • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
  • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
  • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
  • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
  • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
  • документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
  • доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

  • цели, задачи и функции филиала (представительства);
  • виды осуществляемой деятельности;
  • органы управления филиалом (представительством);
  • источники образования имущества;
  • порядок взаимодействия с органами головной организации;
  • контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Версия для печати

admin