Бесхозяйные сети электроснабжения

Новый законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики», который направлен на укрупнение энергопередающих компаний, призван навести порядок в данной хозяйственной сфере. Об этом на круглом столе в мажилисе Парламента заявил председатель Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Сунгат Есимханов.

При этом председатель комитета привел статистику: 160 энергопередающих организаций Казахстана контролируют 500 тыс. километров электросетей страны. Еще 25 тыс. км находится в ведении национальной компании АО «KEGOС». 5 тыс. км электросетей — в ведении местных исполнительных органов и 4,5 тыс. км являются бесхозными, неохраняемыми, за которые никто не несет ответственности. В случае непредвиденных обстоятельств, аварии или погодных условий они выходят из строя и могут обесточить населенные пункты. Как сообщил Сунгат Есимханов, в таких ситуациях «приходится очень непросто» акиматам: необходимо найти и привлечь специалистов, которые могли бы взять ответственность за починку и дальнейший мониторинг сетей и подстанций или трансформаторов.

Именно поэтому в новом законопроекте ставится вопрос о том, чтобы электрические сети на территории Казахстане «получили своего хозяина». Так, 4,5 тыс. км бесхозных электросетей передадут энергопередающим организациям в нагрузку, а взамен эти компании смогут получить послабления в сфере регулирования их деятельности как естественных монополистов.

«В целом за 7−8 последних лет мы очень хорошо инвестировали в сферу электроэнергетики, подняли генерацию. На сегодня в Казахстане имеется 30% профицита электроэнергии. Как минимум до 2025 года мы обеспечены электроэнергией. Тем не менее сейчас стоит вопрос с энергопередающими компаниями. Крупных региональных игроков на рынке — 19, на среднем уровне и мелких компаний — 113. К тому же у нас есть целый пласт предприятий, которые находятся в государственной коммунальной собственности. Почему произошел такой рост? Одна из причин — в 2012 году было отменено лицензирование в рамках реализации политики по снижению лицензируемых видов деятельности и с 2012 года на 34 увеличилось количество энергопередающих организаций. Cыграла свою роль приватизация конца 90-х годов, когда ведомственные сети уходили в частную собственность», — рассказал Сунгат Есимханов.

Представитель Минэнерго привел в пример Карагандинскую область, где электроэнергетическая система поделена на два региона — Карагандинский и Жезказганский. В некоторых из цепочек обоих электроэнергетических районов существует по три, четыре, а местами и по пять посредников в виде мелких энергопередающих компаний. Некоторые контролируют лишь от 1 до 10 км электросетей, но каждая из таких компаний налагает свой тариф.

«Новый закон, который, мы надеемся, поддержат депутаты, будет их объединять, что должно сказаться на надежности и обеспеченности электроэнергией нашего населения. Помимо укрупнения региональных компаний и решения вопроса по передачи в нагрузку 4,5 тыс. км бесхозяйственных электросетей, будет также разрешаться ситуация с сетями на балансе госпредприятий. Официальных предприятий, которые работают в сфере естественных монополий, у нас сейчас 27. В то же время очень много сетей, которые у нас строятся за счет бюджета. Новые сети — это хорошо, но их нужно обслуживать, вести, ремонтировать, охранять, ведь есть случаи воровства. Поэтому приходилось уговорами заставлять брать предприятия электросети себе на баланс. Теперь мы должны законодательно закрепить этот момент. Кроме того, новый законопроект позволит ввести требования к деятельности энергопередающих организаций. Если с 2012 года мы ушли от лицензирования, то, получается, мы никаких требований не выставляли. А есть ли вообще персонал у некоторых энергопередающих организаций? Можно было бы жестко пойти по пути лицензирования, но в период, когда идет поддержка предпринимательской среды, либерализация бизнес-сектора, мы планируем пока ограничиться поэтапным введением требований к энергопередающим компаниям», — заключил Сунгат Есимханов.

Вопрос:

Объекты электросетевого хозяйства, у которых не определен собственник (еще не признан бесхозом) и которые не состоят на балансе у сетевой организации. Кто несет ответственность за данные объекты? В случае если объекты проходят процедуру признания бесхозом (как она происходит?), с какого момента и кто несет ответственность по данным объектам?

Ответ:

При принятии решения по вопросу об ответственности и бремени содержания бесхозяйных объектов электроэнергетики следует учитывать наличие сложившихся двух на практике подходов. Они изложены ниже.

Обоснование:

На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В свою очередь, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Недвижимой вещью является и единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (статьи 133.1 ГК РФ).

Объекты электросетевого хозяйства, как правило, относят к единому недвижимому комплексу в силу их использования по единому назначению (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 69-АПГ18-5, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2016 N Ф05-6600/2016 по делу N А41-37021/2015).

В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку N 931):

— органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; — исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав он принимает решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункты 8, 9 Порядка N 931).

Соответственно, с момента принятия на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (с момента внесения сведений в ЕГРН) орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения) отвечает за принятое на учет имущество.

Однако, как следует, из судебной практики, и до этого момента на данный орган может быть возложена ответственность за такой объект.

Дело в том, что по смыслу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является недвижимая вещь, не имеющая собственника, вне зависимости от постановки ее на учет в качестве бесхозяйной.

Арбитражный суд Свердловской области (Решение от 19.09.2013 по делу N А60-19698/2013, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 N 17АП-13557/2013-ГК данное решение оставлено без изменения, Постановлением ФАС Уральского округа от 25.03.2014 N Ф09-791/14 данное решение оставлено без изменения) пришел к выводу о том, что муниципальное образование должно было принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения. Орган местного самоуправления, своевременно не передавший бесхозяйные электрические сети лицу, которое обеспечивало бы их надлежащую эксплуатацию и оплату энергоснабжающей организации потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях, возмещает энергоснабжающей организации причиненные убытки.

Тем самым, на орган местного самоуправления была возложена ответственность на бесхозяйные электрические сети и до момента принятия их на учет.

Следует признать, что вышеизложенные выводы иллюстрируют лишь один из сложившихся подходов в отношении ответственности за бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

Так, суды на основании анализа норм действующего законодательства приходят к выводу о том, что эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства занимаются субъекты электроэнергетики (сетевые организации). Они же несут бремя содержания данных объектов (вне зависимости от оформления местными органами прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или передачи их сетевым организациям на обслуживание) и получают выгоду от их эксплуатации. Получается, факту постановки на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не придается определяющего правового значения.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 Закон N 35-ФЗ при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

Бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.

Бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов (Решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13).

Суды, придерживаясь изложенного подхода, освобождают органы местного самоуправления от обязанности нести издержки, связанные с бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, и не считают необходимым накладывать на них обязанность по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в порядке пункта 3 статьи 225 ГК РФ, признавая, что законным основанием пользования сетевой организацией бесхозяйными сетями является не только их оформление ОМСУ как бесхозяйных в порядке пункта 3 статьи 225 ГК РФ и передача сетевой организации в управление, но и сама по себе передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям.

Ответственность и издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2019 N Ф07-17173/2018 по делу N А05-5214/2018).

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Сегодня перед российскими регионами остро стоит вопрос бесхозяйных электрических сетей. Главная проблема состоит в определении субъекта, который будет отвечать за потери в бесхозяйных сетях, а также обеспечивать их техническое обслуживание. Кроме того, бесхозные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии.

Проблема бесхозяйных сетей является общей как для потребителей электрической энергии, так и для сетевых организаций, к которым эти сети присоединены.

Бесхозяйными электрические сети признаются по разным причинам. В их числе – отсутствие собственника определенных участков сети, отказ собственника от прав на участки сети, невозможность определить собственника (собственник неизвестен) . При этом хозяйственное значение у данных объектов электросетевого хозяйства сохраняется, поскольку энергоустановки конечного потребителя присоединены к бесхозяйным сетям, в связи с чем, они опосредуют его присоединение к сети сетевой организации. Таким образом, складывается ситуация, когда участники коммерческого оборота вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйное имущество .

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» , Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» , (далее — Закон об электроэнергетике) дополнен нормами относительно бесхозяйных объектов электроэнергетики.

Во-первых, пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, определяющий гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, дополнен абзацем вторым, где предусмотрено, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Во-вторых, абзацем вторым пункта 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике не только установлена возможность включения в полном объеме в тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, и (или) иных объектов электроэнергетики, расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов, но и возложено бремя содержания таких объектов на указанные организации.

Таким образом, вышеперечисленные изменения Закона об электроэнергетике установили ответственность за надежность обеспечения электроэнергией и ее качество при наличии бесхозяйных сетей перед потребителем организаций, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей.

В настоящее время российские территориальные сетевые организации пытаются решить проблему с эксплуатацией и принятием на баланс бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», являющейся сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Свердловской, Челябинской области, Пермского края, держателем единого «котла», разработана долгосрочная целевая программа по созданию единого сетевого пространства, рассчитанная до 2015 года и направленная на консолидацию сетевого комплекса страны.

Также в ОАО «МРСК Урала» существует практика заключения соглашений с администрациями муниципальных образований о принятии ОАО «МРСК Урала» в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Такие соглашения необходимы для учета соответствующих затрат в тарифах ОАО «МРСК Урала», а также для подтверждения срока добросовестного владения объектами в целях дальнейшего признания права собственности на эти объекты за ОАО «МРСК Урала». Кроме того, такими соглашениями устанавливается отсутствие притязаний администраций муниципальных образований на соответствующие объекты электросетевого хозяйства.

Между тем, возможности сетевых организаций, в частности ОАО «МРСК Урала», по приобретению бесхозяйного электросетевого имущества ограничены. Основная проблема заключается в том, что в настоящее время у муниципальных образований не оформлены надлежащим образом права собственности на указанные объекты, а в бюджетах средства на проведение государственной регистрации прав не учтены.

Принятие ОАО «МРСК Урала» бесхозяйных объектов в эксплуатацию создает трудности в части взаимоотношений с потребителями и иными субъектами электроэнергетики, поскольку для оформления соответствующих договорных отношений или в случаях возникновения споров с потребителями необходимо определение границ эксплуатационной и балансовой принадлежности.

Так, в соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, (далее – Правила технологического присоединения) по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (далее – Акт РБПиЭО) .

Понятия Акта РБПиЭО и границы балансовой принадлежности определены в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) :

  • «акт разграничения балансовой принадлежности электросетей» – документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее – энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;
  • «акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» – документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
  • «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

При этом потребитель, энергоустановки которого присоединены к бесхозяйным сетям, или энергосбытовая организация в его интересах, вправе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединены соответствующие бесхозяйные сети (опосредованное присоединение). При этом, на основании п. 5 Правил недискриминационного доступа, точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к бесхозяйному объекту.

Акт РБПиЭО необходим для заключения как договора оказания услуг по передаче электроэнергии, так и договора энергоснабжения (поставки/купли-продажи электрической энергии).

Так, согласно ч. 5 п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения) , потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику вместе с заявлением о заключении договора документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Таким образом, для надлежащего оформления договорных отношений в сфере электроэнергетики наличие Акта РБПиЭО обязательно. Кроме того, оформление Акта РБПиЭО позволяет избежать ситуаций, когда по требованиям потребителей на сетевую организацию возлагается ответственность за причиненные нарушением энергоснабжения убытки (за пожар из-за короткого замыкания, выход из строя бытовой аппаратуры от перепадов напряжения в сети и др.) на основании того, что сетевая организация в данном случае на может подтвердить границу своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Учитывая отсутствие собственника на объекты электросетевого хозяйства, являющиеся бесхозяйными, необходимо при оформлении Акта РБПиЭО указывать, что Акт подписывается сторонами (одна из которых – сетевая организация) во исполнение требований законодательства (ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ) и заключенного с Администрацией муниципального образования Соглашения (как основания владения сетевой организацией ОАО «МРСК Урала» бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства.

Необходимо учитывать, что Акт РБПиЭО не является документом, подтверждающим вещные права, не носит договорной характер, а является техническим документом, следовательно, вероятность возникновения каких-либо споров, связанных с подписанием указанных Актов, незначительна.

При этом, имеются положительные последствия оформления Актов РБПиЭО – начиная от снятия рисков возникновения споров с потребителями электроэнергии, присоединенным к бесхозяйным сетям, относительно заключения договоров энергоснабжения или услуг по передаче электрической энергии, заканчивая защитой интересов ОАО «МРСК Урала» при предъявлении потребителями услуг требований о возмещении ущерба, возникшего в связи с использованием электрической энергии.

Таким образом, существование бесхозяйных электросетевых объектов является огромной проблемой всего энергетического комплекса страны. Оформление прав на бесхозяйные электросетевые объекты, принятие в эксплуатацию – это сложный и длительный процесс, требующий материальных затрат и, одновременно, усилий специалистов самых разных профилей. Уменьшение количества бесхозяйных электросетевых объектов приведет к повышению надежности работы сетевого комплекса и созданию единого электросетевого пространства в РФ.

admin