Банковский контроль и надзор

Банковское регулирование и надзор

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

В узком значении, согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и надзор осуществляется Банком России, а именно Комитетом банковского надзора, объединяющего структурные подразделения Банка России в лице руководителя Комитета банковского надзора, назначаемого Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовые значения и методика расчетов нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банка; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц устанавливается инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать.

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков.

Эффективный банковский надзор основывается на адекватной законодательной и методологической базе. Деятельность службы банковского надзора дает положительные результаты только тогда, когда она подкреплена четкими правилами регулирования банковской деятельности.

Главной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированные и родственные лица банков на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

Национальный банк имеет право вводить особый режим контроля над деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора. При осуществлении процедуры временной администрации или особого режима контроля над деятельностью банка Национальный банк Украины имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, посланное соответствующими органами других государств, может использоваться только для проверки лицензии или права учреждения на осуществление банковской деятельности.

Банковский надзор следует рассматривать как упорядоченную систему, которая планомерно регулируется и развивается. Главными составляющими банковского надзора является контроль, который заключается в исследовании или наблюдении за соблюдением законности в деятельности банков и применении Национальным банком Украины по результатам такого контроля соответствующих мер воздействия.

Задачами банковского регулирования и надзора являются:

  • защита интересов клиентов и вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления и мошенничества;
  • создание конкурентной среды в банковском секторе;
  • обеспечение прозрачности банковского сектора;
  • повышение устойчивости и эффективности банковской деятельности;
  • поддержание необходимого уровня стандартов и профессионализма в банковском секторе.

Отечественная система банковского регулирования и надзора была создана практически одновременно с созданием Национального банка Украины как центрального банка независимого государства в 1991 г. Основным подразделением банковского надзора стало Главное управление по контролю за банковской деятельностью, в состав которого входили управление по контролю за соблюдением нормативов и управление инспектирования.

В 1995 г. после создания Национальным банком Украины профильных департаментов система банковского надзора была представлена Департаментом банковского надзора, в состав которого входили четыре управления:

  1. регистрации и лицензирования банков;
  2. контроля за соблюдением экономических нормативов;
  3. инспектирования банков;
  4. координации и организации банковского надзора.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

  1. многоуровневость системы надзора за банками;
  2. постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;
  3. совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения банковского надзора;
  4. постоянное повышение квалификации специалистов банковского надзора;
  5. усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины;
  6. использование опыта других стран, внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора.

Современная система банковского надзора в Украине скоординирована по вертикали. Она представлена подразделениями центрального аппарата и территориальных управлений Национального банка Украины.

1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля

Основными формами контроля, с помощью которых Национальный банк Украины осуществляет надзорные и регулирующие функции, является вступительный, предварительный и текущий контроль.

Вступительный контроль применяется на этапе регистрации и лицензирования банковской деятельности. Его использование предполагает получение банками и кредитными учреждениями лицензии на проведение банковских операций. Вступительный контроль начинается с определения требований, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций, а также порядка, условий и сроков проведения этой процедуры.

Требования вступительного контроля касаются:

  • условий по объему уставного капитала, источников взносов в уставные фонды банков и состав их участников;
  • квалификационных и профессиональных качеств работников высшего и среднего звена управления банками;
  • вопросов иностранных акционеров (участников);
  • соответствующих технических вопросов;
  • условий, при которых Национальный банк Украины отказывает в предоставлении лицензии на проведение банковских операций;
  • условий по выполнению отдельных банковских операций.

Основной нормативной базой проведения вступительного контроля является Закон Украины «О банках и банковской деятельности»; Положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций (постановление Правления Национального банка Украины от 17.07.2001 г. № 275); Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений (постановление Правления Национального банка Украины от 31.08.2001 г. № 375); Правила регистрации корреспондентских счетов банков Национальным банком Украины (постановление Правления Национального банка от 15.08.2001 г. № 343).

Предварительный контроль предусматривает установление требований к осуществлению банковской деятельности с минимальным риском, контроль за выполнением банками экономических нормативов, запрет или ограничения осуществления отдельных банковских операций, применения санкций за нарушение действующего законодательства и тому подобное.

Предварительный контроль вводится с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения финансовой надежности банков. В рамках этого контроля Национальный банк Украины устанавливает для всех коммерческих банков обязательные экономические нормативы, нормы обязательных резервов и нормы отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций.

Текущий контроль осуществляется на основе использования методов и инструментов проверки деятельности банков и путем разработки мероприятий по улучшению их финансового состояния. Нормативной базой текущего контроля являются нормативные и инструктивные документы Национального банка Украины относительно планирования и проведения инспекционных проверок, осуществления конкретных расчетов экономических нормативов, определения уровня риска отдельных операций и банковской деятельности в целом, а также применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

Текущий контроль органы надзора и работники надзора осуществляют с целью определения рисков, присущих банку, уровня безопасности и правильности выполнения операций, достоверности отчетности банка, соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Состояние банковской деятельности определяется на основании анализа:

Основными формами банковского надзора являются:

  • проведение внутреннего контроля и аудита в банке;
  • выездное инспектирование Национального банка Украины;
  • безвыездной надзор Национального банка Украины;
  • внешний аудит;
  • оценка состояния банка рейтинговыми агентствами.

Органами банковского регулирования и надзора в мире, являются:

  • Арабский Комитет по вопросам банковского надзора;
  • Ассоциация надзорных органов, осуществляющих надзор за деятельностью банков Северной и Южной Америки (ASBA);
  • Карибская Группа органов банковского надзора;
  • Комитет европейских органов банковского надзора (CEBS);
  • Рабочая группа по вопросам банковского надзора Ассоциации банков стран Восточной Азии и Океании (EMEAP);
  • Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы;
  • Группа органов банковского надзора франкоязычных стран;
  • Комитет Совета по вопросам взаимодействия органов банковского надзора стран Персидского залива;
  • Исламский комитет по вопросам финансовых услуг;
  • Группа органов надзора за деятельностью оффшорных банков;
  • Региональная наблюдательная группа Центральной Азии и Закавказья;
  • Подкомитет по вопросам банковского надзора Содружества развития Южной Африки (SADC);
  • Форум органов банковского надзора Организации центральных банков Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии (SEANZA);
  • Комитет органов банковского надзора в Западной и Центральной Африке;
  • Ассоциация органов надзора за деятельностью финансовых учреждений стран Тихоокеанского региона.

В связи с глобализацией банковской сферы деятельности международных организаций и комитетов, осуществляющих методологическое и нормативное обеспечение банковского контроля и надзора, усиливается и способствует лучшему функционированию деятельность национальных органов банковского регулирования и надзора.

(См. Базель II, Базельские Соглашения о капитале, Государственное регулирование банковской деятельности, Индикативное государственное регулирование деятельности банков, Консолидированный надзор, Основные принципы эффективного банковского надзора).

admin