Банковская система беларуси

Введение……………………..…………………………………………………….3

1. Банковская система и ее структура……………………………………………4

1.1. Функционирование центрального банка………………………………4

1.2. Роль центрального банка в проведении денежно-кредитной политики государства……………………………………………………….5

1.3. Развитие коммерческих банков……………………………………….12

2. Особенности и основные направления развития банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………….19

2.1 Концепция развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг………23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

С началом экономических реформ банковская сфера Беларуси начала стремительно развиваться, занимая ту нишу, которую отводит ей рыночная экономика. И этот процесс не был искусственно навязан, предприниматели просто стремились удовлетворить спрос потребителей на банковские услуги. Мы смогли на собственном примере убедиться в том; что предпосылки создания банковской системы в любой стране вытекают из самого понятия "рыночная экономика".

Отечественной банковской системе, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Роль банков так часто игнорировалась, их экономическое назначение было до такой степени снижено, что даже сейчас, когда наша страна начала жить по иным экономическим законам, многие люди — а среди них и государственные чиновники, и промышленники, и торговцы — не уделяют деятельности банков того внимания, которое оно заслуживает.

Банковская система Республики Беларусь

К тому же, Национальный банк страны это очень большая и сложная финансовая организация, и знание ее функций и операций необходимо не только деловому человеку, но и любому простому гражданину нашей страны.

Целью данной работы является рассмотрение банковской системы страны и перспектив развития банковской деятельности в РБ.

При подготовке данной работы ставились задачи показать направления развития банковской системы в РБ.

1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА.

1.1.Функционирование центрального банка

Во всех развитых странах существует банковская система 2-х уровней. Первый уровень – это центральный банк, второй – коммерческие банки.

В большинстве государств, а также в Республике Беларусь центральный банк является государственным учреждением. В США, Швейцарии – это акционерные общества. Главная задача центральных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег; хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства.

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов и активные – операции по размещению ресурсов.

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.

Национальный банк РБ был образован в 1991г., он является Центральным банком Республики Беларусь. Национальный банк РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в РБ. Национальный банк РБ подчиняется парламенту РБ, является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Основными функциями Национального Банка РБ являются:

— проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

— регулирование денежного обращения и валютное регулирование;

— выполнение функций центрального депозитария;

— организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

— совместное с Министерством финансов РБ исполнение республиканских и местных бюджетов;

— надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;

— регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

— эмиссия денег на территории РБ;

— разработка платежного баланса РБ;

— содержание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь и др.

1.2.Роль центрального банка в проведении денежно-кредитной политики государства

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и специальные, предназначенные для конкретных видов кредита, кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. К общим методам относятся: учетная политика; операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг, других кредитных обязательств, валюты по рыночному или заранее объявленному курсу); изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков. Применение специальных методов означает прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредита.

Проведение денежно-кредитной политики стоит на первом месте в перечне задач центральных банков большинства государств. Именно в этом заключается могущество центральных банков, поскольку они прямо или косвенно влияют на общий объем денежной массы и кредитных ресурсов финансовой системы.

Однако управление денежной массой является также и наиболее трудной задачей центрального банка. Поскольку деньги появляются в различных формах, поэтому далее само определение объема денежной массы представляет собой сложную задачу. Среди экономистов существует широкое разнообразие мнений по поводу способов управления объемами денежно-кредитной массы. В последние годы на споры вокруг проведения денежной политики доминирующее воздействие оказывал Милтон Фридман и доктрина монетаризма, которую связывают с его именем.

Монетаризм характеризуется, прежде всего, финансовой экспансией, то есть увеличением правительственных расходов, оказывающих влияние на цены и производство. При этом данное, направление влияет только в той степени, в какой центральный банк превращает финансовую экспансию увеличением денежной массы.

Рост денежной массы оказывает лишь переходное влияние на объем производства и уровень безработицы и постоянное—на цены. Это означает, что нельзя снизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе всего лишь простым включением станка для печатания денег.

Увеличение количества денег в обращении происходит через сложное взаимодействие между центральным банком, коммерческими банками и обществом. Выпускаемые центральным банком дополнительные денежные ресурсы размещаются в коммерческих банках.

Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный банк представляет в высшие органы власти основные направления денежно-кредитной политики на очередной год.

Предусмотрен предельно допустимый прирост кредитов Национального банка к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы.

Ставка рефинансирования Национального банка устанавливается в соответствии с темпами инфляции и последовательно сохраняется на уровне ее положительного значения. Одновременно прекращена практика датирования предприятий через ставки рефинансирования Национального банка. Целевые кредиты выделяются через механизмы, приближенные к рыночным, и обеспечиваются активами их получателей. Пролонгация кредитов коммерческими банками и ссудозаемщикам за счет централизованных кредитных ресурсов, как правило, не производится.

Относительно сняты ограничения для юридических и физических лиц на свободный перевод безналичных рублевых депозитов в наличные рубли и, наоборот, в пределах наличия банкнот. Применяются единые резервные требования по всем банкам и по категориям депозитов, включая валютные депозиты.

Установлена ответственность коммерческих банков за необоснованную задержку зачисления средств на счета хозяйствующих субъектов, поступивших в их адрес, на срок более 2-х рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка в Центре межгосударственных и межбанковских расчетов Национального банка.

С целью укрепления курса белорусского рубля, нормализации платежного баланса и совершенствования валютного рынка отменено декларирование валютных средств, вносимых гражданами на счета в коммерческих банках, упразднен государственный валютный фонд и все валютные средства переданы Национальному банку, введен новый порядок контроля за поступлением экспортной выручки и товаров по импорту, сняты ограничения на покупку учреждениями Национального банка и коммерческих банков иностранной валюты у населения.

В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение положительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.

Банковская система Республики Беларусь

Банковская система Республики Беларусь представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка (в Республике Беларусь он называется Национальный банк республики Беларусь) и коммерческих банков второго уровня. Ко второму уровню относятся также и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь, как центрального органа управления являются: 1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь; 2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь; 3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высшим органом Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции:

— организует проведение единой государственной денежно–кредитной политики Республики Беларусь;
— определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов, либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;
— рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;
— устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров.

Основными функциями – Национального банка Республики Беларусь являются:

— проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
— регулирование денежного обращения;
— валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария;
— организация и осуществление валютного контроля;
— организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
— консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;
— совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;
— государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
— выдача лицензий на осуществление банковских операций;
— надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
— регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
— регулирование кредитных отношений;
— осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
— определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;
— создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;
— осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;
— регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
— проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
— инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Организационное устройство банков второго уровня (коммерческих) обусловлено его производственными функциями.

Банки на территории Беларуси: вехи истории

Размеры банка являются определяющим фактором при построении организационной структуры управления банка. Однако размеры и функции банков – не единственные факторы, определяющие организационную структуру банка и с вязанную с ней эффективность работы. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Хотя существует огромная разница в размерах банков, банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг и обслуживания, предлагаемые на рынке Западной Европы и Российской Федерации.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий контроль осуществляет заместитель Председателя Правления банка отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка, который в свою очередь отвечает перед Председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка — комитет, выбранный акционерами (владельцами ) банка, для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

В настоящее время в развитии организационной структуры банков Республики Беларусь выявляется новая тенденция, состоящая в том, что почти все банковские институты становятся в большей степени универсальными. Одновременно с ростом банк расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Параллельно с развитием банковских услуг, развивается и организационная структура управления банка и сеть его филиалов (отделений).

К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство (предоставление гарантий); доверительное управление активами; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный найм; перевозку ценностей; деятельность по обмену валюты; инвестиционное посредничество; финансовое посредничество; дилинг с наличной и безналичной валютой; деятельность депозитария; инвестиционное консультирование; финансовое консультирование; деятельность инвестиционного банкира; деятельность инвестиционного поверенного; выпуск векселей; скупку, продажу и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; норматив неденежной части уставного фонда банка; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.

admin