Азартные игры закон

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в пункте 4 части 1 статьи 3 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

2) в статье 4:

а) пункт 3 после слов «организатору азартной игры» дополнить словами «в наличной форме или с использованием платежных карт», слова «признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой» заменить словами «передаваемых организатору азартных игр в соответствии пунктом 3.1 настоящей статьи»;

б) в пункте 6 слова «и (или)» заменить словом «или»;

3) в статье 5:

в части 3 слова «и (или)» заменить словом «или»;

в части 6 первое предложение после слов «в букмекерских конторах или тотализаторах» дополнить словами «при осуществлении деятельности посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи,»;

в пункте 3 части 7 слова » и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

4) в статье 5.1:

а) в части 4 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) в пункте 2 части 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

в) в части 8.1 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

г) в пункте 1 части 15 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

5) в части 10 статьи 6 второе предложение дополнить словами «, включенный в предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения»;

6) в статье 6.2:

а) в части 1 слова «(далее — целевые отчисления)» исключить;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные соревнования, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона, обязан заключать соглашения о предоставлении информации о проведении спортивных соревнований с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, организующими спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, профессиональными спортивными лигами, организующими профессиональные спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления, направляемые на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия таких соглашений, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

в) в части 2 слова «целевых отчислений» заменить словами «целевых отчислений, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи (далее — целевые отчисления),»;

г) в части 3 слова «в отношении использования символики, наименований спортивных соревнований, указанных в данном соглашении» исключить;

д) в части 5 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

е) часть 6 дополнить словами «, а также в срок не позднее десяти календарных дней с момента истечения срока для уплаты целевых отчислений уведомляют об этом саморегулируемую организацию азартных игр в букмекерских конторах»;

ж) в части 8:

в пункте 1 слова «об использовании символики, наименований спортивных соревнований» заменить словами «, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи»;

в пункте 2 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

7) в части 2 статьи 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах, слова «и (или)» заменить словом «или»;»;

8) в статье 14:

а) в части 2 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Организатор азартных игр на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах может предоставлять одну из следующих услуг:

1) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

2) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры.»;

в) части 4 и 6 признать утратившими силу;

г) в части 7 слова «и (или)» заменить словом «или», слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

д) в части 9 слова «и (или)» заменить словом «или»;

9) в части 23 статьи 14.1 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

10) в статье 15:

а) часть 3.3 изложить в следующей редакции:

«3.3. Организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе следующих мероприятий:

1) официальные спортивные соревнования;

2) спортивные соревнования, организованные общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами;

3) спортивные соревнования, организованные международными спортивными организациями;

4) спортивные соревнования, которые организованы иностранными спортивными федерациями, конфедерациями, лигами или советами, включены в национальный единый календарный план по соответствующему виду спорта и результаты которых отражаются на официальных сайтах организаторов таких соревнований в сети «Интернет».»;

б) дополнить частью 3.3-1 следующего содержания:

«3.3-1. Организатор азартных игр в тотализаторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе испытаний лошадей на ипподромах.»;

в) часть 3.11 признать утратившей силу;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. В букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением азартных игр и лотерей.»;

д) дополнить частями 7 — 10 следующего содержания:

«7. В служебных зонах букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов может использоваться исключительно оборудование, с помощью которого осуществляются:

1) учет и обработка ставок, принятых от участников азартных игр;

2) проведение на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учета и обработки интерактивных ставок, принятых от участников азартных игр;

3) фиксация результатов азартных игр;

4) расчет сумм подлежащих выплате выигрышей;

5) временное хранение денежных средств;

6) заключение пари или организация заключения пари с участниками азартных игр при приеме интерактивных ставок;

7) представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы или тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов.

8. В зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор или тотализаторов, их пунктов приема ставок может использоваться исключительно оборудование, которое:

1) позволяет совершать операции с денежными средствами и при помощи которого осуществляются прием ставок от участников азартных игр и выплата выигрышей;

2) обеспечивает участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари;

3) обеспечивает получение информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах;

4) обеспечивает возможность выбора участником азартной игры события, относительно которого заключается пари;

5) используется для оказания сопутствующих азартным играм услуг.

9. В служебных зонах и зонах обслуживания букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов не могут использоваться программы для электронных вычислительных машин, механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование, от которых зависит исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, независимо от факта и (или) способа осуществления этими программами, оборудованием арифметических и иных математических преобразований данных и информации о таких событиях в визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

10. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к оборудованию, используемому в служебных зонах и зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов.»;

11) дополнить статьей 15.2 следующего содержания:

«Статья 15.2. Особенности приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в отношении организатора азартных игр в букмекерской конторе

1. В случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.

2. В случае неустранения нарушения в сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах до устранения выявленного нарушения, но не более чем на девяносто календарных дней.

3. В случае устранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, обязан в срок не позднее чем через десять календарных дней с даты получения подтверждения устранения такого нарушения, принять решение о возобновлении действия указанной лицензии.

4. В случае неустранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об аннулировании указанной лицензии.

5. В случае неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности в течение шести месяцев подряд федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее чем через десять календарных дней со дня получения информации о неосуществлении организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.

6. Критерии неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности определяются Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

1) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, не вправе отказать организаторам азартных игр в букмекерских конторах в заключении соглашений, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».»;

2) в части 9 слова «, указанными в части 8 настоящей статьи» заменить словами «в соответствии с соглашениями, указанными в части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

3) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. Средства, полученные субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, в соответствии с соглашениями, указанными в части 1.1 статьи 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в виде целевых отчислений от азартных игр, направляются на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок распределения указанных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

4) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. Субъекты профессионального спорта, указанные в части 8 настоящей статьи и заключившие соглашения, предусмотренные статьей 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» перечень таких заключенных соглашений, а также ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, информацию об общей сумме средств, полученных ими в виде целевых отчислений от азартных игр в отчетном календарном году, и сведения об их распределении в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи.».

Статья 3

1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.»;

2) в пункте 31 части 1 статьи 12 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах».

Статья 4

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 2010 года N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 17, ст. 1987) признать утратившей силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями пункта 2 части 6, частей 9 и 10 (в редакции настоящего Федерального закона) статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах, имеющие банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, соответствующую требованиям части 10 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), могут не переоформлять указанную банковскую гарантию до окончания срока ее действия.

4. Лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

УДК: 343.5 ББК: 67.3

Иванова О.А.

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ В КОНЦЕПЦИИ

РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ivanova O.A.

GAMBLING: CONCEPT AND CHARACTERISTICS

Ключевые слова: азартные игры, риск, платность, основанность на соглашении, игрок.

Keywords: gambling, risk, chargeable, the agreement, player.

Аннотация: статья посвящена правовому регулированию азартных игр в РФ. Проанализировано толкование правовых определений, имеющих непосредственное значение для правоприменителя. В статье отражены сложности в применении отсылочных норм для уголовного права, разобраны различные взгляды на дефиницию игры в науке, рассмотрены основные проблемы законодательного толкования «азартной игры», в том числе неприменимость существующей дефиниции для целей уголовного закона. Выделены признаки понятия «азартная игра», проиллюстрированные практическими примерами.

В гражданском законодательстве, в ст.ст. 1062-1063 ГК РФ, отсутствует определение игр как таковых. Законодатель не установил значение понятия «игра», вероятно, в виду общеизвестности данного понятия и единообразия в его понимании. Тем не менее, в науке понятийный аппарат пестрит разнообразием:

— «под игрой следует понимать правоотношение, в силу которого «призвавший» организует и проводит розыгрыш призового фонда между

«отозвавшимися», из чьих рисковых взносов складывается вышеназванный призовой фонд»1;

— «игра — это совокупность действий ее участников и организаторов. Выигрыш может выражаться в предоставлении выигравшему как определенной денежной

суммы, так и иных отчуждаемых объектов гражданских прав»1;

обычно

«играм обычно присуща определенная состязательность их участников, позволяющая воздействовать на достижение желаемого результата в зависимости от квалификации и опыта партнеров»2.

Определения игр по гражданскому законодательству в целом можно свести к одному — действия участников игры, направленные на достижение определенных результатов в целях выигрыша. А вот уже характер действий, момент наступления результата, выигрыш разнятся в зависимости от игры, правил и условий. Фактически в теории дается определение не игры, а азартной игры. Скудное регулирование «Игр и пари» в гражданском законодательстве с трудом можно представить без конкретизации их прилагательным «азартные», данным в специальном законе3.

Что дает прилагательное «азартный» игре? Азарт — от французского «Hazard»

означает задор, запальчивость .

Азартные игры — «так называются игры, результат которых в

противоположность коммерческим

исключительно или главным образом зависит от случая, а не от ловкости или искусства игроков, если при том в виде ставки является предмет, к выигрышу или проигрышу которого участвующие в игре по своим средствам не могут отнестись безразлично»5.

1 См.: Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 384 с. // СПС «Консультант Плюс».

3 См.: Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 22.07.2014) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Консультант Плюс»

4 См.: Азарт. URL: http://slovari.yandex.ru/ ~книги/Брокгауз%20и%20Ефрон/Азарт/ (дата обращения: 26.05.2013).

С позиции Н. Дерюги, азартная игра понимается как игра с целью обогащения, исход которой основан целиком или почти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исключительно на случае и не зависит от

умения игрока .

Однако, на сегодняшний день существует мнение, что прилагательное «азартный» не актуально для определения подобных игр. Так, по мнению А.В. Лебедева, «азарт» обозначает

психологическое состояние человека, увлеченного игрой. И скорее «азартными» могут быть люди, но не игры. Применительно к играм приоритетнее прилагательное «алеаторные» (от лат. alea —

у

случай) .

Представляется, что определение игры как гражданско-правового явления «азартной» или «алеаторной»

принципиального значения не сыграет. А.В. Лебедев дает определение игре с точки зрения этимологии, а не смысловой нагрузки самого определения через его признаки, что гораздо важнее.

Понятие любого правового определения целесообразно раскрывать исходя из действующего законодательства. Обратимся к законодательству и выделим признаки азартных игр, исходя из имеющегося толкования их в законе.

Согласно определению, данному в ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», азартная игра -основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной

6 См.: Дерюга Н. Пределы правового регулирования азартных игр // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 52.

игры1.

В данном случае, законодателем выделены следующие признаки азартной игры.

1. Игра — это основанное на риске соглашение.

Толковый словарь русского языка определяет риск, как возможность опасности чего-либо2.

Основанное на риске соглашение подразумевает возможность утраты денежных средств, внесенных игроком, преследующим цель выигрыша.

Проанализируем судебную практику:

— «игра, проводимая с использованием игрового автомата, подпадает под определение азартной игры, так как риск в данном случае выражается в виде степени вероятности выигрыша… Между посетителем заведения (игроком) и работником заведения (оператором, администратором) в процессе передачи денежных средств достигается устное соглашение о выигрыше по правилам, установленным в заведении. Данное соглашение основано на риске, так как игрок может проиграть всю сумму денег»3;

— «при проведении проверочной игры сотрудниками УВД по г. Брянску установлено, что в указанном развлекательном клубе посетителем Коноваловой Ж.К. оператору клуба переданы денежные средства в сумме 500 руб., оператор ввела указанную сумму кредита на интернет-терминал, после чего посетитель путем выбора клавиш начал игру. В процессе игры сумма кредита то увеличивалась, то уменьшалась. В определенный момент посетитель попросил оператора снять сумму кредита с интернет-

1 См.: ст. 4 Федерального закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»// СПС «Гарант».

3 См.: Кассационное определение Верховного суда

Республики Тыва от 06.12.2011 по делу № 33-1028/2011//

СПС «Консультант Плюс».

терминала. Оператор сняла указанную сумму и выдала посетителю бонусную карту, в которой указана сумма кредита. При этом оператор пояснила посетителю, что денежные выигрыши не выплачиваются, а при предъявлении выданной бонусной карты в следующий раз будет зачислен указанный в ней кредит. При таких обстоятельствах суд установил, что ИП Калекин Г.В. предоставляет развлекательные интернет-услуги, которые в силу отсутствия заключения основанных на риске соглашений о выигрыше не позволяют считать осуществляемую на них игру азартной в том понятии, как это установлено пунктом 1 статьи 4 № 244-ФЗ»4

Таким образом, основанное на риске соглашение о выигрыше должно подразумевать под собой не только возможную потерю денежных средств, но и вероятность выигрыша под угрозой потери уплаченного. В последнем рассмотренном случае риск как таковой отсутствовал вовсе, т.к. вероятность выигрыша денег здесь и не существовала.

Очевидно, что правоприменитель определяет риск через угрозу утраты уплаченного, что, по сути, верно отражает суть азартной игры.

Однако в теории риск отождествляется с алеаторностью, т.е. случаем: «Рисковый, или алеаторный (от лат. alea — «случай»), характер игр и пари не вызывает сомнений, ведь случайность результата является их главным квалифицирующим признаком»5. Определение риска только как «случая» значительно сужает понятие «риска», на котором основано соглашение в азартной игре. Риск в азартной игре — это не столько возможность наступления того или иного события, сколько возможность утраты имущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько иное определение риска можно наблюдать у А.И. Омельченко: «риск

4 См.: Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по делу № А09-3338/2011// СПС «Консультант плюс».

5 См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 824.

— возможность наступления известного события и само событие, наступление которого обусловливает имущественный ущерб»1.

О.А. Красавчиков под риском понимает невыгодные имущественные последствия, наступающие в связи с обстоятельствами, возникшими без вины лиц, участвовавших в правоотношении2.

Анализируя определения риска Красавчикова О.А., Омельченко А.И., целесообразно отметить, что

общецивилистическая категория риска предполагает неблагоприятные,

непредвиденные последствия. Вступая же в азартную игру, игрок осознает возможность наступления неблагоприятных последствий, под их условиями только и возможна игра. Представляется, что категория «риск» -неконкретный признак понятия «азартная игра». Нельзя сказать, что гражданско-правовое понятие риска равнозначно риску, на основе которого возможна азартная игра. Целесообразно выделение иного признака (об этом — далее).

2. Игра — соглашение о выигрыше между собой либо с организатором.

Соглашение о выигрыше заключается с использованием публичной оферты. Как следует из п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой является содержащее все существенные условия договора

предложение, из которого усматривается воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто на него отзовется.

Следует отличать оферту как таковую от предложения к ней: «реклама и иные предложения, адресованные

неопределенному кругу лиц,

рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако если реклама,

адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой»3.

Таким образом, публичная оферта предполагает не только демонстрацию «товара», но и уведомление о существенных условиях договора, т.е. о правилах и условиях игры в нашем случае.

Применительно к розничной купле-продаже под публичной офертой понимается и выставление товара: «выставление товаров в месте их продажи (на прилавках, в витринах и т.п.), демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной

купли-продажи» .

Аналогичной позиции придерживается и практика:

«Размещение работоспособных

игровых автоматов в общедоступном месте для привлечения клиентов к азартной игре равнозначно публичной оферте, и уже само по себе свидетельствует об организации незаконной игорной деятельности вне отведенной зоны…. При этом степень организованности игорной деятельности, применительно к вопросу о наступлении гражданско-правовой ответственности, должна достигать уровня публичной оферты, когда единственным условием заключения пари станет желание клиента принять соответствующее предложение.

В данном случае совокупность представленных доказательств является достаточной для вывода об организации ООО «Престиж» в помещении напротив ТД незаконной игорной деятельности, что уже само по себе является основанием для ее пресечения на основании ст. 1065 ГК РФ.

3 См.: Семинихин В. Начало договорного процесса // Расчет № 8, 2008 // СПС «Гарант».

4 См.: Там же.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 15 марта 2011 года, в арендуемом ООО «Престиж» нежилом помещении, напротив ТД «В» обнаружены 69 игровых автоматов, серийные номера которых соответствуют договору аренды, заключенному 29 декабря 2010 года с ИП «К.В.». В протоколе отмечено, что на некоторых игровых автоматах имеются таблички с надписями «один час — 200 рублей», «минимальная ставка на линию 5 рублей», «Внимание! По кнопкам не стучать! Разбил кнопку — штраф 500 рублей!»1.

Вышеуказанным примером мы, собственно, и отразили третий признак, исходя из законодательного определения, -наличие правил, установленных

организатором. Правила игры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установленные организатором, вовсе не обязательно должны включать в себя определенную очередность действий и результирующих их последствий. Правила здесь не только и не столько правила самой игры (игра сама по себе предполагает наличие правил, иначе ее нельзя было бы назвать игрой), сколько условия соглашения, заключаемого с организатором игры. Это условия оплаты, условия внесения денежных средств, условия и основания получения выигрыша и т.д. Таким образом, законодательно, под правилами игры понимаются, скорее, условия соглашения на заключение и проведение игры, иначе «азартность» игры терялась бы, ведь любая игра имеет правила — правила, установленные игроками или организаторами игры, а вот правила в виде порядка и условий получения выигрыша (а в случае проигрыша — утраты имущества) -только азартная. Эти правила — есть не что иное, как условия договора, соглашения между игроком и организатором игры.

При всем при этом следует иметь в виду, что для признания игры азартной должно наличествовать сочетание всех вышеназванных признаков. Отсутствие одного из них, в частности, самого главного

См.: Определение Липецкого областного суда от 14.12.2011 по делу № 33-3401/2011 // СПС «Консультант Плюс».

— риска — исключает азартную игру, как таковую, по смыслу действующего законодательства.

Так, ФАС Московского округа деятельность ООО «СГС Групп» не была признана азартной игрой ввиду отсутствия соглашения о выигрыше, основанного на риске. Судом было установлено, что Общество использует помещение для проведения игры «Лестница Фортуны -2009». В помещении имеется 50 игровых автоматов. Согласно правилам игры «Лестница Фортуны-2009», эта игра является платной рейтинговой игрой с использованием игровых автоматов, которая проводится без выплаты организатором игры выигрышей, в том числе в денежной или иной имущественной форме. Цель игры — получить наибольший, по сравнению с другими участниками, рейтинг участника игры за определенный организатором игры период времени. Игра ведется на очки, которые могут передаваться другим участникам на безвозмездной или возмездной основе. Само общество не выдает выигрыш. ООО «Туристический Центр «Экзотик» согласно договору с ООО «СГС Групп» обязалось выдать приз выигравшему, при его отсутствии — самому активному, о чем осведомлены игроки. Таким образом, судом было установлено, что данная игра является платной рейтинговой, но не азартной, в виду отсутствия соглашения о выигрыше2.

В теории имеются отличные от определения, данного в современном законодательстве, дефиниции азартной игры. Правозащитник

А.Ф. Кони отмечал, что азартная игра — есть игра, основанная на случае; в ней расчет, известные математические соображения, ловкость и обдуманность не могут приводить ни к какому положительному результату. Если и есть некоторые, как говорят, более или менее верные приметы в азартной игре, то это все-таки не изменяет характера игры, и она остается основанной

См.: Постановление ФАС Московского округа от 22.12.2009 № КА-А40/13682-09 по делу № А40-12403/09-79-704 // СПС «Консультант Плюс».

на случае, а не на расчете .

Суть азартной игры заключается, по мнению А.Я. Антоновича, в том, что в ней участник ведет дело на авось, не имея возможности вести правильный расчет издержек и доходов и правильно организовать свое дело2.

Определения А.Я. Антоновича, А.Ф. Кони относятся лишь к игре, как таковой, безотносительно к организатору, цели игры. Словом, данные определения полностью сводятся к одному риску, а то и вовсе -случаю, событию, не зависящему от воли человека, но ни одно из приведенных определений не упоминает о соглашении между организатором и игроком.

С позиции Н. Дерюги, азартная игра понимается как игра с целью обогащения, исход которой основан целиком или почти исключительно на случае и не зависит от умения игрока3. Это определение упускает факт соглашения, не находит необходимости в наличии правил. Необходимость правил диктует сущность игры, ссылка на них в определении смысловой роли не сыграет, а вот наличие соглашения — основа азартной игры. Признак «азартная» игре дает факт соглашения между двумя лицами о выигрыше-проигрыше, в противном случае игра теряет цель — обогащение. При отсутствии второго лица говорить о выигрыше вряд ли придется: его некому будет выплачивать, — а риск не будет основан на потере собственного имущества. При этом следует оговориться, что если игра идет без участия организатора, как, например в случае с игровыми автоматами, то и здесь соглашение о выигрыше имеет место. С точки зрения гражданского законодательства соглашение считается заключенным с момента уплаты денежных средств, т.е. совершения конклюдентных

1 См.: Кони А.Ф. Избранные труды и речи. Тула, 2000. С. 325-334.

2 См.: Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев, 1890. С. 381.

3 См.: Дерюга Н. Пределы правового регулирования

азартных игр // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 52.

действий (внося денежные средства в принимающее устройство автомата, игрок соглашается с условиями выигрыша-проигрыша в игре)4. Условия могут быть обозначены письменно на автомате, в виде встроенной аудиозаписи или разъясняться нанятым для этого сотрудником, или иным образом.

С.Н. Шеленков отмечает, что законодательное определение грешит против истины. Он указывает, что азартная игра — это не столько соглашение сторон, сколько результат такового: «азартная игра — это основанное на риске соглашение о возможном выигрыше, заключенное после оплаты ставки (денежных средств в пользу игорного заведения, служащих условием участия в азартной игре) между двумя субъектами (игроком и игорным заведением) или несколькими игроками между собой по правилам, установленным игорным заведением до момента начала азартной игры»5.

Представляется, что мнение Шеленкова С.Н. о допущении законодателем нарушений правил юридической техники обоснованно. Сама по себе игра не может являться договором, она, действительно — следствие такого договора. Тем не менее, игра перестает быть азартной, когда отсутствует договор между двумя лицами, основанный на риске проигрыша в игре и потери имущества игрока. Законодатель употребляет признак «азартная» не для описания игры (т.е. игра азартная — не есть одна из разновидностей игр), но вводит качественно новое понятие: азартная игра — это соглашение. Полагаю, в данном случае мы имеем дело с юридической фикцией. Игра азартная, как и любая другая, в большинстве случаев, происходит между двумя и более лицами, в виду чего она уже непременно основана на соглашении, а одним из условий этого соглашения выступает игра как таковая в

4 См.: ч. 2 ст. 158 ГК РФ: «Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку».

5 См.: Шеленков С.Н. Понятие азартных игр по российскому праву: теория и практика // Гражданин и право, 2009, № 7 // СПС «Гарант».

общепринятом ее понимании .

Законодатель, таким образом, дает широкое толкование понятию «азартная игра», приравнивая ее к соглашению. В уголовном законе речь идет об азартных играх в узком смысле: «организация и проведение азартных игр» (ст. 171.2 УК РФ). Договор/соглашение организовать и провести нельзя, а уж тем более — нельзя привлечь к уголовной ответственности за одно лишь соглашение об игре, не говоря уже о том, что при единственном соглашении, без вступления в игру, извлечь какой-либо доход просто невозможно. В уголовном законодательстве мы имеем дело с понятием азартных игр в узком смысле, т.е. наказуема организация и проведение самой игры (выделено мной — Иванова О.А.), но не просто игры, а игры, отнесенной ФЗ от 29.12.1996 г. № 244-ФЗ к азартной, т.е. игры на основе соглашения. Таким образом, допустимая в гражданском законодательстве

юридическая фикция (признание азартной игры соглашением), вступает в противоречие с понятием, используемым в уголовном законодательстве.

Однако нельзя согласиться с мнением Шеленкова С.Н. по поводу значимости признака наличия правил, установленных организатором игры, для определения азартной игры: «При этом вряд ли представляется обоснованным делать вывод о том, что отсутствие таких правил означает, что азартные игры в игорном заведении не проводятся. Акцентирование внимания на наличии таких правил означает лишь законодательную попытку ввести оформление организационных начал проведения азартных игр и вовсе не является предпосылкой для признания факта проведения азартных игр в конкретном игорном заведении»2.

Думается, что под правилами здесь необязательно предполагать наличие конкретного перечня последовательных

точных действий, от

исполнения/неисполнения «пункта»

которого зависит исход игры. Игра сама по себе предполагает наличие правил, примитивных или самых простых, иначе -терялся бы смысл игры, а тем паче и самого азарта. Вопреки мнению Шеленкова С.Н., полагаю, правила игры всегда имеются, их не может не быть, а потому оговаривать их наличие при определении понятия «азартная игра» нет никакого смысла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из всего изложенного, можно выделить основные, отличные от законодательных, признаки азартной игры:

— платность: фактически при вступлении в игру вносятся денежные средства/имущество, так называемая ставка3. Это необходимое условие для создания риска. Ставка делается всегда, даже когда в натуре предмет не выделен: достигнуто только соглашение о внесении имущества (например, предоставлено документальное подтверждение наличия имущества/средств), постановке «на кон» (внесение имущества под условием -фактически из владения собственника имущество выбывает, оно передается на время игры). Ставка здесь:

выступает гарантом заключения соглашения;

— основана на риске: вероятность потери для игрока внесенной суммы денег равна вероятности выигрыша;

— является результатом соглашения между собой или с организатором игры (данный признак отдельно можно и не

2 Там же.

Ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (п. 3 ст. 4 ФЗ Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). В законе упоминается лишь о денежных средствах, как предмете ставки, однако, фактически не исключена возможность внесения ставки — имуществом.

выделять, он плавно вытекает из первого признака);

— условия и порядок проведения игры, получения выигрыша, оговоренные в соглашении.

Исходя из признаков, определение азартной игры следует дать следующим образом — платная игра, как результат заключения соглашения о таковой участников между собой или с организатором игры на условиях и в порядке, установленных последним, с целью получения выигрыша.

Риск в данном случае не выпадает из определения азартной игры, напротив — он заключен в изначальном внесении денежных средств (платность) на условиях и в порядке, установленных организатором игры (сумма, условия выигрыша) с целью выигрыша (получение обратно

уплаченного/части уплаченного либо большей суммы денег). При этом выигрыш

— не гарантирован, он — цель. Денежные средства вносятся игроком не за участие в игре, не за развлечение (хотя оно и не исключается), а за возможность выигрыша, как минимум — в размере уплаченного (сыграл бесплатно), как желанный результат

— больше уплаченного. В случае недостижения цели, игрок рискует утратить внесенные денежные средства/имущество, хотя изначально рассчитывает на получение большего, взамен уплаченного.

Платность видится наиболее конкретным признаком, нежели «риск», ведь потерять денежные средства можно только в объеме внесенных денежных средств (ставка), а получить (выиграть) -равную внесенной сумме, большую или меньшую. «Риск», как признак, не оговаривает размер имущества, которым игрок рискует, а лишь дает возможность понять то, что имущество может быть утрачено. Более того, принимая в качестве признака азартной игры платность, мы фактически презюмируем:

1) материальную составляющую внесенного (имущества, денег) и возможность его утраты (рисковать можно и честью);

2) внесение имущества (денег), как необходимое условие вступления в игру;

3) выплата внесенного имущества в части или в целом — уже выигрыш, а не возвращенное вследствие ненаступления неблагоприятных последствий.

Ведь под выигрышем понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры,

предусмотренного правилами,

установленными организатором азартной игры. Кроме того — постановка на кон своего имущества — это осознанный выбор игрока, а не страховка от наступления неблагоприятных последствий. Таким образом, получение по результатам игры суммы (имущества), эквивалентной внесенной сумме или ее части, — уже выигрыш.

Егоров И.В.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонович, А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). -Киев, 1890. — С. 381.

3. Гатин, А.М. Гражданское право: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2007. — 384 с. // СПС «Консультант Плюс».

4. Дерюга, Н. Пределы правового регулирования азартных игр // Российская юстиция. — 1998. — № 6. — С. 52.

5. Кони, А.Ф. Избранные труды и речи. — Тула, 2000. — С. 325-334.

6. Красавчиков, О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. — М.: Госюриздат, 1966. — С. 144-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Омельченко, А.И. Творческий риск, его государственно-правовая охрана. — МГУ, 1955. -С. 7-11.

8. Семинихин, В. Начало договорного процесса // Расчет. — № 8. — 2008 // СПС «Гарант».

9. Шеленков, С.Н. Понятие азартных игр по российскому праву: теория и практика // Гражданин и право. — 2009. — № 7 // СПС «Гарант».

Судебная практика:

10. Кассационное определение Верховного суда Республики Тыва от 06.12.2011 по делу № 33-1028/2011// СПС «Консультант Плюс».

11. Определение Липецкого областного суда от 14.12.2011 по делу № 33-3401/2011 // СПС «Консультант Плюс».

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по

делу

№ А09-3338/2011 // СПС «Консультант плюс». Федеральные законы:

13. ГК РФ.

14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // «Консультант Плюс»

Учебная литература

15. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — С. 824.

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

УДК 347.765

Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет»

Багров Д.В.

Аспирант кафедры гражданского права и процесса Института экономики, управления и права (Казань)

В статье анализируются особенности правовой регламентации азартных игр в сети «Интернет». Глобальная сеть является весьма популярной среди азартных игроков и нелегальных игорных бизнесменов, несмотря на то, что закон строго запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет». Автор анализирует корректность и эффективность норм, содержащих данный запрет, и приходит к выводу о необходимости совершенствования норм, регулирующих соответствующие отношения в сети «Интернет».

Ключевые слова: азартные игры; пари; лотерея; сеть «Интернет»; правовое регулирование азартных игр; организация азартных игр.

Специальный закон о государственном регулировании азартных игр был принят в 2006 г., однако, несмотря на это, поставленные законодателем цели по сей день не достигнуты. Связано это не только с проблемами реализации норм закона на практике, но и с несовершенством самих положений закона.

В рамках данной работы хотелось бы обратить внимание на формулировку законодательного запрета на использование информационно-телекоммуникационных сетей при организации азартных игр.

Целью Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является защита нравственности, прав и законных интересов граждан. Данную цель законодатель решил достичь посредством установления всевозможных ограничений и запретов организации азартных игр.

В первую очередь, это коснулось создания игорных зон, за пределами которых организация азартных игр (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) просто запрещена (ч. 4, 5 ст. 5 вышеназванного закона). В соответствии с Законом, на территории Российской Федерации создано четыре игорные зоны, и размещаются они в следующих субъектах РФ: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край (п. 2 ст. 9 вышеназванного закона).

Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предъявляет к игорным заведениям довольно-таки много требований, объемный перечень которых приведен в ст. 5 Закона. В частности, предусмотрены различные требования к месторасположению, к площадям игорных заведений, к разделению их на зоны, к наличию права собственности на игорное оборудование, к минимальному количеству установленных игровых автоматов, игровых столов и т.д. (ст.ст. 8, 16 вышеназванного закона).

Кроме того, ст. 6 анализируемого закона предусматривает требования к финансовому положению организатора азартных игр. Так, стоимость чистых активов организатора азартных игр не может быть менее 600 млн. руб. — для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов; 1 млрд. руб. — для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Также заметим, что минимальный размер уставного капитала в сумме 100 млн. руб., а также требование о наличии банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками в размере не менее 500 млн. руб. установлены только для организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе.

С целью исключить возможные нарушения со стороны организаторов азартных игр в части соблюде-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

ния предъявляемых к ним требований и возможные варианты обхода ими положений закона, законодатель запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи (п. 3 ст. 5 названного закона).

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , под которой понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Средства связи же представляют собой технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (ст. 2 Федерального закона «О связи» ).

Заметим, что В. Дмитриев прогнозирует следующий вариант обхода вышеназванного законодательного заперта: перерегистрировать доменную зону за рубежом, где эта деятельность разрешена, и оттуда свободно «вещать» на Россию. Ведь в данном случае на территории России будет иметь место лишь предоставление интернет-услуг, а клиент будет использовать услугу по своему усмотрению .

Однако, на наш взгляд, если «Интернет-салон» специализируется на предоставлении доступа в «Интернет» для участия в азартных играх, для потенциальных игроков созданы необходимые условия, между предпринимателем и владельцами сайтов имеются договоренности об этом, то эту деятельность необходимо квалифицировать как деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет».

Одну из подобных схем описывает Л.А. Евстратова: «Азартный посетитель у пункта обмена «веб-мани» («торгового» автомата) «покупает» электронные чеки, их количество и стоимость фиксируются на выдаваемой ему смарт-карте. С ней клиент подходит к Интернет-терминалу (или доработанному компьютеру) и идентифицирует ее, после чего терминал предоставляет список сайтов, интересующих «азартного» посетителя. Он самостоятельно выбирает сайт, на котором может испытать удачу, и получает доступ к «азартному» контенту. Этот экономический термин подразумевает информационно значимое наполнение «Интернета» — тексты, графика, мультимедиа, игры. Всем этим его наполняют контент-провайдеры, которые совместно с оператором связи организуют доступ к информации и получение ее абонентом. В качестве провайдеров могут выступать разработчи-

ки предложения о создании таких Интернет-заведений, которым совсем не обязательно заключать договоры непосредственно с абонентами, достаточно того, что договорные отношения оформлены между абонентами и операторами. За контент абоненты расплачиваются с операторами, которые перечисляют установленный договором процент от продажи контент-провайдеру» .

Соответственно, если «Интернет-салон» специализируется лишь на предоставлении доступа в «Интернет», не имеет никаких отношений с владельцами «Интернет-казино», то и деятельность такого заведения нельзя квалифицировать как деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием сети «Интернет». Причем даже в том случае, если посетитель будет использовать сеть «Интернет» данного салона для участия в азартных играх (равно как использование «Интернета» через домашний компьютер). Ведь из легального определения деятельности по организации и проведению азартных игр следует, что эта деятельность должна быть целенаправленной, чего в данном случае нет.

В связи с изложенным получается, что законом запрещено уже само существование «Интернет-казино», поскольку его создание имеет целью заключение договоров участия в азартных играх.

Для исключения подобных вариантов обхода закона, регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, прокуратурой сформирована практика по обращению в суды с исками к «Интернет-провайдерам» с требованиями об ограничении свободного доступа к таким сайтам путем добавления правил фильтрации IP-адресов сайтов онлайн-казино .

Несмотря на это, сама формулировка рассматриваемого законодательного запрета представляется весьма неудачной. Е.И. Спектор, высказываясь по данному вопросу, указывает, что этот запрет подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной в том числе главой 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети «Интернет», подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п. .

Специфика деятельности букмекерских контор и тотализаторов такова, что функции по заключению пари и выплате выигрыша выполняются пунктами приема ставок, расположенными в различных обособленных подразделениях. Общий учет ставок и опре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Право

деление результата пари производятся в кассе букмекерской конторы или тотализатора — одной на всю компанию, что влечет необходимость взаимосвязи с помощью информационно-телекоммуникационных сетей между множеством пунктов приема ставок и кассой букмекерской конторы или тотализатора. Следует также учитывать, что деятельность по проведению пари построена на непрерывном обновлении и прогнозе информации, что возможно исключительно с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и средств связи .

Участники пари пользуются этими сетями и средствами связи для контактов с организатором азартных игр (получения информации о котировках, итогах спортивных соревнований, результате пари, решения спорных вопросов и т.д.) и для сопровождения своей ставки. Лишение участников пари возможности пользоваться указанными сетями и средствами связи ущемляет их права и законные интересы .

Заметим, что к регулированию лотерейной деятельности в этой части отечественный законодатель подходит с точностью наоборот. В частности, ст. 18 Федерального закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года «О лотереях» предусмотрено требование о публикации в сети «Интернет» результатов розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи. То есть организатор лотереи в силу закона обязан использовать сеть «Интернет».

Как мы предполагаем, задумка законодателя такова, чтобы направить запрет на использование информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи для заключения договоров участия в азартных играх и пари. Например, посредством информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи запрещен прием ставок в букмекерской конторе или тотализаторе (что исключает заключение договора через «домашний компьютер»). То есть запрет законодателя не может быть направлен на тотальное исключение из деятельности игорного заведения возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, например, для обмена информацией со структурными подразделениями игорного заведения, что явно нарушало бы права предпринимателей. Следовательно, формулировка данного законодательного

запрета нуждается в корректировке и может быть изложена следующим образом: «Запрещено использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, для заключения договоров участия в азартных играх и пари».

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (с изм. от 21 ноября 2011 г.) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2006. -31 декабря; 2011. — 16 июня.

3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (с изм. от 18 июля 2011 г.) «О связи» // Российская газета. — 2003. — 10 июля; 2011. — 25 июля.

4. Дмитриев В. Казино выведены в резервации // ЭЖ-Юрист. — 2007. — № 2 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

6. Интернет в азарте. На провайдеров подали в суд. — URL: http://www.ikirov.ru/news/kirov-news-nws-na-provayderov-podali-v-sud.html

7. Спектор Е.М. Проблемы реализации закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Да здравствует подполье? // Адвокат. — 2007. — № 2 // СПС Консультант плюс: Высшая школа.

Legal Regulation of Gambling in the Internet

D. Bagrov

The Institute of Economics, Management and Law

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в пункте 4 части 1 статьи 3 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

2) в статье 4:

а) в пункте 3 после слов «организатору азартной игры» дополнить словами «в наличной форме или с использованием платежных карт», слова «признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой» заменить словами «передаваемых организатору азартных игр в соответствии с пунктом 31 настоящей статьи»;

б) в пункте 6 слова «и (или)» заменить словом «или»;

3) в статье 5:

а) в части 3 слова «и (или)» заменить словом «или»;

б) в части 6 первое предложение после слов «в букмекерских конторах или тотализаторах» дополнить словами «при осуществлении деятельности посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи,»;

в) в пункте 3 части 7 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

4) в статье 51:

а) в части 4 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) в пункте 2 части 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

в) в части 81 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

г) в пункте 1 части 15 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

5) в части 10 статьи 6 второе предложение дополнить словами «, включенный в предусмотренный пунктом 3 статьи 741 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения»;

6) в статье 62:

а) в части 1 слова «(далее — целевые отчисления)» исключить;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные соревнования, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 33 статьи 15 настоящего Федерального закона, обязан заключать соглашения о предоставлении информации о проведении спортивных соревнований с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, организующими спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, профессиональными спортивными лигами, организующими профессиональные спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления, направляемые на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия таких соглашений, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

в) в части 2 слова «целевых отчислений» заменить словами «целевых отчислений, предусмотренных частями 1 и 11 настоящей статьи (далее — целевые отчисления),»;

г) в части 3 слова «в отношении использования символики, наименований спортивных соревнований, указанных в данном соглашении» исключить;

д) в части 5 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1-4 части 33 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

е) часть 6 дополнить словами «, а также в срок не позднее десяти календарных дней с момента истечения срока для уплаты целевых отчислений уведомляют об этом саморегулируемую организацию азартных игр в букмекерских конторах»;

ж) в части 8:

в пункте 1 слова «об использовании символики, наименований спортивных соревнований» заменить словами «, предусмотренных частями 1 и 11 настоящей статьи»;

в пункте 2 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 33 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

7) в части 2 статьи 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах», слова «и (или)» заменить словом «или»;

8) в статье 14:

а) в части 2 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Организатор азартных игр на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах может предоставлять одну из следующих услуг:

1) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

2) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры.»;

в) части 4 и 6 признать утратившими силу;

г) в части 7 слова «и (или)» заменить словом «или», слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

д) в части 9 слова «и (или)» заменить словом «или»;

9) в части 23 статьи 141 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

10) в статье 15:

а) часть 33 изложить в следующей редакции:

«33. Организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе следующих мероприятий:

1) официальные спортивные соревнования;

2) спортивные соревнования, организованные общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами;

3) спортивные соревнования, организованные международными спортивными организациями;

4) спортивные соревнования, которые организованы иностранными спортивными федерациями, конфедерациями, лигами или советами, включены в национальный единый календарный план по соответствующему виду спорта и результаты которых отражаются на официальных сайтах организаторов таких соревнований в сети «Интернет».»;

б) дополнить частью 33-1 следующего содержания:

«33-1. Организатор азартных игр в тотализаторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе испытаний лошадей на ипподромах.»;

в) часть 311 признать утратившей силу;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. В букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением азартных игр и лотерей.»;

д) дополнить частями 7 — 10 следующего содержания:

«7. В служебных зонах букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов может использоваться исключительно оборудование, с помощью которого осуществляются:

1) учет и обработка ставок, принятых от участников азартных игр;

2) проведение на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учета и обработки интерактивных ставок, принятых от участников азартных игр;

3) фиксация результатов азартных игр;

4) расчет сумм подлежащих выплате выигрышей;

5) временное хранение денежных средств;

6) заключение пари или организация заключения пари с участниками азартных игр при приеме интерактивных ставок;

7) представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы или тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов.

8. В зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор или тотализаторов, их пунктов приема ставок может использоваться исключительно оборудование, которое:

1) позволяет совершать операции с денежными средствами и при помощи которого осуществляются прием ставок от участников азартных игр и выплата выигрышей;

2) обеспечивает участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари;

3) обеспечивает получение информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах;

4) обеспечивает возможность выбора участником азартной игры события, относительно которого заключается пари;

5) используется для оказания сопутствующих азартным играм услуг.

9. В служебных зонах и зонах обслуживания букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов не могут использоваться программы для электронных вычислительных машин, механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование, от которых зависит исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, независимо от факта и (или) способа осуществления этими программами, оборудованием арифметических и иных математических преобразований данных и информации о таких событиях в визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

10. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к оборудованию, используемому в служебных зонах и зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов.»;

11) дополнить статьей 152 следующего содержания:

«Статья 152. Особенности приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в отношении организатора азартных игр в букмекерской конторе

1. В случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 62 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.

2. В случае неустранения нарушения в сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах до устранения выявленного нарушения, но не более чем на девяносто календарных дней.

3. В случае устранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, обязан в срок не позднее чем через десять календарных дней с даты получения подтверждения устранения такого нарушения принять решение о возобновлении действия указанной лицензии.

4. В случае неустранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об аннулировании указанной лицензии.

5. В случае неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности в течение шести месяцев подряд федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее чем через десять календарных дней со дня получения информации о неосуществлении организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.

6. Критерии неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности определяются Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

1) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, не вправе отказать организаторам азартных игр в букмекерских конторах в заключении соглашений, предусмотренных статьей 62 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».»;

2) в части 9 слова «, указанными в части 8 настоящей статьи» заменить словами «в соответствии с соглашениями, указанными в части 1 статьи 62 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

3) дополнить частью 91 следующего содержания:

«91. Средства, полученные субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, в соответствии с соглашениями, указанными в части 11 статьи 62 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в виде целевых отчислений от азартных игр, направляются на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок распределения указанных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

4) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. Субъекты профессионального спорта, указанные в части 8 настоящей статьи и заключившие соглашения, предусмотренные статьей 62 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» перечень таких заключенных соглашений, а также ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, информацию об общей сумме средств, полученных ими в виде целевых отчислений от азартных игр в отчетном календарном году, и сведения об их распределении в соответствии с частями 9 и 91 настоящей статьи.».

Статья 3

1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.»;

2) в пункте 31 части 1 статьи 12 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах».

Статья 4

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 2010 года N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 17, ст. 1987) признать утратившей силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями пункта 2 части 6, части 9 и части 10 (в редакции настоящего Федерального закона) статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах, имеющие банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, соответствующую требованиям части 10 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), могут не переоформлять указанную банковскую гарантию до окончания срока ее действия.

4. Лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Президент Российской Федерации В. Путин

Быстрая навигация: Каталог статей Отдельные виды предпринимательской деятельности Игорная деятельность



Основы правового регулирования игорной деятельности содержаться в гл. 58 «Проведение игр и пари» Гражданского кодекса РФ, состоящей из двух статей (1062 -1063). В указанных статьях установлены: основания возникновения обязательств из проведения игр и пари; круг субъектов данных обязательств; общие требования к содержанию договоров о проведении игр и пари; правила защиты прав, возникающих из рассматриваемых обязательств.

Помимо этого основным источником правового регулирования в игорной деятельности является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В указанном законе содержатся легальные определения ключевых понятий в данной сфере предпринимательской деятельности; установлены правила организации и участия в играх, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, на тотализаторе и в букмекерских конторах, в том числе определены субъекты, объекты и особенности содержания обязательств из проведения соответствующих игр.

Особенностью указанного Закона является установление территориальных границ возникновения и исполнения обязательств по проведению игр в казино и в залах игровых автоматов. С 1 июля 2009 г. данная деятельность возможна лишь в определенных частях РФ, именуемых игорными зонами. Игорные зоны должны располагаться в отдельных районах Алтайского края, Приморского края, Краснодарского края, Калининградской области и Республики Крым.

Еще одним источником правового регулирования игорной деятельности является Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О лотереях». В данном Законе содержатся легальные определения понятий лотерея, выигрыш, лотерейный билет, определены субъектный состав обязательств из проведения лотерей, объекты рассматриваемых обязательств, особенности их содержания, виды лотерей, требования к лотерейным билетам.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются только организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

В обязанность такой организации вменяется регистрировать в налоговом органе каждый из установленных у нее объектов налогообложения, перечисленных в п. 1 ст. 366 НК РФ, а также любое изменение количества таких объектов.

При этом у организации, не состоящей на учете в налоговых органах на территории того субъекта, где устанавливаются и (или) открываются объекты налогообложения, возникает обязанность встать на учет в этих налоговых органах (т.е. по месту установки (месту нахождения) таких объектов).

Постановка на учет должна быть осуществлена не позднее чем за пять рабочих дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения (абзац 2 п. 2 ст. 366 НК РФ).

Подача заявления о постановке на учет в налоговом органе в этом случае законодательством не предусмотрена. Осуществляется такая постановка на основании заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (далее — Заявление о регистрации).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 23.09.2020

Выявление, раскрытие и расследование преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Наметкин Д.В., Серкова Т.В.)

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введен запрет на игорную деятельность с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, а все игорные заведения, не отвечающие требованиям, установленным данным Законом, должны быть закрыты до 1 июля 2009 г.

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Противодействие незаконной игорной деятельности (Филатов С.В.)

В силу ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Изменения в налогообложении для игрового бизнеса (Подкопаев М.В.)

Законодатели обратили внимание на соглашения, которые заключают между собой организаторы азартных игр в букмекерских конторах, с одной стороны, и общероссийские спортивные федерации или профессиональные спортивные лиги, с другой стороны. Такие соглашения заключаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Дата размещения статьи: 14.09.2016

К вопросу об определении жертв незаконных организации и проведения азартных игр (Мосечкин И.Н.)

Если принять во внимание традиционно высокую латентность экономических преступлений, можно с уверенностью утверждать, что количество жертв находится на высоком уровне. К сожалению, виктимологической профилактике и жертвам в целом в правоохранительной деятельности уделяется ничтожно мало внимания, в том числе и в сфере игорной деятельности. Отчасти это объясняется и отсутствием ответа на вопрос, кого же считать жертвой или потерпевшим от незаконных организации и проведения азартных игр.

Дата размещения статьи: 08.09.2016

Административно-правовые и уголовно-правовые средства воздействия на незаконную игорную деятельность, осуществляемую под видом проведения лотерей (Бажанов С.В., Воронцов А.А.)

Как известно, 30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», кардинально изменивший порядок организации и проведения лотерей. Однако другая часть организаторов азартных игр, используя законодательные пробелы и противоречия, начала осуществлять незаконную игорную деятельность под видом проведения лотерей.

Дата размещения статьи: 13.06.2015

Букмекерская деятельность в России: пари или услуга, соотношение частного и публичного права (Никитина Т.Р., Степанов И.А.)

Букмекерская деятельность является в нашей стране частью игорного бизнеса и может осуществляться только на основании лицензии, но зато на всей территории России без ограничения игорными зонами. Российское законодательство, в частности Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и глава 29 Налогового кодекса (НК) РФ, регулирует эту деятельность наравне с иными видами игорного бизнеса.

Дата размещения статьи: 12.03.2015

Криминальный азарт (Сухаренко А.)

Азартные игры были официально запрещены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу в июле 2009 года. Согласно Закону открывать игорные заведения можно только в специально отведенных зонах: в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также Калининградской области.

Дата размещения статьи: 11.07.2014

Общество, игорный бизнес и уголовный закон: некоторые тенденции взаимодействия (Сапрыкин Н.Н.)

Вопрос легализации или запрета с последующей криминализацией нелегальной игорной деятельности является сугубо политическим. Государственное регулирование вопросов ведения игорной деятельности должно осуществляться в интересах развития экономики, а также с учетом отношения доходов от данного вида предпринимательской деятельности и неизбежных издержек, включая собственно криминальные.

Дата размещения статьи: 11.07.2014

К дискуссии о соотношении азартных игр и пари (Султонова Т.И.)

В научных публикациях, посвященных исследованию азартных игр и пари, активно обсуждается вопрос о соотношении данных двух правовых конструкций. При этом учеными высказывается много интересных, порой существенно разнящихся между собой взглядов относительно их общих характеристик и отличительных свойств. Но, пожалуй, самым общепринятым основанием разграничения понятий азартных игр и пари в юридической литературе называется возможность участников влиять на наступление условий выигрыша и проигрыша.

Дата размещения статьи: 11.09.2013

Налог на доходы физических лиц: выигрыши от лотерей, тотализаторов и иных игр (Семенихин В.В.)

Рассмотрим, является ли организатор лотереи налоговым агентом по отношению к получателям выигрыша в лотерею. Иначе говоря, обязан ли организатор удержать с выплачиваемого выигрыша НДФЛ и уплатить его в бюджет или же это входит в обязанности физического лица — получателя выигрыша.

Навигация по разделу:

admin