Автолавки для выездной торговли

Содержание

Как оформить торговую точку

Из этой статьи вы узнаете: какие разрешительные документы необходимо иметь сельхозпредприятию для осуществления выездной торговли.

Ответы на вопросы

Что такое выездная торговля?

Выездная и выносная торговля относится к розничной торговле через мелкооптовую сеть и является одной из форм внемагазинной продажи товаров, во время которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

Требования к организации мелкорозничной торговой сети, ее помещений и оборудования установлены Правилами, утвержденными приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 08.07.96 г. № 369 (далее – Правила № 369). Так, продажа товаров осуществляется через:

  • пункты некапитальной застройки – киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;
  • средства передвижной сети – автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Выездная (выносная) торговля может осуществляться на рынках, ярмарках или в других разрешенных для этого местах.

Нужно ли какое-либо разрешение для размещения пункта торговли?

Да. Пункты мелкорозничной торговли размещаются на основании письменного разрешения органа местного самоуправления. Выдаются такие разрешения согласно требованиям:

  • Земельного кодекса;
  • законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территории, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуре (п. 16 Правил № 369).

Кроме того, согласно п. 30 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833 (далее – Порядок № 833), выездная и выносная торговля продовольственными товарами, готовыми к употреблению, а также быстропортящимися осуществляется в отведенных для этого местах с размещением передвижных малых архитектурных форм (далее – МАФ) при наличии разрешения.

Порядок размещения МАФов регулируется разд. V Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198 (далее – Правила № 198). Этим документом запрещено размещать МАФы (п. 35):

  • возле фасадов административных и культовых зданий, непосредственно возле памятников, фонтанов, клумб, смотровых и панорамных площадок, скульптурных и других элементов обрамления домов и декоративного благоустройства территории;
  • ближе чем за 20 м до перекрестков улиц;
  • в охранных зонах инженерных коммуникаций;
  • на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе чем 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который ее обозначает (кроме МАФов, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);
  • на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);
  • ближе чем за 100 м до железнодорожных переездов.

Итак, независимо от того, является объект выездной (выносной) торговли МАФом, временным сооружением или просто автофургоном, на его размещение требуется разрешение органа местного самоуправления.

Установлено ли ограничение на реализацию продукции при выездной торговле?

При выездной торговле запрещено реализовывать:

  • продовольственные товары, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, температурных режимов, условий хранения и продажи;
  • нефасованные и неупакованные продтовары из разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого и цветов;
  • алкогольные напитки (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, которые осуществляют выездную торговлю в сельской местности);
  • табачные изделия через средства передвижной сети (за исключением автомагазинов, автокафе, авторазвозок, лавок-автоприцепов системы потребительской кооперации, которые осуществляют продажу в сельской местности);
  • табачные изделия без марок акцизного налога;
  • технически сложные и крупногабаритные товары;
  • ткани, обувь (кроме домашней и рабочей), швейные изделия (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделия верхнего трикотажа, которые требуют примерки;
  • драгоценные металлы, ценные камни и изделия из них;
  • огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы (кроме тех, которые реализуются через авторазвозки системы потребительской кооперации).

Какие документы необходимо представить для получения разрешения?

Отметим, что законодательство, касающееся выдачи таких разрешений, очень непрозрачно. Полного перечня документов, которые подаются в орган местного самоуправления для получения разрешения на размещение объектов выездной (выносной) торговли, в отдельном законодательном акте нет. Такие перечни устанавливаются решениями органов местного самоуправления, поэтому могут отличаться в зависимости от региона.

Обратите внимание: для осуществления выездной (выносной) торговли промышленными и продуктовыми товарами лицензия не нужна, кроме торговли товарами, подлежащими лицензированию, в частности алкогольными напитками и табачными изделиями.

Существуют ли требования к торговому месту?

Торговое место в зависимости от избранного места и способа торговли должно соответствовать ряду требований, например:

  • следует получить разрешение на размещение передвижных МАФов (п. 30 Порядка № 833, п. 26 Правил № 198) и паспорт привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности;
  • на транспортном средстве (автокафейне, прицепе, цистерне) краской следует написать наименование и адрес предпринимателя, например: ФЛП Иванчук И. И., г. Киев, просп. М. Бажана, д. 1, кв. 385. Если передвижных точек несколько, надо указать номер точки и телефон для связи (абзац первый п. 21 Правил № 369);
  • следует получить санитарный паспорт на авто, которое используется для перевозки продтоваров и продсырья (абзац второй п. 21 Правил № 369);
  • надо обязательно установить табличку, на которой на украинском языке написать Ф. И. О. продавца и сведения о субъекте предпринимательской деятельности: Ф. И. О., регистрационный номер в Едином реестре юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных объединений, наименование органа, осуществившего госрегистрацию (абзац третий п. 21 Правил № 369);
  • на видном месте необходимо оборудовать уголок покупателя. Там должна быть информация о продавце (наименование и адрес); номер телефона органа защиты прав потребителей, книга отзывов и предложений, порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (п. 10 Правил № 369). В случае необходимости – ветеринарные документы и правила продажи отдельных видов товаров. Все эти документы надо предъявлять покупателю по его требованию;
  • образцы товаров на витрине должны быть оформлены ценниками с информацией о товаре (наименование, сорт и т. п.) и подписью ответственного лица;
  • место торговли должно соответствовать санитарным нормам и быть чистым. Необходимо иметь все документы, подтверждающие приобретение товара, который продается, сертификаты соответствия, гигиеничные заключения и т. п. Сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность каждой партии продтоваров, готовых к употреблению и быстропортящихся. В них должны быть указаны наименование товара и производителя, его адрес, дата производства и срок годности;
  • необходимо иметь санитарные правила, зарегистрированный санитарный журнал, медицинские книжки работников, перечень реализованных товаров (п. 10 Правил № 185).

Каким должно быть оборудование в месте торговли?

Место торговли должно быть оборудовано необходимыми приборами и техникой. В частности, на весах, которые используются при продаже товаров, должно быть четкое государственное поверочное клеймо, а сам прибор должен быть в исправном состоянии.

Также следует иметь весь необходимый для торговли инвентарь и оборудование, например холодильник для товаров, которые быстро портятся.

В случае торговли напитками на разлив, продтоварами или фастфудом точка продажи должна быть подключена к водопроводу и канализации, при этом обязательно надо оборудовать место для мытья рук. Снова ж таки, следует иметь необходимый для торговли инвентарь – ножи, обрабатывающие доски и т. п., комплект средств для мытья и дезинфекции, разрешенных Минздравом, бачки с крышками для сбора отходов. Прилавки должны быть защищены водонепроницаемыми материалами.

Кроме того, запрещено использовать одноразовую посуду, если нет емкости для ее сбора и дальнейшей утилизации. Также нельзя использовать эту посуда повторно (п. 27 Правил № 369).

Какие сопроводительные документы на продукцию должен иметь работник в пункте выездной торговли?

Работники пунктов мелкорозничной торговой сети должны иметь на товары, полученные для продажи, если это предусмотрено законодательством:

  • товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемочные акты, заборные листы и т. п. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;
  • документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на определенный товар;
  • копии гигиеничных заключений, удостоверенных печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары, относительно товаров, которые не подлежат обязательной сертификации согласно перечню, утвержденному Минздравом;
  • документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров – копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и украинском или на русском языке и удостоверенные печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары).

Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь указанные выше документы на все товары, которые реализуются в этих пунктах (п. 28 Правил № 369).

Существуют ли санитарные требования к работникам, занятым на выездной торговле, и как осуществляется контроль за их соблюдением?

Да, санитарные требования установлены к продавцам. Вообще торговать может предприниматель лично или его наемный работник, но в любом случае следует соблюдать ряд требований, в частности:

  • продавец должен быть в головном уборе, в форменной или санитарной одежде;
  • на рабочем месте запрещается курить;
  • следует соблюдать правила личной гигиены, поддерживать место торговли и территорию вокруг него в надлежащем санитарном состоянии.

Кроме того, продавец обязан иметь при себе:

  • медицинскую книжку – без медобследования работник не допускается к работе;
  • паспорт для удостоверения личности.

Если будет торговать наемный работник, надо заранее провести с ним инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, санитарного минимума, разъяснить необходимость соблюдать требования к продаже товаров и обслуживанию покупателей.

Какова ответственность за нарушение требований к выездной торговле (например, отсутствие разрешительных документов и т. п.) и какой орган привлекает к ответственности?

За осуществление выездной или выносной торговли без разрешения органа местного самоуправления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 17 000 до 34 000 грн. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных вследствие совершения этого правонарушения, или без таковой (ст. 164 КУоАП). А при повторном нарушении в течение года или если доход получен в больших размерах (17 000 грн. и более) применяется штраф в размере от 34 000 до 85 000 грн. с конфискацией про­дукции.

Кроме того, при осуществлении выездной (выносной) торговли, как и при обычной торговле в помещении, установлена ответственность за нарушения:

  • прав потребителей – ст. 23 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»;
  • санитарного законодательства, качества стандартов продукции – ст. 42, 46 Закона от 24.02.94 г. № 400-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и ст. 42, 164, 188 КЗоТ;
  • правил торговли – ст. 155, 156 КЗоТ.

Также в случае нарушений субъектом хозяйствования правил благоустройства, санитарных и противопожарных норм, правил торговли орган местного самоуправления может отменить разрешение на размещение объектов торговли. О таких нарушениях уведомляют органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Госпожарнадзора, другие правоохранительные и контролирующие органы.

Выводы

  1. Пункты мелкорозничной торговли размещаются на основании письменного разрешения органа местного самоуправления. Полный перечень документов, необходимых для получения такого разрешения, в отдельном законодательном акте не содержится. Перечни устанавливаются решениями органов местного самоуправления, поэтому могут отличаться в зависимости от региона.
  2. Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь на все товары, которые реализуются в этих пунктах, установленные законодательством документы.
  3. Торговать в месте выездной торговли может лично предприниматель или его наемный работник. В таком случае продавец обязан иметь при себе медицинскую книжку, ведь без медобследования работник не допускается к работе, и паспорт для удостоверения личности. Если будет торговать наемный работник, с ним надо заранее провести инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, санитарного минимума, и разъяснить ему необходимость соблюдать требования к продаже товаров и обслуживанию покупателей.

Бизнес-идея автолавки: почему мобильная торговля продуктами питания принесет прибыль?

Нестационарная мобильная торговля отличается низким ценовым «порогом входа». Вы можете реагировать на спрос, менять перечень товаров и рынки сбыта. Вести деятельность просто, операционные расходы низки и при удачном сценарии развития событий прибыль многократно их превышает.

Расходы на создание автолавки и ее возможная прибыльность

При работе в крупном городе — таком, как Нижний Новогород — можно получать от автолавки прибыль до 50 000 ₽ ежемесячно. Окупаются вложения в среднем за один год. Увеличить доходность автолавки можно, установив там оборудование для кофе, прохладительных напитков, предлагая горячую выпечку (разогревая ее в установленной микроволновой печи).

Расходы на создание бизнеса в Нижнем Новгороде:

Статья расходов Сумма, ₽
Регистрация ИП и транспортного средства 5 000
Покупка и оснащение автолавки 700 000
Первичная закупка продукции 50 000
Рекламное оформление автолавки 5 000
Итого 870 000

Ежемесячные расходы:

Статья расходов Сумма, ₽
Закупка товаров 30 000
Услуги бухгалтера на аутсорсе 5 000
Аренда склада под товарный запас 10 000
Расходы на автомобиль (ОСАГО, топливо) 20 000
Налоги, рекламные и прочие расходы 10 000
Итого 75 000

Регистрация бизнеса и особенности работы

Оптимальный вариант — регистрация ИП на упрощенном налогообложении (патенте, УСН/ЕНВД). Код ОКВЭД — 47.11, торговля пищевыми продуктами в розницу. При выездной торговле не нужен кассовый аппарат, но необходимы следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации ИП
  • Разрешение на розничную торговлю пищевыми продуктами от Роспотребнадзора (инстанцию нужно уведомить о создании автолавки)
  • Разрешение на выездную продажу продуктов от местной администрации (отдела торговли и предпринимательства)
  • Сертификат СЭС, подтверждающий продовольственную безопасность деятельности (на основе документов от производителя автолавки)
  • Санитарная книжка с вовремя пройденным медосмотром для продавца (самого предпринимателя) — ее оформляют в СЭС
  • Договор об оказании услуг с аутсорс-бухгалтером

Автолавку нужно зарегистрировать в ГИБДД и оформить ОСАГО. Также автомобиль должен регулярно проходить техосмотр.

Покупка и обустройство автолавки

Автолавки, как правило, создают на базе автомобилей ГАЗель или подобного им легкого коммерческого транспорта. Он обойдется примерно в 600 000 ₽ за подготовленное к работе ТС. В автомобиле нужно установить:

  • Холодильное оборудование
  • Генератор
  • Осветительные приборы
  • Витрину, стеллажи и полки

Ассортимент продукции, поставщики и персонал

Для охвата широкой аудитории ассортимент автолавки должен быть универсальным:

  • Мука, крупы, консервы
  • Хлеб, выпечка
  • Овощи и фрукты
  • Сладости
  • Кисломолочные продукты
  • Прохладительные напитки

Продавать пиво и другой алкоголь с автолавок запрещено.

Покупать товары можно на оптовых базах и в крупных гипермаркетах. Для работы достаточно одного человека — предпринимателя, а учет может вести аутсорс-бухгалтер (для ИП услуга стоит около 5 000 ₽ в месяц).

Сбыт: места продажи, привлечение клиентов, рыночная стратегия

Ключевой фактор прибыльности — грамотная разработка маршрута. Стоит отдавать предпочтение районам с низким охватом, точками розничной торговли, местам скопления людей (парки, парковки у бизнес-центров). Можно останавливаться выезжать в деревни и дачные/коттеджные поселки.

Особенности работы

Автолавку нужно оформить, чтобы повысить ее заметность и привлечь покупателей.

Примеры оформления:

Образец оформления фургонаОбразец оформления фургонаОбразец оформления фургона Образец оформления фургона

Сопоставление расходов на создание автолавки «с нуля» с покупкой действующего бизнеса

Для мобильного бизнеса важно расширять линейку оказываемых услуг и постоянно искать новые ниши, сравнивая прибыльность и затраты разных видов торговли. Сопоставим расходы на открытие автолавки с покупкой другой передвижной точки — кофейни.

Расходы на создание автолавки — 870 000 ₽ Покупка мобильной кофейни в Нижнем Новгороде — 700 000 ₽
Возможная среднемесячная прибыль — 50 000 ₽ Ежемесячная прибыль — 67 000 ₽
Окупаемость — 12 месяцев Окупаемость — 10 месяцев
Нужно покупать и оборудовать автолавку, привлекать клиентов, оформлять разрешения В автомобиле установлено газовое и электрическое оборудование, кофемашина, есть база постоянных клиентов

Приобретение готовой и оборудованной мобильной лавки, даже с учетом ее адаптации под розничную торговлю, обходится дешевле. Действующий бизнес быстрее окупается, а начало работы связано с меньшими хлопотами.

Правительственный законопроект об автолавках, который Госдума планирует рассмотреть в феврале, облегчит жизнь владельцам подобных объектов нестационарной торговли… Какие меры предлагаются в документе, достаточны ли они и станут ли в результате расширения торговли дешевле продукты — эти вопросы обсуждались в пресс-центре «Парламентской газеты».

Место без конкурса

Сегодня в России количество торговых площадей составляет чуть больше 400 квадратных метров на тысячу человек, при этом в развитых странах эта цифра достигает 3,5 тысячи «квадратов». Причём этот показатель важен хотя бы потому, что чем больше торговых площадей, тем больше и продавцов, в итоге — конкуренция повышается, а цены снижаются.

Желающих открыть своё дело в сфере торговли, в том числе нестационарной, сегодня достаточно. Купить подержанную автолавку (а именно они чаще всего используются для нестационарной торговли самыми нужными для населения товарами — молоком, хлебом овощами и т.д.) в Интернете предлагают за 400 тысяч рублей. Да вот только начинать торговать можно только после того, как вы победили на аукционе по покупке торгового места. Тот, кто участвовал в подобной процедуре, знает, как это непросто. К тому же через пять лет ваше место снова будет выставлено на конкурс и за него опять придётся тягаться с конкурентами.

Подготовленный Правительством РФ законопроект отменяет повторные конкурсы и увеличивает срок действия разрешения на торговлю. Так, предлагается для нестационарной торговой точки выдаваться его не на пять, а на семь лет. Если же предприниматель соблюдал все требования, то через семь лет он сможет пролонгировать это разрешение без всякого конкурса.

«Выделение нестационарных торговых объектов в особую категорию — это важная законодательная новелла, которая говорит о внимании правительства к развитию предпринимательства в сфере торговли, а также о намерении решить ещё одну важную задачу — сделать продукты более доступными для населения», — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко.

Большой плюс законопроекта профессор Финансового университета Елена Григорович видит в том, что теперь владельцу не нужно арендовать землю под передвижную нестационарную точку. «Это подводит нас вплотную к тому, что зарегистрировать нестационарную торговую точку можно будет, отправив заявление в муниципалитет — то есть в заявительном порядке», — констатировал эксперт.

Ждет ли нас предпринимательский бум в торговле?

Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов относится к такой оценке сдержанно: «По прогнозам Минпромторга, в ближайшие два года будет приобретено 40 тысяч специализированных автомобилей для передвижной торговли. И мы пока не знаем — сбудется ли этот прогноз…»

По его мнению, законопроект существенно не изменяет процедуру оформления нестационарных точек. «До уведомительного порядка всё же пока далеко», — сделал вывод эксперт, напомнив, что от предпринимателя по-прежнему требуют документы по санитарному состоянию, а также договор с местной администрацией с указанием точного места и времени нестационарной торговли и ряд других разрешительных документов.

Владлен Максимов. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Достоинство законопроекта в том, считает Владлен Максимов, что он помогает хозяевам таких торговых точек укрепиться на конкретном месте, чтобы вести свой бизнес честно и делать продукты доступными для людей.

В городах автолавкам будет непросто

Несмотря на ряд послаблений, которые предполагает проект закон для владельцев автолавок в сельской местности и небольших населенных пунктах, в крупных городах требования к ним, напротив, ужесточаются. В первую очередь, это касается обязательных требований к автомобилю, с которого будет осуществляться торговля. Он, например, должен быть оборудован холодильным оборудованием и противопожарной защитой.

Дмитрий Валигурский из Московского крестьянского союза считает ужесточение требований к автолавкам в городах оправданным. «Мы не должны возвращаться на 30 лет назад, когда на площадях стояли грязные газели, в которых торговали продавцы без халатов и перчаток, а под машиной могла приютиться бездомная собака», — считает эксперт.

Дмитрий Валигурсский. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Причём к предположению, что торговать с таких автолавок будут сами фермеры, он относится скептически: «Фермеру надо урожай выращивать, а торговля — всё же не его профессия. Сводить производителя с продавцом всегда помогала кооперация, вот эту идею и надо продвигать».

«От автолавок в городах отказываться не стоит, — возразила ему Елена Григорович. — Их продукция, учитывая отсутствие арендной платы за землю, должна стать более дешевой, что в нынешние времена немаловажно». Причём она уверена, что законопроект должен быть усовершенствован в части определения квоты для малого бизнеса при распределении мест на отводимых муниципалитетом торговых площадях.

«Раньше в законе о торговой деятельности для малого бизнеса существовала квота в 60 процентов, а в новой редакции статьи, которую предлагает законопроект, она почему-то исчезла. Если её не восстановить, то малому бизнесу будет трудно выиграть конкуренцию с крупными сетями уличного питания. И мы не увидим снижения цен на уличный фастфуд», — предупреждает эксперт.

Елена Григорович. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Ларёк с колёсами

Впрочем, либерализации нестационарной торговли рады многие. Например, в Петербурге, где устали бороться с нелегалами: никакие рейды и штрафы не помогают.

«Если Госдума упростит правила, то легальных продавцов станет больше, и они вытеснят нелегальных, — надеется депутат Заксобрания Петербурга, активный борец с незаконными коммерсантами Денис Четырбок. — У нас же как: многие просто выходят к станции метро, разворачивают палатки и начинают торговать. А это — конкуренция легальным торговцам. Только у последних — и санитарные правила, и налоги, и аренда, а у этих — ничего».

Особая нелюбовь у питерских властей к автолавкам. Они стали удобной лазейкой для любой несанкционированной торговли. Магазины на колёсах приезжают туда, где ГИБДД их не может эвакуировать — и так обходят все схемы размещения нестационарных объектов. Или ставят свой фургончик на тротуар и снимают номерные знаки — и гаишники уже не рискуют связываться с неизвестным нарушителем.

«А бывает вообще курьёз, — привёл пример другой депутат Заксобрания Алексей Цивилёв. — Автолавка это ведь что? Нечто с колёсами. Так что незаконные ларьки просто маскируют под них — приваривают одно колесо, и «брюки превращаются в элегантные шорты»! В итоге согласование на ларёк уже не нужно… Такие удивительные конструкции стоят на Ленинском проспекте, на проспекте Ветеранов».

Петербургские власти признают: законы о торговле исполняются плохо, нарушителей — полно. И когда чиновников и депутатов спрашивают, когда закончится это безобразие, им ответить нечего. Да, есть Центр эффективного использования объектов недвижимости, 80 его сотрудников регулярно устраивают рейды против незаконных торговцев, штрафуют их, эвакуируют ларьки. Но потом продавцы со своим оборудованием возвращаются на свои места. Сейчас Заксобрание начало рассматривать законопроект, по которому у нелегалов можно будет конфисковать товар — может, хоть это поможет.

«Надо изменять правила, — уверен Цивилёв. — Я вижу так: приезжает автолавка, владелец с помощью приложения оплачивает её парковку — тысячи две-три, может, для очень «хлебных» мест — пять тысяч. И пусть торгуют. Петербург на этом сможет получать до 30 миллионов рублей в день! Факт оплаты парковки станет сигналом и для Роспотребнадзора — он может приехать и проверить санитарные нормы, качество товара. Всё от этого только выиграют. А пока для Роспотребнадзора просто не существует нелегалов, которые могут торговать любой отравой».

В «нулевые» годы Петербург, в общем-то, поощрял передвижную торговлю. Но потом власти от неё отказались в пользу павильонов. А затем решили, что и они не украшают город, и отдали предпочтение ярмаркам.

«Если торговцу будет проще получить место, это хорошо, — уверен Денис Четырбок. — А если продолжать закручивать гайки, то он уйдёт в тень, останется нелегалом, с которым очень сложно бороться. Но торговлю тоже надо организовывать с умом: нельзя, чтобы у станций метро появились целые стоянки автолавок, чтобы людям было ни пройти ни проехать — нужны стандарты в этой части. А то человеку придётся и в метро заходить через рынок, и выходить через рынок».

admin