Антикризисное регулирование

Цель антикризисного государственного регулирования.

В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Роль государства — отслеживать возникновение опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны. Целью антикризисного государственного регулирования является помощь тем компаниям, которые еще можно вылечить и эффективное проведение банкротства тех, кто неизлечим.

Методы государственного воздействия на состояние предприятий: нормативно-законодательные меры; методы финансового регулирования; финансово-кредитная политика; научно-техническая политика; ценовая политика; внешнеэкономическая политика.

С этой целью применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

Нормативно-законодательные меры. Задача государства — с помощью этих мер способствовать преодолению кризисных ситуаций и снизить напряженность в обществе.

Методы финансового регулирования. Заключаются в проведении фискальной политики. Она проявляется в налоговом регулировании (увеличение льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий), в предоставлении отсрочки и рассрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита и др.

Финансово-кредитная политика — это управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Это воздействие ЦБ РФ на коммерческие банки путем нормирования их обязательных резервов, стимулируя выдачу кредитов. На экономический рост и инфляцию влияет покупка и продажа государственных ценных бумаг. Покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

Научно-техническая политика.

Государственное антикризисное регулирование: роль и виды

Выбор приоритетных направлений развития науки и техники, государственная поддержка их развития путем финансирования, участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов.

Внешнеэкономическая политика — обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок и т.п.

Государственное регулирование кризисных ситуаций, а именно банкротства и оздоровление предприятий, осуществляется двумя органами исполнительной власти:

Министерством экономического развития и торговли.

Федеральной налоговой службы России (письмо от 23 декабря 2004 г. № 19-03-01/000504).

Нормативные акты, регулирующие процедуры банкротства:

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999.

Постановление правительства РФ от 29.04.2006 «О мерах по реализации федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др. нормативно-правовые акты.

№ 42. Задачи и функции логистики

Сущность и основные задачи логистики: управление снабжением предприятия сырьем и материалами; транспортировка; переработка сырья и материалов; сбыт готовой продукции; управление информационными потоками.

Логистика — это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и полуфабрикатов, доведения грузопотоков до потребителя в соотношении с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соотносящей информации и соотносящих финансовых потоков. Логистика — наука об управлении товародвижением.

Семь правил логистики формируют ее основную цель:

продукт должен быть необходим потребителю;

продукт должен быть соответствующего качества;

продукт должен быть в необходимом количестве;

продукт должен быть доставлен в нужное время;

продукт должен быть доставлен в нужное место;

продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;

продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

Достижение поставленной цели логистики возможно при решении

следующих задач:

Эффективное использование материально-технической базы предпри­ятий (производственных, торговых и складских площадей, транспорта).

Снижение затрат по продвижению материалопотоков на всех этапах процесса распределения.

Оптимизация материальных запасов на всем пути следования грузов от производителя до потребителя материалопотоков.

Сокращение времени прохождения товаров от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Повышение качества сервисного обслуживания потребителей материа­лопотоков.

Задачи логистики определены в зависимости от ее применения:

1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).
Объект исследования логистики.

Объектом изучения логистики являются сквозные материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 326;

Введение…………………………………………………………………….3

1. Государственное антикризисное регулирование……………………..4

1.1. Виды антикризисного регулирования………………………………4

1.2. Антикризисная экономическая политика………………………….5

2. Практическое значение и система антикризисного

регулирования……………………………………………………………9

2.1. Практическое значение антикризисного регулирования…………9

2.2. Система антикризисного регулирования…………………………12

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….17

Введение

Явления цикличности и кризисов в развитии социально-экономических систем закономерно проявляются как на макро-, так и на микроуровне и являются одной из предпосылок банкротства предприятий. В связи с увеличением масштабов банкротств на первый план в менеджменте выдвигаются процессы антикризисного регулирования и управления предприятиями и отраслями экономики. Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс (процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников) в условиях рыночной экономики – это управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное регулирование и антикризисное управление.

Антикризисное регулирование представляет собой систему мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства по обеспечению экономической безопасности государства, по защите предприятий от кризисных ситуаций, по предотвращению банкротств, по обеспечению и правовому регулированию процедур банкротства.

1. Государственное антикризисное регулирование

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства . Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим .

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.

1.1 Виды антикризисного регулирования

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

  • правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
  • информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
  • экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
  • организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
  • социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
  • кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
  • экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

1.2. Антикризисная экономическая политика

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

o в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

o в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

o в любой период — в налоговом регулировании , которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита .

  • Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.
  • Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос . Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию : покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.
  • Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.
  • Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в т.

Антикризисное регулирование и его принципы

ч. на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

  • Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации .
  • Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП , изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.
  • Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода , уровень инфляции , безработицы , минимального размера оплаты труда (МРОТ) , дефицит бюджета , процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.
  • Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности .

Государственное антикризисное регулирование

Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).

«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственного управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем (уже известный вам рисунок 6).

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управленения и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.

В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.

Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:

  1. гражданско-правовую;
  2. публично-правовую.

Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.

Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство — это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками.

Система государственного антикризисного регулирования

В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:

  • нормативно-законодательное;
  • финансовое;
  • государственная промышленная политика;
  • перераспределение доходов.

Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.

В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, законы о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998, 2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.

Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер.

Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.

Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:

  • обеспечение управляемости экономики;
  • обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ;
  • выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений.

Кроме того, бюджетная политика является инструментом решения задач экономического реформирования общества.

Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволяют стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.

В задачах антикризисного государственного регулирования государственная собственность не является приоритетом. Приоритет — эффективная работа собственности в любой форме ее проявления. Неважно, какая форма капитала используется для финансирования определенного направления промышленного развития, важно, насколько эффективно она используется.

Основные черты государственной промышленной политики:

  • определение «точек роста» — приоритетных направлений промышленного развития;
  • формирование ресурсов для развития (питания) «точек роста»;
  • создание условий для привлечения частного капитала;
  • отбор участников инвестиционных программ на конкурсной основе;
  • создание эффективных механизмов государственного регулирования и контроля реализации инвестиционных программ.

Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет — социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов:

  • богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения;
  • высокодоходных регионов и их перераспределением в пользу дотационных.
admin