Аморальный проступок трудовой кодекс

Содержание

Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя предусмотрено совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Рассмотрим юридические тонкости применения данного основания для увольнения работника.

Увольнение по данному основанию допускается только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Увольнение возможно только тогда, когда воспитательная функция является основным содержанием работы, поэтому недопустимо увольнение по этому пункту руководящих работников на том основании, что в их трудовые обязанности входит воспитание подчиненных (это не главное содержание их работы). При решении вопроса о правомерности увольнения за совершение аморального проступка необходимо исходить из фактического круга обязанностей данного работника, определяемого локальными нормативными актами, должностными инструкциями и трудовым договором.

Согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка, термин «аморальный» означает «противоречащий морали, безнравственный». В принципе понятие «аморальный проступок» достаточно условно и не может иметь однозначного толкования, поскольку моральные устои и общепринятые в обществе морально-этические нормы весьма динамичны. Поэтому при толковании понятия «аморальный проступок» в контексте рассматриваемой нормы целесообразно ориентироваться на положения, выработанные практикой. Так, необходимым условием увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, по основанию, установленному п. 8 ч. 1 ст. 81 Кодекса, является то, что совершение таким работником аморального проступка должно быть несовместимо с продолжением данной работы.

Аморальным проступком считается проступок, противоречащий общепринятым нормам морали, причем независимо от того, где он совершен: по месту работы или в быту (драки, появление на работе или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, недостойное поведение в быту).

Подчеркнём, что проступок может быть совершён необязательно на рабочем месте! Данная норма отмечается в п. 46 и 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 Кодекса), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Что же касается соотношения аморального проступка и грубого нарушения педагогом устава образовательного учреждения, то нарушение правил последнего не всегда может выражаться в аморальном поведении. Грубость в отношении обучающихся или воспитанников должна быть признана и грубым нарушением устава, и аморальным проступком, в то время как невыполнение правил внутреннего трудового распорядка (например, опоздания без уважительных причин к началу занятий) не нарушает норм общественной нравственности, являясь при этом грубым нарушением устава образовательного учреждения.

Порядок увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ зависит от того, связан аморальный проступок с исполнением трудовых обязанностей или нет. Увольнение работника за совершение аморального проступка является дисциплинарным взысканием, если аморальный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей. В таких случаях работодатель должен соблюдать сроки и порядок наложения взысканий, предусмотренные ст. 193 ТК РФ. Увольнение возможно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Если же аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, то увольнение не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ).

Примеры судебной практики

Пример 1. Работник был уволен за оскорбления обучающихся.

Оскорбления в адрес обучающихся достаточно распространённое явление (об этом регулярно говорят в СМИ, Интернет пестрит огромным количеством видео, когда педагогический работник совершает недопустимые действия по отношению к обучающимся, причём абсолютно неважно «кто кого довёл до точки кипения»). Рассмотрим стандартный пример — апелляционное определение от 1 сентября 2016 г. N 33-16392/16 Санкт-Петербургского городского суда.

К. обратилась в суд с иском к ФГБОУ СПО «Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, указала в обоснование требований на то, что работала у ответчика с сентября 2011 года в должности преподавателя. 18 декабря 2016 года была уволена на основании п. 8 ст. 81 ТК РФ за аморальный проступок, считает свое увольнение незаконным, произведенным с нарушением требованием трудового законодательства. Основанием увольнения К. послужил рапорт курсантов, поступивший руководству учебного заведения, в котором курсанты указывали на то, что истец во время занятий своими высказываниями унижает курсантов, оскорбляет их родителей, постоянно намекает на взятки, что порочит звание учителя. Приказом директора колледжа решено провести проверку по обращению курсантов, назначить комиссию для проверки. В ходе ее проведения истец была ознакомлена с рапортом курсантов, от истца были получены объяснения относительно ее поведения, получены дополнительные объяснения от курсантов. Комиссией пришла к выводу, что факты, изложенные в рапорте курсантов, нашли свое подтверждение.

pen

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Этим обусловлено наличие в Трудовом кодексе Российской Федерации главы 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также специального основания увольнения работников, выполняющих воспитательные функции, — совершения по месту работы или в быту аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81), и дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками — применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (пункт 2 статьи 336).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогических работников следовать соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка (пункты 2, 3, 11 части 1 статьи 48).

В силу пункта 2.12 должностной инструкции, утвержденной <дата> К., в силу п. 2.12 должна поддерживать учебную дисциплину и контролировать режим посещения занятий. Согласно п. 2.12 не допускать ущемления законных прав и свобод студентов, их человеческого достоинства, чести и деловой репутации, а также методов, связанных с физически и психическим насилием над личностью. Согласно п. 2.16, проводить воспитательную работу с курсантами, требовать от курсантов опрятного вида в ношении форменной одежды. Согласно п. 3.1 должностной инструкции преподавателя, таковой несет ответственность за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или психическим насилием) над личностью курсанта. С должностной инструкцией К. ознакомлена <дата>.

Разрешая спор на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, свидетелей суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку нарушений порядка увольнения истца с работы, установленного ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, судом не установлено, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения соблюдены, от истца были истребованы объяснения по факту инцидента, при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ответчиком учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, данный пример указывает на необходимость соблюдения процедуры увольнения по данному основанию.

Пример 2. Педагогический работник дал пощёчину коллеге в присутствии обучающихся.

Все детали можно посмотреть в Апелляционном решении Свердловского областного суда от 31.05.2016 г по делу № 33-8915/2016. По существу ситуации: отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что произошедший конфликт с коллегой не может быть признан аморальным проступком при выполнении ею должностных функций по педагогической деятельности, судебная коллегия учитывает, что в трудовом законодательстве не содержится определения аморального проступка и не устанавливается каких-либо критериев, на основании которых проступок лица, выполняющего воспитательные функции, может быть признан аморальным, в связи с чем, работодателю предоставлена возможность самостоятельно решить данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В то же время конфликт с применением физического воздействия к коллеге по работе — это не только нарушение положений Устава ВУЗа, но и общепринятых в обществе норм поведения, не совместимое с деятельностью преподавателя. В воспитательные функции педагога входит, в числе прочего, демонстрация воспитанникам (студентам) уважительного отношения к коллегам, умения погасить конфликт и не вовлекать в конфликтные ситуации воспитанников (студентов), чего истцом в данном случае сделано не было.

При изложенных обстоятельствах, а также принимая во внимание особенности работы истца в учебном заведении, ее должностные обязанности, совершенный ею проступок (в рабочее время, на территории работодателя, во время учебного процесса, в присутствии учащегося) обоснованно признан работодателем аморальным, поскольку он нарушает принятые в обществе нравственные нормы, нормы морали, правила поведения в обществе, как в целом, так и в коллективе, противоречащие содержанию учебно-трудовой функции преподавателя, несовместимого с продолжением работы преподавателем и влечет за собой применение дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения по инициативе работодателя.

Пример № 2 показывает, как на практике работодатель может самостоятельно принять решение об аморальности проступка, уволив работника по соответствующей статье ТК РФ.

Пример 3. Применение физической силы к обучающемуся работником, в круг обязанностей которого не входят воспитательные функции.

Детали судебного решения — Постановление Президиума суда Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры от 14.08.2015 № 44г-32/2015. Суть вопроса: (ФИО)1 обратился в суд с иском к казенному общеобразовательному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа — Югры для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная учебно-воспитательная школа № 2» (далее — Учреждение) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что с 3 сентября 2007 года истец работал в Учреждении, 23 ноября 2011 года переведен заместителем директора по режиму. 15 сентября 2014 года он уволен по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Указывает, что служебного расследования, которое послужило основанием для приказа, он не видел, объяснений у него не брали, истцу не предоставили возможность ознакомиться с результатами расследования. Полагает, что по п. 8 ст. 81 ТК РФ могут быть уволены только работники, выполняющие воспитательные функции, между тем основным направлением его деятельности являлась организация обеспечения специальных условий содержания воспитанников. Считает, что нарушены требования ст. 193 ТК РФ, не указан конкретный дисциплинарный поступок, также не указано, в отношении кого конкретно допущено нарушение и по чьей жалобе проведено расследование.

Основанием для издания приказа об увольнении за аморальный проступок послужило служебное расследование от 11 сентября 2014 года, в ходе которого установлено, что после возвращения из самовольного ухода 4 июля 2014 г. при досмотре воспитанника (ФИО)15, (ФИО)1 применил физическую силу к подростку в виде шлепка по голове, без причинения вреда здоровью.

В силу пункта 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

?

Должностной инструкцией заместителю директора по режиму не вменено выполнение педагогической и воспитательной функции, должностные обязанности заместителя директора по режиму сводятся к административно-распорядительным полномочиям, непосредственно не связанным с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей.

Поскольку (ФИО)1, не являясь работником, выполняющим педагогические и воспитательные функции, не мог быть уволен по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение с ним трудового договора по указанному основанию не соответствует требованиям трудового законодательства.

В силу положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 15.03.2017
  • Все консультации автора

Трудовой кодекс об аморальном поступке

Трудовое законодательство выделяет совершение аморального поступка в качестве самостоятельной причины для расставания с сотрудниками, предусмотрев его в пункте 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Формулировка нормы кодекса предполагает некоторые ограничения в использовании данного основания на практике и ставит перед юристами и кадровиками следующие вопросы:

  • какой поступок считать аморальным;
  • к каким лицам можно применять;
  • что такое поступки совместимые и несовместимые с дальнейшей работой.

Выделение дополнительного основания прекращения работы для педагогических кадров обосновано миссией, возлагаемой обществом на эту категорию работников. Круг обязательств педагогов выходит далеко за пределы обучения и помимо этого включает:

  • следование общепринятым правилам этики и морали;
  • уважение личности обучающегося;
  • развитие различных способностей и положительных качеств характера, стимулирование формирования ценностей и приоритетов;
  • проявлять индивидуальный подход к обучающимся.

Внимание Возлагаемые на педагога задачи требуют от него безупречного поведения на работе и за пределами учреждения.

Что можно считать аморальным поступком или поведением

Важно Понятие аморального поступка является оценочным и не имеет законодательного определения.

Это тот случай, когда руководитель несет ответственность не только за следование букве закона, но и за субъективную оценку того или иного поведения сотрудников.

Если обобщить значение данного слова, предлагаемое толковыми словарями, и соотнести его с современной практикой, можно считать, что аморальный поступок представляет собой поведение (действие, бездействие), противоречащее общепринятым представлениям о нравственности и морали. Оценка должна производиться в контексте конкретного общества и времени, поскольку моральные принципы варьируются в различных странах, религиозных общинах и т.д.

Конкретизируя данное понятие в контексте темы статьи и категории работников, которых можно уволить по пункту 8 статьи 81, попробуем перечислить действия, признаваемые нарушением этических правил:

  • оскорбление и иные действия, унижающие достоинство и честь;
  • бранная речь;
  • насильственные действия, участие в драках и потасовках;
  • непристойное поведение;
  • появление в состоянии явного алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребление алкоголем или употребление запрещенных веществ;
  • оказание психологического давления на учеников (воспитанников);
  • действия сексуального характера в отношении учеников (воспитанников), в том числе высказывания на эту тему;
  • действия, переходящие за рамки отношений педагог – ученик (студент, воспитанник);
  • действия, порочащие честь и достоинства коллег, учреждения;
  • любые преступные действия.

Внимание Применение насилия при осуществлении воспитания является также самостоятельным основанием для увольнения, указанным в статье 336 ТК. Выбор конкретной статьи ТК осуществляется руководителем.

До того, как определить поступок как аморальный, необходимо учитывать личность работника, его репутацию, стаж и профессионализм, мотивы и обстоятельства, тяжесть поступка и степень вины.

Внимание Единственным критерием для применения увольнения как самого сурового наказания является несовместимость поступка с продолжением той же деятельности.

Важно определить, какое влияние переход допустимых правил поведения со стороны педагога оказывает на его дальнейшую работу, отношения в коллективе, репутацию учреждения, и, самое главное, на обучающихся.

Так, например, оскорбление в одних обстоятельствах может быть признано аморальным поведением (грубое выражение или речь в присутствии посторонних лиц, сопровождаемое скандалом), а в других – просто получить негативную оценку без последствий (сказанное единожды, без свидетелей, без намерения нанести человеку моральный ущерб или унизить его).

Кого могут уволить за аморальный поступок

Трудовой кодекс ограничивает круг лиц, с которыми можно разорвать рабочие отношения за совершение аморального поступка.

Важно К ним относятся работники, осуществляющие функции воспитания.

Воспитание представляет собой работу по развитию личности, способствующую взращиванию моральных, духовных и нравственных ценностей, а также социализации воспитанника и адаптации его к жизни в условиях общества и семьи.

Воспитание может быть как самостоятельной деятельностью, так и составной частью образования. Из этого следует, что к рассматриваемой категории относятся работники:

  • образовательных учреждений;
  • других организаций, если должностные обязанности лица предусматривают воспитание.

Внимание Для уточнения круга учреждений образования следует обратиться к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред. от 27.06.2018).

Законодательство называет следующие категории учреждений:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные организации;
  • профессиональные организации образования;
  • высшие учебные заведения;
  • организации дополнительного образования (обычного и профессионального).

Важно При этом форма собственности – государственная или частная – не имеет значения.

К лицам, выполняющим работу по воспитанию, относятся воспитатели, учителя, преподаватели, тренера, руководители кружков и секций, мастера производственного обучения. Лица из числа руководящих работников (заведующий кафедрой, директор, декан и т.д.) также могут попадать в эту категорию, если их обязанности предусматривают воспитательную работу.

В любом случае, независимо от вида организации, до решения вопроса о применения рассматриваемого основания необходимо проанализировать положения должностной инструкции и убедиться в том, что воспитание входит в непосредственные обязанности работника.

Информация Кроме того, увольнение по данному основанию допускается вне зависимости от того, где был совершен противоречащий принципам морали и нравственности поступок – по месту работы или вне его.

В рамках вопроса о том, к кому можно применить пункт 8 статьи 81 целесообразно отметить также и лиц, которых нельзя уволить за аморальный поступок. Не получится расторгнуть договор с сотрудниками, которые находятся:

  • на больничном (включая беременных);
  • в отпуске (включая работников в декретном отпуске).

Порядок увольнения за аморальный поступок

Во избежание судебных споров руководству следует позаботиться о точном соблюдении не только материальных, но и процессуальных правил увольнения сотрудника за совершение им аморального действия.

Порядок действий зависит от того, где был совершен проступок.

Увольнение за аморальное поведение на работе и при исполнении должностных обязанностей

Аморальное поведение на работе является дисциплинарным проступком, а поэтому обязательно влечет применение взыскания в соответствии со статьей 193 ТК.

Важно Увольнение в данном случае является самим строгим взысканием.

Пошаговый порядок увольнения за антинравственное поведение на работе предполагает следующие обязательные действия:

  1. фиксация факта аморального поступка. Процедура инициируется составлением докладной записки на имя руководителя или акта, уведомляющего о действиях работника, оцениваемых как аморальных. Поводом для увольнения может стать также жалоба обучающегося, его родителей или иных лиц;
  2. получение в срок не позднее двух дней объяснений от провинившегося сотрудника. Если он всячески уклоняется, необходимо составить акт об отказе;
  3. формирование комиссии для проведения служебного расследования;
  4. проведение проверки по изложенным в документах фактам;
  5. составление акта о результатах проверки и принятие решение об увольнении в случае подтверждения факта аморального поступка и невозможности продолжения трудовых отношений с учетом характера поступка. Работника необходимо ознакомить с документом;
  6. издание приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.В документе должно быть указано, какой именно поступок имел место. Некоторые специалисты по трудовому праву считают, что необходимо составлять два приказа: приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности и приказ об увольнении за совершение аморального поступка; Дополнительно На практике такой подход не получил широкого распространения и поддержки у судебных инстанций.
  7. ознакомление работника с приказом, расчет и выдача трудовой книжки и иных документов при необходимости.

Совершение аморального поступка вне работы

Безнравственное поведение работающего не по месту работы и не в связи со своими обязанностями также дает право нанимателю уволить его по статье 81.

Внимание Важно, чтобы факт такого поведения был доказан. В случае если поступок зафиксирован каким-либо документом уполномоченных органов (например, протокол об административном нарушении), можно обойтись без служебной проверки. В обратном случае нужно произвести работу по сбору доказательств – найти свидетелей, запросить объяснение у провинившегося.

Особенностью прекращения трудовых отношений за аморальное поведение вне стен организации является отсутствие требований по соблюдению статьи 193 ТК и указанных в ней сроках. Виновные действия сотрудника в таком случае не могут считаться дисциплинарным нарушением. Во всем остальном процедура аналогична описанной выше.

И напоследок…

С учетом того, что субъективное мнение играет ключевую роль при увольнении за аморальные действия, в последнее время практике известно немало случаев злоупотребления властью со стороны руководителя при намерении расстаться с «неудобными» кадрами.

Если у бывшего работника есть все основания считать, что увольнение является незаконным, а факт аморального поведения недоказанным, единственным способом защитить себя от произвола руководства является обращение в суд.

Внимание При формировании своей позиции можно ссылаться как на отсутствие или недоказанность анти-нравственных действий, так и на несоблюдение процессуального порядка увольнения.

Если суд посчитает увольнение незаконным, работник может рассчитывать на восстановление в должности, аннулирование записи в трудовой, а также на компенсацию морального вреда после подачи отдельного иска. Только вот остается открытым вопрос о возможности и целесообразности продолжения работы в данной организации…

У вас остались вопросы? Вы задаете вопрос дежурному юристу Юрист анализирует ваш вопрос Юрист связывается с вами Ваш вопрос решен! Приемущества:

  • Полная анонимность
  • Бесплатно
  • Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением

Кого можно уволить за аморальный проступок?

Аморальный проступок может совершить любой — никто не застрахован от внезапной вспышки гнева или минутной слабости. Однако законодательно ограничен круг лиц, которых работодатель вправе уволить по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: данное основание может быть применено только к работникам, выполняющим воспитательные функции. В остальных случаях для увольнения придется поискать другое основание или ограничиться более мягким дисциплинарным взысканием — выговором или замечанием.

Какие же работники выполняют воспитательные функции? Пленум ВС РФ в п. 46 Постановления от 17.03.2004 N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 2) разъяснил, что прежде всего это педагогические работники — учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели и нянечки детских учреждений.

Воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например, заместители по воспитательной работе.

Гувернеры и няни, работающие по трудовым договорам у физических лиц, также выполняют воспитательные функции, а это значит, что их тоже можно уволить по данному основанию.

Обратите внимание, что за совершение аморального проступка не могут быть уволены работники, которые хотя и трудятся в детских учреждениях, но не выполняют воспитательные функции. Так, Ж. обратился в суд с иском к ОАО о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании приказа об увольнении незаконным. В обоснование своих требований указал, что с 1995 года он работал в должности машиниста тепловоза, а с 2002 года — в качестве машиниста-инструктора в локомотивном эксплуатационном депо отделения Западно-Сибирской железной дороги. Приказом от 22.04.2008 он уволен по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы. Приказ об увольнении считает незаконным, поскольку аморального проступка он не совершал, кроме того, по роду своих служебных функций не является субъектом дисциплинарного проступка, за который предусмотрено увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Районный суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Отменяя решение суда, судебная коллегия областного суда сообщила следующее. Отказывая в удовлетворении требований Ж., суд первой инстанции исходил из факта совершения истцом, работавшим в должности машиниста-инструктора с исполнением воспитательной функции, аморального проступка, выразившегося в том, что Ж. требовал деньги от машиниста К., представленного им для включения в список работников бригады на поощрение в виде премии по итогам работы за безаварийное управление за 2007 год.

Между тем суд не учел следующее. Совершение аморального проступка может быть основанием для увольнения лишь тех работников, для которых воспитательные функции являются основным содержанием их труда, причем неважно, где совершен аморальный проступок — по месту работы или в быту.

По мнению судебной коллегии, под аморальным следует понимать проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали, совершенный работником на работе или в быту и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к выполняемой работе или занимаемой должности.

Как видно из имеющегося в материалах дела Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад ОАО, выполняемая Ж. работа связана с обучением работников локомотивных бригад в целях получения ими профессиональных навыков по основной специальности, но не соответствующего образования. При этом локомотивное эксплуатационное депо по смыслу положений ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» также не может быть отнесено к образовательному учреждению.

Кроме того, локальными нормативными актами и перечнем должностных обязанностей машиниста-инструктора локомотивных бригад выполнение истцом воспитательной деятельности либо воспитательных функций не предусмотрено.

Поскольку Ж., не являясь работником, выполняющим воспитательные функции, не мог быть уволен по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, прекращение с ним трудового договора не соответствует требованиям трудового законодательства (Определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 03.09.2008 N 33-3296/2008).

Оформляем прекращение трудовых отношений

Увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является мерой дисциплинарной ответственности, поэтому необходимо четко соблюдать процедуру привлечения работника к такой ответственности, установленную ст. 192, 193 ТК РФ. Но прежде чем рассмотреть оформление документов по увольнению, отметим, что аморальный проступок работник может совершить по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей; по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей; вне места работы. В зависимости от того, при каких обстоятельствах проступок совершен, процедура увольнения будет различаться.

В частности, в п. 47 Постановления N 2 Пленум ВС РФ разъяснил, что если аморальный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, такой работник может быть уволен по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ. Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, то трудовой договор также может быть расторгнут по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81).

Поскольку в результате увольнения по любому основанию возможны трудовые споры и, как следствие, разбирательства в суде, работодателю необходимо четко и последовательно соблюсти процедуру, установленную трудовым законодательством.

Определяем аморальность проступка

Повторим, что в трудовом законодательстве не определено, какой проступок считать аморальным. Но в соответствии со словарями Ожегова и Ушакова «аморальный» означает «не принимающий во внимание морали, не считающийся с нравственными нормами, не имеющий правил нравственности, безнравственный». Таким образом, аморальным проступком следует считать виновное деяние (как действие, так и бездействие), грубо нарушающее нормы морали.

К сведению. Поскольку между работником, совершившим аморальный проступок, и воспитываемым в большинстве случаев существует постоянный контакт, работодатель должен оценить, как этот проступок отразится на воспитательном процессе. Ведь обязательным условием увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является несовместимость совершенного проступка с продолжением работы по выполнению воспитательных функций.

Наиболее часто увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 следует за применение к обучающимся или иным лицам (родителям воспитуемых, коллегам и т. п.) физического насилия, оскорблений. Не могут быть поводом для увольнения, например, жалобы, что работник «ведет себя некорректно», «допускает оскорбительные высказывания». Необходимо точно и четко указать, какое именно оскорбление, когда и при каких обстоятельствах оно имело место. С другой стороны, сложившаяся судебная практика исходит из того, что аморальным проступком является не только оскорбление, нецензурная брань, но и любое действие, унижающее достоинство воспитуемого. Так, А. В.Н. была уволена по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с тем, что кинула в студента тряпкой и попала в щеку. Суд восстановил ее на работе, однако кассационная инстанция это решение отменила и отказала А. В.Н. в удовлетворении исковых требований, посчитав доказанным совершение аморального проступка, не совместимого с продолжением работы (Кассационное определение Саратовского областного суда от 02.12.2010 по делу N 33-6025/2010).

В любом случае работодателю решать, аморален проступок или нет.

Фиксируем проступок

В первую очередь необходимо документально зафиксировать факт аморального поведения. Для этого лучше всего подойдет акт — он составляется в присутствии свидетелей, которые впоследствии смогут подтвердить аморальное поведение работника своими показаниями. Приведем пример такого акта.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N 70»

(МБОУ СОШ N 70)

22 февраля 2013 г. Г. Самара

Акт N 2

о совершении аморального проступка

Мною, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Волковой Анной Юрьевной, в присутствии учителя начальных классов Собакиной Евгении Александровны и учителя русского языка и литературы Кошкиной Ольги Владимировны составлен настоящий акт о том, что 12 марта 2013 года в 14 ч 15 мин учитель физкультуры Турников Иван Андреевич в спортивном зале школы распивал спиртные напитки с учениками 9 «Б» класса — Сидоровым П. О. и Смешко Р. Д. На столе для тенниса стояла бутылка водки и лежала колбаса. Заметив нас, Турников И. А. попытался спрятать бутылку с остатками алкоголя, но разлил ее, так как уже находился в состоянии алкогольного опьянения.

Волкова А. Ю. Волкова

Собакина Е. А. Собакина

Кошкина О. В. Кошкина

С актом ознакомлен _________________ Турников И. А.

Турников И. А. от ознакомления с актом отказался.

Волкова А. Ю. Волкова

Собакина Е. А. Собакина

Кошкина О. В. Кошкина

Если аморальный проступок совершен в присутствии только учеников или студентов (то есть в отсутствие других взрослых), составить акт не представляется возможным. В таких случаях родители обычно обращаются с письменным заявлением, в котором излагают произошедшее на уроке, тренировке или лекции. Такое заявление, как и акт, служит основанием для проведения проверки по изложенным фактам.

К сведению. Если преподаватель находился в состоянии алкогольного опьянения, необходимо зафиксировать этот факт. Направьте работника к штатному специалисту, если он есть в организации, или в медицинское учреждение. Если у потерпевшего имеются побои и травмы, его нужно отправить в травматологический пункт — там их зафиксируют и окажут первую помощь.

Определяем виновность сотрудника в совершении проступка

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение причин совершения проступка. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работник не представит, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ). Одновременно с затребованием объяснения нужно инициировать проведение служебного расследования. Для этого издается приказ, которым определяются состав комиссии, цель ее создания, срок ее действия (оно может не ограничиваться одним случаем), а также ее полномочия.

К сведению. Некоторые аморальные проступки могут носить признаки уголовного преступления или административного правонарушения, виновность в совершении которых устанавливается судом. Копии судебных решений являются доказательствами совершения аморального проступка, поэтому внутреннее расследование в таком случае проводить не нужно.

Результаты работы комиссии отражаются в соответствующем акте. Унифицированная форма данного документа не утверждена, поэтому работодатель может разработать ее самостоятельно. В акте кроме указания членов комиссии, места и времени его составления нужно отразить:

— основание и время проведения расследования;

— перечень проведенных мероприятий (кратко);

— время, место и обстоятельства совершения проступка;

— причины и условия совершения проступка;

— фамилии, имена и отчества виновных лиц и степень их вины;

— предлагаемые меры наказания (учитывая личные и деловые качества виновных лиц) или дальнейшие действия.

Если аморальный проступок был совершен не на работе, то указывается, откуда об этом стало известно работодателю (жалоба соседей, обращение милиции и т. п.).

Акт подписывают все члены комиссии. С ним нужно ознакомить работника, виновного в совершении аморального проступка, под роспись. При отказе или уклонении от ознакомления составляется соответствующий акт.

На основании акта расследования, объяснений работника работодатель принимает решение о применении меры дисциплинарного воздействия. Отметим, что при выборе меры в силу ст. 192 ТК РФ работодатель должен учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Кроме этого, работодателю предстоит сделать вывод о совместимости или несовместимости аморального проступка с продолжением воспитательной работы. Они несовместимы, если проступок:

— оказал пагубное воздействие на воспитываемого;

— дает основания предполагать, что работник в будущем может совершить аналогичный или другой проступок, который окажет пагубное воздействие на воспитываемого.

Соблюдаем сроки

Очень важно произвести расследование причин совершения проступка в кратчайшие сроки, так как дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Напомним, что днем обнаружения проступка, с которого начинается течение данного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (п. 34 Постановления N 2).

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Примечание. Увольнение за аморальный проступок, совершенный работником не в связи с исполнением трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.

Оформляем увольнение

Если по итогам расследования руководитель организации пришел к выводу, что работник заслуживает увольнения, нужно издать приказ об этом. В приказе обязательно правильно сформулируйте основание увольнения: «Трудовой договор расторгнут в связи с совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы, пункт 8 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Если приказ об увольнении издать именно в этот период, согласно ч. 6 ст. 81 ТК РФ такой приказ будет признан незаконным и повлечет восстановление работника в прежней должности.

Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если он отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ).

Запись о расторжении трудового договора вносится и в трудовую книжку, которая в последний рабочий день выдается работнику.

N записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
Число Месяц Год
1 2 3 4
8 14 03 2013 Трудовой договор расторгнут в связи Приказ от 14.03.2013
С совершением работником, выполняющим N 7-у
Воспитательные функции, аморального
Проступка, не совместимого
С продолжением данной работы,
Пункт 8 части первой статьи 81
Трудового кодекса Российской Федерации.
Инспектор ОК Булкина
Ознакомлен Турников

Если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от получения документа на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия.

Примечание. Не забудьте оформить личную карточку.

Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.

В последний рабочий день необходимо выплатить увольняющемуся все причитающиеся суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск.

Дополнительное основание увольнения педагогов

В настоящее время достаточно часто в СМИ рассматривают случаи некорректного поведения педагогов, когда они применяют нестандартные, порой жестокие методы воспитания, связанные с физическим (побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д.) или психическим (угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая необоснованная критика и т. п.) насилием над личностью обучающегося.

Для таких педагогов п. 2 ст. 336 ТК РФ и пп. 2 п. 4 ст. 56 Закона об образовании предусмотрено дополнительное основание для расторжения трудового договора — применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Обратите внимание! С 1 сентября 2013 года Закон об образовании утрачивает силу и вместо него будет действовать новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем отсутствуют дополнительные основания расторжения трудового договора для педагогов.

Обычно работодатель узнает об этом из жалоб обучающихся или их родителей (иных представителей ребенка). При этом такая жалоба может быть как устной, так и письменной и поступить как от одного лица, так и от коллектива.

Увольнение по указанному основанию не отнесено к дисциплинарным взысканиям, однако с учетом того, что насилие используется как метод воспитания, то есть в связи с исполнением педагогом его трудовых обязанностей, увольнение по данному основанию требует соблюдения правил привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Кроме этого, ст. 55 Закона об образовании обязывает работодателя провести служебное расследование. Это связано с тем, что применение педагогом физического или психического насилия над личностью обучающегося или воспитанника является нарушением норм профессионального поведения.

Расторгая трудовой договор по данному основанию в приказе, как и в трудовой книжке и личной карточке, необходимо сослаться на п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Подведем итог

Как видим, увольнение работника, осуществляющего воспитательные функции, за совершение аморального проступка — достаточно трудоемкий процесс. Изложим кратко основные моменты, на которые должен обратить внимание работодатель.

1. При обнаружении факта совершения аморального проступка необходимо его зафиксировать в акте или докладной записке.

2. Нужно запросить у работника объяснение причин совершения проступка. На дачу объяснений у работника есть два рабочих дня.

3. Создается комиссия по расследованию факта совершения аморального проступка, результаты работы которой оформляются актом.

4. Проверяются сроки привлечения к дисциплинарной ответственности. По общему правилу увольнение допустимо в течение месяца со дня обнаружения проступка. Если аморальный проступок совершен не в связи с исполнением трудовых обязанностей, увольнение должно быть произведено не позднее чем через год.

Только четкое соблюдение процедуры увольнения поможет работодателю избежать восстановления нерадивого работника в прежней должности. И вот подтверждение из судебной практики.

К. работала в ГОУ и была уволена за аморальное поведение. Посчитав увольнение незаконным, она обратилась в районный суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К. была принята на работу в ГОУ. Приказом от 27 сентября 2011 года работодатель распорядился применить к К. дисциплинарное взыскание в виде увольнения и подготовить документы к увольнению по основанию п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 27 сентября 2011 года. При этом приказ не содержит ссылок на конкретные факты, свидетельствующие о совершении работником аморального проступка.

Из данного приказа следует, что 23 сентября 2011 года директору школы родитель учащейся передал аудиозапись, состоящую из пяти частей за период апрель — май 2011 года, зафиксировавшую переговоры учителя-дефектолога и двух воспитателей, включая К. Именно этой записью и обосновывалось увольнение.

ГОУ полагало, что аморальность проступка К. заключалась в грубых, унизительных высказываниях в адрес учащихся и коллег по работе в присутствии других учащихся и взрослых в различные периоды времени исполнения истицей своих профессиональных обязанностей. Аморальность высказываний состояла в том, что в них подчеркивались ограниченные возможности учащихся, при детях обсуждались их родители, игнорировались физиологические потребности ученика.

К. не оспаривала свой голос на аудиозаписи, но полагала, что ее высказывания не носили оскорбительного или аморального характера, сама аудиозапись составлена таким образом, что не позволяет определить, когда, в связи с чем и в каком контексте эти высказывания имели место.

При указанных обстоятельствах, проанализировав содержание представленной распечатки аудиозаписи, суд пришел к выводу о том, что зафиксированные отдельные высказывания К. не доказывают совершение ею аморального проступка, поскольку аудиозапись скомпонована из разных частей с нарушением хронологии событий и не позволяет установить, где, при каких обстоятельствах, в каком контексте и в присутствии кого были произнесены данные высказывания, а сами высказывания истицы не носят заведомо пренебрежительного, грубого, унижающего характера.

Оценивая объяснительную К., суд не усмотрел признательных показаний в отношении совершения ею конкретных аморальных проступков, в том числе высказываний, унижающих достоинство воспитанников, их родителей или коллег по работе либо свидетельствующих о грубом нарушении истицей профессиональной этики.

Акты, составленные работодателем 26.09.2011, также не содержат ссылку на конкретные действия либо высказывания истицы, которые были вменены К. в качестве аморального проступка. В рамках проведенного ответчиком расследования помимо анализа содержания представленных аудиоматериалов иные действия не осуществлялись, ученики школы и их родители по приведенным в аудиозаписи сведениям не опрашивались.

Согласно п. 23 Постановления N 2 при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Поскольку ГОУ не представило достаточных доказательств виновности К. в совершении аморального проступка, Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга сделал вывод о незаконности увольнения и удовлетворил требования К. Апелляционная инстанция оставила решение районного суда в силе (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.05.2012 N 33-6119/2012).

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Статья 81 ТК РФ в пункте 8 регламентирует, что «выгнать» за аморальный проступок можно только лиц, трудящихся в образовательных или воспитательных организациях различной формы собственности. Более конкретно о практическом применении такой нормы отображено в ст. 23 Закона об образовании № 273-ФЗ, где отображены учреждения, а также педагогические работники, в обязанность которых входит внимательно следить за собственными поступками.

К ним относятся:

  • Дошкольные учреждения.
  • Общеобразовательные заведения.
  • Училища профессионального обучения.
  • ВУЗы
  • Заведения добавочного образования.

Некоторые думают, что отчислить с работы за потерю авторитета можно только учителей или воспитателей школьных и дошкольных учреждений, так как они негативно влияют на детей. Однако, это не так, возраст учащихся не является главным. Наставники ВУЗов, тренеры спортивных команд, мастера-инструкторы и т.д. также являются ответственными за свое моральное поведение.

При этом надо отметить, что преследованию на законодательной основе за непристойное поведение могут подвергаться только работники, в должных инструкциях которых предусмотрены воспитательные функции. Если в штатном расписании образовательного учреждения имеются сотрудники, в должностных инструкциях которых отсутствуют такие обязательства, то при их антиморальном поведении, начальство может осудить их, однако отчислить такого работника, руководитель не вправе.

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Перечислить лиц, которые подпадают под положение п. 8 ст. 81 ТК РФ, не представляет сложности, а вот составить перечень аморальных проступков, практически, не предоставляется возможности. Некоторые аморальные проступки можно относить к уголовным или к административным нарушениям, которые рассматриваются судебными структурами и наказания по ним отображаются в судебных решениях.

К ним можно добавить определенные бытовые проступки на рабочем месте – это:

  1. Грубое несоблюдение правил общественного поведения (распитие спиртных напитков, развратные деяния, публичные непристойные выражения и прочее).
  2. Беспричинное физическое насилие или негативное психологическое давление на учащихся.
  3. Привлечение учащихся к сомнительным действиям.
  4. Прочие случаи, уголовного характера, в отношении учащихся или с их участием.

ТК РФ предоставляет возможность увольнения лишь в том случае, если поступок учителя не совместим с пролонгацией его воспитательной деятельности. Например, нельзя уволить педагога за аморальный проступок, если он неправильно перешел улицу, проехал на автомобиле с превышением скорости или нарушил ночное затишье.

В то же время, применение педагогом силы к своим подопечным, их оскорбление, поведение, которое относится к негативному примеру для учеников, могут стать темой разбирательства комиссией по морально-этическим проблемам. Постоянное проявление менее значительных проступков, тоже могут стать причиной сомнения в пригодности учителя к своей профессии.

Имеет ли значение место, где был совершен?

Освобождение воспитателя от должности по причине аморального проступка или потеря доверия относится к особым пунктам нормативных актов. И в первой, и во второй ситуации не играет значение место, где осуществлено осуждаемое действие. Поэтому, независимо от того, совершено ли аморальное происшествие в рабочий день, на территории учебного заведения или за рамками его стен, может измениться только порядок разбирательства с происшествием и время разбирательства.

Работникам такой категории надо всегда помнить, что их поведение является примером для их воспитанников и любой непристойный проступок может отразится на будущем поведении учеников.

Особенности и порядок увольнения

Учитывая, что понятие морали можно трактовать по-разному, даже среди небольшого числа одного уровня воспитания людей, самостоятельно определять продолжение трудовой деятельности сотрудника руководителю довольно сложно. Поэтому, отчисление за аморальные проступки педагога или воспитателя требует добавочных мер для присвоения процессу законных действий. Обычно, выводы по обсуждению поведения работника, желательно подтверждать коллективным мнением сотрудников.

Если произошедший случай не относится к юрисдикции полиции, то фиксирование и сбор документов, подтверждающих аморальный поступок педагога, ложится на руководство учебного органа. В сегодняшнем образовательном учреждении оформить документы и приступить к расследованию проступка не является сложным. Для этого требуется предоставить:

  1. Докладную записку от другого учителя или старшего по должности преподавателя.
  2. Жалобу пострадавшего лица (родителей, попечителей, учеников).
  3. Информацию, просмотренную с помощью камер видеонаблюдения.
  4. Видеоролик, снятый на мобильное приложение одного из свидетелей случившегося.

Причем, если директор учебного заведения узнал о случившемся, даже при отсутствии письменной докладной записки, он вправе начать служебное расследование по своей инициативе. Сегодня, в век современного распространения информации через Интернет, основанием для начала такого расследования, может стать попавшая в сеть Интернета информация о недостойном проступке того или иного педагога.

Поэтому при поступлении начальству сигнала о чрезвычайном происшествии, требуется оформить протокол, с приложением к нему докладных записок, пояснения провинившегося и письменные показания свидетелей, желательно посторонних, не работающих в учреждении. Для объективного разбирательства в случившемся требуется приложить видео – и аудио – файлы, которые обеспечат помощь в установке истинных причин и в уровне виновности педагога.

Создание комиссии

Вывод об аморальности поведения педагога, осуществленный уполномоченным должностным лицом, может вызвать сомнения в объективности. Для избегания неверных выводов, в образовательном заведении требуется создать специальную комиссию, в задание которой входит оценка тяжести происшествия и определение дальнейшей судьбы провинившегося.

Участники комиссии обязаны назначаться приказом по учебному заведению. Причем, в ее состав требуется включить сотрудников, имеющих высокий авторитет моральности, кого невозможно обвинить в нарушениях в области этики. В особо сложных ситуациях разрешается включить в комиссию других граждан, которых можно использовать в качестве экспертов. Сюда можно отнести психологов, работников юридической сферы деятельности, мастеров технического профиля и т.д.).

Все обстоятельства происшествия и его последствия изучаются всеми участниками комиссии. Задачей созданной комиссии является не только рассмотрение доказательств и установление факта совершения антиморального поступка, но и предоставление ответа начальству образовательной организации, о возможности увольнения провинившегося за аморальное действие сотрудника в конкретной ситуации.

Обязанности комиссии

В законодательстве отсутствуют подробности о порядке проведения такого заседания. Поэтому, итогом заседания комиссии должен быть оформлен акт о проведенном разбирательства, с приложением материалов, подтверждающих вину провинившегося. Обязательным пунктом, в составленном комиссией акте, должен быть отображен вывод о возможности продолжения работы преподавателя с учащимися.

Для принятия объективных выводов требуется непременно выслушать провинившегося. Если происшествие случилось в стенах образовательного учреждения, директор должен затребовать от провинившегося письменного пояснения (ст. 193 ТК). Требование о подаче объяснительной, директор должен осуществить в письменной форме, под роспись провинившегося педагога. Если на протяжении 2-х суток не поступит такое объяснение, нужно будет составить акт об этом, приступить к служебной проверке происшествия. Отказ в предоставлении объяснительной дает право директору учебного заведения, применить любые решения вплоть до отчисления с работы.

Если непристойные действия совершены за стенами учреждения или в бытовой обстановке, директор освобожден от обязательства требовать пояснений. Тем не менее, судебная практика показывает, что пояснение требуется запрашивать в любой ситуации, чтобы итоги разбирательства на заседании комиссии по труду или в судебной структуре не оказались для директора неожиданностью.

Оформление приказа

После получения директором учебного заведения протокола комиссии, а также остальных материалов, подтверждающих вину сотрудника, ему необходимо издать приказ. Распоряжение может издаваться, как в произвольной форме, так и на стандартном бланке (форма Т-8). В приказе требуется отобразить дату разрыва трудового соглашения, основание разрыва трудовых взаимоотношений со ссылкой на п. 8 ст. 81 ТК РФ, а также с отображением представленных материалов, удостоверяющих провинность увольняемого. После издания приказа, увольняемый учитель обязан расписаться в приказе об ознакомлении с ним.

На основании изданного распоряжения:

  • Бухгалтерия обеспечивает начисление расчетных, которые включают выплату зарплаты, компенсирование недополученных отпускных и пособий, если они положены, согласно внутриведомственных положений.
  • Отдел кадров учебного заведения подготавливает трудовую книжечку увольняемого с внесением соответствующей записи. После подготовки всех документов увольняемый педагог должен расписаться в получении трудовой книжечки.
  • Полный расчет и трудовая выдаются уходящему педагогу в день отчисления.

Примечание. Ссылка на статьи, как в приказе, так и при заполнении трудовой книжечки, а также отображение материалов, доказывающих виновность отчисляемого, записываются полностью, без сокращений.

Сроки увольнения

Право на увольнение учителя в связи с утратой репутации не зависит от места совершения проступка, будь то в стенах учебного заведения или за их пределами. Различие состоит лишь порядке процедуры и времени отчисления. Примеры чрезвычайных происшествий:

  1. Происшествие произошло в рабочий период в стенах учебного заведения или на глазах учащихся.

Порядок накладывания наказания регламентируется статьей 193 ТК РФ, в которой предусмотрено, что отчисление провинившегося должно быть осуществлено на протяжении 30 суток с момента выявления проступка, но не позже полугодия со дня его совершения.

  1. Проступок был совершен после работы в быту.

В этом случае расторжение трудового контракта не может быть осуществлено на основании ст. 193 ТК РФ, а будет исполнено по особым основаниям. Разрыв трудовых взаимоотношений по инициативе руководства может быть исполнен не позже одного года от момента выявления происшествия или получения достоверных сведений о его совершении, на основании положений, отображенных в решении Пленума ВС РФ № 2, в пункте 47.

  1. Происшествие произошло в рабочий период в стенах учебного заведения или за их пределами, но на исполнение воспитательных действий это не повлияло.

При выявлении характера нарушения трудовой дисциплины, на педагога можно наложить взыскание согласно ст. 193 ТК РФ. В данной ситуации, оснований для отчисления учителя согласно п. 8 ст. 81 ТК РФ, нет. Разрыв трудовых взаимоотношений возможен только, если у педагога уже имеются подобные наказания.

Запись в трудовой книжке за совершение аморального поступка

Трудовая книжечка выдается уходящему педагогу в день отчисления или, при подаче письменного соглашения на отсылку ее через почту, отправляется ценным письмом.

Заполнение трудовой книжечки требуется осуществлять согласно Инструкции (Приложение N 1 Постановления Минтруда РФ № 69 от 10.10.2003 г.):

  • Вносится порядковый номер записи.
  • В следующих колонках записывается дата заполнения бланка.
  • В колонке «Сведения …» заполняется надпись о причине отчисления, со ссылкой на п. 8 ст. 81 ТК.
  • В последней колонке записываются реквизиты распоряжения по учебному заведению (дата издания приказа и номер).

Отчисление за аморальное поведение, как любой вид разрыва трудовых отношений по инициативе руководства, осуществляется при наличии всех материалов, подтверждающих вину педагога. Поэтому директору учебного заведения требуется очень скрупулезно подойти, как к наличию материалов, удостоверяющих вину увольняемого, так и к обоснованию негативного воздействия случившегося происшествия на воспитание учеников.

Примечание. Если стороны договорились после случившегося, об уходе без конфликта и оглашения события, то педагога могут отчислить по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ), с занесением соответствующей записи в трудовой книжечке. Все записи в трудовой книжечке заполняются без сокращений.

admin