Акты прокурорского реагирования примеры

Акты прокурорского надзора – это своего рода меры прокурорского реагирования по выявленным в процессе проверок органами прокуратуры фактам нарушения законности, по результатам надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов.

Примечание: подробнее по условиям проведения прокурорской проверки читайте в статье «Проверка прокуратуры: общие условия проведения» .

В процессе осуществления прокурорской проверки, в том числе по ее результатам, прокурор вправе:

  • внести протест;
  • дать предписание об устранении нарушений законности;
  • начать досудебное расследование, либо передать уголовное дело в орган уголовного преследования для производства досудебного расследования;
  • вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), принять меры к возмещению материального ущерба;
  • в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостановить действие незаконного акта, за исключением законов;
  • отменить или снять меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами;
  • обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, физических и юридических лиц;
  • внести органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности;
  • предостеречь о недопустимости нарушений закона;
  • внести иные акты прокурорского надзора.

Важно: акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Разберемся с некоторыми актами прокурорского надзора, касающихся проверок, более подробно.

Постановление

Прокурор выносит следующие постановления:

  • о возбуждении, производства об административном правонарушении;
  • о производстве проверки применения закона;
  • о производстве выемки, досмотра, наложения ареста;
  • об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера;
  • о приостановлении действия незаконного правового акта;
  • о принудительном исполнении требований прокурора;
  • о доставлении (приводе) и др.

Постановление прокурора состоит из следующих частей:

  • вводная часть (с заголовка и до слова «установил»)
  • описательно – мотивировочная (от «установил» и до «постановил»)
  • постановляющая

Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный прокурором. О результатах исполнения постановления прокурору сообщается незамедлительно.

Предписание

Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устранено.

Предписание содержит указания на нормы закона, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается прокурору. Обжалование предписания не приостанавливает его исполнения.

Представление

В целях устранении нарушений законности прокурор вправе, в пределах своей компетенции, внести соответствующее представление. Основанием вынесения представления является факт нарушения законов в различных формах: действие, бездействие, незаконный правовой акт. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им, в сроки, установленные прокурором, но не позднее 30 (тридцати) календарных дней.

Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех календарных дней до дня рассмотрения представления.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.

Итак, после вынесения прокурором представления у адресата возникают следующие обязанности:

  • безотлагательно рассмотреть представление;
  • в течение 30 дней принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий им способствующих (прокурору рекомендуется указывать конкретные меры);
  • о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.

Отличительные признаки представления являются:

  • выносится по основаниям (на что приносится);
  • имеется адресат представления;
  • существует срок выполнения обязанностей;
  • указываются обязанности адресата представления.
  • имеется цель;
  • в описательно-мотивировочной части должны указываться причины нарушения закона и условия, способствующие нарушению.

Важно: в представлении прокурор предлагает меры, направленные на устранение не только нарушений, но и причин и условий.

Разъяснение закона

При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина или неограниченного круга лиц, прокурор разъясняет содержание закона для более четкого, правильного его понимания и исполнения.

Важно также помнить, что все действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд (подробнее читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки»).

В заключении отметим, что все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, поэтому требование прокурора подлежит немедленному исполнению без всяких отлагательств со стороны проверяемого субъекта, в противном случае к вам могут быть применены меры принудительного исполнения – вынесено постановление о принудительном исполнении требований прокурора и направлено для исполнения в уполномоченный для этого госорган.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.


61 Кб
скачать

83-п от 16.11.2012

Администрация

муниципального образования
«Посёлок Амдерма»
Ненецкого автономного округа

(Администрация МО «Поселок Амдерма» НАО)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 ноября 2012 года № 83-П

Об утверждении Порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь статьей 81.1 Устава муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа,

АДМИНИСТРАЦИЯ МО «ПОСЕЛОК АМДЕРМА» НАО
ПОСТАНОВЛЯЕТ

1. Утвердить Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа (Приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава МО «Посёлок Амдерма» НАО В. В. Чунихин

ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
муниципального образования
«Поселок Амдерма» НАО
от 16.11.2012 № 83-П

ПОРЯДОК
рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные
правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа

1. Общие положения.

1.1. Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа (далее — Порядок) разработан в целях упорядочения рассмотрения администрацией муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа актов прокурорского реагирования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьями 9, 23 и 24 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа и устанавливает единые требования к порядку и срокам рассмотрения актов прокурорского реагирования должностными лицами администрации муниципального образования «Поселок Амдерма».
1.2. В настоящем Порядке основные понятия применяются в следующем значении:
1) акт прокурорского реагирования — протест, представление, требование об изменении нормативного правового акта:
— протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу;
— представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
— требование об устранении выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, с предложением об изменении нормативного правового акта и устранения выявленных коррупциогенных факторов (далее — требование);
2) муниципальный правовой акт администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО (далее — правовой акт) — постановления и распоряжения администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО;

2. Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования
на муниципальные правовые акты администрацией муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа

2.1. Поступивший в адрес администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО акт прокурорского реагирования подлежит обязательной регистрации в журнале учета входящих документов в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО и незамедлительной передаче на рассмотрение главе администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО или лицу его замещающему.
После рассмотрения главой администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО в соответствии с резолюцией акт прокурорского реагирования в течение одного рабочего дня направляется разработчику либо оставляется главой администрации для личного рассмотрения.
2.2. Разработчик рассматривает акт прокурорского реагирования, готовит мотивированный ответ, к которому прикладывает документы, подтверждающие соответствующие выводы.
При наличии правовых оснований для полного или частичного удовлетворения акта прокурорского реагирования разработчик одновременно с мотивированным ответом готовит проект правового акта о внесении изменений или дополнений в противоречащий закону правовой акт или признании его утратившим силу и в установленном порядке направляет его на рассмотрение и подписание главой администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО.
Заверенная копия правового акта о внесении изменений или дополнений в противоречащий закону правовой акт или признании его утратившим силу в обязательном порядке прилагается к мотивированному ответу.
К ответу на представление прокурора или заместителя прокурора должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих реальное устранение нарушений, указанных в представлении.
При привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования заверенная копия распоряжения администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО о наложении дисциплинарного взыскания также в обязательном порядке прилагается к мотивированному ответу.
Ответ с указанием перечня приложенных к нему документов направляется прокурору (заместителю прокурора) за подписью главы администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО либо лицом его замещающим.
2.3. Срок рассмотрения разработчиком протеста или требования, подготовки на него мотивированного ответа и направления его на согласование главе администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО составляет пять календарных дней.
Срок рассмотрения разработчиком представления, подготовки на него мотивированного ответа и направления его на согласование главе администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО составляет 15 календарных дней.
2.4. При согласовании проекта мотивированного ответа глава администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО изучает обоснованность принесения акта прокурорского реагирования, доводы автора правового акта, изложенные в проекте мотивированного ответа, и приложенные к нему документы.
2.5. При выявлении недостатков в проекте, глава администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО возвращает его исполнителю на доработку, устанавливая срок для устранения выявленных недостатков по протестам и требованиям – не более 3 календарных дней, по представлениям – не более 10 календарных дней.

3. Сроки рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа

3.1. Акты прокурорского реагирования на правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО подлежит обязательному рассмотрению в сроки, установленные федеральным законодательством.
3.2. Акты прокурорского реагирования подлежат рассмотрению с участием представителя прокуратуры округа. О дне рассмотрения акта прокурорского реагирования глава муниципального образования или замещающее его лицо не позднее, чем за три дня письменно уведомляет об этом прокурора округа.
3.3. Администрацией муниципального образования, расположенного в отдаленных местностях Ненецкого автономного округа, допускается рассмотрение акта прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры в режиме телефонной конференцсвязи (видеоконференцсвязи).
3.4. Превышение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования, установленных федеральным законодательством и настоящим Порядком, не допускается.
3.5. О результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования незамедлительно в письменной форме сообщается в прокуратуру округа.

4. Ответственность за нарушение сроков рассмотрения актов
прокурорского реагирования и сообщения о результатах рассмотрения в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

4.1. Персональную ответственность за нарушение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования или сообщения о результатах рассмотрения в прокуратуру округа несет глава администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО или лицо, его замещающее.
4.2. За нарушение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования и сроков сообщения о результатах их рассмотрения виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту модельного нормативного правового акта «Об утверждении Порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО

Субъект правотворческой инициативы: прокурор Ненецкого автономного округа.
Разработчик проекта модельного нормативного правового акта: прокуратура Ненецкого автономного округа.
Принятие предлагаемого проекта модельного правового акта «Об утверждении Порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО обусловлено необходимостью обеспечения единообразного, своевременного и надлежащего рассмотрения актов прокурорского реагирования администрацией муниципального образования «Поселок Амдерма» Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Согласно статье 9 указанного Федерального закона прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Предлагаемый проект модельного нормативного правового акта устраняет правовой пробел в деятельности администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО и устанавливает единые требования к порядку и срокам рассмотрения актов прокурорского реагирования должностными лицами администрации муниципального образования «Поселок Амдерма» НАО.
Принятие нормативных правовых актов, а также признания утратившими силу и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты не потребуется.
Принятие проекта нормативного правового акта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора – акт реагирования на нарушения законов, которые влекут уголовную и административную ответственность (ст. 25 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, который адресуется руководителям общественных (религиозных) объединений, должностным лицам и иным лицам, при получении прокурором сведений о недопустимости нарушения закона, оготовящихся противоправных деяниях, (ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).
Такой акт имеет явно выраженный предупредительный (превентивный) характер. Он выносится лишь при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, государства и общества либо при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О прокуратуре Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования — требования об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

admin