Акционерное общество вправе преобразоваться

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Комментарий к Ст. 104 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет основные положения реорганизации и ликвидации акционерных обществ.

Детальные правила, определяющие особенности реорганизации и ликвидации акционерного общества, содержатся в Законе об акционерных обществах (ст. ст. 15 — 24).

Кроме того, подлежат применению общие правила о реорганизации и ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ст. ст. 57 — 65 ГК РФ.

2. Основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Федеральным законом «О защите конкуренции» и др.

Обычные реорганизационные процедуры предусмотрены ст. ст. 57 — 60 ГК РФ. Акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть реорганизовано также в принудительном порядке. Так, ст. 38 Закона о защите конкуренции предусмотрены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, включая, разумеется, и акционерные общества. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации — по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком России) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Такое решение принимается в целях развития конкуренции при наличии определенных организационных, технологических и экономических условий (возможности такой реорганизации).

При реорганизации акционерных обществ необходимо учитывать особенности акционерного капитала, выраженного соответствующими ценными бумагами — акциями. Они требуют помимо обычных реорганизационных процедур (общих правил реорганизации юридических лиц) погашения акций реорганизуемых акционерных обществ и их замены акциями вновь образуемых акционерных обществ. Выпуск акций, образованных в результате реорганизации обществ, должен проводиться с соблюдением требований Закона об акционерных обществах.

Особенности реорганизации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 15 — 20 Закона об акционерных обществах. Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Для слияния акционерных обществ общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, который должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 16 Закона об акционерных обществах. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. Взамен акций каждого общества, участвующего в слиянии, выпускаются акции вновь создаваемого общества.

При реорганизации в форме присоединения также заключается договор о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение. Договор о присоединении должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 17 Закона об акционерных обществах. При присоединении общества погашаются собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении. Акции присоединяемого общества конвертируются в акции общества, к которому осуществляется присоединение.

Для разделения акционерного общества общее собрание его акционеров принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 18 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого создаваемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

При реорганизации в форме выделения общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого выделяемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлены ограничения на преобразование акционерного общества: оно может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) или в производственный кооператив. Также предусмотрено, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческую организацию в соответствии с Законом о некоммерческих организациях. При этом Закон об акционерных обществах предусматривает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз. 2 п. 1 ст. 20).

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах, в частности порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство.

3. Основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Законом о банкротстве и др.

Общие правила ликвидации юридических лиц предусмотрены ст. ст. 61 — 65 ГК РФ. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть ликвидировано также в принудительном порядке (например, абз. 3 п. 2 ст. 61, ст. 65, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК). Так, в соответствии с абз. 3 п. 2, п. п. 3 и 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, включая акционерное общество, может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например налоговому органу в соответствии с налоговым законодательством.

Юридическое лицо, включая акционерное общество, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его банкротом. Основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

При ликвидации акционерных обществ необходимо учитывать их особенности. Особенности ликвидации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 21 — 24 Закона об акционерных обществах.

Существенными особенностями отличаются правила ликвидации акционерных обществ, связанные с распределением имущества ликвидируемого общества между акционерами. В соответствии со ст. 23 Закона об акционерных обществах оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об акционерных обществах);

— во вторую очередь выплачиваются начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенная уставом общества ликвидационная стоимость по привилегированным акциям;

— в третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

7. Дочерние и зависимые общества

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 3 (118), март 2014

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Преобразование общества на практике означает прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому, вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Другими словами, преобразование — это изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об акционерных обществах» закрытые акционерные общества (далее — ЗАО) могут преобразовываться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы, а также в некоммерческую организацию. Как показывает практика, чаще всего преобразование ЗАО осуществляется именно в общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) характеризуется чертами, которые в определенной ситуации являются неоспоримыми преимуществами.

Например, в пользу ООО говорит простота учреждения бизнеса в связи с тем, что не надо регистрировать выпуск акций и отчет об итогах их размещения. У ООО отсутствуют обязанности по раскрытию информации, ведению реестра акционеров и т. д.

В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.

Кроме того, эта форма ведения бизнеса позволяет принимать управленческие решения оперативнее, проще и с меньшим количеством бюрократических процедур, что особенно важно для повышения эффективности работы компании.

В рамках данной статьи рассмотрим процедуру преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, которая регламентируется пунктом 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 20 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Процедура реорганизации юридического лица включает в себя несколько этапов.

1. Подготовка к проведению реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

Решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом.

В обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение по данному вопросу принимается акционером единолично.

В данной статье алгоритм действий будет изложен с учетом того, что акции общества принадлежат двум и более акционерам, и процедуру реорганизации инициирует совет директоров (наблюдательный совет).

Совет директоров принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • Вынесение вопроса о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Утверждение плана мероприятий по реорганизации общества.
  • Утверждение сметы расходов на проведение реорганизации общества.
  • Проведение инвентаризации активов и обязательств ЗАО.
  • Подготовка проекта передаточного акта.
  • Подготовка проекта устава создаваемого ООО.
  • Проведение рыночной оценки стоимости одной акции ЗАО для целей выкупа акций.

Дело в том, что акционеры – владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу, обладают правом предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Инвентаризация активов и обязательств преобразуемого ЗАО.

Обязательное проведение инвентаризации при реорганизации юридического лица предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухучета, а также пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Цель инвентаризации заключается в том, чтобы все активы и обязательства ЗАО попали в передаточный акт и перешли к ООО, которое является полным правопреемником ЗАО.

3. Подготовка документов для реорганизации.

3.1. Разработка проекта передаточного акта.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества данного общества, а также возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты составления передаточного акта.

Суммы задолженностей нужно обязательно расшифровать по каждому контрагенту. Поэтому компании, как указывалось выше, придется предварительно провести обязательную инвентаризацию имущества и обязательств, для чего в обществе создается инвентаризационная комиссия. Такое требование содержится в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).

Форма акта законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, но с учетом требований законодательства.

Передаточный акт, согласно пункту 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, может включать:

  • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

3.2. Разработка проекта устава создаваемого ООО.

В уставе, как правило, содержатся сведения о том, что создаваемое общество является правопреемником общества, реорганизованного в форме преобразования.

4. Подготовка к проведению общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

Как уже отмечалось ранее, решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Совет директоров общества принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

4.1. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

При принятии решения по данному вопросу совет директоров должен определиться со следующими моментами:

  • дата, время, место проведения общего собрания, а в случае голосования бюллетенями — почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения собрания в форме заочного голосования, — дата окончания приема бюллетеней и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании;
  • форма собрания;
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании;
  • повестка дня;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • информация (материалы), предоставляемая акционерам АО при подготовке к общему собранию по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, и порядок ее предоставления:
  • сведения о кандидатах на должности членов ревизионной комиссии (ревизора), членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, а также лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО, и иная информация. Кандидатуры выдвигаются акционерами реорганизуемого общества в порядке, установленном действующим законодательством;
  • проекты решений общего собрания акционеров;
  • отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;
  • расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;
  • протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций;
  • проект решения о преобразовании;
  • обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о преобразовании;
  • проект передаточного акта и устава;
  • годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
  • иная информация, предусмотренная законодательством и уставом общества;
  • форма и текст бюллетеня, если голосование осуществляется бюллетенями.

4.2. Определение цены выкупа акций у акционеров ЗАО, которые предъявят обществу свои акции к выкупу, с учетом заключения независимого оценщика.

4.3. Утверждение обоснования условий и порядка реорганизации ЗАО в форме преобразования.

4.4. Предварительное утверждение проекта передаточного акта.

4.5. Предварительное утверждение проекта устава создаваемого ООО.

Необходимо иметь в виду, что к процедуре подготовки общего собрания акционеров, содержащего вопрос о реорганизации общества, предъявляются дополнительные требования. В частности, сообщение о проведении общего собрания акционеров ЗАО по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования направляется акционерам не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Об акционерных обществах»). А согласно пункту 2 статьи 76 того же закона, сообщение должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, а также о цене и порядке осуществления выкупа.

5. Проведение общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

При проведении общего собрания акционеров следует соблюдать требования не только Федерального закона «Об акционерных обществах», но и Приказа ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение по вопросу реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Обращаем внимание на то, что акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

При этом необходимо иметь в виду, что собрание правомочно (имеется кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества.

Протокол общего собрания акционеров должен содержать следующие вопросы и решения по ним:

5.1. Информацию о создаваемом ООО:

  • наименование;
  • сведения о месте нахождения.

5.2. Порядок и условия преобразования ЗАО:

  • перечень действий, которые необходимо осуществить;
  • сроки их осуществления;
  • информацию о том, кто должен проводить такие действия.

5.3. Порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО.

Проще всего этот вопрос решается, если уставный капитал ООО будет равен уставному капиталу преобразуемого акционерного общества. В таком случае номинальная стоимость долей каждого участника ООО будет равна номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Если же уставный капитал ООО больше или меньше уставного капитала преобразуемого акционерного общества (но не менее минимального размера уставного капитала, установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью), то следует исходить не из номинальной стоимости акций, а из доли, удельного веса номинальной стоимости акций, принадлежащих каждому акционеру, в уставном капитале общества. Иначе говоря, доля каждого акционера в суммарной номинальной стоимости акций акционерного общества будет равна размеру его доли в уставном капитале ООО.

На практике часто возникают ситуации, когда на момент принятия решения о реорганизации акционерное общество обладало необходимым уставным капиталом, но после процедуры выкупа акций уставного капитала реорганизуемого ЗАО недостаточно для формирования уставного капитала нового ООО.

Самым простым и беспроигрышным вариантом для описываемого случая было бы увеличить уставный капитал АО за счет имущества общества до реорганизации. В случае, когда трудно прогнозировать ситуацию по выкупу, когда заранее неизвестно, кто из акционеров не придет на собрание, кто проголосует «против», следует исходить из предположения, что все акционеры, имеющие право требовать выкупа акций, воспользуются своим правом. Соответственно, в данной ситуации увеличивать уставной капитал необходимо до такого размера, чтобы даже при выкупе максимально возможного количества акций по требованию акционеров размера уставного капитала ЗАО было бы достаточно для формирования уставного капитала создаваемого ООО.

Если же времени на последовательное проведение указанных корпоративных действий (проведение процедуры увеличения уставного капитала путем увеличения номинала акций, а затем реорганизацию) нет, можно это сделать одновременно с принятием решения о реорганизации, но при этом в решении о реорганизации описать лишь общий принцип формирования уставного капитала ООО, а конкретный размер уставного капитала ООО определить после окончания процедуры выкупа. Возможна следующая формулировка относительно формирования уставного капитала: «Реорганизовать закрытое акционерное общество «__» (ЗАО) путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью «__» (ООО). Уставный капитал ООО сформировать в размере, равном номинальной стоимости акций ЗАО без учета номинальной стоимости акций, выкупленных обществом после принятия решения о реорганизации». Получается, что устав ООО, который должны содержать эту информацию, может быть составлен только после выкупа.

Если размер уставного капитала преобразуемой компании меняется, то соответствующие корректировки нужно отразить во вступительной бухгалтерской отчетности.

  • Во вступительном бухгалтерском балансе возникшей организации по строке 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» указывается величина уставного капитала, зафиксированная в решении о реорганизации. Все отклонения от этого значения регулируются другими статьями капитала.
  • При увеличении уставного капитала правопреемника (например, если уставный капитал ЗАО на момент принятия решения о реорганизации меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью) необходимо показать источники прироста. Его определяют акционеры реорганизуемого общества. Например, уставный капитал может вырасти за счет уменьшения добавочного капитала, где отражено увеличение рыночной стоимости передаваемых основных средств. В этом случае уменьшится значение строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов». На сумму прироста может быть уменьшен показатель нераспределенной прибыли прошлых лет, в этом случае следует уменьшить значение строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Уменьшение уставного капитала правопреемника регулируется исключительно показателем строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

5.4. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора.

5.5. Избрание членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа.

5.6. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.

5.7. Утверждение передаточного акта.

5.8. Утверждение устава ООО.

6. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования.

Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций направляется в письменной форме в общество с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует. Подпись акционера – физического лица на требовании акционера о выкупе принадлежащих ему акций должна быть удостоверена нотариально или держателем реестра акционеров общества.

Требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Совет директоров составляет реестр поступивших заявок, рассчитывает их суммарное количество и определяет, все ли они будут удовлетворены в полном объеме. Дело в том, что законодательство содержит ограничение в пользу эмитента: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % от стоимости чистых активов общества. Это ограничение направлено на недопущение банкротства общества и защиту прав тех акционеров, которые согласились с решением, предложенным на общем собрании.

В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

7. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации N Р12003, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, размещенное на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru., направляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации. Приложением к данному уведомлению будет протокол общего собрания акционеров ЗАО о реорганизации.

Непредставление или несвоевременное представление уведомления в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность для должностного лица в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

После государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) будет получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, удостоверяющее начало процедуры реорганизации обществом, а также выписка из ЕГРЮЛ.

8. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ЗАО.

Реорганизуемое общество обязано в срок не более трех дней со дня принятия решения о реорганизации уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения общества (пенсионный фонд, фонд социального страхования) о начале процедуры реорганизации. Уведомление составляется в свободной форме.

9. Публикация сведений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации.

Общество обязано осуществить необходимые действия для публикации сведений о предстоящей реорганизации. Публикация должна быть осуществлена 2 раза с интервалом в 1 месяц. Следует обратить внимание на то, что первое уведомление может быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации только после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации. Соответственно, до осуществления такой публикации целесообразно получить в регистрирующем органе подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

10. Составление списка кредиторов. Направление уведомления кредиторам.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает обязанность реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В пункте 6 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» говорится только об обязанности общества дважды опубликовать сведения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации. Ссылаясь на данный факт, многие специалисты считают, что дублировать уведомление кредиторов путем письменных извещений не нужно, что, кстати, подтверждается сложившейся судебной практикой.

Однако в предыдущей редакции закона содержалось указание также и на обязанность письменного уведомления кредиторов. И именно данное обстоятельство заставляет усомниться в правомерности вышеизложенной позиции об отсутствии необходимости письменных уведомлений кредиторов.

Исходя из вышеуказанного, советуем все-таки направить кредиторам письменные уведомления.

Список кредиторов составляется на дату, определенную общим собранием акционеров общества. Уведомление в свободной форме (с указанием данных об организации, а также о порядке и условиях реорганизации общества, адресе и сроках для направления требований) направляется каждому из кредиторов заказным письмом с уведомлением. В течение 30 дней с момента получения уведомлений кредиторы имеют право представить обществу свои требования.

11. Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей ЗАО.

Налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению реорганизуемого ЗАО совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Примите к сведению, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий вас период и по указанным налогам (сборам).

Порядок и сроки проведения сверки расчетов с ИФНС определяются Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

В каждой инспекции свои нюансы работы с компаниями. При этом в Регламенте говорится, что «срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней».

12. Получение данных из Пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО.

Общество обязано обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту нахождения организации для проведения необходимых действий с целью получения документа (справки), свидетельствующего о соблюдении обществом норм законодательства о пенсионном страховании.

13. Выкуп акций в случае предъявления акционерами требований о выкупе.

По истечении 45 дней с момента принятия решения о реорганизации у ЗАО возникает обязанность выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения утверждает отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций.

После утверждения отчета об итогах выкупа акций, но не позднее 30 дней после истечения 45-дневного срока, установленного для предъявления требований о выкупе, общество осуществляет расчеты с акционерами в соответствии с теми способами, которые указаны в требовании о выкупе.

14. Регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации ЗАО.

Только по истечении 1 месяца с момента последней публикации в Вестнике государственной регистрации сведений о реорганизации, а также истечения срока направления требований от кредиторов общества, ЗАО вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, N P12001, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ и размещенным на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru.

Заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации.

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Документы в регистрирующий орган подает заявитель лично или представитель, действующий по доверенности.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной одновременно с момента государственной регистрации прекращения его существования и регистрации вновь возникшего юридического лица.

15. После регистрации ООО необходимо:

  • сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте ликвидации ЗАО в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ для отражения в реестре акционеров записей о переходе права собственности на акции;
  • заказать новую печать;
  • поставить ООО на учет во внебюджетные фонды;
  • получить информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • открыть для ООО расчетный счет в банке, уведомить внебюджетные фонды и налоговый орган об открытии счета;
  • оформить переход права собственности на недвижимое имущество, а также переуступку права на товарные знаки и т. п.;
  • перевести сотрудников на работу в новое общество;
  • переоформить свои лицензии (в случае наличия);
  • уведомить Службу Банка России по финансовым рынкам (бывшая ФСФР РФ) об аннулировании ценных бумаг ЗАО;
  • оформить список участников ООО.

Налоговые аспекты реорганизации

Правила правопреемства в отношении уплаты налогов при различных формах реорганизации установлены ст. 50 НК РФ.

Правопреемники реорганизованного юридического лица исполняют обязанности последнего по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов (пп. 1, 2 ст. 50 НК РФ). Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

В случае преобразования вновь созданная организация является единственным правопреемником реорганизованной компании. В связи с этим налоговые инспекторы обычно переносят остатки из карточки расчетов с бюджетом «бывшего» юридического лица на лицевой счет новой организации.

Если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии недоимок по налогам, пеням и штрафам на основании акта сверки или справки об отсутствии задолженности правопреемник подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Налоговые органы должны вернуть излишне уплаченные средства не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

Процедура преобразования ЗАО в ООО на настоящий момент пользуется большой популярностью, и по прогнозам в ближайшее время станет еще более востребованной в связи с активным обсуждением законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части организационно-правовой формы юридических лиц.

Однако данная процедура является достаточно сложной, требующей четкого соблюдения требований действующего законодательства на каждом этапе, а также привлечения квалифицированных специалистов как в области юриспруденции, так и в области бухгалтерского учета.

Новая редакция Ст. 98 ГК РФ

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Устав акционерного общества должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законом.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 98 ГК РФ

Судебная практика.

Заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам (пункт 5 статьи 9 Закона). В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

Другой комментарий к Ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Акционерное общество может быть образовано путем учреждения вновь или путем реорганизации существующего юридического лица. Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

2. Учредителями АО являются лица, принявшие решение о его учреждении (п. 1 ст. 10 Закона об АО).

В качестве учредителей могут выступать дееспособные физические лица (граждане России, иностранцы, лица без гражданства), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Законодательство не допускает или ограничивает участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах, за исключением ОАО (абз. 5 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933; 2002. N 16. Ст. 1499; N 30. Ст. 3029) муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Учредителями АО могут быть и юридические лица. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК АО не вправе иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут быть учредителями АО лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Финансируемое собственником учреждение может быть акционером только с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако из данного правила имеется ряд исключений. Так, государственное образовательное учреждение в силу ст. ст. 39, 43, 47 Закона об образовании и п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профобразовании вправе получать доходы от платной образовательной деятельности, которыми распоряжается по собственному усмотрению, т.е. может приобретать за счет указанных доходов и акции акционерных обществ. Аналогичное правило предусмотрено и для государственных и муниципальных организаций культуры, которые в соответствии со ст. 47 Основ законодательства РФ о культуре вправе в силу указания закона и устава соответствующего учреждения осуществлять деятельность по приобретению акций и получению доходов по ним без дополнительного согласия собственника.

В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть акционерами, если иное не установлено законом. Согласно п. 4 ст. 7 Закона об АО общества, учредителями которых являются государственные органы и муниципальные образования (за исключением акционерных обществ, образованных в процессе приватизации), могут быть только открытыми. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечении интересов государства как собственника и акционера» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4142) ОАО, акции которого находятся в государственной (муниципальной) собственности, не может быть преобразовано в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.

Учредителем АО может быть и государство. От имени государства права акционера осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (п. 1 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года N 738 (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073)).

3. В соответствии с законодательством при учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей, следовательно учредитель — это всегда акционер.

При этом в юридической литературе (см.: Бакшинскас В.Ю. Создание акционерного общества: комплекс правоотношений // Право и экономика. 1997. N 21 — 22) справедливо критикуется то, что российским законодателем оставлено без внимания реальное существование на этапе учреждения акционерного общества двух групп лиц — во-первых, это учредители, заинтересованные в создании и дальнейшей деятельности общества, готовые ради этого возложить на себя определенные обязанности (т.е., собственно говоря, учредители), и, во-вторых, учредители (или, правильнее говоря, акционеры-подписчики), согласные сделать взносы в уставный капитал создаваемого АО, но не имеющие намерений принимать на себя какие-либо обязанности по его учреждению. Обе эти группы в гражданском законодательстве России называются одинаково — учредители, что представляется не совсем верным. Правовой статус учредителя основывается на договоре о создании АО, который является разновидностью договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). В то же время в создании общества принимают участие лица, которые только приобретают акции у учредителей на основании договора о подписке (купли-продажи) акций. Такой договор представляет собой предварительный договор купли-продажи (мены) акций, заключаемый под отлагательным условием простым товариществом, действующим на основании договора о создании общества в лице одного из его учредителей в пользу третьего лица (создаваемого АО), и подписчиком — лицом, намеревающимся стать акционером.

4. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и денежной оценке ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно (п. 3 ст. 9 Закона об АО).

5. Единственным учредительным документом общества является устав. Требования к его содержанию определяются ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК и ст. 11 Закона об АО.

Устав общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменное наименование общества; место его нахождения; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

admin