89 ЗАО льготный проезд с изменениями

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. N 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года

Текст Закона опубликован в газете «Красный Север» от 20 января 2005 г., спецвыпуск N 3; в «Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», ноябрь 2004 г., N 8/2

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 марта 2020 г. N 28-ЗАО

Изменения вступают в силу с 27 марта 2020 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2019 г. N 112-ЗАО

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2019 г. N 28-ЗАО

Изменения вступают в силу с 29 мая 2019 г.

Положения пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 статьи 1 изменений вступают в силу с 1 января 2020 г.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2017 г. N 123-ЗАО

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2015 г. N 51-ЗАО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2014 г. N 20-ЗАО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 октября 2013 г. N 98-ЗАО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 г. N 37-ЗАО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования названного Закона

Отдельные положения названного Закона в части оплаты проезда членов семьи — совершеннолетних неработающих инвалидов с детства I и II групп, имеющих противопоказания к труду либо неспособных к трудовой деятельности, вступают в силу с 1 января 2012 г.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2010 г. N 136-ЗАО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2009 г. N 1-ЗАО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2007 г. N 11-ЗАО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. N 63-ЗАО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Оплата дороги в отпуск северян

Лица, работающие на Севере, имеют право на получение государственных гарантий и компенсаций, которые установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 313 ТК РФ).

Одной из таких гарантий является компенсация оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно. Компенсацию данных расходов работающим гражданам производит работодатель один раз в два года (ст. 325 ТК РФ).

Право на компенсацию стоимости проезда распространяется на неработающих членов семьи, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных.

Конкретных правил оплаты дороги в отпуск северянам нет. Поэтому важно прописать в коллективных или трудовых договорах либо в локальных нормативных актах размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Что отразить в договоре:

  • виды отпусков (кроме ежегодного), когда работник вправе попросить компенсацию проезда (например, отпуск за свой счет, детские отпуска);
  • документы, подтверждающие, что родственник не работает (трудовая книжка, справка из центра занятости);
  • 30 кг — вес багажа, который работник может провести за счет работодателя;
  • количество поездок за счет работодателя (можно предусмотреть ежегодную компенсацию);
  • вид транспорта, проезд на котором работодатель не компенсирует (например, такси);
  • форму заявления о возмещении расходов;
  • документы, необходимые для получения компенсации (списки для личного автомобиля, ж/д и авиатранспорта).

Дополнительный отпуск для работников Крайнего Севера

Работники-северяне могут отдыхать и заграницей. Но работодатель компенсирует стоимость билетов частично, до государственной границы. Обратный маршрут оплачивается по таким же правилам.

Перенос сроков компенсации из-за коронавируса

Как отмечают чиновники, из-за ситуации с пандемией значительная часть жителей северных регионов не может провести отпуск в районах страны с благоприятными климатическими условиями. А выплаты в качестве компенсации расходов на билеты не суммируются, если работник своевременно не воспользовался своим правом на компенсацию.

Поэтому постановлением от 19.06.2020 № 887 Правительство установило особенности правового регулирования трудовых отношений в 2020 году.

Так, граждане, которые не воспользовались правом на указанную компенсацию в 2020 году из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом, могут реализовать это право в 2021 году.

Если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и он его не использовал, право на компенсацию расходов в 2021-2022 годах реализуется в 2022 году.

Возврат компенсации

Работники, оплатившие проездные и перевозочные документы, но не воспользовавшиеся ими в связи с ограничительными мерами, в течение 7 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска должны вернуть работодателю деньги. При условии, что транспортная компания возместила их.

Если была пролонгация на 2021, об этом нужно проинформировать своего работодателя.

Работник не должен возвращать компенсацию, если перевозчик продлил действие билетов на следующий год или не вернул за них деньги работнику. Это должно быть подтверждено документально.

При необходимости работодатель вправе запросить у транспортной организации предоставление соответствующих документов.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

НДФЛ с компенсации

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в муниципальных учреждениях, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

По мнению Конституционного Суда РФ, выраженном в его постановлении от 09.02.2012 № 2-П, такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, вместе с тем, оно не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Также согласно данному постановлению Конституционного Суда РФ гарантия, установленная в ч. 8 ст. 325 ТК РФ, — поскольку законодатель связал ее предоставление исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, — должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости, означающие, помимо прочего, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Анализ приведенных выше норм ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ и постановления Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что работодатель обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику, в том числе работнику муниципального предприятия, и не имеет право уклоняться от оплаты. Уклонение в оплате расходов на проезд к месту проведения отпуска может выражаться в непринятии работодателем порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно либо установления ограничений в таком порядке по сравнению с работниками бюджетной сферы.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

В п. 9 Правил установлено, что в случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными в п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

Вышеуказанные Правила и Трудовой кодекс РФ не содержит положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования к месту использования отпуска или обратно.

В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных (см. разъяснения, содержащиеся в письме Федерального казначейства от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965 и письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.02.2009 № 194-13).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель не имеет право отказывать в оплате проезда к месту отпуска и обратно, так как это противоречит ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ, постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П. По сути, работодатель ограничивает своих работников по сравнению с работниками бюджетной сферы, устанавливая в виде препятствия к оплате нахождение работника более трех дней в пункте остановки по пути следования к месту проведения отпуска.

admin