83 НК РФ

Содержание

  • Главная страница «
  • Пресс-центр «
  • Новости «
  • Освобождаются от уплаты госпошлины лица, предоставившие документы в электронном виде

Освобождаются от уплаты госпошлины лица, предоставившие документы в электронном виде

от 27 сентября 2018 г.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в части уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий налоговым органом.

Статья 333.35 НК РФ дополнена новым положением, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются организации и физические лица за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случае представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа.

В соответствии с ныне действующими положениями пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, – 4 000 рублей;

– за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 800 рублей);

– за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – 800 рублей;

– за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 160 рублей).

Таким образом, с 01 января 2019 года в случае представления в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа, не нужно будет платить госпошлину. Зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также ликвидацию юридического лица либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно будет бесплатно. В случае предоставления документов на бумажном носителе обязанность заплатить госпошлину сохраняется.

Освобождаются от уплаты только те лица, которые направят документы в электронном виде.

В настоящее время подать документы в электронной форме можно через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России. Порядок направления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015) «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.07.2018 и вступает в силу с 1 января 2019 года.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в части уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий налоговым органом.

Статья 333.35 НК РФ дополнена новым положением, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются организации и физические лица за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случае представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа.

В соответствии с ныне действующими положениями пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, – 4 000 рублей;

– за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 800 рублей);

– за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – 800 рублей;

– за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 160 рублей).

Таким образом, с 01 января 2019 года в случае представления в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа, не нужно будет платить госпошлину. Зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также ликвидацию юридического лица либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно будет бесплатно. В случае предоставления документов на бумажном носителе обязанность заплатить госпошлину сохраняется.

Освобождаются от уплаты только те лица, которые направят документы в электронном виде.

В настоящее время подать документы в электронной форме можно через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России. Порядок направления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015) «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.07.2018 и вступает в силу с 1 января 2019 года.

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом .
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения .

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации .
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса .

1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора .

3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей .
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

4.1. При осуществлении организацией, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением официальных вещательных компаний), деятельности в рамках исполнения обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего шести месяцев и включающего в себя период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся официальной вещательной компанией в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, деятельности в рамках договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся иностранным организатором 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, деятельности в связи с организацией и проведением 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя полностью или частично период проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого происходит постановка на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета, официальной вещательной компанией и (или) иностранным организатором 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.2. При осуществлении F1FA (Fdration 1nternationale de Football Association), дочерними организациями F1FA, контрагентами F1FA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.

Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.

5. Абзац утратил силу с 1 января 2004 года — Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества ;
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса .

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса .

7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица .

7.1. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах .

8. Пункт утратил силу с 24 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ.

9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках .

Комментарий к статье 83 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок учета налогоплательщиков.

Общие правила учета налогоплательщиков в налоговых органах изложены в статье 83 НК РФ.

Налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет:
— по месту нахождения;
— по месту нахождения обособленных подразделений;
— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;
— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, организация и ее обособленные подразделения должны по основаниям, установленным статьей 83 НК РФ, встать на учет в качестве налогоплательщика не только по месту регистрации организации, но и соответственно в других налоговых органах по месту осуществления своей деятельности через обособленные подразделения.

К таким выводам пришел Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.04.2009 N А48-4390/2008.

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2012 N А13-17338/2011, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо может заключить договор и осуществлять хозяйственные операции только после государственной регистрации в качестве юридического лица.

С учетом положений статей 49 и 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08.

В Постановлении от 16.07.2012 N А66-5564/2011 ФАС Северо-Западного округа дополнительно отметил, что в силу статьи 153 ГК РФ сделка с такими лицами рассматривается как недействительная, в силу чего не влечет юридических последствий с момента ее совершения, а все финансово-хозяйственные операции и правоотношения с данным предприятием считаются ничтожной сделкой, следовательно, не влекут налоговых последствий.

Следует отметить, что не соответствует НК РФ точка зрения, согласно которой создание стационарного рабочего места, влекущее возникновение обособленного подразделения у юридического лица, возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.08.2012 N А32-4519/2011, такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет:
— по месту жительства (по месту пребывания);
— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества;
— по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

Следовательно, в целях проведения мероприятий налогового контроля налоговое законодательство рассматривает физическое лицо — гражданина и физическое лицо — индивидуального предпринимателя, в случае если физически это одно лицо, как двух самостоятельных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков).

На это обратил внимание Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.07.2012 N А45-11477/2012, разъяснив также, что о различии статуса налогоплательщика — предпринимателя и налогоплательщика — физического лица, не являющегося предпринимателем, свидетельствуют и положения абзаца второго пункта 2 статьи 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.09.2012 N А32-21999/2011 пришел к выводу, что правоспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового.

Граждане Российской Федерации, не имеющие документального подтверждения регистрации по месту жительства (отсутствие штампа в паспорте о регистрации по месту жительства либо свидетельства о регистрации по месту жительства), но зарегистрированные по месту временного пребывания и имеющие свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, могут обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет.

Таким образом, налогоплательщик, зарегистрированный по месту временного пребывания и при этом имеющий регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, в целях реализации права на получение социального налогового вычета вправе обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (г.Москва), а в отсутствие такового — по месту своего пребывания.

Аналогичную позицию заняло Управление ФНС России по г.Москве в Письме от 02.05.2012 N 20-14/38483@.

Данные основы влияют не только на исполнение обязанностей налогоплательщиками, но и на порядок реализации ими прав.

Например, как отмечено в Письме ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939, организация, имеющая обособленное подразделение в другом субъекте Российской Федерации, вправе представить заявление о зачете суммы налога, излишне уплаченной в бюджет субъекта Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации.

Минфин России в Письме от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295 указал, что в случае, если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Обязанность сообщать в налоговый орган о создании филиалов и представительств, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством, у налогоплательщика отсутствует.

Налогоплательщики-организации обязаны подавать заявление о постановке на учет только по тем подразделениям, которые не являются филиалами и представительствами (сведения о филиалах и представительствах указываются в учредительных документах согласно пункту 3 статьи 55 ГК РФ).

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.

У организации есть право выбора для целей постановки на учет одного налогового органа в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Сведения о выборе налогового органа российская организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения.

При этом постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией, осуществляется после получения этим налоговым органом сведения о снятии с учета организации налоговым органом по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В тот же срок налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет, обязан выдать ей уведомление о постановке на учет.

Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.

В случае если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Изложенный порядок применяется независимо от наличия отдельного баланса и расчетного счета у обособленного подразделения.

Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сведения о доходах работников обособленного подразделения следует представлять в налоговый орган по месту учета соответствующего обособленного подразделения, в который производится перечисление налога на доходы физических лиц за таких работников.

Пунктом 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, определен перечень документов, подлежащих представлению иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения отделения (включая филиал) на территории Российской Федерации, при открытии нового отделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу.

Филиал иностранной организации является обособленным подразделением этой иностранной организации, осуществляющим все ее функции или их часть, руководитель которого действует на основании выданной иностранной организацией доверенности или иного документа, определяющего соответствующие полномочия.

Через обособленное подразделение, созданное на территории Российской Федерации филиалом иностранной организации, по сути осуществляется деятельность иностранной организацией.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 10.01.2012 N 03-02-07/1-9, впредь до установления НК РФ специальных правил постановки на учет обособленного подразделения, создаваемого филиалом иностранной организации на территории Российской Федерации, подведомственной одному налоговому органу, при создании такого обособленного подразделения иностранной организацией должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения документы, указанные в пункте 5 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения.

Право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Минфина России.

В целях реализации данного положения НК РФ Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» и Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее — Критерии).

ФНС России в Письме от 23.08.2012 N АС-4-2/13912 отметила, что в связи с изменениями экономической ситуации Критерии регулярно уточняются ФНС России. При этом, согласно пункту 7 Критериев, организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Необходимо обратить внимание, что только соответствие всем показателям, указанным в Критериях, позволяет отнести организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 N Ф03-3038/2012 суд отклонил довод налогового органа о том, что предприятие относится к категории крупнейших налогоплательщиков ввиду его включения Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также поскольку доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%, что соответствует абзацу 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ, пункту 3.4 Критериев.

Как указал суд, пункт 3 Критериев не предписывает безусловное отнесение организации к названной категории налогоплательщиков при наличии одного из перечисленных в нем показателей. Из документов бухгалтерской отчетности и бухгалтерских справок следует, что предприятие не соответствует иным значениям показателей, установленным пункта 3 Критериев. Так, применительно к периоду, предшествовавшему отнесению предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков, оно экспортную поставку стратегической продукции не осуществляло, реализацию данной продукции не производило, имело среднесписочную численность работающих 10 человек (что не соответствует пунктам 3.1, 3.3 Критериев). Суд признал незаконными действия налогового органа по отнесения предприятия к категории крупнейших налогоплательщиков.

Консультации и комментарии юристов по ст 83 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 83 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ст. 219 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 219 НК РФ

Ст. 219 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 219 НК РФ регламентирует условия получения социальных вычетов по налогу с доходов физлиц. В связи с тем, что налогоплательщики нередко сталкиваются с трудностями применения норм данной статьи кодекса на практике, и для облегчения восприятия законодательной информации предлагаем ознакомиться со специально подготовленным материалом.

Как статья 219 НК РФ поможет снизить НДФЛ?

За счет социальных налоговых вычетов физлица-налогоплательщики могут снизить свой налог на доходы. Пределом для некоторых расходов, которые подпадают под социальный вычет, является сумма в 120 000 руб. А по другим расходам, касающимся, например, покупки дорогостоящих лекарств и оплаты таких же дорогих медуслуг, лимита не существует.

О том, в течение какого периода возможно использование социального вычета, читайте в материале «Остаток соцвычета ”на лечение” нельзя перенести на следующий год».

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФльгота в виде социального вычета в большинстве случаев может быть заявлена при подаче налоговой декларации за отчетный период. При этом при обращении к работодателю вычеты по расходам на лечение и обучение, а также связанные с уплатой пенсионных (страховых) платежей в негосударственные фонды могут быть использованы раньше.

Для того чтобы заявить о своем праве на соцвычет по ст. 219 НК, налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы, доказывающие факт уплаты денежных средств. Эти документы впоследствии могут быть затребованы налоговым инспектором при проверке обоснованности использования права на вычет. При обращении к налоговому агенту налогоплательщику иногда потребуется выбрать, какой из имеющихся социальных вычетов он будет использовать, если таких расходов, подпадающих под вычет, несколько, и они не вписываются в установленный лимит.

Подробнее о каждом из видов соцвычетов читайте в статье «Социальные налоговые вычеты по НДФЛ в 2017 году (нюансы)».

Теперь следует разобраться в том, какие именно расходы могут быть использованы налогоплательщиком при предъявлении права на налоговый вычет. Важно, чтобы они были обоснованными и надлежащим образом подтвержденными.

Гарантирует ли статья 219 НК РФ социальные налоговые вычеты для пенсионеров?

Статья 219 НК РФ позволяет отнести к социальным вычетам, на которые уменьшается уплачиваемый НДФЛ, пенсионные взносы, а также страховые взносы по добровольному страхованию жизни. Причем речь идет о взносах, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, и что немаловажно, о части платежей, направляемых на накопительную часть пенсии. Данные права определены в подп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Кроме того, в качестве соцвычетов можно использовать и пенсионные платежи, сделанные налогоплательщиком в пользу ближайших родственников либо членов семьи. Сюда же можно включить пенсионные платежи, сделанные за бабушку/дедушку, братьев/сестер, родителей/супругов, детей/внуков.

В каком случае расходы на обучение нельзя отнести к социальным вычетам?

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.

Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:

1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.

Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.

В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.

2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.

3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».

Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.

4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?

Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.

Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.

5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?

Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.

6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?

Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.

7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?

Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.

О том, возможен ли вычет по расходам на обучение для отчима, читайте в материале «Вычет за обучение ребенка отчиму не дадут».

Все ли расходы на дорогие медуслуги можно использовать без ограничений?

В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ затраты на оплату дорогостоящих медицинских услуг могут быть использованы налогоплательщиком без ограничения суммы в качестве социального вычета, но лишь в том случае, если информация о них внесена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Если же эти медуслуги не указаны в данном перечне, то воспользоваться налоговым вычетом будет возможно в пределах 120 000 руб. за год. Кроме того, важно, чтобы у налогоплательщика сохранились все документы, подтверждающие факт оплаты. А при использовании соцвычета из расчета платежей за медуслуги необходимо, чтобы лицо, их оказавшее (юрлицо или ИП), осуществляло лицензированную медицинскую деятельность.

Подробнее о граничном значении вычетов по налогу с физлиц вы сможете узнать из нашей статьи «Какой предел вычетов по НДФЛ в 2015–2016 годах?».

Какие страховки можно использовать в качестве социального вычета?

Для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете НДФЛ можно использовать социальный вычет:

1. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходы на уплату страховки по договору ДМС могут быть использованы в качестве соцвычетов. При этом добровольная страховка может быть оформлена как на самого налогоплательщика, так и на его не достигших совершеннолетия детей, супруга/супругу и/или родителей.

Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен предъявить доказательство самостоятельной уплаты страховых взносов. Кроме того, страховщик должен иметь лицензию на деятельность, связанную с оплатой медицинских услуг.

Подробнее о добровольном медстраховании читайте в нашей статье «По платежам на ДМС можно получить социальный вычет».

2. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ к соцвычетам также относится оплата страховок по договорам пенсионного негосударственного добровольного страхования и взносов по договорам страхования жизни, оформленных как в пользу самого налогоплательщика, так и членов его семьи и родителей. Обязательным условием является срок договора не меньше 5-летнего. Размер соцвычета ограничен 120 000 руб.

В каких случаях не удастся применить социальный вычет по расходам на оплату медицинских услуг (медпрепаратов или страховых взносов)?

Право на использование социального вычета медицинской направленности теряется в том случае, если оплату за медуслуги, лекарства или страховые полисы произвел работодатель. Об этом прямо говорится в последнем абзаце подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Какие пожертвования могут уменьшить сумму НДФЛ?

Лишь перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ пожертвования могут уменьшить НДФЛ в виде заявления права на соцвычет. Сюда относятся:

  • помощь благотворительным или религиозным организациям;
  • пожертвования НКО, которые осуществляют деятельность в социально-ориентированной сфере, в области науки, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения или культуры (в том числе и физической);
  • взносы в НКО для пополнения целевого капитала.

Есть и ограничения по сумме пожертвований — максимум 25% от суммы подлежащего обложению НДФЛ дохода за год. Ну и, конечно же, все перечисленные платежи должны быть подтверждены документально.

Как получить соцвычет до окончания налогового периода?

Для того чтобы до конца года воспользоваться социальным вычетом по пенсионным отчислениям, предусмотренным пп. 4 и 5 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику следует обратиться к своему работодателю, который производит удержания НДФЛ из зарплаты в качестве налогового агента. В этом случае налогоплательщик должен предоставить все документы, подтверждающие фактическое произведение расходов на оплату пенсионных взносов в негосударственные фонды или страховых взносов на накопительную часть пенсии или по договору страхования. Обязательное условие: страховые договоры должны быть заключены более чем на 5-летний срок, а дополнительные взносы на накопительную часть пенсии удерживались из производимых выплат в пользу работника-налогоплательщика.

Получение вычетов на работе в текущем году возможно и по затратам на обучение и медобслуживание (п. 2 и п. 3 ст. 219 НК РФ). Однако в этом случае с документами, подтверждающими право на вычет, придется сначала обратиться в ИФНС. По результатам рассмотрения этих документов налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты обращения должен выдать уведомление о праве на вычет, которое налогоплательщик предоставит работодателю.

О том, какими документами будут подтверждаться расходы на лечение, читайте в материале «Документы для получения налогового вычета за лечение».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

Консультация предоставлена 26.08.2015 г.

Заимодавец является единственным участником заемщика. Обе организации применяют общую систему налогообложения, зарегистрированы на территории РФ. Заем выдан в 2015 году. Сумма займа — 400 тыс. руб.

Возникнет ли для целей налогового учета доход у заимодавца при условии, что других хозяйственных операций, приводящих к контролируемости сделки, организации не осуществляют?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации налоговое законодательство не предусматривает обязанности по доначислению заимодавцем внереализационного дохода. В то же время не исключено, что свою правоту организации придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:

Договор займа

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ).

Заемный договор, заключенный организацией, является беспроцентным, только если в нем прямо предусмотрено, что за пользование денежными средствами заемщик не обязан выплачивать заимодавцу проценты. Без такого условия договор считается возмездным и заимодавец имеет право требовать с заемщика выплаты процентов (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Налог на прибыль

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок по предоставлению займа не обязаны руководствоваться в вопросах определения процентов по соответствующим долговым обязательствам положениями НК РФ. В свою очередь, для целей налогообложения прибыли организаций учет процентов по долговым обязательствам должен осуществляться с учетом особенностей, установленных ст. 269 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-01-18/40737).

Абзацем 3 п. 1 ст. 269 НК РФ установлено, что с 01.01.2015 по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 269 НК РФ установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым-третьим п. 1.1 ст. 269 НК РФ, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

Сразу отметим, что в целях НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).

Разделом V.1 НК РФ регулируются порядок определения взаимозависимых лиц, общие положения о ценах и налогообложении, налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Для целей налогообложения порядок признания лиц взаимозависимыми установлен ст. 105.1 НК РФ. Так, в рассматриваемой ситуации организации являются взаимозависимыми на основании пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

На основании данной нормы Минфин России полагает, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В связи с этим специалисты Минфина России считают, что любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица (смотрите письма Минфина России от 25.05.2015 N 03-01-18/29936, от 09.04.2015 N 03-01-18/20054, от 02.10.2013 N 03-01-18/40821, от 13.08.2013 N 03-01-18/32745, от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97, от 24.02.2012 N 03-01-18/1-15).

При этом отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если ФНС России не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Методы определения взаимозависимых лиц в целях налогообложения доходов

Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, которые могли бы быть получены ими, но не были получены, производится ФНС России с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 ст. 105.3 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 105.7 НК РФ при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами ФНС России использует следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Согласно п. 3 ст. 105.7 НК РФ по общему правилу метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Применение иных методов, указанных в пп.пп. 2-5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Особенности метода сопоставимых рыночных цен разъясняются в ст. 105.9 НК РФ.

Так, исходя из п. 1 ст. 105.9 НК РФ метод сопоставимых рыночных цен заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном п.п. 2-6 ст. 105.9 НК РФ.

В п.п. 2-6 ст. 105.9 НК РФ используется такое понятие, как сопоставимая сделка. Как разъясняется в письме Минфина России от 16.09.2013 N 03-01-18/38085, в соответствии с п. 2 ст. 105.5 НК РФ сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

В свою очередь, п. 11 ст. 105.5 НК РФ предусматривает, что если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется, в частности, определение сопоставимости условий договора займа, то при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также:

— кредитная история и платежеспособность получателя займа;

— характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

— срок, на который предоставляется заем;

— валюта, являющаяся предметом договора займа;

— порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

Заметим, согласно п. 5 ст. 105.6 НК РФ при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в целях налогового контроля в соответствии со ст. 105.15 НК РФ налогоплательщик, кроме информации о собственной деятельности, вправе использовать любые общедоступные источники информации.

По мнению Департамента Минфина России, при подготовке документации и обосновании метода ценообразования в контролируемой сделке возможно применение информации контрагента, в том числе о ценах контрагента с независимыми лицами, при условии возможности получения аналогичной информации налоговым органом. При этом такая информация должна отвечать требованиям, установленным главой 14.2 НК РФ. Учитывая положения пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 105.15 НК РФ, возможность получения налоговым органом вышеуказанной информации, в частности, может быть обеспечена путем представления налогоплательщиком в рамках документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) сведений, указывающих на используемые источники информации, с приложением источника такой информации (письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-01-18/45611).

Пункт 1 ст. 105.5 НК РФ устанавливает, что для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, ФНС России в целях применения методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение как метода сопоставимых рыночных цен, так и других методов, поименованных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ, возможно при наличии хотя бы одной сопоставимой неконтролируемой сделки (предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги)), а также достаточной информации об этой сделке, имеющейся исходя из собственной деятельности налогоплательщика либо взятой из общедоступных источников информации. То есть в рассматриваемом случае сделка по беспроцентному предоставлению займа, заключенная между взаимозависимыми лицами, должна сопоставляться с аналогичной неконтролируемой сделкой, заключенной на аналогичных условиях, информация о которых может быть взята, например, из общедоступных источников.

Исходя из п. 11 ст. 105.5 НК РФ, следует, что надо также учесть условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения), в нашем случае — на ее отсутствие. Полагаем, в данном случае можно учесть, что беспроцентный заем предоставлен, например, дочерней организации на развитие ее производства, а результатом ее производственной деятельности должны быть доходы Вашей организации от участия в дочерней организации, то есть дивиденды, при выплате которых исчисляется и удерживается налог на прибыль в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ. То есть предоставленный беспроцентный заем может принести налогооблагаемый доход (выгоду) в будущем заимодавцу (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2011 по делу N А53-11339/2010).

При этом надо учитывать, что в силу п. 1 ст. 105.17 НК РФ контроль соответствия цен и проверка полноты и правильности исчисления и уплаты налогов в связи с их применением проводятся ФНС России только в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в рамках специальных проверок.

Однако проверка может производиться на основании извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика (абзац второй п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

При этом согласно п. 5 ст. 105.17 НК РФ в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Как уже было отмечено, контролируемыми сделками признаются не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые отвечают критериям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Обстоятельства, при которых данные сделки признаются контролируемыми, перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Эти обстоятельства предусматривают:

— суммовой критерий признания сделки контролируемой (по общему правилу контролируемой является сделка между указанными лицами, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между ними за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. руб.) (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

— либо особенности исполнения обязанностей налогоплательщика хотя бы одной из сторон сделок, которые приводят к признанию сделки контролируемой (пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При определении суммы доходов по сделкам ФНС России для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Как разъясняет финансовое ведомство, отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем, не является препятствием для осуществления налогового контроля (письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-01-07/5-12).

Таким образом, сделки по предоставлению займа между взаимозависимыми лицами могут быть признаны контролируемыми, но при определении суммы доходов по контролируемым сделкам может учитываться только сумма процентов (или иных доходов), которые могли бы быть получены при отсутствии влияния взаимозависимости лиц. Сумма самого займа не может участвовать в расчете, так как в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 12 ст. 270 НК РФ эти средства не признаются доходом (расходом) организации (письма Минфина России от 02.10.2013 N 03-01-18/40786, от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67).

Кроме того, согласно п. 10 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами может быть признана контролируемой судом по заявлению ФНС (при наличии достаточных оснований полагать, что такая сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным ст. 105.14 НК РФ).

Соответственно, необходимость доначисления дохода по договору беспроцентного займа в случае несоответствия данной сделки критериям, установленным для контролируемых сделок, может быть определена только судом с учетом всех обстоятельств конкретного дела.

Судебная практика

Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 06.04.2015 N 13АП-2178/15, от 26.03.2015 N 13АП-2517/15 отметил, что сделки по предоставлению беспроцентных займов в соответствии с НК РФ могли были быть признаны контролируемыми с доначислением внереализационного дохода в виде неполученных процентов. При этом Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.05.2015 N 11АП-4315/15 указал, что договор банковского вклада не является сопоставимой сделкой по отношению к договору займа, и указал на необходимость применения иных методов, предусмотренных п. 1 ст. 105.7 НК РФ.

Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.06.2015 N 02АП-2934/15 также принял свое решение на основании того, что налоговый орган не установил одинаковые коммерческие и (или) финансовые условия с анализируемой сделкой. При этом данным постановлением было отменено решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2015 по делу N А29-10095/2014, в котором суд согласился с доначислением налогоплательщику налога на прибыль.

Учитывая вышесказанное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации предоставление беспроцентного займа не соответствует критериям контролируемой сделки и, соответственно, налоговое законодательство не предусматривает обязанности по доначислению заимодавцем внереализационного дохода. В то же время не исключено, что свою правоту организации придется отстаивать в суде.

Заметим, п. 1 ст. 105.18 НК РФ предусматривает, что в случае доначисления налога по итогам проверки ФНС России полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен, цены, на основании которых осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога, могут быть применены российскими организациями — налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении в том числе налога на прибыль. Такое применение налогоплательщиками рыночных цен признается симметричной корректировкой.

Иными словами, если налоговый орган доначислит заимодавцу сумму налога на прибыль, заемщик будет вправе (при соблюдении прочих норм НК РФ) скорректировать собственные расходы, учитываемые для целей налогообложения.

К сведению:

Следует отметить, что предоставление займа с пониженной ставкой процента (или беспроцентного) необязательно свидетельствует о несоответствии такой ставки процента рыночным ставкам и об обязательном доначислении доходов

Ст. 270 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 270 НК РФ

Ст. 270 НК РФ (2019-2020): вопросы и ответы

Уменьшают ли штрафные обязательства прибыль?

Положения п. 2 ст. 270 НК РФ не позволяют принимать пени и штрафы, взимаемые бюджетными организациями, как расходы, влияющие на итоговый результат по налогу на прибыль. Это касается всех государственных источников начисления штрафов — и бюджетных организаций, и внебюджетных.

Пример

ООО «Исток» нарушило порядок соблюдения лицензионных условий в соответствии с техническим проектом при пользовании недрами. На компанию был наложен административный штраф — 450 000 руб. (п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ). Имеет ли право ООО «Исток» при помощи этой суммы уменьшить налог на прибыль?

Так как начисленный юрлицу штраф необходимо перечислить в бюджет РФ, то его сумма не рассматривается при расчете налога.

Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на взносы по негосударственному пенсионному обеспечению?

Перечисляемые взносы в пользу работников в Пенсионный фонд и при заключении соответствующих договоров добровольного страхования по негосударственному обеспечению пенсиями уменьшают налогооблагаемую базу.

Однако размер этих средств не должен составлять больше 12% от оплаты труда. Суммы, уплаченные сверх этого установленного норматива (п. 16 ст. 255 НК РФ), не затрагивают налог на прибыль.

При перечислении взносов за своих работников на их именные корпоративные счета эти расходы прибыль также не уменьшают. Данное положение регулирует п. 7 ст. 270 НК РФ.

Пример

Организация «Восток» перечислила взносы на добровольное пенсионное страхование за своих работников по действующим договорным обязательствам в июне 2020 года на сумму 68 000 руб. Общие затраты на оплату труда составили 256 511 руб. Страхователь может учесть от этой суммы только 6% по затратам на перечисленные взносы по добровольному страхованию, т. е. 15 390,66 руб. Оставшийся объем взносов, равный 52 609,34 руб., не учитывается в составе уменьшающих базу по налогу расходов.

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили как правильно учитывать страховку в целях расчета налога на прибыль:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Учитываются ли затраты на проезд сотрудников к месту работы как расходы по налогу на прибыль?

При обычных условиях суммы, оплаченные работниками за проезд в общественном транспорте до места исполнения своих трудовых обязанностей, не считаются расходами для определения налогооблагаемой базы (п. 26 ст. 270 НК РФ). Исключение составляют случаи, при которых условия доставки сотрудников оговорены в трудовых или коллективных договорах (в этом случае оплата проезда учитывается как оплата труда), или при транспортной недоступности рабочих мест.

Подробнее см. .

Если же работодатель организовывает с этой целью спецрейсы по доставке работников, то затраты на проезд на уменьшение налога на прибыль не влияют. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18.

Как безвозмездно переданное имущество влияет на формирование налога на прибыль?

Для признания обоснованности некоторых расходов они должны отвечать критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Все понесенные траты должны иметь документальное подтверждение, а также быть экономически оправданными, т.е. их цель — получение определенных выгод.

Безвозмездная передача имущества, т. е. переход права собственности без последующего вознаграждения, исключает получение экономической выгоды. Поэтому п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей.

Если передаваемое имущество является амортизируемым, то следует учитывать определенные нюансы. До начала 2020 года положения п. 3 ст. 256 НК РФ гласили, что на основные средства, которые переданы с заключением договора о безвозмездном пользовании, амортизация не начисляется. Возобновить ее начисление можно было после окончания срока действия договора и возврата объектов в организацию.

Но с 01.01.2020 пункт 16.7 ст. 270 НК РФ запрещает начислять амортизацию по объектам, возвращенным после окончания действия договора о безвозмездном пользовании. Связано это с тем, что упоминание об основных средствах, переданных по договорам в безвозмездное пользование, исключено и из п. 7 ст. 259.1 НК РФ, где устанавливался порядок возобновления амортизации при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате объектов амортизируемого имущества налогоплательщику.

Подобные правила не распространяются на имущество, переданное в безвозмездное пользование органам госвласти и госструктур, если эта обязанность налогоплательщика подтверждена законодательно.

Влияют ли добровольные страховые взносы на уменьшение прибыли?

На расходы, произведенные по договорам ДМС, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Классификация этих расходов дана в ст. 255, 263 и 291 НК РФ. Прочие затраты по страхованию на добровольной основе не влияют на расчет. Об этом говорится в п. 6 ст. 270 НК РФ. К таким расходам относится добровольное страхование ответственности, не являющееся условием международных норм для осуществления деятельности субъектом. Так, страховые премии, которые вынуждена заплатить организация в связи с нарушением договора гражданской ответственности, прибыль не уменьшают. Подобные затраты также не входят в закрытый перечень расходов согласно ст. 255, 263, 291 НК РФ.

Учесть при уменьшении налогооблагаемой прибыли можно следующие расходы по добровольному страхованию:

  • взносы в Пенсионный фонд по договорам добровольного страхования за своих работников;
  • страхование транспорта, грузов, ТМЦ, и иного имущества, используемого в ходе хозяйственной деятельности;
  • страхование некоторых видов рисков и ответственности организаций;
  • страхование жизни и здоровья заемщиков банка.

Позволяет ли статья 270 НК РФ относить к расходам налоги, предъявленные покупателям?

П. 19 ст. 270 НК РФ не признает в качестве расходов предъявленные своим контрагентам налоги. Это касается в том числе торгового сбора и акцизов. На последнее указывает письмо Минфина РФ от 06.08.2012 № 03-07-06/209, в котором говорится, что предъявленные покупателям или владельцам давальческого сырья акцизные суммы не могут учитываться как расходы при налогообложении прибыли.

Если налоги были предъявлены плательщику на территории иных государств, то эти суммы также не рассматриваются как расходы при определении базы по налогу на прибыль. Эта норма подтверждается письмом УФНС России по городу Москве от 31.07.2012 № 16-15/069089@.

Отсюда следует сделать вывод, что суммы тех налогов (НДС, акцизы, торговый сбор), которые были предъявлены субъекту хозяйственной деятельности как покупателю, не берутся в расходы для последующего расчета налогооблагаемой прибыли.

Иное дело с НДС в случае предоставления товара как подарка или бонуса покупателю в качестве поощрения. Налоговые службы считают, что суммы косвенных налогов в данном случае входят в стоимость безвозмездно переданного имущества, а потому к расходам не относятся (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Однако судебная практика не признает бонусы и прочие поощрения в качестве безвозмездно переданных ТМЦ, ведь для этого требуется приобрести некоторое количество товара.

Положения п. 19 ст. 270 НК РФ также не включают сумму НДС с бонусов в перечень расходов, не затрагивающих налогооблагаемую базу, так как реализация имущества в этом случае не происходит.

Продавец сам должен решить, учитывать ли суммы НДС с бонусов и подарков как расходы при подсчете налога на прибыль. Но при этом нужно быть готовым к вопросам со стороны налоговых органов.

См. также «Налог уплачен за третье лицо: можно ли учесть его в расходах?».

Возможно ли уменьшение прибыли на расходы по материальному поощрению работников?

К расходам на оплату труда наемных работников относят все выплаты, которые оговорены в трудовом или коллективном договоре. Прочие премиальные и компенсационные выплаты, возможность начисления которых не предусмотрена трудовым или коллективным договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 21, п. 23 ст. 270 НК РФ). Подобной позиции придерживаются Минфин РФ в письме от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92 и УФНС РФ по городу Москве в письме от 13.08.2012 № 16-15/074028/@.

Те же суммы, которые выплачиваются работникам организациями помимо их трудовой деятельности, учитываются как расходы, если их начисление предусмотрено трудовым договором (письмо ФНС от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165).

Суммы, выплаченные работникам как матпомощь, в расходы, формирующие прибыль, не берутся (п. 23 ст. 270 НК РФ). Это правило не затрагивает суммы выплат, не признанные материальной помощью, что подтверждается положениями трудовых договоров. Эту позицию поддерживает Минфин РФ в письме от 03.06.2014 № 03-03-06/4/26582.

В некоторых фирмах принято выплачивать подъемные суммы своим работникам. Можно ли в таких случаях рассчитывать на определенные льготы при налогообложении?

Организации вправе компенсировать некоторые затраты своих сотрудников при их переезде в связи с новым местом работы. В отношении государственных служащих (работников госорганов, внебюджетных фондов и прочих федеральных учреждений) нормативы подобных выплат определяются законодательно.

В частных организациях бухгалтеры нередко задаются вопросом, как огородить себя в этом случае от внимания со стороны проверяющих органов? Для сотрудников коммерческих организаций общий размер возможных компенсационных выплат должен быть прописан в локальных нормативных актах. Это договоры — трудовые и коллективные, а также положения об оплате труда. Суммы, затраченные на выплаты сверх установленных норм подъемных, не включаются в состав уменьшающих налог на прибыль расходов (п. 37 ст. 270 НК РФ).

Нередко возникает и следующий вопрос: как расходы организации для нужд работников определяют прибыль предприятия?

Расходы юрлиц, направленные на организацию досуга своих сотрудников, не уменьшают налогооблагаемую базу (п. 29 ст. 270 НК РФ). Сюда относят оплату путевок сотрудников для отдыха или лечения, мероприятия по организации культурного досуга (экскурсии, спортсекции, проведение соревнований), затраты на подписку по литературе непроизводственного назначения и на товары личного потребления для нужд работников. Все эти расходы организация осуществляет по своему усмотрению.

Внимание! С 01.01.2019 при определенных условиях можно относить на расходы оплату путевок работникам.

А если был факт безвозмездной передачи имущества работникам, можно ли учесть эти операции при расчете налога на прибыль?

Пример

Организация оказала безвозмездную денежную помощь своему сотруднику, пострадавшему при пожаре собственного дома. Возможно ли уменьшение налогооблагаемой базы на эту сумму?

Под безвозмездно переданным имуществом понимаются материальные ценности, передача которых в пользу получателей не входит в обязанности организации. Это же касается и сопутствующих расходов.

Положение п. 16 ст. 270 НК РФ исключает стоимость подобного имущества из состава нужных расходов. То есть, если работодатель добровольно оказывает помощь как своим сотрудникам, так и прочим лицам, пострадавшим в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий), стоимость бесплатно предоставленных активов и понесенные в связи с этим расходы не влияют на уменьшение прибыли.

Таким образом, желание улучшить материальное положение работников, не связанное со служебными отношениями, не всегда будет являться поводом для уменьшения итоговой суммы прибыли.

Учитываются ли при определении налога на прибыль суммы, выплаченные нотариусу?

Государством установлены твердые тарифы по пошлинам, которые взимаются за совершение определенных нотариальных действий. В расходы принимаются затраты, понесенные при пользовании услугами государственных и частных нотариусов.

П. 39 ст. 270 НК РФ в список затрат, не участвующих в формировании налогооблагаемой прибыли, включает и сверхнормативные расходы по нотариальным услугам. Обычно это касается действий, для совершения которых не требуется установленной нотариальной формы. Расчет тарифов в этом случае опирается на требования ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате».

Можно ли включать платежи за загрязнение окружающей среды в расходы по формированию налоговой базы?

Суммы налогов и сборов входят в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сюда же можно отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако при совершении сверхнормативных выбросов платежи по суммам, превышающим установленный лимит, как уменьшающие налогооблагаемую базу расходы не квалифицируются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Пример

Производственная организация ООО «Сатурн» осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду. За прошедший год она перечислила для этих целей 108 930 руб., в том числе 90 775 руб. за выбросы сверх установленных норм. При определении налогооблагаемой базы ООО «Сатурн» учитывает лишь размер платы, равный 108 930 – 90 775 = 18 155 руб. за выбросы в окружающую среду в пределах установленных лимитов.

О процедуре расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду читайте в этой статье.

Возможно ли учесть в качестве расходов для подсчета налога затраты по агентским или комиссионным договорам?

Статья 270 НК РФ не включает в состав расходов имущество или денежные средства, переданные комиссионером или агентом для исполнения ими своих обязательств в рамках условий соответствующих договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ).

Письмо Минфина РФ от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1838 указывает на то, что в случае принятия произведенных расходов принципалами агенты и комиссионеры учитывать их в своих затратах не могут. Исключения составляют те расходы, которые не оплачиваются принципалом в соответствии с условиями договора. В этом случае агент или комиссионер вправе учесть их при подсчете налога на прибыль. Однако и в этом случае расходы должны быть документально подтверждены и непременно связаны с выполнением обязательств перед заказчиком. Всё это поможет избежать в дальнейшем претензий со стороны проверяющих органов.

Подробнее о том, что отличает содержание агентского договор, читайте в статье «Особенности агентского договора в бухгалтерском учете».

Влияет ли предварительная оплата на увеличение расходов в части расчета налога на прибыль?

Если субъекты хоздеятельности используют метод начисления, то их затраты в качестве предварительной оплаты за работы или услуги на общую сумму расходов при определении налогооблагаемой базы не влияют (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Письмо Минфина от 30.06.2011 № 07-02-06/115 определяет право налогоплательщика в части создания резервов по сомнительным долгам. Перечисленные авансовые платежи при создании резервов не признаются расходами даже при отсутствии поставки оплаченного товара.

Можно ли отнести к затратам расходы на приобретение оборудования?

Приобретаемое организацией оборудование должно классифицироваться как поступление основных средств, если это имущество отвечает следующим требованиям:

  • предназначается для использования на длительный срок (более 12 месяцев);
  • эксплуатация оборудования направлена на получение прибыли предприятия;
  • последующей перепродажи объекта не предполагается;
  • стоимость приобретенного имущества не ниже 100 000 руб.

Основные средства относятся к амортизируемому имуществу. Затраты на приобретение списываются в течение всего периода использования, уменьшая постепенно налогооблагаемую базу по прибыли.

Первоначальные затраты на покупку (создание, модернизацию, реконструкцию) оборудования, которое классифицируется в учете как основное средство, налогооблагаемую базу не уменьшают (п. 5 ст. 270 НК РФ). Это же положение затрагивает и лизингополучателей. Их расходы в виде выкупа предмета лизингового договора рассматриваются как затраты по приобретению амортизируемого имущества.

Полученное оборудование стоимостью ниже 100 000 руб. можно учесть в затратах при определении налогооблагаемой базы единовременно.

С 01.01.2018 по 31.12.2027 п. 5.1 ст. 270 НК РФ также запрещает учитывать для прибыли расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета.

Можно ли учесть в расходах суммы, выплаченные кредитору по договору займа?

Получение заемных средств не классифицируется как налогооблагаемый доход организации. Соответственно, и суммы по возврату займов и кредитов нельзя учитывать в расходах при определении суммы прибыли (п. 12 ст. 270 НК РФ). Т. е. ни полученные заемные средства, ни суммы, возвращаемые в их погашение, не рассматриваются как влияющие на результат хозяйственной деятельности. Расходами будут лишь проценты за пользование заемными средствами.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 270 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Возможно ли включение начисленных дивидендов в состав расходов для конечного определения прибыли?

В качестве расходов не могут признаваться начисленные после налогообложения дивиденды, о чём свидетельствует п. 1 статьи 270 НК и письмо Минфина РФ от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42780. Дивиденды — это часть чистой прибыли, оставшейся после налогообложения и подлежащей дальнейшему распределению между участниками. В связи с этим как расходы эти начисленные суммы квалифицироваться не могут.

О ставках, применяемых к доходам юрлиц в виде дивидендов, читайте в этом материале.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

admin