66 ФЗ

Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Предисловие к Федеральному закону N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Гражданину может быть предоставлен (или приобретен им) земельный участок для целей выращивания сельскохозяйственных культур и (или) для отдыха. В зависимости от статуса земельного участка и целях его предоставления (или приобретения) выделяют:

  • садовый земельный участок;
  • огородный земельный участок;
  • дачный земельный участок.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан

– это некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Организационно-правовые формы некоммерческого объединения граждан

Такое «объединение» граждан может иметь форму некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства. Как правило, данное «объединение» функционирует в форме товарищества (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, сокращенно — СНТ, ОНТ, ДНТ).

Такая некоммерческая организация учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Приведенные выше и другие нормы-дефиниции содержаться в статье 1 закона N 66-ФЗ.

Предмет регулирования закона

Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Кроме норм данного закона, для регулирования правоотношений, возникающих в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, применяются нормы Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, и ряда других федеральных законов, а также ведомственных норм и правил.

Применение норм ГК РФ о товариществах собственников недвижимости

С 1 сентября 2014 года нормы статей 123.12 — 123.14 ГК РФ о товариществах собственников недвижимости применяются к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам.

На это указал и Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями», где указано следующее:

При разрешении споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений следует учитывать, что с 1 сентября 2014 года вступает в силу закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого к некоммерческим партнерствам будут применяться нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

Ниже представлен текст документа: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ и вступившими в силу с 04.07.2016 года. Закон действовал до 01.01.2019 года.

15 апреля 1998 года

N 66-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН

Принят
Государственной Думой
11 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
1 апреля 1998 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Глава II. Формы ведения гражданами садоводства,
огородничества и дачного хозяйства

Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 8. Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке
Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 10. Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката

Глава III. Предоставление земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Статья 12. Утратила силу
Статья 13. Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 15. Утратила силу

Глава IV. Создание садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности
членов садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединений

Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 19.1. Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Глава V. Управление садоводческими, огородническими и
дачными некоммерческими объединениями

Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением
Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления
Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства
Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VI. Особенности предоставления в собственность и
оборота садовых, огородных и дачных земельных участков

Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 32. Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 33. Утратила силу
Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединений органами государственной власти, органами
местного самоуправления и организациями

Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений
Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных
некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за
нарушение законодательства при ведении садоводства,
огородничества и дачного хозяйства

Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов
Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства
Статья 48. Утратила силу
Статья 49. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 50. Утратила силу
Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам

Глава XI. Заключительные положения

Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 53. Переходные положения
Статья 54. Об отмене ранее принятых законов
Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
15 апреля 1998 года
N 66-ФЗ

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон под номером 66 о садоводческих товариществах рассматривает особенности предоставления разного рода земельных участков гражданам, с целью некоммерческого использования. Это может быть возведение дачных построек (их нужно отдельно регистрировать для получения права проживания), выращивание сельскохозяйственных культур или просто отдых. Но 3 июля 2016 года ФЗ 66 претерпел ряд изменений, о которых и пойдет речь в этой статье.

Описание закона

ФЗ 66 «о садоводческих, огороднических, и дачных некоммерческих объединениях граждан» был принят Госдумой 11 марта 1998 года, и одобрен Советом Федерации 1 апреля этого же года. На сегодняшний день в него внесены изменения и поправки, но суть закона не изменилась. Объекты рассмотрения ФЗ 66 — сельскохозяйственные частные или общественные товарищества граждан РФ.

В законе указываются формы вышеприведенных объединений, особенности их ведения, фонды взаимного кредитования и т. д. Также, ФЗ 66 рассматривает, на каких условиях граждане имеют право получить земельные участки для частных нужд, как они формируются, организуются и управляются.

Наконец, ФЗ 66 указывает на возможность государственной поддержки садоводов, огородов и дачников, на определенных условиях. При этом, в данном законе имеется отдельная глава, по вопросу защиты прав этих категорий граждан России.

Последнее изменение в ФЗ 66 было внесено 3 июля 2016 года.

Изменения закона «О садоводческих товариществах»

За почти 20 лет существования, поправки в закон о садоводческих товариществах вносились неоднократно. Сначала стоит перечислить наиболее значимые.

Изменения в ФЗ 66 по вопросу порядка проведения общего собрания членов товариществ.

Последняя редакция федерального закона 66 предусматривает заочную форму проведения общего собрания, при условии, что очное собрание не было проведено из-за отсутствия кворума.

Это остается в силе, даже если на повестке дня рассматриваются следующие вопросы:

  • Утверждается или составляется последняя редакция устава;
    дачное некоммерческое объединение реорганизуется или ликвидируется;
  • Утверждаются отчеты ревизионной комиссии или правления;
  • Утверждается смета прихода-расхода.

Уточнения в ФЗ 66 по вопросу членских взносов

Пункт закона по поводу денег, вносимых членами садоводческого товарищества, претерпел четыре серьезных изменения.

Первое — формулировка. В новой редакции ФЗ 66 сохранено прежнее определение, в котором говорится, что члены некоммерческого сельскохозяйственного товарищества обязаны вносить денежные средства для текущих расходов. Этот момент дополнен лишь «содержанием общего имущества».

Второе — определение суммы членского взноса. Теперь ее размер, согласно ФЗ 66, зависит от общей площади земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем. Тем не менее, этот принцип пока не относится к обязательным и закрепленным в уставах товариществ.

Третье — расширенный перечень документов, который предоставляется каждому из членов садоводческого объединения, при возникновении необходимости. В прежней редакции ФЗ 66, нужно было передать копию протокола общего заседания, а также заседания правления и ревизионной комиссии.

Теперь этот список пополнился следующими документами:

  • устав сельскохозяйственного некоммерческого товарищества, с указанием внесенных в него изменений (при наличии);
  • правоустанавливающие документы для общественного имущества хозяйства;
    финансовая отчетность некоммерческого объединения;
  • смета прихода-расхода, с отчетом об ее исполнении;
  • бумаги, которые подтверждают результаты последних голосований товарищества.

Реестр членов товарищества

Новое понятие ФЗ 66 — «реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», содержит информацию о его представителях.

Среди включаемых сведений о члене товарищества, по ФЗ 66:

  • ФИО;
  • почтовый и электронный адрес;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • дополнительная информация, предусмотренная уставом данного конкретного объединения.

По закону, реестр создается не позднее одного месяца с момента регистрации товарищества.

Теперь о ключевых статьях федерального закона, и указание наличия/отсутствия поправок в законе о садоводческих товариществах.

Ст. 1.

В этом пункте закона дается определение ключевых понятий, используемых во всем ФЗ 66, таких, как огородническое или дачное объединение, паевые взносы, и т. д. Претерпело изменение определение членских взносов, с дополнением «содержание имущества общего пользования».

Ст. 8.

Эта статья ФЗ 66 описывает особенности ведения индивидуальных хозяйств. Это включает оплату взносов за пользование общим имуществом или обжалование некоторых решений объединения в судебном порядке. При последней редакции закона, изменений не претерпела.

Ст. 18.

В этой статье ФЗ 66 описаны условия получения членства в товариществе, включая достижение 16-летнего возраста и наличие земельного участка на территории кооператива. При последней редакции закона, изменений не претерпела.

Ст. 19.

В этом пункте ФЗ 66 описываются права и обязанности члена товарищества. Статья дополнена двумя подпунктами:

№ 2.1 — в нем указывается необходимость ознакомления с документами, описывающими деятельность объединения;
№ 11.1 — в котором говорится о том, что гражданин обязан уведомить правление о прекращении прав на его участок не позднее, чем через 10 дней после этого.

Ст. 21.

Статья ФЗ 66 рассматривает, какие моменты может решать правление товарищества: прием новых членов, изменение приходно-расходной сметы, реорганизация или ликвидация всей организации и т. д. Изменение в законе заключается в возможности проведения заочных собраний, если очное не состоялось.

Ст. 22.

В этом пункте ФЗ 66 дано определение понятия правления, сферы его компетенции, и правовой основы принимаемых решений. Внесенные изменения заключаются в том, что теперь, при равенстве голосов в голосовании, мнение председателя окажется решающим. И теперь, по закону, правление обязано вести реестр членов объединения.

Ст. 27.

Данная статья федерального закона вплотную касается вопроса документации: ведения протоколов и документов, предоставляемых для ознакомления членам товарищества. Июльские изменения привели к дополнению перечня выдаваемых бумаг, и плата за это, по закону, не может превышать стоимость изготавливаемых копий.

Закон о садоводческих товариществах в последней редакции существенных изменений не претерпел. Дополнение порядка голосования, изменения по вопросам членских взносов, расширение предоставляемого пакета документов. Это все поправки в ФЗ 66.

Но мы все равно рекомендуем будущим и нынешним землевладельцам ознакомиться с текстом новой редакции закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

1. Временный управляющий вправе:

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе заявлять о пропуске срока исковой давности;

принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Комментарий к Ст. 66 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Права временного управляющего определены для него исходя из функций, которые он выполняет. Как лицо, участвующее в деле (см. комментарий к ст. 34 Закона), он является полноправным участником рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде, имеющим право принимать участие в судебных заседаниях, заявлять ходатайства и возражения по вопросам, рассматриваемым судом. Как основной участник процедуры банкротства, на которого возложены обязанности по обеспечению сохранности имущества должника, проведению анализа его финансового состояния, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии обеспечительных мер. Данные меры могут включать запрет на совершение определенных сделок и действий, разрешение на их совершение только по согласованию с временным управляющим и т.п. Также в качестве своеобразной обеспечительной меры можно рассматривать отстранение руководителя от исполнения своих обязанностей (см. комментарий к ст. 69 Закона).

Помимо прав, определенных специально для временного управляющего, он также имеет права, установленные для всех арбитражных управляющих в п. 3 ст. 24 Закона (подробнее см. комментарий к указанной норме).

2. Установленным Законом о банкротстве правам временного управляющего корреспондируют обязанности органов управления должника. Эти органы должны предоставлять ему всю необходимую информацию и документы, а также не препятствовать в осуществлении им своих прав, соблюдать ограничения, установленные Законом о банкротстве либо введенные судом. При открытом противодействии со стороны органов управления должника временный управляющий может воспользоваться механизмом принудительного исполнения судебных предписаний. Сложнее обстоит дело, когда противостояние носит скрытый характер, а для неисполнения установленных обязанностей подбираются соответствующие объяснения. Например, непредставление документов объясняется их порчей (кражей, утерей, уничтожением во время пожара и т.п.). Временный управляющий вынужден заниматься восстановлением документации на основании запрошенных из других организаций копий. Поскольку законодательство не содержит обязанности для других организаций предоставлять такие копии временному управляющему, ему приходится обращаться в арбитражный суд, с тем чтобы суд запросил указанные документы от своего имени, после чего он сможет с ними ознакомиться.

admin