44 ФЗ исполнение контракта

Содержание

Что считается исполнением контракта (согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 01.07.2019): это когда контракт уже подписан или когда уже произошла частичная отгрузка товара, или когда контракт полностью исполнен?
Можно ли заменить обеспечение контракта на банковскую гарантию, когда контракт подписан, но не было еще ни одной отгрузки товара?

4 октября 2019

Согласно ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7.2 и 7.3 данной статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Как следует из положений ч. 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
Согласно ч. 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотренное ч.ч. 7 и 7.1 данной статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Как видим, по смыслу положений чч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) в ходе исполнения контракта вправе как изменить способ обеспечения исполнения контракта, так и заменить ранее предоставленное заказчику обеспечение исполнения контракта на уменьшенное, причем в последнем случае уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, а одним из условий такого уменьшения является приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. При этом требований об осуществлении заказчиком приемки товаров, работ, услуг в целях реализации поставщиком права на замену способа обеспечения исполнения контракта положениями ст. 96 Закона N 44-ФЗ не установлено.
Из ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что исполнение контракта включает в себя, в частности, следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом:
— приемку поставленного товара (работы, услуги)…, включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара (работы, услуги)…,
— оплату заказчиком поставленного товара (работы, услуги)…,
— взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 данного закона,
— применение мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Действительно, с одной стороны, приведенная норма может пониматься как указывающая на то, что исполнение контракта начинается лишь с момента первой поставки (приемки, оплаты и т.п.). Однако, на наш взгляд, использованная в ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ формулировка «в том числе» свидетельствует о том, что приведенный в этой части перечень действий, совершаемых после заключения контракта и свидетельствующих об исполнении контакта, не является исчерпывающим. Кроме того, на наш взгляд, поскольку иное не вытекает из законодательства, в целях применения Закона N 44-ФЗ периодом исполнения контракта следует считать период с даты его вступления в силу (п. 1 ст. 425 ГК РФ) до момента его прекращения. В этом смысле взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросу об изменении способа обеспечения исполнения действующего контракта, по нашему мнению, должно рассматриваться как осуществляемое в ходе исполнения контракта. А поскольку положениями Закона N 44-ФЗ не установлено иное, изменить способ обеспечения исполнения контракта поставщик вправе и до момента первой поставки или первой оплаты по контракту.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.

К сведению:
Положения ч.ч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ):
— применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 г.;
— по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 г., либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до 1 июля 2019 г. (ч. 3, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. От 01.05.19) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 12.05.19.)

Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг. Данный закон так же обеспечивает гласность и прозрачность осуществления таких закупок, а так же рассчитан на предотвращение коррупции и злоупотреблений, касающихся:

  1. Планирования закупок товаров, работ и услуг
  2. Определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей
  3. Заключения гражданско-правового договора на поставку товаров, работ или услуг
  4. Особенностей исполнения условий контрактов
  5. Мониторинга закупок товаров, работ и услуг
  6. Аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг
  7. Контроля соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок

Особо отметим, что особенности регулирования вышеуказанных отношений в предусмотренных настоящим законом (44-ФЗ) могут быть установлены отдельными Федеральными законами.

Так же следует отметить, что данный закон не применяется к следующим формам отношений:

  • Международным финансовым организациям, участником которых является Российская Федерация
  • Закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения лиц под государственной защитой
  • Закупкой драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и субъектов, на территориях которых были добыты вышеупомянутые металлы и камни
  • Назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия или судом
  • Привлечением адвоката к оказанию безвозмездной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» N 324-ФЗ от 21 ноября 2011 года
  • Закупкой товаров, работ и услуг избирательными комиссиями (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований);
  • Взиманием платы оператором специализированной электронной площадки

Важнейшей к рассмотрению в данной статье является статья 94 Федерального закона N 44-ФЗ «Особенности исполнения контракта»:

  • Приемка поставленного товара, работы или услуги, а так же ее отдельных этапов
  • Оплата заказчиком товара, работы или услуги, а так же ее отдельных этапов
  • Взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком или исполнителем) на этапах любых изменений контракта или его расторжения и применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта
  • Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, а так же соблюдать установленные контрактом сроки поставки товара, сдачи работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, как заказчик обязан обеспечить приемку вышеуказанного.
  • Для предусмотренной контрактом проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов в части соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
  • Заказчик обязан привлекать экспертов и/или экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка или заказ осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), исключая случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
  • Для проведения экспертизы поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы, эксперты и/или экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) , относящиеся к условиям исполнения контракта и его отдельным этапам.
  • По решению заказчика для приемки поставленного товара, услуги или работы может создаваться приемная комиссия в составе не менее пяти человек.
  • Приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом, оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком и оформляется документом о приемке, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется отказ. Отказ оформляется письменно и должен быть мотивированным.
  • Заказчик имеет право не отказывать в приемке поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы в случае выявления несоответствия вышеуказанного условиям контракта, в случае, если выявленное несоответствие не препятствует приемке результатов работы, услуги или товара и устранено поставщиком.

Зачем назначается экспертиза по 44-ФЗ?

Статья 94 Федерального закона N 44-ФЗ гласит:

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Итак, данная экспертиза инициируется заказчиком услуги, товара или работы согласно контракту (обычно это государственная, федеральная или муниципальная организация, исключениями являются отношения, указанные в тексте данной статьи в предыдущем разделе).

Суть экспертизы – выяснить, соответствует ли полученная заказчиком услуга, товар или работа заявленным по спецификации, соответствие количества и качества товара, работы или услуги заявленным в условиях контракта, соответствие срокам поставки или исполнения, обозначенным в рамках контракта. Особенно пристальное внимание экспертов при производстве экспертизы по 44 ФЗ уделяется комплектности поставки.

В тексте ниже приведем несколько примеров экспертиз по 44-ФЗ:

  1. Управление делами области заказало экспертизу по 44-ФЗ, перед экспертом, среди прочих, был поставлен вопрос о заводской оригинальности картриджей для принтеров. Картриджи оказались не оригинальными, о чем свидетельствовало отсутствие на товаре голограмм, а так же его способ упаковки и качество изготовления
  2. Органом социальной защиты была заказана экспертиза по 44-ФЗ, среди прочих вопросов к эксперту были поставлены вопросы о соответствии параметров заказанных моноблоков заявленным заказчиком в контракте. В госконтракте у товара были заявлены встроенные блоки питания, по результатам экспертизы было выявлено, что в корпусы моноблоков помещены пластиковые обманки. Блоки питания для моноблоков отсутствовали
  3. Административным органом была заказана экспертиза по 44-ФЗ, перед экспертом, среди прочих, был поставлен вопрос о контрафактности программного обеспечения на приобретенных компьютерах. Экспертом по ряду общепринятых признаков был выявлен контрафактный софт. Приведем некоторые признаки контрафактного программного обеспечения: общедоступность лицензионных ключей, наличие вредоносного софта, комплектность поставки, целостность носителей, товарные наклейки, отсутствует лицензионное соглашение

Подробнее в Услуге Компьютерно-техническая экспертиза по 44-ФЗ

Каков процесс проведения экспертизы по 44 ФЗ?

Экспертиза по 44-ФЗ назначается в обязательном порядке, но может быть проведена заказчиком самостоятельно. Таким образом, экспертиза по 44-ФЗ может быть внешней или внутренней. Внутренняя экспертиза реализуется комиссией компетентных сотрудников со стороны заказчика. Однако такая экспертиза не может быть признана независимой, так как сотрудники заказчика могут быть заинтересованы в результатах экспертизы. По этой причине предпочтение отдается независимым экспертам или экспертным организациям, то есть, внешней экспертизе.

Данный вид экспертизы призван выявить несоответствия товара, услуги или работы заявленным в спецификации по условиям контракта. Результатом проведения экспертизы является заполненный документ о приемке товара, услуги или работы, закрепляющий исполнение условий контракта. В случае если вышеуказанные условия не исполнены, составляется мотивированный отказ в письменной форме.

Как проверяется соответствие товара, работы или услуги?

  1. Проверка товара на соответствие спецификации по договору
  2. Комплектность поставки
  3. Физический осмотр поставленного товара
  4. Выполнение предусмотренных контрактом сроков выполнения работы
  5. Соответствие компании-поставщика списку требований заказчика
  6. Соответствие фактического объема и качества услуг, заявленному в контракте объему и качеству
  7. Соответствие количественных и качественных характеристик работ, товаров и услуг на каждом этапе (в каждой партии) реализации контрактных обязательств по закупке
  8. В ходе исследования экспертом изучается вся сопроводительная документация, указанная в контракте на закупку и установленная требованиями 44-ФЗ

Какие вопросы обычно ставят перед экспертом?

  • Является ли поставленный товар оригинальным?
  • Соответствует ли комплект поставки товара заявленному в контракте?
  • Соответствует ли объем выполненных работ, прописанный в документах сдачи фактическому времени, затраченному на выполнение данной работы?
  • Не является ли поставляемое с оборудованием программное обеспечение контрафактным?
  • Соответствуют ли параметры поставляемого оборудования обозначенным в контракте?

В подведении итогов заключаем следующее: экспертиза по 44-ФЗ является обязательным условием осуществления закупок по государственному контракту. Экспертиза по данному федеральному закону может быть проведена сотрудниками организации без привлечения экспертных организаций или экспертов со стороны, но такая экспертиза не может считаться независимой.

Экспертиза по 44-ФЗ призвана определить соответствие поставляемого товара, выполненной работы или заказанной услуги параметрам, заявленным в заключенном контракте. Эксперт и/или экспертная организация несут ответственность за дачу заведомо ложного заключения, меры ответственности экспертов обозначены в Уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях Российской федерации.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.

Данное определение распространяется на экспертов и экспертные организации, которые привлекаются заказчиком на основе договора (т.н. «внешних» экспертов).

Необходимо сразу уточнить, что Федеральный закон №44-ФЗ выделяет две категории экспертиз:

— обязательная;

— допустимая (возможная).

Выбор категории экспертизы остается за заказчиком.

Для проверки соответствия результатов предоставленных исполнителем услуг условиям контракта в соответствии с частью 3 статьи 94 проводится обязательная экспертиза во всех без исключения случаев, вне значимости от того, кем она производится: собственными силами Заказчика или с помощью привлеченных лиц. Причем, часть 7 статьи 94 устанавливает требование, если контракт устанавливает поэтапную приемку результатов услуг, то их проверка осуществляется в сроки и в порядке, которые указаны в контракте.

Кроме того, обязательная экспертиза также подразделяется на:

— экспертизу, осуществляемую собственными силами Заказчика («внутреннюю» экспертизу);

— экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешнюю» экспертизу).

Случаи, когда обязательная экспертиза может проводиться не иначе, как с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешняя» экспертиза) следуют из перечисления пунктов части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.

Из 22 случаев, первоначально установленных 44-ФЗ, осталось 8, данное сокращение было осуществлено нормами 140-ФЗ в июне 2014 г.

Перечислим случаи обязательного привлечения независимых экспертов, это закупки по заключенным контрактам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по статье 93 часть 1 пунктам 10, 11, 12, 13, 16, 31, 34, 35. К ним относятся следующие случаи:

— поставка культурных, музейных ценностей для государственных учреждений (музеев, архивов…),

— поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых предприятиями УИС,

— закупки с целью трудоустройства осужденных,

— закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, закупка печатных и электронных изданий определенных авторов (обладающих исключительными правами),

— контракты на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком, который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия,

— приобретение для обеспечения федеральных, субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения,

— лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 83, признан не состоявшимся,

— закупки федеральными или региональными инновационными площадками за счет средств выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает случаи, когда привлечение эксперта, экспертной организации допускается (возможно, но не является обязательным):

1) заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (часть 1 статья 58 Федерального закона №44-ФЗ)

2) заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно нормам закона заказчик обязательно должен привлечь стороннего эксперта или экспертную организацию, если речь идет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закон содержит исключения из этого правила:

— получение услуг экспертов и экспертных организаций (пункт 2 часть 4 статья 94);

— результатом контракта является проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу (пункт 3 часть 4 статья 94).

Несомненно, законодатель, прописывая данные нормы, исходил из благих намерений и принципа объективности проведения экспертизы.

Правительство нашей страны может установить и иные случаи, когда привлечение экспертов обязательно, но пока такой перечень не установлен.

Критерии, которые позволяют провезти экспертизу, изложены в статье 41. Закон идет от обратного, т.е. прописаны моменты, запрещающие эксперту исполнять свои функциональные обязанности.

К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены (часть 2 статья 41):

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Должен ли эксперт показать корочки об образовании: такого в законе нет. Возможно, что должен представить необходимые документы: сертификат, документ об образовании и др.

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (пункт 15 статья 3).

Закон 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Итак, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций Заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в СРО), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (часть 8 статьи 41 Закона N 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

В проекте контракта необходимо обязательно указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика доп. материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (часть 7 статьи 41).

При привлечении к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций, а также просто экспертов бюджетному учреждению следует знать, что согласно пункту 5 статьи 94 Закона о контрактной системе они имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.

Обязанностью эксперта, экспертной организации являются:

— оформлять своевременно и правильно экспертное заключение,

экспертное заключение должно быть объективным, обоснованным, соответствовать законодательству,

— уведомить в письменной форме заказчика, поставщика о допустимости своего участия в экспертизе.

В федеральном законе 44-ФЗ прописана ответственность экспертов, экспертных организаций:

— за предоставление недостоверных результатов экспертизы,

— предоставление недостоверного экспертного заключения,

— предоставление заведомо ложного экспертного заключения,

— не выполнение экспертами требований об уведомлении о допустимости (недопустимости) их привлечения к проведению экспертизы.

По результатам работы эксперта, экспертной организации заказчик должен получить от них заключение о том, может ли быть принято исполнение по контракту или нет. Само заключение должно быть подписано экспертом или представителем экспертной организации. Оно также может содержать предложения по устранению выявленных нарушений условий контракта и сроков их устранения, если данные нарушения не мешают в целом принять исполнение

Какими могут быть результаты экспертизы?

1.Экспертное заключение положительное — экспертом полностью подтверждаются результаты исполнения контракта поставщиком,

2.Экспертное заключение отрицательное — эксперт не подтверждает каких-либо характеристик или условий исполнения контракта,

3.Условно положительное заключение — установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Формы документа экспертизы закон не устанавливает, т.е. формы экспертного заключения нет. Главное, чтобы этот документ бы оформлен. Это может быть экспертное заключение, акт об экспертизе, подготовка экспертного заключения.

Финансирование экспертных исследований (услуг) заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету его бюджетных расходов (оплата за час работы эксперта или % от ЦК).

Письмо МЭР от 29.11.2013 N Д28и-2263 рекомендует, если в случае, когда по условиям заключенного контракта этапы оказания услуг не предусмотрены, но закреплена их ежемесячная оплата, экспертиза с составлением отчета в соответствии с ч. 9 ст. 94 должна проводиться ежемесячно.

Эксперт может быть отдельным приказом введен в состав комиссии.

Необходимо отметить, что нормы Федерального закона №44-ФЗ не содержат требований о необходимости принятия какого-либо локального акта Заказчика (приказа, распоряжения), определяющего перечень лиц, ответственных за проведение экспертизы, осуществляемой собственными силами Заказчика (т.н. «внутренней» экспертизы).

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика.

Заметим, что экспертиза результатов контракта нужна в любом случае, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на суммы не менее ста тысяч рублей и для осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Но в этом случае закон позволяет проводить экспертизу собственными силами Заказчика (т.е. привлекая штатного сотрудника).

Внутренняя экспертиза проводится своими силами (сотрудниками заказчика) при приемке товаров, работ, услуг, автоматически с подписанием акта-приемки.

Необходимо заметить, что данный момент в законе не урегулирован, закон также не предусматривает обязанность Заказчика подготавливать дополнительные документы.

По выбору заказчика экспертиза может проводиться одним сотрудником или может быть создана целая приемочная комиссия, в состав которой должны войти не менее 5 человек (часть 6 статья 94 Закона №44-ФЗ).

Какой квалификацией должны обладать штатные сотрудники заказчика при проведении экспертизы силами заказчика?

Положениями 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика иметь в штате сотрудников, получивших дополнительное образование по конкретной экспертной специальности.

Данная обязанность заказчика прослеживается, если буквально толковать норму закона (часть 10 статья 94). При этом данное положение не соответствует нормам частей 5 и 7 указанной статьи, где указывается, что подобный документ оформляется, когда привлекаются сторонние эксперты. О том требуется ли оформление подобного документа или нет, если экспертиза проводится сотрудником заказчика, разъяснений компетентных органов пока не поступало.

Порядок проведения экспертизы сотрудниками заказчика и процедура привлечения сотрудников к выполнению данной работы не урегулированы законом, в отличие от проведения экспертизы сторонним экспертом, по которой даны небольшие инструкции в законе.

По общему смыслу трудового законодательства и при проведении аналогии можно сделать вывод о том, что возложение полномочий на сотрудника по проведению экспертизы – это дополнительные трудовые обязанности. Поэтому следует придерживаться норм трудового кодекса, регулирующих процедуру изменения трудовых отношений с работником в связи с изменением его трудовой функции. Напомним, что изменение трудовой функции работника возможно только с его согласия. Если работник согласен на новые условия, то необходимо заключить дополнительное соглашение к его трудовому договору и внести изменения в его должностную инструкцию. Кроме того, не лишним будет разработать внутренний локальный акт в организации, который бы регулировал процедуру проведения экспертизы.

Сам процесс проведения экспертизы в отсутствии специального регулирования можно сопоставить с проверкой поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Данная проверка проводится в соответствии с гражданским законодательством в рамках заключенных соответственно договоров поставки, оказания услуг и подряда (ст. 474, 513, 720 ГК РФ).

Принятые заказчиком товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, контрактом или обычаями делового оборота. В этот же срок товары должны быть проверены по количеству и качеству.

О выявленных несоответствиях или недостатках необходимо письменно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ)

Порядок приемки товаров регулируется:

  1. положениями главы 30 «Купля-продажа» Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  2. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года №П-6;
  3. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года №П-7;
  4. Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года;
  5. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

При приемке товаров по качеству и комплектности должны выполняться требования к качеству товаров, предусмотренные договором или контрактом.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (формы №ТОРГ-2 и №ТОРГ-3), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Акт по форме №ТОРГ-2 применяется при приемке отечественных товаров и составляется в четырех экземплярах.

Акт по форме №ТОРГ-3 применяется в случае получения импортных товаров и составляется в пяти экземплярах.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака, при несоответствии товара стандарту, ТУ или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется оформления расходной накладной (форма №ТОРГ-12).

Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в контракте.

Если контрактом для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции.

Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами.

В акте должно быть указано:

а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);

б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;

в) номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика — номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;

г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;

д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном контрактом, со ссылкой на номер и дату.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и (или) экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы. Акты составляются с участием представителей организаций поставщика.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

В акте отражается состав комиссии с обязательным указанием должности, фамилий и инициалов её членов. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем заказчика.

При приемке работ или услуг заказчик обязан осмотреть результат, удостовериться в его качестве.

Если заказчик принял работу без проверки, он в дальнейшем лишается права ссылаться на явные недостатки работы (ст.720 ГК РФ).

Приемка заказчиком услуг осуществляется в соответствие с условиями контракта и проводится по завершении оказания всего объема услуг или отдельных их этапов, предусмотренных условиями контракта договора, с представлением заказчику четко и правильно оформленной отчетной документации в установленной комплектности и необходимом количестве экземпляров.

При приемке услуг осуществляется определение фактического объема оказанных услуг на соответствие его требованиям контракта.

При приемке качества услуг проверяются свойства и характеристики результатов услуги, придающие услуге способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые производственные и (или) личные потребности, на их соответствие требованиям контракта, соответствующей нормативной и технической документации.

Документы, которые должен оформить Заказчик по результатам экспертизы:

— документ о приемке;

— отчет;

— заключение по результатам экспертизы.

В качестве примеров такого документа можно привести акты приёмки-передачи выполненных работ, приёмки-передачи оказанных услуг и др.

Порядок и сроки приемки и оценки результатов исполнения контракта должны быть указаны в контракте. В соответствии с данными условиями и проводится экспертиза. По результатам экспертизы заказчик должен оформить документ о приемке и подписать его. Если заказчик создал приемочную комиссию, то данный документ подписывает эта комиссия, а заказчик лишь утверждает её. Когда принять исполнение контракта не представляется возможным, то в сроки, установленные контрактом, заказчик направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке.

Заказчик вправе не отказывать в приёмке товара, работы, услуги либо результатов отдельного этапа исполнения контракта, если выявленное несоответствие их условиям контракта не препятствует приёмке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено контрагентом (часть 8 статья 94 Закона №44-ФЗ).

Также обратим внимание, что частью 2 статьи 94 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Важно отметить, что экспертиза проводится не только на предмет соответствия количества и качества поставляемых товаров требованиям контракта, нужно обязательно отразить в экспертном заключении:

— соблюдение промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

— ненадлежащее исполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены.

К сожалению, приходится констатировать, что официальных разъяснений относительно необходимости оформления документов в ходе проведения экспертизы и приемки результатов контракта силами заказчика в данный момент нет.

Законодатель возложил на заказчика обязанность помимо составления документа о приемке, составление отчета, который должен отражать информацию о результатах исполнениях контракта (о поставленном товаре, об оказанной услуге или выполненной работе). Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

На основании части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с «Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения») утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

Данным Постановлением определен срок размещения отчета — семь рабочих дней со дня:

А) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком по отдельному этапу,

Б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке ТРУ, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком,

В) расторжения контракта – со дня, определенного соглашением сторон о расторжения контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению Минэкономразвития России, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет в соответствии с Положением формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.

Каких-либо исключений при составлении отчета по контрактам, заключенным в целях осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.п., Закон № 44-ФЗ не содержит.

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать пункт части 1 статьи 93.

Что понимается под коммунальными услугами

Согласно постановлению правительства №354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

Коммунальный ресурс Коммунальная услуга
Холодная питьевая вода Холодное водоснабжение
Горячая вода Горячее водоснабжение
Сточные воды Водоотведение
Электрическая энергия Электроснабжение
Газ, включая баллоны Газоснабжение
Тепловая энергия Отопление
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

ВАЖНО! С «коммуналкой» по 44-ФЗ часто отождествляют услуги связи, хотя технически они к ней не относятся.

Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2020 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

Наименование коммунальной услуги Специальный нормативно-правовой акт Нормативно-правовой акт, регулирующий цену (тариф)
Водоснабжение Федеральный закон №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» Постановление правительства №406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
Водоотведение
Теплоснабжение Федеральный закон №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» Постановление правительства №1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»
Электроснабжение Федеральный закон №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» Постановление правительства №1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»
Газоснабжение Федеральный закон №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении» Постановление правительства №1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям»
Обращение с отходами Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» Постановление правительства №484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»
Связь Федеральный закон №126-ФЗ от 07.07.2003 Постановление правительства №637 от 24.10.2005 «О госрегулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»

Как выбрать способ определения поставщика

Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

ВАЖНО! Не забудьте потребовать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Есть заказчики, которые закупают тепловую энергию в форме конкурсных процедур для заключения энергосервисного контракта. Подробнее: «Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ».

В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, он:

  • не готовит документацию и извещение;
  • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно гражданскому кодексу;
  • изменяет любые существенные условия заключенного контракта;
  • не применяет условия об ответственности из закона №44-ФЗ и постановления правительства №1042 от 30.08.2017;
  • не включает в контракт обязательные требования ч. 13 ст. 33 закона №44-ФЗ.

Эти преимущества свидетельствует о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

Вид коммунальной услуги Закупка у ед. поставщика Когда выбираем
  • передача электрической энергии;
  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • общедоступная почтовая и электросвязь.
По п. 1 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ
  • закупка услуг сферы деятельности субъектов естественных монополий по ФЗ №147 от 17.08.1995.
  • водоснабжение, водоотведение;
  • теплоснабжение;
  • обращение с ТКО;
  • газоснабжение (за исключением реализации сжиженного газа);
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
По п. 8 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ
  • исполнитель не является субъектом естественной монополии;
  • для ТКО — заказчик входит в зону обслуживания регионального оператора.
  • холодное или горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • обращение с ТКО.
По п. 23 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ
  • когда услуги оказываются другим лицам в этом же здании и заказчик не единственный пользователь ресурсами.
Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии от гарантирующего поставщика электрической энергии По п. 29 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ
  • заключается единый договор продажи электроэнергии;
  • поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков.
Все выше перечисленные По п. 4 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ В контрактном законодательстве указано, можно ли заключить договор на водоснабжение по п. 4 ст. 93 — да, если:

  • цена контракта не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 2 млн руб., или не более 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.
Все выше перечисленные По п. 5 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ
  • цена контракта не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 5 млн руб., или не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.;
  • заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта.

Как составить проект контракта

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

  • цена контракта не обязательно является твердой;
  • для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойка за просрочку считается в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
  • нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34(1) постановления правительства №808 от 08.08.2012; п. 5 постановления правительства №294 от 04.04.2000);
  • государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства №645 от 29.07.2013;
  • при заключении контракта по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства №1156 от 12.11.2016;
  • в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства №442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца; 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца; остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце.
  • договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства №808 от 08.08.2012;
  • в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.

ВАЖНО! С 06.04.2020 до 01.01.2021 поставщики коммунальных ресурсов не вправе взыскивать с заказчиков неустойку за просрочку оплаты (в соответствии с законами о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении).

Как выбрать поставщика коммунальных услуг

Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по Федеральному закону №147-ФЗ от 17.08.1995.

ВАЖНО! Согласно письму ФАС №АЦ/31173/15 от 23.06.2015 нахождение поставщика в реестре субъектов естественных монополий на сайте ФАС не является обязательным условием для заключения договора. Заказчик ориентируется на сферы деятельности из ст. 4 закона №147-ФЗ. Подробнее: «Инструкция по работе с реестром естественных монополий по 44-ФЗ».

2. Вот по какому пункту 44-ФЗ заключить контракт на теплоснабжение — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

  • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
  • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

  • помещение заказчика — нежилое;
  • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
  • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

  • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
  • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

Как запланировать и заключить контракт

Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению №1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
  2. Заключите договор не ранее чем на следующий день после утверждения плана-графика.
  3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ).

Как принять и оплатить услуги

Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

  • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
  • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
  • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
  • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

Разделы:

  • Определение участника госзакупок
  • Получение электронной подписи
  • Создание контрактной службы
  • Назначение контрактного управляющего
  • Способы определения поставщика
    • Общие правила
    • Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Конкурентные (конкурсы; аукционы; запрос котировок; запрос предложений)
  • Составление плана-графика
  • Изучение документации и подготовка заявки
  • Привлечение средств для закупки и ее осуществление
  • Заключение контракта
  • Обеспечение контракта
  • Исполнение контракта
  • Переходные положения

Всегда ли заказчик в ходе исполнения контракта должен проводить экспертизу товара и привлекать для этого сторонних экспертов? Читать ответ

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное проведение экспертизы по результатам каждого этапа исполнения контракта. В наше учреждение поставка отдельных продуктов питания (хлеб, молочная продукция) осуществляется каждый день с оформлением товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Необходимо ли проводить экспертизу поставленного товара при каждой поставке? Читать ответ

При установлении в извещении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, начальная максимальная цена контракта имеет значение? Читать ответ

Нужна ли экспертиза при исполнении контракта с единственным поставщиком? Читать ответ

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы? Читать ответ

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы? Читать ответ

admin