346 2

СТ 346.28 НК РФ.

1. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога
добровольно.
Налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения,
предусмотренный настоящим Кодексом, со следующего календарного года, если иное не
установлено настоящей главой.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату
единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом
органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов
предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) —
по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся
развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего
Кодекса.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

3. Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на
уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения
системы налогообложения, установленной настоящей главой, заявление о постановке на учет
организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального
предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня
получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в
качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации
или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Датой
постановки на учет в качестве налогоплательщика единого налога является дата начала применения
системы налогообложения, установленной настоящей главой, указанная в заявлении о постановке
на учет в качестве налогоплательщика единого налога.
Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им
предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, переходе
на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным подпунктами
1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, осуществляется на основании заявления,
представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения,
или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований,
установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 настоящего Кодекса. Датой снятия
с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях, если иное не установлено
настоящим пунктом, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской
деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, или дата перехода на иной режим
налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти
на общий режим налогообложения по основаниям, установленным пунктом 2.3 статьи 346.26
настоящего Кодекса, соответственно.
Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о
снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии
его с учета, если иное не установлено настоящим пунктом.
При нарушении срока представления налогоплательщиком единого налога заявления о
снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его
с учета в качестве налогоплательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня
месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является
последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета.
Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя
в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации или индивидуального
предпринимателя о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов.

4. На розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30
декабря 2006 года N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации», налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской
деятельности, предусмотренных подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса,
являются управляющие рынком компании.

Комментарий к Ст. 346.28 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает круг субъектов, которые относятся к налогоплательщикам ЕНВД.

На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 346.28 НК РФ к таковым относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 НК РФ.

Важно!

Обращаем внимание, что положениями НК РФ не установлена обязанность налогоплательщиков, изъявивших желание перейти на уплату единого налога, при подаче заявления о постановке на учет в качестве плательщика единого налога подтверждать свое право на применение данного режима налогообложения нормативными или правоустанавливающими документами.

Также не предусмотрена обязанность налоговых органов при постановке на учет данной категории налогоплательщиков требовать от налогоплательщиков представления указанных документов.

В абзаце 2 пункта 1 комментируемой статьи устанавливается важное правило, согласно которому на ЕНВД предприниматели и организации переходят добровольно. До 1 января 2013 года применение данного специального налогового режима было обязательным, если налогоплательщик осуществлял те виды предпринимательской деятельности, которые под него подпадают.

Плательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный НК РФ, со следующего календарного года, если иное не установлено главой 26.3 НК РФ, что регламентировано абзацем 3 пункта 1 статьи 346.28 НК РФ.

Официальная позиция.

В частности, в письме Минфина России от 03.07.2015 N 03-11-06/2/38727 разъясняются особенности перехода налогоплательщика ЕНВД на УСН.

Официальный орган указал, что необходимо учитывать нижеследующее.

В случае перехода налогоплательщика с уплаты ЕНВД на применение УСН в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, следует включить доходы от реализации товаров (работ, услуг), поступившие налогоплательщику в период применения УСН за товары (работы, услуги), реализованные (то есть фактически переданные на возмездной основе) в период применения УСН. Указанные доходы следует учесть в целях налогообложения на дату их поступления.

В то же время расходы на приобретение (оплату) товаров для дальнейшей реализации, произведенные в период применения ЕНВД, при применении УСН не учитываются.

Важно!

Если субъект принял решение перейти с уплаты ЕНВД на иной режим налогообложения со следующего календарного года, то снятие его с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД производится в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 346.28 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 28.05.2015 N 03-11-11/31033 указывается, что индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, при переходе на общий режим налогообложения по деятельности, облагавшейся ранее ЕНВД, должен подать в налоговую инспекцию по месту учета в течение первых пяти рабочих дней нового календарного года (следующего календарного года) заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по указанному виду деятельности по форме N ЕНВД-4, утвержденной Приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. N ММВ-7-6/941@ (для индивидуальных предпринимателей).

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность для предпринимателей и организаций, изъявивших желание перейти на ЕНВД, по постановке на учет в налоговом органе. На учет становятся:

— по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем комментируемого пункта);

— по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 22.04.2015 N ГД-3-3/1667@ обращается внимание, что глава 26.3 НК РФ не содержит норм, определяющих какие-либо особенности постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности, а также порядка исчисления единого налога в зависимости от характера осуществления этой деятельности (через стационарное торговое место или в разъездном режиме через нестационарное торговое место) и периода ее осуществления (ежедневно или в отдельные дни недели).

Согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 346.28 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога.

Форма заявления о постановке на учет организации в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@.

Абзац 1 пункта 3 комментируемой статьи устанавливает срок, равный пяти дням, для подачи заявления в налоговый орган организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на применение ЕНВД. Данный срок исчисляется с момента начала применения данного налогового режима.

Обращаем внимание, что нарушение данного срока влечет административную ответственность, установленную статьей 15.3 КоАП РФ.

Налоговому органу также предоставлен срок, равный пяти дням с момента получения указанного заявления, для выдачи заявителю уведомления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога. Датой постановки на учет в качестве плательщика единого налога является дата начала применения системы налогообложения, установленной настоящей главой, указанная в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика единого налога.

Форма уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

Абзац 3 пункта 3 статьи 346.28 НК РФ регулирует уже порядок и сроки снятия с учета налогоплательщика ЕНВД в случае прекращения им осуществления предпринимательской деятельности, к которой применялся специальный налоговый режим в виде единого налога, а также по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ.

Снятие с учета в такой ситуации осуществляется в заявительном порядке. Формы заявлений о снятии с учета организации в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@.

Такое заявление должно быть представлено в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ.

При этом датой снятия с учета налогоплательщика ЕНВД в указанных случаях, если иное не установлено комментируемым пунктом, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным пунктом 2.3 статьи 346.26 НК РФ, соответственно.

Важно!

Следует обратить внимание, что никаких особенностей по срокам представления налоговой декларации по ЕНВД в случае прекращения налогоплательщиком деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД Кодексом не предусмотрено, поэтому осуществление налоговым органом снятия с учета указанного налогоплательщика только на основании заявления является обоснованным.

Таким образом, при представлении налогоплательщиком, состоявшим на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту нахождения (месту жительства), налоговой декларации после снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД указанный налоговый орган не вправе отказать в принятии такой декларации (на основе письма ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4431@ «Об отражении начислений ЕНВД после снятия налогоплательщика с учета в налоговом органе»).

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике очень распространенной является ситуация, когда налогоплательщик ЕНВД фактически перестал осуществлять предпринимательскую деятельность, к которой применял данный налоговый режим, а заявление в налоговый орган о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД не подал, но при этом не подает в налоговый орган декларации и не уплачивает налог. Доводом таких налогоплательщиков служит вывод, что если они перестали осуществлять такую деятельность, то они автоматически утрачивают статус налогоплательщика ЕНВД.

Такое заблуждение налогоплательщиков ЕНВД порождает множество судебных споров между ними и налоговыми органами, которые по результатам налоговых проверок доначисляют им ЕНВД, пени и штраф. Рассмотрим конкретный пример из арбитражной практики.

Пример.

Так, в Арбитражный суд Уральского округа поступило требование налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, которым ему были начислены ЕНВД, пени, штраф ввиду неисчисления и неуплаты налога за период, когда налогоплательщик фактически не осуществлял соответствующую деятельность.

При исследовании материалов дела судами выявлено, что в спорном налоговом периоде предпринимателем заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД не представлено.

В связи с этим суд в Постановлении от 09.03.2016 N Ф09-93/16 дает разъяснение, что с учетом того, что снятие предпринимателя с учета в качестве плательщика ЕНВД носит заявительный характер, предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ механизм, направленный на прекращение статуса плательщика ЕНВД, подлежит применению как при отказе от ведения соответствующей деятельности, так и при прекращении ее осуществления на определенное время. При отсутствии заявления о снятии с учета налогоплательщик не может считаться утратившим статус плательщика ЕНВД независимо от того, осуществляется ли им деятельность в конкретном налоговом периоде.

Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.

(Определением Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 309-КГ16-6120 отказано в передаче дела N А47-4251/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления.)

Абзац 4 пункта 3 статьи 346.28 НК РФ устанавливает обязанность для налогового органа в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога направить ему уведомление о снятии его с учета, если иное не установлено комментируемым пунктом.

Формы уведомлений о снятии с учета российской организации в налоговом органе и о снятии с учета физического лица в налоговом органе утверждены Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

При нарушении срока представления плательщиком единого налога заявления о снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве плательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление.

Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.28 НК РФ на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон N 271-ФЗ), налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 271-ФЗ розничный рынок — имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Управляющая рынком компания — юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона N 271-ФЗ).

в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса;

14) объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, — здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга;

15) объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, — объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания;

16) открытая площадка — специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

4. В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

5. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. (В редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

6. Патентная система налогообложения не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

7. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн. рублей, если иное не установлено пунктом 8 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

8. Субъекты Российской Федерации вправе:

1) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 248-ФЗ)

11) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 настоящей статьи; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

2) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 248-ФЗ, от 18.07.2019 № 176-ФЗ)

При установлении предусмотренного настоящим подпунктом дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может определяться для групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2019 № 176-ФЗ)

21) устанавливать следующие ограничения для применения патентной системы налогообложения:

по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 настоящей статьи;

по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 настоящей статьи;

по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 — 48 пункта 2 настоящей статьи;

(Подпункт введен — Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

3) устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

на единицу средней численности наемных работников;

на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;

на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 настоящей статьи;

на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 настоящей статьи;

на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 — 48 пункта 2 настоящей статьи;

в зависимости от территории действия патента с учетом положений подпункта 11 настоящего пункта;

(Подпункт в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

4) увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

не более чем в три раза — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 настоящей статьи;

не более чем в пять раз — по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;

не более чем в десять раз — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 настоящей статьи;

5) в целях установления размера единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода объединять в одном патенте виды предпринимательской деятельности в области животноводства, в области растениеводства и (или) услуги, предоставляемые в указанных областях. (Подпункт введен — Федеральный закон от 06.02.2020 № 8-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2021 года)

9. Указанный в пункте 7 настоящей статьи максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

10. Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1) налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

2) налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 настоящего Кодекса). (В редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ)

11. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом:

1) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;

2) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области; (В редакции Федерального закона от 30.03.2016 № 72-ФЗ)

3) при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьями 161 и 1741 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

12. Иные налоги индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные настоящим Кодексом.

(Статья введена — Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ)

Статья 34644. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

(Статья введена — Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ)

Статья 34645. Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения

1. Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 02.12.2013 № 334-ФЗ)

Патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 34643 настоящего Кодекса. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

2. Индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 статьи 34643 настоящего Кодекса) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 34643 настоящего Кодекса и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. (В редакции Федеральных законов от 02.12.2013 № 334-ФЗ; от 21.07.2014 № 244-ФЗ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, заявление на получение патента подается в любой по выбору индивидуального предпринимателя территориальный налоговый орган соответствующего города федерального значения, в котором индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента, кроме случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

В случае, если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.12.2013 № 334-ФЗ)

При отправке заявления на получение патента по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления на получение патента по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.

3. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, а в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ)

4. Основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента является:

1) несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 34643 настоящего Кодекса введена патентная система налогообложения;

2) указание срока действия патента, не соответствующего пункту 5 настоящей статьи;

3) нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи;

4) наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением патентной системы налогообложения; (В редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ)

5) незаполнение обязательных полей в заявлении на получение патента. (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 244-ФЗ)

5. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

6. Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае: (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей;

2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 34643 настоящего Кодекса;

3) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

4) если в течение налогового периода налогоплательщиком, применяющим патентную систему налогообложения по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 и 46 пункта 2 статьи 34643 настоящего Кодекса, была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 34643 настоящего Кодекса. (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

7. Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (упрощенной системой налогообложения, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), а также суммы торгового сбора за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные инд

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2010 г.

См. текст абзаца второго пункта 3 статьи 346.11

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

2. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

8.1) не применяется с 1 января 2017 г.;

8.2) передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 39 НК РФ

В настоящей статье НК РФ дано определение реализации товаров, работ или услуг организацией либо индивидуальным предпринимателем.

Такой реализацией признается соответственно передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуги одним лицом другому лицу.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество (виды объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, п. 2 ст. 38 НК РФ), реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится также имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ (п. 3 ст. 38 НК РФ, ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Под результатами выполненных работ следует понимать материальный результат систематической деятельности, который может быть реализован для удовлетворения потребностей организации и (или) физического лица.

Оказанной услугой для целей налогообложения признается систематическая деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (объекты интеллектуальной деятельности, информация и т.п.), реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (например, получение образования, лечение и т.п.).

Реализация товаров, работ или услуг может быть основана как на возмездной сделке, так и на безвозмездной. Согласно ст. 423 Гражданского кодекса РФ, договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Например, в целях применения НДС согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).

Иностранная валюта в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее в настоящей главе — Закон N 173-ФЗ) — это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Обращение валюты для целей нумизматики считается реализацией товара;

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.

К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (вклады, паевые взносы в уставный (складочный) капитал, паевой фонд) некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация — это юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (фонды, некоммерческие партнерства, садоводческие товарищества и др.);

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При этом сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Ту же цель преследует договор инвестиционного товарищества в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее в настоящей главе — Закон N 335-ФЗ);

5) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее в настоящей главе — Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

К примеру, участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества;

7) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства;

8) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений;

9) изъятие имущества:

а) путем конфискации.

В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации).

В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельные участки, на которых расположены вышеперечисленные объекты, за исключением имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто минимальных размеров оплаты труда;

племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник;

б) наследование имущества.

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное;

в) обращение в собственность иных лиц находки в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ст. 225 Гражданского кодекса РФ). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), в соответствии со ст. 226 Гражданского кодекса РФ могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно нормам ст. 231 Гражданского кодекса РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения — судом.

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи либо кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь (ст. 227 Гражданского кодекса РФ). Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (ст. 227 Гражданского кодекса РФ) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги либо ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка либо иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику;

10) передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей главе — Закон N 310-ФЗ). Настоящее положение применяется, в случае если создание и ликвидация организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ, осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 Закона N 310-ФЗ;

иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом (ст. 43 НК РФ).

admin