32 статья ЖК

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

СТ 32 ЖК РФ.

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Комментарий к Ст. 32 Жилищного кодекса РФ

1, 2, 3, 4. а) Вопросы изъятия земельных участков должны решаться на основе норм земельного, градостроительного и гражданского законодательства.

На основании ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В частности, в случаях необходимости размещения на изымаемых землях объектов федеральных энергетических систем, обороны и безопасности, федеральных транспортных путей, информации и связи, объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог и др.

Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами развития городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Последовательно должны соблюдаться требования ст. 36 — 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно градостроительного регламента, видов разрешенного использования и размеров земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности для строительства.

При наличии права собственности (ч. 5 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации) на землю земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. И в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Собственник земельного участка должен быть письменно уведомлен (не позднее чем за год до предстоящего изъятия) органом, принявшим решение об изъятии (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения (в частности, о выкупной цене) или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением (ст. 280 ГК РФ);

б) выкуп жилого помещения — это, по существу, принудительное изъятие жилого помещения у собственника (за исключением части помещения) на возмездных началах для государственных или муниципальных нужд.

При рассмотрении вопросов, связанных с изъятием жилья у собственника, заинтересованные лица должны иметь документы и данные:

1) решение об отводе земельного участка для государственных или муниципальных нужд <*> (в том числе путем выкупа) с официальными данными, свидетельствующими об отсутствии других возможностей размещения будущих объектов (с соблюдением сроков и порядка уведомления землевладельца);
———————————
<*> Предоставление земельных участков товариществам, обществам, кооперативным общественным объединениям рассматривается как изъятие земли для государственных или муниципальных нужд. Но затраты при этом возмещаются за счет средств этих организаций и объединений.

2) решение об изъятии у собственника жилого помещения путем выкупа, вынесенное компетентным органом государственной власти (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации), администрациями городов и районов.

Решение должно основываться на материалах об отводе, изъятии земельного участка; при этом его законность и обоснованность связаны с последующим этапом государственной регистрации;

3) данные о письменном уведомлении собственника о принятых решениях об изъятии (выкупе) земельного участка, о выкупе жилого помещения с соблюдением требования годичного срока. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления допускается только с учетом интересов собственника и только с его согласия.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться им по своему усмотрению. Собственник вправе, в частности, вселить в жилое помещение лиц, ставших членами его семьи (зятя, невестку, усыновленного и др.) (см. комментарий к п. «ж» ч. 1 ст. 31 Кодекса). Но права распоряжения жильем у него существенно ограничены. Он не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением жилого помещения (договоры купли-продажи, продажи, дарения). Ограничиваются права собственника по заключению договоров аренды (имущественного найма), безвозмездного пользования имуществом. Это очевидно, ибо принято решение об изъятии (выкупе) жилого помещения.

Собственник по своему усмотрению вправе производить необходимые затраты, обеспечивающие рациональное использование жилого помещения. Но при этом он должен проявить осмотрительность, ибо несет риск отнесения на него (как на собственника) при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями (не оправдавшими себя).

6, 7. В письменное соглашение между собственником и компетентным органом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования включаются взаимные обязательства сторон, в частности, по внесению согласованной суммы выкупа, сроку и порядку передачи причитающегося платежа; сроку освобождения жилого помещения собственником (может быть предусмотрено право проживания в изымаемом жилом помещении до приобретения другого жилого помещения), оказанию помощи и содействия собственнику со стороны названных органов в организации перевозок вещей, оборудования, материалов (выделение транспортных средств на возмездных началах).

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включаются:

а) рыночная стоимость <*> жилого помещения (по ценам спроса и предложения, где находится помещение, и на время ведения переговоров по выкупу).
———————————
<*> Под рыночной стоимостью объекта понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

При возникновении сложностей по определению выкупной цены следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 27 февраля 2003 г. <*>). Договором между оценщиком (специалистом в данной области) и заказчиком (собственником жилого помещения и (или) органом при выкупе) может быть предусмотрено проведение оценки конкретного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 9. Ст. 805.

Оценка может быть проведена на основании определения суда, а также по решению уполномоченного органа; при несогласии собственника с оценкой жилого дома необходимо обращаться в суд;

б) рыночная стоимость надворных построек (сарая, бани, теплицы, погреба и других построек, связанных с удовлетворением жилищно-бытовых потребностей собственника и его членов семьи);

в) стоимость плодово-ягодных насаждений, посевов на основе нормативов, утвержденных правительствами республик, органами исполнительной власти краев, областей (субъектов Российской Федерации) <*>;
———————————
<*> Продолжает действовать Постановление Совета Министров РСФСР от 27 января 1984 г. (с изм. от 3 марта 1992 г.) «О возмещении гражданам стоимости принадлежащих им жилых домов, строений и устройств, подлежащих сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, и о порядке определения и утверждения нормативов для оценки плодово-ягодных насаждений и посевов» (СП РСФСР. 1984. N 4. Ст. 28; за исключением п. п. 1, 2; изменений в п. 3 (изменения не опубликованы)).

г) затраты в связи с изменением места проживания, временным пользованием жилым помещением. Сюда входят издержки и расходы по найму транспортных средств, вспомогательной рабочей силы; платежи, связанные с проживанием по договору имущественного найма (поднайма);

д) расходы, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него; с оформлением права собственности (временное прекращение выполнения обязанностей по трудовому договору, оформление отпуска без содержания, платежи при оформлении договоров и их регистрации);

е) затраты и причитающиеся платежи в связи с досрочным прекращением обязательств по гражданско-правовым договорам (вынужденное досрочное прекращение договора аренды (имущественного найма) и выселение нанимателей); вынужденный возврат заранее полученных сумм в счет причитающихся платежей и др.

8. а) По специальному письменному соглашению (договору с собственником жилого помещения) собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, т.е. ту цену, которая образуется из перечисленных пп. «а» — «е». Возмещение оставшейся суммы стоимости жилья или возврат излишней суммы с указанием их срока должны быть предусмотрены в соглашении.

Изымаемое жилое помещение по выкупу при отсутствии споров переходит в полное хозяйственное ведение или оперативное управление органа, непосредственно заинтересованного в сносе в связи с изъятием земельных участков. Собственник жилого помещения не обладает правом на использование материалов, связанных с разборкой и переносом помещения;

б) в этом же специальном соглашении (договоре) должны быть предусмотрены:

— размеры предоставляемого жилья (на праве собственности) с учетом членов семьи, совместно проживающих с собственником, на основе норм предоставления жилья (ч. 1 ст. 50 Кодекса);

— место нахождения предоставляемого жилья (в пределах городской черты, конкретного района и т.п.);

— недопустимость требований об освобождении собственником сносимого дома до реального предоставления ему жилья на праве собственности.

9. При несогласии собственника с изъятием жилого помещения иск органа государственной власти или органа местного самоуправления о выкупе этого помещения подается в суд по месту нахождения сносимого жилого помещения не позднее двухлетнего срока с момента направления собственнику жилого помещения уведомления. При наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен судом по правилам ст. 205 ГК РФ.

При вынесении судом решения об удовлетворении исковых требований о выкупе (и вступлении его в законную силу) собственник и его члены семьи подлежат выселению с предоставлением выделенного жилого помещения (ч. 8 этой статьи) либо без предоставления жилья с указанием порядка и сроков передачи собственнику выкупной суммы (см. комментарий к ст. 35 Кодекса).

10. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категориям ветхих или аварийных утверждаются соответствующими службами по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству <*>.
———————————
<*> Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, как отмечалось, утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г.

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Комиссия после изучения соответствующих представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает решение:

а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;

б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) после проведения капитального ремонта, реконструкции, перепланировки;

в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены.

Орган местного самоуправления в срок не более 10 дней принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания (за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся на праве личной собственности).

Если собственники индивидуальных жилых домов на праве личной собственности не снесли подлежащий сносу дом, то по требованию муниципальных органов такие дома подлежат сносу за счет средств собственников. При отсутствии средств на снос у собственника местные органы власти и управления обязаны оказывать помощь и содействие в сносе таких домов.

При применении этой нормы следует иметь в виду: в ряде случаев здесь допускаются нарушения требований законодательства, т.е. с целью передачи особо ценных земельных участков (в центрах городов, зеленых зонах) предпринимателям-инвесторам компетентные должностные лица-чиновники «подводят» под аварийные дома, вполне пригодные для проживания. Поэтому при наличии признаков необоснованности, незаконности решений об аварийности домов следует обжаловать их в судебном порядке.

Что будет, если государство решит изъять ваш дом для своих нужд? Изучаем статью 32 ЖК РФ «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

Домовладельца подстерегает много опасностей. От пожара, наводнения, урагана и кражи можно застраховаться, но есть еще одна напасть, которая никакой страховкой не лечится: участок, на котором расположен ваш дом, может понадобиться государству. Участок в таком случае изымают, строения на нем сносят. Правда, владельцу полагается компенсация — но не факт, что вам понравится ее размер.

Рисунок: Ирина Фатеева

Как власти облегчают себе жизнь

Изымать землю у владельцев государство могло и раньше, но в последние 10 лет кампании по изъятию земель приобрели массовый характер. В 2004-2006 годах — в Южном Бутово, перед саммитом АТЭС 2012 года — во Владивостоке, перед Олимпиадой 2014 года — в Сочи. Сейчас производится изъятие земельных участков в Новой Москве, при прокладке дублеров автомагистралей в Подмосковье, а также в городах, которые примут чемпионат мира по футболу 2018 года.

Для каждой из этих кампаний ранее издавался специальный законодательный акт, существенно упрощавший процедуру изъятия, прописанную в Гражданском и Земельном кодексе. Но теперь этого властям делать не надо. В конце 2014 года был принят Федеральный закон №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ». Там как раз прописана процедура изъятия земель у собственников властями разных рангов по упрощенной схеме. С апреля 2015 года этот закон вступил в действие. В нем предусмотрено все, чтобы власти без проблем и быстро могли изъять у собственника его участок. Кстати, согласно первоначальному замыслу авторов, этот закон как раз должен был защитить собственника от произвола властей, но благодаря многочисленным доработкам и дополнениям, развернулся в обратную сторону.

Кстати, в законе речь идет не о собственнике, а о правообладателе: кроме собственников, право на компенсацию имеют арендаторы и прочие землепользователи. Вопрос лишь в том, будут ли их права соблюдены в той же степени, что и права собственника. Пока что практика предыдущих изъятий ставит это под сомнение. Хотя и в указанном законе, и в новой редакции статьи 279 ГК РФ кроме прав собственности упоминаются право постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, право аренды и пожизненного наследуемого владения участком.

Как это работает?

Как же происходит процесс избавления правообладателя от принадлежащей ему недвижимости? Сначала на основании генплана развития района, включающего возведение объектов государственного и местного значения, власти формируют перечень участков для изъятия. Сообщение о предстоящем изъятии публикуют в СМИ и на сайте муниципалитета, к которому относятся участки.

Далее власти проверяют документацию и оценивают участок на основании кадастровой стоимости. Затем правообладателю по почте отправляют проект соглашения. В нем указывают сроки и порядок изъятия недвижимости, цену или описание компенсации, порядок ее получения. Это письмо счастья должно быть отправлено правообладателю не позднее семи дней со дня сообщения об изъятии в СМИ. Получил правообладатель это письмо или нет — никого не волнует, время пошло. С этого момента до процедуры изъятия остается ровно три месяца. Если правообладателю повезло, и он все-таки вовремя узнал о предстоящем изъятии, то на этом этапе он может включиться в борьбу за свои интересы. Но опыт показывает, что судиться с властями, пытаясь отстоять свой участок, практически бесполезно. Это возможно лишь в том случае, когда в опубликованном перечне подлежащих изъятию участков вашего нет, и вас хотят лишить земли по ошибке — или же власти по старой привычке решили зарезервировать землицы с запасом. Теперь властям этого делать нельзя, и в этом случае закон будет на вашей стороне.

Если ваш участок действительно попал в перечень, то реально добиться лишь увеличения компенсации до более или менее адекватного размера. Полностью отстоять землю не получится.

Власти должны предложить правообладателю заключить соглашение о выкупе участка. В цену выкупа войдет рыночная стоимость земли, стоимость дома и прочих построек, затраты на переезд и обустройство на новом месте, упущенная выгода. С землей все более-менее ясно. Ее оценят по кадастровой стоимости, которая в последнее время приблизилась к рыночной.

С участком разобрались. Не так просто со всем остальным. Дома и строения должны быть зарегистрированы. Если регистрации у вас нет, то это самострой, компенсации не подлежит. Но даже если регистрация есть, то стоимость строений государственные оценщики частенько занижают процентов на 30%. Поэтому правообладатель имеет право нанять своего оценщика, благо это недорого. Оценщик учитывает цену на аналогичные дома в данном районе и дополнительные плюсы и минусы оцениваемого дома. На основании его экспертного заключения правообладатель может направить властям встречные предложения по размеру компенсации. Например, в виде протокола разногласий к соглашению о выкупе. Если дом застрахован и есть страховой договор, то логично указать цену оттуда, если она устраивает. Сумма затрат на переезд и обустройство и упущенная выгода тоже являются поводом для переговоров с властями. На переговоры правообладателю отпущено три месяца. За это время можно попытаться зарегистрировать еще не зарегистрированные строения — к счастью, дачная амнистия продлена до 2018 года, поэтому для регистрации права нужен только документ, подтверждающий владение землей. А вот делать ремонт дома, реконструкцию и т.д. смысла не имеет, поскольку это в выкупную цену не войдет.

Надо быть готовым к тому, что спор относительно размера компенсации по истечении трех месяцев в итоге будет рассматриваться в суде. Суд, в свою очередь, тоже назначит экспертизу. Задача собственника в этом случае состоит в том, чтобы в качестве эксперта-оценщика был выбран как раз его оценщик. Тогда проблем должно быть меньше.

Кстати, еще один нюанс: вообще-то кадастровая стоимость участка сейчас достаточно близка к рыночной, а в некоторых случаях даже превышает ее из-за существенного падения цен на землю в 2015 году. Но в некоторых районах и даже отдельных садоводческих товариществах она неадекватно низкая. Это плохой симптом — явный признак того, что власти положили глаз на эти участки и собираются сэкономить на компенсации.

Вообще-то компенсация владельцу участка может быть произведена как в денежной форме, так и в натуральной. То есть вместо изъятого участка с домом могут предложить аналогичный в другом месте. Но обычно власти в этом не заинтересованы. Если такое предложение и последует, то оно будет невыгодно для правообладателя. Обычно власти предпочитают расплачиваться деньгами — за исключением случаев, когда изъятый с участком дом является единственным жильем владельца участка. Тогда по закону ему обязаны предложить жилье взамен утраченного. Но тут сразу вспоминаются предолимпийские скандалы в Сочи, когда у людей изымали дома с участками в ста метрах от моря и переселяли в горные поселки. Мотивировка предельно простая: других возможностей нет, предлагаем, что можем — берите, а то и этого не будет. Не хотите? Тогда берите деньгами.

Надо понимать, что конфисковать участок властям не помешает ни отсутствие данных о собственнике в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), ни отсутствие точных границ участка, ни наличие имущественного спора о правах на землю и строения, ни несогласие собственника с размером компенсации. Соответствующие изменения были внесены и в статью 32 ЖК РФ «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

Так что права-то собственник имеет, но принцип, заложенный в новом законе таков: принудительное изъятие — отдельно, спор о компенсации и прочие мелочи — отдельно. Стало быть, землю и жилье изымут, а судиться и добиваться достойной компенсации потом еще можно очень долго.

Зато процесс изъятия существенно ускорился. Раньше по закону должен был пройти год с момента получения собственником проекта соглашения о компенсации до собственно изъятия участка, а теперь этот срок сокращен до трех месяцев плюс время на суд о принудительном изъятии и вступление решения в законную силу.

Одна из немногих хороших новостей для правообладателей — запрещено изымать участки для госнужд, если будущий объект (ЛЭП, трубопровод, дорога и т. д.) не были ранее предусмотрены в генплане поселения. Правда, и тут есть исключения. Участки могут все-таки изъять при создании заповедников и нацпарков, для выполнения международного соглашения, для выполнения работ, связанных с недропользованием, для сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным.

Но новый закон не допускает такого беспредела, какой был учинен в свое время в постановлении по изъятию земельных участков в Новой Москве, когда правительство Москвы дало себе право просто изъять участок в резерв из неизвестно каких соображений.

Тактика владельца изымаемого участка должна быть предельно проста: не растрачивать понапрасну силы, пытаясь отстоять свой участок и дом, а просто постараться получить за них максимальную компенсацию.

Как уже говорилось, правообладатели, не являющиеся собственниками, тоже имеют право на компенсацию. Но все-таки если существует вероятность изъятия участка в связи со строительством в «опасной близости» какого-то объекта государственного или местного значения, то желательно, конечно, озаботиться приватизацией участка заранее, до получения письма счастья о его предстоящем изъятии. Так оно как-то надежнее.

Участки под многоквартирными домами

Под изъятие может попасть и участок с многоквартирным домом. В этом случае в выкупную цену жилого помещения включаются кадастровая стоимость жилого помещения, доля стоимости общего имущества в многоквартирном доме и убытки, которые понес собственник, включая затраты на пользование временным жильем, затраты на поиск нового жилья и переезд, а также, в ряде случаев, упущенная выгода. Собственнику может быть предоставлено вместо изымаемого жилья другое жилое помещение с зачетом его стоимости, исходя из выкупной цены.

В той же статье 32 ЖК РФ регламентируются действия властей при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В этом случае собственникам помещений в доме власти предъявляют довольно безумное требование о сносе или реконструкции за свой счет в течение шести месяцев. Если собственники все-таки умудрятся выполнить это требование, участок останется за ними, и они могут, допустим, построить на нем новый дом. Если им позволят, конечно. При невыполнении требования земельный участок и помещения в таком доме подлежат изъятию для муниципальных нужд. Что интересно, ни о какой компенсации и размере выкупной цены в этом разделе статьи закона не сказано ничего.

Но вообще-то, как показывает практика, помещения в итоге все-таки выкупаются властями у собственников по описанной выше схеме. Тем, кто жил по договору социального найма, предоставляется другое помещение по такому же договору. Конечно, в случае расселения аварийного жилья может быть множество нюансов. Ведь зачастую власти не заинтересованы побыстрее дать новое жилье жильцам аварийных домов, а иногда и вовсе не имеют такой возможности. Включен ли дом в адресную программу по переселению? Какова выкупная цена аварийного жилья? Что считать равнозначным жильем, предоставляемым взамен изымаемого? Как быть с расселением коммуналок из аварийного дома? Вопросов в этом случае масса, но это уже совсем другая история.

Алиса Орлова

Статья 32 ЖК РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
        • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
        • Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
        • Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
        • Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
        • Статья 5. Жилищное законодательство
        • Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
        • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
        • Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
        • Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
        • Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
        • Статья 11. Защита жилищных прав
        • Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
      • Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
        • Статья 15. Объекты жилищных прав
        • Статья 16. Виды жилых помещений
        • Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
        • Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
        • Статья 19. Жилищный фонд
        • Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
        • Статья 21. Страхование жилых помещений
      • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
      • Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
        • Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
        • Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения
        • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
        • Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 33. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
        • Статья 34. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
        • Статья 35. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением
      • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
        • Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 36.1. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
        • Статья 37. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
        • Статья 38. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком доме
        • Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
        • Статья 41. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире
        • Статья 42. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
        • Статья 43. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
        • Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 44.1. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования
        • Статья 47.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы
        • Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
    • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
      • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
        • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
        • Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
        • Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
      • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
        • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
        • Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
        • Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения
        • Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
        • Статья 64. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
        • Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 67. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
        • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
        • Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
        • Статья 73. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
        • Статья 74. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
        • Статья 75. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
        • Статья 76. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 78. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 79. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 80. Временные жильцы
        • Статья 81. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
        • Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
        • Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
        • Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
        • Статья 87.1. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
        • Статья 87.2. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
        • Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
        • Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
    • Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
        • Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.13. Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.14. Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.15. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Раздел III.2. Наемные дома
      • Статья 91.16. Наемный дом
      • Статья 91.17. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
      • Статья 91.18. Учет наемных домов социального использования
      • Статья 91.19. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
      • Статья 91.20. Управление наемным домом
    • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
      • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
        • Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
        • Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
        • Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
        • Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
      • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
        • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
        • Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения
        • Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
        • Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений
        • Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
        • Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
      • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
        • Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
        • Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы
        • Статья 112. Организация жилищного кооператива
        • Статья 113. Устав жилищного кооператива
        • Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива
        • Статья 115. Органы управления жилищного кооператива
        • Статья 116. Управление в жилищном кооперативе
        • Статья 116.1. Требования к должностным лицам жилищного кооператива
        • Статья 117. Общее собрание членов жилищного кооператива
        • Статья 118. Правление жилищного кооператива
        • Статья 119. Председатель правления жилищного кооператива
        • Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
        • Статья 121. Прием в члены жилищного кооператива
        • Статья 122. Реорганизация жилищного кооператива
        • Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
        • Статья 123.1. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
        • Статья 123.2. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива
      • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
        • Статья 124. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
        • Статья 125. Право на пай члена жилищного кооператива
        • Статья 126. Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
        • Статья 127. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 128. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 129. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
        • Статья 130. Прекращение членства в жилищном кооперативе
        • Статья 131. Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
        • Статья 132. Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
        • Статья 133. Выселение бывшего члена жилищного кооператива
        • Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
    • Раздел VI. Товарищество собственников жилья
      • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
        • Статья 135. Товарищество собственников жилья
        • Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
        • Статья 137. Права товарищества собственников жилья
        • Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
        • Статья 139. Утратила силу
        • Статья 140. Реорганизация товарищества собственников жилья
        • Статья 141. Ликвидация товарищества собственников жилья
        • Статья 142. Объединение товариществ собственников жилья
      • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
        • Статья 143. Членство в товариществе собственников жилья
        • Статья 143.1. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья
        • Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
        • Статья 146. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
        • Статья 147. Правление товарищества собственников жилья
        • Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья
        • Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья
        • Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
        • Статья 151. Средства и имущество товарищества собственников жилья
        • Статья 152. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
    • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 156. Размер платы за жилое помещение
      • Статья 156.1. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.2. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
      • Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
      • Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
      • Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
    • Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
      • Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
      • Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
      • Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
      • Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
      • Статья 165. Создание условий для управления многоквартирными домами
    • Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
      • Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
        • Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 167. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 169. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
        • Статья 171. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
        • Статья 172. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
        • Статья 173. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
        • Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта
      • Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
        • Статья 175. Специальный счет
        • Статья 175.1. Специальный депозит
        • Статья 176. Особенности открытия и закрытия специального счета
        • Статья 177. Совершение операций по специальному счету
      • Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 178. Правовое положение регионального оператора
        • Статья 178.1. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора
        • Статья 179. Имущество регионального оператора
        • Статья 180. Функции регионального оператора
        • Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
        • Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 183. Учет фондов капитального ремонта региональным оператором
        • Статья 184. Возврат средств фонда капитального ремонта
        • Статья 185. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора
        • Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
        • Статья 187. Отчетность и аудит регионального оператора
        • Статья 188. Ответственность регионального оператора
      • Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190.1. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения
        • Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта
    • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
      • Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 193. Лицензионные требования
        • Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
        • Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
        • Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
        • Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
        • Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
        • Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
        • Статья 201. Лицензионная комиссия
        • Статья 202. Квалификационный аттестат

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05.04.2017 N 59-АПГ17-1 Об оставлении без изменения решения Амурского областного суда от 28.10.2016, которым удовлетворено заявление в части признания недействующим пункта 4.1 Положения о порядке переселения граждан и обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений и граждан — нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда жилых домов в городе Тынде, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 365.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, нарушение Тындинской городской Думой пределов своих полномочий в области жилищных отношений, а также нарушение жилищных прав административных истцов, в частности, Животягиной И.М., имеющей право бессрочного пользования жилым помещением.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 1-КГ17-6 Требование: О взыскании компенсации за жилое помещение, расходов на регистрацию права собственности на другое помещение, оплату услуг по подбору помещения и проведение оценки. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что жилой дом, в котором находилось принадлежащее ему жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, однако ответчиком не выплачена истцу выкупная стоимость помещения. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как судом не учтено то, что ответчиком процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд нарушена и в связи со сносом жилого дома возможность соблюдения такой процедуры утрачена, жилое помещение истца в результате распорядительных действий ответчика фактически изъято из его владения без предоставления равноценного возмещения.

В обоснование исковых требований указано, что истец по договору купли-продажи от 18 августа 2008 г. является собственником 1/10 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение 25-комнатную квартиру площадью <…> кв. м, расположенную по адресу: <…>, что соответствует двум жилым комнатам N 1 площадью <…> кв. м, N 1а площадью <…> кв. м и вспомогательному помещению площадью <…> кв. м (согласно техническому паспорту жилого помещения квартира N 12). Заключением межведомственной комиссии от 24 января 2008 г. указанный выше жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, после чего снесен. Поскольку предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедура не была соблюдена, компенсация за жилое помещение ей не предоставлена, просила взыскать с ответчика (с учетом уточненных требований) денежную компенсацию за 1/10 доли в праве собственности на указанную квартиру в размере 690 000 руб., а также возмещение расходов на регистрацию права собственности на другое жилое помещение в размере 2 000 руб., на оплату услуг по подбору жилого помещения в размере 50 000 руб., расходы на проведение оценки в сумме 2 000 руб.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 49-АПГ17-7 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.12.2016 о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы».

Ссылки в жалобах на отсутствие нарушений прав истцов несостоятельны. В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 49-АПГ17-9 Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.12.2016, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы».

Ссылки в жалобе на отсутствие нарушений прав административного истца лишены правовых оснований. В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 49-АПГ17-8 Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Башкортостан от 20.12.2016, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы» в части включения в приложение N 1 программы в адресный перечень аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 программы в реестр аварийных многоквартирных домов.

Ссылки в жалобе на отсутствие нарушений прав административного истца несостоятельны. В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 49-АПГ17-4 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.12.2016, которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений приложения N 1 «Адресный перечень аварийных многоквартирных домов» и приложения N 3 «Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения» к адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136.

Согласно статье 2, части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие таких решений и проведение указанных мероприятий по переселению из жилого дома, фактически не являющегося аварийным, вопреки доводам жалобы влечет нарушение прав граждан, проживающих в этом доме.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 49-АПГ17-3 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 06.12.2016, которым были признаны недействующими отдельные положения приложения N 1 «Адресный перечень аварийных многоквартирных домов» и приложения N 3 «Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения» к адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136.

Согласно статье 2, части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие таких решений и проведение указанных мероприятий по переселению из жилого дома, фактически не являющегося аварийным, вопреки доводам жалобы влечет нарушение прав граждан, проживающих в этом доме.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 624-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Билейчук Татьяны Анатольевны и Шугаевой Анастасии Валерьевны на нарушение их конституционных прав частями 1, 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.А. Билейчук и А.В. Шугаева оспаривают конституционность следующих положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации:

части 1, предусматривающей, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;

Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 308-ЭС17-2899 по делу N А53-6366/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о понуждении к заключению соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя и общества, так как стороны не достигли соглашения о выкупе объектов недвижимости, а законодательством не предусмотрена возможность понуждения уполномоченного органа к заключению соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с учетом того, что уполномоченный орган не обращался в суд с требованием о принудительном изъятии земельного участка для публичных нужд.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь статьями 282, 421 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание рекомендации, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя и Общества, поскольку стороны не достигли соглашения о выкупе объектов недвижимости, а действующим законодательством не предусмотрена возможность понуждения уполномоченного органа к заключению соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с учетом того, что уполномоченный орган не обращался в суд с требованием о принудительном изъятии земельного участка для публичных нужд.

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 45-КГ16-30 Требование: Об обязании предоставить жилое помещение в собственность. Обстоятельства: Истцы указали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, дом включен в муниципальную программу по переселению, истцы компенсации за утрату принадлежащего им имущества не получили. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку истцами самостоятельно осуществлен снос многоквартирного дома, ответчиком решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом для муниципальных нужд и жилых помещений данного дома, не принималось, соглашения с собственниками жилья не заключались; суд не учел, что многоквартирный дом исключен из муниципальной программы по переселению.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию г. Екатеринбурга обязанность предоставить Кальметовой К.А., Тупоноговой Н.Б. и Ермолину Е.В. жилые помещения, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, в котором находились принадлежавшие истцам на праве собственности жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, на момент предъявления иска был включен в муниципальную программу «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014 — 2016 годы, однако администрация г. Екатеринбурга не выполнила взятые на себя обязательства по реализации прав собственников помещений аварийного жилья на безопасные условия проживания и обеспечение их жилыми помещениями взамен утраченных. При этом вынося решение, суд отверг доводы ответчика о применении к спорным правоотношениям положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда либо его выкуп.

admin