317 статья УК

Комментарий к статье 317 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность сотрудников правоохранительных органов и их жизнь в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Потерпевшими от посягательства являются сотрудники правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, таможенных органов, ФСО России и др.), которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие (проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, например во внутренних войсках МВД России), а равно их близкие. К последним относятся родители, супруг, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1).
Лица, производящие дознание, следователи, прокуроры, судьи, поскольку они не выполняют указанных в комментируемой статье обязанностей, не могут быть потерпевшими от данного преступления. Посягательство на их жизнь квалифицируется по ст. 295 УК.
2. Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь названных в законе лиц. Под этим понимается убийство либо покушение на убийство. В первом случае должна наступить смерть потерпевшего, во втором этого не требуется, однако в обоих случаях имеется оконченное преступление. Оба варианта квалифицируются только по комментируемой статье. Угроза убийством или неосторожное лишение жизни названных в комментируемой статье лиц квалифицируется не по данной норме, а по ст. ст. 109 либо 318 УК.
Преступление совершается, чтобы воспрепятствовать деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К таковой относится в первую очередь деятельность, направленная на борьбу с преступностью, предупреждение и пресечение правонарушений (патрулирование, поддержание порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, контроль за соблюдением правил паспортной системы и т.п.) и деятельность по защите жизненно важных интересов отдельных граждан и общества от различных угроз (помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, контроль за соблюдением правил обращения с радиоактивными материалами, ядовитыми, взрывчатыми веществами и т.п.).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей (например, при конвоировании осужденного), квалифицируется по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК (либо по ч. 3 ст. 30 и п. “б” ч. 2 ст. 105).
Деятельность, которой воспрепятствует преступник, должна быть законной. Посягательство на жизнь в связи с незаконной деятельностью решается с учетом обстоятельств дела, а также с соблюдением ст. ст. 37 – 39 УК (см. комментарий к этим статьям). Посягательство на жизнь может быть совершено как до выполнения потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и во время либо после их выполнения.
Посягательство на жизнь нескольких представителей власти, совершенное с одной целью, в одном месте, одновременно, образует одно преступление и квалифицируется по одной комментируемой статье <1>.
——————————–
<1> БВС РФ. 2008. N 11. С. 6.

Приготовительные действия к убийству названных потерпевших (приобретение оружия) не охватываются понятием “посягательство” и квалифицируются по ст. 30 и комментируемой статье.
3. Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Лицо осознает общественно опасный характер посягательства и то, что его действия направлены против сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (их близких) именно в связи с указанной в УК целью или мотивом, и желает их совершить. При убийстве необходимо установить также отношение лица к преступным последствиям. Обязательными признаками субъективной стороны альтернативно являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности – стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность – за уже выполненные действия). При отсутствии таковых содеянное следует квалифицировать как преступление против личности.
4. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие рассматриваемое преступление, отвечают за преступления против личности.

Задайте вопрос адвокату и получите быстрый ответ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти, порядка управления и военной службы; дополнительный — отношения в сфере охраны жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, а также их близких;
2) объективная сторона: активные действия, выражающиеся в убийстве (то есть умышленном причинении смерти) или создании опасной для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (или на жизни их близких) ситуации. Способ совершения — применение оружия, предметов, используемых в качестве оружия, отравление, поджег дома или служебного помещения (с заведомо находящимися внутри людьми), создание условий для дорожно-транспортного происшествия и др.;
3) субъект: вменяемое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо совершает активные действия, желая наступления смерти сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или смерти их близких. Одним из обязательных элементов субъективной стороны законодатель назвал цель (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц в одной из сфер их служебной деятельности — по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности) и мотив (месть за такую деятельность). Совершение посягательства из иных побуждений (таких как, например, корысть, зависть, личная неприязнь или месть за иную социальную или общественную деятельность сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (гл.2 — должности в органах внутренних дел, специальные звания);
2) ФЗ «О полиции» (ст. 2 — основные направления деятельности полиции, гл.6 — правовое положение сотрудника полиции, гл.7 — служба в полиции);
3) ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 2 — задачи внутренних войск, ст. 18 — задачи соединений и воинских частей оперативного назначения, специализированных соединений и воинских частей, раздел 3 — военная служба во внутренних войсках);
4) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 42 — воинские должности, ст. 43 — назначение и освобождение от воинских должностей);
5) УПК РФ (п.3 ст. 5 — определение близких лиц, п.4 ст. 5 — определение близких родственников, п.37 — определение родственников);
6) ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 5 — основные направления обеспечения безопасности дорожного движения);
7) ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 23 — охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования);
8) ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 12 — функции (обязанности) таможенных органов);
9) ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 15 — обеспечение безопасности в морском порту);
10) акты Президента РФ:
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 22.11.2012 N 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации»;
— указ от 07.08.2004 N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»;
— указ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»;
— указ от 16.09.99 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;
— 11) акты Правительства РФ:
— постановление от 25.06.2012 N 621 «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации»;
— постановление от 31.12.97 N 1667 «Об утверждении Перечня водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых морские воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации участвуют совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка»;
12) иные подзаконные акты:
— приказ Министра обороны РФ от 27.03.2001 N 130 «Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постоянно работающих на аэродромах, полигонах, технических и стартовых позициях по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов»;
— приказ МВД РФ от 30.12.2005 N 1167 «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
— приказ Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
— приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» (в случаях, когда сопротивление представителю власти оказано лицом после прекращения хулиганских действий, в связи с последующим задержанием, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 213 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за совершенное преступление (по ст. 317 или ст. 318 УК РФ);
2) приговором Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания от 13.03.2012 установлено, что гр.Х. в составе банды совершил кроме других преступлений также несколько посягательств на жизнь военнослужащих, а также несколько посягательств на жизнь сотрудников правоохранительного органа. Гражданин Х. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 210, ст. 317, ч.3 ст. 222, ч.2 ст. 167 УК РФ, ему назначено наказание в виде 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 2 года.

Консультации и комментарии юристов по ст 317 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 317 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Потерпевшими могут быть:

— сотрудники правоохранительных органов — штатные сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, федеральной таможенной службы, органов контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и др.;

— военнослужащие — лица, проходящие службу по контракту или призыву в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указанный статус сохраняется за военнослужащими, прикомандированными в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам, иным предприятиям, учреждениям и организациям;

— близкие указанных лиц — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; лица, состоящие в родстве или свойстве; иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (жених, невеста, сожитель).

2. По кругу потерпевших рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 277 и 295 УК. В первом случае потерпевшим выступает государственный или общественный деятель, посягательство на жизнь которого производится в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; во втором случае — лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование либо исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования их законной деятельности или из мести за нее (см. комментарии к ст. ст. 277, 295 УК).

3. Объективная сторона преступления характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. Посягательство охватывает как убийство, так и покушение на него.

Под названной деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует понимать:

— несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других мероприятий;

— поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий;

— предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

4. Убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное в связи с выполнением указанными лицами своей служебной деятельности, не связанной с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

5. Деятельность потерпевшего должна носить законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.

6. Преступление считается оконченным с момента посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательного признака в законе указаны мотив преступления — месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления — воспрепятствование (т.е. чинить препятствия — не допустить, прервать) законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. Преступление, совершенное по иным мотивам или с иной целью, образует соответствующее преступление против личности.

8. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

См. все связанные документы >>>

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по поводу законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительный объект — жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

2. Потерпевшими от преступления могут быть сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. К сотрудникам правоохранительных органов относятся:

а) сотрудники органов внутренних дел (подразделений патрульно-постовой службы, инспекций по безопасности дорожного движения, дежурных частей, участковые уполномоченные, работники вневедомственной охраны, оперативно-розыскных, научно-технических и других подразделений). Работники других подразделений и служб МВД России (паспортно-визовых, кадровых, штатных и т.п.) могут быть потерпевшими только в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

б) сотрудники ФСБ России, деятельность которых связана с предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на безопасность государства, т.е. с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности;

в) сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

г) сотрудники таможенных органов;

д) сотрудники Федеральной службы охраны РФ.

Военнослужащий — гражданин, проходящий службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , а также гражданин, проходящий военные сборы. Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных формированиях, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД России. Они несут патрульно-постовую службу, совместно с работниками органов внутренних дел обеспечивают общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка во время стихийных бедствий, пожаров, после катастроф и т.д. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, участвующие в охране общественного порядка во время стихийных бедствий, проведения массовых мероприятий или пресечения беспорядков, также могут быть потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 317 УК.

Судьи, прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, судебные приставы не могут быть потерпевшими от рассматриваемого преступления, поскольку они не выполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Посягательство на их жизнь квалифицируется по ст. 295 УК как преступление против правосудия.

Близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего — это близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, дедушка, бабушка, внуки, родные братья, сестры), иные лица, состоящие в близких отношениях с работником правоохранительного органа или военнослужащим (п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК РФ).

3. Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь указанных лиц. Под посягательством на жизнь понимается убийство или покушение на убийство. Следовательно, преступление окончено с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Поэтому применения ст. 30 УК в этом случае не требуется.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом . Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, так как его обязательным признаком являются цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность.

БВС РФ. 1999. N 6. С. 15.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в целях противодействия их незаконной деятельности может быть квалифицировано по другим статьям УК или признано правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны.

При установлении признаков субъективной стороны преступления необходимо выяснить, осознавал ли виновный, что посягает на жизнь именно работника правоохранительного органа или военнослужащего, а также их близких.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Оглавление

Комментарий к ст. 317 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Деяние – покушение на убийство или убийство – должно быть совершено в отношении штатных сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, близких указанных лиц (п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК РФ). Категории военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть потерпевшими от посягательства на их жизнь, определяются исполнением ими функций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В судебной практике под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается несение постовой и патрульной службы в общественных местах, поддержание порядка во время массовых мероприятий, ликвидация последствий общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Деятельность потерпевшего должна носить законный характер.

2. Преступление окончено с момента осуществления действий, образующих покушение любым способом на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и (альтернативно) целями воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить, изменить) или мотивом мести (отплатить) за его прошлую деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

4. Комментируемый запрет следует отграничивать от имеющего с ним сходство по объективным и субъективным признакам убийства (ст. 105), террористического акта (п. “б” ч. 3 ст. 205), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295).

Действия лица от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, должны квалифицироваться по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

Комментарий к статье 317 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Это преступление посягает на законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь указанных лиц, а также их близких.

2. Потерпевшими могут быть следующие лица: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; б) близкие этих лиц.

3. Под сотрудниками правоохранительного органа следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя квалифицируется по ст. 295 УК.

4. Военнослужащие – лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Обязанность по охране общественного порядка осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД РФ. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

5. Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать, например, несение постовой и патрульной службы в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также при ликвидации последствий аварий, общественных или стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. По смыслу комментируемой статьи эта деятельность должна носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность, то содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.

6. Близкими лицами признаются: а) близкие родственники – супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК); б) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супруга или супруги – его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

7. Объективная сторона преступления характеризуется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких, что означает убийство или покушение на убийство указанных лиц.
Приготовление к убийству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащих или их близких следует квалифицировать по ч. 1 ст. 30 УК.

8. Ответственность наступает только в случае, когда посягательство на жизнь совершается в связи с деятельностью сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т.е. по поводу осуществления этими лицами указанных обязанностей. При этом разрыв во времени между действиями виновного и деятельностью по охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности для квалификации значения не имеет. Таким образом, посягательство на жизнь потерпевшего может быть как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

9. Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны являются: а) цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности; б) мотив мести за указанную деятельность.

11. Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

12. Мотив мести за указанную деятельность означает желание лица оплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

13. Анализируемое преступление налицо как в случаях, когда сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий применяет или применял меры воздействия к самому виновному или его близким, так и в случаях, когда посягательство осуществляется только за то, что эти лица принимают или принимали участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. В обоих случаях необходимо установить наличие указанных выше цели или мотива. Данный состав отсутствует, если посягательство совершается только из-за принадлежности этих лиц к правоохранительным органам или внутренним войскам МВД РФ.

14. Причинение вреда здоровью потерпевшего при отсутствии умысла на убийство должно квалифицироваться не как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, а, в зависимости от обстоятельств, по статьям УК, предусматривающим ответственность за другие преступления против порядка управления (например ст. 318) или за преступления против личности.

15. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

Комментарий к статье 317 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

Данный состав преступления является двухобъектным.

Для наличия состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы посягательство было осуществлено на жизнь именно сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д.

Для установления статуса потерпевшего необходимо обращение к конкретным законодательным актам. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Понятие близких лиц рассмотрено применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает, если посягательство на жизнь названных в ней лиц осуществлено в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Деятельность по охране общественного порядка предполагает предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, нарушающих права и законные интересы неопределенно большого круга лиц. Обеспечение общественной безопасности заключается в охране жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (например, обеспечение безопасности воздушных полетов, пресечение массовых беспорядков, предупреждение актов терроризма, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.).

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.
В теории уголовного права под посягательством на жизнь понимается убийство либо покушение на убийство.

Посягательство на жизнь лиц, перечисленных в рассматриваемой статье УК РФ, а равно их близких должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ независимо от того, была ли причинена смерть потерпевшему либо она не наступила в силу причин, не зависящих от воли виновного. По конструкции объективной стороны данный состав преступления является усеченным. Преступление считается оконченным в момент посягательства на жизнь лица, указанного в диспозиции рассматриваемой статьи, поэтому при квалификации таких действий ссылка на ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) не требуется. В то же время факт причинения смерти не требует дополнительной квалификации по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как данное преступление является специальным составом убийства при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Умыслом виновного охватывается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. При прямом законодательном указании на цель преступления субъективная сторона выражается в виде прямого умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти и желал этого.

Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности – стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность – за уже выполненные действия).

Посягательство на жизнь нескольких сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, объединенное едиными умыслом и целью, может образовывать единое преступление.

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет (субъект общий). Если посягательство на указанных выше лиц осуществлено несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, то оно должно квалифицироваться по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ

Другой комментарий к статье 317 УК РФ

1. Потерпевшими могут быть:

— сотрудники правоохранительных органов — штатные сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы охраны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, органов контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и др.;

— военнослужащие — лица, проходящие службу по контракту или призыву в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» <1> указанный статус сохраняется за военнослужащими, прикомандированными в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам, иным предприятиям, учреждениям и организациям;

———————————
<1> БВС РФ. 2000. N 4.

— близкие указанных лиц — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; лица, состоящие в родстве или свойстве; иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (жених, невеста, сожитель).

2. По кругу потерпевших рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 277 и 295 УК. В первом случае потерпевшим выступает государственный или общественный деятель, посягательство на жизнь которого производится в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; во втором случае — лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование либо исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования их законной деятельности или из мести за нее (см. комментарий к ст. ст. 277, 295 УК).

3. Объективная сторона преступления характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. Посягательство охватывает как убийство, так и покушение на него.

Под названной деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует понимать:

— несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других мероприятий;

— поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий;

— предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

4. Убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное в связи с выполнением указанными лицами своей служебной деятельности, не связанной с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

5. Деятельность потерпевшего должна иметь законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.

6. Преступление считается оконченным с момента посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательных признаков в законе указаны мотив преступления — месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления — воспрепятствование (т.е. чинить препятствия — не допустить, прервать) законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. Преступление, совершенное по иным мотивам или с иной целью, образует соответствующее преступление против личности.

8. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Комментарий к Статье 317 УК РФ

1. Преступное посягательство направлено одновременно на два важных объекта: жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких и нормальную деятельность правоохранительных органов.

2. Потерпевшим от преступления может быть только тот сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, который выполняет функции по охране общественного порядка или общественной безопасности. Перечень лиц, на которых распространяется государственная защита, содержится в ст. 2 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 22.08.2004) <1>. Это, например, прокуроры, следователи, сотрудники органов безопасности, работники таможенных органов, органов внутренних дел и др. Находятся под государственной охраной и близкие должностных лиц правоохранительных органов.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607.

2.1. К сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим охрану общественного порядка и общественной безопасности, относятся не только лица, осуществляющие непосредственно физически охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по УД, постановлений органов расследования и прокуроров, но и лица, ведущие оперативно-розыскную деятельность, направленную на пресечение, обнаружение и раскрытие преступлений.

2.2. Потерпевшим от преступления может быть военнослужащий, выполняющий обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Военнослужащие — это лица рядового, офицерского состава, генералы и прапорщики, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, в том числе в пограничных войсках, железнодорожных войсках, внутренних войсках МВД и других войсках и воинских формированиях.

2.3. Близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, выполняющего обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, могут быть не только родственники (родители, дети, братья, сестры и т.д.), но и другие лица, например невеста, жених, друг, т.е. те, кто близок им по иным фактическим основаниям. Для квалификации содеянного по ст. 317 имеют значение не только степень и характер близости, но и намерение виновного отомстить за осуществленную служебную обязанность либо цель — воспрепятствовать указанным в коммент. статье лицам добросовестно заниматься законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

3. Под посягательством на жизнь в данном составе следует понимать не только причинение смерти названным в законе лицам, но и покушение на жизнь. Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь. Причинение только вреда здоровью потерпевшего должно квалифицироваться в зависимости от мотива и цели виновного, ибо одним из объектов преступления, предусмотренного ст. 317, является жизнь указанных лиц.

4. Необходимым элементом объективной стороны состава преступления является то, что посягательство на жизнь указанных в коммент. статье лиц совершается в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т.е. посягательство осуществляется как акт воспрепятствования выполнению ими обязанностей, предписанных нормативными актами, или акт мести за добросовестно осуществленную раньше законную деятельность. Лишение жизни или покушение на причинение смерти названным в ст. 317 лицам, совершенное на почве личных неприязненных взаимоотношений, не может квалифицироваться по коммент. статье, а квалифицируется по ст. 105, 107, 108 в зависимости от конкретных обстоятельств.

5. Комментируемая статья является специальной по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105. При конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317.

6. Под законной деятельностью понимаются такие деяния (действие или бездействие) либо система деяний, которые осуществляются в соответствии с законами или другими нормативными актами. Поэтому посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в связи с незаконной его деятельностью не может квалифицироваться по коммент. статье. В зависимости от обстоятельств оно может быть непротивоправным деянием либо осуществленным с превышением пределов необходимой обороны как ответ на неправомерные действия потерпевшего.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной виной на лишение жизни потерпевшего. Покушение на жизнь работника правоохранительного органа совершается только с прямым умыслом. Необходимым элементом субъективной стороны данного преступления являются мотив и цель. Цель преступления — воспрепятствование посягателем законной деятельности указанных в статье лиц. Мотивом посягательства на жизнь является месть за добросовестно выполненную потерпевшим возложенную на него нормативными актами деятельность.

8. Субъектом преступного посягательства является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Совершение посягательства на жизнь работника правоохранительного органа лицом в возрасте от 14 до 16 лет влечет УО за преступления против жизни по п. «б» ч. 2 ст. 105.

9. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Под сотрудниками правоохранительных органов следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, службы внешней разведки, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Близкими указанных лиц могут считаться лица, перечисленные в п. 3 ст. 5 УПК РФ.

2. Выполнение обязанностей по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности означает, например, несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий, а также при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в виде посягательства на жизнь, под которым понимаются убийство или покушение на убийство указанных в законе лиц.

4. Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны являются специальная цель или мотив преступления.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность представляет собой желание лица отплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Субъектом является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Другой комментарий к статье 317 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом является жизнь конкретного сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего или их близких.

2. Потерпевшие указаны в диспозиции в альтернативной форме; это могут быть: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; в) близкие этих лиц.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся штатные сотрудники различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки РФ, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь государственных деятелей (министра МВД России, директора ФСБ и т.п.) квалифицируется по ст. 277 УК, а посягательство на жизнь лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), квалифицируется по ст. 295 УК.

При этом под исполнением обязанностей по охране общественного порядка следует понимать несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение общественно опасных посягательств. Такая деятельность должна носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность, то содеянное, при наличии к тому оснований, может быть квалифицировано как преступление против личности.

Военнослужащие — лица, проходящие службу в Вооруженных силах РФ, иных войсках или воинских формированиях, которые постоянно или временно осуществляют деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Такие обязанности осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД России. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Близкими указанных лиц признаются: а) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ); б) лица, состоящие в ином родстве или свойстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры, родственники супруга или супруги — его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

3. Объективная сторона состава преступления определяется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство. Такие действия, независимо от наступления преступного результата, следует квалифицировать как оконченное преступление. В этой связи состав преступления является формально-материальным.

4. Посягательство на жизнь потерпевшего может быть совершено как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и после этого, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

5. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

6. Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, и желает этого.

Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны состава преступления являются: а) цель — воспрепятствование законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности; либо б) мотив — месть за указанную деятельность.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность означает такое внутреннее побуждение виновного, которое определяет его стремление расправиться с потерпевшим за осуществленную им деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

admin