306 УК подследственность

КОЛЛЕГИ!!! Реальная ситуация!
В июле 2008 г. в ОВД в один день поступает три заявления от Т. в отношении А., по трем эпизодам 116 и одному эпизоду 119. Милиция благополучно отказывает по 119, а три заявления по 116 направляет мировому судье. В дальнейшем Т. никаких действий по уголовному преследованию не предпринимает, а потому мировой судья возвращает эти три заявления. Все правильно. Таким образом, уголовных дел в отношении А. по этим эпизодам не возбуждается.
В дальнейшем, в сентябре 08 г. при рассмотрении гражданского дела в Верховном Суде, т. дает показания в отношении А. по этим трем эпизодам 116, показав, что а. ей причинял побои.
Верховный Суд в рамках гражданского дела критически оценивает показания свидетеля Т., не доверяет в той части, которой это имеет значение для рассмотрения дела. Решение ВС вступило в законную силу.
Осенью 08 г. прокурор инициирует преследование Т. по 306, поскольку та в июле подала в отношении А. заявления, и основываясь на том, что ВС в своем решени пришел к выводу, что А. не причинял побои, решение вступило в силу, следовательно Т. осуществила ложный донос. К тому же имеются косвенные доказательства, указывающие на то, что преступления, в совершении которых Т. обвинила А. совершило третье лицо — В (акт мед освидетельствования, оъяснения А.).
При изложенных выше обстоятельствах перспектива преследования и приговора по 306 реальна? По моему мнению, лишь приговор (или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию) может устанавливать вину, в данном случае В. в совершении именно преступления. И в этом случае, конечно же, вина Т. в ложном доносе очевидна.
И второй вопрос: как будет определяться подследственность 306, если уголовного дела, в связи с которым возбуждена 306 так и не возбуждено (дело частного обвинения, заявление возвращено), ведь по смыслу ч. 6 ст. 151 УПК РФ, подследственность 306 связана с подследственностью того преступления, по которому сделан ложный донос, т.н. подследственность по связи дел???
Сейчас окончено предварительное следствие следователем ОВД.

ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЙ ДОНОС будет правильным охарактеризовать как преступление против правосудия, предусмотренное статьей 306 УК РФ и заключающееся в сообщении заведомо неправильных, недостоверных сведений либо о готовящемся или уже совершенном преступлении, либо о лице его совершившем, для последующего возбуждения уголовного дела и привлечения к ответственности.
К органам, имеющим право возбудить уголовное дело, относят суды, прокуратуру, органы следствия и дознания, а также государственные и налоговые инспекции, таможни, органы власти, исполнительные органы и иные органы, на которые возложена обязанность передавать сведения о совершении преступлений должностным лицам, полномочным возбудить уголовное дело.

В сообщении может быть указано конкретное лицо или лица, совершившие преступление, либо лишь сам факт преступления, в том числе о приготовлении или покушении на преступление. Это может быть сообщение о преступлении без указания на конкретное лицо, но касающееся конкретного преступления.

Сообщение может быть устным или письменным, анонимным или подписанным реальным именем. Не имеет значения для квалификации преступления факт наличия или отсутствия подписи заявителя.
Заведомо ложный донос совершается с прямым умыслом, так как виновный сознает, что сообщает соответствующим органам заведомо не соответствующие действительности сведения о совершении преступления и желает их сообщить. Мотивами доноса могут быть месть, корысть, желание создать видимость наличия оправдывающих себя обстоятельств в глазах окружающих в связи с каким-либо неодобряемым поведением и другие побуждения.

При этом, заявление о совершении лицом преступления, сообщенное третьим лицам (на собрании или в частном разговоре) или в средствах массовой информации, оценивается как клевета. В качестве примера можно привести сообщение о даче или получении взятки, что в случае не подтверждения будет квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 128.1 УК РФ.

Разграничение заведомо ложного доноса и клеветы заключается, во-первых, в том, что заведомо ложный донос обязательно должен содержать сведения о событии преступления или о лице, его совершившем, а при клевете — любые ложные, позорящие гражданина сведения; во-вторых, при ложном доносе сведения сообщаются в указанные выше органы, правомочные возбудить уголовное дело, а при клевете такие сведения сообщаются любым иным государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, отдельным гражданам; наконец, в-третьих, при ложном доносе цель — привлечение к уголовной ответственности, при клевете — унижение потерпевшего.

Субъектом заведомо ложного доноса является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.
Обвиняемый, совершивший заведомо ложный донос при осуществлении защиты от предъявляемого ему обвинения, не подлежит уголовной ответственности.

Однако, если обвиняемый на допросе дает заведомо ложные показания о совершении каким-либо лицом преступления, не имеющего отношения к тому преступлению, в котором он обвиняется, например, из мести лицу, которое он оговаривает, он может быть привлечен по ст. 306 УК РФ, так как эта ложь не может рассматриваться как средство самозащиты.
Свидетели и потерпевшие, допрошенные по определенному делу и давшие заведомо ложные показания о совершении данного преступления невиновным лицом, не являются субъектами заведомо ложного доноса, а подлежат ответственности за заведомо ложное показание (ст. 307 УК РФ).

Более строгая ответственность предусмотрена за действие, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо с искусственным созданием доказательств обвинения.
Искусственное создание доказательств обвинения — это фальсификация, имитация доказательственных фактов, которые в действительности отсутствуют, или искажение реальных доказательств.

Если доказательства фальсифицирует лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или защитник (последний, например, желая обеспечить алиби своему подзащитному), содеянное влечет ответственность по ст. 303 УК РФ, в остальных случаях виновный подлежит ответственности за ложный донос по ч. 2 ст. 306 УК РФ.

Заведомо ложный донос является оконченным преступлением с момента, когда содержащиеся в нем сведения стали известны органу дознания, следователю, прокурору или суду. Наступление последствий — возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновного — необязательно, хотя и учитывается при назначении наказания.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается во введении в заблуждение органов правосудия, которые тратят время, материальные ресурсы и направляют свои усилия на расследование преступлений, которые на самом деле не совершались. Часто это делается в ущерб расследованию действительных преступлений, чем наносится еще больший вред правосудию. Помимо этого, ложный донос может затрагивать интересы потерпевших и свидетелей, которые будут тратить время на дачу показаний органам расследования, участие в следственных действиях, не говоря уже о тех случаях, когда невиновные в результате ложных доносов привлекались к ответственности, брались под стражу и даже осуждались.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам :

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью ;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью ;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (подпункт «г» введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

4) (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700)

5) (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 329-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4262)

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части ;

2) (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700)

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации ;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации ;

5) (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362)

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 6 введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847; Федерального закона от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 28, ст. 2975; Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 142-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4331);

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи (пункт 7 введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

8) (Пункт 8 введен Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; утратил силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 329-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4262)

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200-1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 9 введен Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 26, ст. 3207).

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215-4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283-1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205-6, 285-1, 285-2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к статье 151

1. Производство предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия осуществляется следователями, в форме дознания соответственно дознавателями, а также следователями (см. п. 1, 7, 8 ч. 3 комментируемой статьи). Для выполнения поставленных перед ними задач в стадии предварительного расследования следователи и дознаватели наделяются необходимыми полномочиями (см. коммент. к ст. 38 и 41).

2. Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Все перечисленные следователи имеют одинаковое процессуальное положение.

На различных уровнях следственных аппаратов существуют должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. Наименование должностного положения не отражается на содержании процессуальных прав и обязанностей следователя, реализуемых при производстве предварительного следствия.

3. Осуществляя уголовное преследование, прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре). В этих случаях происходит выполнение прокурором функции предварительного следствия, но не превращение прокурора в орган предварительного следствия.

4. Предварительное следствие вправе производить начальник следственного отдела, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).

5. Проведение по уголовному делу, по которому обязательно предварительное следствие, расследования в форме дознания является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет возвращение прокурором дела для дополнительного расследования, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК.

6. Производство дознавателями расследования в форме дознания по уголовным делам заключается в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, для выяснения обстоятельств совершения которых закон не требует проведения предварительного следствия.

Как и следователи, все дознаватели независимо от ведомственной принадлежности имеют единый процессуальный статус, выполняют одинаковые процессуальные обязанности и имеют одни и те же процессуальные права. Разница между ними в уголовном процессе обусловлена лишь разграничением их компетенции, обусловленным различием подследственности уголовных дел

7. Подследственность — совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которой закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Различают предметный (родовой), территориальный, персональный, альтернативный (смешанный) и по связи уголовных дел признаки подследственности.

Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от рода преступления, его характера и степени тяжести. Соответственно, в комментируемой статье для каждого органа предварительного расследования строго определены перечни преступлений, отнесенных к их компетенции.

С помощью территориального признака подследственности определяется место производства предварительного расследования в зависимости от того, где конкретное преступление совершено (см. коммент. к ст. 152).

Персональный признак подследственности связан с личностью подозреваемого или обвиняемого лица, его должностным или служебным положением, особым правовым статусом в государстве.

Альтернативный (смешанный) признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Определяемая законом целесообразность расследования некоторых преступлений совместно с другими тесно с ними связанными преступлениями характеризует подследственность по связи уголовных дел.

8. Все признаки подследственности обычно действуют в сочетании друг с другом, позволяя определять оптимальный режим подследственности. Однако в случае возникновения коллизии между персональным и иными признаками подследственности применению подлежит, как правило, персональный признак.

9. К подследственности следователей прокуратуры по предметному признаку отнесены наиболее опасные преступления против личности (убийство, доведение до самоубийства, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и др.), против общественной безопасности и общественного порядка (массовые беспорядки, нарушение правил техники безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, а также при проведении горных, строительных или иных работ и т.п.), ряд преступлений против правосудия и порядка управления, а также против мира и безопасности человечества, все преступления против военной службы. Исключительно следователи прокуратуры расследуют преступления против конституционных прав и свобод граждан.

Персональный признак определяет подследственность следователям прокуратуры уголовных дел о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы ФС РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления, а также судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов. В случае совершения преступлений в отношении указанных лиц предварительное следствие производится также следователями прокуратуры.

10. Следователи военной прокуратуры в соответствии с персональным признаком подследственности проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы военнообязанными, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также по делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Военнослужащими считаются лица, проходящие по призыву или контракту военную службу. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.04.2005) (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 10. Ст. 763, N 14. Ст. 1212)).

11. Поскольку прокурору предоставлено право изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (см. коммент. к ст. 37), следователи прокуратуры по усмотрению прокурора могут производить расследование фактически по любым уголовным делам независимо от наличия ранее перечисленных признаков подследственности. Подобную ситуацию иногда характеризуют как проявление так называемой исключительной подследственности.

12. Следователям органов федеральной службы безопасности подследственны уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы РФ, а также о производстве или распространении оружия массового поражения и т.п.

Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в случае совершения указанных преступлений военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, также относятся к подследственности следователей органов федеральной службы безопасности. Персональный признак подследственности, обусловливающий отнесение данной категории дел к подследственности следователей прокуратуры, в данном случае не применяется, если прокурор не сочтет необходимым принять иное решение.

13. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого, не повлекшего неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений, отнесенных к их компетенции в соответствии с предметным признаком подследственности. Им подследственно большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.

14. Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят предварительное следствие по уголовным делам соответствующей категории. В том числе о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке или сбыте наркотических средств или психотропных веществ, склонении к потреблению указанных средств или веществ, незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и т.п.

15. По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 комментируемой статьи, предварительное следствие может производиться без учета предметного признака подследственности (на основе альтернативности) следователями органа, выявившего указанные преступления.

16. Если после возбуждения уголовного дела выясняется, что подлежащие расследованию следователями определенной ведомственной принадлежности преступления связаны с злоупотреблением служебным положением, превышением должностных полномочий, получением взятки или другими преступлениями, указанными в ч. 6 комментируемой статьи, то предварительное следствие по уголовным делам об этих преступлениях производится теми же следователями.

17. Подследственность уголовных дел, расследуемых в форме дознания, определяется, как правило, по предметному и территориальному признакам. По персональному признаку подследственность при производстве дознания определяется только у следователей прокуратуры (см. п. 7 ч. 3 комментируемой статьи).

18. Органы внутренних дел обладают наиболее широкими возможностями для расследования преступлений в форме дознания, что предопределило отнесение к их подследственности большинства уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не является обязательным.

19. При возникновении необходимости произвести предварительное следствие по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не является обязательным, подследственность определяется прокурором.

20. В случае соединения в одном производстве уголовных дел, по одному из которых обязательно предварительное следствие, а по другому возможно проведение дознания, расследование осуществляется в форме предварительного следствия.

21. При соединении дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, отнесенных к компетенции разных органов предварительного следствия, подследственность определяется прокурором с учетом установленных УПК правил подследственности.

22. Если сочетание признаков подследственности порождает коллизию, устранить которую на основе применения существующих правил подследственности не представляется возможным, например в случае совершения лицом ряда преступлений, подследственных одновременно разным органам предварительного расследования, прокурор вправе разрешить спор о подследственности по своему усмотрению. Направляя уголовное дело соответствующему следователю или дознавателю, прокурор принимает во внимание его компетентность, специализацию, опыт и иные качества, позволяющие качественно и своевременно осуществить предварительное расследование.

admin