288 статья УК РФ

73. Присвоение полномочий должностного лица (288)

  • •Часть 2 ст. 105 ук называет целый ряд обстоятельств, отягчающих ответственность за убийство. Классификация их в соответствии с элементами состава преступления выглядит следующим образом:
  • •4. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111)
  • •5. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.115) и его отличие от нанесение побоев (116)
  • •Побои (ст. 116 ук рф)
  • •6. Побои (116) и квалифицирующие его признаки.
  • •7. Истязание (117)
  • •8. Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью(119) Объект преступления
  • •Объективная сторона преступления
  • •Субъект преступления
  • •Субъективная сторона преступления
  • •9. Оставление в опасности (125)
  • •10. Похищение человека (126) и его отличие от захвата заложника (206). Условие освобождения от уголовной ответственности за похищение человека.
  • •11. Незаконное лишение свободы (127)
  • •12. Торговля людьми ( 127.1)
  • •13.Использование рабского труда ( 127.2)
  • •14. Клевета (129) Отличие клеветы от заведомо ложного доноса и оскорбления.
  • •Клевета (ст. 129 ук рф)
  • •Оскорбление (ст. 130 ук рф)
  • •15. Изнасилование (131)
  • •16. Насильственные действия сексуального характера (132)
  • •17. Квалифицирующие признаки насильственных половых преступлений (ч.2-4 ст.131. 132).
  • •18. Понуждение к действиям сексуального характера (133)
  • •19. Ненасильственные посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних (134,135)
  • •20. Нарушение неприкосновенности частной жизни (137)
  • •21. Нарушение неприкосновенности жилища (139)
  • •22. Нарушение авторских и смежных прав (146)
  • •23. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (150)
  • •24. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (151)
  • •25. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (157)
  • •26. Кража (158) Отличие кражи от грабежа (161)
  • •27. Мошенничество (159) Отличие этого преступления от причинения ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием.
  • •28. Присвоение или растрата (160)
  • •29. Грабеж (161) Отличие грабежа от кражи (158)
  • •30. Разбой (162) Отличие разбоя от насильственного грабежа и вымогательства.
  • •31. Вымогательство (163) и его отличие от разбоя.
  • •32. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребление доверием (165) и его отличие от мошенничества.
  • •33. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (166)
  • •34. Умышленное уничтожение или повреждения имущества (167)
  • •35. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (168)
  • •36. Незаконное предпринимательство (171)
  • •37. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (174)
  • •38. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (174.1) и его отличие от преступления, предусмотренного ст. 174
  • •39. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (175)
  • •40. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (186)
  • •42. Преднамеренное банкротство (196) и его уклонение от фиктивного банкротства.
  • •43. Уклонение гражданина от уплаты налогов (198)
  • •44. Злоупотребление полномочиями (201)
  • •45. Коммерческий подкуп (204) Условие освобождения от угололвной ответственности.
  • •46. Террористический акт (205) Условия освобождения от уголовной ответственности.
  • •47. Захват заложника (206) Условия освобождения от уголовной ответственности.
  • •48. Бандитизм (209) и его отличие от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (208)
  • •49. Организация преступного сообщества (210) Квалифицирующие признаки данного состава.
  • •50. Массовые беспорядки (212)
  • •51. Хулиганство (213)
  • •52. Вандализм (214)
  • •53. Незаконное приобретение. Передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств (222)
  • •54. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. (228)
  • •55. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (228.1)
  • •56. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (230)
  • •57. Вовлечение в занятие проституцией (240)
  • •58. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (242.1)
  • •59. Незаконная добыча водных животных и растений (256)
  • •60. Незаконная охота (258)
  • •61. Незаконная рубка лесных насаждений (260)
  • •62. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (264) и его отличие от нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
  • •63. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (267)
  • •64. Неправомерный доступ к компьютерной информации (272)
  • •65. Государственная измена (275) Условия освобождения от уголовного наказания.
  • •66. Шпионаж (276) Условия освобождения от уголовного наказания.
  • •67. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (277)
  • •68. Диверсия (281) Его отличие от террористического акта.
  • •69. Организация деятельности экстремистской организации (282.2)
  • •70. Утрата документов, содержащих государственную тайну (284) Особенности законодательной конструкции последствий от этого деяния.
  • •71. Злоупотребление должностными полномочиями (285)
  • •72. Превышение должностных полномочий (286) Его отличие от злоупотребления должностными полномочиями.
  • •73. Присвоение полномочий должностного лица (288)
  • •74. Получение взятки (290)
  • •75. Дача взятки (291) Условия освобождения от уголовной ответственности.
  • •76. Посредничество во взяточничестве.
  • •77. Квалифицирующие признаки взяточничества и особенности наказания за него.
  • •78. Служебный подлог (292)
  • •79. Халатность (293)
  • •80. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (301)
  • •81. Фальсификация доказательств (303)
  • •82. Заведомо ложный донос (306) его отличие от квалифицированной клеветы ( ч.3 ст. 129)
  • •83. Побег из места лишения свободы, из под ареста или из-под стражи (313)
  • •84. Укрывательство преступлений (316) Содержание оснований освобождение от ответственности . Отличие от пособничества в преступлении.
  • •85. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества ( 321)
  • •86. Организация незаконной миграции (322.1)
  • •87. Похищения или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (325)
  • •88. Подделка, изготовление иди сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (327)
  • •89. Самоуправство (330)
  • •90. Общая характеристика преступлений против жизни.
  • •91. Общая характеристика преступлений против здоровья личности.
  • •92. Общая характеристика преступлений против чести и свободы личности.
  • •93. Общая характеристика преступлений против половой свободы неприкосновенности личности.
  • •94. Общая характеристика преступлений против политических прав и свобод гражданина.
  • •95. Общая характеристика преступлений против социально – экономических прав и свобод человека и гражданина.
  • •96. Общая характеристика преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина.
  • •97. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.
  • •98. Общая характеристика преступлений против собственности.
  • •99. Хищение: признаки, формы, виды.
  • •100. Общая характеристика преступлений в сфере рынка ценных бумаг.
  • •101. Общая характеристика преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
  • •102. Общая характеристика налоговых преступлений.
  • •103. Общая характеристика преступлений против службы в коммерческих и иных организациях.
  • •104. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности.
  • •105. Общая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • •106. Общая характеристика преступлений против здоровья населения.
  • •107. Общая характеристика преступлений против общественной нравственности.
  • •108. Общая характеристика экологических преступлений.
  • •109. Общая характеристика транспортных преступлений.
  • •110. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
  • •111. Общая характеристика государственных преступлений.
  • •112. Общая характеристика должностных преступлений.

Комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ — на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления — это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, — это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Другой комментарий к статье 288 УК РФ

1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1>, а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <2>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц.

3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

4. Субъект преступления — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.

5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Ст. 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по статье 292 или статье 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (статья 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

admin