190 о теплоснабжении

Summary:

«Появилась надежда, что ситуация в теплоснабжении будет меняться в лучшую сторону…»

Описание:

За три года, прошедших со времени принятия федерального закона о теплоснабжении, кардинальных изменений в отрасли незаметно. Однако профессиональное сообщество прикладывает огромные усилия, чтобы переломить ситуацию, и, не надеясь по большому счету на государство, само решает проблемы в теплоснабжении.

Ключевые слова: теплоснабжение

За три года, прошедших со времени принятия федерального закона о теплоснабжении, кардинальных изменений в отрасли незаметно. Однако профессиональное сообщество прикладывает огромные усилия, чтобы переломить ситуацию, и, не надеясь по большому счету на государство, само решает проблемы в теплоснабжении.

Об этом рассказывает вице-президент НП «Российское теплоснабжение» Ю. В. Яровой.

Каково на данный момент истинное состояние теплоснабжения в России?

Состояние, конечно, тяжелое. Это касается как физического состояния оборудования: очень большой износ и тепловых сетей, и котлов, и тепловых пунктов,– так и организационно-правовой стороны. Скоординированная государственная политика в области теплоснабжения, к сожалению, отсутствует.

Ставшее инициатором и основным разработчиком закона № 190-ФЗ1 НП «Российское теплоснабжение» (далее – НП «РТ») предлагало, чтобы у отрасли был один «хозяин» – какое-то министерство, осуществляющее государственную политику в сфере теплоснабжения. Но были назначены сразу три организации: Минэнерго РФ, Минрегион РФ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В результате каждая из этих организаций отвечает за отдельные вопросы, но ответственного за исполнение закона в целом нет. Возникла ситуация, когда принимаются разные документы – законы, подзаконные акты, часто противоречащие друг другу и не соответствующие жизненной ситуации.

Какова инвестиционная привлекательность отрасли?

Потенциальных инвесторов много и в России, и за рубежом: банки, различные компании, но инвестиций в теплоснабжение пока нет. Сфера теплоснабжения очень привлекательна для инвесторов: поскольку она сейчас не в лучшем состоянии, можно быстро окупить вкладываемые деньги и получать прибыль. Но отсутствуют долговременные узаконенные правила игры. При наличии политической воли инвестиционную привлекательность отрасли можно было бы кардинально улучшить за один год. В этом направлении сейчас предпринимаются определенные действия со стороны правительства.

Какие законодательные документы регулируют теплоснабжение?

В основном это закон № 190-ФЗ, частично – № 261-ФЗ2. Но в России все законы выходят в варианте непрямого действия: в них прописываются концептуальные положения, а чтобы закон заработал, нужны подзаконные нормативно-правовые акты. К закону № 190-ФЗ, например, их требуется около 30. На сегодняшний день большинство из них выпущены, но не все.

Неприятности в теплоснабжении, имеющие место в разных городах, показывают, что отрасль требует внимания, финансирования и соответствующего законодательного обеспечения. И ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Приняты документы3, предусматривающие решение именно тех проблем, которые сегодня актуальны, но которые в упомянутых законах не были отражены.

Например, на органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления возлагаются определенные функции по обеспечению надежности систем теплоснабжения: разработка и утверждение программ для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения, финансируемых из тарифов или бюджетов субъектов; установление целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров для оказываемых услуг при тарифном регулировании в сфере теплоснабжения; осуществление мониторинга разработки и утверждение схем теплоснабжения; осуществление мониторинга показателей, технико-экономического состояния систем теплоснабжения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения; определение целевых и фактических показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в сфере теплоснабжения; установление порядка проведения осмотра сооружений с целью оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания; выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе осмотра нарушений.

Как реализуются принятые в теплоснабжении требования?

Отмечу, что принятия законов недостаточно: к ним нужны методики определения критериев, расчета целевых показателей и т.д. А их разработка требует времени.

Осенью за эту проблему взялся первый вице-премьер А.В. Дворкович. Создана рабочая группа4, которой поручено разработать «дорожную карту» – план мероприятий по наведению порядка в теплоснабжении. Предполагается, что по итогам работы план мероприятий будет подписан тремя вице-премьерами правительства РФ. Это важно, т.к. должна быть единая государственная политика.

Одним из результатов этой деятельности стал «Проект мер по повышению эффективности разработки схем теплоснабжения», представленный министром энергетики. Это важно, поскольку наведение порядка в теплоснабжении и его поддержание предусматривает разработку схемы теплоснабжения для каждого населенного пункта. Это очень непростая процедура: разрабатывается электронная модель, на которой для определения оптимальной схемы проигрываются различные варианты с учетом особенностей развития города. Эти схемы должны быть уже повсеместно разработаны. Однако утверждена только схема теплоснабжения Новосибирска. Сейчас под давлением правительства работа началась: создана комиссия, наблюдательный совет, экспертный совет по экспертизе этих схем.

Законодательно определено, что схемы теплоснабжения городов с населением выше 500 тыс. чел. утверждаются на уровне Минэнерго РФ, а ниже – на уровне региона. Вести реестр проектных организаций, которые могут разрабатывать схемы теплоснабжения, Совет Федерации поручил НП «РТ». Однако реестра до сих пор нет, поскольку, согласно требованию, чтобы попасть в реестр, проектная организация должна иметь хотя бы один выполненный проект, прошедший положительную экспертизу, а таких проектов пока нет.

Схема теплоснабжения – основополагающий документ для теплоснабжения любого города, на основании которого формируется инвестиционная программа. В связи с этим Минэнерго РФ совместно с Минэкономразвития РФ и Минрегионом РФ дано поручение до 1 августа 2013 года разработать и представить Правительству РФ изменения в энергетической стратегии РФ и включить в нее раздел «Государственная политика в сфере теплоснабжения», а также представить до 1 мая 2013 года предложения по созданию федерального исследовательского центра по проблемам теплоснабжения и когенерации. Кроме этого, Минэнерго РФ и Минрегион РФ должны осуществить в порядке исполнения закрепленных за ними полномочий контроль и надзор за соответствием схем теплоснабжения поселений и городских округов установленным требованиям, а также сформировать порядок их разработки и утверждения и т.д.

Будем надеяться, что, так или иначе, порядок в теплоснабжении будет наведен.

Каковы основные проблемы, влияющие на качество теплоснабжения?

Поскольку государство дистанцировалось от решения проблем теплоснабжения, возникла тенденция передачи их решения вниз: в регионы, муниципальные образования и т.д. Конечно, остаются системные проблемы в теплоснабжении, не порученные ни одному из министерств.

Например, умирание когенерации: сегодня теплоэлектроцентрали вынуждены уходить с рынка электроэнергии по своей инициативе. Так сформировалась законодательная база. Есть рынок электроэнергии, а рынка тепловой энергии нет. Сегодня ТЭЦ невыгодно работать в режиме когенерации, и станции переводятся в режим котельных. В режиме когенерации тепловая энергия – сопутствующий продукт и теоретически бесплатная. Но на нее устанавливают тариф, за счет чего снижается стоимость электроэнергии. Разделение этих издержек до сих пор является яблоком раздора с точки зрения интересов отдельных организаций.

Непростая ситуация и с летним остановом. Действительно, хорошо, если ТЭЦ смогут обеспечивать ГВС летом. В Москве, кстати, по инициативе НП «РТ» проводили такой эксперимент: часть районных тепловых станций (РТС) были остановлены, а потребители переведены на теплоснабжение от ТЭЦ. Эффект для государства был колоссальный, но МОЭК на этом потерял.

Ситуация эта классическая: в крупных городах есть ТЭЦ, принадлежащие крупным генерирующим компаниям, и котельные, принадлежащие городу. Имеет место конфликт ведомственных интересов. Город не хочет терять поступления в бюджет от собственных котельных.

Еще одна проблема – нарастающие долги потребителей. И что делать теплоснабжающим организациям? Им же надо закупать топливо, выплачивать зарплату. Уже были случаи прекращения газоснабжения источников тепловой энергии за то, что теплоснабжающие организации не платили за газ.

Есть и проблема качества. Так сложилось, что после выхода закона № 184-ФЗ5 остались обязательными для исполнения только документы, которые касаются безопасности людей, животных и растений. Остальные перешли в разряд рекомендательных, что привело к полной бесконтрольности и безответственности. Доля нарушений в элементах теплоснабжения увеличивается за счет объектов, недавно введенных в эксплуатацию, включая и источники, тепловые сети и пункты. Значит, или проектирование было неважное, или строительство, или изготовление, а обычно все вместе.

Создан совет качества теплоснабжения. Каковы его функции?

Нами сконструирована система, позволяющая обеспечивать нужное качество при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте оборудования, в частности тепловых сетей. В результате был сформирован Совет по инновациям и системе качества на площадке НП «РТ» (далее – Совет).

Вошли в него преимущественно представители крупных теплоснабжающих организаций, которые совместно обеспечивают генерацию тепловой энергии в России в объеме 35–40%.

Созданная система качества состоит из трех элементов. Первый – набор стандартов, охватывающих все этапы жизненного цикла тепловых сетей. Это проектирование, изготовление, строительно-монтажные работы, транспортирование, хранение, требования к компаниям-производителям, методика проведения тендеров, эксплуатация. Стандарты организации НП «РТ» – документы добровольного применения. Второй – реестр организаций, соответствующих действующему законодательству и требованиям системы качества НП «РТ». Третий – декларация, которую претендент на внесение в реестр заполняет и подписывает.

В этих стандартах и декларациях прописаны требования к компаниям, их продукции, услугам, причем более жесткие, чем в действующих НТД.

Совет, во-первых, дает одобрение на внесение какой-то компании в реестр организаций, соответствующих системе качества. Если компания желает войти в реестр, то в соответствии с «Порядком плановых и внеочередных проверок компаний-производителей» организуется комиссия из профессионалов, в которую входит не менее двух представителей конкурирующих компаний, и проводится проверка кандидата на предмет соответствия нашей системе качества. Если проверка прошла успешно и получены положительные отзывы от не менее чем трех теплоснабжающих организаций, с которыми компания-претендент уже работала, все материалы и бюллетень для голосования направляются членам Совета. Компания вносится в реестр только при наличии положительных результатов голосования. Таким образом, сформирована независимая система подтверждения профессиональной пригодности компаний. Купить данный статус невозможно.

Во-вторых, Совет рассматривает и одобряет нормативно-технические документы, стандарты и методики. Недавно был подготовлен стандарт, касающийся порядка проверки заказчиками элементов теплопроводов в пенополиуретановой (ППУ) изоляции, в котором представлена экспресс-методика, позволяющая представителю заказчика, имея лишь два портативных серийных прибора, инструментально определить, является ли металлическая труба в составе готового изделия новой или бывшей в употреблении6.

Начинается разработка комплексных методических документов по устройству и организации эксплуатации тепловых сетей, ППУ-изоляции, пенополимерминеральной (ППМ) изоляции и гибких теплопроводов. Аналогичный документ мы сделали по организации систем учета и регулирования тепловой энергии.

Сейчас ведутся переговоры с теплоснабжающими организациями на предмет присоединения их к системе качества в полном объеме. Уже многие производственные структуры и органы исполнительной власти приняли на вооружение эту систему. Ведется работа по ее юридическому оформлению.

Начата долговременная работа по информированию руководителей теплоснабжающих организаций, муниципальных образований, региональных властей о том, что есть профессионально разработанная система качества и бесплатные нормативно-методические документы. Их можно утвердить в границах ответственности организаций или образований.

Можно сказать, что добровольная система качества, разработанная и признанная профессионалами, начала работать и теперь уже не требуется контроль со стороны Минэнерго РФ, Минрегиона РФ и других организаций. Мы – профессиональное сообщество – сами проголосовали за такой-то документ или такую-то компанию.

Как будет работать система контроля соответствия качества теплоснабжающих компаний в процессе их деятельности?

Сегодня законодательно определено, что за надежность обеспечения функционирования теплоснабжения отвечают органы исполнительной власти. Им предписано оценивать готовность систем к отопительному периоду. Но пока соответствующих механизмов и критериев нет, их нужно создавать. Это обязанность Минрегиона РФ, но, думаю, если это и будет создано, то очень не скоро. Не определено, кто будет выполнять эти поручения. Формально муниципальные образования должны контролировать теплоснабжающие организации, обеспечивать их функционирование.

Что можно сказать о правилах учета тепловой энергии?

К настоящему моменту выпущены основы ценообразования в теплоснабжении7, но к ним должны быть выпущены еще четыре документа Федеральной службы по тарифам. По поводу правил коммерческого учета следует отметить, что по проекту документа Минюстом был высказан ряд замечаний, и Госстрою удалось процедуру утверждения правил перенести на уровень федерального правительства. Вышел закон № 291-ФЗ о внесении изменений в ряд законодательных актов, в том числе в закон № 190-ФЗ. Было установлено, что правила коммерческого учета утверждает федеральное правительство.

К настоящему времени проведена очередная серия согласований с федеральными органами исполнительной власти, и материалы повторно направлены в Минюст РФ на регистрацию.

Можно добавить, что правила разрабатывались большим количеством профессионалов. В НП «РТ» был сформирован экспертный совет, куда вошли представители разных организаций: проектировщиков, научных работников, специалистов Росстандарта, изготовителей оборудования, эксплуатирующих организаций. Это очень непростая тема, тут сталкиваются полярные интересы. Однако считаю, что этот документ был сформирован в максимально объективном варианте. И главное – нам удалось уравнять полномочия и обязанности теплоснабжающих организаций и потребителей.

Достаточно серьезная проблема в настоящее время возникла в вопросах оплаты горячей воды населением. Фактически существуют два товара: холодная вода и тепловая энергия, использованная на нагрев холодной воды. Однако согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»8, оплата горячего водоснабжения рассчитывается на базе такого показателя, как потребление горячей воды в м3. В этом случае, например, расход тепловой энергии полотенцесушителями никак не оплачивается потребителями. Ситуация оказалась настолько острой, что ряд теплоснабжающих организаций оказался на грани банкротства. Есть необходимость все-таки отменить систему оплаты за 1 м3 горячей воды.

Беседу записал Н.В. Шилкин

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

2 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон РФ от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон РФ от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

4 В состав рабочей группы входит президент НП «РТ» В. Г. Семенов.

5 Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

6 По сведениям Российского союза производителей металлических труб, в стране используется от 300 до 400 тыс. т бывших в употреблении труб. На старые трубы, покупаемые дешево, на заводе надевают тепловую изоляцию, на которую дается гарантия. За саму металлическую трубу завод ответственности не несет.

7 Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

8 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Принят Государственной Думой 14 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года

1) в части 1 третье предложение исключить;

2) дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:

«1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

1.2. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

12
сентября
2017

Обзор ключевых изменений законодательства в сфере энергетики в августе 2017

1. Федеральный закон № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Опубликованным 31.07.2017 законом внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ (далее – Закон № 190-ФЗ) и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в сфере теплоснабжения.

В частности, изменения предусматривают:

1. Наличие переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения

Переходный период в ценовых зонах теплоснабжения – период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 Закона № 190-ФЗ, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 Закона № 190-ФЗ.

2. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения

В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:

1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;

3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.

Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются:

1) цены;

2) распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

3) соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с Законом № 190-ФЗ, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

3. Введение ценовых зон теплоснабжения

К ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:

1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;

2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

3) наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения включает в себя в числе прочего обязательства единой теплоснабжающей организации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по исполнению соответствующих обязательств, установленных для них частями 14–18 статьи 23.13 Закона № 190-ФЗ;

4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

Правительство Российской Федерации до 1 июля 2018 года вправе принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия указанным выше критериям (№ 1–4).

После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям № 1, № 3 и № 4.

После 1 июля 2020 года Правительство Российской Федерации проводит анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения, в том числе по вопросам применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, мер антимонопольного регулирования и при необходимости принимает меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.

4. Особенности ценообразования на товары, услуги в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода

После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения к ценам на товары, услуги в сфере теплоснабжения, не подлежащим регулированию, за исключением случаев, указанных в частях 12.1–12.4 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, относятся:

1) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

2) цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

3) цены на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

4) цены на теплоноситель в виде воды, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения;

5) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

6) цены на теплоноситель в виде воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

5. Особенности ценообразования в ценовых зонах теплоснабжения в переходный период

В ценовых зонах теплоснабжения до окончания переходного периода осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьями 7–11 Закона № 190-ФЗ, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом положений части 7.1 статьи 29 Закона № 190-ФЗ.

6. Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается равным такому тарифу до даты достижения равенства предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода.

В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), выше тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается на основании графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с правилами, указанными в части 1 ст. 23.6. Закона № 190-ФЗ, но не ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действовавшего на дату окончания переходного периода.

7. Требования к деятельности единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения

Единая теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность в ценовых зонах теплоснабжения, размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав информации, периодичность и сроки ее размещения определяются Правительством Российской Федерации.

Единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.

8. Особенности заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в ценовых зонах теплоснабжения

В ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурса.

В ценовых зонах теплоснабжения орган, уполномоченный на передачу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до начала проведения в соответствии со статьей 28.1 Закона № 190-ФЗ конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении единую теплоснабжающую организацию, в зоне деятельности которой находятся данные объекты теплоснабжения, о намерении сдать в аренду данные объекты. К указанному извещению прикладывается конкурсная документация.

Если единая теплоснабжающая организация откажется от заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо не сообщит о готовности заключить договор аренды указанных объектов теплоснабжения в течение тридцати календарных дней с даты поступления в ее адрес указанного в части 2 настоящей статьи извещения, орган, уполномоченный на передачу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по истечении этого срока проводит конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на условиях, определенных конкурсной документацией, направленной единой теплоснабжающей организации, в порядке, установленном Законом № 190-ФЗ.

Документ вступил в силу с 31.07.2017

2. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1016

Вступившим в силу с 28.08.2017 постановлением Правительства РФ закреплены особенности применения некоторых актов Правительства РФ по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов.

В частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»:

— до 1 декабря 2017 г. приостанавливается действие пунктов 65(2) и 65(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных указанным постановлением;

— пункт 11 указанного выше постановления, а также пункты 2, 5–7, 63, 65, 65(1) и 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных указанным постановлением, применяются в редакции, действовавшей по состоянию на дату, предшествующую дате вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 863 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» (далее – постановление № 863).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» устанавливается, что до 1 июля 2018 г. раздел II Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных указанным постановлением, применяется в редакции, действовавшей по состоянию на дату, предшествующую дате вступления в силу постановления № 863.

Кроме того, изменения предусматривают, что до 1 июля 2018 г. пункты 11, 49, 85, 86, 91–94, 101, 214, 216 и 244–247 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и приложение № 4 к этим Основным положениям применяются в редакции, действовавшей по состоянию на дату, предшествующую дате вступления в силу постановления № 863.

Указанные изменения также предусматривают, что сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей, сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии, и для группы (подгрупп) «прочие потребители» (менее 150 кВт, от 150 до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт) на период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 31 декабря 2017 г. соответственно для населения и приравненных к нему категорий потребителей, сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии, и для группы (подгрупп) «прочие потребители» (менее 150 кВт, от 150 до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), в том числе в случае установления сбытовых надбавок для группы (подгрупп) «прочие потребители» в виде формулы.

Документ вступил в силу с 28.08.2017

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ
О теплоснабжении

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2020 г.)

О внесении изменений см. Федеральный закон РФ от 24.04.20 г. № 141-ФЗ (см. сроки вступления в силу).

Принят Государственной Думой 9 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 3)

Глава 2. Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения

(статьи 4 — 6)

Глава 3. Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

(статьи 7 — 12.1)

Глава 4. Отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии

(статьи 13 — 19)

Глава 5. Обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения

(статьи 20 — 23.2)

Глава 5.1. Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения

(статьи 23.3 — 23.13)

Глава 6. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения

(статьи 24 — 28)

Глава 6-1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон

(статьи 28-1 — 28-5)

Глава 7. Заключительные положения

(статьи 29 — 30)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

admin