152 УПК РФ подследственность

1. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, а также по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса, производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь.

2. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 124–126, 229, 289–2905, частью 4 статьи 294, частью 4 статьи 295, частью 4 статьи 309, частью 3 статьи 311, частью 3 статьи 322, частью 3 статьи 323, частью 3 статьи 324, частью 2 статьи 333, статьями 356–3613, 373–375 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предварительное следствие производится следователями органов государственной безопасности.

3. Если в ходе расследования будут выявлены преступления, дела о которых относятся к подследственности другого органа предварительного следствия, расследование продолжается органом, его осуществляющим, либо подследственность определяется прокурором.

4. При соединении в одном производстве дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, расследование производится органом, по времени первым возбудившим уголовное дело, либо подследственность определяется прокурором.

5. В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела по мотивированному решению Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, дело может быть передано от одного органа предварительного следствия другому вне зависимости от подследственности.

Дубинина Снежана Владимировна

адъюнкт кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: 89183462968)

О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и специализации следователей различных ведомств Российской Федерации в расследовании преступлений данной категории. Автор отмечает целесообразность передачи функций предварительного расследования по преступлениям, совершенных несовершеннолетними, одному ведомству.

Ключевые слова: преступления, совершенные несовершеннолетними; специализация следователей; органы предварительного расследования РФ; функции органов предварительного расследования РФ.

В последние годы для многих стран мира, включая Российскую Федерацию, преступность несовершеннолетних остается острой проблемой . Международное сообщество, делая акцент на предупреждение и активную борьбу с противоправными действиями несовершеннолетних с одной стороны, также считает важным обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних преступников.

Законодательство многих стран начало выделять судопроизводство в отношении несовершеннолетних в отдельное производство еще на рубеже ХIX-XX веков. Так: «Первый «детский суд» был создан в Чикаго в 1899 г., в Великобритании — в 1908 г., во Франции — в 1914 г. В дореволюционной Украине суды для малолетних были в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Екатеринославе и многих городах западной части Украины, которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи» . Такое выделение уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних способствовало

становлению и развитию ювенальной юстиции, что, в свою очередь, требует подготовки специалистов соответствующего уровня. И это вполне обоснованно, т.к. работа с несовершеннолетними сопряжена с большим объемом, обусловленным специальной процедурой судопроизводства.

Помимо стадии судебного разбирательства, чему посвящена основная часть зарубежного ювенального законодательства, важную роль в случае совершения преступлений несовершеннолетними, играет и стадия досудебного производства.

Действующий УПК РФ предусматривает обе формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних

(предварительное следствие и дознание), тогда как УПК РСФСР была предусмотрена единая форма расследования преступлений несовершеннолетних — предварительное следствие. «Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенными несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков

не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел» .

Считаем, что прежняя позиция законодателя о форме предварительного расследования в отношении несовершеннолетних была более удачна.

Так, срок предварительного следствия составляет 2 месяца (дознания 1 месяц), что дает возможность не только детально изучить личность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), но и возможность назначения и проведения судебно — психиатрической экспертизы, срок производства которой, в целом, составляет около 1 месяца .

Также следует учитывать тот факт, что в органах предварительного следствия МВД предусмотрена соответствующая специализация следователей. Как правило, расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними поручается следователям с опытом работы, старших не только по званию, стажу работы, но и по возрасту. Данный факт позволяет осуществлять расследование эффективнее и результативнее.

Расследование преступлений в отношении несовершеннолетних в форме дознания более упрощённо. Следует согласиться с Марковичевой Е.В., изложившей следующие доводы против проведения дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних:

«1. Ослабление процессуальных гарантий прав несовершеннолетнего обвиняемого;

2. Невозможность в сроки, установленные для дознания, выполнить требования ст. 421 УПК РФ;

3. Нечеткость норм ст. 427 УПК, фактически не указывающих на возможность прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого;

4. Отсутствие у дознавателей надлежащей

подготовки для расследования дел о преступлениях, совершенных

несовершеннолетними, и отсутствие специализации по расследованию уголовных дел

о преступлениях несовершеннолетних в органах дознания;

5. Сложившаяся практика передачи уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, по которому возможно производство дознания, для производства предварительного следствия;

6. Нечеткость правового статуса органов дознания и др.» .

Помимо формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, имеет значение и подведомственность.

1 января 2012 г. вступил в законную силу Федеральный закон РФ № 404-ФЗ от 28.12.2010 года, согласно которого законодатель отнёс расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенными несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних к подследственности следователей Следственного комитета РФ . При этом, расследование уголовных дел небольшой и средней тяжести в отношении несовершеннолетних осталось в компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, законодатель ещё больше разделил функции, связанные с расследованием уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Считаем, что такое разделение нецелесообразно. При этом следует учитывать:

Во-первых, неподготовленность следователей Следственного комитета РФ к расследованию преступлений общеуголовной направленности, которые, как правило, совершают несовершеннолетние.

Во-вторых, учитывая большой объем преступности несовершеннолетних, значительное увеличение нагрузки на следователей при оставлении без изменений штатной численности -что может сказаться на качестве предварительного расследования, привести к волоките по уголовным делам.

В-третьих, отсутствие специализации следователей Следственного комитета по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В-четвертых, отсутствие внутриведомственного взаимодействия, которое характерно для органов предварительного следствия МВД и подразделений органов по делам несовершеннолетних .

Так, в соответствие с Приказом МВД РФ № 323 от 13.05.2003 г. регламентирована следующая процедура организации взаимодействия сотрудников ОВД при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних: «Следователь в 3-х дневный срок направляет информацию о возбуждении уголовного дела в ОПДН по месту жительства несовершеннолетнего; запрашивает из ОПДН имеющиеся сведения о несовершеннолетнем. Сотрудник ОПДН направляет ответ на запрос в 5 -дневный срок. В случае, если несовершеннолетний состоит или ранее состоял на учете в ОПДН, на него составляется подробная справка, в которой сотрудник ОПДН указывает: данные о личности

несовершеннолетнего (дата и основания постановки на учет, сведения о совершенных правонарушениях и принятых мерах, реагирование несовершеннолетнего на эти меры, наличие информации об отклонении в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, отношение к учебе (работе) и другое; сведения о родителях несовершеннолетнего либо законных представителях, отношение их к его воспитанию, влияние на его поведение, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства; сведения о лицах, склоняющих несовершеннолетнего к совершению преступлений и других антиобщественных действий, лицах, оказывающих на несовершеннолетнего положительное и отрицательное влияние; применялись ли к нему меры административного воздействия, выполнены ли возложенные на него судом обязанности; какое преступление и когда было совершено несовершеннолетним, какое наказание назначено судом, какие обязанности были возложены на него судом» . Руководствуясь этим приказом, следователи и дознаватели ОВД формируют большой блок характеризующей информации о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом), то есть более углубленно изучают его личность. Данные положения носят ведомственный характер и следователи Следственного комитета не обязаны его придерживаться, а, возможно, и не знают о его существовании. Кроме того, как показывает практика, взаимодействие внутри одного ведомства более эффективно.

Таким образом, разделение функций расследования преступлений

несовершеннолетних между различными ведомствами, на наш взгляд, нецелесообразно.

Об этом, косвенно, свидетельствует и тенденция международного законодательства, стремящаяся к выделению в особое производство преступлений, совершенных несовершеннолетних. Примером может служить Германия, где в 1908 года были созданы первые ювенальные суды (Франкфурт, Берлин, Кёльн), которые послужили основой развития ювенального права уголовного судопроизводства. В дальнейшем был издан «Закон о судах для несовершеннолетних», который действует и в наши дни.

С учетом изложенного, предлагаем следующее:

1. Вернуть в УПК РФ правило, которое было

предусмотрено УПК РСФСР, об обязательном производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

2. Передать функции предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних одному ведомству. В этом ведомстве должна быть предусмотрена соответствующая специализация следователей, предусмотрена их дополнительная подготовка в виде проведения различных семинаров, круглых столов с участием как сотрудников ОПДН, так и сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и других служб, призванных бороться с преступностью несовершеннолетних.

1. Снижение уровня преступности несовершеннолетних за последние 5 лет произошло на фоне снижения общего количества преступлений в России: общее количество преступлений в 2007 году — 3582541 преступление; в 2008 — 3209862; в 2009 — 2994820; в 2010 — 2628800; в 2011 — 2404807. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления: в 2007 — 131965 несовершеннолетних; в 2008 -107890; в 2009 -85452; в 2010 — 77692; в 2011 — 65963. Электронный ресурс: URL http://www.mvd.ru.

3. Часть 2 ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Агенство «бизнес-информ». М., 1998.

4. «Анкетирование показало, что 64% следователей считают ее назначение и производство наиболее целесообразным по данной категории дел. Специальные психиатрические знания в рамках судебной экспертизы могут использоваться как при проведении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), так и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

Как показал анализ материалов 191 уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних, от общего числа всех назначавшихся и проводившихся судебных экспертиз КСППЭ обвиняемых составили 38%; психиатрические экспертизы

несовершеннолетних обвиняемых составили 13%. Причем все экспертизы назначались по инициативе следователя.» Гвоздева И.С.

Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 10 -12.

6. Электронный ресурс: URL: http://

www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW; n=122887;p=1

7. Далее — ОПДН.

8. Приказ МВД РФ № 323 от 13.05.2003 года «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

2. Kirichek L. V.. «Juvenal justice and prospects of modern pedagogical culture»//Questions justices. 2010. № 4. R 13-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Part 2 art. 126 of the Criminally-remedial code of RSFSR. Agency «business inform». M.: 1998.

6. An electronic resource: URL: http:// www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=122887; p=1

7. Further OPDN.

Законопроект — плохая новость для Следственного комитета, который лишается роли монополиста при расследовании важнейших дел, и адвокатского сообщества — число уголовных дел против адвокатов может возрасти

15 декабря сенатор и бывший полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Алексей Александров внес в Госдуму законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идет о настоящем перевороте в уголовном процессе. Поправки закрепляют серьезные изменения сил в силовом блоке, произошедшие в последние два года. В случае их принятия закончится безусловное лидерство, а по сути монополия Следственного комитета России (СКР) по расследованию ключевых уголовных дел. Законопроект предлагает дать право генпрокурору или его заместителям изымать и передавать на расследование в ФСБ любое выявленное сотрудниками службы уголовное дело или материал проверки.

Борьба за статьи

Все последние годы происходит размывание прежде довольно четких границ подследственности дел разным ведомствам. Раньше было довольно просто: убийства, изнасилования, другие особо тяжкие и представляющие повышенную общественную опасность преступления расследовала прокуратура, основную массу дел — имущественные преступления, насилие, хулиганство, наркотики — полиция. Следователи ФСБ вели редкие дела о шпионаже, терроризме, включая экзотические, доставшиеся в наследство от советского времени, вроде незаконного оборота антиквариата и художественных ценностей. На уровне региона следственные отделы ФСБ могли вести всего два-три уголовных дела в год.

Ситуация стала кардинально меняться с возникновением Следственного комитета (СК) как самостоятельного ведомства и резким ростом политического влияния Александра Бастрыкина в 2007–2012 годах. СКР постоянно наращивал собственную подследственность, отрывая все больше и больше категорий преступлений от МВД. Дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, о налоговых преступлениях и другие постепенно перетекали из компетенции МВД в руки СК. Параллельно с этим увеличивалась роль и влияние ФСБ в части оперативного сопровождения значимых уголовных дел.

К 2016 году сложился своеобразный тандем. Сотрудники ФСБ повсеместно собирают оперативную информацию о преступлениях в сфере экономики, фактах коррупции, экстремизме, а Следственный комитет их расследует. В ход пошла и игра с квалификацией. Например, дела о мошенничестве, традиционно расследуемые полицией, дополнялись квалификацией в виде создания преступного сообщества или должностной статьей, что давало право СК расследовать их самому. Ровно эту же технологию постепенно стала использовать сама ФСБ, под разными предлогами включающая в дела компоненты, связанные с национальной безопасностью, расходом бюджетных средств, терроризмом. Перелом произошел летом 2016 года, когда на фоне дела Шакро Молодого и связанных с ним генералов СКР заговорили о конце доминирования Александра Бастрыкина и Следственного комитета. Уже тогда было очевидно, что на первый план выходит ФСБ, и как результат, служба должна была укрепить свою следственную функцию.

В последнее время все больше и больше политически значимых уголовных дел (в сфере экономики в том числе) стали расследоваться именно следственными управлениями ФСБ. В этом смысле новая законодательная инициатива — давно ожидавшаяся, логичная, фиксирующая нынешнее положение вещей и дающая направление дальнейшего развития отношений между силовиками.

Обвинение и защита​

Конечно, законопроект — очень плохая новость для Следственного комитета, разговоры об упразднении которого появляются вновь и вновь. Одновременно это хорошая новость для Генпрокуратуры, поскольку именно прокуроры будут решать, передавать ли дела для расследования ФСБ. Однако тут возможны варианты. Если следственные функции в той или иной степени вернутся в прокуратуру, то ее политический вес резко усилится. Если же все останется как есть, то вряд ли прокуроры смогут отказывать ФСБ в изъятии любых дел, которые служба захочет расследовать.

Вторая плохая новость для Следственного комитета — то, что законопроект предусматривает передачу ФСБ и уголовных дел, в которых обвиняемыми являются сами следователи. Сегодня преступления сотрудников СКР расследует сам Следственный комитет. Этот конфликт интересов препятствует реализации имеющегося в руках ФСБ компромата. Уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — депутатов, судей, следователей, прокуроров и адвокатов — на особом контроле. За такие раскрытые дела хвалят, повышают по службе, дают премии, звания, награды. И пока их ведет СКР.

Понятно, что самая уязвимая и зачастую раздражающая группа среди перечисленных — это не следователи. По официальным данным, в год расследуется около 60 уголовных дел в отношении адвокатов и в четыре-шесть раз меньше в отношении других категорий. Передача подследственности дел в отношении адвокатов в органы ФСБ, чьи сотрудники одновременно заняты и выявлением преступлений, может резко увеличить количество таких уголовных дел.

Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов»

6) после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст. 157 УПК РФ);

«Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28)

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», внес изменения в «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (изменения в части касающейся статьи 150. Изменен перечень статей, согласно которых по уголовным делам о преступлениях производится дознание).

Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.10.2003 N 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» (вместе с «Инструкцией…», утв. Генпрокуратурой РФ 05.06.2002)

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 N 313-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»>

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел об отдельных преступлениях небольшой и средней тяжести, исчерпывающий перечень которых приводится в части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Указание Генпрокуратуры РФ от 19.12.2011 N 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел»

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Указание Генпрокуратуры РФ N 450/85, МВД РФ N 3 от 28.12.2010 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Указание Генпрокуратуры РФ N 268/85, МВД РФ N 2 от 16.12.2008 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Указание Генпрокуратуры РФ N 399/11, МВД РФ N 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

Перечень 1 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания. Составлен в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 N 137 (ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

9. Используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.01.2008 N 20 (с изм. от 27.01.2011) «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба»

7) после возбуждения уголовного дела производят неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние) (ст. 157 УПК РФ);

admin