15 ЖК РФ

Статья 15. Объекты жилищных прав

СТ 15 ЖК РФ.

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования).

3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Комментарий к Ст. 15 Жилищного кодекса РФ

1, 2. Жилое помещение можно определить и как сооружение, специально построенное (возведенное) или переведенное (с соблюдением норм законодательства <*>) в жилое, пригодное для постоянного проживания граждан.
———————————
<*> Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. // Российская газета. 2006. 10 февраля.

а) Пригодность помещения для постоянного проживания определяется соответствием его санитарным и техническим правилам и нормам.

Соответствие санитарным условиям предполагает нормативную звукоизоляцию помещения, температурно-влажностный режим и отопление, освещение, отсутствие опасных, вредных веществ, нормальную вентиляцию помещения и т.п. <*> Технические требования устанавливаются исходя из единых правил капитального сооружения: его прочности и надежности на длительный период эксплуатации; соответствия нормативным объемно-планировочных параметров (основания, столбы, крыши), инженерной коммуникации; надежной защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды (холода, жары, влаги).
———————————
<*> Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации 24 июля 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 31. Ст. 3295; Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. // Российская газета. 2003. 15 мая.

Соблюдение технических требований предполагает в целом безопасную эксплуатацию жилого помещения для проживающих, включающую в себя также пожарную, биологическую, экологическую безопасности <*>;
———————————
<*> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 34. Ст. 3367.

б) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, жилые помещения должны быть и благоустроенными применительно к уровню обеспеченности граждан коммунальными услугами (водопроводом, канализацией, отоплением, газом, горячим водоснабжением и т.п.) на территории городов и сел <*>.
———————————
<*> Пока законом не определено универсальное понятие «благоустроенное жилое помещение» независимо от условий «данного населенного пункта».

Например, на основании ст. 86 Кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма;

в) не являются жилыми помещения, непригодные для постоянного проживания граждан, особенно в зимнее время: садовые домики, вагончики, охранные будки, бараки, сборно-разборные дома.

Проживание в них на правах найма не может квалифицироваться как жилищные отношения. При решении вопросов, связанных с правами пользования, утраты этих прав нельзя руководствоваться нормами жилищного законодательства. Допустимо применение общих норм договора аренды (имущественного найма).

3. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, и порядок их признания таковым устанавливаются правилами на основе постановления Правительства Российской Федерации.

4. На основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. <*>, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационной характеристики… изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, затрудняющих обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ…
———————————
<*> Российская газета. 2006. 10 февраля.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций… являются непригодными для проживания…

Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях с повышенными показателями санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучения), также признаются непригодными для проживания в порядке, предусмотренном вышеназванным Положением.

5. Действующее жилищное законодательство Российской Федерации исходит из принципа установления общей площади (не полезной) жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд: кладовки, антресоли, ванные, туалеты, кухни, прихожие. Не входят в общую площадь балконы, лоджии, веранды и террасы, если они не подвергнуты переоборудованию и переустройству с целью увеличения размера общей площади жилья (с соблюдением требований ст. 26 Кодекса).

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования).

3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Комментарий к Ст. 15 ЖК РФ

1. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения объектом правоотношения является то, по поводу чего складывается данная правовая связь. Жилищные правоотношения возникают по поводу жилых помещений. Поэтому в ч. 1 комментируемой статьи указано, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым признается изолированное помещение, предназначенное для проживания граждан. Традиционно изолированным признается помещение, имеющее автономный выход в места общего пользования (в коридор, прихожую, на лестничную площадку и т.п.) или на улицу (см. также комментарий к ст. 16 ЖК).

3. На первый взгляд указание на то, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, лишено правового содержания. Тем более что в силу ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав) жилые помещения относятся к недвижимому имуществу. Однако в таком указании есть смысл.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации (статья 131 Гражданского кодекса РФ).

К сожалению, немалое число граждан все еще проживают в сборно-разборных домах, вагончиках, балках и т.п. Такие объекты не являются недвижимым имуществом (нет прочной связи с землей). Отношения по поводу их использования для проживания жилищным законодательством не регулируются (в соответствующих случаях применяются нормы гражданского законодательства о договоре имущественного найма (аренды)). Именно это и подчеркнуто указанием на то, что жилым помещением, т.е. вещью, являющейся объектом жилищных прав, признается помещение, относящееся к недвижимому имуществу.

4. Жилым признается только то помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан. Здесь же (в ч. 2 комментируемой статьи) поясняется, в каких случаях квартира, дом и другие помещения считаются пригодными для постоянного проживания, — они должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Для решения вопроса о соответствии того или иного помещения этим требованиям используются материалы бюро технической инвентаризации, санитарно-эпидемиологических служб, заключения технических (и иных) экспертиз и т.д.

5. Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Правительством РФ, которое Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, расположенные на территории России (п. 2), независимо от формы собственности и не распространяется на жилые помещения, находящиеся в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п. 3).

6. Признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей.

В зависимости от вида жилищного фонда по форме собственности межведомственная комиссия создается соответственно федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. В состав комиссии включаются представители органа, который принял решение о ее создании, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и реабилитации объектов недвижимости. В необходимых случаях привлекаются также представители органов архитектуры, градостроительства и иных соответствующих организаций.

К работе комиссии с правом совещательного голоса привлекается собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Председателем комиссии назначается представитель органа, принявшего решение о ее создании (п. 7 названного Положения).

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения) .
———————————
Приведенные указания о полномочиях межведомственной комиссии, содержащиеся в рассматриваемом Положении, представляются противоречащими закону. Так, признание жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации непригодными для проживания отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Федерации (п. 6 ст. 13 ЖК). Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания должно осуществляться органами местного самоуправления (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК). Понятно, что межведомственная комиссия не может считаться ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления (странно, но в Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. об этой комиссии говорится как об органе (п. 22)).

7. В названном Положении достаточно обстоятельно для акта такого уровня определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (прежде всего с тем, чтобы предупредить риск получения травм, обеспечить удобство и безопасность передвижения и размещения (п. 11)), инженерным системам (п. п. 12 — 14) и т.д. Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем (п. 16); доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта (п. 17); размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23); размещение над комнатами туалета, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование туалета, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях (п. 24), и т.д.

В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30) и пр. При этом нередко формулируются нормативно-технические указания. Так, в жилом помещении на расстоянии 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5 — 1,8 м от пола напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц и индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц не должны превышать соответственно 0,5 кВ/м и 10 мкТл (п. 30); внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м (п. 31).

Естественно, для определения требований, которым должны отвечать жилые помещения, используются и отсылочные нормы. Так, в жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах (п. 27). Аналогичное указание дается и в отношении допустимого уровня инфразвука (п. 28).

В некоторых случаях требования определяются путем отсылки с одновременным установлением некоего предела. Например, в жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октановых полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток — 55 дБ, в ночное — 45 дБ (п. 26).

Иногда требования к жилым помещениям формулируются с использованием оценочных категорий. Так, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения, в частности деформативности (а в железобетонных конструкциях — трещиностойкости), не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования (п. 10).

Таким образом, установление того, соответствует ли помещение требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представляет собой достаточно сложный процесс. Приходится обращаться к большому числу нормативных актов, проводить экспертизы, замеры и т.д. и т.п.

8. В случае, когда в установленном законом порядке возводится жилой дом (здание) и вводится в эксплуатацию, такого акта, как признание данного дома (помещений, в нем находящихся) жилым (жилыми), не требуется. Признание помещения жилым в этом случае ограничивается действиями, опосредующими ввод его в эксплуатацию (в том числе проверяется, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым к жилым помещениям), государственный учет и государственную регистрацию права на него (как на жилое помещение).

Из сказанного следует, что правила, содержащиеся в вышеназванном Положении, утвержденном во исполнение указаний ч. ч. 3, 4 комментируемой статьи, применяются в следующих случаях.

Во-первых, при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое. В частности, такой перевод недопустим, если соответствующее помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие требованиям (ч. 4 ст. 22 ЖК).

Во-вторых, при установлении того, пригодно ли для проживания помещение, используемое в качестве жилья и с точки зрения юридической считающееся жилым помещением.

В-третьих, при решении вопроса о признании находящегося в эксплуатации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

9. Ранее говорилось об объективных, условно говоря, основаниях признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. По-видимому, следует выделять и обстоятельства субъективного характера, могущие свидетельствовать о пригодности (или непригодности) конкретного жилого помещения для проживания конкретных лиц. В Положении, в частности, установлено, что отдельные жилые помещения могут быть признаны непригодными для проживания «инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеваниями креслами-колясками» (п. 54). Как представляется, жилые помещения следовало бы признавать непригодными для проживания определенных категорий граждан при наличии «медицинских критериев» независимо от того, требуются ли кресла-коляски, есть ли они у этих граждан и используются ли они ими.

10. Суммируя изложенное при комментировании правил, содержащихся в ч. ч. 3, 4 настоящей статьи, можно отметить, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения здания в целом или отдельных его частей, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения, имеющие высокий процент физического износа; расположенные в санитарно-защитных, пожаровзрывоопасных промышленных зонах, в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами; после аварии, пожара, стихийного или техногенного бедствия, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения, и т.д.

11. В ранее действовавшем законодательстве обычно придавалось правовое значение не всей (общей) площади квартиры или жилого дома, но только жилой площади. В нее включалась лишь площадь собственно жилых помещений (комнат) и не учитывалась площадь прихожей, коридора, кухни, ванной и т.п. (по ранее принятой терминологии — «подсобных помещений и мест общего пользования»). В настоящее время эти объекты именуются в ЖК РФ (в том числе в ч. 5 комментируемой статьи) «помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд». Например, предоставлялось жилье в пределах нормы жилой площади, т.е. не более чем по 12 кв. м жилой площади на каждого члена семьи (ст. 40 ЖК РСФСР). Оплачивалась только жилая площадь (размер подсобных помещений и мест общего пользования значения не имел).

В последние годы в различного рода правовых актах (в том числе в федеральных законах) все чаще правовое значение стало придаваться не жилой, но общей площади жилого помещения (квартиры, дома). В ЖК РФ эта тенденция получила законченное оформление. Так, учетная норма и норма предоставления устанавливаются исходя из общей (а не жилой) площади жилого помещения (см. ст. 50 ЖК и соответствующий комментарий). Размер платы за наем, за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилья по договорам социального найма и договорам коммерческого найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (см. ч. 2 ст. 156 ЖК и комментарий к ней).

В связи с этим требуется установить, что включается в общую площадь квартиры или иного объекта жилищных прав. Эта задача решается в ч. 5 комментируемой статьи. Суть содержащейся в ней нормы заключается в том, что в общую площадь входит все, что образует данный объект жилищных прав (жилые комнаты, прихожая, коридор, кухня, гардеробная, ванная, туалет и пр.), за исключением указанных здесь же объектов (балконов, лоджий, веранд и террас). Перечень исключений сформулирован императивно и как исчерпывающий, т.е. никаким иным федеральным законом, другим правовым актом или договором нельзя его изменить или дополнить.

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 по делу N 305-ЭС16-3662(4), А41-70014/13 Обстоятельства: Определением заявление об исключении из реестра требований кредиторов должника требований физических лиц о передаче жилых помещений удовлетворено в части. Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как при новом рассмотрении спора суду необходимо сопоставить фактическое состояние спорных объектов с требованиями кредиторов, включенными в реестр, и исключить из реестра только в той части, которая соответствует стоимости переданного.

Возражая против требований компании, кредиторы отмечали, что строительство объекта, в котором расположены квартиры, не завершено, дом не введен в эксплуатацию, к нему не подведены необходимые для проживания коммуникации. По этой же причине спорные квартиры не пригодны для проживания (статьи 15 и 23 Жилищного кодекса Российской Федерации), их качество не соответствует условиям, предусмотренным договорами долевого участия (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего такие квартиры явно не соответствует условиям, предусмотренным в соглашении с застройщиком. Кредиторы также указали, что квартиры были им переданы в фактическое владение за три дня до судебного заседания в суде первой инстанции, в связи с чем у них отсутствовала возможность представить доказательства, свидетельствующие о действительном состоянии предоставленных им помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 18-КГ17-21 Требование: О сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчики являются собственниками земельного участка, на котором с нарушением градостроительных норм возведено самовольное строение. Встречное требование: О признании права собственности на объекты незавершенного строительства. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не установлено, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами.

Установив, что на земельном участке возведены два объекта: трехэтажный дом, обозначенный литерой «Б», общей площадью <…> кв. м и трехэтажный дом под литерой «В» общей площадью <…> кв. м, суды не определили, может ли зона «ОД.1» использоваться для застройки соответствующими объектами, а также то, отвечают ли признакам индивидуального жилого дома, перечисленным в статьях 15 — 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, возведенные объекты.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 432-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Н. Семенов оспаривает конституционность части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2017 N 66-КГ16-14 Требование: О предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении жилого помещения взамен утраченного, на которые он получал отказы в связи с отсутствием у ответчика постоянного и маневренного жилого фонда. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не выяснено, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, а также не проверено, принималось ли ответчиком решение о выселении истца из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2016 N 309-ЭС16-17644 по делу N А60-44242/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив, что подлежащий применению в расчете норматив потребления коммунальной услуги на отопление утвержден исходя из отапливаемой площади жилого фонда, включающей в себя площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров, пришли к выводу о неправомерности расчета ответчиком платы за отопление только исходя из жилой площади жилых помещений.

Руководствуясь частями 2, 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и установив, что подлежащий применению в расчете норматив потребления коммунальной услуги на отопление утвержден исходя из отапливаемой площади жилого фонда, включающей в себя площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров, суды пришли к выводу о неправомерности расчета ответчиком платы за отопление только исходя из жилой площади жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2016 N 304-КГ16-19073 по делу N А46-308/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 16, 30, 37, 135, 153, 154, 156, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что товариществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заинтересованным лицом доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, Жилищному кодексу РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2016 N 305-КГ16-16484 по делу N А41-82271/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании бездействия, обязании принять жилые дома в муниципальную собственность. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении квартир, расположенных в спорных жилых домах, зарегистрировано право собственности граждан, что исключает возможность передачи домов в муниципальную собственность.

При этом, исходя из положений статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», установив, что в отношении квартир, расположенных в спорных жилых домах, зарегистрировано право собственности граждан, что исключает возможность передачи домов в муниципальную собственность, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества «БЭЗ» в полном объеме.

Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 307-ЭС16-15801 по делу N А56-58386/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о признании частично недействительным договора электроснабжения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в отсутствие законодательного запрета согласование сторонами в договоре размера неустойки за просрочку денежного обязательства само по себе не могло служить основанием для признания этого условия недействительным.

Суд округа в своих выводах руководствовался статьями 1, 4, 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах».

Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 N 303-КГ16-15986 по делу N А51-27520/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, так как спорное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 181.3, 181.4, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 20, 44, 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пришел к выводу об обоснованности заявленных Товариществом требований, поскольку спорное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

«Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

Пункт 2 статьи 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

admin