14 6

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Новая редакция Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.

Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний:

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.

При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» признается утратившим силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики). О порядке вступления в силу см. ст. 47 Федерального закона «Об электроэнергетике».

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, указанным Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами.

В переходный период реформирования электроэнергетики в целях государственного регулирования уровня цен (тарифов) на электрическую энергию Правительство РФ одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей с выделением цен (тарифов) для населения. Указанные предельные уровни цен (тарифов) могут быть установлены Правительством РФ с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

В течение переходного периода реформирования электроэнергетики нормы Федерального закона «Об электроэнергетике» применяются к отношениям по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливаются регулируемые государством тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 8 данного Федерального закона тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами РФ.

Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые государством, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте общего пользования, а также установления касающихся провозной платы льгот и преимуществ на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов.

Порядок компенсации потерь в доходах устанавливается Правительством РФ.

Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ.

Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством РФ.

Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются МПС России в печатном издании указанного органа не позднее чем за 10 дней до введения в действие таких изменений; об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, — не позднее чем за пять дней до их введения в действие.

Основы государственного регулирования тарифов на перевозки грузов по территории Российской Федерации, осуществляемые субъектами естественной монополии на федеральном железнодорожном транспорте, определены Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194. Согласно п. 5 — 8 Положения тарифы на грузовые железнодорожные перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и включают в себя в том числе плату за пользование инфраструктурой железных дорог, подвижным составом федерального железнодорожного транспорта. Правила предоставления исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки утверждаются Правительством РФ.

Предоставление исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в случаях, не предусмотренных указанными правилами, а также в индивидуальном порядке не допускается.

МАП России по согласованию с МПС России, Минэкономразвития и Минфином России утверждает обязательные для исполнения всеми субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте нормативно-методические документы по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

В соответствии с п. 12 рассматриваемого Положения государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции МАП России и МПС России на основании решений Комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем:

— утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня;

— контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.

Согласно п. 2, 3 Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 715, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется МАП России.

Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России.

5. Согласно письму ГТК России от 17 мая 2002 г. N 01-06/19136 государственное регулирование цен и тарифов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании правовых актов Президента РФ.

К основным правовым актам в этой области относятся следующие:

— Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

— Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данными актами определены:

— перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;

— перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Отдельными постановлениями Правительства РФ регулируются цены на следующие виды товаров:

— лекарственные средства (Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»);

— газ (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации»);

— этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2001 г. N 467 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья»);

— водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1996 г. N 915);

— алмазное сырье и драгоценные камни (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992 г. N 279 «О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни» в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 773);

— протезно-ортопедические изделия (Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий»).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 88) оптовые цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, и сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России и Минэнерго России.

Пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ Минэкономразвития России предоставлено право издавать нормативно-методические документы по вопросам регулирования указанных цен.

6. Согласно Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021, к регулируемым видам деятельности относятся виды деятельности, при выполнении которых расчеты за поставляемую продукцию (оказываемые услуги) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.

В соответствии с Основными положениями государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:

а) оптовые цены на газ;

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации;

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;

д) тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;

е) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций;

ж) розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.

Государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.

7. Согласно п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — региональные энергетические комиссии.

Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

8. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом порядка ценообразования.

В случае нарушения установленного порядка ценообразования лицензиатом к последнему, независимо от применения мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3;

— должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье, а также к ст. 23.48 КоАП);

admin