131 гражданского кодекса РФ

СТ 131 ВЗК РФ

1. Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.

2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.

3. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.

Комментарий к Статье 131 Воздушного кодекса России

Комментируемая статья 131 ВЗК устанавливает обязательный порядок страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Министерство финансов РФ в свое время дало разъяснение (от 13 мая 1997 г.), что в связи с введением в действие с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса РФ и в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О страховании» и ст. ст. 3, 935 и 936 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование осуществляется в силу федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.

Воздушный кодекс РФ предусмотрел обязательность страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами; жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна; ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна; ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем; ответственности эксплуатанта при авиационных работах. Однако Кодекс не определил порядок и условия проведения данных видов обязательного страхования.

В этой связи страхование, установленное ст. ст. 131 — 135 ВЗК РФ, может осуществляться в добровольной форме в соответствии с договорами, заключаемыми на основании залицензированных правил страхования, в объеме ответственности которых предусмотрено возмещение вреда указанным в этих статьях объектам при наступлении оговоренных в них страховых событий.

Однако данное разъяснение утратило силу с изданием письма Минфина России от 30 апреля 2003 г. N 24-05/25 в связи с выполнением поставленных задач.

Поэтому представляется, что нормы законодательства, устанавливающие для определенных случаев обязательное страхование, адресованы страхователю и, соответственно, обязанностей для другой стороны договора — страховщика — не устанавливает. Для последнего вступление в договорные отношения с лицом, на котором лежит обязанность заключить договор (со страхователем), осуществляется таким же образом, как и с теми, кто заключает договор по собственному желанию.

Примером может служить комментируемая статья 131 Воздушного кодекса России, которая предусматривает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы составляет не менее двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна). Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна (ст. 132 ВЗК РФ), ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133), ответственности перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 Воздушного кодекса). Во всех подобных случаях страхователем выступает перевозчик. Исключение составляет лежащая на эксплуатанте воздушного судна обязанность по страхованию ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ, когда в роли лица, в интересах которого заключается договор страхования, может выступать любой и каждый.

Правовая природа правил страхования остается той же, сами по себе они никоим образом не связывают стороны. По этой причине содержащееся в Правилах страхования (стандартных) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (одобрены на заседании экспертного совета при Министерстве финансов РФ) указание на то, что сами по себе «настоящие Правила становятся неотъемлемой частью договора страхования и обязательными для страховщика и страхователя», не совсем точно. Имеется в виду, что при наличии Закона об обязательном страховании за его пределами Правила становятся обязательными только при наличии в договоре соответствующей к ним отсылки.

Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора. В случаях обязательного страхования заключение договора означает прекращение вытекающего из закона обязательства вследствие его исполнения. Еще более явно указанное различие проявляется в том, что суть страхования как такового составляет юридическая связь между страхователем и страховщиком, в то время как в обязательстве заключить договор страхования, возникшем из закона, страховщик вообще не участвует.

Комментируемой статьей 131 Воздушного кодекса РФ также установлен минимальный размер страховой суммы при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.

СТ 131 ГК РФ

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 Гражданского кодекса РФ

1. По смыслу комментируемой статьи ГК РФ в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. О понятии недвижимых вещей см. комментарий к ст. 130 ГК РФ.

Государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными органами, в Едином государственном реестре, в частности, подлежат:

— право собственности;

— право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления;

— право пожизненного наследуемого владения;

— право постоянного пользования;

— ипотека;

— сервитуты;

— иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Так, например, согласно ч. 3 ст. 33 ЖК РФ гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа.

Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).

По состоянию на 01.08.2016 основным актом, регулирующим в соответствии с ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав, является ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Однако здесь необходимо принимать во внимание ряд следующих изменений:

1) с 01.01.2017 в основной части (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки) вступает в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, с 01.01.2017 кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся на сегодняшний день в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В ЕГРН, в частности, войдут реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ (сведения о границах в настоящее время содержатся в кадастре недвижимости). Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах. Отметим, что на сегодняшний день кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, при этом последние имеют приоритет;

2) согласно ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы. Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. По состоянию на 01.08.2016 государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), а кадастровый учет — подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ;

3) в силу ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный до дня вступления в силу данного Закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Также по вопросу особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях см. ст. 70 указанного Закона;

4) со дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (см. ч. 6 ст. 72 данного Закона) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 данного Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Из чего следует, что осуществлять перерегистрацию ранее учтенных объектов недвижимости не нужно;

5) согласно ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»:

а) с 01.01.2017 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменит свое наименование — ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и будет регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

б) с 01.01.2017 признаны утратившими силу главы I — IV, ст. 31 и глава VI ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

в) с 01.01.2020 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признан утратившим силу.

2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида).

Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. В соответствии с данным Законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВзК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством РФ.

В рамках ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.

3. В силу п. 3 комментируемой статьи на уполномоченный государственный орган возложена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:

1) выдача документа о зарегистрированном праве;

2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.

4. Информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется уполномоченным органом любому лицу, к нему обратившемуся. Такая информация предоставляется в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Обратим внимание, что любому лицу предоставляется только та информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, которая признана общедоступной. Сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав только по запросам субъектов, имеющих право на получение соответствующей информации.

Более подробно аспекты предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы в гл. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Судебная практика по ст. 131 ГК РФ:

— Определение КС РФ от 22.12.2015 N 2791-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Лаптевой Нажмии Мухамедовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 292, статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 198, 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Определение КС РФ от 23.06.2015 N 1529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом «к» пункта 9, подпунктом «к» пункта 21, подпунктом «е» пункта 45 и пунктом 46 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 17, 38);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (см. п. 1).

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2017 N 310-ЭС17-6621 по делу N А23-7172/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании отсутствующим права собственности РФ на земельные участки. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки нарушает право собственности истца на земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2017 N 301-КГ17-758 по делу N А43-35374/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий по государственной регистрации ограничений/обременений (залога в силу закона) права собственности на объект недвижимости. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку требования заявителя о признании незаконным действия фактически направлены на оспаривание зарегистрированного обременения спорного земельного участка залогом в силу закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав, в том числе ипотека.

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 310-КГ17-4560 по делу N А68-3677/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прав. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что срок договора аренды земельных участков истек, и соглашение о продлении срока договора представлено в регистрирующий орган не было.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 450, пунктом 1 статьи 452, пунктами 1, 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, пунктами 1, 2 статьи 16, статьей 17, пунктом 1 статьи 20, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд округа в удовлетворении требования отказал.

Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 306-ЭС17-2124 по делу N А57-3068/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании зарегистрировать право собственности. Решение: Дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что сделка об отступном заключена в надлежащей форме, исполнена сторонами, партнерство владеет и пользуется спорным имуществом на правах собственника, но при этом в связи с ликвидацией прежнего собственника имущества, оно лишено возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на него, считает, что отсутствуют законные основания для отказа в удовлетворении заявленных им требований.

Отказывая партнерству в удовлетворении заявленного им требования, суды руководствовались положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 8, 58, пункта 1 статьи 131, пункта 2 статьи 218, статей 223, 551, 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), разъяснениями, изложенными в пунктах 60, 61, 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление N 10/22) и исходили из того, что партнерством не представлены доказательства возникновения права собственности общества на спорный объект недвижимости. Поскольку общество в порядке, предусмотренном действующим законодательством на момент заключения договора о предоставлении отступного от 15.12.1997, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ при заключении договора займа с залоговым обеспечением от 10.05.2003 и соглашения об отступном от 11.06.2003, не зарегистрировало право собственности на спорное нежилое строение, суды пришли к выводу о том, что у общества права собственности на спорное имущество не возникло, в связи с чем оно не могло перейти к партнерству.

Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 308-ЭС17-3880 по делу N А53-25791/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что установлен факт пользования ответчиком в спорный период земельным участком в отсутствие надлежащим образом оформленных прав на него.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт пользования обществом в спорный период земельным участком в отсутствие надлежащим образом оформленных прав на него, учитывая, что расчет задолженности за фактическое использование земельного участка произведен истцом на основании постановлений правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120, от 02.03.2015 N 135, постановлений администрации от 25.12.2009 N 3374, от 30.12.2011 N 2599 (с учетом изменений к ним), от 08.05.2015 N 911, суд, руководствуясь подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», требования удовлетворил в указанной части.

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 306-КГ17-3785 по делу N А55-1554/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые здания. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», установив, что заявления от уполномоченного органа муниципального образования — г.о. Самара и от муниципального предприятия г.о. Самара «Городской земельный центр» о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области не подавались, пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого отказа.

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 305-ЭС16-20089 по делу N А40-189771/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании права собственности на земельный участок. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что право собственности истца на спорный объект не возникло, следовательно, не подлежит защите путем предъявления вещного иска. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 304-ЭС16-19741 по делу N А67-8365/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании отсутствующими права собственности РФ и права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что сохранение в ЕГРП записей о правах ответчиков на нежилое строение, расположенное на земельном участке, препятствует истцу в реализации его права на безвозмездную передачу этого участка в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 77-КГ16-15 Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок. Обстоятельства: Истцам в регистрации права общей долевой собственности было отказано. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку, принимая и оценивая новые доводы административного ответчика, суд апелляционной инстанции фактически предоставил ему не предусмотренную процессуальным законом возможность рассмотрения дела в апелляционной инстанции по правилам судебного разбирательства в суде первой инстанции с представлением в материалы дела дополнительных оснований отказа в осуществлении регистрационного действия, отсутствующих в оспариваемом административными истцами решении Управления Росреестра.

Свои требования заявители мотивировали тем, что 18 сентября 2015 года они обратились в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <…> площадью <…> кв. м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <…>; к заявлению было приложено определение Елецкого городского суда Липецкой области от 27 июля 2015 г. об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о выделе доли из права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <…>. Решением Управления Росреестра по Липецкой области от 2 ноября 2015 года N 48/001/146/2015-59 в регистрации права общей долевой собственности Федоровой И.Г. и Плехановой С.И. отказано на основании пункта 2 статьи 8.1 и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что за регистрацией права общей долевой собственности обратились не все собственники (л.д. 14).

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации

Проект N 51720-4
в третьем чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации

Статья 1. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2001, N 21, ст. 2063) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 1 статьи 130 дополнить словами «, объекты незавершенного строительства»;

2) в статье 292:
в пункте 2 слова «не является» заменить словом «является»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.»;

3) в абзаце втором пункта 2 статьи 339 слова «об ипотеке, а также договор» исключить, слово «подлежат» заменить словом «подлежит»;

4) в пункте 4 статьи 340:
в абзаце первом слова «не распространяется» заменить словом «распространяется»;
в абзаце втором слово «отсутствии» заменить словом «наличии».
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Данный законопроект направлен на создание правовых условий для развития ипотечного жилищного кредитования, кредитования строительства жилья, а также развития рынка жилья в целом. Предлагаемые дополнения и изменения снизят риски и затраты на рынке жилья и ипотечного жилищного кредитования, создадут условия для привлечения дополнительных инвестиций в этот сектор экономики и позволят повысить доступность приобретения жилья для граждан.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) не содержит положений о том, что объекты незавершенного строительства являются недвижимым имуществом.
Однако, статья 25 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» гласит: «В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства».
Несмотря на это, практика применения ГК РФ и других законодательных актов о недвижимости дает достаточные основания для того, чтобы и статья 130 ГК РФ была дополнена указанием на этот новый вид недвижимого имущества — объект незавершенного строительства.
Необходимость его включения в перечень недвижимых вещей можно объяснить не только особой значимостью этих объектов для гражданского оборота, но и необходимостью в дальнейшем значительно детализировать их правовой режим, особенно вопросы ипотеки и регистрации прав на подобные объекты при кредитовании строительства (см. предлагаемые законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

2. В пункт 2 статьи 292 ГК РФ предлагается ввести норму о прекращении права пользования данным жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилой дом, квартиру или иное жилое помещение (далее — жилое помещение) к новому собственнику.
Целью данного изменения является создание максимальной привлекательности жилья на рынке недвижимости и снижения рисков ипотечного кредитования.

Предлагаемая норма направлена на регулирование отношений между собственниками жилых помещений и лицами, которые признаются членами семьи собственника (в силу чего они наделены правом пользования данным жилым помещением), а также приобретателями недвижимости.
В результате реализации данного законопроекта в законодательство будет введено дополнительное основание прекращения права пользования жилым помещением членом семьи собственника. Этим основанием будет являться переход права собственности на жилое помещение от прежнего собственника к приобретателю. В силу этого основания новый собственник вправе будет требовать выселения членов семьи бывшего собственника, так как жилое помещение перейдет к приобретателю без обременений.
Данная норма будет дополнена и развита в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, где будут установлены нормы, регулирующие взаимоотношения собственника жилого помещения и членов его семьи по пользованию принадлежащим ему жилым помещением.
Соответствующие изменения и дополнения предлагается также внести в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (см. законопроект).

3. Согласно действующей редакции пункта 4 статьи 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника и при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.
Данное существенное условие в правоприменительной практике значительно затрудняет оборот жилых помещений в целом и ипотечные правоотношения в частности.
Прежде всего, в силу пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.
Тем самым законодательно функции защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (в рассматриваемых случаях — жилищных) закреплены за их родителями, а не за органами опеки и попечительства.
«Презумпция о недобросовестности» родителей противоречит основам гражданского права.

В условиях отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих понятие нарушения интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, органы опеки и попечительства зачастую необоснованно запрещают отчуждение жилых помещений, не неся при этом никакой финансовой ответственности.
В тех случаях, когда органы опеки и попечительства все же выдают разрешение родителям на отчуждение жилых помещений, перед родителями ставятся условия, не всегда отвечающие интересам детей и не всегда исполнимые (одновременное приобретение другого жилья, зачисление средств на счет, открытый на имя ребенка, и проч.).
Таким образом, норма о получении в органах опеки и попечительства предварительного разрешения (согласия) на сделку не может рассматриваться как эффективный способ защиты прав несовершеннолетних. Законопроектом предлагается установить, что требование получения согласия органа опеки и попечительства распространяется лишь на отчуждение жилого помещения собственником, несовершеннолетние дети которого имеют право пользоваться этим жилым помещением в случае, если собственник ограничен в родительских правах или лишен их.
Предлагаемое изменение редакции пункта 4 статьи 292 ГК РФ призвано упростить регламентацию процедуры совершения сделок с жилыми помещениями и устранить возможность административных злоупотреблений. Соответствующие изменения предлагается внести в статью 77 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (см. законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

4. В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 339 ГК РФ договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению.
Нотариус удостоверяет сделки в соответствии со статьями 53, 54 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». При этом нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма, и разъясняет сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки, его соответствие требованиям закона. По желанию сторон нотариус может удостоверять и другие сделки.
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» также предусматривает, что договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 10 данного закона).

В то же время, в соответствии со статьями 131, 164 ГК РФ и статьей 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», органы регистрации прав также регистрируют договор ипотеки, и только с момента государственной регистрации договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу.
При регистрации сделок с недвижимостью орган по регистрации обязан, на основании статьи 13 указанного закона, проверять в том числе и законность сделки путем проведения правовой экспертизы предъявляемых документов.
Размер пошлины за нотариальное удостоверение сделки равен 1,5 процента от размера сделки, что ведет к значительному увеличению издержек при ипотечном кредитовании.
Таким образом, участники кредитования несут существенные материальные и временные издержки на прохождение сразу двух схожих процедур (нотариальное удостоверение и государственная регистрация), а в целом ипотечный кредит удорожается, что делает его менее доступным для широких слоев населения и, как следствие, мешает его развитию.
Исходя из этого, установление требования об обязательном нотариальном удостоверении договоров ипотеки, а также их государственной регистрации является неоправданным и обременительным для участников ипотечного кредитования, поскольку в настоящее время институт нотариального удостоверения во многом дублирует функции государственной регистрации.
Поэтому целесообразно исключить требование об обязательном нотариальном удостоверении договоров ипотеки, заключенных в обеспечение возврата кредита или целевого займа, предоставленного на приобретение или строительство жилого дома или квартиры. При этом возможность добровольного нотариального удостоверения сделки у граждан остается.
Соответствующие изменения предлагается внести в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (см. законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

5. В соответствии с пунктом 4 статьи 340 ГК РФ при ипотеке земельного участка предполагается, что здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке, не являются предметом ипотеки, если иное не предусмотрено договором.
Развитие рынка доступного жилья требует увеличения строительства жилья. Привлечение банковских кредитов на строительство требует адекватного обеспечения. Предлагается норма, при которой залог земельного участка предполагает залог зданий, строений, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, если иное не установлено договором. Данное предложение направлено также на предотвращение возможного «разрыва» прав на земельный участок и на объекты недвижимого имущества, на нем расположенного.

Принятие законопроекта требует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. предлагаемые законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Принятие законопроекта не требует дополнительных затрат из средств федерального бюджета на его реализацию.

Текст документа сверен по:
рассылка

admin