1266 ГК РФ

Статья 1266 ГК РФ. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

Новая редакция Ст. 1266 ГК РФ

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Комментарий к Ст. 1266 ГК РФ

Наука.

Автор заинтересован в полной неприкосновенности своего творения как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины, без разрешения автора, может быть нарушением его личных прав.

С.А.Беляцкин

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. По сути, в его содержание входит два правомочия: право на неприкосновенность произведения и право на защиту произведения от искажения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Право автора на неприкосновенность произведения не поставлено в зависимость от того, в лучшую или худшую сторону изменяется произведение в результате совершения действий, указанных в п. 1 ст. 1266 ГК РФ, достаточно самого факта совершения таких действий для квалификации действий соответствующего лица как противоправных.

Указанное не распространяется на критику произведения, однако следует отметить, что такая критика не может находиться «под одной обложкой» с произведением. В противном случае она может быть квалифицирована как «предисловие, послесловие, комментарий» и нарушать право автора на неприкосновенность произведения.

Одним из наиболее известных нарушителей права на неприкосновенность произведения в настоящее время является Д.Ю. Пучков (более известен под псевдонимом «Гоблин»), который снабжает аудиовизуальные произведения собственными комментариями, зачастую существенно изменяя само произведение.

2. Использование произведения автора после смерти зачастую может потребовать снабжение его комментарием, вступительной статьей и даже внесения изменений. Для этих целей законодатель устанавливает возможность совершения таких действий с согласия обладателя исключительных прав (наследника по закону или завещанию). Положения абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ устанавливают особенности выражения автором своей воли относительно судьбы произведения, причем не важно, делалось ли такое распоряжение на случай смерти либо оно было выражено просто в переписке как пожелание автора. Например, Стэнли Кубрик запретил переводить свой последний фильм «Eyes wide shut», но разрешил снабжать его субтитрами.

3. Защита произведений от извращений, искажений или иного изменения произведений в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ допускается только в том случае, если соответствующее действие порочит честь, достоинство и деловую репутацию автора. Отличие указанного способа защиты прав автора от предусмотренного п. 1 комментируемой статьи заключается в возможности применения мер, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, как опубликование опровержения.

Другой комментарий к Ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 1266 раскрывается содержание права на неприкосновенность произведения.

Для уяснения смысла указанного положения важен исторический аспект охраны неприкосновенности произведения.

В части 1 ст. 6 bis Бернской конвенции и устанавливается, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Исходя из этого, при регулировании вопросов охраны неприкосновенности произведений в национальных законах находила отражение одна из двух концепций: объективной (в соответствии с которой устанавливалась охрана произведений от извращений, искажений и иных изменений, способных нанести ущерб чести или репутации автора) или субъективной (безоговорочно запрещающей любые изменения) <1>.
———————————
<1> См.: Липцик Д. Указ. соч. С. 147.

Отечественное законодательство в процессе своего развития использовало обе эти концепции. Так, в ст. 480 ГК 1964 устанавливался запрет снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В пункте 1 ст. 15 Закона об авторском праве, напротив, вместо права на неприкосновенность произведения появилось право на защиту репутации автора, понимаемого как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Объяснением такой замены служило буквальное следование тексту упомянутой ст. 6 bis Бернской конвенции.

Однако такое изменение шло вразрез с общепринятым доктринальным пониманием принципов охраны неприкосновенности произведения и практикой применения ст. 480 ГК 1964. Указание на ущерб чести и достоинству вносит некоторую двусмысленность при толковании рассматриваемого положения Закона об авторском праве. Как трактовать любое изменение названия произведения? С точки зрения общепринятых принципов регулирования — как нарушение личного неимущественного права по охране неприкосновенности произведения. С точки зрения буквального толкования рассматриваемой нормы — в зависимости от признания (или непризнания) данного факта как способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это в равной мере относится и к другим частям произведения. Кроме того, возможны ситуации, когда внесенные изменения способствовали росту продаж экземпляров произведения и привлекли больший интерес публики. Это также не может рассматриваться в качестве достаточного основания для внесения подобных изменений. Главную роль при оценке пределов охраны неприкосновенности произведения должно играть усмотрение автора, его творческий замысел, а не «улучшение» произведения, увеличение объемов продаж и т.п. В этом смысле слова о способности «нанести ущерб чести и достоинству автора» становятся излишними, поскольку любое исправление или искажение произведения, против которого возражает автор, способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Поэтому при разработке проекта части 4 ГК было восстановлено право на неприкосновенность произведения, не предполагающее усмотрения какого-либо лица относительно наличия или отсутствия ущерба чести и достоинству автора при внесении исправлений или искажений.

2. Творческий замысел автора — понятие тонкое. К его искажению может приводить не только непосредственное исправление произведения (сокращения, дополнения, переделка отдельных частей), но и снабжение произведения «сопутствующими» материалами, которые не затрагивают непосредственно его содержания, но способны изменить восприятие произведения. Поэтому в абз. 1 п. 1 ст. 1266 устанавливается запрет без согласия автора не только изменять, сокращать и дополнять, но и снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В случае нарушения своего права автор может требовать изъятия соответствующих экземпляров произведения, запрета на их распространение в измененном виде, а также осуществления иных действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения его права. Но если помимо прочего внесенные изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора, он вправе предпринимать защиту своего права в соответствии со ст. 152 ГК (п. 2 комментируемой статьи).

При этом законом специально предусмотрена возможность требовать защиты чести и достоинства автора после его смерти любым заинтересованным лицом. Например, указанные иски вправе предъявить члены общества поклонников творчества известного автора.

3. После смерти автора ситуация, связанная с охраной неприкосновенности произведения, меняется. Право на неприкосновенность произведения прекратилось в момент смерти автора. Кроме того, невозможность снабдить произведение какими-либо авторскими материалами (авторским предисловием или послесловием) заставляет по-иному смотреть на охрану произведения. Поэтому закон предусматривает другие правила в отношении охраны его неприкосновенности.

Прежде всего, после смерти автора в случае законного его использования допускается снабжать произведение (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями, если при этом не наносится ущерб чести и достоинству автора <1>.
———————————
<1> Данный вывод вытекает из систематического анализа положений п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

В отношении изменений, сокращений и дополнений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 устанавливается, что обладатель исключительного права может разрешить их внесение только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Контроль за соблюдением правообладателем этих условий осуществляется лицами, указанными в п. 2 ст. 1267 ГК.

Даже правомерная переработка произведения может нарушить права автора

Согласно статьи 1266 ГК РФ, автор произведения имеет право на неприкосновенность своего творческого продукта.

Это право означает, что без его согласия никто не может вносить в такой продукт какие-либо изменения, сокращения и дополнения, снабжать продукт при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Закрепление за автором данного личного неимущественного права представляется оправданным, так как оно «страхует» автора от разного рода «вырываний из контекста», «выкидывания слов из песни», включений уточнений, дискредитирующих профессионализм творца и пр. Сюда же, кстати, можно отнести и редакторские правки, так как обнаруженные корректором ошибки в произведении могут являться вовсе не ошибками, а своеобразными авторскими допущениями (например, эрративами).

В то же время в соответствии со статьей 1270 ГК РФ одним из правомочий, составляющих исключительное право на произведение, является его переработка. Такое правомочие является имущественным и может предоставляться (передаваться) иному лицу.

Таким образом, возникает вопрос: как соотносятся между собой право на неприкосновенность произведения и право на его переработку? Не влечет ли переработка автоматического нарушения права на неприкосновенность? Где грань между этими правами?

Для ответа давайте заглянем в нормативку. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Иными словами в результате переработки должен создаваться новый продукт на базе старого.

Что же касается вмешательства, о котором говорится в статье 1266 ГК РФ, то в этом случае ничего нового не возникает, «все остаются на своих местах». По этому поводу хорошо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009:

«Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ)».

И вот теперь вроде бы как понятно, что есть переработка, а что неприкосновенность, и где между ними грань. Но преломим сказанное на конкретную ситуацию.

Допустим, дизайнер создал для компании макет визитки. Права на данный макет (дизайн) принадлежат компании. Вправе ли она внести незначительные корректировки в макет? Например, вместо двух полосок слева сделать одну жирную справа, а вместо небольшого синего кружочка справа нарисовать зеленый треугольник вверху? Что это будет: переработка или нарушение права на неприкосновенность произведения?

Ответ: если получившийся дизайн – новое произведение, только в основе своей имеющее существующее, то это переработка, нарушений нет. Если же вышедший результат ничем кроме как переделкой серии light не назовешь – перед нами нарушение права на неприкосновенность.

Отличный ответ, не правда ли? Такой ясный и однозначный J. Но, увы, определенность в этом вопросе может дать только непосредственное изучение двух вполне конкретных таких визиток, которое вероятнее всего, потребует проведения специальной экспертизы. Не имея в опыте данных визиток, любой ответ будет предположительным. И вообще интеллектуальное право часто имеет дело с ситуациями типа «с какого зернышка начинается куча зернышек». Можно даже сказать, что массовость таких ситуаций есть примечательная особенность интеллектуального права.

Итак, подытожим. Авторскому праву, помимо прочего, известны три понятия: произведение, производное произведение (новое на основе существующего) и, условно говоря, псевдопроизводное произведение (переделка, но отнюдь не новая). Они хорошо понятны как умозрительные понятия и часто совсем не понятны, когда обнаруживают себя в реальном мире.

Внесение в произведение изменений

Сегодня я наконец-то увидел всем известную социальную сеть odnoklassniki.ru «изнутри».

Глазами пользователя, так сказать.

До этого я видел только главную страницу.

Не буду говорить как обстоят дела с юзабилити, думаю все и так знают… или догадываются, по крайней мере. Кстати, пункта, уведомляющего пользователя, что он соглашаясь с регламентом согласен предоставлять свои данные, изображения и т.п.

Добрый день, я преподаю английский язык и решил написать учебник/ электронное пособие.

Учебник будет представлять собой сборник упражнений на основе материала из существующих пособий зарубежных авторов. Что нужно учесть при включении материалов других авторов в свой учебник, чтобы не нарушить авторские права? Можно ли использовать полный текст упражнений, написанных другими авторами?

Или следует внести изменения в тексты или.

Статья 480 ГК устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие–либо изменения как в само, так и в его название.

Кроме того, без согласия запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В связи с этим недопустимо включать в договор условие о том, что автор не возражает против изменений и дополнений, которые могут быть внесены издательством в текст.

1. Не допускается без согласия внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании после смерти автора лицо, обладающее исключительным на, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

admin