12.5 часть 1 КоАП

AlekseyGen ›
Блог ›
Всё о Тонировке. Права и законы. Часть 1.

Поводом для написания данной статьи, послужили многочисленные поиски ответа в интернете, на вопрос «Что же делать, что бы не получить требование» по тонировке. И на мое удивление, дельного руководства, я так и не нашел и решил написать свое; по скольку, за многолетний опыт езды с тонировкой изучил этот вопрос в доль и поперек. Я решил объединить в одну статью всю возможную информацию по вопросу тонировки и всё, что с ней связано: ситуации на дорогах России, реальные примеры уловок со стороны сотрудников гибб, виды требований, предписаний и всевозможная правовая информация, которая будет полезна, как любителям тонировки, так и просто желающим знать свои права участникам дорожного движения.

Содержание:
Глава 1. Вступление.
Глава 2. Часто задаваемые вопросы.
Глава 3. Все о требованиях и предписаниях. Почему они незаконны. Виды, примеры.
Глава 4. Требование незаконно.
Глава 5. Советы, как ездить с тонировкой и защитить себя от получения требования.
Глава 6. Составляем жалобы, идем в суд.
Глава 7. Заключение.

ГЛАВА 1. Вступление

Наступили тёплые, летние дни, снег растаял, трава позеленела. Вместе с солнечной погодой, приходит и пристальное внимание сотрудников гибдд, к темным стеклам автомобилей, так как день дольше, солнце садиться позже и заметить тонированное авто легче, плюс погодные условия располагают к замерам, ведь на солнышке не грех погреться и повыписывать штрафы за тонировку и неповиновение требованию сотрудника)
Готовь сани летом, как говорится, а в нашем случае, нужно подготовиться юридически, что бы в этот летний сезон, не остаться с прозрачными стеклами под палящим солнцем, а то и вовсе посетить кпз. Так же данная статья будет полезна абсолютно для всех, так как содержится информация по правам и обязанностям, как нашим, так и сотрудников. А свои права нужно знать, что бы не стать жертвой произвола по своей наивности и доверию.

Сразу хочу сказать, что я, чрезмерно тонируя свое авто и передвигаясь на нем, осознанно нарушаю пдд и готов понести за это ответственность, но по закону! А законное наказание за тонировку в соответствии со статьей КоАП РФ 12.5. часть 3.1.
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Все! Это единственная наказательная статья по тонировке. По закону, не больше не меньше – 500 рублей за тонировку и больше ничего. Никаких требований, предписаний и прочих хитростей.

Считаю не допустимым, практику сотрудников дпс, в принуждении снятия тонировки на месте и вручение неправомерных требований и предписаний. В законе про снятие пленки ничего не сказано, а это значит, что требование не может быть основано на законе и мы тем более не обязаны его выполнять. Об этом и пойдет речь.

Очень много статей на тему незаконности «требований». О том, что выписывать их физ. лицам незаконно; про беспредел сотрудников и тд… но мы же будем реалистами.
Эти статьи констатируют факт неправомерных действий сотрудников, но на деле: требования все равно выписываются, нас сажают на 15 суток, а оспорить в суде данные решения не представляется возможным, потому что суды принимают сторону органов и не хотят даже выслушивать законные доводы в нашу защиту. И людей реально сажают.

Так что же делать, что бы не посетить кпз? Как действовать в таких ситуациях ? Что говорить, какие у вас права, что думает по этому поводу закон, а так же, что происходит на дорогах на самом деле. Поговорим о том, что реально может помочь остаться с тонировкой и не уехать на 15 суток. Так же, что бы не быть голословным, буду закреплять все мои высказывания, основными выдержками из закона.
Начну с базовых аспектов, которые должен знать каждый водитель и тем более потенциальный клиент инспекторов)

Глава 2. Часто задаваемые вопросы.

1. Что грозит за чрезмерную тонировку?
За нарушение ГОСТ 32565-2013.
Предусмотрен лишь штраф в 500рублей. Статья КоАП 12.5.3.1. 500 рублей. На практике от досмотра автомобиля до ареста на 15 суток.

2. Что грозит за повторное нарушение?
В законе не прописано. Соответственно каждое нарушение имеет свой собственный отдельный состав и наказывается штрафом 500р.

3. Можно ли снимать работу инспекторов на камеру?

Сотрудников МВД при исполнении закон разрешает снимать. Ниже приведены нормы, разрешающие съемку.

Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»
Пункт 25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
(С 20.10.2017 введен новый приказ №664, в котором данный пункт исключили из регламента.
То есть раньше было прописано в их «должностной инструкции», что сотрудникам запрещается препятствовать съемки. Теперь этот пункт отменили, но законы, разрешающие водителям производить видеозапись остались без изменения, по этому абсолютно ничего не поменялось, сотрудники всё так же не имеют право препятствовать видеосъемки, об этом нам говорит закон. Читайте ниже)

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334
Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
6. Деятельность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти освещается в программах государственных телерадиовещательных компаний в равном объеме.

ФЗ №3 («О полиции»), Статья 8. Открытость и публичность

ФЗ №149, Статья 3 часть 3 («Об информации»)

Федеральный закон 273
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4. Могут ли меня заставить содрать тонировку?
— По закону требовать именно снять тонировку не имеют право (подробнее об этом поговорим ниже)
Не существует ни одной статьи и ни одного закона, обязывающего водителя добровольно снять пленку.
На деле пытаются заставить.

5. Каким образом они это делают?
После того, как вы согласились с правонарушением, а равно подписали постановление об Административном правонарушении (далее АП), сотрудник требует устранить причину правонарушения, ссылаясь на
Статью 13. Права полиции.
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

Имеют право требовать только прекращения, а не устранения. Незаконно движение на тс с тонированными стеклами! Получается, если он требует прекратить, то его требование вы выполнили. Вы остановились, значит нарушать перестали. Закон не дает право сотруднику требовать устранить пленку, так как наносить её на стекла закон не запрещает.
Так же требовать устранить причину правонарушения могут только по статье 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Относиться статья исключительно к юридическим и должностным лицам.
Данные требования физ. лицам незаконны и квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство».
Статья 19.1 КоАП РФ:
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

6. Могут ли мне выписать и протокол и постановление, несмотря на мое несогласие с нарушением.
Раньше было нельзя. После внесения поправки в статью, это единственное по закону верное оформление нарушения, при несогласии с обвинением.

КоАП РФ, Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.
(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

7. Могут ли меня привлечь по 19.3 за не повиновение законному требованию устранить тонировку и прекратить правонарушение?

По закону не имеют право, на практике привлекают и сажают.

Согласно ч 1 ст. 19.3 КоАП РФ , неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Но есть одно НО.
Ответственность предусмотрена за неповиновение именно законному распоряжению или требованию, см пункт выше.

Требование сотрудника ГИБДД устранить неисправность на месте является незаконным.
По закону в соответствии с пунктом правил 2.3.1 ПДД РФ, вы должны устранить неисправность на месте, но сотрудник не в праве требовать этого от вас. Он в праве выписать за это правонарушение штраф в 500 рублей и всё.
Еще раз, закон говорит, что водитель сам должен устранить, а если сделать это на месте не представляется возможным, например вы не умеете и боитесь повредить стекла, вы имеет право проследовать до места ремонта или стоянки.
Пункт 2.3.1 ПДД РФ
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления…
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств (именно к таким относится чрезмерная тонировка), водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Но, к сожалению, это мало кого волнует. Инспектора сами переиначивают законы и действуют, как им удобно. Все просто.

8. Могут ли выписать «Представление или Предписание»

По закону не могут. На практике выписывают.
Статья 29.13 (см. выше), которой сотрудники иногда апеллируют в требовании или предписании.
Статья разрешает выносить «Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения».
Предписания могут быть вынесены главными государственными инспекторами дорожного движения (коими инспекторы ГИБДД на дорогах не являются) в отношении юридических или должностных лиц.
Совершая не установленные законом действия, инспектор ГИБДД, как должностное лицо, занимается самоуправством.

9. Могут ли выписать требование в письменном виде?

Именно Требование могут. По скольку в законе не оговорено в какой именно форме сотрудник может требовать устранить причину, а это значит что может, как хочет: хоть устно, хоть письменно.

10. Что будет если выпишут требование.

Требование заносится в базу гибдд. При последующей проверки и выявлении наличия такового у вас, инспектор, оформит вас по ст 19.3. за неповиновение и отвезет в суд.

11. Подписывать требование и что будет в случае отказа?

Требование не подписывать ни в коем случае.

По сути инспекторы в присутствии понятых зафиксируют отказ от подписи и все равно занесут в базу. Но это может помочь вам психологически подействовать на сотрудников, так как с них спрашивают полностью заполненные бланки, а ваша подпись означает ваше согласие с подписываемым. Учитывая, что требование не является нормативным документом, законом никак не регулируется и не оговаривается, вы имеете право игнорировать данную просьбу.

12. Могут ли сотрудники отвезти в суд или посадить за тонировку?

По закону не могут. На практике делают и сажают.

Если вас остановили, пробили по базе и увидели выписанное ранее требование, которое по их мнению вы не выполнили, вас могут отвезти в суд для вынесения решения.
Если вас останавливают после 5 вечера, вас могут посадить в кпз до открытия судов, приблизительно до 11-12 часов вы можете сидеть там просто так.
Если в субботу, то отсидеть уже можно двое суток, в ожидании.

Статья 27.5. Сроки административного задержания
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

13. Каковы сроки истечения и сгорания требования.

По скольку само требование выноситься не по законом, соответственно нету регламента, в котором прописаны сроки. Из этого могу предположить, что требование может висеть в базе бессрочно.
Кто-то говорит, что 2 месяца, кто-то что 3. Только скорее всего это просто предположения. Мое мнение, что на сгорание рассчитывать особо не стоит. Точно сгорит по истечении года.

14. Имеет ли право сотрудник, после остановки, не представляться и не предоставлять свои документы вам для ознакомления.

Не имеет право. Обязан представиться и предоставить документы.

Абзац 1 и 5 пункта 20 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185:
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
Абзац 3 пункта 2.4 ПДД:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение. (п. 2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272)

15. Должен ли инспектор разъяснять вам ваши права и ознакомить нас с материалами дела?

Обязан.

КоАП РФ, Статья 25.1.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

16. Как правильно должны делать замер?
Про регламент замера писать не буду, сами почитаете, если интересно, скажу только то, что вы в праве потребовать составления протокола. Для замера инспектор обязан пригласить не менее двух понятых, которые подтвердят, показание прибора. Где он их достанет — его проблема. Если инспектор нарочно тянет время поиска понятых, не лишним будет напомнить ему, что согласно КоАП, протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП)

КоАП РФ, Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

17. Сотрудник нарочно задерживает вас и тянет время. ( Забрал документы и ушел разбираться с другими участниками движения)

Напомните инспектору, что он не имеет права вас задерживать на долгое время без протокола задержания. В соответствии со ст.28.5 КоАП

КоАП РФ, Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Если инспектор без оснований задерживает вас, сообщите ему, что он нарушает ваши права и свободу гражданина РФ и если он не прекратит данное правонарушение, вы вынуждены будете подать жалобу на него по статье 12.35, так же вы позвоните в службу доверия ГИБДД и сообщите о неправомерных действиях сотрудника. Данные инспектора должны быть записаны у вас.

КоАП РФ, Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Составление протокола не является мотивом задержания, т.к. задержание возможно для рассмотрения дела или исполнения постановления. Если ИДПС необоснованно затягивает процесс составления протокола, попросите его составить протокол задержания, дав понять, что мотива для задержания у инспектора нет.

18. Обязан ли я выходить из машины по требованию инспектора?

Если сотрудник просто предлагает без повода — не обязаны.
Водитель имеет полное право не покидать свой автомобиль, без веских на то оснований.
Основаниями могут послужить: Составление протокола на арест, на досмотр автомобиля, либо на отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ.

19. Осмотр и досмотр автомобиля

Если инспектор подменяет понятие «досмотр автомобиля» и «осмотр автомобиля» — он лукавит. Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла. При этом инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое сумки. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра. Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство».

Проще говоря, если хочет, что бы вы вышли из машины, требуйте протокол досмотра и двух понятых.
Если у вас нету времени, просто выйдите из машины и откройте багажник для осмотра. Чаще всего на этом все и заканчивается. Инспектор победил, вытащил вас из машины, самоутвердился и вас можно отпустить.

20. Что говорить, если просят устранить причину правонарушения и содрать тонировку?

Говорите строго, что вы не умеете этого делать и боитесь повредить стекло, что неумелое снятие пленки может повлечь повреждение стекла, что в свою очередь ограничит обзор и напрямую повлияет на безопасность движения. Вы имеете право в соответствии с пунктом 2.3.1 ПДД проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер безопасности.
Тем самым вас нельзя обвинить в умышленном неподчинении требованию сотрудника ГИБДД, а равно привлечь по статье 19.3 (неповиновение) не имеют право.

21. Что будет если ездить со съемной тонировкой.

По закону ничего не могут сделать, кроме как выписать штраф за движение с тонировкой. Даже если вы её на месте устранили. Выписывать требование уже не законно, так как вы все устранили на месте. На деле и требование выписывают и пленку отбирают и даже прикладывают её к стеклу и замеряют светопропускаемость)) вопреки всем законным нормам. Тут как повезет.

22. Могут ли отобрать пленку?

По закону не имеют право, на деле забирают. Как?

Угрожают изъятием «Орудия преступления».
Оформляют досмотр автомобиля, находят вашу пленку, прикладывают её к стеклу и выписывают штраф. Могут и требование о прекращении впять. Так же забирают тонировку. Ну тут вообще без комментариев.
Только вот не понятно, о каком орудие идет речь. Плёнка не является предметом правонарушения, она является условием при котором совершено правонарушение. Пленка у нас не запрещена и изымать вашу собственность не имеют право. Превышение д.п. и самоуправство. Автомобиль тоже по этой теории является предметом, с помощью которого совершено правонарушение, так почему бы не изымать сразу транспортное средство?)

Снимаем всё происходящее на видео и составляем жалобу на действия сотрудников по статьям
УК РФ, Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
УК РФ, Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности.

23. У сотрудника не оказалось при себе прибора и он просит вас проехать с ним до стационарного пункта для измерения.

Не имеет право. Можете смело слать его в вежливой форме.

Обвинить вас в правонарушении на глаз, он не имеет права, а прибора у него с собой нету, значит доказать он это не может и соответственно задержать вас оснований нету.

24. Законно ли требование устранить причину правонарушения?

Этого требует закон, за неисполнение грозит штраф 500 рублей. Если этого требует сотрудник, то незаконно, так как у него нету таких прав.

25. Стоит ли записывать разговор с инспектором на камеру?
Определенно да. Это ваша защита и барьер между вами и желанием инспектора говорить с вами в волной форме, так же безнаказанно творить беспредел. Видеозапись — единственное доказательство неправомерных действий сотрудника, которые могут вам помочь в дальнейшем.

26. Стоит ли бороться с произволом?
Обязательно. Чем больше жалоб на подобные действия получат контролирующие органы, чем больше будет прецедентов и выигранных судов по этому вопросу, тем меньше будет желания у органов нарушать закон и ставить себя выше водителей.

На этом закончу первую часть статьи, так как больше букв просто не влезает в один пост.
Спасибо всем, кто осилил и дочитал до конца, надеюсь, данная информация была для вас полезна.
Скоро выйдет продолжение, содержание вы можете прочитать в начале статьи.

Обязательно обсуждайте, делитесь своим мнением, а так же если у кого то возникли какие либо вопросы, не стесняйтесь и обязательно задавайте их! Постараюсь на всё отвечать, параллельно выкладывая информацию в блоге.

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

(Наименование в редакции, введенной в действие с 19 июня 2015 года Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 143-ФЗ.

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7 настоящей статьи, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2012 года Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 116-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(Часть дополнительно включена с 23 сентября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ)
4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
4.1. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2015 года Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 143-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ)
5. Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
6. Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ)

Комментарий к статье 12.5 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения по данной статье является безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан. Обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств.

2. При квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 12.5 необходимо установить, какие правила Основного положения по допуску транспортных средств к эксплуатации нарушены водителем. Часть 2 данной статьи говорит о правилах, относящихся к эксплуатации транспортного средства. Части 3 — 6 данной статьи, влекущие лишение права управления транспортным средством, введены Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ.

Запрещается эксплуатация транспортного средства в случаях нарушения герметичности гидравлического тормозного привода; нарушения герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов; утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер; наличия неисправного манометра пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов; необеспеченности стояночной тормозной системой неподвижного состояния; наличия неработоспособного устройства фиксации положения рулевой колонки; наличия неисправного усилителя рулевого управления или рулевого демпфера (для мотоциклов), предусмотренных конструкцией, или их отсутствия.

3. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства. Лицо, в распоряжение которого было выделено транспортное средство без возложения ответственности за его техническое состояние, не является субъектом данного правонарушения. Привлечение к административной ответственности лица за выпуск на линию технически неисправного транспортного средства квалифицируется по ст. 12.31 КоАП.

Другой комментарий к статье 12.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе транспортных средств см. п. 1 комментария к ст. 12.2. Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация, установлен приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).

Методы проверки определенных Перечнем технических параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Управление транспортным средством с нарушением требований и условий, установленных указанным Перечнем, за исключением управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (см. п. 2 настоящего комментария), квалифицируется в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

2. Согласно подп. 7.6 указанного Перечня транспортное средство должно быть снабжено исправным тягово-сцепным и опорно-сцепным устройством тягача и прицепного звена, а также предусмотренными его конструкцией страховочными тросами (цепями).

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств установлена ГОСТ Р 51709-2001.

Согласно подп. 1.2 — 1.5, 2.2, 2.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства в случаях:

— нарушения герметичности гидравлического тормозного привода;

— нарушения герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более через 15 минут после полного приведения их в действие; утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер;

— наличия неисправного манометра пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов;

— необеспеченности стояночной тормозной системой неподвижного состояния:

транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16% включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23% включительно;

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31% включительно;

— наличия неработоспособного устройства фиксации положения рулевой колонки;

— наличия неисправного усилителя рулевого управления или рулевого демпфера (для мотоциклов), предусмотренных конструкцией, или их отсутствия.

Управление транспортным средством с нарушением указанных требований квалифицируется в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи.

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем — согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 12.5 КоАП, — сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, — в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

4. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения, определенным п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», совершение лицензиатом — индивидуальным предпринимателем рассматриваемых правонарушений квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной данной статьей КоАП (см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления данными органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Поскольку соблюдение лицензиатами действующего законодательства в области дорожного движения, в том числе и Правил дорожного движения, относится к лицензионным требованиям и условиям, во всяком случае в качестве их грубого нарушения лицензиатом следует рассматривать совершение административных правонарушений, влекущих лишение права управления транспортным средством.

Статья 12.5. КоАП РФ. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Объектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в управлении транспортным средством при наличии неисправностей и условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в ч. ч. 2 — 6 настоящей статьи. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.) техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ст. 16). Требования к техническому состоянию транспортных средств изложены в приложении к указанным выше Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. Приложением определен Перечень, которым установлены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

3. Объективная сторона правонарушения, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, заключается в управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) и тем самым в нарушении запретов, установленных п. 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.).

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, заключается в нарушении требований п. п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортного средства, на передней части которого установлены световые приборы красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим которых не соответствует конструкции транспортного средства.

5. Объективная сторона правонарушения, указанного в ч. 3.1 данной статьи, выражается в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с п. 7.3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», в отношении светопропускания стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, применяются требования пункта 3.5.2 приложения N 5 к Техническому регламенту, согласно которым светопропускание ветрового стекла должно составлять не менее 75 процентов, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) — не менее 70 процентов.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи, выражается в нарушении требований п. 11 Основных положений, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами.

7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 5 данной статьи, заключается в нарушении положений раздела 3 «Применение специальных сигналов» Правил дорожного движения Российской Федерации, которые предоставляют право использовать во время движения специальные световые или звуковые сигналы только водителями транспортных средств, оборудованных специальными сигналами. Указом Президента РФ от 22 сентября 2006 г. N 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» определен Перечень служб, транспортные средства которых при наличии на наружных поверхностях специальных цветографических схем оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. N 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» (с изм. и доп.) — Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств. Порядок выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов определен Приказом МВД России от 19 февраля 2007 г. N 167 «О порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изм. и доп.) (БНА ФОИВ. 2007. N 13).

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 рассматриваемой статьи, заключается в нарушении требований п. 11 Основных положений, запрещающих эксплуатацию транспортного средства с неправомерно нанесенными на их наружные поверхности специальных цветографических схем оперативных служб. Требования к цветографическим схемам соответствующих транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

9. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются водители транспортных средств.

10. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью, а правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 — 6, могут быть совершены только умышленно.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. ч. 1, 2 и 3.1 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем. Составы административных правонарушений, содержащиеся в ч. ч. 1 и 3.1 данной статьи, могут рассматриваться также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание (ст. 23.3). Составы административных правонарушений, предусмотренные ч. ч. 3, 4 — 6, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

admin