12 16 1

Комментарий к Ст. 12.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 — 7 ст. 12.16 КоАП РФ и другими статьями гл. 12 КоАП РФ. В частности, по ч. 1 комментируемой статьи квалифицируются действия водителя, совершившего поворот направо в нарушение требований дорожных знаков 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и дорожной разметки 1.11 при въезде на автостоянку, автозаправочную станцию или иную прилегающую к дороге территорию либо при нарушении водителем знака 3.1 «Въезд запрещен» и разметки 1.11 при выезде с такой территории.

2. Действия водителя, связанные с поворотом налево или разворотом в нарушение требований дорожных знаков или разметки, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ (например, нарушение водителем при осуществлении указанных маневров требований, предписанных: разметкой 1.1, 1.3, 1.11, 1.18; дорожными знаками 4.1.1 «Движение прямо», 4.1.2 «Движение направо», 4.1.4 «Движение прямо или направо», 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 6.3.1 «Место для разворота», 6.3.2 «Зона для разворота»).

3. Нарушение водителем требований любого дорожного знака, повлекшее движение управляемого им транспортного средства во встречном направлении по дороге с односторонним движением, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ (например, нарушение требований дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен», 5.5 «Дорога с односторонним движением», 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением»).

При применении этой нормы следует иметь в виду, что, исходя из содержания п. 8.12 Правил дорожного движения, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Нарушение водителем указанных выше условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. По этой же норме следует квалифицировать действия водителя, выехавшего задним ходом на дорогу с односторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке, — также и по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ (см. п. 8.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).

4. В ч. 3.1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 этой статьи (движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением).

5. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, образует несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи. Речь идет о нарушении водителем требований дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» (запрещаются остановка и стоянка транспортных средств), 3.28 «Стоянка запрещена» (запрещается стоянка транспортных средств), 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» и требований дорожной разметки 1.4, обозначающей места, где запрещена остановка, или разметки 1.10, которой обозначены места, где запрещена стоянка.

6. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, заключается в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 этой статьи, в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

7. В ч. 6 анализируемой статьи предусмотрена ответственность водителей за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых автотранспортных средств, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи. К таким знакам относится знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Знак запрещает движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин. Вместе с тем этот знак не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей.

8. Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, образует объективную сторону состава административного правонарушения, установленного в ч. 7 этой статьи.

9. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств, их действия характеризуются умышленной формой вины.

10. При совершении нарушений, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ, транспортное средство задерживается (ст. 27.13 КоАП РФ).

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). Дела по ч. 3 комментируемой статьи рассматриваются судьями в случае, когда должностное лицо Госавтоинспекции, к которому поступило соответствующее дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела о нарушениях, квалифицируемых по ч. ч. 1 и 2, а также ч. ч. 4 — 7 комментируемой статьи, уполномочены рассматривать сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

12. Протоколы о соответствующих административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Остановка либо стоянка в местах, где это запрещено

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Если водитель решит остановиться или припарковать свое авто там, где этого делать нельзя (кроме случаев, описанных в части пятой анализируемой статьи), то ему придется заплатить штраф в размере 1500 рублей.

Области проезжей части, где можно останавливаться или размещать автомобиль на продолжительную стоянку (таковой считается остановка, длящаяся более 15 минут), обозначены специальными знаками и/или разметкой.

Также на отдельных участках улиц и дорог устанавливают соответствующие запрещающие знаки. Их зоной действия считается пространство до ближайшего пересечения с другой дорогой или до другого знака, отменяющего действие того, что был установлен ранее.

Водители также не имеют права останавливаться на следующих участках проезжей части:

  1. Трамвайные пути – если моторное ТС станет препятствием рельсовому.
  2. Тоннели, эстакады, ж/д переезды, мосты, а также пространство под этими конструкциями – этот запрет перестает действовать, если проезжая часть содержит три и более полос в одну сторону: в таком случае можно использовать крайний правый ряд (если там нет запрещающих знаков или других условий, делающих стоянку и/либо остановку невозможной).
  3. Вблизи линий разметки – если от сплошной (за исключением линий, обозначающих край проезжей части) либо разделительной полосы до противоположного края дороги, с учетом припаркованного авто, будет меньше 3 метров дистанции. Это минимальный безопасный интервал, чтобы другие водители могли объехать препятствие без риска столкновения со встречным транспортом.
  4. На пешеходных переходах и на дистанции ближе 5 метров до них – это правило подразумевает, что водитель может остановиться на правой половине дороги сразу же, как только проедет пешеходную «зебру».
  5. В условиях недостаточной видимости – чаще всего это зоны перед поворотами и участки с резкими рельефными изменениями (подъем либо спуск), в которых обзор хотя бы в одну сторону меньше ста метров. Обычно такие отрезки дороги обозначаются специальными предупреждающими знаками. Водитель не имеет права совершить здесь остановку либо стоянку, однако может воспользоваться обочиной – так он не станет неожиданным препятствием для остальных участников движения.
  6. На перекрестках и ближе пяти метров от них в обе стороны (кроме трехсторонних перекрестков, пересечений со сплошной разметкой либо полосой, разделяющей противоположные потоки машин).
  7. На транспортных остановках в городах и в местах, где стоят машины, оказывающие услуги такси, – останавливаться можно за 15 м до этих объектов. Расстояние отсчитывается в обоих направлениях от разметки, которой обозначены зоны остановки общественного транспорта или такси, либо от соответствующих дорожных знаков. Однако водитель может остановиться в нарушение этого пункта, если ему нужно оперативно высадить пассажиров. При этом он должен удостовериться, что не станет препятствием для пешеходов и других ТС.
  8. Если своей остановкой ваш транспорт перекроет обзор светофора и/либо дорожного знака для водителей, станет препятствием для передвижений пешеходов либо перекроет въезд/выезд другим ТС. Особенно актуально данное условие для грузовых авто и другого крупногабаритного транспорта.
  9. На полосах, по которым перемещаются велосипедисты, — такие участки обозначаются соответствующим символом колесного транспорта и стрелкой, указывающей, в какую сторону осуществляется движение.
  10. На главной дороге за границами населенного пункта (это может быть перечеркнутый знак (графическое обозначение города) или табличка с названием) – для остановки и/либо стоянки водителю в такой ситуации необходимо использовать обочину.
admin